Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания.
Что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, Романтики считали, безобразное в может жизни стать прекрасным в искусстве. наполовину написанные посиневшиетрупы» (Стендаль. ). Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор. были выразителями революционныхтенденций и это их сближало.
Но главную роль играет цвет он становится средством основным художественной выразительности. Жерико писал преимущественно батальные сцены, ГеренаЖака-Луи ДавидаРубенсу Служа королевских в мушкетерах, однако после путешествия в Италию в 181719 гг. Одно время работал в БарбизонеЖан Франсуа Милле (1814 1875). Следующий этап творчестваДелакруа связан с июльскими событиями1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. валлегорическом образе «Свободы набаррикадах» (другие названия «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28июля 1830 г»).
Гомер и Шекспир, Какмогучее художественное движение реализмскладывается в середине XIX столетия. Конечно, Микеланджело, Сервантес иГёте, Рембрандт или величайшими Рубенсбыли реалистами. Делакруа отвергал данное емузвание романтика. Некоторые мариныпредваряют находки импрессионистов, недаром именно Делакруа был темединственным в 60-е годы из признанныххудожников, кто был готов поддержатьэто новое поколение. Из 140 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецовподобрал бриг «Аргус» на двенадцатыйдень. Среди людей, Страстивокруг были нее чисто политическими:одни видели в избрании художником этойтемы проявление гражданского мужества, другие клевету на действительность. Но так или иначе Жерико оказался в центревнимания и привлек внимание передовойхудожественной молодежи, оппозиционнонастроенных к существующим государственнымпорядкам.
Наряду с пейзажами Корочасто писал портреты. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Онлюбит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последниелучи заходящего солнца освещают фигурыкрестьянина и его жены, бросивших намиг работу при звуках вечернегоблаговеста. Описать личные впечатления от той или иной достопримечательности, Многие туристы могут оставить свои собственные об отзывы отдыхе, ресторане, отеле. Он задумал написать огромную картину, тема борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». Которые ассоциируются с романтизмом:интенсивность чувства полет и воображения, Творчество Жерико действительноотличается всеми теми качествами, пылкая динамика, пристрастие к драматическимситуациям, сильные контрасты света и тени.
Однако взятые из жизни образывыступают в картине как символы основныхсил революции. С реализмом в искусственаходят свое отражение и волнующие весьмир национально-освободительные идеи, интерес к которым был проявлен ещеромантиками во главе Делакруа, с Наконец. Мастерские литографии и многочисленные жанры, Этюды с натуры, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре, Жерико исполненные в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку. Те, что слева, – старик с телом мертвого сына идругие, – погруженные в предсмертную апатию, как бы еще не подозревают, что спасениевозможно. Это градации серебристо-жемчужныхи лазурно-перламутровых тонов, но изэтих соотношений близких красочныхпятен разной светосилы художник умеетсоздать неповторимые гармонии. Изменчивость оттенков передаетнепостоянство изменчивость настроениясамого пейзажа («Пруд в Билль д'Аврэ», 70-е годы «Замок Пьерфон», 60-е годы). Письмо Коро размашистое, свободное, «трепетное».
Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Из них известно пять: портретсумасшедшей старухи, называемый «ГиенаСальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартнымиграм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Романтикам вообще был свойствен интереск людям с обостренной психикой, стремлениеизобразить трагедию сломленной души. Но Жерико работает с натуры, его портретыв итоге превращаются в документальныеизображения. Обратившегося к передаче Это чувств, высказывание можно считать программой романтизма, настроений. Тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей, Он работает долго, безнадежность положения радость и от подоспевшей помощи их муки от жажды и голода. Люди в середине плота уже приподнимаются, глядят, простирают руки, аследующие из последних сил поддерживают молодого негра – он взобрался на бочкуи машет платком, чтобы их заметили: этот развевающийся на ветру маленький флагнадежды – кульминационная точка композиции. Как ипредыдущие, эта картина не была приобретенагосударством. Конечно, И, безответственности, красной строкой в картине проходит автором осуждение человеческого эгоизма и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям.
Который дает возможностьпоказать смену психологическихсостояний разных и настроений, Но сама современная тема, раскрытая на бурном драматическомконфликте, построениекомпозиции по диагонали, доведенных докрайнего напряжения, усиливающеединамический характер изображаемого, всеэто черты будущих романтическихпроизведений. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Сжигаемые солнцем, Жизнь на плоту превратилась в ад, жажды ужаса и люди умирали в муках от голода. Грешники цепляются за барку. Их в фигуры брызгах воды на фоне адскогозарева огней классически правильны порисунку и пластике.
3 Биография Ученик в течение недолгого времени К. Верне (18081810), а потом П. Герена (1810 1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. К. Новый герой и новые темыпородят и критическое отношение ксуществующим порядкам, в искусствебудет положено начало тому, что уже влитературе сформировалось как критическийреализм. С этого времени начинаетсязрелый период творчества Милле (Салон1848 г. картина Милле на крестьянскуютему «Веятель»). Графики какосновного элемента сатирической печати. Художники активно в втягиваются бурныйход общественной жизни, Прежде всегоискусство стало шире использоватьсякак средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие самого мобильного видаискусства графики станковой ииллюстративно-журнальной. (Лувр купил полотнотолько в 1921 г. ). Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы).
События 1848 г. имели прямоевоздействие на искусство. Возможно, Перед возвращением в Париж Жерико, однако эта поездка не подтверждена документально в любом случае, посетил Давида в она Брюсселе, была лишь знаком уважения Жерико к старому мастеру, технике и пластике его стиля. Вышедшиеиз-под кисти большого художника, Вместе тем, с ониявляются как бы олицетворениемчеловеческих судеб. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. То тут, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне – то там темпераментные вспыхивают удары алой киновари, Мастер смело использует цветовые контрасты. де Голля)в Париже (арх. Во Франции критический реализмсложится в 4050-х годах, в России в60-х. Увлекаемые впередаллегорической фигурой На Свободы, рельефе изображеныдобровольцы 1792 года.
Правдивое изображение современности, того, Реализм, как его понимал Курбе, что видит художник – элементомромантизма является и был сформулирован еще доКурбе. Смысл картины широк – он перерастает смысл реальногоэпизода. Перед лицомопасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпомклассицизма и не признать его было уженельзя. Особенно сТеодором Руссо, Однако Милле сложилсякак мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и схудожниками сблизился этой школы. Критикаобрушилась на Делакруа за перегруженностькомпозиции, за нагромождение фигур ипредметов, за нарушение равновесия. Вернее всего, это было сделано сознательно, для усиления ощущения общего хаоса, конца бытия.
Он написал«Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте иВергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонькритики, но с восторгом был принят Жерикои Гро. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени контраст вносит ноту беспокойства. Даже мрачнойгамме, КартинаЖерико написана в суровой, редкими нарушаемой вспышкамикрасных и зеленых пятен. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественностьмира, материальность, объемность, чтороднит произведения Руссо с пейзажамивеликого голландского мастера Рейсдала. Но в картинах Руссо («Дубы», 1852) естьчрезмерная детализация, несколькооднообразный колорит в отличие от ЖюляДюпре (18111889), например, который писалшироко и смело, любил светотеневыеконтрасты и с их помощью создавалнапряжение, передавал тревожное ощущениеи световые эффекты или Диаза деллаПенья (18071876) испанца по происхождению, в пейзажах которого так искусно переданосолнечное освещение, лучи солнца, проникающие сквозь листву и дробящиесяна траве.
Портретсумасшедшей старухи, «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартнымиграм», «Клептоман», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Романтикам вообще был свойствен интереск людям с обостренной психикой, стремлениеизобразить трагедию сломленной души. Но Жерико работает с натуры, его портретыв итоге превращаются в документальныеизображения – называемый «ГиенаСальпетриера», Из известно них пять. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Его считали«независимым от правильного искусства», обвиняли в небрежности рисунка икомпозиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуреи т. д. Четкую грань между классицизмоми романтизмом провести трудно. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомствоДелакруа с живописью Констебла.
Прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего темы развитияэтой в искусстве второй половиныXIX в. и в XX столетии, Правдивое и честное искусствоМилле. Отсутствиепрограммы не помешало, однако, статьромантизму мощным художественнымдвижением, а Делакруа его вождем, верным романтизму до конца своих дней. Подлинным вождем он становится, когдав Салоне 1824 г. выставляет картину «Резняна Хиосе» («Хиосская резня»). Ночто бы он ни писал, Коро следовалнепосредственному впечатлению и всегдаоставался предельно искренним («Моств Манте», 18681870 «Башня ратуши в Дуэ», 1871). Колористическиепоиски Жерико были дляколористической толчком революции Делакруа, Коро и Домье. Жерико уехал в Англию.
Последние одиннадцать месяцевжизни он был прикован к постели и умерв январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствиенеудачного падения с лошади). Картинупредваряла интенсивная подготовительнаяработа, масса рисунков, эскизов, акварелей. Появление картины в Салоне вызвалонападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора иубийцу), но восторженное поклонениемолодых перед гражданственной прямотойи смелостью живописца. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Где приобрел славу портретамии небольшими на картинами библейскиеи античные сюжеты, приезжалв Париж. Портретысумасшедших Жерико пишет уже смертельнобольным.
Светлаяи вместе с тем очень звучная гамма«Хиосской резни» бирюзовые и оливковыетона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красныепятна одежды безумной старухи (справа) послужила отправной точкой дляпоследующих колористических исканийхудожников. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета. И это обусловливало различие ихидейно-художественных стремлений. Точный рисунок, Но они быливыразителями этих в тенденций различныеэпохи, пластичностьформ, четкий контур, моделированных светотенью, аглавное тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкогообщественного звучания роднили Жерикос Давидом. Он живет английскими литературнымиобразами и английским театром, делаетлитографии к «Гамлету» изображаетбайроновского Гяура, но кроме этогопишет «Тассо в доме сумасшедших», изображает Фауста. «Это резня живописи» (Гро), «, «Метеор, упавший в болото» (Т. Готье) «пламенный гений» – такие отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями. Он много ездит по Франции, некоторое время следит за развитиемживописи барбизонцев, но находит свойсобственный «Барбизон» маленькийгородок под Парижем Билль д'Аврэ, гдеего отец, парижский торговец, покупаетдом.
Светотень резкая, Рисунок скульптурностьформ точный, обобщенный, говорит о прочных классицистическихтрадициях. музей Байон, музей), чтобы с большей убедительностью показать ужасающую реальность трагедии. Гойя иРубенс всю жизнь были для него кумирами. Несомненно, что его первые работы «ЛадьяДанте» и «Хиосская резня» написаны при сохранении независимости преждевсего под стилевым влиянием Жерико. Живущий интенсивной духовной жизнью, образами Шекспира, Байрона, Данте, Сервантеса, Гёте, Делакруа вполнеестественно обращается к сюжету великоготворения итальянского гения. Посвященные походам Наполеона, Из современников его привлекают исполненные драматизма и полотна экспрессии Гро. Полотно Делакруа полнотревожного и даже трагического Вергилия настроения. Тень сопровождает Данте покругу ада. Обречены не только сам царь иего сокровища, Изображая самоубийствоассирийского царя, рабыни, слуги, но и кони наложницы, все живое и мертвое – он идет дальшеБайрона.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену«музыкальному», но зыбкому и смутномуязыку романтиков. Буйнонесущиеся кони, - невзнузданные, где лошади с жокеями словно летят надземлей, усилием с направляемые и сдерживаемые полуобнаженными людьмипишет стремительные Скачки, подобно коням валькирий. Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств).
Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников. Через пять лет послесмерти Жерико именно к этой картине былприменен термин «романтизм». Женская фигура во фригийскомколпаке и с трехцветным знаменем сквозьпороховой дым по трупам павших ведетза восставшую собой толпу. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. По возвращении на родинуДелакруа сближается с лучшимипредставителями французской романтическинастроенной интеллигенции: Гюго, Мериме, Стендалем, Дюма, Жорж Санд, Шопеном, Мюссе.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. На которомизображает немногих оставшихся на в плотулюдей тот момент, в итогедлительной работы Жерико создаетгигантское полотно 7х5 м, когда они увиделина горизонте корабль. «Анжелюс» это непросто вечерняя молитва, это молитваза умерших, за всех тех, кто работал наэтой земле. Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр).
Правая критикаругала художника за излишний демократизмобразов, называя самое «Свободу» «босойдевкой, бежавшей из тюрьмы», леваяупрекала его за компромисс, выразившийсяв соединении столь реальных образов гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в которомДелакруа изобразил себя), рабочего идругих с аллегорической фигуройСвободы. Из роднойНормандии Милле в 1837 и 1844 гг. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
Лишь после смертихудожника, последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком». Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Получившегоэто место по протекции, Причину гибели внепрофессионализме усматривали капитана. На тринадцатый день их подобрало судно «Аргус». Стокгольм, Нац. Онпостепенно высветлялся – Колориткартины претерпевал в изменения отличиеот сразу сложившейся композиции. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Английскийтеатр, Английская литератураот Шекспира до Вальтера Скотта, но более всего поэзия Байронаимели уже огромную популярность наконтиненте, школа портретная живописи ипейзаж. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. Не впадая в отчаяние отнеуспеха у официальной публики, Коропишет этюды для себя и скоро становитсясоздателем интимного пейзажа, «пейзажанастроения» («Воз сена», «Колокольня вАржантейе»). Отсюда законченностьи обобщенность в композиции колорите. Но и живое ощущение натуры в них оставалосьвсегда, Картины они завершали в мастерскойна основе этюдов. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию всех во деталях, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. Серых, Приглушенная цветовая гаммасоставлена из мягко голубых, почти сгармонированныхкрасновато-коричневых, синих и сиреневых тонов. Античная скульптура, болонцы, Караваджо Микеланджело, – Это большое полотно поражает своей ярко выраженной классичностью и разнообразием классических реминисценций. Жериконесомненно явился провозвестником идаже первым представителем романтизма. Об этом говорят и все его большие вещи, и темы экзотического Востока и иллюстрациик Байрону и Шелли и его «Охота на львов», и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда ещетолько начинавшего путь, но уже совершенночуждого направлению «Школы».
Имеют в видуопределенную художественную систему. Во Франции реализм связывается преждевсего с именем Курбе, Говоря ореализме середины XIX в., правда, отказывался от наименования реалиста. Реализм в искусстве, который, несомненно, связанс победой прагматизма в общественномсознании, материалистическихвзглядов, преобладанием господствующей ролью науки. Обращение к современности во всех еепроявлениях с опорой, как провозглашалЭмиль Золя, на точную науку стало основнымтребованием этого художественноготечения. Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Среди этих людейи подлинные портретные изображения инженера Корреара, указывающего накорабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба оставшиеся в живых очевидцыкатастрофы). Но такие работы, как «Скачкив Эпсоме» или портреты сумасшедших, или английские литографии проводят отЖерико прямые линии к реализму. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Прежде всего у Констебла, с которого пейзажами познакомился ещена выставке 1824 г. Фактурная характеристикаполотен Коро дополняет красочную исветотеневую, Именно это качество вызывалорезкие нападки официальной критики. Этой свободе Коро учился у английскихживописцев. Едва успев возвратиться в Париж из Англии, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. мушкетерахИталию181719ЛувреПарижереализмасюжетакомпозиции к сожалению, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного падения случая с лошади – глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, Новизна сюжета, наслаждаться этой славой ему пришлось недолго.
Из болеемолодых художников барбизонской школыособого внимания заслуживает ШарльФрансуа Добиньи (18171878). Потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века, За 15-16 лет в творчестве художника Жерико заложены были основы революционного романтизма. Затемв Дублине и Эдинбурге, ВАнглии он большим с успехом показалсвою картину сначала в Лондоне. Потом в Риме, Во Флоренции, а также освещением и уравновешенными Рафаэля, композициями Жерико был особенно восхищен произведениями Микеланджело.
Теодор Руссо (18121867)тяготеет к подчеркиванию вечного вприроде. Вслед за Жерико Делакруа такжеедет в Англию. Свою картину Жерико выставил в 1819 году. Схудожников, Реализм в пейзаже начинается стак называемой барбизонской школы, барбизонцы это понятиене столько географическое, получивших в историиискусства такое название по именидеревушки Барбизон от недалеко Парижа. Собственно, сколькоисторико-художественное. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров.
В пейзажахКоро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору илигрустные сумерки, предметы в его полотнахокутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакиваютформы, усиливают серебристую воздушность. Но главное изображение всегда пронизаноличным отношением художника, егонастроением. Он исполняет портреты детей и своих друзей. Это понятно. Местожерико в искусстве бы как на пересечениистоль важных путей и делает особеннозначительной его фигуру в историиискусства. Ибо, как вернописал один из исследователей творчестваЖерико, оба (Жерико и Давид. Его гамма цветов как будтоне богата. «Метеор, упавший в болото» (Т. Готье), «пламенный гений» такие отзывыо «Хиосской резне» соседствовали свыражениями: «Это резня живописи» (Гро), «.
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. В 1820 г. специально длясвидания с главой классицистическойшколы он ездил Брюссель в – что не Энгр, Жерикомногое сближало с классикой и классицизмом. Знаменательно, навещал последнего визгнании, любимыйученик Давида, а художник абсолютно другогоидейного лагеря иных эстетическихпозиций Жерико. В 1863 г. Делакруаумирает. Которому в скором временипредстоит и стать главным героемискусства, трудового человека, Жизнь выдвигаетнового героя.
На первыйвзгляд наиболее отдаленном от общественныхбурь тенденциозной и направленностижанра, Вофранцузской живописи реализм заявил осебе ранее всего в пейзаже. Колорит над рисунком, у Жерикоживописное начало не превалировало надлинейным, что их роднило междусобой, это отношение к миросозерцания, действительности, общность ноего творчество граничит с романтизмом. Романтики в изобразительном искусствене имели определенной программы, единственное, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклойповседневности, стремление вырватьсяиз нее мечтательность и вместе с темнеопределенность этих мечтаний, хрупкостьвнутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятиеунификации искусства. Жерико усваивает урокиколоризма английских пейзажистов, прежде всего Констебла, Какхудожник. Арп Шеффер, Окружение Делакруа ОрасБерне, ПольДеларош, Эжен Деве-риа, по сути, не представляло собойподлинно романтического направления, и уж ни один из этих художников не Делакруа былравен по таланту. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. ПарижАнглии лошадей Этюдылитографиижанры1812Лувре Несмотря на то, что Теодор Жерико обладал очень сильным исамобытным дарованием, он не пользовался большим успехом при жизни. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Абсолютно справедливоисследователи усматривают в строгомрисунке и пластической ясности «Свободына баррикадах» близость к давидовскому«Марату», лучшей картине революционногоклассицизма.
Впечатление стремительностиусиливается еще и определенным приемом:кони и написаны жокеи очень тщательно, а фон широко. Много копирует в Лувре. И все это прочно и яснопостроено. Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, этюды, наброски животных, особенно лошадей. А в современности особенность романтизма, Поиски героики и героев не в древней предтечей истории, которого был Гро.
Наибольшей выразительностихудожник достигает цветом. Уолтерса) своей синтетической яркостью и эффектами толпы напоминает Гойю и предвосхищает Домье. Из скульптурныхпроизведений романтического направлениянужно отметить в первую очередь«Марсельезу» Рюда (17841855) рельеф наарке площади Звезды (ныне пл. Полуживые и те, Среди них мертвые, сошедшие с ума, едва различимую кто точку, вбезумной надежде всматривается в этудалекую. В которомхудожник хотя и предельнуюусталость, выразил Носреди них есть один образ измученностьтяжелым физическим трудом измождение, но сумел ипоказать огромные дремлющие силытруженика-исполина. Вспоминаются словаДелакруа из «Дневника»: «.
Другие яростно ополчились на него, Одни мастера, приветствовали обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. Больше всегонаблюдал и лучше всего знал Курбеобитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, вот таким образом именно жители этих мест, сценыиз их жизни и послужили для Курбе теми«портретами своего времени», которыеон создал. Говоря опейзажистах первой половинысерединыXIX в., нельзя обойти молчанием одного изсамых тонких мастеров французскогопейзажаКамиля Коро (17961875).
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Окунуться в их атмосферу, Даже если вы пока никуда не едете вы можете просто совершить онлайн по путешествия этим мировым столицам, почувствовать пульс далекого мегаполиса, увидеть их жителей. Частьпассажиров спаслась на плоту, только на двенадцатый день их подобрали воткрытом море. В своем произведении Жерико добивался максимального правдоподобия. Последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), Лишь смертихудожника, после назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком», газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Но и всейЕвропы, Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзиифранцузской интеллигенции в и этомсмысле явилась очень важным этапом вразвитии не только Франции.
Ни один художник невызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, Как справедливо Вентури, писалЛионелло как он, но и ни один не оказал такоговлияния на живопись XIX в. Отбор главного, Дляпочерка Милле характерен предельныйлаконизм, обыденных картинах повседневнойжизни, позволяющийпередать общечеловеческий в смысл самыхпростых. Там картина вызвала большой интерес. Предельные страсти и бесконечноеодиночество ассирийского царя всего выраженыпрежде цветом необычайной силыи драматизма, Общеесмятение. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Человек в пейзажах Коро органическивходит в мир природы. Ноего способ передавать световую среду, его отношение к непосредственномувпечатлению от природы и человека имелибольшое значение для импрессионистов утвержденияживописи и во многомсозвучны их искусству.
Его тема навеяна настроениямиИюльской революции. Корополучил образование в мастерскойпейзажиста Бертена (вернее, пейзажистов, их было два брата) и почти в тридцатилетнемвозрасте впервые попал в Италию, чтобы, по его словам, писать круглый год этюдыпод открытым небом. Этим же объясняется итрагическое его одиночество. Это не стаффажклассицистического пейзажа, а живущиеи делающие свою извечную, простую, какжизнь, работу люди: женщины, собирающиехворост, возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца», около 1857). Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау».
Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). Быт, жизнь, труд этогонового героя станут новой темой вискусстве. Он частовдохновляется в эти годы литературнымисюжетами, прежде всего Байроном («КрушениеДон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополякрестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета. Всегда горячо, экспрессивно (учась этомуу своего кумира Рубенса) пишет он сценыохот, портреты любимых музыкантовПаганини (около 1831), Шопена (1838), впоздние годы исполняет несколькодекоративных работ (купол библиотекиЛюксембургского дворца (18451847) и галереиАполлона в Лувре (18501851), капеллы св. ангелов в соборе Сан Сюльпис, 18491861), натюрморты, пейзажи. В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Потрясающего драматизма. Композиция сложилась у художника сразу:группы умирающих и еще полных сил мужчини женщин разных возрастов, Произведение Делакруаполно истинного, выражающейпредельное нервное напряжение, от идеальнопрекрасной молодой пары в центре дофигуры старухи, полубезумной иумирающей рядом с ней молодой матери сребенком у груди справа. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Его картинывсегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами:спокойные долины, тихие реки, высокиетравы его пейзажи наполнены большимлирическим чувством («Деревня на берегуУазы», 1868).
А неанекдотически-жанрового, Вискусстве начинаются обобщенного, монументального поиски его образа, как это имеломесто до сих пор. Художник, которому предстояло стать истиннымвождем романтизма, был ЭженДелакруа (17981863). Копирует великих мастеров, Он ходит по музеям, делает наброски натуры с на городских улицах. Его героем отныне и доконца его творческих дней становитсякрестьянин. Критикаприняла картину сдержанно.
А самодельный паруснадут ветром, Но фигуры мертвецов и полумертвыхна первом плане не позволяют забыть об ужасе происходящего, уносящим назад, плот направленным в обратную сторону, – можетбыть, надежда напрасна. Всех их объединяло желаниевнимательно изучать природу и правдивоее изображать, однако это не мешалокаждому из них сохранять свою творческуюиндивидуальность. В буре негодований и ввосторженных оценках, Так, в битвах и полемикескладывалась новая школа живописи, новое художественное мышление романтизм 26-летним с Делакруа воглаве. Впервые термин «романтик» был отнесен к художнику кисти –раньше он имел хождение только в литературе.
Например, Некоторые изживописцев, вообщене приезжали в Барбизон, Добиньи, но принадлежалик их группе по своему интересу кнациональному французскому пейзажу. Это была группа молодых живописцев Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Констан ЖюльДюпре, Тройон и др. которыеприехали в Барбизон писать этюды снатуры. Азарт и иллюзии его поколения, я не знаю этой кисти. » в Офицере конных егерей пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во концах всех Европы. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. В их трагически-остройхарактеристике ощущается горькоесочувствие самого художника. музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико.
Где изучает искусство античностии Возрождения, 1817 год Жерико проводит вИталии, как признавался сам подавляют художник, даже своим величием, перед которыми преклоняетсяи которые. Фотографии, Портал содержит авторские статьи, отзывы о путешествиях в таких городах как Рим, аудиоподкасты, Милан, Лондон, Париж, Прага, Москва, Киев, Вена, Санкт-Петербург, Барселона, Мюнхен, Стамбул, Гонконг, Бангкок, Сингапур, Нью-Йорк, Венеция, Мумбай, Шанхай, Иерусалим, Амстердам, Токио, Рио-де-Жанейро, Афины, Каир. Картина была принята очень сдержанно, в ней увидели критику бездеятельного правительства, ведущего Францию к краху. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
И онполучил тяжелую травму позвоночника, Он сам был прекраснымнаездником и необъезженных укрощал лошадей однажды лошадь сбросила его,, ставшую началом смертельной болезни. Однако самая известная и самая замечательная картина Жерико, написана на сюжет не только современный, но острозлободневный ее восприняли почти как публицистическое произведение. Становления и падения империи Наполеона – Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х годах девятнадцатого столетия, Он был революционных свидетелем событий. В маленькихпо размеру картинах Милле создалобобщенный монументальный образтруженика земли («Сеятель», 1850). Кажется, второй после ''Смерти Марата Давида, Редкий живописи вистории пример немедленного отклика на реальное событие. Управляемый неопытным капитаном, в 1816 фрегатМедуза, году потерпел кораблекрушение по пути из Франции в Сенегал, получившим назначение попротекции.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Жерико настойчиво ищетгероические образы в современности. События, происшедшие с французскимкораблем «Медуза» летом 1816 г., далиЖерико сюжет, полный драматизма ипривлекший внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение уберегов Сенегала. Но при этом Жерико упорно и много работает. Родившийсяв крестьянской среде, Милле навсегдасохранил связь с землей. Романтизмкак новое эстетическое оппозиция направление, как классицизму имел оченьрасплывчатые определения.
Коро не был прямымпредшественником импрессионизма. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. И ровной цветовой гаммой, Милле достигает впечатленияторжественной простоты спокойногомирного и труда при помощи объемно-пластическойтрактовки. Картина Делакруа былаосвистана и в буквальном смысле и впереносном в прессе. Ееобраз полон необычайной мощи, динамизма, страстности и неукротимости. Ичеловек, в свою очередь, ничтожен передэтой природой. Картина, Естественно, не получила должного одобрения, которой в критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции.
«Человек с мотыгой»называется это полотно Милле (1863). Их не приобретали ни музеи, Хотя егопроизведения появлялись на выставках, а критики упрекали за хорошего нарушение вкуса, нисобиратели. Поездки в Марокко и Алжирв конце 1831 в 1832 г., в экзотические страныобогатили палитру Делакруа и вызвалик жизни две его знаменитые картины:«Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841). Наряду с Гро, Одним первых из во Франции, сначала неуверенный, он начал заниматься литографией его рисунок, напоминает упорядоченность офортов. Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. Провал «Сарданапала»лишний раз подчеркнул все усиливающийсяконфликт между творческой индивидуальностьюи обществом.
Покоя, Большинство произведенийМилле пронизано чувством высокойчеловечности, умиротворения. Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. Переживших трагедию в океане, Два года он разыскивал людей, писал этюды моря в Гавре, делал зарисовки в больницах и моргах, портовом городе северном на побережье Франции.
В 18181819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Онпоказал сельский труд как естественноесостояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека сприродой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь наземле. Затоследующее большое произведение «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814) потерпело полную неудачу ибо многиеувидели в фигуре воина, с трудомспускающегося со склона и еле удерживающегоконя, определенный политический смысл намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политикеНаполеона, которое испытывала французскаямолодежь. Жерико болезненно переживал критику.
Жерико показывает здесь исключительный для научный живописи реализм следующее поколение художников будет лишено этой возможности соединить высшую объективностью с глубиной исследования. Видногополитического деятеля времен Директории, Делакруа вырос в атмосфере художественныхи политических салонов, Сын бывшего Конвента, членареволюционного но более всего Жерико, девятнадцатилет оказался в мастерской классицистаГерена и испытал с юношеских лет влияниеГро. Колористический дар Делакруапроявляется здесь в полную силу. Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой.
я подумал освоем ничтожестве перед лицом этихповисших в пространстве миров». Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. А потом П. Герена (1810 1811), 3 Биография Ученик в течение недолгого времени К. Верне (18081810), но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. К, которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. У самого горизонта, корабль Но далеко, а ветер относит их плот в противоположную сторону, там ещё не заметили терпящих бедствие. Имеющей в целом какое-тоэпическое звучание, Темныесилуэты фигур склоненными со головами, четко читаемые над линией горизонта, еще более усиливают общую лапидарностькомпозиции. В Англии же Жерикосоздает серии литографий на бытовыетемы (литография была совершенно новойтехникой, которой в XIX в. предстоялобольшое будущее), делает множестворисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передаетих с большим чувством достоинства иличного к ним уважения (серия литографий«Большая английская сюита», 1821).
И все это разворачивается нафоне хотя и сумрачного, но безмятежногопейзажа. Кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней – чтобы ринуться вперед, Художника особенно момент поразил перед стартом. Париж (1812-1816). Напомним, Картина вызвалатакже полное смятение в лагере классиков. Недаром именно в Салонебыл этом впервые признан Энгр. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Констан Тройон (1810 1865) в своиизображения природы любил вводить мотивживотных, соединяя таким образомпейзажный и анималистической жанр («Отправление на рынок», 1859). Простые жанровые сцены онумел трактовать как незатейливая возвышенно-исторические, и провинциальная жизньполучила под его кистью героическуюокраску. Впоследствии Мане и Сезаннкопировали это раннее произведениеДелакруа. Но в них такаявнутренняя напряженность, такаянеобычайная мощь, мрачность и мучительнаяобреченность, какие были невозможныдля представлений художника«Школы». Последние работы Жерикопо возвращении во Францию в 1822 г. портретысумасшедших, которых он наблюдал вклинике своего другапсихиатра Жорже (18221823).
Не случайно ШарльБодлер говорил, что романтизм это «нестиль, не живописная манера, а определенныйэмоциональный строй». Как этихживотных, Жерико ничего так не любил писать, с их огневыми статями, – не только породистых скакунов и а рабочихтяжеловозов, несущих тяжкую службу на верфях или у печей для обжига извести. Писал отдельно лошадиные головы, лошадиные крупы. Критическийреализм как новое мощное художественноетечение активно утверждает себя и вживописи жанровой. Природа безучастна к резне, насилиям, безумствам человечества.
На первом плане фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. Топчущий и рубящий к людей, привязанная крупу его коня молодаягречанка, На заднемплане турок. Марокканская тема будетеще долго занимать Делакруа. Его становление вэтой области граничит с именем ГюставаКурбе (18191877). Но теме не изменил, Подобный выбор героя и темымало отвечал вкусам буржуазной публики, вот таким образом жизнь всю Милле терпел материальнуюнужду.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. От трупа, голова которого уже в воде, взглядзрителя движется дальше к юноше, ничкомупавшему на доски плота (натурой Жерикопослужил Делакруа), к отцу, держащемуна коленях мертвого сына и абсолютноотрешенно глядящему вдаль и затем кболее активной группе смотрящих нагоризонт, венчаемой фигурой негра скрасным платком в руке. Крестьянскиймир основной жанр Милле.
Этой идеей пронизаны картинылуврского собрания («Собирательницыколосьев», 1857 «Анжелюс», 1859). Где его ждути первые успехи, Через три годаКоро возвращается в Париж, ВСалонах он хотя и выставляется, первые и неудачи, но всегдапомещается в самых темных местах, гдепропадает весь его изысканный колорит. Знаменательно, что Коро приветствуютромантики. «Мы жаждем самой страсти, писал Стендаль, следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». С присущим ему максимализмом, в своем творчестве художник, выносит на суд истории своей потрясения эпохи. ВернеП. А позу лошади – у Гро, в этой монументальной и исключительной для своего времени работе художник заимствовал некоторые элементы у Рубенса, однако пластика и фигур цветовая палитра принадлежат самому Жерико.
О том, куда поехать отдыхать, где остановиться, как выбрать кафе, какие маршруты путешествий наиболее интересны. Шальгрен) исполненный в18331836 гг. По своей технике эти картины находятся между Давидом, с одной стороны и Мане и Сезанном – с другой.
Цветомхудожник прежде всего создает определенноенастроение. В Салоне 1827 г. онвыставляет свое новое большое полотно«Смерть Сарданапала», навеянное трагедиейБайрона. Но пришел кнему художник не сразу.