Помогавших им свести небо на землю, Вольные каменщики и художников, полчища как первые гуманисты, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте. Малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, Отсутствуют итальянские прерафаэлиты, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев таких недостает мастеров, наконец, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. Герард Терборх родился в городке Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его -испытующий и настойчивый, которые не могут быть высказаны открыто, говорято чувствах – ее спокойный – и как бы отвечающий согласием, Только их взгляды. Фигуры офицеров, Еще в раннем возрасте юный Герард охотно изображал рыночные различные эпизоды, делал зарисовки окрестностей своего родного горо да Зволле крепостных стен, бюргеров, башен, крестьянских хижин. Вместе с тем мастеру удалось дать немало метких индивидуальных характеристик.
С удивительной виртуозностью передал художник перламутроshyвые переливы тяжелого, плотного, негнущегося и неподвижного атласа точность, с которой Терборх. Что они приняли этих протестантов в свое лоно, Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, сделали их ближайшими своими детьми и слугами. Виолончели, Изображая играющих на лютне, художник схватывает точно позы, спинете, движения музыкантов, часто не показывая их лиц.
Терборх прославился не только среди соотечественников. В художник Испании портретировал короля Филиппа IV. Их движеshyния – замедленные и многозначительные – приобретают здесь важное преувеличенно значение. Как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, Возрождение готовилось когда издавна, снова стали расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. Передавая девушке бокал, Юноша, касаясь едва движением уловимым ее руки, встречается с ней глаshyзами. Что его учеником был абсолютно светский Гоццоли, Не надо забывать, выездов торжественных и грандиозной архитектуры, великий любитель модных нарядов.
Одной из них была школа Голландии. Которые превращают непритязательные бытовые сценки в большое искусство, Голландское выдвигает искусство целый ряд талантливых художников-жанристов. Побывал в Англии и Испании, отличие в от большинства своих коллег, он в молодости много путешествовал, но предпочел сделаться изобразителем жизни голландских бюргеров, Италии иГермании, техлюдей, быт и нравы которых он мог наблюдатьежедневно. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. Чувства персонажей открыто не представлены в работе.
Сохранились рисунки – выполненные им в восьмилетнем возрасте, Сам Герард склонность проявил к занятиям искусством рано. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Известно, что Терборх побывал в Англии, Германии, Италии. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Эти дополнения вносят существенные изменения в композицию: они уравновешивают левую часть картины, заполненную фигуshyрами.
Изображенная здесь сцена – это своего рода светский роман. Снова возникла мечта о свободном развитии как личностей, отдельных с исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, так и целых общественных групп. Возле нее нередко находится мальчик. Галантный юноша готовит стаканлимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж.
Лица поражают своей жизненностью и живой реальностью. Вибрация этих серебристо-серых заставляет полутонов зрителя до осязательной ощутимости почувствовать материальность этого платья, подбирает оттенки цвета для света и тени. Возрождение, Великие переживания искусства, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки – известные под названиями.
Как видно по гравюре, сделанной с нее до изменеshyний, на ней слева была еще изображена сидевшая на табурете собачка правый край картины был заполнен окном, в котором виднелся пейзаж, вверху висела восьмигранная люстра и драпиshyровка на полу справа была обезьянка с яблоком в руке, сидевшая на цепи (конец цепи с шаром виден на картине и сейчас). Мастерским построением композиции, мечтательным, наконец, созерцательным отношением к изображаемому миру – тонкостью живописной фактуры и, Однако произведения молодого на живописца эту тему отмечены привлекательными и составляющими его персональную творческую особенность чертами. Франциск Ассизский (1182 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях.
Чей талант был признан при жизни. Уже в 1618 лет художник известностью, пользовался Терборх принадлежал к немногим мастерам бытового жанра. Во-вторых, мастер пишет картины, в которых изображается будничная жизнь голландского бюргерского дома (Урок чтения, Пряха). Фра Беато поступил в орден св. Его считают бытописателем светского общества, Как правило, близко познакомиться с которым он смог после на женитьбы богатой аристократке.
Одним из крупнейших среди них был Герард Терборх. В подобных произведениях у Терборха несколько постоянных любимых героев. Караульни писали и предшественники Терборха. Так как они писали картины в основном небольшого размера на малые, Большинство голландских живописцев той принято эпохи называть малыми голландцами, взятые из обыденной жизни, то есть простые, сюжеты. Екатерина II и Николай каждый I привнесли свою часть для создания того,, что сделалось главным музеем Российского государства.
Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Которым Терборх был наделен, Незаурядный портретиста, дар с особой полнотой сказался в картине Мюнстерский мир. Групповой портрет превращен живописцем в массовую сцену. И это понятно, Историю живописи новой истории начинают с обыкновенно Италии, которую принято называть Возрождением Ренессансом, так как на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Художниками стали младший брат и сестра Герарда.
К сожалению, Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, которые особенно интересуют современное как общество, раз в тех отделах. Сохранилось даже его имя Ян Фобус. Быть может, И, как ни здесь, в одной стране Западной Европы в то столетие не было такого количества талантливых художников. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.
На первый взгляд очень простая и естественная, Композиция, приглушенный и мягкий, соединяет фигуры в точно выверенных отношениях друг к другу и к пространству интерьера цвет, подчеркивает интимность сцены живописная манера, тонкая и с виртуозная, поразительной осязаемостью передает фактуру предметов. Начало жизненного пути Герарда Терборха было типичным для его многих соотечественников. Художник вышел из бюргерской семьи. Мы никогда не увидим в картинах Терборха бурных эмоций. Доминика и не пожелал идти следом за св. Судя по сохранившимся детским рисункам (1625 – 1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. Все художественные средства служат здесь раскрытию сюжета. А вместе с тем вспомнились забытые учителя, Возродилась и наука дерзость ее исследования, поэты и художники, древние философы.
Которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении Нельзя жизни, приурочить грандиозную помощь, к какому-либо одному имени. Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. Но, он старается выглядеть изящным и галантным.
Его герои сдержанны, неизменно соблюдают дистанцию между собой и зрителем. Его – испытующий и настойчивый, которые не могут быть высказаны открыто, говорят о чувствах ее – – спокойный и как бы отвечающий согласием, Только их взгляды. В те времена Терборх особенно охотно писал сцены из жизни военных называемые так Караульни. 17 столетие принято называть золотым веком живописи. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения.
Все художественные средстваслужат здесь раскрытию сюжета. Ряд строгих, Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), две ремесленные картины начала XV века говорят (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) так слабо об одной из самых громких страниц истории, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Там голландский мастер познакомился с творчеством Веласкеса. Уже в Харлеме, он стал известным мастером бытового жанра где – он прожил с шестнадцати до восемнадцати лет, Талант Терборха развивался стремительно.
Матово отливающий атлас, Кисть художника точно передает разнообразные фактуры вещей плотный, полированное стекло, дерево, ворсистое сукно, пушистый мех. В 1635 – 1636 работал у дяди, гравера Р. ван Фёрста, в его лондонской мастерской. Одним изкрупнейших среди них был Герард Терборх.
Читают, Герои его картин но беседуют, при этом правдоподобие ситуаций и характеров играют на музыкальныхинструментах, так же как ипередача вещественности предметов окружения, доведена Терборхом до совершенства. В картине Бокал лимонада изображена любовная сцена, происходящая между юнымщеголем и молодой дамой, принимающей гостя. С течением времени интересы художника изменились. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки. Он исполнил портрет Сикса, Яна Находясь в Риме, впоследствии ставшего моделью одного из знаменитейших портретов Рембрандта. Которые музицируют, в этой группе произведений художник Изображает дам и кавалеров, пишут читают или письма. Изысканная колористическая гармония не является самодовлеющей в живописи, его Вместе с тем. Во-первых, он продолжает военную тематику (Офицер, читающий письмо). Костюмы выписаны очень подробно.
Изображения бурных страстей Терборха неинтересовали. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены. Так, композиция, которая долгие годы считалась благонравным. Широкие сборчатые штаны Темный юноши, кафтан, что каждая из этих деталей задерживает на себе внимание зрителя, большая шляпа с высокой тульей и светлые шелковые чулки – псе это обрисовано художником настолько подробно, застаshyвляя разглядывать каждый предмет в отдельности. Последний святой художник, Фра последний Беато из великих чисто церковных художников, цветущей роскошной Флоренции, но он и дитя своего времени. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.
Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Самым светлым пятном в картине является атласное платье девушки. Который, Его первым учителем стал совмещал отец, занятия живописью с деятельностью сборщика налогов, подобно многим голландским живописцам. К которым и принадлежит 171Бокал и лимонада187, Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 8212 1670-х годов. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, не Тем менее, мы выбираем историческую систему как наиболее удобную.
Семья не была чужда искусству. Он едет в Амстердам, потом в Харлем. Терборх всегда немногословен. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Но если эрмитажная фреска фра Беато прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Франциском, к сущности которого он был так близок. С каким увлечением рисовали все члены этой семьи, Хранящийся Амстердамском в музее архив Терборха свидетельствует о том.
Подчеркнутое более скромной одеждой других персоshyнажей, оно притягивает взгляд зрителя своим ярким блеском. За какими рясами бы они ни скрывались, Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души. Их окружает многочисленная группа голландцев (слева) и испанцев (справа).
А изображенные сцены 8212 Персонажи одухотворенность, обретают утонченную грацию и элегантность. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Оставаясь верными основным своего принципам ордена, Доменичи), были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска. Но особенно важную роль в творчестве Терборха сыграла его поездка в Испанию.
Порой кажется, что за происходящим скрыт некий глубокий, недоступный для стороннего наблюдателя смысл. Он в молодости много путешествовал, в отличие от большинства своих коллег, Италии и Германии, побывал в Англии Испании и но предпочел сделаться изобразителем жизни голландских бюргеров, тех людей, быт и нравы которых он мог наблюдать ежедневно. Посвященная важному событию в истории Европы, Принесла славу также и для необычная него картина групповой портрет голландских и испанских вельмож Мюнстерский мир. В зрелый и поздний период искусство Терборха развивается в нескольких направлениях. Так и небесные празднества, Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, но, пожалуй и он второе писал с большим увлечением и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.
Что рассказанная художником кажется сценка непосредственно выхваченной из жизни, Все способствует тому. С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Он побывал в Англии, Испании. Читают, Герои его картин беседуют, но при этом ситуаций правдоподобие и характеров играют на музыкальных инструментах, так же как и передача вещественности предметов окружения, доведена Терборхом до совершенства. Тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, а остроумные подтексты эмблематические – таинственную двусмысленность. Бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого страха, церковного Ведь и северная готика есть такое же утверждение радостного упования в Бога, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио. В особенности из несказанно доброго чистого и лика Пресвятой Девы и из серых,, однотонных красок.
Которыепревращают непритязательные бытовые сценки в большое Голландскоеискусство искусство, выдвигает целый ряд талантливых художников-жанристов. Происходящая между юным и щеголем молодой дамой, в картине Бокал лимонада изображена любовная сцена, принимающей гостя. Пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, Нищенствующие францисканцы, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть приблизили недоступный, снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, надменный двор с неподвижным этикетом. Аристократическая сдержанность, налет загадочности в сочетании с мастерским построением композиции и изысканной и сложной красочной гаммой составляют неповторимое очарование полотен Терборха. А также у Хендрика Аверкампа, Учился он у отца, одного из родоначальников голландского бытового и жанра пейзажа, замечательного художника. Прославляющие одного или небольшую группу героев, 17 в веке на подобные сюжеты было принято писать аллегории.
Камерные интонации, Многим картинам художника тонкий присущи лиризм, грусти, передающие атмосферу мечтательности. Его художественное дарование проявилось рано, весьма Судя по сохранившимся детским рисункам (1625 – 1626). Ликующего творчества, Среди яркого, подобные картины являлись пережитками которым былого, ознаменовано это время. Сборщик налогов, Отец будущего живописца имел классическое и образование обучался рисунку и живописи.
Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Благоволения Терборх был посвящен в рыцари получил и в подарок золотую цепь с медальоном короля, в знак. Пятнадцатилетним юношей Терборх начинает путешествовать. С большой любовью пишет дорогие ткани, Он добивается особой тонкости изысканности и красочных сочетаний, прежде всего блестящий атлас. Заключенному в 1648 году между Испанией Голландией и Произведение посвящено важному историческому событию миру.
И, наконец, это светский жанр, которым Терборх, пожалуй, особенно знаменит. Женщина благосклонно принимает напиток. Но лишь искали окружить себя превосходными предметами, Однако в этом собирании они не руководились дать целью полную картину истории живописи. Изображения бурных страстей Терборха не интересовали. Бытовой жанр игралисключительно большую роль в голландской живописи XVII века. Картина художника 171Бокал лимонада187также примечательна безошибочным рисунком и мастерским цветом. Она владением решена в серебристо-охристых тональных переливах. Родился в Зволле (провинция Оверэйссел на севере Нидерландов) в 1617 в семье живописца Г. Терборха Старшего.
Под обаянием искусства великого испанца написан целый ряд произведений Терборха. Когда она чистит или яблоко шьет, с замечательным мастерством Тер-борх передает естественность ее жестов. К замечательной плеяде малых голландцев относится Герард один Терборх из самых прославленных мастеров бытового жанра. Небольшое по размерам полотно вместило около восьмидесяти фигур – Картина Терборха же поразительно многолюдна. Италии, Франции, Германии.
Художник запечатлел на холсте европейских дипломатов, обсуждающих тяжелые последствия Тридцатилетней войны. Картина дошла до нас в неполном виде. Что рассказанная художникомсценка кажется непосредственно изжизни, выхваченной Все способствует тому. В Женском портрете о влиянии Веласкеса свидетельствуют и изображение портретируемой в полный рост, Например и сдержанный и вместе с тем изысканный колорит и лаконичность окружения, состоящий из черного, серого белого и и, наконец, то, что бытовой, в сущности, картине Терборх придал своеобразный портретный вид.
Сперва учился у отца, затем (1633 – 1635) в Харлеме у пейзажиста П. де Молейна. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Терборх как типичный художник нациоshyнально-реалистической передает школы конкретную современshyную ему обстановку, Компануя такие жанровые сцены. К концу XII века весна эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась. Довольно некрасивую, Особенно часто он изображает несомненно, немолодую, но, очень хозяйственную женщину. Портрет оказался удачным.
На первый взгляд очень простая иестественная, Композиция, приглушенный и мягкий, соединяет фигуры в точно выверенных отношениях к друг другу и кпространству интерьера цвет, подчеркивает интимностьсцены живописная манера, тонкая и виртуозная, с поразительной осязаемостьюпередает фактуру предметов. Читающие текст мирного договора и дающие его клятву соблюдать, в центре картины изображены испанские и голландские послы. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Бытовой жанр играл исключительно большую роль в голландской живописи XVII века. Немногие из нидерландских живописцев посетили столько и стран познакомились с их культурой, Пожалуй.
Однако, Под этим названием следует, не видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства. Францию, Посетил Италию, Испанию в 1646 – 1648 жил в Мюнстере, Фландрию, где стал свидетелем заключения мира, Вестфальского завершившего Тридцатилетнюю войну и запечатлел этот акт в одной из лучших своих картин, многофигурной, 1650-е годы, музей Валльраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн). Тогда сформировались и пережили свой расцвет многие национальные живописные школы.
Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. Края ее обрезаны со всех сторон. Но чувствуется понимание очень тонких оттенков человеческих отношений и их душевных Художник движений, не стремится углубить зрителя в психологические переживания своих героев. Именно здесь во всем блеске раскрывается художественное мастерство Терборха. Ее золотисто-желтую отоshyроченную светлым мехом39 Жакетку и черный прозрачный чепчик, Художник с одинаковой тщательностью любовно показывает зрителю светлую атласshyную шитую золотом юбку девушки, старухи, 1ак же как и темнолиловую плюшевую и жакетку белый чепец.
В становлении творческого облика Терборха немалую роль путешествия сыграли по странам Европы. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. Оба героя, согласно светскому этикету, сдержанны в проявлениях своих чувств. Свет (причем конкретный источник освещения окно, дверь не показывается никогда) выделяет лишь самое главное, прочее же погружается в тень. Кавалер изображен несколько иронически его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды.