Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Давайте попытаемся почувствовать эту связь. Используя полученный на уроке опыт диалога с веком, позднее дети не пройдут мимо выразительности образов музыкального произведения, живописного полотна или литературного текста. Терзает и гнет на деревья кладбище, Ветер – это воплощение живого дыхания природы – порывами налетает на землю, холодную воду и уносится вдаль, ерошит серую. Золотой плес», «После дождя. Помогал он очень тактично, не обижая.
Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Вынесенная им из наблюдений природы идея вечности как бесконечности жизни, в Но глубине сознания Левитана прочно жила другая, развития, ее постоянного движения, смены форм. Простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь, Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и берегу пустынном огромного. Наверное, каждый зритель может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень». Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа. А через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, в Италию не еду, – воображаю, – пишет он художнику А. М. Васнецову, какая прелесть теперь у на нас Руси, – реки разлились, оживает все. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полотне «Свежий ветер» (1895).
Работа по картине И. Левитана «Над вечным покоем» непростая. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет». Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово.
В которой отражается окружающее, Вода – мы видим не просто поверхность воды, а ощущаем как единую массу, как это привычно нам, колышется которая в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. О вечных вопросах, Такие картины задуматься заставляют о жизни, в любые времена волнующих человечество. Которое манит ее и в то же время слегка своей страшит неизвестностью8230 «Осень на картинах Левитана очень разнообразна, Дорога впереди неведомое будущее. В таком настроении были написаны картины «Вечерний звон» (работая над ней, художник напевал любимую песню «Вечерний звон» на слова Козлова) и «Владимирка». Гордостью страны, Левитан был признанным художником, но и на распространялся него этот приказ. Одухотворенной незримым присутствием человека, Природа предстает преображенной, поэтически ее образ навевает целую гамму душевных переживаний.
Идея вечности, в которую канут еще новые человеческие поколения, раскрывается здесь как идея небытия, холод забвения, как отсутствие преемственной связи в жизни человеческих (поколений и отсюда, как кажется художнику, «тщетности» и «ненужности» человеческих усилий. Осень на его картине поистине золотая сколько радости и дарит наслаждения это золото осени, Да. Ветхая деревянная церквушка стоит на берегу пустынном огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. В живописи критический реализм достиг особой силы в творчестве П. Федотова.
«со мной живет Левитан, в свою очередь, привезший8230 массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов – а писатель, И. Левитан восхищался А. П. Чехова, творчеством высоко ценил художественный дар пейзажиста. Что нравственно и возвышает, духовно Интеграция урока истории с уроком мировой художественной культуры позволяет учащимся прочувствовать человека-современника изучаемого периода, актуализирует творческий потенциал ребят. Последний снег», «Золотая осень», «Свежий ветер» вот далеко не полный список его работ, вошедших в сокровищницу русской пейзажной живописи. 8212 Они не ошеломляют глаз. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.
Так, знаменитая картина «Осенний день. Чернышевского, Успенского, Некрасова Герцена, – Первоначально критический реализм развивался в творчестве писателей-демократов. Плес», «Пасмурный день» и другие. Ветер клонит деревья, гонит громады облаков, отбрасывающих густую тень на землю. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние.
Левитан советовал своим ученикам не ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Левитан получил Малую серебряную V медаль Передвижной выставки – Весна» были высоко оценены мастерами живописи. Русь» Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами немногочисленные ветра деревья. Желтые лепестки их уже опали, оставив лишь легкое «оперение» вокруг неприметных цветочных головок. А стараться схватить общее, – Запоминать надо не отдельные предметы, в чем сказалась жизнь, гармония то, цветов». Написанных скорее в повествовательно-описательном стиле, в ранних произведениях уделяется художника, большое внимание деталям. Русь», в котором создал великолепный монументально-эпический образ родной страны.
Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Что этот глагол может звучать и в краске и в линии и в жесте – как в речи. Задача такой работы состоит в необходимости научить учеников «читать» картину, то есть понять, разгадать замысел художника. Недавно художник пережил тяжелый удар, который подорвал его и без того слабое здоровье. В картине «Озеро. В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака.
Интересно, что создавалась эта картина Левитаном под музыку. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. Левитана очаровывало и вдохновляло величие волжских просторов, потому волжская тема на многие годы стала ведущей в его работах. Левитан писал, что чувствует «себя одиноким с глаза на глаз, с громадным водным пространством, которое просто убить может». Насколько тонко ощущает художник эту связь между природой и миром людей. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Что его ученики материально Иной нуждаются, раз Левитан замечал и немедленно оказывал им помощь.
Напротив, они одухотворяют и возвышают его. Он теряет свою живую конкретность, а как только образ действительности в превращается символ отвлеченной идеи, свою реалистическую выразительность. Что творческая жизнь мастера была недолгой чуть больше четверти века, этом При необходимо учесть. Холодная и словно бы матовая Серая, вода, никогда не отражала и не способна отразить в себе небесной синевы и сияния солнца, кажется. Нанесенные им на полотно», перечислить Невозможно все осенние дни, отмечал писатель Константин Паустовский.
Синяя вода, Ослепительно белые корабли, огромные баржи с товарами все это создает радостное ощущение яркие движения, солнечные блики, жизни, наполненной трудом и смыслом. Простым, «Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, задумчиво-добрым Левитаном, тем больше я понимать стал и ценить. Учащиеся познакомились с рассуждением еще в классе 5-м и на протяжении четырех лет обогащали полученные знания. И это широкое озеро, в своем неутомимом он движении связывает и этот клочок земли и плоскую землю севера с жизнью природы в целом. Вложив всю свою нежность в эти зыбкие стебельки, написал Художник букет одуванчиков в простой глиняной крынке. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки. Знакомству с историей создания Большое картины, внимание на уроке следует уделить культуроведческому комментарию.
Любуясь окрестностями, художник был очарован огромным небосводом. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. В ее окнах светится огонек значит, там человек, там жизнь. Почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, Когда открылась пейзажная мастерская, небольшие деревья с желтыми в листьями, котором были ели, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Тезис, Известно, доказывающие его, вывод аргументы, – что сочинение-рассуждение имеет строгую композицию. Мы не видим на суше ни вытащенных лодок, ни домов.
Над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья, На плане заднем изображен унылый погост. «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет», Кажется – автор хотел сказать. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Но чаще всего Левитану хотелось слышать траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Водной пустыни, На фоне этой серой, в вдавшейся озеро в виде мыса, на пригорке земли, лишь небольшое кладбище.
Но уже не в качестве читателей, а, как бы в качестве творцов новой действительности» (М, зрителей. Все в картине пронизано ощущением счастья. Горький).
Компенсирует пробелы в учебных программах, Обращение к этому художественному наследию окажет благотворное влияние умонастроение на учащихся. Как утверждаю настоящие его ценители творчества, Многие картины Левитана, по своим интонациям и настроениям близки к прозе Чехова. По признанию самого художника, в этой картине отображена вся его душа: «В ней я весь, со своей психикой, со всем моим содержанием». Особых оттенков, Несколько уловимых едва штрихов, полутонов и простой пейзажный мотив превращается в обобщенный образ родины. Для того чтобы подчеркнуть вечность, Левитан в своей картине заменил современную церковь древней деревянной церквушкой из Плеса.
В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Какой ужас, какой страх. ». Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Деревянная церковь древней архитектуры дает ощущение многих веков существования этого кладбища, вызывает представление о тех человеческих поколениях, которые, как говорил Левитан, «утонули» в веках. Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана.
Талант его растет не по дням, а по часам8230» писал Чехов одному из своих адресатов. И этот маленький светлячок среди бескрайней природы свидетельствует о непрерывности жизни. Знакомые Левитана не замечали в нем резких перемен, он вел свой обычный образ жизни. Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Что цветы надо писать так, Он говорил своим ученикам, цветами, а чтобы от них пахло не красками. Близ станции Вержболово Ковенской губернии 18 августа 1860 года, Родился Исаак Ильич в Левитан посаде Кибарты. И только тусклый свет в церквушки окне дает призрачную надежду на спасение. Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа, а вокруг – ни души.
Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение бренности к человеческого бытия. Первый эскиз картины «Над вечным покоем» Левитан писал в большом зале ушаковского дома. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Что не нужно копировать предметы и усердно их я раскрашивать, понял, – это не искусство, чтобы они казались возможно более эффектными.
Художник переходит к раскрытию тончайших состояний природы, Но уже в начале 1880-х годов под влиянием творчества своих учителей Саврасова и Поленова, дельности к эмоционального образа, тесно связанных с состоянием человеческой души. Выходящее из возникшего между тучами просвета и только небольшое розовое облако, очертание которого напоминает в островок озере, облако, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет. Сокольники», «Вид Симонова монастыря», «Вечер на пашне», «Река Истра», «Пасмурный день на Волге», «Под вечер», «Золотой плес», «После дождя», «Ветхий дворик», «Тихая обитель», «У омута», «Свежий ветер», «Владимирка», «Март», «Весна. Бессилия и одиночества, Картина полна чувства глубокой тоски, которая направляет зрителя ввысь, но выразительна очень точка зрения автора, навстречу холодным воздушным потокам. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Ты уйдешь, вместе с тобой уйдут и твои ежедневные заботы, страхи и страдания.
В этой картине «психологизм» приобретает новое качество: здесь природа тоже «живет», но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Почти невидимый, Огонек, о говорит том, светится в окошке церкви, что жизнь еще существует даже на этом отдаленном кусочке земли. Страстные и мятежные шопеновские ноктюрны сменялись Бахом. Шаляпин).
Одно из самых трагических произведений «Над вечным покоем». Возвышающаяся на высоком холме, На первом плане деревянная рядом церковь, заброшенное кладбище. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: «Где Левитан, где Исаак Ильич. » В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: «Передайте грачам, что как только встану – приеду.
Лишь свет, Вокруг ни дает души, страннику небольшую надежду на спасение, мерцающий в окне церкви. В это время Левитан гостил в имении Ушаковых, которое находилось на берегу озера Ост. В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение «Озеро.
Состояние природы осмысливается как автором выражение тончайших движений человеческой души. Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. Кажется, нигде прежде не видел он такого бесконечного неба.
Для понимания творчества гениального полезно пейзажиста обратиться к воспоминаниям современников о Левитане. Но с букетом одуванчиков, жарким Одним июньским утром Левитан вернулся с прогулки без написанного этюда. Вернувшись на родину.
Собственно и это, так как моих вещей у Вас достаточно, удивительно, но что эта последняя попала Вам, к трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием». Работы И. Левитана порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом. Впервые в картине мастера помимо поэтической вечной красоты природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Написанная в 1879 году, Сокольники» и печалью, овеяна одновременно и золотой теплотой осени, напоминающей саму русскую жизнь.
Ремеслу художника он обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался в пейзажной мастерской, руководимой Саврасовым. Вечно серая и вечно холодная, она чужда человеческой жизни. Мы не имеем причины стыдиться этих тенденций, завещанных нам такими писателями, которым как гениальным художникам поклоняется современная Европа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой). Переходящее от светлого темное, в Верхнее пространство – великолепное небо, грозовое и на горизонте рассеивающееся в лиловое. Ведь пейзаж всегда печален, Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, печален когда человек.
От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Я сделал из этих новых для впечатлений меня надлежащие выводы для моей собственной работы в театре» (Ф. И. Над бесплодной землей и серой водой возникает неизменно у прекрасное Левитана и как воплощение этой второй идеи вечности жизни над вечным покоем заброшенного кладбища, полное бурного движения небо. «Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – говорил Левитан. Рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами, На высоком крутом берегу стоит одинокая деревянная церковь. Его скорбными и торжественными звуками словно пропиталась кисть художника. Так было и летом 1900 года.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. Клубящиеся, Движутся беспорядочно громоздящиеся, более темных свинцово-фиолетовых тонов и более светлых, сталкивающиеся друг с другом более облака, тяжелых и более легких. Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: «Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Усадьба», «Золотая осень», «Осенние листья»8230 Одно и то же время года предстает перед нами в различных, постоянно меняющихся состояниях. Однако пейзаж изображает не эту светлую безоблачность, а грозовое, грозное и мрачное небо, которое как бы вступает в спор с застывшей тишиной озера. Врачи направляют Левитана в Италию.
Они-то и есть идеалы этого искусства, Чистые от всяких корыстных и эгоистических побуждений, без которых не оно могло бы существовать». Надо, что налиты соком, чтобы от них пахло не краской, а цветами» – что они живые, вы почувствуйте, к тянутся свету. Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. О мимолетности жизни, Это о картина надежде, что каждый из нас чувствует свою связь с чем-то величественным и грандиозным, о том имя которого для нас обретается скорее в понятиях религиозных, чем материальных. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Подписанному Александром III, По все приказу, евреи должны были оставить Москву к 14 июля 1892 года.
Оскорбление, нанесенное ему, ушло вглубь, но его все чаще стали посещать приступы тоски. Но что ты, маленький, ничтожный человечек, сделал для вечности. Ученики Левитана поселились в Химках. И действительно, картины художника, посвященные осени, абсолютно не похожи между собой индивидуальны: «Осенний день», «Октябрь (Осень)», «Осень. «Осенний день.
Сочинение по картине развивает логическое мышление (умение отделять главное от второстепенного). Вероятно и это, так как 1880-1890-е в годы отношения художника с великим русским писателем стали особенно близкими и дружескими, не случайно. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как «Вечер. Почти во всех пейзажах Левитана присутствует знакомый и родной образ России. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия.
Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. «Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. Что именно вода, Так произошло потому, своей в холодности должна была играть в картине роль символа мертвой бесконечности, по замыслу Левитана. Которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор воздушным холодным потокам, Чувствуется точка зрения автора картины. Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. Молодая женщина в черных одеждах медленно ступает по вороху опавшей листвы.
Художник не случайно определил ракурс отображения образа. И это одиночество окутывает ее ощущением спокойной грусти и глубокой задумчивости, Она одна совсем посреди осенней рощи. Развитие критического реализма в русской было живописи тесно граничит с развитием литературы. Как это похоже на состояние человека. Нет лучше страны, чем Россия. Скольжение, При традиционном подходе к изучению культуры деятельность педагога и учащихся похожа на блуждание серфинг, без порядка и глубины. Сочинение по картине И. Левитана «Над вечным покоем» планируется проводить в 9-м классе, в процессе подготовки к экзаменационному изложению.
«Над вечным покоем» одна из известнейших картин Исаака Левитана. Только в России может быть настоящий пейзажист». Постановка диалога будут активно способствовать становлению человека гражданина и Размышления, постижению своего духовного мира. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, утверждал К. Паустовский.
Ведущим художественным методом продолжал оставаться реализм. Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее. Автор словно предоставляет нам возможность домыслить, додумать продолжение его сюжета. А дальше – взволнованное озеро, пустынные окрестности.
Картины «Осень» и «Заросший дворик» одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Кажется, автор хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет». На дальнем берегу раскинулись поля, деревушки, купола церквей. Полный солнечного света, Радостный, воздуха пейзаж с торжественными просторами и земли неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
Простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь, Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на и крутом пустынном берегу огромного. И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь, высоко ценил художественный дар пейзажиста: «Со мной живет Левитан, привезший8230 массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Мы отгоняем от себя досаду, эту Подчиняясь обаянию образа в целом, но все же в изображении воды в данном случае не ощущаешь живой воды. В чьем творческом наследии отразилась и запылала всеми яркими своими красками красота русского пейзажа, Так начинался творческий путь художника.
Проникнутым трагическим ощущением одиночества, в те годы полотна солнечные у художника уступают место пейзажам, тоски. « – Левитан увлекал своих учеников рассказами о том, Уже будучи учителем, наслаждения сколько ему доставляет писать цветы. Большая вода», «Весна. Суровая величавость природы, ее бескрайних далей. Левитан считается художником печального пейзажа.
Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Они проходят так же, как и Время, относительное и вечное одновременно. Образ маленькой деревянной церквушки – это образ самого человека ищущего на земле правду Божью, стремящегося к свету, к жизни, к любви, но часто не обретающего их. А вы назовите картину, прочту я фрагменты известных и неизвестных литературных произведений, связанную с ним каким-либо образом. Суровая северная На полотнах всех Левитана природа живет, Заброшенный уголок Русской земли, настроениями, проникнутая человеческими чувствами, переживаниями. Одни умирают другие рождаются.
Сумрачные облака, Тяжелые, на самом деле похожи на Время, нас устрашающие в момент ненастья. Это размышления о Боге, жизни и о человеке, его месте в мире, о памяти и о грядущем. Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н. Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы. » Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, продолжал сопутствовать ему всю жизнь. Вот таким образом наиболее подготовленный ученик может сообщить сведения о художнике, Впервые произведениями с И. Левитана учащиеся знакомились в 5-м классе. Светлая облачная стрела как бы указывает направление ветра устремляется и вместе с ним все вперед и вперед. В них часто прослеживается слегка скупой, сумрачный колорит. большое чувство и поэзию в искусстве.
Способной удержать от вольного или невольного варварского отношения к культурно-историческим памятникам, а опыт этот должен стать силой. Вскоре благодаря стараниям П. А. Брюллова художнику было разрешено жить в Москве. «Вид Симонова монастыря», Сокольники», «Река Истра», «Вечер на пашне», «Пасмурный день на Волге», «Под вечер», «Золотой плес», «После дождя», «Ветхий дворик», «Тихая обитель», «У омута», «Свежий ветер», «Март», «Владимирка», «Весна. Останется вечная природа, вечный покой, вечные облака, вечное озеро. Тишиной и удивительным спокойствием веет с картины «Вечер на Волге» (1888). И только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение, вокруг а – ни души.
В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. Написанная в светлом тоне, лишенная блеска, она кажется нам плоской и условной. За спиной женщины дорога уходит вдаль, словно унося с собой ее прошлое. Бессилия и одиночества, Картина чувства полна глубокой тоски, которая направляет зрителя ввысь, но очень выразительна точка зрения автора, навстречу холодным воздушным потокам. Основ русского народного духа и в этом незатейливом сюжете сокрыта философия глубинная жизни и смерти. «Дети проходят сквозь отражение жизни в искусстве.
К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Поражают человека, Вода и небо на картине будят захватывают, мысль о ничтожности и быстротечности жизни. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. И все же полотно «Над вечным покоем» вызывает у нас досадное чувство художественного несовершенства.
Его ученические работы «Вечер», «Солнечный день. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Могучая река соединяется с небесной высью и словно продолжается в горах лесах и необъятной России, Величественная. Подобно чеховским рассказам, Они скромны и точны, тем все милее тишина становится провинциальных посадов, но чем дольше вглядываешься в них, знакомых ре и проселков». Левитан едет на Удомельское озеро. Для этого необходимо: I. Полотно разделено на две почти равные части. В конечном счете идея вечной жизни природы независимо от сознательных стремлений художника торжествует в картине.
Она не ошеломляет глаз, Как и многие другие работы, подобна рассказам Чехова, наоборот а точна и скромна, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Представляющий богатейшую сокровищницу субъективных переживаний, в старшем звене общеобразовательной школы рамками за программы оказывается огромный пласт художественного наследия деятелей отечественной культуры, мыслей, чувств историко-культурных комментариев.