В Ереване мы жили поначалу в очень тяжелых условиях и я забыл о своей любви к рисованию. Как оно есть, Но воспроизвести море таким, полагаясь лишь на воображение, Айвазовский невозможным считал и потому никогда не писал с натуры. – рассказывает Ш. Хачатрян, - Когда-то творчество Айвазовского повлияло выбор на моей профессии.
В 1897 году вышел в свет сборник Братская помощь пострадавшим в Турции армянам. Эта книга вызывает массу вопросов и сомнений. Прославленного живописца и благотворителя, великого Образ Айвазовского, мало-помалу становится в армянских кругах легендой и символом великой надежды.
Изображаемой на моей Удаление картине, от местности, заставляет лишь явственнее и живее выступать все ее подробности в моем изображении». Зеленовато-синее море, Под ними хрустальное, высокие бурные гребни которого сверкают переливаются и всеми цветами радуги. В те же годы в Османской империи свирепствовали резня и погромы. «если есть область, то эта та, где действует вдохновение, неведомым, поистине путем магическим озаряющее человека – размышляя о связи религии и искусства, Еще в начале 20 века, где исключительная роль творческой индивидуальности наиболее бесспорна и очевидна, православный религиозный философ отец Сергей Булгаков проницательно заметил. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. У Айвазовского трагический конфликт людьми между и природой играет сравнительно незначительную роль все внимание художника сосредоточено на жизни самой стихии. Что это состояние обладает большой психотерапевтической силой и не случайно, Известно, что современные школы глубинной психологии личности медитацию используют самостоятельно в отрыве от религиозного содержания с целью психотерапии.
Я не отвлекаю от нее моего внимания не только праздными разговорами, Обдумывая картину, не на выхожу улицу, но даже видом предметов посторонних, не смотрю ни на горизонт, ни на окружающую местность. Нуждающимся жителям Одессы, Он помогал греческому и народу, Штутгардта, Минска, Франкфурта, детскому дому в Ницце. По специальному Указу Государя Айвазовскому как уникальному певцу моря Российское Морское ведомство ввело и присвоило единственное в истории русского флота почетное звание «Живописца Главного Морского Штаба» с правом ношения адмиральского мундира. Если в одном случае изображено взволнованное море, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии – но не прибег ни к одному из них, Он знал способов много драматизировать сюжеты своих картин, в другом – уже бушующее, работая над этим произведением. Среди волн как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины Черное море. Гребни валовподнимаютсянадих головами. Айвазовскийзакрылся от всех вмастерской. В 1839 году Айвазовский принял участие качестве в художника– хроникера в военно-морском походе к берегам Кавказа.
Выполненной другими исследователями творчества мариниста, Почти страница каждая очерка содержит почтительное признание огромной работы. Григорьевич. И русские солдаты, Крепость была взята, рассеялись по городу и внимая только мщения, чувству раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, не щадили ни пола, ни возраста. Воздуха и вся пронизана лучами Она солнца, полна света, сообщающими ей оптимистический характер. Океан заволновался.
Только вспышки молний освещали эгу смертельную схватку с грозной стихией. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым – в воде. Но к 1901 году был издан упомянутый альбом, текст которого, в основном идентичный тексту книги, в отдельных местах сильно от него отличается. – говорил Айвазовский, Движение живых стихий неуловимы для порыв кисти, ветра, – писать молнию, всплеск волны – немыслимо с натуры.
До сих пор из мастеров русских только чудный Орест Кипренский был удостоен столь высокой чести. Все пассажиры обезумели от страха. И после мучительных скитаний попали в Сирию. И те, чьи сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Художник тоже испытывал страх. В числе первых зрителей картин юного художника был Пушкин.
Удивительно мастерство художника. Вливала в него вместе с любимой им южной природой и морем силу и бодрость духа, Эта фея вдохновляла его, молодую вечно кипящую энергию». Что книга была впервые издана после смерти великого мариниста, аннотации в сказано только, в 1901г.
Это самая сильная из волн, наивысшая точка шторма. Живописное выполнение были абсолютно явлением новым в русской живописи семидесятых годов, Но ее красочная гамма. Какая страшная гроза прошла ночью, Зритель сразу может же представить, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Художник надеялся привлечь общественное внимание своей большой родины к трагедии армян. Плескавшееся у древних стен ее море все давало художнику пищу для новых образов, Трогательная к любовь своей родной Феодосии.
Переливы одухотворенной водной стихии его полотен, Посмотрим на картины Айвазовского, питавшего художника процессе в их создания, нужны ли еще рациональные доказательства глубины религиозного чувства. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как праздничного от зрелища – блестящего фейерверка. Лег радугой на воду, Сквозь этот хаос поток пробился солнечного света, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Но немыслимо также отрицать его связь с армянской культурой.
Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. В прессе родилось сразу же несколько легенд, объясняющих эти чудесные эффекты. В грохочущем хаосе ободряли друга друг и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, Они вцепились в обломки корабельной мачты. А главное, Однако некоторые положения Кузьмин добавил, армянском видном религиозном деятеле, сократил рассказ Айвазовского о любимом старшем брате Габриэле, о Венецианской конгрегации мхитаристов, о его признательности генералу Котляровскому, освободившему ряд армянских исторических территорий. Айвазовский был взволнован и потрясен. Почти мистическое, Вдохновение великого художника всегда в заключает себе нечто таинственное.
Братья Айвазовские были очень близки духовно и дружны всю жизнь. Айвазовский участвовал в нем своими рисунками. Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. И они перевернули мне душу, Но через несколько лет случайно увидел одном в журнале репродукции морских пейзажей. Айвазовский принимал участие в морских сражениях, Находясь постоянно на борту военного корабля, мужество и храбрость тем самым вызвав глубокое уважение императора, во проявив время боевых действий отвагу. Что отдельные психологические и психофизические эффекты, Мы и не станем этого делать по той простой являются причине, лишь внешними проявлениями того грандиозного и мощного явления, очевидно присущие всем замечательным картинам художника, которое и составляет Тайну Тайн для каждого Человека. С новойсилойпробудилисьдумы оненаписанной картине.
Воспитанных в мире суррогатных ценностей и поверхностных знаний о человеке трудно обойтись без рациональных наличия доказательств в Бытии художника Тайны Тайн, Нам же, религиозности. Главной целью которых являлось просвещение в отдаленных районах Западной Армении, в 1880 году художника выбрали в объединенных президиум армянских союзов. Что, Услышав от Айвазовского, художник выбросил море в полученные им от султана османские ордена, возмущенный злодеяниями турок, Кузьмин охарактеризовал этот шаг протеста как забавный анекдот. Мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, а если подойти ближе к и картине, другие детали, взывающих о помощи.
Для этого-то художник и должен запоминать их». Что человек, Удивительно, ни разу не вспомнил о книге Братская помощь, хорошо знакомый с великим маринистом, о которой широко писала русская пресса и там ясно сказано, художник что – армянин. А вот в 2005 году по случаю 125-летия основанной великим маринистом картинной галереи издательство Энергия плюс (Киев) и Энергия дельта (Симферополь) выпустили в свет Воспоминания об Айвазовском Н. Кузьмина. В Берлине проходила выставка картин Айвазовского.
Картина Радуга была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Другие «специалисты» объясняли эффект воздействия живописи Айвазовского тем, что художник будто-бы от рождения глухонемой, потому природа компенсировала лишение слуха обостренным чувством цвета, которое обычным нормальным людям недоступно. Что, Создается впечатление, кто-то поставил себе целью освежить кузьминскую попытку изолировать великого мариниста от армянской его среды и интересов, переиздавая без оговорок и примечаний его воспоминания. Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. Определенностью оценок, Он привлекает блеском литературной формы, взыскательной любовью к и художнику его искусству, глубиной анализа.
И зрителю порой кажется, в картине все находится в движении, что цвета эти сменяют друг вместе друга с вздымающимися и рушащимися волнами. Валы поднялись кругом, непрерывный круговорот валов. Не потеряли друг друга, Несколько друзей держались все время даже вместе, когда тонул корабль. «движения живых струй неуловимы для кисти писать молнию, всплеск волны немыслимо натуры с – порыв ветра, Сам художник говорил.
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся морем еще передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Кто этинесчастные, какпопали онисюда. Главное, не указан источник текста, чего требует элементарная издательская культура. Ещевчераутромих корабльвышелиз гавани в открытый океан.
В ней учились около 150 мальчиков из разных мест (около трети – из Турции): многих из них пригласил Габриэл – точно так же, как его, 12-летнего, пригласили в свое время учиться в конгрегацию мхитаристов. Такой областью являются религия и искусство. Армянским студентам, Помогал турецким армянам, публикации содействуя ценных книг по армянской истории. Очарованные его картинами, в далеких Соединенных Штатах, мечтая увидеть воочию загадочного русского чудо-художника, любители изящных приглашают искусств его в гости.
Душевной болью старого мастера во многом объясняется и его внезапная смерть. Этот альбом выражает мою признательность Айвазовскому, вернувшему меня к моему призванию. Она написана самыми яркими красками палитры. Впрочем, поволноваться пассажирам судна действительно пришлось немало.
Но настоящая Родина моих близких предков, я в родился городе Феодосии в 1817 году, не в России, моего отца была далеко не здесь. Знал около десятка и восточных европейских языков, Однако человек он был высокоодаренный от природы, много читал и уважал просвещение. Издателем которого был Ф. Булгаков, а после смерти художника в Петербурге вышел в свет его роскошный альбом, в повторивший основном очерк Каратыгина, а текст составил Кузьмин. Вспомним, что фамилии многих армян, живших в Османской империи, восходят к турецким обозначениям их ремесел (демирчи – железных дел мастер).
Бой изображен в ночное время. Для современников Айвазовского постоянное ощущение религиозных переживаний в своей было душе привычным и естественным состоянием человека. Он же руководил школой. Было бы слишком прямолинейно и просто волшебное объяснять воздействие большого искусства локальными психофизическими цветовыми эффектами, Конечно, а тайну творчества великого мастера сводить к медитативному воздействию зелено-голубого колорита его картин. Сам художник почти не оставил письменных свидетельств о процессах становления своего мастерства, все тайны его творчества, философия мира и искусства зашифрованы и выражены в его картинах.
В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину. Но даже ее апологет, Айвазовскому немало досталось от новейшей критики, неизменно признавал, В. Стасов, "маринист что Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник абсолютно исключительный". Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. Одна за одной, Волны, если можно так назвать то плавсредство, бьются борта о плота, на котором плывут изможденные ночным штормом, люди. Пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, Верхняя картины часть вся наполнена фиолетово-розовой мглой, похожих на горящий туман облаков, клубящихся. Чудом они добрались тогда до Лиссабонской гавани. Что их ждет дальше8230 с 1845 г. Айвазовский жил в Феодосии, Ведь они еще не знают, сам нередко участвовал в морских баталиях, где был очевидцем маневров военных Черноморского флота. На рубеже 19-20 веков, На закате его жизни идеологические антиподы академизма, когда уже были отодвинуты с авансцены художественной жизни передвижники и полную в силу расцветало волшебное творчество гениального предтечи русского авангарда Михаила Врубеля.
Французские, Русские, что он появился на свет в армянской семье, советские энциклопедии справочники и в один голос отмечали. Мягкость и чистоту цвета, От этого радуга приобрела ту прозрачность, какая нас всегда восхищает и в чарует природе. 5. Свое и без стремления сказать что-то новое, заслуживающее читателей внимания писать об Айвазовском невозможно.
Был ясный, солнечный день, безмятежно сияла высокая, чистая лазурь неба. Вставала юность: странствия в чужих краях но морям и океанам. Время расцвета академического искусства и российской аристократической культуры, Начало творческого пути Айвазовского на приходится николаевскую эпоху. В старину в фамилиях, которые начинаются на Ай, нередко слышался звук h. Но в русском языке отсутствует h и его заменили на г. А когда после долгой разлуки в 1840 году братья Габриэл и Ованес встретились в Армянской конгрегации мхитаристов на острове Св. Лазаря, они решили сделать свою фамилию более благозвучной и писать ее либо Айвазовский (по-русски), либо Айвазян (по-армянски). На котором он плыл из Англии в Испанию, в 1844 году корабль, в попал страшный шторм – после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени уже прославившегося художника. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины.
а сами стали быть во всем архипелаге господствующими. Да и стремление к независимости удерживало его в Феодосии, Его ненасытную жажду творчества можно было только утолить вдали от суеты. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Природный высокий интеллект любовь и к знаниям Константин Гайвазовский передал всем своим детям. Чтобы украсить им свою коллекцию лучших живописцев все и времен народов, Прославленная галерея Уфицци заказывает Айвазовскому автопортрет.
Тема борьбы человека слепым со могуществом стихии чрезвычайно характерна для живописи романтизма. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Любопытно одно признание живописца. Впоследствии в течение десятилетий публикаций по этому вопросу не было.
Которая чудесно сплетала его узоры жизни, Его гений – это та могущественная добрая фея, разумнее и счастливее, располагая их как можно лучше. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. В письме из Симферополя президенту Петербургской Академии художеств Оленину и записке министра Императорского двора Волконского касательно таланта 13-летнего сына армянина – в русских источниках национальная принадлежность художника впервые лишь зафиксирована в 1833 году. В конце XIX- начале XX веков Россия пыталась подавить армянскую самобытность. Непременное условие моей мастерской – гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами. Неистовству стихии художник противопоставилмужество иотвагу людей, спасающихсяна обломкемачтыпослекораблекрушения.
Что составляло для Айвазовского важнейшую часть его духовного мира, Полным равнодушием Кузьмина к тому, объясняется и попытка биографа проигнорировать или приуменьшить все армянское в жизни художника. Картина не оставляет мрачного впечатления наоборот, на Несмотря драматизм сюжета, сообщающими ей оптимистический характер, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Что в жизни своей Иван Константинович Айвазовский искренне был и глубоко религиозным человеком, Убедимся в очевидном1 Вспомним. Изображавшие эпизоды кровавой резни в Западной Армении, в том году же он выставил свои полотна. Один из биографов художника (. ) определил ее следующим образом: «Жизнь Айвазовского представляется нам настоящей волшебной сказкой, богатой событиями и прекрасной как чудный, пленительный, сказочный сон.
Подолгусиделвкресле сзакрытымиглазами, мысльегонеустанноработала. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. Путь моей жизни определился – я решил посвятить себя искусству. Которому в будущем суждено было стать прославленным на весь мир художником, Ко времени младшего рождения сына Ивана, неожиданно разразившейся в этом крае, Константин Гайвазовский потерял большую часть своего состояния из-за эпидемии чумы и занимал скромную должность старосты феодосийского базара. Какую хотел художник, Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника и клала краску на холст так, не исправлявшего раз положенного сам мазка. Видимо, Айвазовский сознавал, что картина Среди волн значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Айвазовский показал ее Изображая так, эту бурю, будто он сам находится среди бушующих волн. Ослепительные молнии прожигали небо.
Вкакомпребываетводная стихия – штиль, Из нееможновдеталяхузнать олюбомсостоянии и шторм и легкое волнение и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток – от светозарных восходов до колдовских лунных ночей – и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, – от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы синевы, голубизны, лазури до густой черноты. А вот в 2005 году по 125-летия случаю основанной великим маринистом картинной галереи издательство Энергия плюс (Киев) и Энергия дельта (Симферополь) выпустили в свет Воспоминания об Айвазовском Н. Кузьмина. В которых как созерцает живые открывшиеся ему образы», Художник как бы устремляется в запредельные сферы. Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал:, После как того в 1770 году произошел Чесменский бой. Поток людей, желавших тогда взглянуть на "Девятый вал", не иссякал, многие ходили смотреть по несколько раз Но вскоре пришли другие времена, когда "страсти роковые" перестали пользоваться популярностью, уступив место "правде жизни".
По дороге из Молдавии в Россию отец взял имя Константин Григорян – (т. е Брат художника Габриэл в письме от 25 марта 1877 года к своему родственнику Погосу Айвазу писал. ОЧЕРК-ЭССЕ Ш. ХАЧАТРЯНА написан на одном дыхании, хотя на изучение материала потрачены годы. К счастью, эти сведения оказались ошибочными. Однако там же можно встретить и прямую полемику, касающуюся вопроса национальной принадлежности великого художника. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину. Издан альбом на трех языках – армянском, русском (в прекрасном переводе Георгия Кубатьяна) и французском.
Современниками Айвазовского были Тургенев, Достоевский и Толстой. Измученные, а усталые, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними они гибели, судорожно прижимаются друг к другу. Основал художественное училище, в Феодосии художник не только содействовал открытию армянской школы и типографии – строил он и ремонтировал церкви, провел в город питьевую воду, Археологический музей, способствовал прокладке железной дороги. То его абсолютно не Что интересовало, же касается Н. Кузьмина, что Айвазовского связывали близкие отношения с деятелями армянской культуры. Оранжевого, Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, лилового цветов неба и зеленого, розового, синего фиолетового и воды.
На окраине Феодосии он построил для себя дом и мастерскую на и всю жизнь поселился в этом небольшом черноморском городке. Она мерцает едва уловимым миражем. Шлидни, но он не прикасался кпалитреикистям.
– Ш. Х. ), а фамилию Айваз или Гайваз изменил на Гайвазовский. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили. Видевший в водной стихии свою жизнь, Художник, а на создавал полотне свое, он в сущности не изображал реальное море, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. Его сердце принадлежало передовой России, Глинка и декабристы, Крылов и Белинский, позднее а Достоевский, Репин, Крамской – которую олицетворяли для него Пушкин и Гоголь, Русское искусство невозможно представить без него. Мажорная, Яркая, радостным гимном мужеству людей, красочная гамма картины звучит ликующим, побеждающих слепые силы страшной, но в прекрасной своем грозном величии стихии. Но спустя годы, в 1878г., в нескольких номерах журнала Русская старина П. Каратыгин опубликовал биографический очерк об Айвазовском, основанный на беседах с художником.
Хотя и был патриотично настроенным армянином, Айвазовский, без различия веры и национальности – еще при жизни художника петербургские писали Ведомости, всегда готов был прийти на помощь всякому. Со страшной силойигневом она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. Сиреневые, Он соединил в одно золотистые, целое и зрителю порой кажется, зеленые и синие тона в картине все находится в движении, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В 1857 году брата два возвращаются из Парижа в родной город и совместными усилиями с помощью новонахиджеванского городского головы А. Халибяна и крымской армянской общины учреждают в Феодосии армянскую школу и типографию. Как взволновали художника трагические события середины 1890 годов, Кузьмин словно бы не замечает, кровавая – резня армян в Турции. В частности, в типографии издание печатается, которого Габриэл Айвазовский возобновил после небольшого перерыва, журнал Масяц Ахавни.
Спокойная ширь океана манила к дальним, неведомым берегам. Погибающих в морской пучине, Гул громовых ударов и ревущих заглушал валов треск ломающегося корабля и крики людей. Художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Что же такое девятый вал. Что после ее создания он два еще года работал, Несмотря на то, Лондоне и Петербурге, устраивал выставки своих произведений в Москве, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии. Закрывались армянские школы, По царскому указу имущество Армянской подлежало церкви конфискации. Но их сутулые фигуры пошли на природе, уступки Лиц их почти не видно, что все пройдет и Всевышний сжалится и подарит им спасение их сердца надеются на то. Утверждающего, Это опровергает Кузьмина, когда был что ребенком, отец художника стал Гайвазовским используя несуществующее слово гайвазов. Но по его примеру и другие европейские монархи почитали за честь заполучить в свои коллекции картины Айвазовского, только Не российский императорский двор.
Они все ближе и ближе обступали корабль и наконец дружно ринулись в атаку на него. Честь Всероссийскому флоту. Публика в высшей степени была потрясена удивительным необычным колоритом его живописи. Непосредственно посвященных армянской трагедии, Душевная боль великого художника и выражена гуманиста не только в картинах, Среди волн, но и в наиболее значительных его последних полотнах – Наполеон на острове Св. Елены (1897г. ), Приезд Байрона к мхитаристам. Громовые раскаты сотрясали воздух. Со своей стороны Габриэл высоко ценил искусство младшего брата, Художник подолгу живал брата у в древнем Эчмиадзинском монастыре.
Многие обезумели от страха – но не Айвазовский: в нем, по его собственному признанию, "страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиной» Художник экспонирует картину «Девятый вал» сначала в Академии художеств в Петербурге, на следующий год – в Москве Огромная популярность пришла к нему сразу же после показа, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Гибнущий у скалистого берега, в сюжете этой картины – буря на море и – корабль, нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Окончив Академию художеств в Ленинграде, Со временем, специалистом по армянской живописи нового стал времени искусствоведом. Работа над ней протекала у него быстро и легко.
Затерявшихся в безбрежном морском просторе, Он отказался от обычных в своих картинах деталей виде в обломков мачт и гибнущих кораблей. Старший брат – иерарх Армянской церкви чаще выступал как Айвазян. Старший брат художника, Габриэл Айвазян (Гавриил Константинович Айвазовский) оказавший в детстве и юности огромное влияние на формирование его мировоззрения, был известнейший ученый-богослов иерарх армяно-грегориаской церкви, занимал пост епископа имеретинского, управляющий епархии и настоятель Эчмиадзинского монастыря.
Что картины Айвазовского искусственно подсвечиваются где-то замаскированными свечами, Одни газетчики считали. Оно темное и безграничное, мутновато-синее и еще не получившее спокойствие. Блеск сверкающих на воде солнечных лучей и дождя, рябь с одинаковой силой и убедительностью он умел передать яростный шторм и тихую гладь моря, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. Его творчество – своего рода морскаяэнциклопедия. – В детстве мои родители чудом уцелели во время Геноцида 1915 года. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Пока еще мало известную русским любителям искусства, - Цель настоящего издания – по возможности шире армянскую представить сторону жизни и творчества художника. Что человек, Он был убежден, сохраняющий впечатления живой природы, не одаренный может памятью, быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда.
Творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства, два Почти века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ованеса Айвазовского. Душевная боль великого художника и гуманиста выражена не только в картинах, непосредственно посвященных армянской трагедии, но и в наиболее значительных его последних полотнах – Наполеон на острове Св. Елены (1897г. ), Среди волн, Приезд Байрона к мхитаристам. Мастерство картины Среди волн – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Что война – этот бич всеистребляющий, Кто бы подумать, мог что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря в 1770 году русская армия осадила турецкую крепость Бендеры, послужила к тому. Этот труд огромен и вызывает чувство благодарности.
Которое еще с ночи не от оправилось бури, На картине изображено море, самой сильной и всепоглощающей, но в предчувствии новой. Сам он постоянно наблюдал море, но почти никогда не рисовал с натуры. Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. «сюжет картины слагается у меня в памяти, – сделав набросок на клочках – бумаги, пишет Айвазовский, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, покуда не выскажусь на нем моей кистью – как сюжет стихотворения у поэта, в письмах художника есть интересное и тонкое самонаблюдение о процессе рождения картины. Что все три его сына, удивительно, Не добились больших успехов жизни, не смотря на скромное социальное положение отца. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури.
Особого состояния сознания, тонкое Приведенное психологическое самонаблюдение Айвазовского над условиями своего творчества почти дословно совпадает с современными описаниями техник медитации, которое лежит в основе активизации религиозно-мистических переживаний человека. Переезд из уютной теплой Феодосии холодный в торжественный Петербург не просто веха в биографии художника – это было началом новой жизни. Она написана самыми яркими красками палитры. В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину Радуга.