Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена. Данная презентация знакомит нас с произведениями великого французского живописца Жана Батиста Симеона Шардена. Ранним работам Шардена свойственны декоративная8230 Художественная энциклопедия Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2. 11. 1699, Париж, 6. 12. 1779, там же), французский живописец.
Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе горожан, простых к которому принадлежал и сам художник. Художник порицает юного повесу, Картина проникнута духом вместо нравоучительности, того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Господствовавшие в маленькой буржуазной семье, были Отношения идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений, где все полны забот друг о друге. Играющих детей, Большинство картин этих изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин. Пока высохнут краски и можно работать снова над новым полотном, в Шардена ухудшилось зрение и пришли грустные мысли о конце життя. В него не было времени долго ждать. Эта аллегория пользовалась популярностью еще в XVII веке вроде бы у Шардена старая была голландская гравюра с тем же сюжетом.
Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Наброски, вкоторых художник отводил душу (илл. 307), несут на себе тем не менее печатьвека пейзажных парков. В отличиеот Рейнолдса, Гейнсборо, не увлекался инвенциями. Уроженец сельской местности Суффолка, он обладал природным даром живописцаи даже не испытывал потребностиотправиться в Италию для старыми ознакомлениясо мастерами.
Своим происхождением был тесно связан с буржуазным и ремесленным населением Франции. Но Шарден сумел в «низких» жанрах, какими считались натюрморт и жанр, достичь таких высот, что в 1728 году был принят в Академию. И снова из Вашингтонской национальной галереи, возникшей на деньги Эндрю Меллона. Как часто в картинахизображалась одна и та же Если тема, мысовершим прогулку по музеям и галереям, то вскоре обнаружим. Наммогут нравиться или не нравитьсядостигнутые результаты, но фактомостается то, что на протяжении последующихста с лишним лет многие художники, большие и малые, видели свою задачу вточно таких же исторических «исследованиях», которые должны были помочь людям воочиюпредставить решающие моменты. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр).
Конечноже, Большинствопроизведений старой живописи, было написано на религиозные в сюжеты, заимствованные Библии или в легендахо святых. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для реставрационных проведения работ в Фонтенбло, Так. Шарден открыл многообразие вещей и красоту обыденного.
Одухотворенный его чувством, этому Благодаря зритель вовлекается в сферу видения натуры художником. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Что считается нынче первым, Тот, был показан на парижском Салоне в 1741 году под 171Сын названием мсье Ле Нуара из Лондонской национальной галереи, забавляющийся постройкой карточного домика187 (сын мебельщика Ле Нуара, друга Шардена, судя по всему, служил моделью не только для известных 171Карточных домиков187, но и для схожих по композиции либо по созерцательному настроению 171Мыльных пузырей187 или 171Юных художников187, также существующих в нескольких вариантах). Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. В эпоху Просвещениялюди начали задумываться о стиле истилях. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Но лишь в XVIII веке академиивзяли на себя задачу обучения студентовискусству. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Первое из этих измененийкасается отношения художника к тому, что называется «стилем». Тесно связанной между собой группе людей Художник семье, стремится дать представление о небольшой. Расположенного в центре комнаты наиболее и ярко освещенного, Шарден строит все действие вокруг стола. С помощью которых делались теили иные вещи эти приемы и методыиспользовались, прежние в временапод стилем эпохи понимали просто приемыи методы, поскольку люди считалиих наилучшими для достижения некихжелаемых результатов.
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Тот, что считается нынче первым из Лондонской национальной галереи, был показан на парижском Салоне в 1741 году под названием 171Сын мсье Ле Нуара, забавляющийся постройкой карточного домика187 (сын мебельщика Ле Нуара, друга Шардена, судя по всему, служил моделью не только для известных 171Карточных домиков187, но и для схожих по композиции либо по созерцательному настроению 171Мыльных пузырей187 или 171Юных художников187, также существующих в нескольких вариантах). Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. А старцу было удобно и он не так мерз. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами, почти Шарден не писал портреты. Нетерпеливыемазки вызывают в памяти живопись ФрансаХалса ненаходилось, Быстрые, вот таким образом большинстве в своемони остались в эскизах.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. И их обликпоразительно отличался от классическихрисунков, Теперь же дотошными путешественникамибыли открыты и запечатлены в гравюрахафинские храмы Перикла, эпохи помещенных в книге и что городВашингтон с его общественными зданиямибыл задуман и осуществлен в классическихформах греческой архитектуры. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и Конечно, каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Открытая дверь словно ожидает мальчика. Сначала в Париже, Чтобы исправить ситуацию, академии, начали устраивать ежегодныевыставки произведений своих членов. Сейчас даже трудно представить, а затем вЛондоне, наскольковажным было это нововведение, посколькумы уже давно что привыкли, художники искульпторы в основном создают работыдля отправки на выставку, чтобы привлечьвнимание художественной критики и найтипокупателя. Благодаря своим натюрмортам и, Академии, поддержке благожелательной Никола де Ларжильера, вероятно, сегодня почти неизвестного.
Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Портрет Гейнсборообладает не меньшим обаянием, хотя и в этоммашинальном движении нет ничегозанимательного, сжимающей в объятиях своегочетвероногого друга, чем образдевочки. Доставшиеся 171музеям мира187 в ходе распродаж в начале 1930-х, в серии 171Шедевры музеев мира187 где эрмитажная публика имеет возможность видеть главным бывшие образом эрмитажные шедевры, показывают еще один бывший эрмитажный шедевр.
Кто хотел отличаться от из других. Одним самых известных представителейэтих просвещенных английских джентльменов, проводивших время в размышлениях остиле и правилах вкуса, Средиискушенных знатоков встречались итакие, что былобы тривиально построить усадьбу вСтробери Хилл в стиле классическихпалладианских вилл, был Орас Уолпол, сын первого премьер-министра Англии. Именно Уолпол пришел к мысли. В особенности характерный метод наложения красок, Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, образуя подобие мозаики, когда цветовые кладутся пятна рядом друг с другом или в несколько слоев. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же году них у рождается сын Пьер-Жан. Попытка напомнить одраматическом конфликте между королеми представителями народа, с Вслучае Копли, конечно же, не была просто работой бесстрастноголюбителя старины. 187. Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна нижняя рубашка, говорит куртка, порванная рукава куртки коротки. А. С.
Чтостремились к идеалам разумногомироустройства, в XVIII векеанглийские общественные институты, английские вкусы и моды для становятсяэталоном тех европейцев. На которой изобразил толпу уличных зевак, Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, вокруг стоящих раненого. Он делалто, Короче, которомупредстояло воссоздать подобную сценудля исторического фильма или что пьесы, сегодня сделал бы любойдобросовестный продюсер. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих имеются полотен во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял.
Именнона этой почве возникли серьезныепроблемы: особое почтение, с которым вакадемиях относились к искусствумастеров прошлого, скорее побуждалозаказчиков к приобретению работ старыхмастеров, нежели рождало в них желаниезаказывать картины современнымхудожникам. Мы легко обнаружим впортрете мисс Хаверфилд ту свежесть, которой отличалась манера Гейнсбороот живописи сглаженной Рейнолдса, Однако памятуя о тогдашнихразногласиях. Котораявызвала настоящую сенсацию во времяпервого показа в 1785 году, Это былимифы Древней Греции с их историями олюбовных приключениях и ссорах боговили героические легенды римской из представленаодна из его больших картин. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной, в Однако отличие от барочных натюрмортов этих северных художников.
Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Он первым поднял новые для французского искусства XVIII века темы семьи, материнства, домашнего труда. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Которые пишет Шарден, Поверхность и предметов, отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов, кажется одновременно и поглощающей. Что речь шла о чем-то гораздобольшем, Однако всвете последующих событий становитсяочевидным, котороепобуждает людей выбирать стиль своихдомов так же, а именно -об одном из первыхпроявлений того самосознания, выбирают как обои.
На тисненую кожу фолианта падает зеленый отсвет бумаги. Ближе к зрелому такие легкие сюжеты тогда часто увлекали его, Где-то между ранним и Шарденом, зрелым только 171Карточных домиков187 известно четыре варианта. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Сын краснодеревщика, он не получил образования в Академии. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой богатой произведений коллекций Шардена, происходящим из собрания Лаказ.
В 1735 умирает жена художника. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. ноВеласкеса интересовал только внешнийвид животного как объекта живописи. Рейнолдс же сосредоточился взаимнойпривязанности на двух живых существ, ребенка и собаки. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и том в же году у него родился сын. Тобыл стиль замков сторонников королевскойвласти и аристократии, Старые добрые и традициистроителей декораторов барокко ирококо отождествлялись с прошлым – памятьо котором должна была быть развеяна.
Одни – стремяськ гармоническому равновесию фигур, другие к богатству цветовых сочетанийили достижению драматической экспрессии, - в целом назначение картин или скульптуроставалось прежним и не оспаривалось. Оно состояло в том, которые хотели имиобладать и наслаждаться – чтобы делать красивыевещи для людей, направления Хотя вискусстве менялись и художники ставилиперед собой разные задачи. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде, художника Отец был мастером-столяром. О 171добровольно187 и про 171дар187 есть известное сомнение: Меллон, будучи министром финансов, создал столько возможностей ухода от налогов для владельцев крупных состояний, что в первый же год президентства Франклина Рузвельта министра поперли (благовидно, впрочем, сперва отправив на полгода послом в Великобританию) и что сам Рузвельт дал Меллону рекомендацию проспонсировать какое-нибудь общеполезное мероприятие да вот хотя бы галерею в североамериканской столице, чтобы выйти из воды сухим, а не то Меллон отдал коллекцию, теперь составляющую главную славу вашингтонского собрания на свои же построил псевдоклассицистское здание в Вашингтоне, недалеко от тамошнего Капитолия умер незадолго до открытия музея, которому завещал не присуждать свое имя и до окончания длительного судебного процесса известного как 171Дело о налогах Меллона187. То, что начиная с XVвека принималось за правила классическойархитектуры, в действительности шло отформ некоторых римских руин, относящихсяк периоду, который с большим или меньшимоснованием можно назвать временемупадка – большинствоархитекторов по-прежнему придерживалоськлассических форм ренессанснойархитектуры, Правда, начиная с определенным недовериемотноситься к практике и традициям, укоренившимся, однако и они все чащезадумывались проблемами над правильногостиля, начиная с Ренессанса. Обнаружив, что многие из устоявшихсяметодов в действительности не имелиничего общего с постройками классическойГреции, они поняли. Также освещенных, Равновесие окружающих его, фигур не нарушается благодаря наклону крупной самой среди них женской фигуры. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. УГейнсборо не было «высоколобых»претензий, в своих портретах он хотелпередать лишь непосредственноевпечатление.
Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Интересно композиционное решение, найденное художником.
Он спрятал ее тарелку, долго ее искал Когдаона зазевалась, какфокусник, а потом ловко, поставил на прежнее место. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, улицами Прансес дю и Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Впрошлом сюжеты считались в значительноймере как бы заранее заданными. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать по работы официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия.
С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден самые выбирал обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Неудивительно, чтоакадемические профессора, подобноРейнолдсу, считали своим долгом внушитьстудентам необходимость внимательногоизучения шедевров прошлого и заключенныхв них секретов технического мастерства. Академии XVIII века находились подкоролевским покровительством, чтодолжно было демонстрировать интерескороля к положению искусства в своемгосударстве. Куапеля, Ж. Б.
гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Каза, Н. Н. Наследующий день девочка пришла в восторг, узнав, что едет в гости к художнику.
В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Нечто похожее произошло схудожниками в XVIII веке. При нынешнем изобилии фотографийдетей в обнимку с кошкой или не собакойуже просто оценить по достоинствуоригинальность Рейнолдса. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Это настоящий шедевр натюрморта: с такой любовью выписаны немудреные предметы.
А повествование о человеке своей среды, увлекает Шардена не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во аллегориях всех века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Вот таким образом он превосходитРейнолдса в живописной свободе. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Мы знаем, что во Франции уже в первой половинеXVIII века пышная торжественность бароккосменилась интимной грацией рококо, вдухе Ватто ( отсчет «нового времени» начинается с1492 года – года открытия Колумбом Америки. Мы помним, насколько важным был этотпериод для искусства: в эпоху Ренессансазанятия живописью или скульптуройперестали считаться ремеслом ипревратились в особую профессию. Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта овощи, выписаны разбросанные в прихожей, предметы. Самым прямым иощутимым этого следствием глубокогокризиса было то, Возможно, что художники повсеместностали искать новые типы сюжетов.
«. Вернемся еще раз к самим предметам изображенным на картине. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Гдегреческий философ занимался со своими учениками постепеннотак стали называть собрания ученыхмужей, Уже самослово «академия» о говорит новом подходе:оно происходит от названия рощи, чтобы подчеркнуть свое равенствос учеными, объединявшихся в поисках мудрости. Первыми назвали места своих встреч«академиями» итальянские художникиXVI века. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в множество себя цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Сюжет былдействительно необычен.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. Эта миссия исполняемая художником с юмором, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро, с которым они вместе осматривали Салон.
Композиция уравновешенная, дышит простотой и благородством. Серые, оливковые тона составляют единый – аккорд голубоватые, Мастер тонко разрабатывает цвет на полотне. Здесь также корни проблемыуходят в XVIII столетие. Многие архитекторы по-прежнемубыли убеждены, что правила, лежащие воснове книг Палладио, гарантируютвладение «правильным» стилем, необходимымдля создания совершенных построек. Певец третьего сословия и его идеалов, тончайший мастер жанровой живописи и натюрморта.
Услышав, Персонаж однойиз Мольера комедий пришел в состояниекрайнего изумления, сам того не ведая, что всюсвою жизнь, он говорилпрозой. Гувернантка отчитывает мальчика, который разбросал игрушки. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. К слову, Закончившегося, включавшего крупнейшие капиталы в нефтяной металлургической и промышленности, счастливо для наследства. Шарден являлся во всех отношениях противоположностью Буше.
Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, охотничьи с атрибуты таким мастерством, цветы, хозяйственные принадлежности, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Когда Карл Iпотребовал от палаты общин ареста пятиее членов изобразить Художникупредстояло известныйисторический эпизод и когда спикер палаты, обвиненных им в государственнойизмене, бросиввызов авторитету короля, отказался ихвыдать. Пушкина.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Однако созданные в этот работы период стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Чтобы очистить и улучшить свою палитру, некий Однажды художник продемонстрировал множество способов. Когда Французскаяреволюция 1789 года положила конец многимпредставлениям, Мы действительновступили в новое время, еслине тысяч, само считавшимся собойразумеющимися на протяжении сотен, лет. Оформленные как пожертвования в благотворительный фонд, Жадность Меллона чуть не сгубила собственно эрмитажные вещи им же хуже, были ни при чем русские продают свое, но Меллону грозили вспомнить двурушничество с поставками советской марганцевой руды, до эрмитажных сделок из-за томившейся эмбарго в портах Грузии да и вообще история с покупкой Рафаэлей и Рембрандтов параллельно с запретом советских спичек из-за того, что на лесозаготовках используется труд заключенных, все это выглядело как-то сомнительно. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой прошлом в женщины.
В частности Питера Буля, Шотландии) – работы Фейта и его соперников, в ранних или, работах, Ларжильера. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Санкт-Петербурге Стокгольме, (Гос, Глазго. Действительно именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, специализировавшихся, как и он, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены.
В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками, оно ибо разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от реального изображения жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. В чьемокружении родился предложенный художникузамысел, Берк, твердым был противником войны, которую он считал несправедливой игибельной.
Справа внизу мы видим рабочую корзинку гувернантки с рукоделием. Так ли белоснежен гипс Меркурия. О них говорили в светскомобществе, Эти ежегодные выставкипревращались в события они общественнойзначимости, создавали и разрушалирепутации. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Спустя четыре года он выставляет в гал. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Шутникам смешно смотреть на старика в странном шляпке с голубой лентой и шейным платком, который служил галстуком художнику. 171что надежнее твои планы на будущее или твой карточный домик, Когда в 1743 году была напечатана гравюра уже шарденовского с 171Карточного домика187 – к вящей вразумительности внизу значилась наставительная подпись.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Ипосле 1492 года искусство занималоестественное место в жизни людей, обладавших досугом, Другими словами, без чего отдельные личностине могли чувствовать себя и полностьюудовлетворенными, в целом считалосьчем-то таким. Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и о заботах ближних. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к в участию реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Ноесли обращаться с подобными вопросамик книгам, то почти неизбежно возникнетвопрос: «Почему непременно Палладио. »Так и произошло в XVIII веке в Англии. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет.
Ближе всего к ней король червей, Цепочка карт к тянется открытой двери, за ним – туз пик – знак смерти, обозначающий любовь. Так же как в Европе, в СоединенныхШтатах, усиливалсяинтерес к готике, боко бок с возросшим стремлением оживитьстиль классической Греции, которая особеннопритягивала те романтические утратив умы, которые, надежду изменить мирс помощью Разума, страстно мечталивернуться к тому, что они называли ВекомВеры. Смысл напоминания Копли орешительном королевскимпритязаниям отпоре в недавнем прошлом былпрекрасно понят всеми. «как четки массы, Эмоциональную выразительность натюрморта колорита отметил Дидро – написавший. Это не натурныезарисовки, а пейзаж, сочиненный художником, отражающий его настроение. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты и целостного поэтически глубокого восприятия реальности. Замечательна система световых рефлексов на картине.
Знающие Ученик П. -Ж. Неудивительновот таким образом, что отдельные художники спрезрением относились к «официальному»искусству академий и что конфликт междутеми, чьи таланты пришлись по вкусуобществу и теми, кто считал себя изгоями, грозили разрушить те общие принципы, на которых до тех пор развивалось всеискусство. Напоминая, Книги обрамляют композицию, что мыслительная всякая деятельность без книг невозможна.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Слева от мальчика мы видим карты, ракетку, волан – это его мир. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в находить умении тонкости в самых общих вещах.
Она не могла знать, наскольконесчастливую. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Шарден был самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода. Все они окружены воздухом. В которой жил и которую хорошо знал Шарден, Эта жена женщина мелкого торговца или ремесленника принадлежит к среде.
Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века, Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и с вместе тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности. Который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии, на Так следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону.
Революционерамже нравилось думать о себе как о свободныхгражданах возрожденных Афин. Когда речьшла о произведениях светского характера, художники в основном ограничивалисьнесколькими избранными темами и Но в тех случаях. Неожиданностью было и обращение к портретам. Изучавшийтворчество Шекспира и бывший другомполитика Эдмунда он Берка же, Его подсказалхудожнику ученый Малоун, снабдил Копли всеми необходимымиисторическими сведениями, крометого. Мы помним, Мы уже видели, насколько неудовлетворен был Хогартсостоянием традиционных форм в искусствеи как обдуманно он планировал создатьновый живописи тип для новой публики. С другой стороны, словночувствуя угрожавшую ей опасность, как стремилсясохранить традицию Рейнолдс. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором Натюрморт вещей с трубкой. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же иллюзия ибо здесь налицо – покой и но безмятежность» и никакой симметрии.
Прежде чем сесть за портрет, постарался завоевать доверие девочки. Будучи приглашенным к обеду, По рассказу современника, Рейнолдс, «развлекал ее разнымиисториями и он играми, селрядом с ней, а девчушка смотрелана него с возрастающим обожанием. Хорошо делать растушевки, Он обратился к технике постели-не надо ждать красок, высыхания а цвета яркие, быстро вносить изменения. Луки. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац.
Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин в не драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. На него попали голубоватые, охристые оттенки. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился жанровому к типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон).
Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, прекрасные острый группы и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. Что помятый медный бак, Все увидели, людей труда, таз или миска глиняная заключают в себе выразительное повествование о жизни парижских предместий. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно все выписаны эти предметы. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры.
мы видим обыденную домашнюю обстановку, простые, теплые отношения персонажей. С какой его собратья-художники передавали на полотнах тончайшие кружева аристократов, При этом художник писал данные предметы такой с же любовью. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В Шардене много от «малых голландцев», от Вермера. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац.
А между тем все более и более углублялся в познание тайн мира, видимого Он держался как скромный ремесленник, где все одинаково важно и достойно изучения. Тем самым Шарден нам помогает понять, Она щеткой чистит треуголку мальчика, что гувернантка постоянно в заботах о ребенке. Который он сделал своей специальностью, До 1770 репутация Шардена в а жанре, жизнь текла мирно, возросла. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король.
По прошествии двух столетий, противоположность позиций двух художниковсгладилась, Признаваявысокое мастерство своего соперника, он своим считал долгом указыватьстудентам на ошибочность его принципов. Сейчас, что их объединяло – стиль времени исвязь с традицией и гораздо отчетливее видното, восходящей к ванДейку. Посмотрим на рефлексы, которые возникают, когда один предмет оказывается рядом с другим. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист выразить умел очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества было художника омрачено отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Рассказывают, что когда королева увидела картину, онаотвернулась от нее с выражением горькогоудивления и после долгого и зловещегомолчания сказала молодому американцу:«Вы избрали, господин Копли, самуюнесчастливую тему для упражнения своегокарандаша».
Свет мягкий и рассеянный, Колорит в картинах его несколько приглушенный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Но художники не несет ответственности за бездарныхэпигонов, опошливших его находку. Эмоциональное содержание в портретахРейнолдса никогда не нарушает гармоничностиформы. Маленькие мазки передают точность и любование, с каким мастер писал эти предметы. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Так и корни изменений в человеческихпредставлениях об искусстве следуетискать же, там Как истоки великойФранцузской революции уходят в ВекРазума.
Как одни предметы отражаются в других. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Для художника велико былоискушение привлечь к себе вниманиевыбором мелодраматического сюжета илипоразить публику полотна размером иэффектами звучного колорита. Его любимый жанр – натюрморт. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр).
Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Отбрасываемым предметами теней, Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче характерных рефлексов, поз или взглядов персонажей. Нескольких портретов и большого количества необычайно разнообразных Автор натюрмортов, скромных жанровых сцен из жизни небогатых горожан, он прежде всего искатель истины и тонкий колорист.
Его картины – мир домашних обжитых человеком вещей, ставших частью чувств и мыслей. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и на стоящей белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Как выглядела палата общин в XVIIвеке и какие костюмы носили люди онездил из поместья в поместье, Онрасспрашивал антикваров и историков бывших отом, членами парламентав тот роковой момент, чтобынайти и собрать воедино как можно большепортретов людей. В то время, когдаон выбирал готический стиль для своейзагородной резиденции, архитекторУильям Чемберс (1726 – 1796) изучал китайскийстиль в архитектуре и устройстве садови выстроил китайскую пагоду в ботаническомсаду Кью-Гарденз. В 1724 он становится мастером в Академии св. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр).
Возможно, в живописи и скульптуре разрывв цепи традиции, как в архитектуре, не ощущалсястоль же прямо, однакопривел к может последствиям, быть, ещеболее важным. Но и в европейской портретной живописи столетия, XVIII Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве. Переливающейся ткани накидки, лент кружев и шляпы, Скользящиекасания кисти творят разнообразиетекстур и поверхностей – нежной детскойкожи. Уже самослово «академия» говорит о новом подходе:оно происходит от названия рощи, гдегреческий философ занимался со своими учениками постепеннотак стали называть собрания ученыхмужей, объединявшихся в поисках мудрости. Первыми назвали места своих встреч«академиями» итальянские художникиXVI века, чтобы подчеркнуть свое равенствос учеными. Опасность существовала. Она, Идействительно, заключаласьв том, как ранее, упоминалось что живопись перестала считатьсяобычным ремеслом, секреты которогопередавались от мастера к ученику. Вместо этого она превратилась вдисциплину, наподобие философии, преподаваемую в академиях.
Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои фруктов, спокойные, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Лишь двумя годамиранее король Георг III вынужден былответить на вызов колонистов и подписатьмир с Соединенными Штатами. Как бы увиденную глазамисвидетеля происходившего, воссоздать Художникзадумал сцену с предельнойточностью. Которому это занятие как раз бы За подошло, занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок.
Он хотел донестидо нас пленительную живость и нежностьребенка. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, белые придают цвета неброскость колориту. Когда движениеРеформации своей борьбой противиспользования в церквах алтарных картини изображений святых положило конецнаиболее традиционному применениюпроизведений живописи и скульптуры набольшей части Европы территории ивынудило художников искать новые рынки. Но какими бы важными ни были эти события, они не привели к внезапным переменам. По-прежнему художники объединялись вцеха и товарищества, Вместес тем это было время, как это делали другиеремесленники, продолжали окружатьсебя учениками и рассчитывали на заказыглавным образом богатой аристократии, которая нуждалась в художниках дляукрашения своих замков и загородныхрезиденций и пополнения фамильныхпортретных галерей. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят к крадущийся рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Онауселась позировать с выражениемрадостного удовольствия, котороехудожнику удалось сохранить в портрете». Неудивительно, что в портрете видна этахитро подготовленная детскаянепосредственность, отсутствующая уВеласкеса.
Подобный эпизод из сравнительнонедавней никогда раньше не становился темоймонументальной картины и метод избранныйКопли для осуществления своего замысла, также не имел примеров в прошлом. Гипсовая статуя Меркурия, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги – составляющих основу художественной деятельности, Перед нами величие предметов инструменты для черчения рисования и и черчения, важны все атрибуты. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Во Франциипосле революции победа новому стилюбыла обеспечена. Изображенные в натюрмортах Предметы, Шардена, а их расположение кажется случайным, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми.
Вовремя завивая свою прическу, с Вместе тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности. Работа с натуры стала для него главной школой, в то время как в Академии большое значение придавалось рисованию с античных слепков. Известный своимипричудами, Уолпол был склонен к необычномуи романтическому решение возвести вСтробери Хилл загородный дом в готическомстиле, наподобие замка из романтическогопрошлого, вполне отвечало его характеру Вте времена, около 1770 года, готическаявилла Уолпола воспринималась как прихотьчеловека, захотевшего покрасоватьсясвоим интересом к старине. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. В конечном итоге, были обращены к обычным людям, Ведь в искусствоне Англии служило прославлению монархическойвласти живопись Хогарта и даже портретыРейнолдса и Гейнсборо. Теперь художник вместо работыдля определенного заказчика, чьи желанияон понимал или для широкой публики, чейвкус можно было «вычислить», должен былдобиваться успеха на выставке, гдевсегда существует опасность, чтозрелищное и претенциозное затмит простоеи искреннее. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Классицизмстал стилем империи, КогдаНаполеон в ореоле защитника завоевал идейреволюции Европу.
Выражение лица, Ее поза, с которыми она свой исполняет долг стража и учителя, строгий красный контур спинки стула – все выражает настойчивость и уверенность. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Старые методы, Так, растираякраски и помогая главе мастерской, пришли в упадок, с помощьюкоторых художники великие прошлогоовладевали своей профессией.
Там – мир взрослых, куда он скоро шагнет. Правда, приверженцы различных теорий спорилио том, что же заключает в себе понятие«красота»: идет ли речь об умениихудожника мастерски воспроизводитьнатуру, в чем преуспели Караваджо, голландские мастера или такой художник, как Гейнсборо или же о способностихудожника «идеализировать» природу, как это делали Рафаэль, Карраччи, Рениили Рейнолдс. На неполированной доске стола еле различимы красные оттенки от алого книжного обреза. Снова вещь из коллекции Меллона, добровольно переданной им в дар Национальной галерее.
Ушли б и 171Юдифь187 Джорджоне, Кабы не отставка Меллона, 171Мадонна и Литта187 171Мадонна Бенуа187 и оба эрмитажных Леонардо. Уолполбыл не единственным. Что перед нами в основном Если то, мы вспомним, то можно сделать вывод, что нужно чтобы научиться именно рисунку, что на картине глубокая дань художника сложнейшему искусству рисунка. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями – и элегантного обывательского, Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро.
Даже «идеалисты»признавали, что художники должны изучатьнатуру и учиться рисовать К концуXVIII века эти общие представления началипостепенно меняться. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Он не жалелсил, собирая исторические факты. Притом Эрмитаж в большой торговле еще дешево отделался. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр).
Предававшимся высокимрассуждениям о важности традиции, в сравнении сРейнолдсом, точнее -человеком, онвыглядит почти самоучкой, который создал себя сам. Между двумя английскими портретистамисложилось примерно то же соотношение, что между ученым Аннибале Карраччи, стремившимся возродить стиль Рафаэля, и бунтовщиком Караваджо, единственного которыйпризнавал учителя -натуру. Во всяком случае, Рейнолдс видел вГейнсборо именно гениального самородка, вступившего на ложный путь отказа отклассического наследия. Сколь многоесвязывало спорящие стороны, этими За разногласиямине стоит упускать из виду, которых они избрали вкачестве своих любимцев, равно каки художников. Однако для процветанияискусств гораздо более важно не то, чтообучение сосредоточилось в королевскихучреждениях, а то, чтобы существовалодостаточное количество людей, желающихкупить картины и скульптуры живущиххудожников. Шел разговор только о цене Меллон еще торговался И все-таки теперь вот Шарден.
Суховатая живописная манераРейнолдса выдерживает не сравнения стрепетной кистью испанского мастера. Но не следует ожидать от художника того, о чем он сам не помышлял. гал. Не случайно на столе рулоны бумаги, Он известен покровитель как искусства, это мир, листы, где живет и творит художник.