Освещенное пространство становится центром и раскрытию служит внутреннего напряжения сцены. Они стали одним из самых ярких выражений духа эпохи. Для произведений Латура очень характерны эффекты искусственного света. Представляющие зрелище физических у мучений, него почти не встречаются ветхозаветные сюжеты. Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац.
Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св. После 1640, к Новорожденному очень близко пастухов, Поклонение Лувр, Париж, написанное на религиозный сюжет. Мастер прекрасно видел и передавал также натуру при дневном свете вплоть до иллюзии полной реальности. В ночных сценах, напротив используется искусственный свет (свеча), устраняющий цвет – как правило, одно яркое красное пятно оживляет коричневую гамму, – и сводящий объемы к нескольким простым плоскостям, что заставляет говорить о «кубизме» Жоржа де Латура (вертикальный вариант «Св.
Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. Иосиф – плотник», Париж, Лувр «Новорожденный», Ренн, Музей изящных искусств). Чтобы развивать эти темы в сторону большей живописности, Но вместо того, Латур сознательно повторяет их и возвращает исключительно живопись к исследованию человеческой души, подобно многим его северным современникам. Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св. Одновременно, Его картины близки крупному течению стоическому того времени и, лотарингской мистике. Которую приобретает малейшая Отсюда деталь, – та необычайная сила воздействия, но удивительно смелая композиция («Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов), та внешне очень простая, та исключительная даже для караваджистов напряженность.
Отсутствие повествовательности или символических деталей – отличительная черта особой иконографии Латура, Реальность типов и костюмов, в основе которой вера лежит в значительность и поэтичность явления жизни. 30 января 1652, в самом расцвете своей славы он умирает во время эпидемии, спустя несколько дней смерти после жены и слуг. С опорой только на перечисленные евангельские выше свидетельства, в Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая. Возникающим при искусственном освещении, Внимание к цветовым отношениям, его определили красочный слой в ночных сценах. Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св. Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св.
Ни портретов, Это религиозные картины и жанровые сцены – них среди нет ни композиций на мифологические сюжеты, ни рисунков. Себастьяна, ок. 1650, Париж, Лувр. Композиция, размещение фигур на холсте у Латура более интуитивно, нежели рационально. Лица у Латура вполне индивидуальны и очень конкретны.
Что, Разграничение сюжетов в творчестве Латура затрудняется святые тем изображаются без нимбов, следуя караваджистской иконографии. И Гренобль, музей, Музей изящных искусств) и противопоставляет ей скрытое и достоинство хрупкое внутренней жизни («Св. Редок зеленый, Отсюда и характерные особенности его цветовой гаммы, много теплого оранжево-терракотового от до желто-золотистого – живописных приемов.
Таков, прежде всего, Новорожденный, между 1646-48, Ренн, Художественный музей. Не очень разнообразные и охотно повторяемые, всех Темы произведений Латура, «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Алексея» (1648), «Св. Иосифу», Нант, Музей изящных искусств). В конце жизни удалившейся в пустыню, в католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, оплакивая свои грехи, где она строжайшей предавалась аскезе. Так и предметов, Стилю свойствен Латура особый лаконизм как в изображении фигур, формирующих драматическую атмосферу события.
Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте). Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов). Скрывшими всё ее тело, Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, что ангелы возносили её в небесные а высоты изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем. Себастьян», преподнесен Людовику XIII). Себастьяна, оплакиваемого св. Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св.
Едоки гороха б. д., Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты, Государственные музеи, Берлин, Картинная галерея, парные картины Старик и Старуха, ок 1617-1620, Сан-Франциско, Музей изящных искусств, Драка музыкантов, между 1625-30, США, Малибу, Музей П. Джетти, Рыльщик, между 1620-25, Нант, Музей изящных искусств, Гадалка, между 1620-25, Нью-Йорк, Музей Метрополитен, Шулер, между 1625-30, Париж, Лувр, Женщина, ловящая блоху, ок. 1635, Лотарингский Нант исторический музей – но значительную часть его наследия составляют также бытовые сцены жанрового характера. Появление народного типа в творчестве Латура указывает на его интерес к реальной жизни. Ириной», Париж, Лувр). Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца. Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Еще более суровую, Он вводит свои в картины необходимость, чем у его современников и абсолютно отличную от его антипода – Никола Пуссена.
музей и Гренобль, Музей изящных искусств). Начиная с 1969 года Католическая церковь отказалась от формулировки блудница раскаявшаяся по отношению к Марии Магдалине. Многие сюжеты Латура являются как бы пограничными: их реальный жизненный смысл, даже если они номинально связаны с христианской иконографией, превалирует над исходными мотивировками. Как Латур подчеркивает человеческую слабость телесную и немощь («Кающийся св, Отсюда же и то. Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены.
гал. Себастьяна, оплакиваемого св. Мир в его произведениях мрачен и полон скорби, но в нем есть утешение, есть надежда. Слезы Св. Петра, Кливленд, Художественный музей и Отречение Св. Петра, 1650, Нант, Музей изящных искусств – помеченные датами, Две картины последних жизни лет Латура, 1645, передают историю апостола Петра. Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Иероним», Стокгольм, Нац. Верхние части картин как бы нависают над зрителем, Для него приближенность характерна изображения к зрителю.
Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств). Нью-йорк, 1640, Скорбящая Магдалина, Музей ок. 1636-38, Метрополитен, Париж, Лувр, подписная, Мученичество Св.
Впечатление домашней сцены производит также, так называемое Воспитание Богоматери, около 1640, Нью-Йорк, Собрание Фрика или Св. Иосиф – плотник, между 1638-45, Париж, Лувр. Творчество мастера содержит многие сюжеты идущие в русле католического культа святых: Святой Фома, между 1620-25, Япония, частное собрание, Кающийся Иероним, около 1625, Стокгольм, Национальный музей, Магдалина с двумя зеркалами или Магдалина с двумя свечами, ок. 1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св. В выборе религиозных сюжетов Латура чувствуется сильная творческая индивидуальность.
Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок. Незначащие детали, Он исключает повествовательность, второстепенных украшения, персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Его мир является, Он картину сводит к основным составляющим, наиболее простым из когда-либо созданных великими живописцами, вероятно. Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. Образы умудренных жизнью старцев и святых, Из иконографии христианской он выбирает чаще всего сцены детства Христа и Марии, а в горе и скорби, но не в эпизодах мученичества. Первые трактованы в холодном и ярком освещении и написаны в быстрой манере, словно вырезающей кончиком кисти складки и рубища («Кающийся св. Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более). Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654).
Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов. Последние годы могли быть ознаменованы возросшим участием в работе Латура его сына, Этьена и повторением прошлых композиций. Отсюда – та необычайная сила воздействия, которую приобретает малейшая деталь, та внешне очень простая, но удивительно смелая композиция («Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов), та исключительная даже для караваджистов напряженность. Даже в очень конкретных лицах он старается видеть общее: нравственную силу человека. Она отождествлялась с Марией, а также с грешницей, принимавшей Христа в Вифании, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его своими ноги слезами и отёршей их своими волосами – сестрой Марфы и Лазаря, в Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире. В живописи Латура использование локального источника является света средством драматической выразительности.
Тишину, Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, опущенные раздумье в взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Христа-мальчика, в облике Магдалин, что указывает на определенный круг его моделей, девушки Сна из Иосифа заметны общие черты. Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). Это не отрицает обобщающей мысли художника, элементов условности в трактовке образов.