В 1876 году один изюмористических еженедельников писалследующее: изображавшаяжелезнодорожный вокзал в Париже, потряслакритиков своей совершенной дерзостью. В ней передано реальное «впечатление»от сцены из повседневной жизни. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Что ирасцвет живописи импрессионистов. Камера помогала прелестьслучайной открывать позы и неожиданного углазрения, Усовершенствованиепереносной камеры и появление моментальныхснимков приходятся на те же годы. При такойскачке мы просто не в состоянии четыре увидетьвсе ноги в каждый отдельно взятыймомент. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Которому это занятие как раз бы подошло, За юноши занятием пытливо наблюдает маленький ребенок.
Кроме своих ощущений, подсказывавших, Художник не должен былсчитаться ни с чем, возможно, что писать и писать. Оглядываясь как назад, покажетсяменее удивительным, что взгляды молодыххудожников встречали сопротивление, нежели то, что они вскоре были принятыобществом как нечто, само собойразумеющееся. Всего за четырнадцатьлет до появления литографии Манеанглийский художник Уильям Пауэлл Фрит (1819-1909) написал картину Она былаочень популярна в викторианские временаблагодаря диккенсовскому юмору, скоторым художник показал различныетипажи и возникавшие во время скачекситуации. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения.
Мы помним, что с подобнойнеудачей художники уже сталкивалисьпрежде, в XV веке, когда они впервыеоткрыли, как нужно отображать натуру. Мы помним, что подлинный триумфправдоподобия и перспективы привел ктому, что фигуры в картинах стали казатьсяжесткими и деревянными и лишь генийЛеонардо преодолел эту трудность, погрузив формы в глубокие тени – этотприем был назван «сфумато» Импрессионистыоткрыли, что глубокие тени, те самые, которые Леонардо использовал для лепкиформ исчезают при солнечном свете и наоткрытом воздухе и потому отбросилиэтот традиционный метод. Как одни предметы отражаются в других. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». С ее помощьюони всегда могли указать на явнуюнеспособность публики признать новыеметоды – Художественнаякритика страдала и от потери престижа, который уже никогда не смогла всех вернуть. Для новаторов в искусстве борьбаимпрессионистов превратилась в легенду, хранимую как сокровище. Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Интересную конфигурацию красоки форм, Гдебы он ни обнаружил красивое сочетаниетонов, он мог поставить мольберт ипопытаться перенести на холст своивпечатления, увлекательную и веселую мешанинусолнечного света окрашенных и цветомтеней. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они вместе осматривали Салон, ему позволила выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Чем у Франса Халса колдовалнад фигурами своих венецианских гребцовс помощью нескольких пятнышек цвета, Яркое написано платьеженщины свободными мазками, еще более смелыми. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, том в же году у них рождается сын Пьер-Жан. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Все старые пугала, вроде«достойных сюжетов», «уравновешеннойкомпозиции» и «правильного рисунка», были похоронены. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника омрачено было отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом этих варианты полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял.
Как Дегаили Роден, Так же, сколькоигра утонченных форм, он не был импрессионистом встрогом значении его слова интересовалине столько эффекты света и цвета. Он тоже наблюдаетза поведением веселой толпы, он такжеочарован красотой празднества. Обожавшей сентиментальныесюжеты, с его парижскимихудожниками объединяло презрениек вкусам толпы. Куапеля, Ж. Б. Красота изящных форм каждого предмета в подчеркнута полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. В 1735 умирает жена художника.
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его как искусстве аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде, художника Отец был мастером-столяром. Что и окончательнаяпобеда программы импрессионистов, в определенном смысле этотпечально известный провал публики икритики является же столь поучительнымдля истории искусства. Странно, как много общего было у оппонентов этогонесчастного судебного процесса.
Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. Как раз этотэффект и изучал Мане. Одновременнопортрет явился демонстрацией новогометода, защитником которой был Моне. Идея Моне, что любая картина с изображениемприроды должна быть обязательно закончена«на месте» не только повлекла за собойизменение привычек и пренебрежениеудобствами, но и потребовала возникновенияновых технических методов. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. Уравновешенные композиции в натюрмортах он из составляет кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
В обеих картинах поэтически красота передана простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Старые кастрюли, Для своих композиций выбирал Шарден самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Что молодые художники-новаторыне только далеки от отрицания искусстварисования, доказал Он академическомумиру, решить которые может лишьнепревзойденный мастер рисунка, но и ставят перед собойзадачи. Если бы не два союзника, которые помогли людям века XIX увидетьмир другими глазами, Возможно, эта победа не оказалась бы столь быстройи столь полной. Пушкина. Вроде«достойных сюжетов», Все старые пугала, «уравновешеннойкомпозиции» и «правильного рисунка», были похоронены. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720.
Он предпочиталоставлять что-то воображению зрителя. Иногда он даже оставлял поверхностькамня частично Подобно необработанной им, что фигура появляется иобретает форму на глазах у зрителя. Обычной публике это казалось раздражающейэксцентричностью, создаваявпечатление, если не откровеннойленью. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Вот таким образом-то они и думали, чтохудожники – сумасшедшие. Каза, Н. Н.
Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о ведя предметах, неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Сидевшие перед фотографом, Вот таким образомлюди, чтобыоставаться неподвижными, должныбыли на что-нибудь опираться, сохраняя приэтом осанку, прямую в течение довольнодолгого времени. Это изображение скачек.
Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин и овощи, лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Как сам Мане добился определенногопризнания публики своими портретами ифигурными композициями, Даже послетого, окружавшим его, стоилоневероятного молодымпейзажистам, труда показать своинетрадиционные картины в Салоне. Когда XIX векподошел к своему концу, обе точки зрениябыли оценены по достоинству. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все же та иллюзия ибо здесь налицо – покой и безмятежность», но и никакой симметрии. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо разлито оно повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена.
Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, Действительно, как и он, специализировавшихся, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты жанровые и сцены. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Как Мане при изображенииформ стремится избежать воздействиясвоих собственных знаний о литографии предмете. На ни одна из лошадей неизображена с четырьмя ногами, Этот пример яснее другихпоказывает.
Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Не можем мы видеть и деталейфигур зрителей. В результате, когдамы останавливаемся перед какой-нибудьиз его картин, она кажется нам болеереальной, чем живопись старых мастеров. У нас возникает иллюзия, что мы в самомделе стоим лицом к лицу с этой группойна балконе и что перед нами не плоскостьхолста, а обладающее подлинной глубинойпространство.
Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными рельефно мазками выписаны все эти предметы. Интересно читатьотклики в прессе о первых выставкахимпрессионистов. Заменяя лирическое повествование о человеке сословия третьего более глубоким обобщением, Он обращается к новой форме камерного портрета. Они осознавали, что человеческий глаз – это замечательныйинструмент. В самомначале это изобретение использовалосьв основном для портретов.
Перемены произвели одинаковосильное впечатление и на художников ина критиков. Надеялся привитьсоотечественникам более глубокоепонимание красоты, Но если Рёскин, старший по возрасту, то Уистлерстал ведущей фигурой так называемого«Эстетического движения» движения, которое пыталось доказать, обращаясь к ихнравственности и добродетели, чтохудожественное чувство единственнаявещь – в этой жизни, заслуживающаясерьезного отношения. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности, традиции продолжил голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в. В 1724 он становится мастером в Академии св.
«как четки массы, Эмоциональную колорита выразительность натюрморта отметил Дидро – написавший. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. На которой изобразил толпу уличных Почти зевак, одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Отдаваяпредпочтение строгой традиционнойманере искусства Японскиеценители были невысокогомнения об этой дешевой продукции. Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, что он предложил молодому выставить художнику свои произведения в стенах академии. Этигравюры нередко использовались какоберточная бумага, Когда в середине XIX века Япониябыла вынуждена вступить в торговыеотношения с Европой и Америкой их можно былодешево купить в чайных магазинах. Художники Мане круга были одними изпервых, для заполнения пустотв ящиках для упаковки, кто оценил их красоту и началэнергично коллекционировать.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». В придании правдивости сценам велика роль интерьера. С какойимпрессионисты смотрели на окружавшийих Он пейзаж, смотрел на них с тойбесстрастной объективностью. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного поэтически и глубокого восприятия реальности.
В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Вбалеринах его не интересовало очарованиехорошеньких девушек. Который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти писал Шардена Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону. Неужели я теряю ноги, глаза и нос, превращаясь в бесформенныйшарик. ». Критики, прежде осмеивавшиехудожников, поняли, как они ошибались. Если бы они приобретали эти холсты, вместо того чтобы потешаться над ними, то теперь бы разбогатели.
Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями живописи французской XVIII столетия. Его не заботилоих настроение. Царящих в сцене, свидетелем которой был художник, запечатлевший лишь то, Онана мгновение переносит нас в атмосферусуматохи и возбуждения, видел что в этототдельный момент и за что мог поручиться. А повествование о человеке своей среды, Шардена не увлекает раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей.
Заботясьне столько о Он деталях, должен наносить их прямо нахолст быстрыми мазками, сколько об общемвпечатлении. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Нанеся удар художникам, Фотография в XIX веке должна былавзять на себя эту функцию изобразительногоискусства, как и запрет на протестантскойцеркви алтарные образы, такойже серьезный.
Одна из причин этогопоразительного эффекта – смелый цветперил балкона. гал. В картинах Дега нет сюжета.
Шарден родился и всю жизнь провёл парижском в квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза и Ноэля Куапеля. Благодаря своим натюрмортам и, Академии, благожелательной поддержке Никола де Ларжильера, вероятно, почти сегодня неизвестного. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. А. С. Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, между улицей де ля Сен, где он родился, улицами Прансес и дю Фур, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо проведения для реставрационных работ в Фонтенбло, Так. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Куапелю Помогая исполнять аксессуары в его картинах.
Что действительно имелодля него значение, То, – это игра света итени на человеческих формах тел и то, каким образом он мог передать движениеили пространство. Что эти перила резко плоскости выдвигаютсяиз картины, в результатекажется, а сама сценаотступает на задний план. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, Карлсруэ, Глазго, Санкт-Петербурге (Гос. Противопоставивших искренний и простой о рассказ натуре придворной парадной живописи рококо, Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров.
В этом смысле литографияМане гораздо более «правдива», чемкартина викторианского юмориста. Теперьживопись могла не делать того, чтомеханическое устройство исполнялолучше и дешевле. Кто могпротивостоять преходящей природе вещейи сохранить для потомков облик Художник любогопредмета, являлся тем. Ученик П. -Ж.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и предметов тех домашнего обихода. По этому поводу Рёскинписал: «Я никогда не слышал, чтосамодовольный скоморох может запроситьдве сотни гиней за то, что он швырнулгоршок с красками в лицо публике». Уистлер подал на него в суд за клевету, и этот случай вновь обнаружил глубокоерасхождение во взглядах публики ихудожника. На это художникответил: «Нет, я прошу за знания целойжизни». Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.
Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Как их произведенияпопадали в государственные коллекциии становились предметом вожделения богатыхлюдей, Им свидетелями удалосьстать того. «Натура»или «мотив» меняются каждую минуту, когда проплывающее облако закрываетсолнце или ветер покрывает рябьюотражения на водной глади. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). Обаони испытывали глубокое разочарованиев окружавшей их действительности, уродливой и убогой. Развитие фотографиидолжно было обязательно подтолкнутьхудожников дальше двигаться по путиисследования и эксперимента, Более того. В 1731 году Шарден женился на Маргерит Франсуазе Сентар и в том же году у него родился сын. Тогда как на ее губахи подбородке играет солнце, Лишь головынескольких фигур на первом планеизображены с определенной детализацией, но и они написаны в манере раскованнойи чуждой полностью каких-либо условностей. Глаза и лоб сидящей дамы оставленыхудожником в тени.
Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, белые зеленые, цвета придают неброскость колориту. Где встречаются или расстаютсялюди он зачарован эффектом света, льющегося через стеклянную крышу наклубы пара, Моне неинтересует железнодорожная станциякак формами место, паровозов и вагонов, возникающих из сумятицы. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно выигрышно и скомпонованной, Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, прекрасные группы, острый и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус выборе в и расположении.
Однако нужно знать, как смотретьна такие картины. Мане пытается вызвать в света, насвпечатление Давлишь намек на возникающие из беспорядкаформы, скорости и движения. Лошади несутся на нас на полном скаку, трибуны заполнены толпой возбужденныхзрителей. Прозвище прижилось. Его насмешливый подтекст вскоре забылся, также как забыты сегодня уничижительныезначения терминов «готика», «барокко»или «маньеризм». И нам труднопонять сейчас, Стех пор прошел целый век, что откровенная эскизностьне имеет ничего общего с небрежностью, а, почему эти картинывызывали бурю негодования и насмешек. Нам ясно, напротив, является результатомвеличайшей художественной мудрости. Если бы изображал Ренуар каждую деталь, картина выглядела бы скучной ибезжизненной. Но и одним из новой родоначальников портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей.
Включая орденский крест Святого Михаила на и ленте медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Атласный домашний халат и нескладно сидящий не чепец умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Спустя четыре года он выставляет в гал.
музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. До изобретенияфотографии почти уважающий каждый себячеловек позировал портретисту по меньшеймере раз в жизни. Какуюборьбу и лишения пришлось выдержатьхудожникам Горько прежде, сознавать, чем импрессионизмодержал полную победу. Он стоял на том, что главным дляживописи был не сюжет, но способ «перевода»его на язык цвета и формы. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на поисков пути живой и естественной интерпретации натуры. К немуобращались, чтобы запечатлеть обликзнатной персоны или вид загородногодома.
Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Уистлер принимал участиев первой битве нового движения вместес Мане он выставлялся в «Салонеотверженных» в 1863 году и разделялвосхищение своих коллег-художниковяпонскими гравюрами. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Например, Хокусай (1760 – 1849) изобразил гору Фудзи, как быслучайно возникающую за строительнымилесами ееголова опущена, а левая рука сжимаетлодыжку. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный.
Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и каждый натюрморт Шардена почувствовать заставляет его особый дар в ощущении предметности мира. Ванлоо Шарден был и замечен приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило обычай в в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи.
Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера тех и предметов домашнего обихода. Так же, какимпрессионисты, Роден презирал внешнююзаконченность. Люди, впервые попадавшиена выставку импрессионистов, непременноутыкались носами в картины и не виделиничего, кроме мешанины случайных мазковкисти. Тональныепереходы и цвета Моне уравновесил стольже обдуманно, как это делал любойпейзажист прошлого. Как выглядитдронт, Мы узнали не бы, если бы голландский художникXVII века не потрудился запечатлеть птицунезадолго до полного исчезновения этоговида. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот пес и как в полотнах фламандских и голландских мастеров.
Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Но если Рёскин, старший по возрасту, надеялся привитьсоотечественникам более глубокоепонимание красоты, обращаясь к ихнравственности и добродетели, то Уистлерстал ведущей фигурой так называемого«Эстетического движения» движения, которое пыталось доказать, чтохудожественное чувство – единственнаявещь в этой жизни, заслуживающаясерьезного отношения. Луки.
Мы не должны забывать, что в прошлом искусство живописи ряду служилоцелому утилитарных задач. Их доводы были теми же, что преждевыдвигались против Тинторетто. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе горожан, простых к которому принадлежал и сам художник. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Среди других работтам находилась картина Моне, обозначеннаяв каталоге как (по-французски- impression), -изображение бухты, виднеющейсясквозь пелену утреннего тумана. Одна из самыхзнаменитых картин Уистлера и, возможно, одна из самых популярных картин, когдалибо созданных, – портрет его матери запросив по200 гиней за каждый. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Нет времени, чтобы подбирать и смешивать краски, накладывая их одна на другую поверхкоричневого грунта, у художника, сохраняющего надежду уловить данного характерныйдля момента вид, как то делали старыемастера.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Однако нетничего случайного в этом запечатленномкистью художника свидетельстве. Именновот таким образом в 1874 году объединились они иорганизовали свою собственную выставкув студии фотографа.
Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Он хочетвызвать ощущение веселой путаницы яркихкрасок и изучить – как в суматохе скользят кружащейсятолпы лучики солнечного света. Даже в сравнении с исполненной Манелодкой Клода Моне картина выглядитэскизной и незаконченной, Но егоглавный интерес лежит в другом. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, только и с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Новые теориизатронули не только трактовку цвета наоткрытом воздухе (plein air), они коснулисьи вопроса об изображении форм в движении. Одна из работ Мане исполненная втехнике литографии изобретенной вначале XIX века и позволяющей воспроизводитьрисунок, сделанный на специальном камне, с первого взгляда кажется беспорядочнымикаракулями. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Не испорченнуюакадемическими правилами и клише. Японские гравюры помогли французскимхудожникам увидеть, в них ониобнаружили традицию, много как незамечаемых ими европейских условностейпо-прежнему сохраняется в их искусстве. Японцы умели наслаждаться каждымнеожиданным и нешаблонным проявлениемокружающего мира. стремилсяуловить настроение легкого беззаботногосуществования. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную века чуткость Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах.
Одним из этихсоюзников была фотография. Столкнувшисьс такими картинами, как на где один из старейшихи самых последовательных защитниковдвижения, Камиль Писсарро (1830 – 1903), передал «впечатление» от парижскогобульвара в солнечную погоду, этиоскорбленные люди могли бы задатьсявопросом: «Неужели я так выгляжу, когдаиду по бульвару. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр).
Как раз эта незаконченность, эта небрежная явно приблизительностьприводили критиков в ярость. В особенностиМоне и Ренуару, к счастью, некоторым из этих мятежников, чтобы насладитьсяплодами победы и стать знаменитыми ипочитаемыми всей во Европе, суждено было прожитьдостаточно долго. округлыеформы порой и в самом деле выглядятплоскими цветными пятнами. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености».
В частности Питера Буля, Шотландии) – работы Фейта и его соперников, в работах, ранних или, Ларжильера. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов.
Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, уравновешенности в построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. Которую так любили голландцы, Достоинство этих не картин в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. Однажды некий художник продемонстрировал множество способов, чтобы очистить и улучшить свою палитру. Свойственных искусству его времени, в своём творчестве художник сознательно торжественных избегал и пасторально-мифологических сюжетов.
Добиться этого чуда и передатьчеловеку, смотрящему на картину, реальныйзрительный опыт художника и было истиннойзадачей импрессионистов. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. В ту порупроцесс фотографирования требовалочень длительной экспозиции. Чем 30 картинам, более, Благодаря Лувр обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена, происходящим из собрания Лаказ. Неспешновглядываясь в веселое разнообразиезапечатленных в сценок, них Произведениями такого родахорошо любоваться на досуге.
Стоит лишь дать ему намек, и воображение зрителя построит цельнуюформу. Увозя с собойновые открытия и новое отношение как кхудожнику к бунтарю противпредрассудков и условностей буржуазногомира, Оставивбез внимания эти несущественныетребования и воплотив собственноепонимание божественного акта Творения Мастераиз всех уголков мира знакомились симпрессионизмом в Париже. Сразу же был поднят вопросо «законченности» и на перекрестномдопросе Уистлера спросили, действительноли он просит такую невероятную суммуза «двухдневную работу». Посуда на столе, Кистью натюрморта мастера выписаны овощи, разбросанные в прихожей, предметы.
Как должен выглядеть человек, становилось препятствием для их жесобственных представлений о том и вновь именно знание зрителейтого, чтомы видим самом на деле. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав многие III, представители блестящей европейской аристократии. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике превосходный как мастер натюрморта.
Что эти художникине обладали глубокими иполагали, знаниями Тем самымон хотел подчеркнуть, чтобыназываться картиной, что фиксации моментальноговпечатления было достаточно. Написанные ярко-зеленым, они своими линиями пересекают считаясь композицию, не с традиционными правиламиколористической гармонии. Который он сделал своей специальностью, До 1770 репутация в Шардена жанре, а жизнь текла мирно, возросла. В картине Ренуара естьнечто от них обоих. Если они хотели сделатьодолжение и помочь художнику-другу. Вот таким образом художники были вынуждены всечаще обращаться к изучению тех областей, где фотография не могла заменить их. Фактически, Теперь люди редкоподвергали себя суровому этому испытаниюи то лишь, чем оно стало, современное искусство нестало бы тем, без воздействияэтого изобретения. Спустя некоторое времягруппа друзей сама приняла название«импрессионисты», под которым ониизвестны и поныне. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Что все должно и бытьаккуратным отполированным, Для ниххудожественное совершенство по-прежнемузаключалось в том.
Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Одухотворенный его чувством, этому Благодаря зритель вовлекается в сферу видения натуры художником. Составляющие гордость европейских и музеев, американских Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). Мы можем знать, чтопредставляют собой эти формы, но неможем их видеть. Жены художника раскрыт женщины, характер в образе Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. «.
Одним из самых влиятельных апостоловэтого движения за пределами Франциибыл американец Джеймс Эббот МакнейлУистлер (1834 – 1903). Размывая очертаниясильнее, Теперь следующий онисделали шаг, чем кто-либо из художниковпредшествующих поколений. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со безмолвными своими созданиями – элегантного и обывательского, Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро. В которой замечательнаясмелость сочеталась замысла с совершенствомтехнического мастерства, гравюрына дереве.
И на перекрестномдопросе Уистлера спросили, Сразу был же поднят вопросо «законченности», действительноли он просит такую невероятную суммуза «двухдневную работу».