Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Главныйперсонаж произведения Жиль, французскийвариант Пьеро (героя итальянской комедиимасок), неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданноедля насмешливой жалости. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его новом особняке. Черезумение превратить жизнь в некоевозвышенное театрализованное Действительностьс действо, её утомительными повседневными делами, трудностями и страданиями не способнапринести человеку настоящее счастье. Путь к нему лежит через мечту.
– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся числу к лучших картин этой серии. Он просто один и все. А осел.
Как отмечает Н. Л. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Эрмитаж) и мифологические ("Суд Париса" Париж Лувр) сюжеты. Беспокойство пронизывает всю картину. Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, резных камней, рисунков, там мог работать, думая не о хлебе насущном.
в число художников, пользующихся успехом. В лирических сценах Ватто, чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Немилова. Посетители рассматриваютполотна, антикварные изделия, делаютпокупки, беседуют с продавцами, Ваттоудивительно точно и полно представилстили и художественные вкусы эпохи: впервой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй игривые «галантные сцены»и жанровая живопись.
Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Через Кроза и егодрузей приобщился Ватто к воззрениямнеоэпикурейцев философствующихлитераторов и интеллектуалов изаристократической среды, Вероятно. Сируа, в эти годы Ватто постоянно меняет место жительства он живет очереди по у Кроза, Флейгельса и Эдма Жора. ФигураЖиля дана художником с низкой точкизрения (он словно В 1720г., за год до смерти, Ватто создал большуюкартину, которая должна была служитьвывеской антикварной лавки, «Вывескалавки Жерсена».
Наряду с изображениями отдельных фигур ("Мецетен" Нью-Йорк музей Метрополитен "Безразличный" и "Финетта" обе Париж Лувр "Взволнованная любовница" Шантийи музей Конде) он пишет многофигурные композиции, на которых музицирующие, поющие или "галантно" беседующие персонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Quot10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, знаменитого своими изысканными кружевами, законный сын Жана Филиппа Ватто и его жены Мишели Ларднуа – сохранившийся ратуше в Валансьена – маленького городка на севере Франции, Документ, гласит. Он пишет несколько портретов: "Антуан Патер" (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью и портрет "Дворянина" (ошибочно называвшийся "Жюльеном" Париж Лувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные ("Св. Следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ещё с ранних лет, Музей изобразительных им искусств Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторону более реалистичного изображения человеческой комедии жизни в чем можно видеть своеобразное возвращение к реализму северной живописи.
На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков в воплотилось изысканной нежности цветовых сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Он ставит своей задачей воссоздать мир эмоций, Лирик по преимуществу их тончайшие нюансы их показать зарождение и развитие. Окрашенным тонким лирическим чувством, Богатство эмоциональных оттенков в этих Антуана картинах Ватто подчеркивается пейзажем изысканностью нежных цветовых сочетаний изящной выразительностью поз и жестов, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков.
В последний год жизни он создал свои самые значительные картины: «Жилля», «Портрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки. Их изящный, в развитиисюжета общение главное мужчины иженщины, лёгкие движения рук, безмолвный диалог:игра взглядов, едвазаметные повороты головы, говорящиелучше всяких слов. По заказу Кроза он пишет "Времена года" (ок. Перед смертью он раздает им свои рисунки. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV и приемы венецианской живописи.
Лишаютего устойчивости, Виртуозно расставленныецветовые сообщают акценты действиюособое внутреннее напряжение, что радость длится лишь миг, заставляя зрителяпонять, агерои живут искусственными иллюзорнымичувствами. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). В 1717 Ватто присвоено звание академика. Quotчеловека жестокого и вздорного нрава, Это был второй в ребёнок семье валансьенского кровельщика Ватто – по свидетельству современников, получавшего за свой нелёгкий труд плату вполне достойную", однако прекрасного специалиста. Одиночество, печаль, неудовлетворенность с особенной силой воплощены художником в образе «Жилля» (около 1720).
Получилось как быдве картины. ) Её тема модного повседневнаяжизнь магазина произведенийискусства. Но для него, в начале своего творчества Ватто писал батальные столь сцены, же привычной была и жанровая живопись рубенсовской традиции, видимо, широко открытая чувственной стороне жизни. Тонкопоказаны персонажи и их пристрастия:здесь увидеть можно и глупое поклонениепустой, Остроумно и трепетноевосхищение подлинными шедеврами. Произведение, но модной живописи, предназначавшееся длярекламной вывески, воплотило глубокиеразмышления художника об искусстве ио себе. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
Семейство ("Отдых на пути в Египет")" Санкт-Петербург Гос. Вместе с тем "Вывеска Жерсена" (1720) несомненный шедевр Ватто показывает насколько художник (Watteau) (крещен 10. 10. 1684, Валансьенн, французская Фландрия, – 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик. Через него он познакомился с Пьером Кроза, По приезде из Валансьенна Ватто поселился у торговца рамами и картинами Пьера Сируа, миллионером и знатоком тонким искусства, королевским казначеем. АнтуанВатто, тонкий наблюдатель, сделал«галантные празднества» одной из главныхтем своего творчества. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы ("Нимфа напуганная сатиром" или "Юпитер и Антиопа" Париж Лувр). В которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, в зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), целый мир тончайших душевных состояний, под актера маской кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Геройсмотрит на зрителя с щемящей грустью икакой-то странной серьёзностью. Графики и декоративного искусства, Творческие устремления Ватто положили начало новому в этапу развитии французской живописи.
1715 Париж частное собрание). Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, в очень его небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко движениях уловленных и жестах.
На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким эмоционально образом от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. В театральном мире ("Любовь во французском театре" Любовь в итальянском театре обе музей Берлин-Далем "Актеры французского театра" Нью-Йорк музей Метрополитен и Санкт-Петербург Гос. Будто прощаясь с ними, Актеры стоят перед зрителями, словно отдавая последний поклон после последнего живописной акта пьесы художника. Немилова. Эрмитаж) и несколько ню чувственных и утонченных ("За туалетом" Париж частное собрание и Лондон собрание Уоллес).
В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон где встречает французских и художников получает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Подчеркнуто камерных картинах мы переход видим войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Подлинная душевнаятоска отделяет его от людей, ожидающихлёгкого, незамысловатого веселья. Сближение с живописцами и К. Жилло позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городке Валансьенн на Франции границе и Фландрии.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи. Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе играло Ватто поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты. Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картину Вывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древних и новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. «Итальянские актеры» были куплены у Ватто лечившим его доктором Мидом, художник сгорал от чахотки. Измученные военной жизнью, Вторая сцена рисует настроение диаметрально противоположное люди, одни блаженно под растянулись деревьями, наслаждаются отдыхом, другие закусывают в палатке маркитантки. Что "Жилль" – одна из загадочных самых картин всей мировой живописи кто данный юноша в маске, Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями. Беспокойство пронизывает всю картину. Им посвященытакие полотна, как «Отплытие на островКиферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (17171718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др.
«Галантныесцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Красочныемазки образуют мелкую дрожащую рябь натраве и невесомую массу воздушную вкронах деревьев. Художник не стремится к индивидуализации образов, его герои и героини внешне похожи. Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто – постоянно типы, повторяющиеся под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства.
Который, Они считалисебя древнегреческогофилософа последователями Эпикура, по их мнению, призывал искать в жизни прежде всегосчастья и наслаждения. Зная, что скоро умрет, он словно собрал в последнем напряжении все свои душевные силы. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки. В 1717 году Ватто получил звание академика за большую картину Паломничество на остров Киферу (Лувр, Париж). В 1719-1720 годах посетил Англию. Ватто вернулся в Париж летом 1720 года безнадежно больным.
Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и галантные празднества, зрелую в пору сложились особые. Чьё наследие на рубеже 17-18 веков способствовало освобождению французской художественной школы догм от академизма, в Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса, насаждавшихся в 17 веке Ш. Лебреном. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и "Сельское общество" (Дрезден Картинная гал. ). Одно из самых больших своих произведений. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто оттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в его творчестве ("Бобр в Жантийи" ок.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Он постоянностановится жертвой проделок ловкогоАрлекина. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Жиль стоит на переднем планев забавном костюме. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса к Ватто театру и декоративному искусству. Савояр с сурком, А. С. Пушкина, Эрмитаж, 1716, Ленинград), в которое вносил особую интимность лирическую и взволнованность – Москва.
Каждый жест, поворот головы, выражение лиц передают тончайшие оттенки переживаний. Особенным спросом картины пользовались у участников фламандских походов. Ла Рока, Наконец весной 1721 Ватто в поселяется Ножан-сюр-Марн где живет в окружении Жерсена, Патера. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики – мерцающим, тончайшая Эта палитра чувств прежде всего создана самим цветом.
Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись от эволюционировала сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (1717), очевидно, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). А осел. Что окутывает женщину облаком привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота это то, самая физической суть красоты, ее очарование. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах "на природе".
Сын кровельщика. К 1718 году относится великолепная картина Ватто – «Капризница», чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника передаче в состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки».
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Нелепая поза делаетего фигуру мешковатой и скованной. Лечение не помогло. В конце 1719 года Ватто едет в Англию. Знаменитые братья Гонкуры писали художнике о в 1856 году Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Который наноситсяна плотный слой живописи, тонкийслой Лессировки прозрачной краски, аэнергичные удары кистью влажный блескглаз или внезапно вспыхнувший румянец. С особым мастерством Ватто создаётощущение воздушной среды, передаютхолодное мерцание шёлковых нарядов и вся сценапревращается в видение, утончённую игруфантазии. Произведения которого изучал Люксембургском в дворце в Париже, Антуан Ватто испытал сильное влияние творчества Питера Пауля Рубенса.
гал. ). Люди, одни блаженно растянулись под деревьями, наслаждаются отдыхом, закусывают другие в палатке маркитантки – измученные военной жизнью, Вторая сцена рисует настроение диаметрально противоположное. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника в передаче природы, состояния сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков.
Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон". Эрмитаж) он находит свои модели и свое поэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура "Жиля" (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Безвольно опущенные руки, Напряженно неподвижная поза, грустный убедительно взгляд раскрывают состояние его души, бледное лицо, в которой живут одиночество, печаль, неудовлетворенность. Кажется что в течение всего этого периода не Ватто столько ищет больших заказов сколько совершенствует свой стиль. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные северным реализмом ("Савояр с сурком" 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. Которыйпо достоинству оценил талант молодогоживописца, в ПарижеВатто познакомился с известным банкироми Пьером коллекционером Кроза. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. И это придаёт «галантнымсценам» пронзительную грусть, противопоставленную наигранному весельюгероев.
Праздник любви и Общество в (Картинная галерея, Дрезден), парке На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Жиль (Лувр, Париж), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Сотворенные его разумом, Шедевры мечты и поэзии, до краев заполнены жизненным необыкновенным изяществом Ватто словно вновь возрождает красоту. Мальцева "Галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво8209иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Кто этот юноша в маске, Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями – что «Жилль – одна из самых загадочных всей картин мировой живописи. Здесь он вновь пишет театр – картину «Итальянские актеры», одну из последних своих театральных композиций. Не видно, что он от этого страдает.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником "галантного жанра" картину "Паломничество на остров Цитеру" (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. Но самые известные его произведения изображают встречи, развлечения, музыкальные моменты, словом все то, что можно отнести к "галантному жанру". Передним зрители, позади актёры, но онабсолютно одинок. (Когда её купили, торазрезали пополам. Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант "Паломничества на остров Цитеру" (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Радости жизни и "Отдых на охоте" (все Лондон собрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал.
двухсамых известных в Париже трупп итальянской и французской комедии. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоватьсякак вывеска комедийной труппы. 1715) из которых сохранилось лишь "Лето" (Вашингтон Нац. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Таинственные фигуры, Сам жанр пленэрных "галантных праздников" появился еще в конце XVII в. но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все это было отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругу Кроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовской – традиций тонко и виртуозно. Скорее парк, Пейзаж здесь обжитаячеловеком чем природа, леспозы и движения персонажей удивительнограциозны и гармоничны. На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от манекена, недостижимого единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении Венер, обольстительных При этом это не та красота античности и не средневековое очарование строгости и твердости.