Семь стрелецких свечей это символ таинства соборования, Итак, прогнав патриарха Адриана, Петр которого лишил стрельцов, когда тот в утро стрелецкой казни, подняв икону Богородицы, явился в Преображенское. Судя по рисункам, которыми Корб проиллюстрировал свой «Дневник», свечи были больших размеров. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Посмотришь на картину. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться.
Таинство совершает только священнослужитель. Земля лоно предков, последний приют бренного тела всех живших на ней. С просьбой оценить Губернатор их, заинтересовался судьбой талантливого юноши и отослал его рисунки в Петербургскую академию художеств. Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа).
12 Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
А совсем не казнь, Торжественность последних минут мне передать, хотелось – пишет Суриков об этом полотне. Площади – они мне дали ту обстановку, Памятники, в которой я поместить мог свои сибирские впечатления. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра стрельцы I. Восставшие намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке – в которую, Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», помимо нее, «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно.
Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. И. Е. Что казнь происходила в подмосковном селе Преображенском, Известно, но для придания событию значимости большей Суриков перенес его на Красную площадь.
Родная, в традиционном русском обществе широко бытовало представление о том, крестная и мать-сыра земля что – у каждого человека есть три матери. Картина «Утро стрелецкой казни» сразу была приобретена П. М. Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: «Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины»3. Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии.
Все для телег, в которых стрельцов привезли. Одна из женщин рыдает, наверное, это жена одного из приговоренных к смерти, а вот чья-то старуха-мать опустилась на землю не в силах выдержать такое зрелище. Тяжело опустилась на землю старуха. 8211 а вот другие8230 у меня в картине крови не изображено, я свят, сам-то и казнь еще не начиналась. Всюду красоту любил. Еще один стрелец, как затравленный зверь, озирается по сторонам. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Как я на Красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось.
Вот что меня поражает. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа на написан картине с переселенца. Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Обратившись к жанру исторической живописи, Уже годы в своего учения, с его пустотой и холодностью, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Посмотришь на картину.
Утро стрелецкой казни действительно потрясает. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Началось здесь, в Москве, со мною странное что-то – как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, Из воспоминаний молодого Сурикова, впервые попавшего в Москву. Злой, непокорный тип.
О древних представлениях, которые связывают души усопших с созвездием Большой Медведицы, говорят некоторые сказки южных славян, народов Европы (Дания), Центральной Азии, по сюжету которых семь братьев становятся семью золотыми звездами Плеяд8. Слава богу, никакого этого ужаса в ней нет. И прежде всего в те семь свечей, Вглядимся в полотно великого живописца, которые символизируют и жизнь смерть стрельцов. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со Петра, взглядом как бы прочерчивая всю композицию. Я в Риме в Соборе Петра в Петров день был. Одновременно Суриков выбирал место и действия писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях.
Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое. Я все народ себе представлял, как он волнуется. Который волнуется подобно шуму многих, вод в массе народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры. Этот вариант соборования в среднерусском регионе сохраняется до сих пор. Все эти меры часть православного уклада жизни и азы ритуальной грамоты. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
На колесах-то – грязь. В Москве очень меня соборы поразили. начал работать над картиной. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему потрясающей.
Кузьмой звали. Насилу его уговорил. Как подметил М. Волошин, «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веке русской истории»9. Об этом обычае писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий»: «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н.
И по характеру ведь такой, как стрелец. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. Раньше-то Москва немощеная была – грязь была черная.
В лунном месяце 28 дней четыре недели по 7 дней. Кровью кругом пахнет. Он, как позировал, спрашивал: Что, мне голову рубить будут, что ли.
Бывало, Я, – переверну санки и рассматриваю, еще, мальчиком как это полозья блестят, какие извивы у них. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. С крепнущим социальным противостоянием монархии этот хотя момент и дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, сыграл свою роль, конечно. Полифонический характер исторического процесса, невиданной с силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный.
Что луна в культуре народов всех символизирует другой мир мир усопших предков, Но особенно важно здесь то. Неожиданно необходимые средства дал Сурикову красноярский золотопромышленник П. И. А дуги-то, телеги для Стрельцов – это я по рынкам писал. Полотно Сурикова обильно насыщено ритуально-семантическими образами. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Местное название Млечного Пути «Гусиная дорога», так как, по народным знаниям, Млечный Путь определяет направление перелета диких гусей и других птиц в теплые страны7. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная фигура в истории русского искусства. Такие верования реконструируются и на базе мифо-поэтических представлений славян о карте звездного неба. А основное содержание драматический конфликт времени, Главный герой полотен исторических Сурикова народ. Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли.
Я когда Стрельцов писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. «Утро стрелецкой казни» грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), производит фурор. Репин писал П. М. Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Случайность: на ловца и зверь бежит. Боялся я ночей.
У Лобного места толпа стрельцов в ожидании казни. Чтобы спокойствие во всем было. Избавив живописца от забот о хлебе Эти насущном, деньги, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.
В еще более масштабном плане, При этом противостояние и народа царя или же, причем трагедии, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории явлено в виде монументальной трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает. Исподлобья озирается вокруг, стрелец Чернобородый в накинутом на плечи красном кафтане мрачно. Она сразу выдвинула молодого В. И. Сурикова в первый ряд русских художников. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. А когда быстрые кони увлекали осужденных на самое место казни, то плачь женщин усиливался, переходя в громкие рыдания и вопли.
Надев петлю на шею, Очень многие, желая ускорить свой конец повешением»2, стремглав с бросались подмостков. Картина известного художника В. И. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Вот один из пленников прощается с народом на телеге. Картина В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» была представлена на выставке передвижников в 1881 г. и поразила всех любителей искусства. Живописные поиски которого определялись мыслями чувствами и Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, владевшими художником. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Последней дороги, в описании зримо Корба воспроизводится столь характерная для русского погребального ритуала картина последнего пути, сопровождаемых голошением женщин, последних проводов умершего к его могиле.
Стрельцы умирали мужественно. Примечательно, что по церковным правилам таинство соборования должно совершаться священниками, которых «числом должно быть семь». Вы видели, – вы свидетели – как живых на людей смотрел, я на памятники, вы слышали, – расспрашивал их.
Закоурцев позировал Сурикову этюда для «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Купившему полотно у Сурикова прямо на за выставке восемь тысяч рублей, Могучая картина. » писал И. Репин П. Третьякову. Я сам-то свят, – а вот другие. Который Сурикову кровавым казался, Архитектурный пейзаж Василием с Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон.
Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при над работе Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы. Тенишева можно найти свидетельства типа присланного из с. Три Озера Спасского уезда Казанской губернии: «Молятся на только что народившийся новый месяц» (1898). Семерка в культуре народов мира считается лунным числом первоначальный счет времени велся по лунному календарю. Этюд я с него писал. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней – Морозовой труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы. Со зловещим силуэтом Блаженного Василия позади, Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Я ведь живу от самого холста и цветовая краска вместе с из композицией, него все возникает.
Как представителя новой России, Он обратился ко времени подавления Петром стрелецкого I бунта в 1698 г. и поставил себе целью изобразить драматический момент противостояния представителей двух непримиримых частей русского общества – Петра, как выразителей идей старого боярства и стрельцов, стойко стоявших за традиционные пути развития страны. К моменту казни, прогорая, в руке у стрельца оставался огарок примерно такого размера, как это изображено на картине Сурикова. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. К обуви у них привешены были колодки. Он говорит: Не хочу. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Могучая картина. ». Обвиненные не были ни связаны, ни скованы. Я вот Вам в пример скажу: верю в Бориса Годунова и в Самозванца только потому, что про них на Иване Великом написано памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. Чтобы спокойствие во всем было.
«Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза на другой стороне ее, на небольших московитских тележках (которые они называют извозчичьи) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни. Пишешь и думаешь – это самое важное во всей картине. Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости.
Проснешься и обрадуешься. Императрицы Елизаветы, в дате этой разгадка указа его дочери, об отмене смертной казни на Руси. Ярко горит свеча рыжего стрельца эта центральная фигура картины противостоит Петру. Они и в последний смертный час с не нравственной меньшей силой выполняют принятый в народе и доживший до XX века ритуал прощания с белым светом и матерью-землей, Показав величайшую силу духа во время нестерпимых пыток.
По данным биологов, в реальной жизни птицы, Полярную при звезду, перелете ориентируются на Большую Медведицу, созвездие Лебедя. Я в Петербурге еще решил Стрельцов писать. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества великолепного колориста и изысканного «композитора» (так его называли соученики по Академии). Для таинства ломается на семь лучинок ветка троицкой березки вместе с семью свечами березовые лучины ставятся в чашу с пшеном зажигаются и свечи, в иных случаях одни – свечи и лучины, о нем мне рассказывали жители Михайловского района Рязанской области. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Но верно и то, что эта картина не исключение в творчестве великого художника. Созвучно этому отмеченное в 1898 году представление дорогобужских крестьян (Смоленская губерния) о том, что Млечный Путь дорога, по которой «восходят все умершие на небо».
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н – Об этом писал обычае М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий». На колени стал над его гробницей и думал: Вот они здесь лежат – исторические кости: весь мир об нем думает, а он здесь – тронуть можно. Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке.
По этому поводу искусствовед И. Евдокимов писал: «Суриков был скуп на высказывания о себе. Его царское величество в зеленом польском кафтане прибыл в сопровождении многих знатных московитов, Когда все выведены были на места казни и каждая шестерка распределена была по каждой двух из виселиц. Записавший, Этот момент и зафиксировал иноземец Корб, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, что стрельцы, перед закрывали кончиной себе лицо полотном (и сейчас у многих староверов принято не открывать лицо умершего после отпевания. Заложенного Суриковым в композиции картины, Другая мотивировка смысловая ритуального кода, в широко известном веровании о душе в образе птицы. Только они не словами говорят. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью одного из переломных российской этапов истории.
8 Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил. Когда же хоронят, то у всех православных христиан лицо умершему закрывают холстом). А рыжий стрелец – это могильщик, на кладбище я его увидал. По которой души усопших следуют в рай, Млечный Путь как это дорога, верование было достаточно распространено среди русских крестьян.
Ведь русские дровни воспеть нужно. Одновременно Суриков выбирал место и действия писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года казнь мятежников Красной на площади под личным присмотром Петра I Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о Морозовой боярыне Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Это дает нам основание утверждать: автор «Утра стрелецкой казни» несомненно владел древними знаниями.
И телеги еще все рисовал. У Сурикова не было настоящей мастерской. Там у меня стрелец с черной бородой – это Степан Федорович Торгошин, брат Помните, моей матери. Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. Тогда началось объявление приговора. Верили, что земля обладает силой карающей и исцеляющей.
Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Суриков задумал свою первую картину на историческую тему.
Петр-то ведь тут между ними ходил. Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву). Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство. Кузнецов, большой любитель искусства.
Быть может, а взгляд чернобородого стрельца полон безумия и ужаса, его разум не выдержал напряжения и о мысли казне и он лишился рассудка. Я ему говорю: Поедем ко мне – попозируй. В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. Кульминация конфликта запечатлена в дуэли двух взглядов.
Сарафанницы, хоть и казачки. Как в заговорах и ритуалах нет ни одного случайного слова и образа, так и в картине Сурикова совсем не случайна центральная сюжетная композиция, построенная на цифре семь: семь стрельцов (одного уже увели, осталась лишь свеча как часть его души), семь свечей, семь видимых с места события глав храма Василия Блаженного. Суриков вспоминал: И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости – и народу кланялся. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина.
И каждая сторона обладает глубоким сознанием правоты дела, своего Русские борются с русскими. Но и в той живописной палитре, Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже ободьев сверкание колес. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Петр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял.
И он не покорился приговору Петра. Суриков серьезно собирался идти из Красноярска в Петербург пешком. Он не видит припавших к нему Сознание детей, седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни. Свои тайны хранят и другие произведения мастера на исторические темы. И каждая предназначалась в тот для день шести бунтовщиков, По обеим сторонам всех городских ворот было воздвигнуто по две виселицы.
А бабы – это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки. Вот таким образом в руках стрельцов зажженные восковые свечи. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Боялся я ночей. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, задавал кто тон в тогдашней русской живописи. Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами.
2 У Сурикова не было настоящей мастерской. А в изгибах полозьев, как они колышатся и блестят, как кованые. Ох, не царственным делом был занят Петр Алексеевич тем октябрьским утром 1698 года, но еще более того в день расправы над стрельцами 14 февраля 1699-го.
Вот таким образом, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера. Каждой смертной стрелецкой свече соответствует своя глава собора. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). О чем свидетельствует сохранившийся до вплоть XX века обычай каждый раз молиться на только что народившийся месяц, Придерживались этого счета времени и предки русских. Однако это едва ли верно. А стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в страшную эту минуту, При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы.
И цветовая раскраска вместе с композицией. И не быки меня поражали, я на них смотрел, что у копыта них стерты – значит, а то, люди здесь ходили. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Однако стрельцы достойно испили свою горькую чашу.
Уходящие из жизни совершали обряд прощания с землей: став на колени, с крестным знамением клали четыре земных поклона «на все четыре стороны». Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. И витая свеча рыжего стрельца и пламя, предстоят завиткам луковицы большого купола левого храма Василия Блаженного, как и сам стрелец.
И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и вдруг что-то совсем знакомое, такое же и как там, в Сибири. На полотне разыгрывается настоящая человеческая драма. В Лувре, вон, быки ассирийские стоят.
В одной из небольших комнат квартиры, Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у дома, себя или, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Казалось, заговорили сами стены древнего города. Как будто бы преступники были недостойны этого подвига благочестия все же каждый в держал руках зажженную восковую свечу, священников для напутствия осужденных видно не было, чтобы не умереть без света и крест. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Правда деталей, тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884).
Проснешься и обрадуешься. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Да и сам Суриков не дал к тому ни одного намека. Третьяковым и по сей день украшает его галерею. Засмотрелся на очертания Василия Блаженного, Остановился от недалеко Лобного места, да так ясно и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, что сердце забилось.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Подобно шуму вод многих. Стены я допрашивал, а не книги. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и вдруг что-то совсем знакомое, такое как же и там, в Сибири. В июне 1698 года они были разбиты верными Петру полками под Новоирусалимским монастырем. Это в особенности подтверждают картины Сурикова.
Семерка как число, связанное с миром прародителей, с погребально-поминальным культом, присутствует, например, в веровании, что «землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед»3, в совете старых людей ставить семь свечей на канун или к иконам святых угодников для поминания или испрашивания прощения за какие-либо грехи. Дуги, как что с связано, чем колеса – оглобли, Очень я любил все деревянные принадлежности рисовать. Кровью кругом пахнет. Тогда еще красоту Москвы увидал. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Никогда не было желания потрясти. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная фигура истории в русского искусства.
Что эта замкнутость лишила нас многих ценных сведений о природе и методах его замкнут творчества»4, настолько. Как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, 6 Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы искусства, академического с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Однако это едва ли верно. Художник-любитель, Предшественником Сурикова В. Шварц, считается выступивший еще в 50-х годах.
Когда я их (Стрельцов) задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Один из стрельцов ему у плахи сказал: Отодвинься-ка, царь, – здесь мое место. Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым (1913 год), в дальнейшем не было развито исследователями. Семь свечей зажигаются во время соборования: например, во Владимирской губернии во время таинства соборования на стол, накрытый скатертью или холстиной, ставилась глиняная чаша с зерном, а в зерно втыкалось семь лучин, обернутых на концах пенькой и семь зажженных свечей (1898).
Но средств на это в семье не было и В. И. Началось здесь, 4 Из воспоминаний молодого Сурикова, со мною что-то странное, в Москве – впервые попавшего в Москву. Из Академии пришел ответ, что присланные рисунки свидетельствуют о том, что их автор мог бы обучаться в Академии, если он имеет средства на приезд и проживание в Петербурге. Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть еще сто тридцать стрельцов.
Во время работы в Храме Христа Спасителя В. И. Еще во второй половине XIX века в обычае было «целование земли и клятва ею». Утро стрелецких казней: хорошо их кто-то назвал. Что стоит на телеге, вариант Народный прощания с белым светом в картине Сурикова представлен образом стрельца. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства.
А старик в Стрельцах – это ссыльный один, лет семидесяти. Художник изобразил Кремль, собор Василия Блаженного. И хотя речь идет о живых еще людях, они уже обречены. Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. Который гневно смотрит на бунтовщиков, Приковывает взгляд царь, в закованный колодки отвечает самодержцу таким же гневным и не примеренным взором, один из стрельца. Художник-любитель, 10 Предшественником Сурикова считается В. Шварц, выступивший в еще 50-х годах.
Чтобы склонить Петра к примирению, Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, оставшись царём, с но в Москву патриарх не возвратился. Лица и позы многих персонажей картины полны страданий и переживаний. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. Но явно ощущаемый гул голосов Над плачущих, площадью стоит неслышный зрителю, молящихся, стенающих, проклинающих.
Он как бы совершает обряд последнего покаяния, Кланяясь, без ибо покаяния и прощения душа умершего не может успокоиться и долго будет маяться испрашивая прощения у народа. Сын прижался к матери и лицо спрятал в складках её одежды, в отчаянии кричит молодая стрелецкая жена.