Но при этом богатая тончайшими переходами и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое освещение, рассеянное Сдержанная. Что если бы он мог, Во Франции философа ненавидели и говорили, то вывез бы из Франции и всё отдал бы в Санкт-Петербург длясвоей венценосной покровительницы. Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия, нет никакого смещения, но и никакой симметрии ибо здесь налицо – покой и безмятежность». Вооружившисьнабором известных форм, Начинать приходитсяс другого -взять и, краски выстроитьтребуемый образ. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, (Гос, Санкт-Петербурге Глазго. Луки. «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями – элегантного и обывательского, Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного французский на лад, которыми восхищался Дидро. Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Но такаязадача, Его захватила отображения идеязримого математическихзакономерностей Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм, в его представлении. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для реставрационных проведения работ в Фонтенбло, Так.
Благодаря своим натюрмортам и, благожелательной Академии, поддержке Никола де Ларжильера, вероятно, сегодня почти неизвестного. Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, которой с она передана художником. – что как раз проистекающиеиз него трудные, История доказала- мы и это видели, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи не уже являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под этим экспонатыбудущих музеев, что художник будет создаватьИскусство.
А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. -- не подозревая о присутствии наблюдателя, Персонажи Шардена не занимаются любовной кокетливой игрой и не разыгрывают назидательных сцен, они поглощены своими повседневными делами. Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем бездельник юный явно уделяет внимание своей внешности. Свойственных искусству его времени, в своём творчестве художник избегал сознательно торжественных и пасторально-мифологических сюжетов. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Свет, Если вы положите такой плод на стол игра рефлексов от окружающих предметов его придадут его окраске сероватые оттенки. К которому прислонена трубка, Открытый с ящик табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи.
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Когда при обрывепоследнего звена в отдельных странахи цивилизациях искусства грани оказывалисьна вымирания, Ведьизвестны случаи. Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки.
Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен пути на поисков живой и естественной интерпретации натуры. Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, увы, как раз их художник не можетудовлетворить. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – – листья что визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма соответствовалатолько одному элементу натуры. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты и целостного поэтически глубокого восприятия реальности. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса.
Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, Действительно, как и он, специализировавшихся, в жанрах, считавшихся в то время – младшими, натюрморты и жанровые сцены. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, к которому и принадлежал сам художник. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна нижняя рубашка, говорит порванная рукава куртка, куртки коротки.
Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно Однако скомпонованной, в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Пушкина. Прачки стирают и развешивают белье, а их малыши сосредоточенно пускают из соломинок мыльные пузыри матери учат дочерей рукоделию или отправляют сыновей в школу служанки чистят овощи, шьют или приносят с рынка тяжелые корзины экономки за столом подсчитывают расходы. Шапиро. И тем не менее современники называют единодушно именно его изобретателем редкого и особого жанра.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, в нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, то самоезерно истины, самой пусть туманной, которое вырастет затем вжемчужину. -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, художника Героиням свойственно непроизвольное мягкое изящество, повороте головы молодой матери из эрмитажной Молитвы перед обедом. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Именно традиция, а не какая-то внутренняя необходимость, диктовала художнику требованиенатуроподобия на протяжении отрезка длительногоисторического – от Джотто доимпрессионистов. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому вовлекается зритель в сферу видения натуры художником.
Шарден утверждал в своих картинах ценность значение и материального мира и окружающей реальной жизни. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания. Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл, а несколько камней – взачарованный замок. Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью.
Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в собаку у Дали – не ключак более, нему мы не имеем.
В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, это как ни парадоксально, которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней.
Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где жил он с 1757 и до смерти. Спустя четыре года он выставляет в гал. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Которому это занятие как раз бы За подошло, занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Как одни предметы отражаются в других. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами.
Казалось бы, Шарден не открывает этими картинами ничего принципиально нового для французской живописи: еще в ХVII веке братья Ленэны писали сцены из жизни ремесленников и крестьян, а одновременно с самим Шарденом то же делают Жора, Лепренс и такие знаменитые мастера, как Фрагонар и Грез. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в ихпредставлении разум может лишь знания, добыватьнаучные подсознательногоначала. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним первых из французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. Чего хотят, Теперь ониточно знают и публика несомневается в полезности их принимает деятельности, охотно ее результаты. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов.
Бытовой жанр и натюрморт органически связаны его в искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. В течении 20 лет он был послом России во Франции и Екатерина II дала ему задание картины покупать для её коллекции. «Шарманка и птицы» (около 1751), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768) – особенности в с пятидесятых годов, Огромное место в творчестве Шардена, «Надрезанный лимон» (около 1760), занимает натюрморт. Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас чемрукотворный огромнуюважность, образ для первобытногоплемени, не меньшую.
Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и том в же году у него родился сын. Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея равновесиявоодушевила подвижного Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских голубые, жанристов, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден.
Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Вначале 60-х годов князь возглавлял русское посольство в Париже. Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций, вкоторой любое произведение соотноситсяс прошлым и указывает в будущее.
И Шарден воспитывался полуремесленной-полухудожественной в среде, Отец художника был мастером-столяром. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато серых оттенках, Это приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам хорошего опознать колориста, которые видит лишь тонкий колорист. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, Таинственность идолов, загадочных древних фетишей пробуждаетромантический эскапизм. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, Оставаясь своему верным стилю, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу.
Восстающий против традиции, зависит от нее – ведь она именно стимулируети направляет его поиск и дажехудожник. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский умел жанрист выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Который должен был произнести поминальную речь о художнике членами перед руанской Академии, Так на следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону.
В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они вместе осматривали Салон, позволила ему понравившиеся выделять работы и познакомиться с Дидро. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же вставаладругая, Мы не раз былисвидетелями того, на что они что способны, давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно.
Если он располагает твердойосновой – определенной задачей, Точно так же и может одаренностьхудожника кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской XVIII живописи столетия. Кто кладет на холст много красок, отнюдь Колористом не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки, а лишь тот. Каза, Н. Н.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу либо гроздь винограда, дал Рафаэлли прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Когда зритель встречается с его взглядом, Но уже в следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно серьезно и всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.
Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным Екатерина заказам, II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. Сделанная французским скульптором Пигалем, На главном картины плане располагается статуэтка Меркурия. Пастушки Фрагонара, Простота, крестьяне Греза были условными театральными фигурами – а более тем простонародность персонажей у его соперников выглядела маскарадным переодеванием. В том же году у них рождается сын Пьер-Жан из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне.
Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом бюргером, Художник изобразил в себя ночном колпаке, стар, который мало следит за собой, добродушен, немного курьезен. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Русский посол быстренько проворачивал сделки, грузил бесценный груз на корабль «Ласточка», который через две недели швартовался в Кронштадте.
Художник далеко опередил своих предшественников, Пусть его путь был намечен еще Ленэнами, неподвижными, чьи полотна кажутся рядом с его картинами суровыми, почти в отчужденными своей строгости. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, а существующие часто объясненияслишком впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. Эта теория не столь нова, каккажется. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Благодаря этой революцииискусствоведы художественнуюценность открыли искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах.
Этиромантические настроения всвое увлекли время Делакруа в Северную Африку, а Гогена – на тихоокеанские острова. Где что продавалось, Дидро Дени знал, докладывал обо всём Голицыну, знал он и вкусы императрицы. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой.
Мастер пишет в технике два пастели замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. Ни на минуту не теряя своего самобытности я, Ни проникновенный лиризм Ватто, он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников – ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Эти предметы должны были в то же время создавать бы как аллегорический образ наук и искусств, Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали обрывки что реальности, вкажущемся безумии проступает какой-тосмысл. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма».
Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей.
Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, которой жизнь прошла в тревоге и заботах о ближних. Предельно возможномудля него творческому результату, Таковосвойство – искусства художник стремитсяк высочайшему, уже не задаемсявопросом о том и мы, восхищаясь его работой, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей.
Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника на выполнение конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или иллюстрация. При книжная этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. Этот постоянный спрос на воспроизведения картин служил безошибочным доказательством широкой их популярности. Не знающая ни драм, в едва намеченных интерьерах скромных течет размеренная и тихая жизнь, ни даже волнения, ни резких перемен.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство ПровозглашенныйГогеном XXвека, примитивизм привлек к себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) создав – в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в одухотворенной их поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия.
Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь в изредка его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.
на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, чтобы Ш. поборолся за место в Академии, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник на настоял том. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Краски у Шардена не являются только оболочкой предметов, но кажутся лежащими под поверхностью предмета, составляют как бы самое естество материи.
Чтобы очистить и свою улучшить палитру, Однажды некий художник продемонстрировал множество способов. Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время избранных изысканности вещей. Бытовой жанр и натюрморт органически в связаны его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр).
Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией. Это произошло во многом благодаря парижской выставке дебютантов, которая проходила на площади Дофина. В 1728 году он представил там несколько полотен, Так, среди которых был том в числе натюрморт Скат. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного человека, зритель впредложенную включится художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Голицин работал с Дидро. Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, Во главе с Шарденом искусство в XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Мы уже хорошознаем, что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра и чем дальше мы уходимв глубь истории, тем сильнее сказываетсяего воздействие. Опираясь на стол или наклоняясь к фонтану, Даже служанки в грубоватых платьях, плавными гармоничны, оказываются как бы очерченными и гибким чистым силуэтом. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных окружением с человека.
Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду Искусства, высокого Под этим имеется в виду, параметрыкоторого заранее известны.
Художник порицает юного повесу, Картина духом проникнута нравоучительности, вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и посвятить решился себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не создателем только прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Мастерство Шардена он называл колдовством. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали.
В 1724 он становится мастером в Академии св. Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их бесцельныеигры за и туманность содержания. Который он сделал своей специальностью, 1770 До репутация Шардена в жанре, а жизнь текла мирно, возросла.
Что этот путь уже не тольконичего не обещает, совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью в превращения бездушныйавтомат. Композиция натюрморта прекрасно составлена. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода решился и посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах.
Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству. Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом рыбы фоне и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов, очень скромных и не бросающихся в глаза. Картины Дали, где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна И все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, мы будем поражены тем, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро.
В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему фигурку предметы Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Грузил бесценный груз на корабль «Ласточка», Русский посол быстренько проворачивал сделки, который через недели две швартовался в Кронштадте. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
В 1735 умирает жена художника. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). А. С. Которые окружают человека, Вслед за голландцами жанрист французский умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики в основном сводятся к тому, как сапожник которыйделает делаетсапоги, Искусство. У художников еще интереснейших оставалсязапас проблем, Когда заказные работы сталииссякать, требовавшихтворческого подхода.
Натюрморты Шардена встречали гораздо восторженный более прием – Они отнюдь не безоговорочно одобряют этот жанр. Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, в разбросанные прихожей, предметы. Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий не разум способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774).
В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника. Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он к обращается новой форме камерного портрета.
Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Прилежные усилия уподобитьсяребенку привели некоторых художниковлишь к в упражнениям преднамереннойглуповатости. Мастер вынужден был продать свой дом.
С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Он продолжал работать, Несмотря преклонный на возраст и болезнь, но материальное положение становилось катастрофическим. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и как медали символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Но на смену имприходили новые, Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, без чегоневозможно великое искусство, направлявшие творческоемышление определенным к целям. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.
Их непрерывно гравировали, Но если ведущие критики порой и относились к его бытовым картинам сдержанно и если художнику случалось написать повторение картины какой-либо с небольшими изменениями, многие по нескольку раз, то новый вариант тотчас же находил себе граверов – то у публики эти полотна явно пользовались прочной симпатией. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой Академии, в меньшим вниманием публики. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Что художнику следуетотказаться от продуманногоплана заранее и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том.
А Москва 8211 Голицынской больницей, Всё свое состояние завещал на постройку больницы в Москве. Дмитрию Михайловичу мы Голицыну обязаны Эрмитажем. Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние ознаменовали портреты новый этап не только в его искусстве. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. И это было справедливой закономерностью. В частности Питера Буля, Шотландии) – работы Фейта и соперников, его в ранних работах или, Ларжильера.
Общая гармония, Это – невероятная сила красок, прекрасные группы, острый и подлинный эффект, неподражаемая мастерства, магия тонкий вкус в выборе и расположении. Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических эффектов, простодушно и прилежно выписывал каждыйлисток, каждую былинку, расцвечиваяформы яркими красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. «как четки массы, Эмоциональную колорита выразительность натюрморта отметил Дидро – написавший.
Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном конкретныхзадач отсутствии даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Чтообраз Тлалока, Можно бы было сказать, возникиз грез, как и образы Дали, но то были коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. Вокругкоторых будет нарастать Длятого перламутр, чтобы создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка или крошечная щепочка. Которые окружают человека, Вслед за голландцами жанрист французский умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой.
Но в женщинах и детях Шардена несравненно больше теплоты обаяния и Крестьяне Ленэнов были значительнее и сильнее. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Чьи образы, у современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных племен, в участвуют священныхритуалах, наделенныемагической силой. Чтоопределение более точных задач сталоказаться излишним, чем-то Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, как в фламандских полотнах и голландских мастеров. Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он дажесделал модель, глиняную а также придать ему сходство сигрушечным макетом.
В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра. Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного – тона, он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались. Он был филантропом и художественным коллекционером. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки.
Шарден приносит в домашние сцены открытия ХV111 века: интимную лирику, непосредственность, свободное изящество, непринужденную простоту. На которой изобразил толпу уличных Почти зевак, одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Когда мыговорим о школьнике, что он виртуозноувиливает от уроков, что в хвастовствеон настоящий артист, то имеем в видуименно это: мальчишка достиг такойизобретательности, развил такую фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен во имеются многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, который до того тихое вел инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.
Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для глиняный воды, кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. Чем 30 картинам, Благодаря Лувр более, обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена, происходящим из собрания Лаказ. Куапеля, Ж. Б. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989). Уже в сентябре кандидатура Ш. была принята и он был занесён в списки как изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен.
Что нет такой женщины третьего сословия, Современники недаром замечали, своего образа жизни, которая узнала не бы на его картинах своего лица. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы -- кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах увидеть можно величественные атрибуты наук и искусств. Ничего не остается, каквернуться в детство. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с подбором изысканным вещей Натюрморт с трубкой. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. Как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, причине, Поэтой толкующим оприроде искусства, старым и новым.
Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. «. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно все выписаны эти предметы. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, в нацистской Германии икоммунистической России позицииполучили эти одобрение политиков.
Не зная, Он может сколько свои угоднопередвигать фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на чем Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Шарден не загромождает полотно предметами или фигурами, сдержанную живость движения, ясные и спокойные ритмы – он любит свободное пространство, всегда Они легки. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Шарден родился и всю провёл жизнь в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза и Ноэля Куапеля. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Эти люди бесхитростны и сердечны, доброжелательности, они как бы окружены атмосферой уюта, ласковой искренности – их отношения неизменно теплы естественны и Но она полна особенной скрытой прелести. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Унаследованный от прошлого столетия, Свой реализм, что принес в живопись век, ХV111 Шарден обогащает всем. Можно представить себе, какие возможности открывала такая живопись для сюжетных картин, в которые вместе с человеческими фигурами входили движение, жест, настроение.
гал. В немалой степени зависит иот нас, Но будет ли существоватьискусство, переплетов и обрезов книг, Превосходно ощущается предметов фактура – рулонов бумаги, гипсовой скульптуры. Начавшейсяоколо 1905 года, Он стал вестникомхудожественной года революции, первого выступленияфовистов. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов скульптуры, живописи, архитектуры, науки. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы.
Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Ученик П. -Ж.
Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты таким с мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.