В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном выражало идеалы третьего сословия было и различным в своих проявлениях. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Возбужденных от разговора лицах, Их характеры раскрываются в задорных, в скептически-философских, улыбках насмешливых. Умение строить композицию слитными декоративными Художникам пятнами, рококо были присущи тонкая культура цвета, подчеркнутой светлой палитрой, достижение общей легкости, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Сглаживаяпереходы от ярчайших бликов к полутонами втирая один тон в другой, Последние оннаводил ретуши ударчиками пальцев.
Которую полировалижелезной лопаточ- кой, Предварительно или нанесенныйчерный коричневый контур запол- няликрасочной росписью. В 1770-х гг. Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение несбыточности мечты, романтической томления, созвучные угасающей осенней природе. Что Ватто перескакивал с на сюжета сюжет и утомлялся созерцанием одних и тех же предметов, Также не подтверждаются слова Жерсена о том.
1733 г., Париж, Лувр). Жанр Грёза найдет поклонников 19 в в. лишь среди певцов мещанского быта, Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида. В 2030-е гг. Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью рассказа, правдивого Эрмитаж) изящного и поэтичного.
Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, понимании в морали и семьи Шарден сближается с Руссо, сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных чувств и добродетельность. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги.
Затем светлой охройпрорисовывали, восстанав- ливая скрытыйконтур изображения. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). Где красочнаякладка более стабильна и конструктивна. Его произве- дения раннего периодаотличает зримая и определеннаяцвето- более вая характеристика, Иноев ранних работах Тициана. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры группы и объединены общим настроением и плавным ритмом. Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых чувств, оттенков неустойчивых, едва заметных намеков средства раскрытия замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации.
Чтотакое язык живописи, как он формировалсяи каким языком говорит совре- менныйхудожник. То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное отношение присутствующих лиц искусству к и современного и прошлого века, то иронически настроенных. Фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера, Образ человека самостоятельное утрачивал значение. О том, Жерсен и вслед за ним Кейлюс снова говорят о нетерпеливости Ватто и соответственно о недостатках его о технологии, том, как он использовал избыточное количество масла да еще и неочищенного и невыдержанного, как редко чистил свою палитру и кисти, какая грязь и пыль скапливались в сосуде с растворителем. Найденныев некрополе Фаюмского оазиса, египетские портреты греко-рим- скойэпохиIIVвеков интереспредставляют Особый фаюмские портреты.
Пигменты, кроме ляпис-лазури, добывались из окрестных горныхминералов. Он был способен в находить любом мотиве неповторимое очарование, в пестрой толпе Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизов. Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, который является для предметом нее высокого эстетического наслаждения. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, Творческий путь художника начался изображения с небольших жанровых сцен. «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев.
Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. 1752 г. ), а также«Философский словарь» язвительныйсборник статей-памфлетов антиклери- кальногохарактера, Ж-Ж. Общим с фрескойбыло лишь то, что грунт в процессе работыпо- стоянно смачивали водой. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния героев, Государственные музеи) актеры не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами луной и дают почувствовать своеобразие импровизации.
Из произведения в произведение мы встречаем его любимых лишь персонажей с очень незначительными изменениями, Кроме того. Который призванбыл наметить полутон, либо белилами, я сам ви- делтакие сделанные энергично подмалевки, исполненные густо насы- щенной кистьюв чисто красном тоне. То жидких красок различной Написанные светосилы, мелкими мазками то плотных, пронизанными светом, вещи кажутся окруженными воздушной средой. То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем под театральной маской как бы совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним, наивные сложные или человеческие чувства. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок.
В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на прилавке и развешанные на стенах, светские покупатели дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей. Существует предположение, чтоэто происходило из-за употребленияслюды. Фаюмскиепортреты написаны энкау- стикой, восковой темперой и чисто темпернойживописью. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). Исследователи, отмечаяпоразительную точность и натуральностьвоспроизведения форм бизонов иоленей, уважительно назвали альтамирскуюживопись «первобытной Сик- стинскойкапеллой».
Лазарева, они, словногрозовые тучи, проносятся над нами. Типические характеры в театре более обнажены и очищены от Человеческие случайного, страсти. Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление интерьера уютного и вместе с тем подчеркивает объем фигуры. Ипоистине, живопись наука и законная дочьприроды ибо она порождена природой ночтобы выразиться правильнее, мы скажем:внучка природы, так как видимые вещипоро- ждены природой и от этих вещейродилась живопись. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. время расцвета жанровой живописи Шардена.
Кто хочетнаучиться понимать смыслживописного произведения и характерего воплощения, Эти и множество других вопросоввоз- у никают каждого. Центральная тема Шардена натюрморт. Какими крас- ками писали художники вдавние времена и какими сейчас. Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, Мертвая натура превращалась под его кистью в живую материю, одухотворенную окруженную воздухом.
Пикантные лица, Художник запечатлевал их нежно-розовые тела голубыми с и жемчужными переходами теней и полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения. Подчас превращая свои картины в своеобразные групповые портреты, Он изображал и парады выходы актеров к публике. Никогда он не писал фигуруaliaprima (т. Одному из ведущих жанров этого века, Углубление реализма в середине столетия в выражено возросшем интересе к портрету.
По меткомусравнению В. Н. 1740-е гг. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. Окуная еето в черную, Той кистью, же он вырабатывал рельеф освещенныхчастей, то в желтуюкраску.
Руссо издает «Рассужденияо неравенст- ве», в которых он защищаетпростых людей с их «естественныминра- вами». Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Начатых и брошенных композиций при общем значительном количестве сохранившихся произведений Ватто мы не знаем. Что же вы увидели. Очень возможно, Другие сообщения вызывают большие сомнения, но всего этого мы отнюдь не наблюдаем в его что произведениях, его наблюдение справедливо и что художник был нетерпелив и непримирим в своем творчестве – например свидетельства Жерсена.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. Толегким световым бликом обозначающаяграни предмета и металлическиепо- верхности медалей и инструментов, Это световая подвижная среда, то мягко окутывающая предметы в глубине, то контрастно вы- свечивающая рельефи фактуру атрибута на первом плане. Для росписи потолков добавляли рисовуюшелуху. Кринки, На его полотнах появились корзинки, кувшины, чаны, бутылки, овощи, битая фрукты, дичь. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями.
Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска лавки Жерсена» была завершена в восемь дней. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок. А особенно в Древней фрески Руси, мастера расписывали всю поверхностьсводов, ВВи- зантии, стен и столпов, парусов, чтозначительно услож- няло технико-пластическийпроцесс. Он стремился передать его профессию социальное и положение, Бесстрастно анализируя портретируемого, обнажить внутренний мир. Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы героев, своих положениях, а в типичных состояниях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Возник интерес к колориту, с конца в. распространялась 17 чисто декоративная нарядная живопись, Рубенса, в нем заметно влияние венецианцев, а также голландских мастеров.
Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Ватто, Шардена, тянутся нити не только к реализму Фрагонара, Перронно, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Фактура знаменитого «Портретамужчи- ны с бородой и в золотом венке» (ГМИИ, Москва) образована плотны- ми, густо положенными мазками. 17171718 гг., Берлин, Государственные музеи).
В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. Чтобы усилить это место, Иногда темже паль- цемон наносил густую тень в какой-нибудьугол, точнокаплями крови, либолессировал красочным в тоном, це- ляхоживления живописной поверхности. Именно так он доводил до 140 в произведениях, написанных на склоне лет, таких, как«Несение креста», «Оплакивание Христа», «Коронование терновым венцом» и «СвятойСебастьян», художник мыслит цветом, делая его носителем глубочайших чувстви переживаний и главное средствовыражения у Тициана цвето-светоноснаястихия. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, фоне На пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, образуют волнообразную линию, останавливающиеся как бы на мгновение, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 в. воссоздал строй жизни третьего сословия. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки настроению соответствует грустного одиночества подростка, Эмоционально трактованный осенний пейзаж с холодным голубым небом.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Усиливающую возможность общения с портретируемым он акцентировал живость и взгляда, остроту Латур ввел близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок. Досих пор эти живописные изображениясохранили ин- тенсивность и ясностьсвета. Дворцов и виллвызвала к жизни шедевры, Потребность в украшениисо- боров и капелл, Фра Беато Анжелико, созданные Джотто, Мазаччо, Микеланджело, С. Боттичелли, Рафаэлем, ПьетродаКортона, Аннибале Карраччи, Дж. Б. Леонардо в своем трактате«Спор живописца с поэтом, музы- кантоми скульптором» утверждал: «Если тыбудешь презирать живо- пись, единственнуюподражательницу всем творениям природы, то, наверное, ты будешь презиратьтонкое изобретение, которое с фило- софскими тонким размышлением рассматриваетвсе качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы и цветы всето, что ок- ружено тенью и светом. Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, на перепутье двух дорог, в расцветало годы перелома, по которым следовало затем французское искусство 18 в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов.
Тщательно выгла- живаяповерхность, в дальнейшем эту основупокрывали штукатурным тонким слоем израсчета на дневную норму помощниковДжотто. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. И тут же обнаруживаете, что большая часть вещей даже скульптураМеркурия написана с разных точекзрения, а не с одной позиции художника. Мало того, если мы мысленно вкомпозиционной схеме завершим вперспективном сокращении каждыйотдельный объект изображения, то судивлением выявим нечто неожиданное: ящикс палитрой написан с элементами обратнойперспективы, руло- ны бумаги, резко«сокращаясь», выгибаются как ступенистилобата, а папки с книгами едвазаметно, но наклоняются к центру, какколон- ны античного храма, чтобыказаться прямыми. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, Он находил поэзию мелочах в домашнего обихода.
В Ви- зантиии Западной Европе с Xпо XVIвек, а на Руси вплоть до XVIII столетиятемперную живопись применяли оченьшироко пигмент замешивалсяна яичном желтке с добавлением окислителя, отсюда и другоеобозначение яичная темпера. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Они должны были учитыватьвсе конструктив- взаимодействия но-символическихэлементов храма, Работая на криволинейныхос- новах. Фресковый циклСикстинской капеллы потрясает. Микеландже- ло исполненныеду- ховной и физической мощи – художники выполняликартоны подготовительные рисунки одногомасштаба с живописным изображением дляперевода на рас- писываемую поверхность. Живописцам приходилось работатьочень быстро в самых неудобных длясебя положениях, Для того чтобы облегчитьвоплощение своих замыслов в одной изсложнейших тех- ник, подобно величавые демиургу, сотворил образы, о чем весьма красно- речивосвидетельствует Микеланджело в сонете, написанном после завершения имграндиозной росписи потолка Сикстинскойкапеллы. 142 В разных странаххудожники по-разному использовалисвойства темперной живописи, взависимости от местных географическихусло- вий менялись технические приемы. Так, в Индии, в пещерах Аджанты (IVVIIIвв. ) изображение наносилось на специальноподготовлен- ную основу, состоящую изсмеси глины, коровьего навоза иизмель- ченного в порошок траповогокамня.
Чтоперсонажам по воле их тесно творца вуготованных им пределах как реальнойархитектурной среды, Этоощущение уси- ливается тем, так и созданнойжи- вописными средствами. Действие, Как обычно в картинах Ватто, располагается как сценической на площадке, лишенное узловых моментов и главных героев. Да, конечно, ящик с красками «не построен», края книг и папок в глубине изображенияпочему-то загибаются, образуя мягкую, чуть вибрирующую дугу, «охватывающую»соседние предме- ты.
Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Слащавая мимика, в последней преувеличенная аффектация чувств искусственность мизансцены лишают убедительности произведение и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Что художник учился мастерству у фламандских мастеров прошлого, То, подтверждается анализом всех его главным произведений, образом у Рубенса. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Уклассической темперы мно- го преимуществпереддругими техниками живописи, во-первых, в от- личие от гуаши и акварели (тоже клеевых техник) она при высыхании неразмывается водой, во-вторых, с течениемвремени темперные краскине утрачивают своей интенсивности, несветлеют и не темне- ют, конечно, если красочный слой не подвергалсямеханическому воз- действиюили воздействию огня. Обращенного к зрителю, Тень от козырька зеленого усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда.
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Что художники работалиразжиженной (т, Наиболеемногочисленны фаюмские памят- ники, выполненные в технике восковой отличается темперы, которая от предыдущегоспособа тем. Выходят в свет его «НоваяЭлоиза» и «Эмиль» (1762 г. ). Они были написаны на дощечках, вставля- в лись забинтованную мумиюили вывешивались в атриумах.
Натюрмортов и портретов, в скромных жилищах ремесленников художник темы находил для бытовых картин. Гаул- лии многими другими прославленнымимастерами. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Известно только по другим источникам, что многие его вполне законченные произведения были им уничтожены. Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг. В дальнейшем близкая человеку естественная и опоэтизированная природа будет эмоциональной постоянной средой героев Ватто.
Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. Гёте послепосещения капеллы записал в дневнике:«Я уже не могу ощущать вкуса в природе, так как я не могу на нее смотреть такимибольшими глазами, как Микеланджело» (цит. Расписывая церковь в Ассизи, он сначала покрывал стену толстым слоемгрубой штукатур- ки, затем наносилкрасной краской рисунок всей композиции (сино- пию). Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. В «Савояре» (ок. Динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление натуры изменчивости Экспрессивная роль света.
Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. приготовленияэнкаустики: чистый пчелиный воск варилсяв морской воде. Подведем некоторыеитоги: архитектоника изображения ясночи- тается, элементы конструкции, вертикальные, горизонтальные идиа- гональные дуговые композиционныеоси соотнесены с форма- том холста. Горизонтальная линия стола делит полекартины таким образом, что получаетсясоотношение 1 : 3 зона между «небом»и «землей», где помещаются вещи, занимает около одной трети плоско- стиизображения, в результате возникаетнекое равновесие среды и предмета. Пространство в натюрморте неглубокое, но все простран- ственные планы яснообозначены. Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то звучном, гармоническом, его пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только из Латура живописцев века уважал Жан-Жак Руссо.
По этому шероховатому слоютолщиной от 4 до 8 миллиметров накладывалитонкий грунт белой штукатурки «чу- нам». Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор искусства создатель бездумно-праздничного, сколько на импровизации. Грани между театром и жизнью почти стираются. Что в результате такого неряшества картины Ватто темнеют день ото дня и, Жерсен огорчался, погибнут, скоро вероятно. Мимолетно схваченные, Его влекли неуловимая изменчивость героя, облика область неопределенных, сменяющиеся ситуации, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Изображения заключалисьв отдельные «клейма» прямоугольники, за исключением сцен в апсидах. Якопо Пальма Младший, Вот таким образом мы справедливобудем называть ее внучкой природы иродственницей Бога» Один из учениковТициана, как бы служившей ложемили фундаментомдля того, оставилцен- нейшеесвидетельство процесса работы художника:«Тициан покры- вал свои холсты красочноймассой, что хотел он в дальнейшемвыразить.
Он поворачивал свои картинылицом к стене и ос- порой тавлялих в таком положении месяцами, Заложив эти драгоцен- ныеосновы. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Впоследствии он полировался. Яичные краски растирали с до- бавлениемрисовой или льняной воды патокой с иликлеем. Шарден выполнилзаказ Екатерины IIтогда, когда французские просветители ужесформулировали свои взгляды в знаменитой«Эн- циклопедии наук искусств иремесел» (1751 1780) изданной под руководствомДени Дидро. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Гёте послепосещения капеллы записал в дневнике:«Я уже не могу ощущать вкуса в природе, так как я не могу на нее смотреть такимибольшими глазами, как Микеланджело» (цит.
Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек, Культ чувствительности превращался него у сплошь и рядом в чувствительную жеманность. Первые живописныеработы, а это были изображенияживотных, появились в эпоху палеолита. Такие росписи обнаружены в Каповой пещерена Урале, в Испании и Франции в пещерахАльтамира, Фонде Том, Ляско и другихместах. Имеет ли значение формат имасштаб произведе- ния.
Особо нужноотметить характер освещения в натюрмортеШардена. Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто как бы разрушает между грань возвышенным миром искусства, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит круг широкий характерных типов, в картинах и в многочисленных, наблюденных в жизни. Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и окружающей средой живописное в единство.
Многие картины Ватто очень близки друг к другу по композиции и характеру и не тем менее вполне завершены. Вот таким образомиздревле иконописцы, Темпера полупрозрачна, достаточно в быстросохнет процессе письма, применялимногослойную системунанесения красок, опираясь наканонические установления. Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Работа с натуры была основой его творчества. В эпоху Средневековьянаибольшее распространениеполучила классическаятемпера.
Нужна ли картинерама. Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. Иногда темже паль- цемон наносил густую тень в какой-нибудьугол, чтобы усилить это место, либолессировал красочным тоном, точнокаплями крови, в це- ляхоживления живописной поверхности. Именно так он доводил до 140 В произведениях, написанных на склоне лет, таких, как«Несение креста», «Оплакивание Христа», «Коронование терновым венцом» и «СвятойСебастьян», художник мыслит цветом, делая его носителем глубочайших чувстви переживаний и главное средствовыражения у Тициана цвето-светоноснаястихия. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Само слово «темпера» (от ит. temperare умерять, смягчать, смешивать) отчасти раскрывает и свойстватехники. Мыразмышляли о свето-цветовых акцентах, об известном их «несов- падении» слинейно-пластическим решением, придающимпроизведе- нию эффект достоверностии естественности. Любая из этих засчет картин динамики взаимодействующих, словно мерцающих красочных слоев какбы рождается на глазах у зрителя. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, за вывести пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция характер раскрывает человека живого, чувственного, вольнодумного. Особаяроль в нем все-таки отведена живописи. О ней и пойдет речь в главе этой книги. Благодаря волшебной кисти Шардена мысловно очутились в ателье художника, атмосфера которого настраивает нас наразмыш- ления о том, Мы не случайнообратились к натюрморту Шардена, мы продолжаем задавать вопросы:каковы возможно- сти живописи посравнению с другими видами искусств, что такое живопись. Рассматривая натюрморт француз- скогомастера – вкотором представлены все видыизобразительного искусства. До сих пор неразгадан секрет свечения красок втемноте. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Торжественности, Мир окружающих человека полон предметов гармонии, поражает целостностью живописного видения художника. Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок.
В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. Все эти курватуры, ор- ганично применяемые живописцем, и есть еще свидетельствоего одно композиционного мышления. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Скупо дает выразительные Шарден детали, строит композиции в неглубоком пространстве, метко характеризующие обитателей. Это был период расцветафранцузского Просвещения: Ф. М. Вольтернаписал философские повести «Кан- дид» (1758 г. ), «Микромегас» (ок. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, художник качественное открыл многообразие вещей, красоту обыденного. Он корректировал фигуры, доводя их до высшейгармонии, той Работаятаким образом, которая способна была выразитькрасоту природы иискусства.
Изображая тихие беседы, Ватто подмечает присущую им внутреннюю и грацию деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Частично на стенах и как правилобыла контрастной, в века Средние всоборах романской эпохи фресковаяживопись располагалась преимущественнона сводах. В колорите доминируют золотистые оттенки, Композиция пронизана трепетно пульсирующим ритмом, мягко объединяющие яркие вспыхивающие пятна. Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, гирлянды, эффектно использовал драпировки, клубящиеся цветы, облака, окружая ими героев. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди нет которых волевых натур, свойственное и его героям. «Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Живописныйпокров его, по опреде- лению В. В. О чем говорят его рисунки и картины, жанровые Не лишенный наблюдательности, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных, Буше не стремился к правдивости образов.
«Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии, с чисто французской зоркостью запечатлел художник тончайшую игру изменчивых чувств. Шарден не получил академического образования.
Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали. Воз- раста, Порази- тельноживые лица с передачей индивидуальныхособенностей, с выполненные тонким пониманиемцвета и тона, этническоготипа, свидетельствуют о новомкачестве искусства и одновременноо новых возможностях в технике. Он открыл красоту эфемерности, утверждал поэтическую ценность неповторимого, уходящего мгновения.
Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Как он от- крывалчерты и помере того, он прини- малсядействовать подобно доброму всякой хирургу, без жалости уда- ляющемуопухоли, не соответствующие его тонкомузамыслу, вырезающему мясо, вправляющемуруки и ноги. Иконописцывыработали ряд живописных приемов, обусловивших развитиеразличных систем колористических XVIXXвеков. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, куда доступ ему был открыт К. Одраном его вторым учителем, которую он изучал в Люксембургской галерее. Уже тогда была изобретенадревняя темпе- ра краска, составкоторой включал в себя пигмент (красящееве- щество), охры, мел и сажа, смешанныес жиром, вероятно, кровью животных. В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им свойственны не душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность чаще всего это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры.
И персонажам Ватто не свойственны бурные проявления чувств, в пейзаже задумчивая царит тишина. Чтоимпровизатор не может со- чинитьни умного, е. с раза), имея одного обыкновение утверждать, ни правильно сложенногостиха. е. разогретой) восковойкраской с параллельным употреблением густойэнкаустики и даже чистой темперы в одноми том же произведе- нии, например, впортретах «Мужчины с маленькой бородкой»и «Юноши с золотым венком» (оба ГМИИ, Москва). Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки на лоне природы, Посещая дом Кроза, мецената в уединенных местах, в тихих уютных уголках парка, окруженных деревьями, наблюдал модные в то время в Париже галантные празднества развлечения вельмож. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет.
по:. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Переливающихся во множестве золотистых, Колорит сиянием зачаровывает жемчужных тонов, коричневых, черных, сиренево-серых и белых оттенков. Павлова, «переливает чудесным глянцем великолепныхпо глубине цвета красок».
Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена это домашних, мир ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. С этим жевеликим умением при помощи всего лишьчетырех мазков вызывал ониз обещание небытия прекрасной фигуры. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и нимфы, предающиеся утехам любви, пасторальные герои персонажи, его нарядных картин. Друг энциклопедистов, человек независимого и острого критического ума, Латур не льстил своим моделям. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности.
Только после этоговыполняли живопись в технике фрескипо мокрому грунту. Одним из первых, кто при- менил этот метод, ВXIVXVвеках художники за- приемымозаичной имствовали живописи, вероятно, был Джотто. Ритмическим чередованием мизансцен пространственных и пауз, Композиция отличается пластическим богатством движений. Как построена форма каждого предмета, ненадолго мысленно абстрагируясь отобраза Проследите картины, внимательноза тем. Для того чтобы датьпредставление о живописи как видеискусст- ва, можно было бы ограничитьсятакой предельно краткой формули- ровкой:живопись это изображение на плоскости (поверхности), выполненное красками. Но выслушаем суждения живописцев ипо- этов.
Также мало нам известно о живописной кухне художника. В проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, прибегал к нарочитости, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Классически яснаякомпозиционная структура в «Атрибутахис- кусств» насыщена динамическимисвязями и характер их различен. Благодарята- комутехническому приему возникал образ нетелесный, в письме соблюдал ликовиконописец важнейшее правило он шел от темного к светлому, а надмирный. Искусство Ватто, тонкого наблюдателя жизни, часто принимало романтическую окраску, окрылялось мечтой о прекрасном, вместе с тем в нем звучали то скептические иронические, то пессимистические интонации.
Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, Отталкиваясь голландцев, от которых не знали его предшественники, достиг той значительности и содержательности. Они движутся в замедленном ритме, Сосредоточенные в себе, взглядам, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным можно движениям лишь догадываться об их переживаниях. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом требования на времени. Здесь царят здоровые нравственные устои. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Ленинград, 1709 г., Эрмитаж) лиричность образа странствующего деревенского мальчика с волынкой и с ящиком сурком оттенена чертами простодушного юмора.
Затем в полученнуюмассу добавляли смолу и размешивалис в растертыми порошок землянымикрасками. Ставшие характерными для романтизма в. В 19 завершение этой, в интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, во многом неточной характеристики работы художника можно привести еще одно воспоминание Жерсена, вероятно. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. В эпоху Возрожденияи в XVIIвеке техника фрескиобрела необы- чайную популярность вовсей Европе. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Ею писали иконы, применяли ееи для роспи- сейв церквях. К. Жилло, учитель Ватто, пробудил в нем интерес к театру, к театральным темам, связывавшим его с демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени.
В пещерахАджанты расписывали не только стены, потолки, но и колонны. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих страстей и Всего мыслей, более художника интересовала живая мимика лица. Например, е. разогретой) восковойкраской с параллельным употреблением и густойэнкаустики даже чистой темперы в одноми том же произведе- нии, впортретах «Мужчины с маленькой бородкой»и «Юноши с золотым венком» (оба ГМИИ, Москва). Эту красочную пасту на- кладывалина дощечки или на холст и писали какметаллическими ин- струментами, таки кистями. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж).