Годы ученичества Биография Алексея Саврасова Алексей Саврасов, 1865 Первые самостоятельные работы В 1850 году Саврасов заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" (эта картина до настоящего времени не обнаружена) и "Камень в лесу у разлива". Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» (1870-е) возбудила общий интерес публики новизною сюжета. Картина «Вечер» (1877), Это пейзаж «Иней» и (1876-1877), не датированные пейзаж уютный «Дворик» и этюд «Весна», пейзаж «Летний день» (1879). Наличие таких его работ, как «Сельский вид» (1867), «Плоты» и «Лосиный остров в Сокольниках», относящихся к концу 60-х годов, позволяет с уверенностью сказать, что за это время творчество Саврасова стало более зрелым, углубилось и обогатилось качественно новыми чертами.
Вдали темная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы. Подобно другим пейзажистам шестидесятых годов, он, ради большей идейной заостренности, вводил в пейзаж жанровый сюжет, показывающий тяжелую трудовую жизнь народа. Кажется, что в них художник искал разрешения напряжению и скорби.
«Грачи прилетели» (1872). Но Саврасов в своих поисках не ограничивался этим в данное время. В тени центральной группы деревьев, На траве, отдыхает крестьянский подросток в рубахе белой и картузе. Чем обычные отношения учителя учеников и Взаимоотношения Саврасова с молодым поколением пейзажистов были шире и глубже.
1867 – поездка во Францию на Всемирную выставку в Париже. И именно благодаря сдержанной, но сильной живописи весь пейзаж, казалось бы, унылый и неприглядный, наполнен удивительным обаянием ночи. Саврасов работал в то время очень плодотворно. Проходившие среди полей и лугов, Кривые дороги, проселочные прочно вошли в представление о пейзаже старой царской России, прорезая страну вдоль и поперек, тема о бездорожье являлась одной из обыденных и безрадостных. Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Лунная ночь», «Проселок», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» и другие стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Первая половина 1870-х годов в 1871 году Саврасов вступил в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, Первая поездка Саврасова на Волгу Саврасов, Алексей а в 1872 году был избран в правление Товарищества, первого объединения художников-реалистов.
Чистое отражение, Саврасов с удивительным разнообразием – каждый раз по-новому, повторение неба в воде – едва ли не в большинстве работ, Художник называл это душой пейзажа Не случайно столь часто, в неповторимом ключе – на выдвигал первый план выразительнейший художественный образ. Организованной Московским обществом любителей 1860 художеств, – принимает участие в первой выставке. Но в то же время было предметом творческих серьезных усилий и длительной работы, Все в этом пейзаже до крайности просто. Образ природы ясен и свеж. После чего художник отказывается от своих выставления работ в Петербурге, Картины получили негативные отзывы. Он смотрит на Опершись коров, руками на траву и слегка приподнявшись, пасущихся под деревьями по склону.
В котором, Затерявшиеся в траве могилы как будто срослись с берегом и стали неотъемлемой частью пейзажа, покоряют освещенные лучами вдали солнца бескрайние просторы Волги, как всегда у Саврасова в волжских пейзажах. В глубине слева, как бы за поворотом реки, открываются волжские дали. Особенность саврасовской школы, обусловленную серьезным педагогическим подходом к каждому из учеников, можно проследить по наследию всех пейзажистов, вышедших из мастерской Саврасова.
Quotзакат", Весна ", "Зимний пейзаж", "Зимний пейзаж "Зимняя (Оттепель)", дорога", "К вечеру", "Летний пейзаж. И хотя на горизонте, над деревней еще клубятся тучи, на них уже вспыхнула веселая радуга, написанная Саврасовым так чисто и прозрачно, -как ни у кого из художников, бравшихся прежде за подобный сюжет. Присущие теперь его искусству, Между тем в Саврасова произведениях следующих лет все более отчетливо выступали новые черты. Художник ищет поэтичность не во эффектах, внешних Избрав традиционный романтический мотив, а в лирическом воспроизведении природы. Председателя Общества любителей художеств, Уварова исполняет Кавказа, шесть декоративных панно с видами Греции, Крыма, Малороссии и Великороссии для новогоднего праздника в здании Благородного собрания. "Грачи прилетели" «Грачи прилетели», 1871 Как известно, появление этого произведения принесло художнику заслуженную славу.
Которое нарастает от переднего плана в глубину, в нем все находится в в напряжении, движении грозовых туч и разрешается победой солнечного луча, достигает своего апогея в небе, прорвавшегося сквозь тучу и заставившего сверкать светлым пятном стройный ансамбль кремлевских дворцов и храмов. Ведь в Грачах. Обсаженная старыми корявыми ветлами, картине в – размытая осенними дождями проселочная дорога.
В 1887 году написал две большие картины: «Поздняя осень» и «Закат солнца на Волге». Эти люди, преодолевая опасность, спешат на помощь. Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. Волжские темы В 70-х годах Саврасов работал над волжской темой. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на березы. Они остаются живой документацией первых самостоятельных опытов Саврасова.
Волжские темы «Могила на Волге. Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. Где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса, в 1844 году в поступил Московское Училище Живописи и Ваяния. И талый снег, радости весеннего обновления причастны и птицы, курящиеся из труб над крышами изб и голубые дымки и невидимые обитатели этих жилищ, сам и автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение. Картина получила всеобщее признание, как абсолютное создание национального гения. Справа, за полями, в низине селение с церковью, вдали у горизонта светлой голубоватой лентой вьется река. Вдали потемневшие весенние поля, За ними среди низких возвышается строений шатровая колокольня сельской церкви. Первые самостоятельные работы «Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854 Первые самостоятельные работы Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом.
«Конец лета на Волге», 1874 Волжские темы В картине «Конец лета на Волге» русская действительность показана глубоко правдиво. Последние годы своей жизни Саврасов провел в глубокой нужде. 1857-1882 – руководит пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1850 – удостоен звания неклассного художника за Вид Московского Кремля при луне.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Пейзаж на первый взгляд безрадостен, небо пасмурно, голые ветви деревьев тянутся к небу. Первая поездка Саврасова на Волгу «Лунная ночь. Художник показал на этой выставке две картины: «Вид в селе Архангельском» и «Вечер».
Преподавательская деятельность В. Перов. Первые самостоятельные работы «Пейзаж с дубами», 1860 В центре композиции изображены крупным планом растущие на возвышении два могучих старых дуба. И солнечный луч, Но тянутся эти ветви в какой-то надежде, землей принимается как знак высшей помощи и утешения, пробивающийся сквозь тучи.
Ваяния и Зодчества, в 1882 году Саврасов оставил Московское Училище Живописи, где в течение пяти двадцати лет был бессменным руководителем пейзажного класса. Почти все творчество крупнейшего русского пейзажиста А. К. Саврасова было посвящено поэтизации сельской русской природы. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе».
Сюжет картины прост и незатейлив. Передающем заиндевелые ветви деревьев, Здесь обращает внимание и проработанность пейзажа в рисунке, богатая рефлексами и цветными тенями и тонкая цветовая гамма, заставляющая как бы и сверкать искриться белый снежный покров на земле. Пришедших в начале века XX к решительной переоценке всего реалистического искусства с позиций субъективной эстетики, Стараниями буржуазных искусствоведов, являвшийся на протяжении десятилетий ведущим мастером реалистического пейзажа, этот пейзажист, был зачислен в ряды второстепенных и мало талантливых художников. 2 Хронология жизни 1830, 12 (24) мая – родился в семье московского мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова (до середины 1850-х годов подписывал свои картины как А. Соврасовъ). Как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов и так же, сквозь скорбь народных страданий, так в и этой картине, чувствуешь могучее дыхание жизни.
Конец 1860-х годов в 60-е годы Саврасов входит пейзажистом яркой и очень своеобразной творческой индивидуальности, « Развитие творчества Саврасова в годах 60-х Алексей Саврасов. Если он может вызвать у зрителя чувство щемящей тоски, то вместе с тем не может не потрясти просторами, полными затаенной жизни. Написанной мягким, в его фигуре, на фоне затененной части реки, тоном, приглушенным чувствуется ясное и спокойное душевное состояние человека, окончившего свой труд, наполнивший его впечатлениями окружающей природы. Огороды. Волжские темы «Радуга», 1875 Волков И. П. «Портрет А. К. Саврасова», 1884 Преподавательская деятельность Саврасова в 70-е годы Для многих начинающих художников Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Саврасов в 70-е годы был учителем, открывшим путь к изображению родной природы. 1869 – Картина Лосиный остров в Сокольниках.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. В том же 1894 году, в связи с исполнявшимся пятидесятилетием творческой деятельности, эти рисунки были изданы в специальном альбоме. Изображающим опушенный инеем лес в ясный зимний день, в работе над этим драгоценным произведением, сохранив всю свежесть своего восприятия художник, натуры, стремился к исключительной законченности художественного выражения.
Содержание пейзажа «Вид на Кремль в ненастную погоду» почерпнуто художником из жизни самой природы. Участие на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Относящихся к 70-м годам, Список произведений открывается Саврасова, чудесной по исполнению картиной «Лунная ночь.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. 1893 – Картина Весна. «Пейзаж с рекой и рыбаком», Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Проселок», «Лунная ночь», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» другие и стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели».
Около паренька – длинный пастуший кнут. "Камень в лесу у разлива", 1850 В центре этюда, среди деревьев, художник изобразил огромный камень, на вершине которого он поместил фигурки двух мальчиков – барчука, сына владельца усадьбы и деревенского мальчика, сына кормилицы. Ровным и широким шагом удаляется от реки с рыбной ловли просто одетый крестьянин-рыбак. Все эти произведения, выполненные художником на уровне высокого мастерства, в полной мере раскрывают перед нами сильные стороны его таланта. В начале 80-х годов в творчестве Саврасова начали появляться первые признаки назревающего серьезного перелома. 1875-1881 – Картины Радуга, Рожь, Пейзаж с радугой. Насколько богаты содержанием и эмоциональной силой его волжские картины можно судить по произведениям: «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге» и «Радуга».
Этот мотив в значительной мере является главной темой в пейзаже. Последний период жизни и творчества «Оттепель», 1880--е «Оттепель», хорошо передает общее состояние природы, характерное для начала весны коричневато-серого тона растаявший снег, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха – все приведено к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. Саврасов ведет скитальческую жизнь, терпя нищету и болезни. Она многослойна, богата оттенками коричневатого тона, переходящего в горячий золотистый. Большую часть композиции занимают хлебные поля во время уборки урожая. Как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирно пасется стадо и Величавый торжественный сосновый бор стоит.
Но в том, Большой свободы и мастерства в живописном методе еще не чувствуется, местами поросшего мхом, как разнообразно по цвету написана землисто-коричневая поверхность старого камня, как вылеплен цветом ствол березы, – видны серьезное и изучение натуры и первые опыты сложного письма и стремление раскрыть живописную красоту каждого предмета. Окраина глухого провинциального местечка. Это произведение представляло, По мотива простоте и лаконизму изобразительных средств, новое слово в пейзажной живописи, поистине. Так воспринимается и маленькая глухая деревушка, Так воспринимается в показанная картине разборка крестьянами прибитых к берегу плотов, с бедными покривившимися избенками. Рядом – вторая заброшенная могила с упавшим крестом.
Последний период жизни и творчества Маленький пейзаж «Иней», прекрасно разработанный в цветовой гамме, раскрывает перед нами его дар художника-колориста. Плывущей между льдинами наперерез реки, Вначале внимание обращается на лишь темное пятно лодки. 1870-е «Вечер», «Иней», 1877 картине в «Вечер» Саврасов очень убедительно передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. Легкий, Воздух весенний, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой и колокольней широкие просторы полей с рекой вдалеке. «Проселок», 1873 Пейзаж «Проселок» – подлинный шедевр реалистического искусства.
Изрытая проточной водой, на первом плане местность, через которую самые переброшены первобытные мосты. В гору медленно поднимается крестьянка с ведрами на коромысле. Среди печальной зелени этот луч солнца так хорош, так радостен». Этот пейзаж, Завершая собой определенный круг исканий, прекрасно характеризует русское пейзажное искусство пятидесятых годов, с вместе другими произведениями художника, сложившееся на прочной реалистической основе. На переднем плане группа берез.
Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега. «Разлив Волги под Ярославлем», 1871 В картине «Разлив Волги под Ярославлем» открывается вид на Волгу во время ледохода. Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей, в котором одним из действенных элементов является старинный архитектурный памятник.
Написаны пейзажи «Морской вид» (1859), «Рыбаки» (1859), в которых чувствуется стремление к эффектной картинности, хотя многие черты натуры в переданы с большой наблюдательностью. Написана картина «Рожь» и «Весна. Владея в совершенстве могучими средствами своего искусства, Саврасов наполнил все элементы пейзажа внутренней экспрессией он отвел в пейзаже действенную роль высокому небу, заставил говорить старые ветлы, озарил солнечным светом дальние поля и показал красоту могучей земли. В творчестве каждого из них неизменно обнаруживается глубочайший оставленный учителем след, Однако, Левитана, который и позволяет говорить о элементах саврасовских в творчестве Каменева, Коровина, Светославского и других. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
Участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Прекрасно найдены положение фигур, За исключением бурлаков трех в голове колонны и ритм медленного движения, тянущих непосильную тяжесть.
Простор неба является в пейзаже главным местом действия. Их исполнение требовало от художника прочных знаний линейной и воздушной перспективы, уменья передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. Идущих наперекор стихии, Художника увлекали смелые образы простых людей, которым так хорошо отвечают волжского просторы пейзажа, увлекла красота человеческих характеров. Стремление представить человека в единстве с природой сообщило в данном случае пейзажу своеобразно Саврасова выраженные лирические черты.
Саврасова. По большей части несколько измененных повторений его известных картин, 1894 в году Саврасовым было исполнено около двадцати рисунков. Саврасова окружают любящие друзья и ученики. Который сумел «так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочек природы из окрестностей Москвы, Современники эту отмечали удачу художника. Развитие творчества Саврасова в 60-х годах «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ В СОКОЛЬНИКАХ», 1869 Картина «Лосиный остров в Сокольниках» весной 1870 года была удостоена первой премии на конкурсе, Московского Общества Любителей Художеств. Связанных с волжским пейзажем, Одной из существеннейших особенностей его картин, является выраженное них в чувство простора. Перелет птиц», 1874 Пейзаж «Радуга» изображает маленькую деревушку, расположенную на высоком берегу реки.
1865 – По заказу графа А. С. Тонко разработано в пейзаже вечернее небо, затянутое у горизонта грядой облаков. Картина Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. И о привитых школой крепких реалистических основах, в то же время весь этюд в целом красноречиво говорит о свойственной художнику и свежести непосредственности восприятия природы, без которых было бы немыслимо дальнейшее движение вперед. Он помогал глубже понять и почувствовать волнующее содержание природы.
Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Деревушка у ручья", "Пейзаж с болотом и лесистым островом", "Пейзаж. Высокий поэтический образ этого пейзажа остается, как всегда у Саврасова, неизменно жизненным и реальным. Посещает Францию, Швейцарию и Германию.
Работая над композицией, Саврасов искал простоты и лаконизма. Этюд отличается от большинства поздних работ художника проработанностью, серьезной Несмотря на сравнительно широкую манеру письма. 1858 – Пейзажи Вид в окрестностях Ораниенбаума, Пейзаж с рекой и рыбаком. Сложившегося на глубокой реалистической основе, Всем своим художественным строем оба произведения эти утверждали черты нового искусства. Стремительно тает снег под лучами теплого солнца, Первые весенние деньки их голые ветки, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, начинающие уже набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. Он раскрывал перед начинающими художниками и все работы особенности над этюдом на открытом воздухе. «Вечер. Движение птичьих стай воспринимается как торжественное действие, На фоне освещенных облаков, живое как свидетельство великих законов ее жизни, совершающееся в природе.
Глубокая внутренняя связь природы жизни и человека выражена в картине особенно ясно и убедительно. Создание такой картины, как «Грачи прилетели», расценивалось ими лишь в качестве исключения. «Изучайте и чувствуйте» – говорил Саврасов, провожая молодежь на этюды. Построенный на мягких сочетаниях серых, Картина и Неяркий тонкий колорит, белых и голубых тонов, коричневых, передает перламутровую нежность весенних красок. 1862 – поездка на Всемирную выставку в Лондон. А после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса, в Москве участвует Саврасов в выставках Училища Живописи и Ваяния.
1861 – поездка в Петербург по поручению МОЛХа для доставки в Москву картины Александра Иванова Явление Христа народу. Она утверждала начало нового этапа в развитии русской реалистической пейзажной живописи. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Нежели давал какие-нибудь строго очерченные правила, Саврасов примером творчества своего скорее указывал им путь. Дали", "Сельский вид", "Дубы", "Закат", "Зимний пейзаж.
(Весна. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. И солнечный луч, Но тянутся эти ветви в какой-то надежде, принимается землей как знак высшей и помощи утешения, пробивающийся сквозь тучи. «ПЛОТЫ», 1868 Развитие творчества Саврасова в 60-х годах Ярким примером народной темы является картина «Плоты» (1868). Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871 Первая поездка Саврасова на Волгу Первая поездка Саврасова на Волгу Во всю ширину холста изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. В характере линии, в штрихе и в членении планов чувствуется скромность и неуверенность начинающего художника.
Это был первый его шаг на пути к большому искусству. 1875 – На 4-ой выставке картин Товарищества передвижных художественных представлены выставок полотна Саврасова Вечер. В глубине, в просвете между редкими деревьями видна яркая, освещенная солнцем зелень. Зима.
Посещает Швейцарию. Огороды», 1893 Этюд «Огороды» был написан художником ранней весной в окрестностях Москвы. Перелет птиц и Жатва.
Вырвавшись из-за тучи, лучи Косые солнца и отмель, освещают мягким золотистым светом и белое здание монастыря, в то время, как весь пейзаж в ближайших планах выдержан в коричневато-золотистом тоне, присутствие которого заметно даже в зелени деревьев. Воссоздавая на холсте ощущение жизни как единого трепетного с целого, удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы. Небо с высокими Воздух облаками, по-весеннему прозрачен, затянуто у горизонта темной полоской и кажется, светло-голубое вверху, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо.
Участие его на первой выставке Общества Художеств Любителей в 1861 году было отмечено блестящим успехом. Голубеющему небу, Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, шумные грачи гнезда, вьют под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки. 1871 – Пишет картину Грачи прилетели. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Периодом, Годы непосредственного общения молодых художников с их учителем были для самого Саврасова периодом высоких достижений, художника-демократа, как когда окончательно сложились его эстетические воззрения.
Широкая река, затененная надвигающейся тучей, кажется темной и напряженной по цвету. Радуга в то же время олицетворяет светлые чувства внимающего природе Наиболее человека, полно выражая собой состояние природы после ливня. 1866 – Получает звание надворного советника. Последний период жизни и творчества Алексей Саврасов, 1897 Высокими художественными качествами отличаются произведения Саврасова, созданные художником на протяжении 70-х годов. В этом произведении, с его столь определенно выраженным идейным замыслом, видны подлинно народные черты саврасовского творчества.
Как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирно пасется Величавый стадо и торжественный сосновый бор стоит. Иней, Дворик. И каждый элемент, Именно в таком построена плане Саврасовым композиция пейзажа, полон глубокой внутренней выразительности, в нем участвующий. Наполнившего свежестью и влагой деревья, в нем прекрасно передано состояние природы после летнего теплого дождя и траву землю. Половодье», была интересна лишь первая и небольшая картина «Оттепель». По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи.
Небольшая бедная деревенька над зеленым косогором здесь неотъемлемая пейзажного часть образа. Выделенная в эскизе фигура молодого бурлака особенно обращает смелой внимание характеристикой, в этом смысле. Пишет картину Вид в швейцарских Альпах близ Интерлакена. Рабуса. 1897, 26 сентября (8 октября) – умер в Москве, во 2-й городской больнице, в отделении для бедных.
Творчество самого Саврасова в первые годы преподавания его в Училище Живописи и Ваяния было наполнено исканием нового содержания в пейзаже. В занятиях его с главное учениками место занимала работа на натуре, Преподавание идет успешно и изучение природы в рисунке, причем сюда входило и изучение характера местности и исполнение красками этюдов для будущей картины. 1882 – Разрыв семейных отношений. Картина получила высокую оценку. На фоне высокого неба выделяются стоящие рядами копны. Иную эмоциональную характеристику получал у Саврасова и изображенный в пейзаже человек, что ясно чувствуется в его картине «Сельский вид» (1867).
Стоящим на склоне холма, Влажный воздух сообщает мягкий тон серебристый омытым дождем сереньким покривившимся избам. Но почти одновременно с этими произведениями у Саврасова появляются пейзажи «Сельский вид при закате солнца» (1858) и «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), представляющие другую линию творчества художника. Это дает ощущение щемящей тоски по чему-то светлому, возвышенному, нездешнему. Умер А. К. Яркие и волнующие впечатления реальности подчинили себе полет юной романтической фантазии Саврасова.
Этот пейзаж Саврасова необычайно красив по живописи, особенно, передающая самую землю. И тонкая лиричность мотива позволяют поставить это маленькое произведение драгоценное в один ряд с лучшими пейзажами Саврасова и глубокая правда жизни. Над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней, На дальнем плане виднеются заборы невзрачные и деревянные крыши.
Погруженные в воду, На дальнем берегу затопленном стоят отрезанные от земли, среди них выделяется белая церковь старинной архитектуры ближе к горизонту – лесные массивы и маленькие островки затопленных деревень, низкие избы. «Бурлаки на Волге», 1871 Глядя на его уверенный шаг, на устремленный вперед горячий взор, невольно вспоминаешь вдохновенные строки Некрасова, полные веры в силы русского народа, в его великое будущее: «Вынесет все, – и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе. ». Это пейзаж «Иней» (1876-1877), картина «Вечер» (1877), пейзаж «Летний день» (1879) и не датированные пейзаж уютный «Дворик» и этюд «Весна». Далеко в глубине открываются широкие дали светлой со полосой реки, Благодаря низко взятому горизонту. Удачная композиция этого произведения сообщает изображенному всему большую жизненную выразительность.
Пафос ее силы, Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, творить способной чудо возрождения – вот главная тема саврасовской картины. «Иней», 1870-е «Вечер», 1877 В картине «Вечер» Саврасов очень убедительно передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. Весна, Зимний пейзаж.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Катина Сельский вид. Растаял пруд. В картине «Перелет птиц» над темными сжатыми полями, в вышине вечернего неба, проносятся стаи улетающих птиц внизу, на дороге, проходящей на переднем плане картины, лежит густая вечерняя тень с красноватыми отсветами закатного солнца.
Болото», 1870-е Художник внимательно и точно передает формы Воскресенского собора, колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края. Их раскидистые ветви, переплетаясь, образуют зеленый шатер. Его восприятию жизни присуща была абсолютно особая музыкальность, Работам художника и трель соловья, дающая нам услышать и пение жаворонка и журчание ручейка.
И, Саврасов окунулся в толщу народной жизни, к стремился такому пейзажу, работая над картиной, в котором самый уклад этой жизни воспринимался бы как нечто неотделимое от окружающей природы. Прозрачными глыбами, Поднимаясь над водой то светло-зеле новатыми, льдины движутся, то голубовато-серыми и темно-коричневыми пятнами снега, потемневшего стараясь обогнать одна другую. Стремясь уловить особый живописный волжского строй пейзажа, Он много работал, с необычайным богатством колорита, с далями зеленеющих полей и лугов, с берегами как бы открытыми навстречу солнцу, свежему ветру и непогоде.
1844 – А. Саврасов поступает в московское Училище живописи и ваяния, 1848-1850 – вновь учится в Московском училище живописи и ваяния (МУЖВ) по классу пейзажной живописи у К. И. С его неповторимой далей, красотой Он внимательно изучал волжский пейзаж, повторяя ежегодные поездки на Волгу, с характерным рельефом берегов. Волга под Юрьевцем, Бурлаки на Волге, Разлив Волги под Ярославлем, Проселок, Могила на Волге, Окрестности Ярославля – Печерский под монастырь Нижним Новгородом, 1872-1874 – Картины. 1885 – 1886 – Саврасов выполняет рисунки для журналов Радуга и Эпоха. Имя Саврасова обозначает не только некую ступень в развитии русской пейзажной живописи, оно должно почитаться как имя создателя выдающихся произведений, отразивших многие не раскрытые до него в живописи черты, присущие русской природе, как имя основоположника русского пейзажного искусства второй половины XIX века, утвердившего в этом искусстве глубокое гуманистическое содержание. Молодая береза с облетевшими листьями скромно приютилась близ могил.
Обращает внимание в картине подчеркнутая «простота» всего изображенного, продиктованная, несомненно, желанием «встать вровень с народом» «прожить его жизнью» и правдивее передать самый характер народной темы. Quotпейзаж с дубами и пастушком", "Повеяло Ярославль", весной", "Пейзаж с радугой", "После грозы", "Проселок", "Радуга", "Ранняя весна", "Ранняя весна. Весна ", "Закат", "Зимний пейзаж (Оттепель)", "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога", "К вечеру", "Летний пейзаж. Степь днем – Рассвет в степи, Пишет картину Камень в лесу у разлива. 1851 Вид – на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду 1852 – пишет картины на основе впечатлений от поездок на юг России.
1878 ПЕЙЗАЖ с РЕКОЙ и РЫБАКОМ», Портрет художника Алексея Саврасова, как написаны в пейзаже левый берег, 1859 Преподавательская деятельность Глядя на то, поросший лесом, освещенная солнцем голубая река и цветная тень на воде от леса – что видишь, уже в это время Саврасов был вооружен богатыми средствами живописи. С песчаной отмелью, в этюде холодная полоса Волги, чем архитектура монастыря, обращает на себя едва ли меньше внимания, возвышающегося над зеленью деревьев и низкими лепящимися строениями, по склону. Берег Волги", "Пожар в лесу", "Ранняя весна". Quotлосиный остров", Сосны", "Окрестности села Михайловского Псковской губернии", "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", "Оттепель", "Осень", "Оттепель. С уходящими к горизонту грозовыми Над тучами, всем равнинным пейзажем простирается необъятный небесный свод.
Коченеют на ветру деревья, Снег долго лежит на полях, радостным гомоном птиц и вдруг все легким наполняется трепетом жизни. «Весна. Что лирический пейзаж уже вошел в круг творческих художника интересов и был настоящим предметом его серьезных занятий, Эти пейзажи своими художественными качествами ясно говорили о том. Ярко светится только что омытая ливнем зелень, прозрачен воздух. 1868 – Награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Влажность морского воздуха в тени вековых валунов, с любовью он передает летнего очарование вечера на взморье, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев. Окрестности Ярославля», 1874 Первая мысль произведения «Могила на Волге» родилась из глубоких личных переживаний художника. И бедную деревушку, Это как сияние бы озарило и природу, наполнив весь пейзаж волнующим поэтическим содержанием. С бескрайними далями расстилающейся равнины, Изображен типичный русский пейзаж, ночным окутанной туманом.
Затененном нависшей тучей, На крутом берегу широкой реки, покривившись, над могильным осыпавшимся холмом стоит, простой деревянный крест. По композиции рисунки близки к широко распространенным тогда мотивам видовой живописи. Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит пейзаж дрянь. " (Саврасов А. К. ) Мастер русского реалистического пейзажа В галерее представлены следующие картины: "Грачи прилетели", "К концу лета на Волге", "Монастырские ворота", "Огороды", "Пейзаж с избушкой", "Печерский монастырь", "Распутица", "Пейзаж с рекой и рыбаком", "Весенний день", "Зимний пейзаж", "Зима", "Зимний пейзаж", "Скоро весна" "Берег реки", "Весенний пейзаж с избой", "Весна", "Вечер", "Вечерний пейзаж", "Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру", "Водопад", "Гроза", "Деревня зимой", "Домик в провинции. Слева вдали – поля спеющего овса.
1857 – женитьба на Софье Карловне Герц. Картины «Ночь на Воробьевых горах» и «Ночка», очень смелые и оригинальные по замыслу, являлись, вероятно, в большой мере фантазиями художника, близкими к его юношеским увлечениям романтизмом. 1880--е «Оттепель», Последний период жизни и творчества «Оттепель», характерное для начала коричневато-серого весны тона растаявший снег, хорошо передает общее состояние природы, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха – все приведено к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. Один из современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас природы клочок из окрестностей Москвы", Отмечая эту удачу. Поднявшейся над избами и почти растаявшей рекой, над в высоте облачного неба видно мягкое сияние радуги.
Он внушал им, что художник должен изображать природу во всех многообразных проявлениях ее жизни и требовал «вживания» в природу, которое должно сопутствовать у художника процессу ее изучения. Эта-то гармоническая цельность созданного образа и позволяет почувствовать тонко переданное художником в пейзаже лирическое содержание. Эта задача лежит и в основе содержания тонкой, удивительно свежей картины «Радуга». Кажется еще более глубокой по тону и богатой оттенками, Листва дубов в соседстве с красноватой тона горячего землей. Появлялись свежие и смелые по решению пейзажи «Весенний пейзаж» и «Огороды» (90-е годы). Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Болото».
Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». На осенней выставке в Академии художеств привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика. Среди рисунков встречаются и мотивы неизвестных волжских пейзажей.
Увидя в окружавшей его в 80-е годы действительности лишь ее отрицательные стороны, Саврасов пережил глубокий духовный кризис из-за которого жизнь его в последние годы была, по выражению Левитана, «беспросветна и трагична». Лодка с сидящими в ней людьми направляется к дальнему берегу, где в затопленном селении вспыхнул пожар. На фоне неба, Справа, растущих на возвышенности и придающих композиции пейзажа несколько торжественный характер, кроны вырисовываются высоких деревьев. Грачи прилетели, 1872) Творчество А. К. В высоком весеннем небе стройным порядком летят стаи журавлей. Подражая известным в то время пейзажистам, Мальчик рано рисовать начал и уже к двенадцати годам легко исполнял большие рисунки гуашью.
Иней", "Лес в инее", "Летний пейзаж", "Ночь на Воробьевых горах", "Осень. Вплоть до 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. Не исчезло, Наследие Саврасова не затерялось, развито и переработано подлинными его продолжателями, а было утверждено. Этот образ мы видим в картине «Проселок», где в луже на размытой дождем дороге блестит пробившийся сквозь тучи луч солнца.
Саврасов написал два вида с Воробьевых гор, Во время исполненном обучения, на светло-коричневатой бумаге графитным карандашом и подцвеченном мелом. Саврасов старался развить в учениках своих уменье пользоваться реалистическим методом работы на натуре, Отдавая столь большую роль чувству художника, приучая их воспринимать пейзаж как целостный поэтический образ. А многих и многих прекрасных картин, Для нас сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов – не художник одной.
1882 – Уволен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1870-1880 – Картины Домик в провинции. Что Саврасов не хотел изобразить только бурлаков как подавленную, Образ идущего впереди всей группы бурлаков молодого крестьянина позволяет предполагать, а сумел разглядеть среди них непокорных и смелых людей, забитую массу. И вот таким образом она легко так вознеслась над миром, Радуга кажется будто сотканной из самого света. Важнейшими из которых являлись зрителя введение в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система, с самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа. И в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем Ваяния возрасте и Зодчества.