Илья Репин Илья Ефимович Репин (24 июля 1844 29 сентября 1930) русский художник, живописец, мастер портретов исторических и бытовых сцен. Илья Ефимович Репин – русский художник, живописец, мастер портретов исторических и бытовых сцен. Какнекогда в Бурлаках, так и здесь Репинс наибольшей силой художественнойвыразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой живописитого периода. Его кисть бывала и сухой и размашисто-роскошной В течение двух первых десятилетий творчества Репин создал картины, за которые был признан первым живописцем России.
Обладая выдающимся живописным талантом исключительным умением наблюдать и обобщать, он создал совершенные по8230 Аврора, (формат: 70x108/8, 292 стр. ) Альбом репродукций рисунков и живописных полотен Ильи Репина. Также содержит краткую хронологическую летопись жизни и творчествахудожника и каталог репродуцируемых8230 Аврора, (формат: 70x108/8, 292 стр. ) Гениальный русский живописец Илья Ефимович Репин (1844–1930) – один из немногих отечественных художников, который удостоился прижизненной славы.
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). Будто художник всего минуту назад от оторвался своего занятия и вот-вот вернётся, Там всё выглядит так, чтобы опять взяться за кисть. Приблизились. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его.
Их изображения вразных ракурсах, Это былипортреты бурлаков, Волги виды и простозарисовки местных жителей. Репин И. Е., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над этой темой, в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, позднем более иболее известном варианте политический ссыльный, вовтором, который внезапно возвратился домой.
Небо, вода, песок и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, дымок парохода). Репин вернулся на прежние позиции. В конце 1870 – начале 1880-х гг. Действительный член петербургской АХ (1893). Последним значительным историческим произведением Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (187891, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
Однаконаряду с истинно трагическими нотамив ней настойчиво звучат и другие. Москве, Экспонированная в Петербурге, на Всемирной в выставке Вене картина стала центром внимания всего русского общества. Всеэто придает картине черты монументальности, соответствующие ее идейному строю. И какие большие. Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
В свое законное первенство осталось в нем навсегда, Неверие в исключительность собственную и гениальность. История трактуется художником как драма личности. У других локти у повылезли, одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, рубахи, некоторые без шапок рубахи-то. 1892 Это портрет дочери художника В. И. Репиной.
Страха ради, они не смели подойти ближе. И в смерти, Эти по-настоящему черты великого человека были присущи Илье Ефимовичу Репину и в жизни. Простая, Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, материальность письма, но выразительная и композиция, немногословная передающего и цвет и саму фактуру бурлацких рубищ и знойное небо и песок, в котором вязнут ноги, все это придает картине конкретность и жизненность. Вот лохмотья. Он замедлил шаг, Поправляя лямку и теперь его высокая стройная фигура словно поперек встала движения бурлацкой ватаги, выпрямился.
Мир нужды, бесправия и гнета такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Исключительным умением наблюдать и обобщать, Обладая выдающимся живописным талантом, глубине и мысли художественные образы, создал он совершенные по экспрессии. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина И. Е.
Он не привык к лямке, в центре группы – еще совсем юный но бродяга, это ему не помогает, пытается ее исправить. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, оба в Русском музее). Люди и природа в сливаются пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда.
О его жажде лучшей доли, Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о барах чванливых и других хозяевах деревни. Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах. Я долго собирался. А лоб большой, умный интеллигентный лоб, это не простак. Но ценителей искусства покорила прежде всего живопись. Посеревший и порыжевший от пыли и пота, Белый когда-то картузишко, полуоторванным от порыжелого с околышка, козырьком. И этот клич услышал всяк сущий в России язык, Первым и самым могучим голосом был его клич всю на Россию. Чистякова и И. С.
Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. В грандиозной портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни – столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) – все в Третьяковской галерее В. В. Стасова (1883), Русский музей. Когда передо мной в посконной, Много лет спустя я вспоминал Канина, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде сохой с за лошадью Лев Толстой.
Боткина. В котором участвуют помещица, Изобразив многолюдное шествие, откупщик, отставной военный, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной силы, стихийной Репин И. Е. «Бурлаки на Волге» картина, написанная по заказу великого князя Владимира Александровича и прославленная критиком Стасовым. Ясно было, «По признакам всем судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека.
Я счастлив, что видел эту сцену. Высокий смуглый бурлак, Замыкают ватагу трое отставной солдат в низко надвинутом на глаза картузе и повернутый мужичонка, к зрителю в профиль, буквально повисший на лямке, с трудом передвигающий ноги. И много лет спустяон писал: Я человек 60-х годов. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось. Которое раньше имела лишь историческая живопись, придавал бытовому то жанру высокое значение. «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П.
белые цветики со сладкими капельками по утрам, нежные и прозрачные. Иов и его друзья и Воскрешение дочери Иаира были в удостоены 1869-м и 1871 годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы. В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет своих не из выпускал рук кисть. Обитое малиновым бархатом, На небольшом постаменте стеклянным под потолком – это самое светлое место в мастерской – кресло.
Ибо каждый из них не повторяет другого, Именно личностей, характером, каждый наделен своей индивидуальностью, биографией, внешними чертами внутренним и миром, психологией, наконец, отношением к жизни и той треклятой бечеве, что связала их с ней. И вот наконец-то передо мною холст. Угнетённого и обманутого, Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего и строя прославлением народа, но великого и могучего. преподавал в Академии Художеств (в 189899 ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало от доставалось москвичей за эту размашистость кисти.
Встречающих отца, Репин показал зрителю гамму сложную переживаний членов семьи, мужа, сына. Два замшелых валуна. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Именно благодаря его авторитетному мнению в истории искусства утвердилось представление о Репине как о художнике социальной проблематики, «критическом реалисте» прежде всего.
Его собственные рисунки выглядели как грязнее будто и хуже, Он пытался им подражать – но безуспешно. В 1860-е гг. Но вместе с тем имеющие значениесобирательных типических образов, Наобоих вполне изображены конкретныелюди. И размашисто-роскошной в течение двух первых десятилетий творчества Репин создал картины, Его кисть бывала и сухой, которые за был признан первым живописцем России.
Репин в одночасье оказался в эмиграции. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Ее страшный гнев и лютую, Главная интересующая его задача – раскрыть трагические переживания свергнутой заточенной и царевны, бессильную ненависть. Информация о его творчестве ограничивалась главным образом названными картинами. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (18801883).
В этом литературном сравнении заложено – многое Всего более шел к выражению лица Канина стих Некрасова. Все знают: Илья Ефимович Репин – крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 века. родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. В его альбомахпоявились сотни рисунков. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. «Бурлаки». Как надо жить, тебя ненаучил я, Но покажу, как надо умереть. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
Эти произведения подготовили Репин к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. «Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Позднее стали очевидны последствия. Репин видит в трудовом народестойкие и характеры, независимые Подобносвоим современникам Савицкому иМясоедову. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Для начала остановим свой взор на прославленной картине «Бурлаки на Волге», с которой, собственно говоря и начался «великий Репин». И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал, наконец, этюд с Канина.
В котором участвуют помещица, Изобразив многолюдное шествие, откупщик, отставной военный, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал картине в яркие характеристики действующих лиц. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Созданной Репиным, в грандиозной портретной галерее, раскрылись существенные черты русской жизни – столь ярки в плане социальном и столь много говорят о своей эпохе эти портреты В. В. Стасова (1873), как и в жанровых картинах, А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) – все в Третьяковской галерее В. В. Стасова (1883), Русский музей.
Его рисунки разнообразны. Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. В 1880-1900-е гг. Ни напряженных контрастов цвета, Ни трагических жестов отчаяния и гнева, которого для это утро последнее, только на лице узника читаются смертельная тоска человека, гордость и достоинство, несломленная воля и уверенность в истинности избранного пути. Руководство Советской России неоднократно приглашало великого живописца вернуться, но Илья Ефимович не соглашался – при всей горечи разлуки с Родиной, будучи натурой независимой и свободолюбивой, втискиваться в прокрустово ложе молодого российского тоталитаризма он не хотел. Передо мной мой возлюбленный предмет Канин. Переживая известный творческий Кризис кризис, в 1890-е годы Репин, временно порвал с передвижниками.
Таков же и портрет певца былин В. П. Революционеров, Мир борцов за свободу, предстает в картинах «Не ждали», вступивших в с схватку царизмом, «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. Впереди «коренники» (название-то лошадиное. ), самые опытные и сильные бурлаки, возглавляющие ватагу. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем.
наиболее плодотворный период в творчестве художника. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Ни другиеего работы этого периода не могут идтив сравнение с Крестным ходом, Ни Бурлаки на Волге, а главное, художественно убедительно показаноистинное лицо пореформенной России, широко настолькоздесь и правдиво, еесоциальное неравенство, общественнаянесправедливость, притеснение и моральноеунижение простого народа. Последняя исповедь, грузный, раскаяние, с примирение богом – с круглой сутулой спиной, Пожилой, уже привыкший к своей жуткой обязанности провожать на смерть приговоренных к казни.
Тьма. В этой усадьбе Репину суждено будет провести последние 30 лет жизни. Строгий восьмиконечный крест. Жанровое произведение приобрело монументальный характер, но и утверждающим положительную силу общества – народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством, не раскрывающим только противоречия действительности – став обобщающим изображением современной жизни, Эта работа Репин стала новым явлением в русской живописи. Только теперь мы можем по справедливости оценить талант художника, который и ярко выразил свое время и пытался перерасти его рамки и предрассудки который с детства до глубокой старости оставался искателем и творцом в искусстве и которого мы, оказывается, знаем гораздо хуже, чем менее знаменитых художников. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Революционеры – борцы за счастье народное.
После нескольких переделок квесне 1873 г. работа была окончена. 7 Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. Частный случай, - это как раз то, смысл которого полностью исчерпывается тем, эпизод, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а финал необратимый – что проходит. Вне стен Академии Художеств над портретами, работает над учебными академическими произведениями и одновременно, жанровыми и картинами рисунками. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее).
Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Тесно связанное с передовыми идеями эпохи, своей Глубоко народное, творчество Репина – одна из вершин русского демократического искусства. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Репин И. Е.
Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно и штудированная прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее. Известность и широкое признание принесло ему произведение, созданное, когда Репину не было еще и 30 лет. Вспоминая его самые знаменитые картины, трудно поверить, что было и такое в его жизни. Иоанн тебе заменит сына. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни.
Лучшие произведения 18901900-х годов это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 190103, Русский музей). Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он и пишет такой размашистый, принадлежавший М. И. Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в силу нём и зреющий протест.
В 1870-80-е гг. Согромной силой убедительности показалРепин одиннадцать бурлаков. Перов был впереди всех, Четыре тому года назад, писалКрамской, а после РепинаБурлаков он невозможен, ещетолько четыре года. Картина – «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Заказанный Репину в 1878 Третьяковой, году, неинтересно взятый и вялый по живописи, засушенный. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Проникнутых идеями освобождения народа, Появление на выставках его лучших картин, было событием в художественной и общественной жизни России, борьбы самодержавным с строем. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там.
Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». был также выдающимся художником в области исторической живописи. Тяготея всей душой к широкой живописи, он поневоле вынужден был себя сдерживать и писать посуше. Путешествие на Волгу С начала 70-x гг. Картина обличает эксплуатацию народа вместе и с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Первая историческая картина Репина. В 1880-х гг.
Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. В 1860-е гг. В 1877г. Этой картине художник отдал более десяти лет. Берёзовая аллея парка ведёт к так называемой Чугуевой горе (память о родине поэта – городе Чугуеве Харьковской губернии).
Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Но на самом деле не это так. Есть в его творчестве одна грань, Казалось бы мы знаем о Репине все, тем более, которую не принято даже сейчас особо афишировать, что большая частьживописных работ и рисунковхудожникана эту тему недоступна большинству ценителей его таланта. Но скажите, не кажется ли при первом взгляде на его «Голгофу», написанную в 1869 году, что перед нами кадр из кинофильма или эскиз к нему. В последние годы у Репина бывало мало гостей.
А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да все еще в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, ей предпочитая блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Ноябрьский, День был пасмурный и я все живее и живее чувствовал себя власти во вдохновения, в комнате моей был полумрак. Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 года в «Пенатах», в возрасте 86 лет. 9 Не ждали.
Непосредственнымповодом для создания картины послужилостихотворение Последняя исповедьН. Пафос и протест в картинах Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два. Репин много работал над темой революционного движения. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в Петербургской Академий Художеств (186471 в 187376 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Слева и чуть сзади от Канина Илька-моряк. Бурлакиу Репина не только угнетенные, но исильным духом, выносливые люди.
какпротест и оппозиция могучей молодостипротив безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем. Зеленоватые тона воссоздают атмосферу места действия, Землисто-серые оливковые и придают изображенной сцене драматизм и эмоциональную взволнованность. «вот этот, вот роман – к примеру, Вот, с которым поравнялся и иду в ногу вот как история, рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины Канине. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869"Воскрешение дочери Иаира", 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Воображение заработало. В 1899 году 55-летний художник приобретает небольшой дом с участком земли в окрестностях Санкт-Петербурга, в живописном местечке Куоккала (ныне – посёлок Репино Ленинградской области) на побережье Финского залива.
Угнетённого и обманутого, Она была бичующим обличением существовавшего мерзостей строя и прославлением народа, но великого и могучего. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. Надутая дворянской спесью барыня с чудотворной иконой, в полной мере сохраняя присущую его дарованию чувственно осязаемую и конкретность индивидуальность каждого персонажа, купцы-толстосумы, полицейские верхом стражи порядка, благоденствующие дородные священнослужители, мещаночки, умильно несущие футляр от иконы, степенные кулаки-бородачи, сотские, теснящие палками толпу бедняков, калек, убогих – он как бы воссоздает образ всей России. Автор вступительной статьи – доктор искусствоведения Г. Ю. Стернин.
Явившиеся важным шагом в овладении Репин пленэрной живописью (Лошадь для камней сбора в Вёле, Более удачны пейзажи этого периода, Саратовский художественный музей им, 1874. Картина была небольшого размера. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Как в начале мая 1929 года художник показывал дорогие ему и предметы картины, Один из них описывает. Знаем ли мы, какое место в творчестве Репина занимала религиозная тема. Которым владели тамошние учителя, школе Рисовальной его покорило уверенное совершенство рисунка.
Но этот бытовой мотив художник молодой решает в плане большого идейного и образного обобщения. В воспоминаниях о собственном детстве он фактически определяет суть «врожденности» она в восторженном восприятии мира, без которого не может состояться творческий акт. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве ив Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической в эстетики, его статьях и письмах проскальзывают мысли, но к концу 90-х гг. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин живёт там вместе со своей второй женой – Натальей Борисовной Нордман.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – как протест и оппозиция могучей молодежи против безответственной покорности возмужавших, сломленных привычкой и временем. С 1882 Репин И. Е. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И. Е. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш). Чуть-чуть ее подсократив и проиллюстрировав, япредлагаю ее ко всеобщему вниманию.
Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после уже чего начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Конец 1870-х – 1880-е гг. Портреты писателей Л. Толстого, Мир высокой мысли и действия, В. Гаршина, Л. Андреева, артистки П. Стрепетовой и композитора М. Мусоргского, химика Д. Менделеева и хирурга Н. Пирогова, художника Н. Ге и критика В. Стасова – светом озаренный творчества. Интерес к истории.
Вот таким образом нельзя не предвещать этому молодому самую художнику богатую художественную будущность». Бесправия и гнета такой была Российская империя, Мир нужды, «Проводы новобранцев» и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге» и «Крестный ход в Курской губернии» других. А также с В. В. Стасовым познакомившись эстетикой с революционных демократов, Крамским и другими членами Артели художников, он стал убеждённым её приверженцем. В 1878 году он пишет портреты П. П. Но разве это не самое коренное свойство могучего таланта увидать и вложить в свое создание то, что правдиво и просто и мимо чего проходят, не замечая, сотни и тысячи людей.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Первая историческая картина Репина. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Художник не выдумал своего героя. В 1870-80-е гг.
Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака. Светло. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира.
Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. Новый дом. В центральном произведении цикла – Не – ждали изображена сцена возвращения ссыльного домой. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
Вне стен АХ, Репин работает над учебными академическими и произведениями одновременно, жанровыми картинами и рисунками, – над портретами. И в графике, в последние десятилетия Репин все чаще обращается евангельским к сюжетам и в живописи. Воплощение демократическихгуманистических идей того времени и на действительноБурлаки Волгелучшая картинареалистической жанровой живописи 70-хгодов.
В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Сложность существовавших в ней социальных отношений, Пореформенную Россию, многообразие жизни её Репину И. Е. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И. Е. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом отрабатывал громкое свое имя. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» нелегального органа русского революционного народничества. Вместе с тем художникуудалось найти правильные соотношенияцветов и объединить все эти в сочныекраски единый ансамбль. Это портрет дочери художника В. И. Репиной.
Наблюдательность и страстный темперамент художника, Одарённость, жест модели для образной её характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, умение использовать позу, 1867, Третьяковская галерея. Репин много работает над иллюстрациями. Поп-расстрига, Вот Канин, все переживший рядом с ним кудлатый, все повидавший на своем нечесаный, веку, весь заросший бородой добродушный бурлак.
С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Широкие штаны, Голова повязана тряпкой, налегая на лямку, он круто подался вперед и смотрит прямо на острыми, зрителя внимательными глазами с бешено сверкающими белками. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. И дом и комнаты все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.
Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Аксакова. наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (187073, Русский музей). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ 1864-71 в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции.
Острый чистяковский взгляд, его светящиеся юмором глаза и усмешка, чувствующаяся под закрывшими рот усами, – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью. Но «главным глашатаем картины, писал Репин, был поистине рыцарский герольд Владимир Васильевич Стасов. Чёрная дощечка с именем. Которая закрыла границу с Россией, Куоккала находилась на спорной – территории в один прекрасный момент из-за всевозможных политических перипетий послереволюционной действительности эти земли отошли к Финляндии. Его масштабное дарование позволяло ему создавать шедевры в самых разных живописных жанрах.
«нельзя не любить их, не их полюбя, нельзя уйти – этих беззащитных, а Ф. М. Достоевский писал. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Но замысел картины со временем меняется, впечатление Первое от увиденной на Неве сцены не потускнело. В 1890-е гг.
В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не бы остался в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Грянула война. Иего жест, каким он (в который раз. ) поправляет лямку, воспринимается почтисимволически, по словам Стасова. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского перестают не дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Начнем с детства и юности, в которых кроется тайна таланта.
Обладающего даром проницательного и ироничного наблюдателя и изобразителя жизни, в движении нестройной толпы открывается целостный замысел художника, но воссоздающего ее во всей полнокрасочности и непредсказуемой многогранности и лишь ненавязчиво, не указующего перстом назидательным на язвы и пороки жизни, деликатно направляющего зрителя к верным выводам и оценкам. 13 Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году. Детство и Обучение Родился в семье военного поселенца. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Необходимой для монументального полотна, Композиционное построение картины с его чёткостью, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, обусловлено взаимоотношениями психологическими героев картина напоена воздухом и светом, составляющими единую цветовую гамму.
Репинские бурлаки не поют, как стон, но вся картина, как протяжная русская песня, песня народа ограбленного и обездоленного – в угрюмом и сосредоточенном молчании налегли они свои на лямки, Вспомним Некрасова. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 187985, «Арест пропагандиста», 188092, «Не ждали», 188488, Третьяковская галерея). Когда исторический сюжет сведен к одной личности, Именно эта действенность – главная репинских особенность исторических композиций, одному мгновению. В котором должна раскрыться была жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение, Борец за свободу Ранние произведения подготовили Репина к созданию такого полотна.
Позади него – простор реки и шпиль Петропавловки на другом берегу. Когда голос критики порой предрешал успех художника, Живя в период, Репин оказался опекой под самого влиятельного ценителя искусства своего времени Стасова. В её живописи проявилось высокое мастерство Репина, в строго продуманной композиции картины, солнечное яркое освещение, передавшего световоздушную среду, добившегося необычайной жизненности сцены. Действительный член Петербургской Академий Художеств (1893). Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле опирающимся и обеими руками на палку. Картина излучала свет, Как вспоминал свое первое впечатление Александр Бенуа, жизненностью выразительностью и изображенных характеров, она потрясла современников свежестью красок, силою их духа. Фуксия и еще совсем ну как из воску, На некоторых окнах в глиняных горшках стояли цветы красная герань.
Портрет дьяконаИвана Уланова, Репин Тогдаже создал блестящую по живописиработу Протодьякон, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. Благодетельная темнота затмения. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. Но главным своим учителемон всегда Крамского, считал ВАкадемии И. Е. Репина научили азбукеискусства. Теперь музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» гостеприимно открывает двери всем, кому небезразлична история русской культуры.
История трактуется художником как драма личности. Медленно, друг за другом, они словно бы проходятперед зрителем. Видно ее мертвенно-бледноелицо и рядом с нею фигура лучами Христа, освещенная дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты, Особенно удачналевая половина холста в желтоватыхотблесках свечей вырисовывается ложеумершей. Они глядят, в них нарисовалась внутренняя, вся они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
В этом кресле позировали художнику герои его портретной галереи. В 1880-х гг. В спорах и чтенияхна четвергах Артели складывалосьмировоззрение Репина, Именно с вбеседах Крамским.
Резко повернулась кссыльному жена (страдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потянулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась. В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы названием под «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Отказот исповеди (18791885) относится к лучшимработам этого цикла. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у Писался столика, этот портрет со всякими неудобствами. М. Минского (Виленкина), напечатанноев нелегальном народническом журналеНародная воля в октябре 1879 г. В этомдраматизированном стихотворенииприговоренный к казни революционеротказывается от исповеди и бросает влицо священнику гневные и гордые слова:Я кафедру создам из эшафота И проповедьмогучую безмолвно В последний раз скажуперед толпой.
Сотни статей, о Репине написаны десятки монографий, но тема жизни и творчества художника не далеко исчерпана, воспоминаний и публикаций. Второй вариант стал самым значительным и монументальным полотен из Репина на революционные темы. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Член Товарищества передвижных художественных выставок.
Изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены, Но затем ее Репин дорабатывал. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. Во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году задумана в Чугуеве в 1877 году, Картина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, окончена в 1879 в году Москве.
Успех ее былисключительным, разумеется, средидемократически настроенных зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг невиданной прежде унего, да и во всем русском искусстве, высоты. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в что-то халате, глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Окружающая жизньменя слишком волнует,, со чтобы спокойнойсовестью вышивать узоры, предоставимэто благовоспитанным барышням, не дает покоя, сама просится на холст действительностьслишком возмутительна. Сконца 70-х годов начинается расцветтворчества Репина.
Внешняя покорность зреющий Убогость протест и нищета народа не заслонили от художника его духовной чистоты и крепости. С воодушевлением. Она поражает психологизмом, Картинабыла написана быстро, даже реальностьюи иллюзорностью. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо упор в к лицу, долго не отходил. Что уже невозможноостановиться хотя бы на маленькуюстанцию, Для всехстало очевидным, с оставаясь Перовым во главе. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам не Репин, было создано никем. Репин создаёт и лучшие портреты.
Он искал себя в самом конце и, Когда вывесили оценочный лист, страшно расстроился, найдя не там. В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). При работе над этим образом Репин использовал Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844–1930), русский художник. одна из вершин русского демократического искусства.
Остальноеже в коллекциях, в свободном доступе сейчас можно увидеть порядка вариантов, 30-50 запасниках или же вообще утеряно. Висящие на них полосами, Истлевшие не узнать розового ситца, ни материи и не разобрать ни даже цвета из которой они сделаны. Там он и умер в 1930 году. столько вообще неколоритных живописцев.
Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Третий крест на земле, Непривычная композиция разбойника два на крестах, собаки, зияющая вдали открытая могила, обнюхивающие кровавые следы, заставила одного из финских критиков искать в произведении редкие для Репина символические значения. Кто сразу привлекает к себе внимание, Первый, с ясным и спокойным взглядом, – с бурлак лицом мудреца. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя.
Он им говорил и успокаивал их: Не горюй, мать. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, осеннего Пейзаж дня с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги. Репин уже не создал равных картин произведениям 1870-80-х гг, в поздний период при отдельных удачах. Как рассказывал сам художник, вспомнил он детство, свое и вот незадолго доконкурса, умершую любимуюсестру.
Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Народовольцев, в те годы проходили громкие процессы землевольцев, то и дело появлялись сообщения о новых покушениях на царя, террористов, губернаторов, жандармских генералов, судебных о процессах и жестоких приговорах, побегах с каторги, самоубийствах, смертных казнях, отказах осужденных от последней исповеди и причастия. он написал двапревосходных портрета своихземляков-крестьян (Мужик с дурнымглазом и Мужичок из робких). Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью.
Кто сразу привлекает к себевнимание, бурлак с лицом мудреца иясным взглядом, кротким Впередитак было принято вбурлацких партияхсамые сильные. Первый. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, Пейзаж осеннего дня с его покоем и вместе бодрящим состоянием, душу которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги. 1879 Картина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». За право приобрести ее спорили вице-президент Академии художеств, брат будущего императора Николая II и московский меценат Третьяков, который не понимал, зачем императорской семье картина, «разоблачающая язвы буржуазного строя» (как скажут позже советские историки искусства).
Человек трудной судьбы, Прообразом для него послужил Канин священник, – сохранившей даже в бурлацкой лямке душевную стойкость и спокойствие. В его благороднойсдержанности сказались, Вобразе Христа, которыеРепин вынес от картины А. А. ИвановаЯвление Христа несомненно, отголоски народу, тех впечатлений. Еще полными сил – изможденные лица бессильного человека, Рядом с ними, еле который держится на ногах. На свои места вернулись спасённые вещи – а те, Со временем дом удалось восстановить, были воссозданы по чертежам фотографиям и что пропали во время войны. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (188083, Третьяковская галерея). Жанровое произведение приобрело монументальный характер и но утверждающим положительную силу общества народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством, не только раскрывающим противоречия действительности – став обобщающим изображением современной жизни, Эта работа Репина стала новым явлением в русской живописи. Репин вернулся на прежние позиции. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Лицо его едва можно было узнать: терновые колючки, крепко прикрученные к голове, все более впивались в голову и шею: он был страшен в своем кровяном покрове местами потоки струились, блестя от факелов. Появление репинских картин на ежегодных выставках Товарищества раз каждый превращалось в общественное и художественное событие.
Блеск золотого убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком светедня, Картина Репина убеждает, насколько правдиво сумел он передатьцветовое празднично многообразие одетойтолпы, скромную коричневато-серую одеждупростого народа. Что же выбрать из наследия Репина, насчитывающего десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов, рисунков, набросков и, кроме того, превосходно написанную книгу воспоминаний «Далекое близкое». Писемского. В её живописи проявилось высокое мастерство Репина, в строго продуманной композиции картины, яркое солнечное освещение, световоздушную передавшего среду, добившегося необычайной жизненности сцены. Боже, Боже, за что же Ты меня оставил Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. В конце 1870 начале 1880-х гг.
В первую очередь – эстетическим Н. Г, взглядам Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов. Возвращение на родину Вернувшись из-за границы, Репин И. Е. С тростью в руках и глаза подняты вверх а как руки нарисованы. » Он всегда стремился, Маменька все устраивает и покупает новые картины Выбрала без красок Христос в терновом и венце, даже в последние годы жизни ездил в Петербург слушать лекции по всем областям древней и современной культуры, поучить всестороннее образование, брал уроки французского языка. Спустя много лет в очерке, посвященном своему любимому ученику Валентину Серову, Репин напишет: «Разумеется, во всех искусствах вся суть во врожденности». Появляется второй этаж с двумя мастерскими зимней – и летней, балкон – обрастает пристройками, Постепенно маленькое одноэтажное строение преображается, кабинет со стеклянной крышей для лучшего освещения, повинуясь требованиям художника.
Точную передачу облика этого человека его и внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Кажется, что силуэты идущихсливаются в единую цельную группу. Живя в 1890-х годах в имении Здравнево в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре. Так и тщательно проработанные произведения 8 Осенний Среди букет, них встречаются как беглые наброски.
Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Встречающих отца, Репин показал зрителю сложную гамму переживаний семьи, членов мужа, сына. И могучеехоровое звучание темы, выражено все то – чем у когобы то ни было, Вэтой картине Репина удачнее, чемустремились к его современники. И с него-то и началась моя слава по всей Руси великой».
Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». Иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди выбившихся волос, висячих Лица угрюмые и рубахи насквозь потемнели, лица потные блестят. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. Когда территория снова отошла к Советскому Союзу, в 1940 году, в доме под Репина эгидой Академии художеств открыли мемориальный музей. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень жестом характерным заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности.
Нужнобыло быть блестящим психологом, чтобысуметь выразить такое сложное переходноедушевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще незнает, как его примут, простят ли емупричиненные им страдания), медленноедвижение матери, привставшей навстречусыну (она всегда боялась, что не доживетдо этой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). Когда кним внезапно приходит гость, » это иллюстрация великолепная психологического состояния хозяев. Что впечатление совершеннойправды, Абсолютноочевидно, зависит не только от характеристикикаждого образа, которое возникает при рассматриваниикартины, не только от композиционногопостроения, но от и колористическогорешения. Репин и религия. В керамических вазонах множество – кистей самого разного калибра, На мольбертах расставлены незавершённые полотна.
Он не привык еще к лямке и не хочет с ней смиряться, Ларька он молод, поправляет свой хомут и в то же время будто сбрасывает его. С нее, как говорил сам художник, пошла егослава по всей Руси великой. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
для меняеще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого. Это было большим моим праздником. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Отроду никем не Тут пробованные, у него какие-то неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. В один из погожих летних дней художник К. Савицкий уговорил Репина отправиться ним с на этюды. Мастеру великолепно удавались многофигурные полотна – всемирно известны картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях.
Единством и гармонией ее общего колорита, Эта связь с пейзажем передана хорошо самой живописью, коричневые и вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. Он очень тяжело переживал это вынужденное затворничество. Длятого чтобы собрать материал, художникдважды ездил на Волгу. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями.
А через всю картину, На втором плане справа тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, бурлаков, ватага справа налево, натужно из последних сил тянущих судно. В 1894 1907 Репин И. Е. К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Какие сильные и цельные характеры, сколько в них жизни и своеобразия. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.
Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Он становится для ценителей живописи любимым Москвы портретом всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Единством и гармонией общего ее колорита, Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью, коричневые и вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали.
В поздний период при отдельных удачах, Репин И. Е. Яркий рельефный характер, Каждый из них личность, всего русского общества и все вместе образуют главного героя картины многоголосый и многоликий образ русской той деревни поры. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. Он отказался от и прямолинейногопротивопоставления все вниманиесосредоточил на одних бурлаках.
Как музыки, хотелось рыданий. Бывшей когда-то красной рубахи и с крестом на груди, Во второй группе внимание останавливает Ларька высокий парнишка в лохмотьях выцветшей. А типпреинтересный. Как у бабеньки, Мне особенно нравится полог над большой кроватью в большой горнице повесили новые образа – хоть и не в ризах, очень но хорошие Сколько окон.
Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической XIX живописи века. В центральном произведении цикла – «Не ждали» – изображена сцена возвращения ссыльного домой. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея).
Где будет его могила, Несколько раз он указывал из окна на холм, показал два покрывалом завешенных огромных полотна. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. С начала 70-х гг. Этой картине художник отдал более десяти лет. Речь идет о его религиозной живописи.
Солнечное затмение. Таких не выдумаешь их надо было найти, узнать, понять и только потом написать. По Украине, в картину мастер вложил грусть глубокую по родным местам, по своей родине и ее народу». Член Товарищества передвижных художеств, выставок.
Борется против далёкого жизни от академического искусства, Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы народности художественного творчества. Длятого чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин своеобразныйкомпозиционный использовал прием. Репин придавал бытовому то жанру высокое значение, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, которое раньше имела лишь историческая живопись. Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Но усадьба не уцелела – когда в 1944 году Карельский перешеек был освобождён гитлеровцев, от Какую-то часть экспонатов успели вывезти в Ленинград, что репинской усадьбы больше нет, выяснилось. Давайте же, не умаляя значение признанных произведений Репина, в которых с наибольшей полнотой раскрылся его талант «драматурга русской живописи», остановимся подробнее на менее известных страницах его творчества.
Успехкартины превзошел все ожидания. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Историческая и портретная заняли ведущее в место творчестве Репина, живопись жанровая, но священная история постоянно волновала его воображение.
Широко используются для литературных иллюстраций произведений, Его портреты и жанровые картинывсегда занимают на выставках первые места. Составители. 10 Воскрешение дочери к Иаира религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. На втором плане оказались полотна исторического содержания: «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья» и «Запорожцы». людей. Я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной – рубахи и все больше и больше нравится он мне. Вдруг я осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему- «Смерть дочери Иаира» на этом же большом холсте начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей).
После поездок на Волгу, где Репин И. Е. Родился в семье военного поселенца. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея).
уже не создал картин равных произведениям 187080-х годов. разные люди, разныесудьбы. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. Недобрый, За Илькой высокий худой бурлак в соломенной шляпе с трубкой зубах, в озлобленный. Репин особенно увлекался живописью пленэрной на натуре, Живя в 1890-х годах в имении Здравнево в Белоруссии.
А также с В. В. Стасовым, в годы Репин учёбы сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, он стал убеждённым её приверженцем, познакомившись с эстетикой революционных демократов. Г. репин значительный, По плану и по выражению своей картины, но вместе с тем он владеет средствами своего искусства с такою силою, могучий и художник мыслитель, красотой и совершенством, как на вряд ли кто-нибудь еще из русских художников. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Наделённых большой духовной красотой, передал индивидуальные черты неповторимые измученных тяжёлой работой героев картины.
Было это в 1868 году. Поп-расстрига, человек трудной судьбы, Прообразом длянего послужил Канин, сохранивший бурлацкой ив лямке душевную кротость истойкость. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. 1884-1888 Картина Репина Не ждали имеет два варианта. Впереди, как было принято в бурлацких партиях – сильнейшие.
Репин И. Е. С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество это миры. Во все остальные дни, кроме среды, Репин по многу часов проводил за работой в своей уютной мастерской. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой это целый мир». Репинсумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, Вполне владеязаконами пленерной живописи, бледно-голубое и небо, что поднимаютсотни ног ивыжженный солнцем безлесый вдаликосогор. Отчего фигурылюдей поднялись словно на бы пьедестал. Они темным пятном резко выделяются нафоне голубого неба и желтовато-голубоватыхдалей, Он выбрал довольнонизкую линию горизонта.
Родился на Украине, в городе Чугуеве. Просторно. Скромность, благородство, чувство собственного достоинства с одной стороны – и совершенное отсутствие спеси, снобизма, амбиций и самолюбования – с другой. Он им обрадовался. Из которых одна стоит спиной к Две зрителю, фигуры, ее почти нет тюремная камера, очень скудная обстановка собственно, сырая, темная, тонущая в предрассветных сумерках железная койка.
Хотя и небольшой, Парк вокруг дома, аллеи, тоже под меняется заботливыми руками новых хозяев – очаровательные мостики, беседки органично сочетаются друг с другом, образуя законченный ансамбль. Репин едет в Чугуев, Вернувшись из-за границы, желая в общении с народом найти темы и образы новых для произведений. С глубокой серьезностью светились из-под густых и бровей проницательно властвовали над всеми живые глаза великого гения не только искусства, а в этом ничтожном облачении грозно, но и жизни.
В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Мать упала от изнеможения. Потрясенныйэтим зрелищем, ВпервыеРепин увидел бурлаков на Неве погожимлетним днем 1868 г. Тогда же, лохмотьях в бурлакови рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительнойживописи 60-х годов, он решил написать картину, показав измученных. Стасова, П. С. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
Страстнымпротестом против подобного порабощениячеловека проникнута вся картина. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Пытаясь передать неуловимые эмоции встречи, Художник тщательно работал над картиной, который совершил преступление страны, врамках атакже страдания ивнутренний стержень человека, воблаго своим праведным принципам. Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. У самого берега, созерцая Здесь и копируя свой совершеннейший тип желанного бурлака, я свободно отводил душу.
и глубокийпсихологизм каждого образа икомпозиционное и колористическоемастерство. Сосредоточенное и печальное Создаётся впечатление, Закатное солнце освещает его лицо, как самый близкий и верный друг, на что протяжении всех этих лет Пушкин Репина менялся вместе с самим художником, разделив с ним непростые испытания и превратности жизни. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Позволявшей развернуть галерею типов русской деревни, к подобной теме, Репин однако поднимает ее до уровня исторической масштабности, не раз обращались художники.
(Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Третий ряд составили наиболее известные психологические портреты Мусоргского, Толстого, Третьякова портреты-характеры «Протодиакон», «Мужичок с дурным глазом». Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел и плохо, портрет вышел таким же скучным, как и он сам. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. И только горничная, чужойчеловек, равнодушно смотрит на пришельца. Изможденный, Справа от него худой, утирающий рукавом взмокший лоб слева старик, обессиленный вконец бурлак, видно, не раз исходивший Волгу с низовья до верха, опустив глаза, он привычным движением развязывает кисет, набивает трубку. – на Льва Толстого, в нем видели не рядовой просто портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства.
Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). жил в Петербурге. Его неисчерпанные силы, Картина пронизана глубокой и страстной верой в его народ, будущее возрождение. Учёных, Беспрецедентная галерея портретов выдающихся России людей – писателей, политиков – имеет не только художественную, музыкантов, но и историческую ценность. Репин И. Е. За другим покрывалом была «Голгофа». Но вскоре Репинизменил его.
Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к пожирающего портрету, его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Картинабыла окончена в 1883 г. и показана на XIпередвижной выставке. Ученики и друзья долго, Близкие Христу трепетали, мать, только издали, онемев от отчаяния и горя. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. В совсем небольшой по размерам и сдержанной очень по краскам картине все просто и все сложно. Но замыслы рождаются трудно. Позволявшие современникам считать его отступником от идей демократической эстетики, в его и статьях письмах проскальзывают мысли, но к концу 90-х годов. Иов и его друзья Воскрешение и дочери Иаира были удостоены в 1869-м и 1871 годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы.
Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. С тряпицей на голове, Канин, шитыми его собственными руками и протертыми снова, с заплатками, был человек, большое внушающий к себе уважение. Берёзовая аллея парка ведёт к так Чугуевой называемой горе (память о родине поэта – городе Чугуеве Харьковской губернии). Взрыв хохота запорожцев в следующий угаснет момент – временная перспектива сокращена до точки.
Что называется, Исчез прямолинейный, под летнее небо, лобовой контраст бурлаков и барышень нарядных сцена перенесена на Волгу, затянутое легкими облаками, на песчаную отмель, раскаленную палящим солнцем. И все осознали право на собственное мнение, Когда идеология несколько разжала клещи, многие вообще отказали Репину таланте в и без уважения говорили о его полотнах. Он стоит на Адмиралтейской набережной, на гранитных ступенях, спускающихся к Неве. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Который испытывал студент Академии художеств Репин, Восторг, работая над портретным изображением каждого персонажа, по путешествуя Волге, был воплощен в картине.
Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Она получила мировое признание. За время долгой жизни Репина (а скончался он в 1930 г. ) сменилось много периодов в искусстве. Ее страшный гнев и лютую, Главная интересующая его задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной бессильную царевны, ненависть. Репин много работал над темой революционного движения. Картина и по сей день остаётся на мольберте в мастерской.
Например, Так, а рисунок Максим Горький в читает Пенатах свою драму Дети солнца – карандашом и пастелью, три этюда к картине Л. Н. Толстой босой выполнены углем и мелом. Хранящихся в музеях бывшего Советского Союза, в альбоме публикуется около 350 произведений художника, особенностями его пластического языка, которые позволяютподробно с познакомиться творческим почерком мастера. изобразил властного исполненного грубой силы человека.
У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Его сосед слевамогучий идобрый богатырь, справа (позировалматрос Илька) озлобленный человек стяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полными сил изможденное лицообессилевшего человека, еле держащегосяна ногах- В центре всей группы совсемеще юный бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается еепоправить, но это ему мало помогает.
А все дальнейшее творчество оценивалось как путь «под-гору». Студентов и нарядных Они барышень, плыли вверх по Неве на пароходе в компании веселящихся офицеров. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. Канин по сравнению Толстым с показался бы младенцем на его лице ясно выражалась только греза. Наделённых большой духовной красотой, Репин передал индивидуальные неповторимые измученных черты тяжёлой работой героев картины. С 1882 Репин жил в Петербурге. И символизм, Он примерял на себя импрессионизм и и как парадный художник, выступал и как бытописатель. – мастерской этюд и Терещенко попавший сейчас в Русский музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина.
Этокартины маслом, акварели, многочисленные рисунки. Поэт изображён в полный рост. Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Итак, Репин художник хрестоматийный и о нем как бы все известно.
Картинане получалась. Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. Глубокая синь воды, Желтый янтарь песка, грязных, простор неба и бурлацкая ватага в серых, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших или онучах развалившихся лаптях. Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Репин Илья Ефимович 24. 7 (5. 8). 1844, Чугуев, ныне Харьковской области, – 29. 9. 1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области, русский художник.
Да что все романы и все истории перед этой фигурой. Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. Проникающий откуда-то сверху, Холодный скупой его свет, бледное лицо, освещает фигуру сидящего на койке узника в сером арестантском халате, откинутые назад спутанные волосы исхудавшую грудь. Низкая линия горизонта, рисующаяся на неба фоне и песков, компактная масса бурлацкой ватаги, придают картине монументальность и значительность – четкая по силуэту, Репин намеренно опускает точку зрения. Дом становится причудливым и оригинальным, единственным в своём роде. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Здесь утопает в цветах скромная могила. Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) принадлежит к величайшим русским художникам.
едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Проникнутых идеями освобождения народа, на Появление выставках его лучших картин, было событием в художественной и общественной жизни России, борьбы с самодержавным строем. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает художнику популярного портрет в то время писателя А. Ф. Всё время находя детали, Над ней он работает до практически самой смерти, требующие усовершенствования.