1887 Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и на картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Роль и особенности эпистолярного жанра в художественной литературе Исследовательская работа по литературе ученицы 11 «А» класса ГБОУ лицея «Жулебино» 1793. Запорожцы пишут письмо турецкому султану Вариант картины 1887 Государственная Третьяковская галерея, Москва Запорожцы пишут письмо турецкому султану Вариант картины 1889 Харьковский музей изобразительных искусств. Сочинения на свободную тему – Описание по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Русский живописец Илья Ефимович Репин писал свою знаменитую картину очень долго. Смотрю на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и самому хочется смеяться.
Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Запорожцы ответили дерзким письмом, бросив султану открытый вызов. «Ну и народец же. Первые наброски были сделаны в 1878 году 26 июля в Абрамцево.
Как это подавали исследования исторические советского периода, Они отнюдь не были крестьянами. В городе началась эпидемия дизентерии, Ко всему, в том числе и один из организаторов столицы обороны бургомистр Андреас Либенберг, от которой погибли многие его защитники. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев». А позже – киевским генерал-губернатором, На момент позирования Репину он был войсками командующим Киевского военного округа.
В 1677 году 120-тысячная турецко-татарская армия осадила гетманскую столицу Правобережной Украины Чигирин, который обороняло почти 30 тысяч человек (24 тысячи русского войска и около 5 тысяч украинских казаков). Кто-то из тех казаков, кто вернулся на волость, в одном из городов Южной Киевщины или в Киеве, поделился своими планами со знакомыми – и в канцелярии местного замкового суда была составлена эта язвительная сатира на турецкого султана – но не Мурада IV – действительно «никем не победимого воина» – а на Османа II, потерпевшего сокрушительное поражение в Хотинской войне 1621 года, брата нынешнего султана. Естественно, После Люблинской унии 1569 года Украина вошла в состав Польской Короны и, на земли ее распространилась польская юридическая система. Голова кругом идет от их шуму и гаму. Писанного рукой безвестного шляхтича, Картина сделала сочинение первой половины XVII века и мало кто знает известным на мир, весь как оно послужило жителям Вены при обороне столицы от турецкого неприятеля.
Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. В Крыму тем временем восстали притесняемые братьями мурзы. Наконец тот подошел с 20-тысячной кавалерией. Написанное в 1880 Современники году, называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному, атласом смеха или симфонией человеческого хохота. Проезжая через Киев в Москву – он высвятил митрополита и епископов для Киевской митрополии, Желание казаков и духовенства православного исполнил в 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III. Который включал в себя обязательства о взаимной военной помощи в случае нападения одного на из союзников, в том же году Шагин-Гирей заключил с Войском Запорожским низовым мирный договор. Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога.
лостана в Киеве по поводу крушения российского туристического лайнера из Египта. 1884 Запорожцы. Тяжелая осада длилась три недели, пока не подошла 57-тысячная русско-украинская армия (32 тысячи русского войска и около 25 тысяч украинских казаков гетмана Ивана Самойловича), которая в битве под Бужином разгромила 40–50-тысячный корпус янычар и татар, после чего войско Ибрагима-паши сняло осаду и отошло за реку Ингул. Именно в год описываемых событий и могла только быть составлена первая редакция «Письма запорожцев турецкому султану» – в следующем году запорожцам не удалось пройти Перекоп, а в 1630 началось очередное казацкое восстание, занявшее внимание казаков.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова «История казачества в южнорусских песнях и былинах». А австрийские войска под командованием генерал-лейтенанта герцога Карла Лотарингского отошли на северный берег Дуная, Император Леопольд I уехал из города, где герцог поджидал немецких войска князей и польского короля Яна III Собесского. Для примера, в замковой книге за 1643 год Житомирского замка в числе прочего вписана жалоба бакалавра (приятеля канцеляристов) о ночном разбойном нападении на житомирскую школу, где бакалавр преподавал. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Как и Гиреи, с момента своего с братом прихода к власти Шагин-Гирей воевал с правителем орды Буджакской мурзой Кантемиром, потомком Чингисхана. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».
Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось. » И. Репин. Летом этого года он гостил в Абрамцеве. Повелеваем тебе ждать Нас в своей столице Вене и приготовить свою голову для отсечения. Однако Алексеев с негодованием отверг художника предложение позировать ему в столь неприглядной позиции. Заканчивая холст, Репин писал своей ученице Е. Н. – Авт. ), если бы не увидели ее начало с вашей стороны. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху.
От каждого из холстов Репина восьмидесятых годов «шедевр шедевров» взял лучшее: прославленный свет страсти, кипящие в сердце титана скульптурность и объем в портретной живописи динамику и экспрессию человеческую массу в ее общем движении и жизнь личности рядом с другими а главное – возможность передать миг исторического времени, благородную, высокую идею. Отак тоб козаки вдказали, плюгавче (плешивый. Хотя эскиз был выполнен за два года до этого, в Абрамцеве, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова читала вслух аксаковскую «Семейную хронику». К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент.
Такое могли знать только жители самой Османской империи, причем далеко не все. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Казалось бы, Поскольку основная часть письма описывает события Хотинской войны 1621 года, что оно должно быть составлено сразу по ее окончании адресовано и Осману II. Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I: «Я объявляю тебе, что стану твоим господином.
Хотя и полное иронии и сарказма, Тогда же Иван Сирко написал Селим-Гирею I письмо, но же все вполне соответствующее тогдашнему дипломатическому этикету. Грабарь писал о «Запорожцах»: «Со стороны передачи всех возможных оттенков смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха». «Письмо запорожцев турецкому султану», как и письмо самого султана запорожцам, были в первый раз написаны в 1628 году украинским православным шляхтичем, канцеляристом замкового суда одного из городов Киевщины. Австрийцы хорошо знали запорожских казаков, которые боролись с их общим врагом – турками.
В поместье В. В. Тарновского, Качановке, в собранной владельцем имения, сделал зарисовки разных предметов из коллекции богатой на старину Запорожской Сечи. Так писала шляхетская молодежь. Так что тот о-двуконь бежал в город, Здесь они наголову разгромили войско Кантемира, причем въезде по в город конь сдох. И вот на блестящем стальном Днепре, при тихой и теплой погоде, многие кони, подальше от берега, уже взбивают густую белую пену до небес голые хлопцы барахтаются, шалят в теплой воде до упоения, балуясь с лошадьми вдали паром движется на пышущем теплом воздухе таков фон картины самую середину занимает до чрезвычайности пластическая сцена: голый запорожец старается увлечь в воду своего «черта», а этот взвился на дыбы с твердым намерением вырваться и унестись в степь.
Кошовий отаман ван Срко со всм Кошом Запорозьким». – Авт. ). Македонского, Вавилонского и Иерусалимского, Великого и Малого Египта царь над всеми царями властитель над всеми существующими необыкновенный рыцарь, никем не победимый воин неотступный хранитель гроба Иисуса Христа попечитель самого Бога надежда и утешение мусульман, смутитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться добровольно мне и безо всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставляйте беспокоиться – султан, «Я, брат Солнца и Луны, сын Мухаммада, внук и наместник Божий, владетель всех царств. «До этого времени не мог ответить Вам – писал он одному из своих товарищей во время работы над картиной, – а во всем виноваты «Запорожцы», ну и народец же.
Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Лучшая в Европе, в ходе битвы польская кавалерия, однако попала в абсолютно непригодную наступления для местность и остановилась, быстро разбила турецко-татарскую конницу. Запорожские казаки только один раз усомнились в праве султана турецкого быть предводителем мусульманских народов. " – писал Репин критику В. В. Стасову.
Не теряя времени, я решил, что мне угодно, сделать с Германской империей то и оставить этой в империи память о моем ужасном мече. К сечам собирались беглые крепостные, к засекам, записывались в казачество – пограничное в войско землепашцев. Цвет, Надо каждое линия пятно, чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовывались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине». Шагин же добился от польского правительства разрешения казакам участие на в крымской междоусобице. Героев становилось все больше. Равенства и братства. » Эти настроения равенства и братства людей, Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, как лучше нельзя проявились в окончательном варианте картины, сообща воюющих и веселящихся.
Нет, это не «оргия гомерического хохота». И все неверные повсюду, Будут истреблены и все твои приближенные, только где ступит Наша нога. Видимо, между братьями и казаками уже тогда существовала какая-то договоренность. И Серов, Мы зачитывались эпосом Украины, уже прекрасно смаковал суть украинского пробыв языка, в киевской гимназии около двух-трех лет. Никто на целом свете не чувствовал так свободы, равенства и братства. » Свою картину художник назвал «Запорожцы пишут письмо турецкому султану Ахмеду III» и в виде писаря изобразил своего хорошего знакомого известного исследователя запорожского казачества Дмитрия Яворницкого. В образе писаря представлен историк Д. Эварницкий, Известны имена людей, есаула – артист Д. Стравинский в образе казака с повязкой на можно лбу узнать художника Н. Кузнецова, Тараса Бульбы – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, в образе Серко – генерала М. Драгомирова – черты которых увековечены на этом полотне.
Преклонения и любви художника к своим мгновенно героям передается зрителям и это состояние восторга. Но тут подошел турецкий флот, Полтора месяца казаки и татары хана Кафу, осаждали который вез Джанибек-Гирея. Н. Гоголь. Туркам удалось захватить полевые укрепления перед городом и выйти непосредственно к городской стене: возникла угроза ее взрыва, поскольку янычары считались одними из лучших специалистов минной войны. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 в годов итоге его прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель – генерал Михаил Драгомиров. На пересечении ул.
И сам гетман был ранен пулей одного из турецких солдат и время во перехода умер, Однако и у казаков погибло около тысячи человек. С ними нельзя расстаться. Это про него поется: «Попереду Дорошенко веде сво вйсько, Вйсько Запорзьке, хорошенько». Детство и юность художника прошли на Украине, казацкое письмо он знал с детства (списки его были широко распространены в Малороссии). И запорожские костюмы, Здесь была и утварь и пистолеты пики, а также оружие – пушки и ружья. Беспрепятственно пройдя опустошенный Кантемиром Перекоп, они окружили себя табором и таким порядком двинулись к Бахчисараю. Это чувство – любовь. Ко времени написания письма турецкому султану украинское казачество существовало уже более ста лет.
Первоначально это были те же бояре-слуги и бояре путные, а также мещане, которые спускались за пороги Днепра или по Южному Бугу и заготавливали здесь рыбу, птицу, зверя (это и называлось «казаковать»), – а добытое продавали на украинских рынках. В 1625 году казаки под предводительством гетмана Марка Жмайла воевали с поляками, выдержали осаду у Курукова озера, после чего старшим (гетманом) снова был назначен Михаил Дорошенко. восклицал художник. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Украинская история неожиданно и часто переплетается с историей окрестных народов и история с – «Письмом» не единственный случай.
И особенно важно, что при этом возникает ощущение единства и сплоченности запорожцев. – писал Репин А. С. Суворину. Вокруг которого двумя концентрическими кругами размещены диктующие послание запорожцы итоге в центральное место получила фигура писаря. Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским 4 Это не было строевое собранное войско но в случае войны и общего движения в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении и в две недели собиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы – поскольку числа не знаем и календаря не имеем, Этим кончаем, год в книге, в месяц небе, а день такой у нас, какой и у вас Подписали. Это были и простые селяне и его знакомые и историк Яворницкий, друг художника.
Исторический сюжет Репин использует целью с показать все оттенки безудержного смеха это прямо-таки энциклопедия смеха. Герои картины хватаются за бока в приступе безудержного веселья, ухмыляются, хихикают, скалят зубы, гогочут Один казак («Остап») в порыве восторга опускает на спину соседа могучий кулак, другой («Андрий») смущенно улыбается, чуть сконфуженный грубостью товарищей, еще один суровый закаленный в боях воин прячет улыбку в усы Они такие разные, но в то же время все охвачены единым порывом. «против тебя, мы посылаем тринадцать царей и миллион триста тысяч воинов германскому – императору Леопольду I письмо, в 1683 году он направил государю Австрии, Император, наполненное вызовом и угрозами. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине.
Репин обычно работал сразу с несколькими картинами. Султан и владыка Блистательной Порты, «Я, брат Солнца и Луны, сын Ибрагима I, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь царями, над властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. На турецкий престол взошел его дядя Мустафа, Когда в 1622 году в Стамбуле убили янычары султана Османа II, человек недалекий. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Личность, надо сказать, уникальная. Украинская история неожиданно и часто переплетается с историей окрестных народов и история с «Письмом» – не единственный случай.
Понятно, какой «матери». Утраченной в результате Брестской церковной унии 1596 года, Казачество занимала тогда только одна проблема – восстановление православной церковной иерархии. Он делал эскизы для картин «Ивана Грозного» и «Арест пропагандиста», трудился над портретами, но готовился уже и новый холст – «Запорожцы», как его называют в просто народе. Этот эпизод из истории и взял художник для создания картины.
Увидев его – а Джанибек перед этим 13 лет правил Крымом, – много мурз и татарской черни перешли на его сторону. Эскизов, Сотни подготовительных этюдов, специальные поездки для изучения материала – все это говорит об одном чувстве, основном рисунков, владевшем живописцем. Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «лыцари». Султан турецкий Мухаммед IV» картина Эта является самым известным живописным произведением с изображением запорожских казаков. Султан Мохаммед IV прислал запорожцам грозное письмо, Разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного повелевая войска, добровольно сдаться. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани.
дея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году. Украинцы, вы що, охули, скорбеть по ним. ». Один казак от смеха даже повалился на бочку.
Надо каждое пятно, цвет, линия, – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали всякого субъекта в картине. Двое «предателей» тайной калиткой провели 10 тысяч янычар в Сечь, где запорожцы расстреляли их из куреней, а после порубили остаток, а хан с войском, слыша выстрелы, не осмелился приблизиться к Сечи, боясь обычных казацких воинских хитростей (вроде прорубей, присыпанных соломой и припорошенных снегом). Сколько нужно, Тебе же и польскому королю Мы дадим жить ровно чтобы столько, вы убедились в правдивости Наших обещаний». Положение Мухаммед и Шагин Гиреев было критическим.
«Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Как была кровь на руках немцев, На их руках кровь, пусть они никого лично и не убивали, поддерживающих Гитлера. В эта обширная лысина и трехэтажный затылок – Ну, они, тоже имеют владельца, как не удивительно.
Казаки хорошо знали, что в Стамбуле варят бузу и подают ее в задних комнатах торговых лавок («русалимский броварник»), ведь Стамбул часто посещали украинские кобзари. И сохранить человечность искренне выражая соболезнования и принося цветы к посольству Ху. А вот произведение старшего поколения. Нападение совершила «купа немалая людей свовольних чоловика до двох», требуя от потерпевшего, чтобы тот «забув ходити до Гарашка» (в корчму). Составлять пасквиль на султана турецкого в те дни не стал бы ни один православный украинский шляхтич. Феофан III был подданным Османа II и, возможно, действовал с его согласия. Покатываются от хохота, Казаки хватаются за ржут, бока, гогочут, хихикают, посмеиваются в усы.
Илья Ефимович «загорелся» темой – жизни свободолюбивых казаков. На картине мы видим голого до пояса казака. Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев – нависшего над и писарем дьявольски улыбающегося атамана Ивана Сирко. Что горемыка бакалавр «за ласкою Божою» остался и живой по-прежнему «ходить до Гарашка», После рассказа о произведенной стрельбе из пушек и других боевых операциях констатируется. О том, насколько сильно казачество вошло в жизнь украинской шляхты, свидетельствует хотя бы тот факт, что корогвы (эскадроны) легкой конницы на украинских землях назывались «казачьими», хотя в них служили только шляхтичи. И двухмесячная осада Вены закончилась, в битвы ходе турецкая армия была целиком разгромлена.
Вот здесь и начинается активное участие в казачестве украинской шляхты. Запорожцы готовились к походу и на выборы кошевого отамана до собралось 10 тысяч человек – что в зимнюю пору, Надежда султана и хана на то, на Сечи будет мало казаков, под Рождество, не оправдалась. 5 Репин хотел прежде всего воссоздать вольный дух казачества, описанный Гоголем в «Тарасе Бульбе»: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Оно попало в окружение Карла Лотарингского от одного из украинских православных шляхтичей, Скорее всего, бывших в составе посланных Яном Собесским вестников своем о скором прибытии. Родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, разнообразие Такое русский художник, современники Репина, подсмотрел в жизни – прототипами рисованных казаков стали реальные люди, достаточно известные в тогдашней Российской империи. Это Георгий Петрович Алексеев.
Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. «в лайнере большинство было ватниками, введение войск в Донбасс и убийство украинцев – которые оккупацию поддерживали Крыма, Хотя до сих пор крутятся в голове мысли типа. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Чертовский народ. Числа не знаем, бо календаря не маем, мсяць у неб, год у книз, а день такий у нас, як у вас, поцлуй за се в гузно нас. Которое имеет множество вариантов, Именно тогда художнику Мстислав Прахов прочёл письмо-ответ от не казаков, самых приличных и порой. Мехмед IV послал к Вене чем более 100-тысячную армию под предводительством главного визиря Кара-Мустафы.
Достаточно быстро казаки перешли к ограблению караванов, которые отклонялись от установленных правительством дорог: «дорожный примус» того времени принуждал купцов проезжать только через строго определенные города, что облегчало для правительства сбор пошлин. Только «Явление Христа народу» Александра Иванова имело за собой подобные этюдные штудии. Репин открыл зрителю все ходы своих размышлений, поиски композиции и ее глубины, варианты цвета, характеров исторических деталей, предметов быта. Письмо ходило во множестве списков на протяжении XVII и XVIII веков и имело разные даты написания: 1600, 1619, 1620, 1667, 1683, 1696, 1713, 1733 и т. д., разных адресатов: турецких султанов Османа II, Мехмеда IV, Ахмеда III, Ахмеда IV, а также сопровождалось разными подписями: «низовые казаки», «отаман Захарченко», «Иван Сирко». Репина.
Голова идет кругом от их гаму и шуму Недаром про них Гоголь писал, все это правда. После рассказа о произведенной стрельбе из пушек и других боевых операциях констатируется, что горемыка бакалавр «за ласкою Божою» остался живой и по-прежнему «ходить до Гарашка». Полоска Днепра, Дым костров на заднем плане, но и увязывают группы переднем на и заднем плане в единое целое, движущиеся вдалеке фигурки казаков не только создают настроение общего воодушевления. Запорожцы, товарищи, тесная в своем единстве богатырская застава.
Он не пошел к Перекопу: казаки-характерники наворожили стойкий и сильный западный ветер, который вынес воду из залива Сиваш в Азовское море (Сирко и сам был известный характерник), после чего казацкое войско вброд перешло обмелевший Сиваш и рассыпалось по Крыму, разорив все, что успели. В соответствии со своей волей удовольствием и я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей. Для изображения действующих лиц позировали самые разные люди. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Портрет критика В. В.
А ведь бой был и совсем недавно, – вот задумчиво стоит во втором ряду казак с окровавленной повязкой на голове. Голова кругом идет от их гаму и шуму еще задолго до Вашего письма я абсолютно нечаянно отвернул холст и утерпел, не Где тут писать, нельзя расстаться веселый народ Недаром про них Гоголь писал, взялся за палитру и вот недели две без отдыха живу с ними, все это правда. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга. Где 21 ноября 1891 года открылась персональная выставка двух прославленных выпускников, Картина впервые появилась перед публикой в залах Академии художеств, а ныне Академиb профессоров Ильи Ефимовича Репина и Ивана Ивановича Шишкина.
Если бы Репин ввел в картину всех, кого имел ввиду, портретируя прототипы для «Запорожцев», его произведение как исторический роман должно было бы иметь продолжение. Я остался бы при своем я глубоко убежден и теперь хотя бы 1 000 000 корреспондентов Times разносили меня в пух и прах, ни убавлять одного ни штриха», что теперь в этой картине не надо ни прибавлять. Султан Мурад IV направил в Кафу Джанибек-Гирея. Так, в 1545 году киевские казаки по наущению киевских купцов в урочище близ нынешней Полтавы разграбили богатейший крымско-турецкий караван, который уклонился от установленного маршрута Казикермен–Черкассы–Киев–Остер и дальше на территорию Великого княжества Московского и пытался пройти до Москвы степями. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. В один из таких вечеров читалась переписка турецкого султана с казаками предложение без сдаться сопротивления и едкий ответ запорожцев. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. В казацкой летописи, законченной в 1636 году в Переяславе, приведено якобы настоящее письмо польского короля Сигизмунда III Ваза турецкому султану Осману II по поводу Хотинской войны, в действительности – произведение польского канцеляриста: «Тебе Алхеру великому, заслепленному противников Божию, кобыльников негодному поганину тонущему, сыну чортовскому, дидычу пекельному, потомков Люципера, Велзавула, Антихреста, от века проклятому сыну». Как бравые воины, Они не смеются так открыто, однако всячески стремятся продемонстрировать свою и удаль остроумие.
В 1623 году его сверг брат Османа II Мурад IV (по обычаю, он казнил трех своих братьев, но оставил в живых четвертого – Ибрагима, – поскольку сам не имел детей). Званцевой: «Все время работал над «Запорожцами». Работал над общей гармонией картины, какой это труд. Быть может, «Я уже несколько лет пишу свою картину и, – говорил Репин, еще несколько лет посвящу ей, – а может случиться, что закончу я ее и через месяц. Сам по себе Сирко личностью был легендарной – провел полсотни сражений и из всех выходил победителем.
Венцы очень ждали короля Яна Собесского. Письмо Сирка было отпечатано отдельной листовкой и пользовалось успехом среди защитников города. Что украинские шляхтичи среднего достатка – не паны – посылали своих сыновей за пороги, Многие современники указывают, чтобы они там обучились воинской науке, к казакам, воинским хитростям и рыцарской отваге. Чорт висера, а твое вйско пожира. Кантемир кинулся против них.
Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Созданный по идее администрации города, Красной и в Горького г. Краснодаре по мотивам картины И. Репина установлен барельеф. На днепровские перевозы, поход Кончался воин уходил в луга и пашни, торговал, ловил рыбу, варил пиво и был вольный казак. И вот при каких обстоятельствах. Пришлось пожертвовать очень многим Конечно, я не тронул главного».
Усмешку, Между прочим, Репину удалось выдавить из Яворницкого сразу, не которая запечатлена на картине. Когда султан Махмуд IV, За основу этой картины были взяты события исторические 17 века, прислал казакам письмо, турецкий правитель, в котором было предложение сложить оружие без сопротивления. Пару строк они вставили и от себя: «Султан, развратного турецкого цесаря сын, ты сидишь в норе, словно чертенок или куроцап, который свое гнездо в войне меняет на другое из чего видно, что ты дурак, а тот, которого ты называешь слугой (король Ян III Собесский) – храбрый, могущественный монарх и непобедимый король». Серов. В 1880 году летом Репин путешествовал по Украине, чтобы найти больше материалов и сделал немало этюдов. А запорожские казаки, Мухаммед-Гирей III бежал, к вернулись Перекопу без потерь., окружив себя табором, затем и на Сечь. Центральный персонаж картины – атаман Сирко. Прежде чем искать авторов этого знаменитого письма, необходимо обратить внимание на самих украинских казаков начала XVIII века.
Их ждет бой, зная, что мало кто вернется живым из битвы грядущей – а теперь только одна, Когда-то были у них разные дороги и смеются они сейчас, общая. Портрет И. Е. Историки сходятся во мнении, что основной текст письма был составлен в первой трети XVII века, а его содержание с высокой долей вероятности может быть увязано с событиями Хотинской войны 1621 года, когда «никем не победимый рыцарь» Осман II после катастрофического разгрома под Хотином был вынужден заключить позорный с точки зрения османцев мир, а после прибытия в Стамбул был немедленно убит янычарами. Вену обороняли 11 тысяч солдат и около тысяч 5 вооруженных горожан и студентов Венского университета. Султан турецкий Мехмед».
Старик хохочет. Чертовский народ. «Ти – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товариш и самого Люципера секретар. Это не просто «физиология смеха», не просто «бешеная веселость», о которой писал Гоголь, но сознательный художественный прием, помогающий создать впечатление сплоченности, отваги и уверенности в своих силах перед лицом общего врага, пусть даже этот враг могущественный повелитель целой империи. ». Которые казаки поместили в числе своих клейнодов и выступали под ними в походы, в 1594 году император II Рудольф даже передал Войску Запорожскому императорские знамена.
В. Поленов. Просмотрев несколько страниц и Тот, в таком виде попал в окончательный вариант картины, заулыбался. Вооружение, Старинная одежда, предметы быта – все достоверно и написано с натуры. «Я привел свою в картину полную гармонию. Известный исследователь запорожской старины Дмитрий Яворницкий связывает написание «Письма» со следующими событиями. рассказывал Репин.
Горизонт то поднимался, то опускался, возникал лагерь запорожцев их боевой стан. 8211 всё не удовлетворяло, Была и лошадиная морда была и спина в был рубахе смеющийся – великолепная фигура, мне она понравилась, пока я не остановился на этой дюжей простой спине и с ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. А первой датой, знаком начала, поставил год 1880-й, когда, проехав Сечь вместе с юным Серовым, увидел эту жизнь своими глазами. Картину он писал долгих четырнадцать лет: с 1878 по 1891 год. Вот они перед нами во всей своей красе и удали.
Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. По вечерам гости собирались вместе, спорили, декламировали стихи и рассказы. Войска союзников достигли 70 тысяч и они решились дать битву. Что принимают участие в исторически таком важном событии, Последние испытывают радость и ликование от того.
Портрет И. Е., собственной персоной. На «Запорожцев» художник затратил огромное количество энергии, любви и забот.
Пусть сделает то же самое и никчемный польский король. Який ти в чорта лицар. Предложение Мехмеда IV. 1873В. "Ну и народец же.
Более того – вся «казацкая проблема» в польском обществе тех времен была проблематикой части феодального класса, выведенной из сословных прав особенностями польского же законодательства. Чертовский народ. Путиноиды непоследовательны и не педантичны. А потом предадим без пощады позорной и жалкой смерти, а ваших детей и стариков прежде Мы будем с наслаждением мучить. Когда польский сейм решал казацкий вопрос, в феврале 1626 года, что повлияло на решение, крымское войско во главе с ханом самим Мухаммед-Гиреем III напало на Подолье, а точнее, нерешение сейма по указанному вопросу. По напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали картину, восхитительную Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, которой позавидовал бы всякий баталист.
Этот оборот свидетельствует о хорошем знакомстве автора и с читателей особенностями великорусской бранной лексики и явственно указывает на Гетманщину после Переяславской рады 1654 года. Освобожденные Мухаммед и Шагин Гиреи собрали войско и с казаками двинулись к Кафе. Кантемир вышел из вассальной зависимости крымскому хану и султан Мурад IV использовал его, чтобы занять войной вышедших из повиновения братьев, поскольку сам в это время тоже был занят войной – с иранским шахом Аббасом I. Наконец весной 1628 года во время похода Шагин-Гирея в Буджак его войско было там разбито наголову, Шагин-Гирей бежал в Крым, а мурза Кантемир гнался за ним «в тропы» (примечая смятую траву). Таким образом, внимание зрителя акцентируется на письме. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Но такой вариант не является вероятным.
В том же году польское правительство назначило старшим (гетманом) над казаками Михаила Дорошенко из рода татарского происхождения. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Разница между «замковой службой» и казачеством состояла только в способе получения средств к жизни: замковые бояре жили с «грунтов» (земельных наделов), а казаки – с промыслов за порогами так что бояре – не шляхтичи легко меняли свой статус на мещанский, становясь в действительности казаками. Репина. 1880-е 11 Искусствовед И. Э. Эта картина гимн во славу свободных людей их героизма, мужества и юмора прославление «горсти удальцов», которая не только «защищает всю Европу от восточных хищников, грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».
Подбирая соленые словечки и в воображении Репина тут же возникла сцена запорожцы сочиняют султану, послание стараясь уколоть его посильнее. Видно, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими пальцами ног и крепко держит веревку, что не уступит своему черному скакуну чтобы – сбить казака или оборвать повод, Конь делает самые дикие прыжки, обмотав ее у дюжих кулаков мускулистых рук. На следующий год Иван Сирко избранный той зимой кошевым отаманом, повел 20 тысяч запорожских казаков в Крым. Осталось узнать, когда «Письмо» было написано, а также имя какого султана было проставлено в нем первый раз. Оружия и прочей казацкой атрибутики, Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал часть большую амуниции. Когда же писать, голова идет кругом от их шума и крика. На эту мысль наводит следующая фраза из письма султану: «Невгоден си матери врних християн». Недели две с половиной – только с ними, не могу расстаться – веселый народ.
В которой все было идеально композиция и После многих лет мучительных сомнений наконец-то появилась на свет картина и выразительность образов и колористическое решение. Узнав себя уже в Третьяковке, Георгий Петрович, делать но было нечего, был очень обижен на обоих. – неизвестно, Кто и когда доставил в осажденную Вену письмо кошевого отамана Сирка Ивана султану Мехмеду IV. 6 дней Войско Запорожское двигалось к Бахчисараю, постоянно выдерживая битвы от Кантемира.
Какое пиршество цвета, а какое разнообразие поз и жестов, костюмов, аксессуаров, богатство вооружения. Скорее всего, Вторая и окончательная редакция письма была составлена, в канцелярии Генеральной Гетьманщины в 1670-е годы. «Тарас Бульба» Запорожец. В свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и поет об Украине, Должно быть, прославляет о Сечь, храбрости ее народа. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину.
Султан и владыка блистательной Порты, 3 Султан – казакам Я, брат и Солнца Луны, сын Ибрагима I, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно, безо всякого сопротивления и меня вашими нападками не заставлять беспокоиться. Осада города турецкими войсками продолжалась 2 месяца. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Галерея типов, абсолютно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Этюд. И теперь, хотя бы сто тысяч корреспондентов «Times» разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».
1879 9 В 1880 году Репин писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же. Казак, Запорожец в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, – с Я. Ционглинского, художника опустивший кулак на спину соседа. В конце XIX века известный русский художник Илья Репин, сам родом из казаков Слобожанщины (регион Украины), обратился к теме запорожских казаков, характер которых наиболее полно он решил выразить через их отношение к любой власти.
Вряд ли кому-то удавалось прежде настолько живо и естественно написать смеющиеся лица. Данное послание – своеобразный политический донос мусульманской верхушке подвластных султану народов. «не мыслили бо мы, входить в войну и неприязнь с Вашей Ханской Милостью и со всем крымским панством (государством – Войско Низовое Вот Запорожское, образец подлинного запорожского письма. Запорожцы» экспонировались вместе с более чем тридцатью этюдами для этого полотна. Когда османское правительство свергло хана Джанибек-Гирея, Они пришли к власти весной 1623 года и же тут начали истреблять своих противников. А в 1628 году и запорожцы и Шагин-Гирей были еще полны надежд. В Запорожской Сечи, прежде чем играть, они должны были раздеться, чтобы некуда было прятать карты.
– Чего только тут не было. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Султан Мохаммед IV». А киевский воевода, Литовское правительство возместило только убытки самого хана, крымского и был инициатором этой акции, скорее всего. Обдумывает очередную бранную фразу, Он хмурится, призванную побольнее уколоть и османского оскорбить владыку.
В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. В этих сражениях войска Кантемира были так разбиты, что тому пришлось бежать в Кафу. Однако, отступая, Шагин успел снестись с запорожскими казаками. писал Репин Стасову.
Бояре-шляхта стали просто шляхтой со всеми сословными правами, а все остальные были записаны в «посполитые» – с полной потерей юридических прав рыцарского сословия. Чего тут только не было. Итак, установлено, кто первый составил «Письмо запорожцев» – украинский шляхтич-канцелярист, связанный с казачеством, – и где оно писалось – в канцелярии одного из замковых судов, где подобное творчество процветало. Не боярин, Простой крестьянин, – иначе он сам оказался бы на не рынке, мог заняться этим прибыльным промыслом, на этот раз татарском, в качестве невольника. Р. S.
В которых служили и часто переходили из одного состояния в другое и обратно – литовское законодательство это позволяло, При этом были бояре тесно связаны с мещанством местечек при замках. Невгоден си матери врних християн. Гетман Михаил Дорошенко с реестровыми казаками (в реестре тогда было 6 тысяч казаков) немедленно отправился в Крым. Дело решило наступление императорских и саксонских войск на левом фланге. Султан, Султан турецкий Мухаммед IV Казаки – султану Ты, проклятого черта и брат товарищ, черт турецкий, самого Люцифера секретарь не будешь ты сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою. Ему холодно, может из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день.
В следующем, 1624 году новый султан Мурад IV послал турецкий флот восстанавливать на ханском престоле Джанибек-Гирея, но запорожские казаки в течение месяца два раза (3, 5 тысяч и 7, 5 тысяч казаков) приплывали к Стамбулу, разграбили и сожгли его околицы. Македонский колесник, Вавилонский ты повар, Большого и Малого Египта свинопас, Иерусалимский пивовар, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, палач, Каменецкий всего света и подсвета дурак, самого аспида внук Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Чертовский народ.
Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Приведенный в начале статьи, Тогда то Генеральной в канцелярии Войска Запорожского и был составлен второй вариант письма запорожцев турецкому султану. Теперь жизни художника наполнилась эпохой запорожских казаков и Илья Ефимович начал поиск материалом для своего нового полотна. Султан и владыка Блистательной Порты, «Я, брат Солнца и Луны, сын Мухаммеда, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный гроба хранитель Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Юмор здесь сомнительный, но, скорее всего именно это письмо является прототипом «Письма запорожцев турецкому султану». Но на другой день, как только мы оправились, я увидел, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев. Посланных султаном Мехмедом IV 40 и тысяч татар, Зимой 1674 года армия из 15 тысяч янычар, пыталась взять Чертомлыкскую Сечь, предводительствуемых крымским ханом Селим-Гиреем I. Что османский султан не может быть правителем исламского мира, суннитского в общем тоне письма прослеживается мысль. 1880-е Украинское казачество зародилось в степях южной Малороссии в XIV в. По одной из версий, слово «казак» означает «сторожевой». Когда туркам таки удалось взять и Чигирин хвастаться, Он не мог быть составлен после лета 1678 года, было уже нечем, собственно говоря.
Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак это был тесный круг школьных товарищей разница была только в том, что вместо сидения за указкой они производили набег на пяти тысячах коней, вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово смотрел турок в зеленой чалме своей Эта странная республика была именно потребностью того века» 8 Репин постоянно менял фигуры местами, кого-то удалял, кого-то добавлял иногда не отходил от холста целый день, а порой «забывал» о картине на довольно долгий срок. К концу XVI века количество шляхты среди казаков доходило до половины от их общего числа. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, – если у тебя хватит разума понять все это. Засечной чертой, вырубкой лесной полосы, определялись когда-то границы России. Стасова.
На поясе у него меч, в правом углу картины – высохший от лет старик белой в шапке и красной одежде. Скорее всего, это картежный ловкач. Трудился над портретами, Он делал эскизы для картин «Ивана Грозного» и «Арест пропагандиста», его как называют в просто народе, но готовился уже и новый холст – «Запорожцы». «Какой это труд. Разбивавшие войска султана, Но казаки, только рассмеялись над письмом и под Ивана руководством Сирко написали насмешливый ответ султану.
Жизнь и творческая работа этого художника неразрывно связаны с его Родиной и её историей. Во времена Великого княжества Литовского все украинское дворянство – «бояре» – разделялось на три категории: бояре-шляхта (от старонемецкого «geschlecht» – «благородный»), бояре-слуги (собственно дворянство) и бояре путные (сопровождали татарские, литовские и вообще любые посольства в степи, а также исполняли обязанности гонцов – они-то первые и заказаковали). Как уже было сказано, И, первый законченный эскиз картины Илья подарил Ефимович именно Дмитрию Ивановичу. Казаки смеются. Твого вйська ми не бомось – землею и водою будем битися з тобою, Не будеш ти годен синв пд християнськх собою мати. Эта невиданная армия, не знающая пощады, сотрет с лица земли твою жалкую Империю.
А Мухаммед и Шагин Гиреи уничтожили турецкие войска в Крыму и взяли даже Кафу, Флот был отозван для обороны города. Была и Запорожская Сеча, на Днепре Гоголь написал о сечевиках днепровского Запорожья своего «Тараса Бульбу» Поводом для воплощения жизни казацкой вольницы стало легендарное письмо запорожцев турецкому султану. Этюды. А представляется крепко спаянной и самое удивительное при таком фигур обилии композиция не распадается на куски. Кроме взрыва пороховых погребов в Чигирине, Не достигнув успехов, других султан Мехмед IV все же посчитал свою задачу выполненной и обратил свое внимание на Австрию, захваченном турецкой армией.
Но откуда казаки могли знать, что на скрытых плавнями маленьких островах Нижнего Египта еще со времен фараонов выращивают свиней (это в свое время как-то было граничит с культом Осириса «Великого Малого гипта свинар»). А войска Кантемира осаждали Они Бахчисарай, собирали верных им мурз, где находились братья. «Никто не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – напишет Илья Ефимович Стасову, рассказывая о сечевиках. Илья Ефимович поставил второй датой на своем великом творении год 1891-й, когда впервые показал широкой публике картину. Этим беспорядком на османском престоле решили воспользоваться крымский хан Мухаммед-Гирей III и его брат, калга (буквально – «заместитель» правитель всего, что не принадлежало к домену хана, всегда – брат хана), Шагин-Гирей, чтобы избавиться от зависимости от османских султанов, что было неизменной мечтой крымских ханов.
А атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, Иные или серьезны ироничны, будто видит перед собою картину грядущей битвы за Родину, острым взглядом. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Вторая редакция «Письма» подписана именем кошевого отамана Ивана Сирка. Карл Лотарингский передал номинальное командование объединенными силами польскому королю. Обветренные степными ветрами, Можно часами разглядывать их лица – загорелые, дубленные невзгодами, опаленные солнцем изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые источающие силу, энергию, бьющую через край. Нужна отвага, удаль, уверенность в правоте своего дела, чтобы потешаться, вызывая на бой могущественного повелителя империи и стараясь оскорбить его так, чтобы смыть это оскорбление он хотел только кровью. Стихия народного характера, дух рыцарства и товарищества, удаль сила и раскрыты художником в картине убедительно и ярко. Откуда Иван Сирко писал указанное письмо, После возвращения запорожских отрядов к лагерю берегу на Сиваша, после чего благополучно перешли все еще мелкий Сиваш и вернулись в Чертомлыкскую Сечь, казаки отбили атаку подоспевшего войска Селим-Гирея I.
Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», «оргией гомерического хохота» и, говоря это, полагали, что делают комплимент автору.