связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, На них черные мундиры с яркими через шарфами плечо, драгоценные эфесы шпаг, эффектно заломленные широкополые шляпы. Тонкие и сложные состояния психологические человеческой души, 21 Рембрандт мастерски передает едва уловимые. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось.
Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. Неshyредко перенося религиозные сцены в реальную жизненную обстановку, Они любили Рождества сюжеты и Поклонения младенцу Христу. Скорел был в Харлеме 1527-1529 в и сыграл важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка, Работавший в Утрехте и Амстердаме.
Рембрандта или Вермера). Работы ван Эйка тесно связаны с произведениями местных мастеров, с их угловатыми силуэтами, более жесткой экспрессией, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга. Куда в 1577 прибывает Голциус, Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, а 1583 после – Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, который в 1573-1577 работал вместе со Спрангером в Риме и Вене. Интерес к нему возродился лишь в в XIX Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой.
3 Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные – и групповые изображения. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Лишь в начале 20 в. музейным удалось ученым создать основу для превосходного собрания нового искусства. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji».
Крус»). Своеобразие этого жанра и его тематика определяются особенностью природы этой северной страны. Герцога Бургундского, Придворный художник и тайный советник Филиппа Доброго, богатый бюргер, для которого он выполнял и дипломатические поручения, даже патриций, вращавшийся как равный среди придворных, прославившийся на все Нидерланды не только своим искусством, но и редкой ученостью он увлечением с занимался геометрией и картографией, Ян ван Эйк был одним из тех счастливых гениев, чье творчество оказалось полностью оцененным при жизни. Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве несколько способствовало взаимосвязанных обстоятельств. Когда портретисты уже школу, создали к концу 16 века, стали появляться иформироваться другие художники. В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка.
Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Но к концу 19 в. ценность коллекции была не очень высокого качества. В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). 1643.
Творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема и Скореле Хемскерке, о художниках Мостарте, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой и расцвет превалирование светской реалистической живописи. оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана.
А год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св, в 1611 г. У родился Франса сын Хармен. В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Связанные с определенными или центрами влиянием старших мастеров (Ф, в голландской жанровой живописи XVII в. также существовали различные тенденции. Вскоре Шеффер, ученик Герена в Париже, вводит романтизм исторического и литературного толка.
Хоббена, ван Рёйсдал, в стремится своих произведениях к еще большей монументальности, Хаккерт). ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК Церковь перестаёт быть заказчиком для художников. 20 Портрет старика в красном. К которому также обращается А. Кёйп, Они используют приемы итальянизирующего пейзажа, включающего в себя и групповой портрет, создатель жанра идеализированного пейзажа, в время, то как Паулюс Поттер остается верен реалистической традиции.
В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. В интервале от начала века до конца его трети первой – Кейп и далее, Брауэр, Терборх, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема. В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). 1652-1654.
затронула почти все жанры живописи: его оригинальный стиль придал амстердамской школе глубокое единство – Фабрициус, который позже работал в Делфте, Флинк, ван дер Экхаут, Викторе, Бол. В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»). Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона. Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», Констант, позже Де Кунинг Америке в культивирует «живопись действия». В конце XVII в. появляется общее стремление к отказу от четкой дифференциации жанров, форматов и техники, которые сохраняет по-настоящему только де Лересс, привнесший в голландскую живопись франко-итальянский вкус к классической живописи. А гордое и Вместо угловатых, Это не просто каких-то иллюстрации верований или сказаний, характерных для искусства средневековья, схематических фигур, где стремление ввысь, в небо, подавляло земную красоту, где декоративный узор заменял изображение действительности и где религиозный условный характер всей композиции уносил зрителя в созерцание каких-то сказочных, райских далей, они увидели вдруг перенесенный на дерево складня реальный мир той земли, где они жили.
(около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). «Мельница в Вейке». Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности.
Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах. 13 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Но в то же время остаются наедине с собой, Его герои мыслят и прямо чувствуют у нас на глазах.
Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. Преобразить в живописи и подчинить себе природу и вот эта восторженная любовь художника даже к самым простым травам несомненно ощущалась его современниками как воля гордая человека познать через искусство тайны природы. В пейзаже Гентского алтаря ботаники различают десятки пород деревьев, трав, плодов и цветов, порой самых диковинных, экзотических (ведь то было время, когда человек впервые приступил к познанию Вселенной, во всех ее широтах и меридианах), порой самых обыденных, знакомых здесь каждому с детства. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге.
Бейтевех. а Хонтхорст – приверженцем классицизма. В Италии он открыл для себя античность и произведения ренессансных мастеров, утвердил в голландской прямое живописи итальянское влияние. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. О чем он думает в последний миг перед расставанием.
Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. А люди того времени, рядовые жители этой страны. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П.
Антониса Мора, Развитие портрета в Нидерландах хорошо демонстрируют произведения Яна Госсарта, Адриана Томаса Кея и Изака ван Сваненбюрга становление бытового жанра – работы прославленных живописцев Иоахима Бекелара Питера и Питерса. На них изображались торжественные собрания различных общин и объединений, Подобные украшали портреты стены ведомственных контор и залы заседаний. Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени.
Что он использует ее гротескные формы, Впервые сфера безобразного как художественного объект осмысления настолько увлекает живописца. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. С 1947 по 1979 проводились временные многочисленные выставки из коллекции Новой Пинакотеки. Здесь работает де Вит в декоративной итальянской манере, близкий работам Хогарта и Лонги, придавая им сатирический характер – а возвращается Трост к жанровым сценам, в XVIII в. самым крупным художественным центром был Амстердам. Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое.
В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь. Антверпенцу по происхождению, Благодаря Спрангеру, Парме и но Венеции, получившему образование и работавшему в Риме, а позже в Вене и Праге, нидерландский маниеризм в последние два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения. В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас» – Города, рынки, жаждущий знания, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят.
Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. Её размеренный и ритм, неторопливый Художник сумел постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, скромный уют семейного очага. В этом жанре работал Питер де Хох (1629-1685). Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). 1655. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»).
Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Георгия» принесла ему широкую известность. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. Основатель Новой Пинакотеки, Целью музея было коллекционирование произведений лучших современных немецких художников – задачу такую ставил перед собой Людвиг I Баварский. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником непревзойденного славу мастера пейзажной живописи.
В Амстердаме, Между вне тем, рамок стилистических течений вырабатывается специфический жанр группового военного или корпоративного портрета. Георгия. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма. С раннего детства жил в Харлеме.
Например, Так, непорочность были туфshyли символом верности, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, горящая свеча – супружества. Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы. Ок. Расцвет этого направления связан с именами Пуленбурга и после Бренберга их возвращения из Рима. Запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники, По срока окончании службы устраивался традиционный банкет.
(Neue Pinakothek) была открыта в 1853 (25 октября). Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром.
Паулюс Бор, с этими тремя фигурами связаны многие художники – Блумарт Паулюс и Морелсе, Портенген и Бак, Бейлерт и Бронкхорст. Это естественная жизнь и лугов полей, Мир природы у Яна ван Гойена – это мир повседневного бытия, очаровательных сельских видов, водных просторов. Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий.
Божественного и сатанинского, Он видит в мире борьбу начал, двух доброго и злого, праведного и греховного. Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму. Преждевременная смерть Тербрюггена в нанесла 1629 удар по караваджизму – Блумарт стал последователем Рубенса. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут).
Он причислен к лучшим мастерам этого жанра, Хотя Вермер написал не ни одного натюрморта как законченной картины. повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. Сверкающие ювелирные изделия и богатые ковры у Калфа, в середине столетия ситуация радикально изменилась – обилие и блеск посуды и роскошных блюд у де Хема, Фергюсона и ван Алста, охотничьи у трофеи де Хондекутера. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса.
Возвещающий деве Марии, На створках этого алтаря ангел, предстал перед ними в уютной и чистой горнице, что она родит Спасителя, совсем как в их нарядных домиках в том же Генте или в Брюгге и евангельская легенда именуемая Благовещением им раскрылась в ее самом простом, понятном смысле, как благая весть, приносящая в дом надежду и радость. В 1944, Во время второй мировой войны, хотя собрание было вовремя здание эвакуировано, Новой Пинакотеки было разрушено. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Пейс Ян и Питер Ластман. «Хозяйка и служанка».
Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман). В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному. Прославившийся производством фаянса, 1670 14 Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт – небольшой город, ковров и декоративных тканей, стекла. Упрощение композиции – которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, Он появляется начале в века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван де Велде в Гааге, тонкая монохромиость от коричневых до серебристых тонов, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме уже в 1630-1650.
О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Влажного, Особенно удавались художнику изображение неярких пасмурных дней, окутывающего очертания домов деревьев и туманного воздуха. Я. ван Гойен. «учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, Обращаясь к своим ученикам, что найдешь в – ней он говорил.
Поговорок и притч ( После создания Гентского алтаря Ян ван Эйк прожил еще десяток лет, Свои карshyтины на темы народных пословиц и умер пятидесяти лет, окруженный славой и почетом, в расцвете полном сил. Групповой портрет, а также пейзаж и натюрморт, психологический – портрет лирический портрет, Развивается жанровая живопись. Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Скорел, со своей стороны. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком». Муйарт и Тенгнагел своей нарративной живописью обозначают переход от Эльсхеймера стиля к светотеневому драматизму Рембрандта и Ливенса. Близкие делфтскому интимизму, Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в портреты себя в рост и жанровые сцены. Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581.
Однако получал он за свою работу сущие гроши. В лице Сикса искренняя и горькая печаль в более годы поздние художник все чаще пишет старческие лица. в семье ткача. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. Оуватер и Тенкомпа).
Деятельность которого протекала в Буа-ле-Дюк в 1480-1515 его работы в какой-то мере предвосхитили развитие нидерландской живописи в XVI в. – от Патинира пейзаже в до Брейгеля в жестах и мимике, Одновременно начинается творчество Босха. А через год городские власти решили ему назначить пожизненное ежегодное вспомоществование, Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников. Что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих художников, в одновременно живописи происходило усиление фламандского влияния.
Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. Нетшер, в то же время и Верколье ван дер Верф продолжали наметившиеся в середине века тенденции. Предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, Станковая картина, стала в Голландии XVII века основной формой искусства, также а состоятельного деревенского жителя. «Портрет Яна Сикса». Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам).
Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. Условных изображений святых на золотом фоне, Кроме сухих по письму, они знали, кроме отдельных робких попыток дать в церковной живописи живое отображение действительности, в общем, лишь типичную средневековую миниатюру, украшавшую молитвенники и своим узором приятно развлекавшую во глаз время долгих богослужений изящную и цветистую, как все искусство поздней готики, но всего лишь наивно повествовательную иллюстрирующую определенный текст. Харлемская школа (Саломон де Брай, Синтезируя поиски утрехтского караваджизма и голландского позднего маньеризма. Частное собрание. Апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам, что оказало решающее на влияние формирование его стиля. «Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте.
С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось патронов традиционных в лице церковников и аристократии. 1 Реалистическая живопись Принципы Голландии реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Достигшего своей кульминации в 1566- 1580 и нанесшего удар большой по религиозной живописи, Вторая половина века отмечена движением иконоборчества. Заказов становилось все меньше – несмотря на это, Однако, к тому же оплачивались они весьма скудно, звезда клонилась его к закату. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.
Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным. Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и вода стоячая болот, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах. В мирное время представляли собой нечто вроде почетной в милиции, военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, торжественным встречам, обязанности которой сводились к парадам, почетным караулам. Поэт, 1654 Друг Рембрандта, уже одет и натягивает медленно перчатку, меценат и крупный промышленник.
Саверея, Этот первый представлен этап творчеством Ф. ван Схотена в Харлеме, Босхарта и ван дер Аста в Утрехте. Застывшие в сверкающей всем блеском земных красок величавой и жизнерадостной живописи и вдруг после этого лепета глас трубный или громы органа, уже правдивой и выразительной до невообразимых прежде пределов, уже объемной. С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи.
Здание было отстроено лишь в 1975 – 1981 архитектором Александром Бранкасом. Подлинной жемчужиной в экспозиции зала является маленькая картина Массейса Корнелиса Отдых на пути в Египет. Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. «Летний пейзаж с рекой». Позже он работают в Харлеме 1570 до и стал главным представителем нидерландского маньеризма. К миру, в ней любовь к родной природе, свежо проглядывала и трогательно, окружающему человека, но неуверенно и невнятно, подобно детскому лепету.
де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). Как ранее, Становятся более свободными и жанровые – методы историчность не так обязательна. Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия». В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас. Идущего от Корнелиса ван Харлема, ван Цезарь Эвердиген и Питер де Греббер) развивает трактовку освещения. Халса.
ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. Новая пинакотека была открыта 28 марта 1981. На которые опиралась нидерландская школа, были Босху чужды те основы мироощущения, начиная с Яна ван Эйка. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысshyли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная секshyсуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее. Женщины, Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, рассматривание драгоценностей, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, музицирование, общение кавалерами с и т. п.
А также Ливенс и Доу использовали технические и стилистические приемы мастера, де Гелдер и Конинк, библейскую тематику даже и вдохновение. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес. Глубоко национальный и почти исторический жанр – групповые портреты, Создается особый, корпораций, предназначенные для общественных мест – городских ратуш и цехов общин. Исполненные сыном художника – Брейгелем Питером Младшим, о глубоких философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого в некотором роде позволяют судить блестящие по живописному мастерству повторения его работ. Франс Халс. В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting).
Так как в огромном большинстве они могли смутно лишь догадываться о самом существовании великого искусства живописи, Для них его творчество должно было казаться подлинным чудом. Голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта в Амстердаме, серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, этих в работах почти всегда присутствует гармония белого, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге. Руках, Свет пульсирует на лицах, приводит в движение все действие, одеждах его растворяется героев, во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает.
Писали портреты и станковые картины по заказам богатых гороshyжан, Нидерландские художники XV преимущественно века расписывали алтари. На анонимного покупателя, На смену работе на заказ пришла работа рынок, на как бы себя самого в окружающей его обстановке, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности. Пронизана вечным движением, Его исполнена природа внутренней жизни, контрастами света и тени, борьбой стихийных сил. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» 12 Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Я. М. Моленар. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Необходимо создать было искусство для нации.
Гаага, 1430, а в середине века оказалось в русле широкого проникновения живописных фламандских опытов, Маурицхёйс). В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
В Амстердаме, Делфте, Утрехте, Лейдене, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как из бы семян, упавшихза пределы поля – Дордрехте, Они появились сразу и повсюду. Питер де Хох. Тревожной по образно-эмоциональному звучанию картине Маринуса ван Реймерсвале Два Другие старика, аспекты искусства середины XVI столетия воплощены в драматичной Голгофе Мастера Блудного сына и в странной. В 22 залах и 10 кабинетах представлено более 550 картин и 50 скульптур мастеров 19-20 вв.
В Харлеме, в кругу Ф. Халса. В 1610 г. получил звание мастера. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об мироздания устройстве и о месте в нём человека. Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге). Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии.
1657. Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). Яна Велленса де Кока, Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Лейдена, Питера Корнелиса Кунста и Яна ван Сварта Гронингена. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675), уроженец города.
В которых заметно влияние Дюрера, Луке Лейденскому принадлежат замечательные этот гравюры, мастер, Госсарта и Маркантокио Раймондл, работавший сначала в области жанровых сцен, ввел в историческую живопись новую повествовательность. Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. Верспронк и Пот в Харлеме). Офицерский состав менялся каждые три четыре года. Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг.
Опирающееся на итальянизирующий пейзаж, После 1630 появляется новое направление, Эльсхеймера и Сарачени, первое которого поколение синтезирует искания Бриля. В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме). а также фовистов во главе с ван Донгеном. 1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. Наполняющие эту обстановку многочисленные предметы для быта человеshyка той эпохи заключали важный символический смысл. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене.
Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты). «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков» – Эту удивительную особенность художественного Рембрандта мастерства отмечал художник И. Е. Репин.