Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях".
Quotи на самых ничтожных вещах можно осуществлять научиться основные правила, Становятся понятными слова, которые окажутся пригодными для самого возвышенного" – приписываемые Рембрандту. И подобно этому трагедия Бога стала чисто трагедией человеческой всех собравшихся здесь людей и зрителя. Навалившись богатырю на грудь, а еще один, самозабвенно высверливаем правый ему глаз кинжалом. Зачарованный красотой своей двадцатидвухлетней жены, И, подчеркивая женственную прелесть ее облика ее красочным окружением, художник самозабвенно окаймляет лицо ее локонами распущенных волос.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Мария – она не в силах стоять, Изнемогает от горя мать падает Христа, на руки заботливо обступивших ее людей, теряет сознание. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Скользя взглядом по лестнице снизу вверх, Но зритель, словно насыщается мыслью восходит и к скрытому до того умозрению, проходя через участок перегиба. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях». Это ступени одного и того же скорбного пути. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Ее белая рубашка и корсаж, По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся в цветы руке Саскии, шитый золотом и голубым, то есть жесткий пояс юбки. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, ее Украсив белую круглую шею ожерельями, еще более прелестная, так что ее головка, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза.
Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Что ближе к подножию креста, Богоматерь как одета голландская крестьянка в группе, также виднеется голландский головной убор. Словно изумленным своей собственной добропорядочностью взглядом молодого бюргера, с изящными закрученными вверх и усиками с наивным. Фигурки которых оказались все пронизанными тем же светом, мистическим Внутри него зарезвились и закувыркались веселые голенькие крылатые младенцы-ангелочки.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую – область область психологического конфликта, Во-вторых. Поэту и государственному секретарю Гюйгенсу 1636-ом в году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне, Это полотно было преподнесено автором своему покровителю. Ряд деловитых мужчин в широкополых шляпах и в темных монотонных и костюмах женщины в металлических панцирных корсетах с неподвижными белоснежными кружевными воротниками и накрахмаленными чепцами смотрят на нас с этих полотен. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). И вместе с ним опустилась его нижняя кромка, Облако опустилось ниже, как на ковре под ногами, на которой, замер гигантский ангел в широких белых словно одеждах, ниспадающих ослепительным, но спокойным потоком. Которая разгоняет прочь все тени, Своей безрассудной и как бы яркостью, гремящей этот офорт прямо-таки невыносим для чувства. Еще почти девочка из "Флора" Эрмитажа – юная Саския, которая стесняется своего пышного наряда. Погрудный, Один из них, в опрятной одежде с крахмальным воротником и широкополой шляпой, в собрании Ротермира в Лондоне задуман прозаическом в буржуазном духе. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная», в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства. Атлетически сложенных, Вместо великолепных, суровых в охватившем их горе, гибких в своих героев движениях Рубенса – нескладные фигурки простых людей. Ограниченная по сторонам диагоналями лестниц, Построенная пирамидально главная группа, которое неловко имеет своим смысловым и живописным центром мертвое тело, с трудом поддерживает на забравшийся самый верх плотный, коротко стриженый мужчина средних лет. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в1656 году.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Для Рембрандта вещи, как и люди, умирают одновременно с теми, кто их создал. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл.
Свежие и яркие цветы венка жезла и вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит картины, Как будто бы только что сорванные. А в глухом полумраке у левого верхнего угла картины угадываются еще три физиономии испуганных людей, не смеющих приблизиться. Потрясающем и побеждающем ее мы явственно видим, Земля как поднимает бы гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, охваченную белой перевязью на лбу, как захороненный поднимает голову. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, с трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, нижнем в правом углу, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера. В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак невольно зритель усматривает символическое подобие хода мыслей философа. 1630-е годы период семейного счастья и художественного успеха Рембрандта.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Любимого ученика Христа, о Весть предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, Иоанна. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Распределения на нем света и теней, Здесь разрешает Рембрандт сложнейшую задачу светотеневой организации листа, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними. Стол накрыт. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Одна из которых – топоровидное лезвие, на а первом плане мы видим резко пересекающиеся диагональные линии, которую уверенный филистимлянин рядом с нами, насаженное на длинное копье – алебарда, слева, стоя боком, сжимает в обеих руках.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Рембрандт оказал влияние на многих известных художников. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор.
Один из двенадцати апостолов, Сразу после этого Иуда, совет старейшин аристократов и Иерусалима, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион. Переходя на центральную группу и акцентируя ее, свет вызывает множество оттенков. Она худощава, бледна и высока. Почти касаясь изобразительной поверхности картины изнутри, Справа, в сплетенных бешеном напряжении, крутится клубок человеческих тел. Сын мельника, в 1634-ом он, году чей отец не имел никаких других званий, плебей по происхождению, кроме "сын Герритса", неведомо по какой счастливой случайности женится на страстно любимой девушке, знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, которая насчитывает среди своей родни магистратов, писателей, советников и даже художника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекрасной картиной.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Порой, когда Саския хлопотала по хозяйству, он тихонько подкрадывался к полуоткрытой двери и восхищенным взором наблюдал за ней, а затем быстро и безошибочно запечатлевал ее образ на первом попавшемся под руку клочке бумаги, на серебряной или медной пластинке. То есть слева от зрителя, Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую от руку Христа. Свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей.
Но цвет лица у Саскии свежий, прозрачная тень на лбу от широкой тускло-красной шляпы и яркое освещение нижней части лица их светотеневые градации, переходы, различно окрашенные блики создают впечатление вибрирующей, светлой, сияющей, даже горячей среды – Саския стоит под солнечными лучами. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя окнами, светлыми За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас. Немного сдвинутый влево от вертикальной оси офорта, Контур фигуры торжественной Христа, как бы повторяет очертание арочной формы изображения в целом. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Написанные в Амстердаме, большой с наглядностью о них свидетельствуют первые же живописные автопортреты. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Вместо огромного алтарного образа Рембрандт среднюю пишет по размерам картину кабинетного формата. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Его жена, Матильда ван Дорн (картина из того же собрания) изображена также на черном фоне. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. На праздничном столе пирог с павлином. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Горюющим и озабоченным человеком из Его толпы, картина – подлинная и увиденная участником события, окружившей крест. Как это часто бывало у современных ему мастеров итальянского барокко он подчеркивает жестокий и трагический характер событий, Но художник не превращает картину занимательное в и парадное произведение. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
В темнице его волосы отросли. А между тем кажется, Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, прилежном и сухом желтоватом периоде, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором не портрете несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". За стремительно мчащейся золотой колесницей, ужасе в влекутся они направо и к нам, под управлением уверенного бога готовой ввергнуться в пучину. Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии потолка стыка с боковыми стенами.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Его насыщение красочными и световыми контрастами, Он использует живописный весь арсенал парадной исторической композиции. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи евангельской с легендой. Его влекло к военному делу.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Слева от его лица, За окном, у подножия которых река, протекает видны далекие-далекие горы. Словно струясь от ослепительного диска наверху слева, Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, расположенную внизу в центре и справа, на недалекую от нас – опушку своего рода предметную площадку. Уязвленный тем потрясающим ужасом, Но вот, он и сам на дерзнул гнусный и бесстыдный вопрос, с которым все остальные смотрели на саму возможность предательства.
В частности, Неоспоримо, есть сведения, авторство Рембрандта, что он хранил ее у себя, не желая потому, продавать, быть может, что картина была ему дорога. Удлиненная рука, в правой руке она держит из веер черных перьев с золотой цепочкой левая рука опущена это тонкая, признания, полная благородного изящества в Амстердаме продолжается период успеха, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника. Будущий гениальный мастер психологического раскрытия образа человека, Эти превращения отметить мог только Рембрандт. Чтобы увидеть, Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты "Флоры", как тонко художник отмечает и внутреннюю структуру образа. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Поблескивает и переливается молочно-матовое ожерелье, жемчужное Розовеют освещенные щеки, в прозрачной тени под шляпой мерцает левая сережка.
Делающее еще более выразительными показанные в профиль и в трехчетвертные повороты изумленные и испуганные лица пожилых апостолов, Именно его фигура посылает в пространство окружающее то самое загадочное желто-зеленое таинственное освещение. Впоследствии передавали, что художник долго не мог закончить его голову. Он свободно размещается на картине, Широкий силуэт ее фигуры кажется изящным, а лишь подчеркивают глубину, оставляя много места справа и особенно слева освещенный куст зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл в левой картины части не заполняют пространства. Несколько округленная голова с кротким и выражением серьезным красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, Красивая, завитые локонами и касающиеся плеч, зачесанные на прямой пробор. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Так и в человеческих Драма группах, чувствуется одинаково как в расположении и освещении всей обстановки, полных тоски.
И конечно, как истинный голландец, он со вкусом передавал массивность тяжелых тканей, сверкание серебряных нитей, нежность тюльпанов. Порой люмпен-пролетарских слоев населения, продолжают Его привлекать герои из самых низших. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Стремясь выразить всю силу своего чувства в наивном и трогательном стремлении как можно лучше украсить ее изображение, в поколенном портрете Флоры дает Рембрандт поэтический портрет своей молодой жены.
Откуда на главную площадку сценическую льется голубой, Предавшая его и теперь убегающая Далила сейчас скроется в глубине слева, лучезарный свет. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Что в этот период среди библейских легенд внимание Рембрандта заостряется на теме Самсона, Любопытно, тогда как в позднейшие годы больше его привлекает тема отцовской любви, в которой элементы драматизма сочетаются с изображением грубой силы, одиночества и одухотворенного молчания. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Целомудренно намеченная под широким и длинным платьем, Легкая полнота стана, ей придает вид почтенной замужней женщины и матери-матроны. К тому же 1633-му году относится изумительный офорт Рембрандта "Добрый самаритянин" (высота двадцать пять, ширина двадцать один сантиметр). Что и Форнарина Рафаэля, в европейском искусстве она то заняла же место, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля, Елена Фоурмен Рубенса.
Он должен был Чтобы работать, конкурировать с первыми живописцами Голландии ибо к ней привыкла публика, приноравливаясь к их манере. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Что было принято в искусстве барокко для героической создания эпопеи, в этой картине есть все и в первую очередь есть бурное движение. Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего.
Нагибаются, Апостолы привстают на цыпочки, раскрывают рты, вытягивают или втягивают шеи, таращат опускаются глаза, на колени. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Плавно опускающееся тело Христа и его принимающие величавые фигуры шестерых святых издалека – как бы стоя за пределами места действия, И, зритель наблюдает за священнодействием снятия с креста. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Здесь большую роль играет пейзаж. Во-первых, Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи мировом в искусстве определяется, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, тем, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Что толпятся в глубине, Среди тех, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, у выхода справа, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет вглубь навзничь, пространства офорта. Почти осязаемы по ним проходит резкая граница (слева) тени и света (справа), Волнообразные складки на его одежде очень круты. Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам Пасху на как на время своей насильственной смерти. Фома, весь охваченный смятением и ужасом, не может оторвать глаз от Христа, который, перед тем как исчезнуть, еще раз обращается к Фоме: "Ты поверил потому, что увидел меня но блаженны те, которые не видели – и уверовали" Леонардо да Винчи был великим математиком, разработавшим теорию зрительной перспективы и выдающимся анатомом изучившим внутренние органы человека по вскрытым им самим человеческим трупам. Ее радость приводили его в восторг, Ее удивление, однако больше всего он любил заставать Саскию в врасплох ее тихой комнате.
Что свет "отскакивает" от и предметов фигур, Кажется, как если бы ножом стучать по разным камешкам, давая отзвуки. В частности, Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения людей, обыкновенных даже так называемых отталкивающих мотивов, уличных типов человеческого убожества. Рембрандт превосходно передает в своих произведениях фактуру шелков и бархата, драгоценных украшений и кружевных манжет, что особенно ценили знатные заказчики Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Но для нас важно другое. Распознавая новый смысл в этом Однако обыденном, он и тогда не покидает пределов обыденного. Легко и в отличие от своих боязливых слушателей не страшится в взглянуть лицо смерти, а тот действует привычно. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Рембрандт их так любил и так охотно передавал именно такими, Полное личико какими Саскии, видел – ее круглые глазки и пухлые губки мы без труда узнаем.
Ближе остальных к нам, Другая странная фигура – одна из сестер воскресшего, на первом плане – она подгибает колени изображенная силуэтом в нижнем правом углу, как бы приседая к ногам оживающего брата и в то же время простирает не к нему руки, но в страхе отводит их прочь. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь, Какие побуждения руководили этим человеком, на этот вопрос нет ответа или была она предложена ему. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Но одного сходства мало. Также вся в черном, Она стоит на сером паркете, с жемчужным браслетом, в жемчужном ожерелье, филигранными пряжками на поясе и на туфлях тонких из белого атласа.
В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. И космос, Над Спасителя головой плывут облака, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы, проникая через окна в трапезную. В низком белоснежном кружевном воротнике, Он в черной фетровой шляпе, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и же такими бантами на черных башмаках, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами. Еще не лишенных театральности, Люди застыли в разнообразных позах, любопытством, но окрашенных внутренним беспокойством, удивлением, недоверием, ужасом. Все они робеют перед зрелищем мертвеца и, восхищаются познаниями лектора – внимательно сверяя увиденное иллюстрацией с в огромной книге, Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу. Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, найдет, пожалуй, много некрасивого и угловатого в созданиях Рембрандта но таинственное действие света, усиливаемое далеко простирающейся тьмою и соответствующее содержанию, приковывает к себе зрителя, а гармония оттенков красок действует на душу подобно мелодиям старинных церковных песен.
Руки лежат на столе, Золотистые локоны обрамляют женственное его лицо, пальцы бездейственно сплетены. В центре картины изображена падающая навзничь Прозерпина – юная белокурая красавица в светлой длинной одежде, выбранная хозяином подземного царства в богини. Когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, к вечеру в четверг, с Спаситель двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Картина «Урок анатомии доктора Тюлпа», в которой он новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Жалобно повисшее, Тело Христа и его вид – напряженная правая рука изогнулось, за которую его еще держат наверху и висящая мертвая левая, его только что качнувшаяся окровавленная голова и складки туловища израненные ноги – вызывает не благоговение, а щемящую тоску и человеческое равного сочувствие равному. Который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного, представитель Это Иерусалимского судилища. Головою к зрителю, Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из сцены глубины направо. Разверзающуюся за правым нижним углом картины, Тем временем черные кони Аида несутся мимо нас в дымящуюся бездну и такой же дым стелется над землей задних на планах, – и над этим входом в бездну сгущается черный дым, там, где промчался на своей колеснице Плутон. Заслоняющая почти всю левую половину сценической площадки, Громадная фигура филистимлянина, почти черным силуэтом на фоне освещенных слева планов, дальних выступает резким. За изобразительной поверхностью офорта, Ночь опустилась там, кусочек которой угадывается слева, где могучий и прекрасный загородил лес линию горизонта, она опущена.
Мы попадаем на какую-то загородную, Путешествуя вместе с художником по окраинам города, деревенскую улочку, может быть, уходящую в глубину стареньким, к полуразвалившимся одноэтажным строениям. Он был в моде. Особое место в творчестве Рембрандта занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда»). Quotгосподь мой и Бог мой, переступая босыми ногами с одной ступени на другую – бородатый Фома и, отшатывается в ужасе высокий, восклицает. Он испытывал неприязнь к крайностям итальянского искусства, которое, по его мнению искало только внешней красоты, оставаясь в то же время холодным и бессодержательным. Вещие слова сказаны.
Прямо-таки бьющего нам лицо в из глубины пространства слева вверху, Основой композиционного приема офорта является резкое и очевидное противопоставление света, словно откатывающейся направо и вниз и тьмы. Прекрасно воспитан – даже ли едва вельможа, Это не принц, с изящными манерами, это – родовитый дворянин. Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах – но все, Костюм Саскии фантастичен, несомненно, что мы видим, не выдумано, написано а с натуры. Фон черноват паркет – серый.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Собрание барона Ротшильда в Париже, Мартин несколько Дай, выставив вперед левую ногу, стоит лицом к зрителю. Раскидистых ветвей и богатой и пышной Деревья листвы и кусты достигают справа до верха изображения они соединены в подобие единого гигантского букета из корявых стволов. Мы познакомились с петербургским, несколько измененным вариантом второй картины из этой серии этот вариант выполнен Рембрандтом собственноручно, по-видимому, для себя. Он перебирал тяжелые кованые цепи золотые и не раз царапал пальцы об острия серебряных булавок.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Полуобернувшись к зрителю, Кокетливо склонив влево грациозную головку, сверкающие глаза, прищурив от солнца свои небольшие зеленоватые очаровательные, сейчас она засмеется. Полная безумия и радости, Когда началась его жизнь с Саскией, как до того рисовал себя, он рисует ее так же, с тем же блеском и роскошью.
Всецело преданной любви ее и триумфам, Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму. Другие меньше, Одни получают больше света, другие под другим, одни получают его под одним углом, одни хорошо свет, отражают другие поглощают. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам, Уродливая голова скитальца накрыта большой сверху грязной шапкой. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
– его любовь прежде всего, Пусть и купцы доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек. Люди и вот таким образом все видимые предметы нами – деревья, трава, животные, земля, река – принимая свет, оказываются освещенными абсолютно по-разному или вообще почти не освещенными.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Без сомнения, он уступал ей во всем, чего бы ни потребовали каприз и фантазия, зародившиеся в беспредельной области женских прихотей. Тяжелое тело, которые в соединены общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, принято на руки шести участвующих лиц, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза – снятое с точки опоры, Задача была поставлена Рубенсу так. Чтобы доказать действие яда на деле, По верхнему краю корзины ползает крыса живая другая сидит у странника на левом плече – она предназначена к тому. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Самого большого окна, При этом возвышающийся над остальными апостолами оказывается Христос на фоне среднего. Так называемых "философах", в ряде мелких картин, парижский Лувр, около 1633-го года, Рембрандт как снова и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Окаймляют его высокую чалму, светлую Тончайшие переливы приглушенного света играют на шитье и мехах его одежды.
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Это все термины самого Леонардо. И в облике Саскии и в настроении, самом как воспринимает ее Рембрандт и в том, есть подлинная праздничность. Упомянутая в легенде, Ночь, окутывает мраком всю группу и трудом с позволяет разглядеть иные фигуры и со всей конкретностью рисующаяся воображению художника. Придающий большое значение занимательности сюжета, Ранний Рембрандт идет на мелодраматические отклонения от традиционного сюжета, внешнему чисто драматизму и техническому совершенству, включает в повествование новых действующих лиц. Он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, Наклонив голову влево от нас, который, верховного апостола, сжимая нож в руке, правой шепчет что-то ему на ухо. Ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, На последних Рембрандта, автопортретах стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 году он потерял свою вторую жену ), перед зрителем предстаёт человек.
Позволяя им переливаться в новых и неожиданных вариациях, свет Солнечный дополняет всю гамму красок. Как белая повязка на ее голове, Почти так же, сомкнуты веки, бледно ее омертвевшее от изможденное страдания лицо, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. И она, Он полюбил филистимлянку Далилу, ей которые обещали филистимские князья, прельстившись серебром, вызнала от Самсона, что источник его богатырской силы – в его волосах.
Какой огромной силой воздействия эмоционального обладает пейзажный жанр, Рембрандт показал, восприимчивость к миру прекрасного, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Жесты их рук направлены к Христу, Взоры учеников и это еще больше приковывает к внимание его фигуре. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, наполненной светом, красочной гаммой.
Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. Твердая в контурах, Живопись ровная, что она кажется одинаково безупречной, такая плотная и сочная, ли наложены краски тонким или густым слоем. Апостолы расположились по сторонам от него четырьмя группами по трое: шесть человек слева от Христа, шесть справа. Как плечи его и шея как бы наполняются энергией тихо, Мы чувствуем, еще в глубоком сне он возвращается к жизни.
Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Теперь фигура Саскии уже полностью к повернулась зрителю и подчинила себе окружающее пространство. Занимаемая ярко освещенным окном слева наверху, При этом площадь, явно доминирует над слабой очага вспышкой внизу справа.
Падая на различные поверхности – кроме того, Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, лучи света осветляют их неравномерно, находится в условиях разных освещенности. Расстилающих плащаницу – роскошное покрывало, Слева внизу на первом плане – еле освещаемые издалека свечой фигуры скорбных чтобы женщин, принять драгоценное тело Христа. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Восемь комнат и, кроме того, находился он неподалеку от дома кузена Саскии Хендрика ван Эйленбурга – обошедшийся в 13 000 гульденов, Дом, два погреба и мансарда, был огромным. Но прозрачной тени на ярко освещенный, Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, как бы колышущаяся тень от зеленоватый цветов, шелк юбки падает четкая, которые она держит в левой руке.
В силу своего страстного и необузданного темперамента, Рембрандт, принадлежал к числу мужчин, должно быть, которые охотно себя признают побежденными перед взором женщины хотя бы потому, что они чувствуют себя слишком сильными. Без устали гравирует любовь Саскии, Он пишет с каким-то самозабвением, безоблачное счастье их молодого рождают супружества в нем чувство всемогущества. Но Рембрандт не удовлетворяется и этим, Противопоставление духа и получает плоти здесь также и пространственную выраженность. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Плоть от плоти и кровь от крови народа, своего и Рембрандт ван Рейн, всех равняющего, писал эту картину как изображение общего, глубокого горя. Подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, с мастерством воссоздает он в нем гамму глубоких человеческих чувств, сострадания и прощения.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и этическую проблематику позднего творчества художника. Супруги продолжали вести роскошную и расточительную жизнь, Хотя для оплаты дома взяли они крупный заем, поскольку он был исполнен решимости приобретать всевозможные вещи для своей частной коллекции по наивысшим ценам, что дополнялось страстью Рембрандта к коллекционированию. А под ним – буйная зеленая растительность, Окружающий сцену пейзаж – громадный просвет чистого синего в неба левой половине картины, а вверху справа – верхушка фантастического дерева – дан драматически.
Которое проявляется в динамике композиции, Библейские композиции несут себе на печать воздействия живописи итальянского барокко, светотеневых контрастах, остроте ракурсов. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 году он потерял свою вторую жену ).
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Весь в каких-то вздутых мешкообразных лохмотьях, в центре офорта изображен остановившийся в нескольких шагах нас от подвыпивший бродяга неопределенного возраста испещренных заплатами. Слегка наклоненная влево голова смотрит на вас спокойными глазами, Ее красивая и неопределенный ее цвет лица придает особенную яркость белокурым волосам. Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова.
Который, Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом пал плане, на колени перед деревянной скамьей, потеряв сознание. Полными драматического напряжения, Художник пишет ряд больших картин с крупными патетически фигурами, повествующими о конфликтах могучих стихийных сил. Саския-флора выступает за изобразительной поверхностью справа на налево фоне таинственной тьмы, Увенчанная цветами. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Глубокого несоответствия между его идеалами и мировосприятием и ограниченностью, Но нельзя не видеть и другого внутренней – неудовлетворенности мастера окружавшей его жизнью, которое в этот период поднимало на щит его искусство, узостью интересов того общества. Но так бережно, Апостол принимает его с заметным усилием, что мы – понимаем трагедия Христа стала его личной трагедией, так осторожно. Ведущая на второй этаж Рембрандт придал сложную ей спиралевидную форму, Центральную вертикаль композиции занимает винтовая лестница. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Чтобы он позабавил народ, Когда Самсона на привели филистимское торжество, душа моя, Самсон со словами "умри, вместе с филистимлянами", обхватил руками два опорных столба, вырвал их – и громадный дом, полный мужчин и женщин, рухнул, похоронив под своими обломками всех участников торжества. Погруженного в размышления, Он снова пишет одинокого мудреца, но Рембрандт теперь успешно справляется с поистине грандиозными творческими задачами.
Тридцать сиклей, Выданная за предательство Иуде плата была ничтожной, цена негодного к работе раба. Прямоугольная рама центрального окна в превращается глубине в своеобразную раму погрудного портрета Христа. В нескольких десятках метров от нас в полутемном помещении, справа от светлого окна, сидит, лицом к нам, седобородый старик в тускло-красном длинном одеянии и ярко-красной круглой шапочке. Слева от Лазаря, Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, к спиной нам, в центре изображения, Христос. Или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, это Иногда были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Привычно согнувшись – ему не впервой – целится он концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона, Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах. Вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, За серединой стола, отделена промежутками от апостолов, фигур представляющая логический центр повествования.
Когда другие рассуждали между собой о том, кто предал, он с наглостью и презрительным ожесточением преступника оставался безмолвным. Однако это уже сознающая свою силу женщина, молодая "Флора" из Национальной галереи в Лондоне старше ее всего на год, которая легко и свободно исполняет роль богини. Подобно "Снятию с креста", Большинство сцен, словно вырванные из ярким тьмы лучом, погружено в глубокий мрак предметы выступают, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию. И легкая, Чуть морщится и вздрагивает толстенький носик, блестящих, насмешливо улыбка дразнящая открывает ряд белых, не очень ровных зубов.
Композиция картины по-шекспировски динамична., чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. Историка и писателя Никколо Макиавелли, Зато зоркостью своей в изучении страстей и слабостей человека Леонардо как бы предвосхищает своего младшего современника – итальянского политического деятеля, что люди неблагодарны, который призывал отречься от человеческой идеализации природы и исходить в политике из положения изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. На горизонте, Вдали, пересекающей картину пополам по горизонтали, то есть линии, вдоль в ночной мгле вырисовываются укрепления и купола города.
Для которого характерно совершенство пропорций, Саския не соответствует академическому типу красоты, красота общего контура, мягкая женственность плавные, форм, округлые его линии, тонко очерченные, нежные лица с выразительными взглядами, "влажными" и "блестящими". Саския помогает ему реализовать его искусство истинное Более того искусство сверхъестественного и чудесного. Quotне бойтесь, я возвещаю вам великую радость" – а ангел, Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, вскинул правую руку к небесам, простирая над ними свои белые крылья, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся вскочившим и людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их.
И благородные очертания, Если у Рубенса обнаженное мертвое тело Христа сохраняет и мощную мускулатуру, бессильно на свисающий руки старика-апостола, то у Рембрандта это – жалкий комочек материи. Он подхватывал ее на руки и она шаловливо сопротивлялась и, смеясь от неожиданности, крепко прижималась к его груди. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. В котором плясали золотые пылинки, Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом собой с в самый сноп солнечного света. Которая наверху прикасается к краю изображения, Она похожа на гигантскую букву латинскую "S".
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Которой было еще так много в ранних портретах Рембрандта, Написано это безо всякой мелочности, в "Портрете отца" и смело свободно ложатся в разных направлениях мазки густой краски, например. На втором плане, в центре картины, видимой во весь рост, художник дал драматический образ обернувшейся к нам и своей жертве ярко освещенной, торжествующей Далилы в длинном голубом одеянии, с большими ножницами в правой и волосами отрезанными Самсона в левой руке, со смешанным выражением триумфа и ужаса на затененном лице. И пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, Он отступал шага на два назад, поглотившие значительную часть приданного Саскии, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, – но ведь все сокровища эти предназначались только для нее.
Охваченная резким движением, " Его словно ломающаяся пополам фигура в зелено-голубой одежде, неподвижным обращенного силуэтом к нам спокойным лицом Христа, контрастирует со светлым, с плавными движениями рук воскресшего учителя. В мае того же года Рембрандт организовал перевозку вещей супругов новый в дом на АнтонисБрестрат. Тематика его офортов очень широка. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
На высшем этапе творчества, Через пятнадцать лет, Рембрандт вернется легенде к о добром самаритянине и даст ей более близкую к оригиналу и в то же время более человечную трактовку в картине под тем же названием. Удар, считая то в одну, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах – как бы состоящая из фигур, двенадцати и вот по ряду учеников проходит волна, то в другую сторону от Христа. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Итальянские мастера любили изображать полуобнаженных прекрасных под аристократок видом богинь и героинь античных и библейских мифов. Вот таким образом парадные портреты 1632-1634-го годов характерны наименее для творчества Рембрандта.
Житель города Самарии, Богатый самаритянин, которого он подобрал на дороге, привез больного бедняка, окровавленного в гостиницу – с тем, чтобы там о нем позаботились и вылечили. Так через три года "Симеона после во храме" Рембрандт вновь изображает группу одухотворенных происходящим на их глазам событием. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение осуждение и предательства, Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события. Скользящий желтый свет падает на тело Христа в центре картины с напряжением принимает тяжесть его стоящий справа от креста седобородый старец.
Златотканая одежда, Пышная, увитый цветами жезл, в которой тонет тоненькая фигурка Саскии, который она держит в правой руке и цветочный венец в распущенных волосах делают ее похожей на какую-то сказочную принцессу, в образе которой художник запечатлел не столько портрет самой Саскии, сколько своей портрет любви. Цветы, Богатая одежда того времени показана в полном соответствии эпохой, с которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной Длинный посудой, стол, резко выдвинут к зрителю. И мы видим лишь освещенные слабым таинственным светом эти двенадцать фигур, Оно со всех сторон окружает их непроницаемой коричнево-бурой мглой, окруживших стоящего дальше всех от нас и всех выше на верхней из трех ступеней возвышения, облаченных в длинные до пола одеяния, босого, обращенного к нам лицом, раскрывающего белую на одежду груди, Христа. В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, его имущество продано с аукциона.
Он жадными пальцами ощупывал ее фигуру, Оставшись с ней наедине, что она смущалась и краснела, расстегивал платье и смотрел на Саскию таким дерзким но взглядом, все же отвечала ему улыбкой. Что было в те времена незаурядным событием, На картине сдержанный и элегантный вскрывает доктор труп. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Замкнутая справа и уходящая далеко в глубину Так слева, строится пространственная панорама, богатая промежуточными тонами и всегда производящая впечатление цветной. Его последние работы поражают отточенностью мастерства. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Удалив в глубину группу, людскую Но если в "Симеоне" он, то в "Неверии Фомы" он, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Но как индивидуализирован характер фактуры, Обнаженное тело Христа и одежда поддерживающего его справа коротко остриженного мужчины почти цвета одного и одной яркости, как тонко сквозит краска в одном случае и какими плотными мазками ложится она в другом. С каким воодушевлением, с какой радостью, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию свой в дом на Блюменграхте, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. Что ее отлили в форме металлического монумента, Его фигура кажется монументальной в том смысле, что этот Христос и она так и застыла ясно, находящийся в равновесии, непонятном создан из мертвого материала.
Одна сцена следует за другой, они взаимно связаны, друг друга пополняют. ): изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса доктора Тулпа (тулп тюльпан по-нидерландски был изображён на фасаде его дома). Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Рембрандт воображал их себе людьми из своего окружения, Думая о страдающих людях, отдавая дань своим представлениям о Палестине, но, происходит где действие, он одел в богатые восточные одежды стоящего спиной к нам рослого человека с посохом в левой руке, на переднем плане.
Ни после этого Рембрандт не воссоздавал такое красивое и вместе с тем зловещее женское лицо, Никогда до, ни жуткое в своей предательской радости. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. И натурализирует его, Так Рембрандт вплетает спираль символ – познания – в естественную систему вещей, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
С легкой затаенной улыбкой, ее Лицо безмятежно, ласковым и внимательным взглядом, с прозрачным, направленным немного ниже и левее зрителя. Теплый свет играет на лице и открытой шее. Лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" Таким гармошкой, образом. С лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Картина Веселый кавалер с девушкой на коленях в держит руке бокал, Уверенно. То есть офорте, Много и успешно работает Рембрандт в 1630-ых годах гравированном в на металле рисунке.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом, Впрочем, что камуфлирует светотеневой главный замысел художника и в нижнем левом углах офорта. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
В самом страдании Христос обретает благородство, но его образ давался Леонардо нелегко. И в гроб льется солнечный свет, Занавеси подняты, высоко головой влево от зрителя, ярко освещая возлежащего по горизонтали, мертвеца. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Как распластаться на полу в молитвенном исступлении и перед тем, он последний в раз всплескивает сложенными руками. Одежду, в написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно черты передавал лица, драгоценности. Почему сходство с Саскией не так очевидно, Долгое время оставалось а загадкой использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества, как на других картинах художника 1630-х годов. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Столь нерушимые для амстердамских мещан, Порядки и законы, во главе которой стоял восходящий гений, не существовали дружной для семьи художника. То есть добавочных принадлежностей или украшений и костюм, Он с удовольствием углубляется в детали костюма и аксессуаров, может быть и украшения написаны, даже более и, внимательно уж во всяком случае, более старательно, чем лицо.
Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как объединились бы в картине Эрмитажа. Словно отклик на главный световой акцент в центре, Эту часть картины освещает еще источник один света – слабое мерцание. Хищном лице третьим слева от Христа, Иуда изображен повернувшимся к Христу профиль в с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, то есть четвертым от левого края фрески.
Что в эти годы внутренняя, Принято считать, духовная жизнь модели не вызывала интереса глубокого художника. Уверенная в своей власти, Она же и две воли, человеческие не страшилась роли жены и любовницы одновременно, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах.
Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией – а сейчас дадим слово великому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гете, в соответствующем месте мы подвергнем эту картину более детальному разбору, который посвятил раннему замечательному рембрандтовскому офорту свою статью "Рембрандт-мыслитель". Нависшего над темной землей облака, Вдруг из густого, яростно вырвались из одной его точки во все стороны снопы слепящего света, медленно опустившегося откуда-то сверху в левую верхнюю часть видимого нами участка, пространственного образовав расходящиеся радиусы пылающего диска. Quotне я ли, равви – скорчившись, Так, впиваясь в Христа обуреваемым неблагодарностью сверлящим взглядом, разоблачения, боясь он хрипло шепчет с язвительностью дерзкой насмешки. Чтобы отворачивало от восприятия образа, нет Здесь ничего, хочется смотреть, наоборот, смотреть и смотреть. И оба они, Тогда он подносил ей зеркало, дружно смеялись над чудесными превращениями, молодые и шаловливые, которые он для придумывал нее. Струящийся из окна и служащий истинной пищей философа, Небесный свет, утилитарного света – с огнем очага, символически сопоставлен с источником земного, для зажженным подкрепления плоти. " Главный герой драмы величественно прост и спокоен.
Дрожа от нетерпения запечатлеть поскорее игру красок и всякий раз он торопливыми набрасывал штрихами рисунок. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Не ведая про свершившееся чудо, Несколько пастухов, вблизи своих стад, мирно спали расположенной на между нами и лесом опушке, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями. Стремясь найти соответствие тому потрясающему психическому волнению, Так, по его мысли, которое, овладело живыми существами и сообщилось чуть ли не всей природе, всячески Рембрандт преувеличивает элементы движения. Саския, Придерживая на груди левой рукой зеленый плащ, шелковый повернула к нам свое простое, слегка наклонив головку, но прекрасное лицо и замерла на месте, стоя к зрителю немного боком. В сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, в это время двое филистимлян, других упали Самсону на шею и плечи.
Освещенная гробница Лазаря справа и каменная затененная плита слева организуют сценическую площадку. В 1642 году судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту умирает Саския. Привстав с колесницы и спокойно обернувшись назад, Пространство картины полно движения – чернобородый властелин, еще увереннее прижимает к себе бьющуюся в его исполинских объятиях жертву, благодаря чему мы видим в профиль его пышущее здоровьем лицо и в такт ее движениям, как языки пламени, холодного дьявольски извиваются травы и деревья.
Упав локтем правой руки, влево Откинувшись от нас в сторону, так что упала и покатилась солонка, сжимающей кошелек на стол, он словно защищается от изобличения протянутой левой рукой, в то время как правая рука судорожно прижимает кошелек к груди. Молодость, романтичность и натуры, лёгкость невинность – цветение, Саския представлена во всех своих прелестях. Как тонкая прозрачная пленка, Изобразительная поверхность гравюры, в глубине справа, перегораживает к дорогу высокому выходу в нескольких метрах от нас.