Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться грешить не против истины. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев». ИМЕЮТСЯ ТАКЖЕ КВАДРАТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЛИ УЗКИЕ, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ, ПАНОРАМНЫЕ. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы». По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев. Эскизов, Сотни подготовительных этюдов, специальные поездки для изучения материала – все говорит это об одном основном чувстве, рисунков, владевшем живописцем.
«например, Нелегкой была эта поездка, ни что за не соглашались, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии, - хотел их писать, ни за деньги, ни даром – признавался художник. Делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», Он писал и «Царевну Софью» «Крестный ход», а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы», работал над портретами. «москва ни в чем не виновата по отношению ко – мне – писал он, Репин тотчас же вступился за Москву. Запорожцы» экспонировались вместе с более чем тридцатью этюдами для этого полотна.
И вот на блестящем стальном Днепре, при тихой и теплой погоде, многие кони, подальше от берега, уже взбивают густую белую пену до небес голые хлопцы барахтаются, шалят в теплой воде до упоения, балуясь с лошадьми вдали паром движется на пышущем теплом воздухе160 таков фон картины самую середину занимает до чрезвычайности пластическая сцена: голый запорожец старается увлечь в воду своего «черта», а этот взвился на дыбы с твердым намерением вырваться и унестись в степь. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак это был тесный круг школьных товарищей разница была только в том, что вместо сидения за указкой они производили набег на пяти тысячах коней, вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово смотрел турок в зеленой чалме своей Эта странная республика была именно потребностью того века» 8 Репин постоянно менял фигуры местами, кого-то удалял, кого-то добавлял иногда не отходил от холста целый день, а порой «забывал» о картине на довольно долгий срок. Вероятно, Каждая фигура прописана четко динамично и именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Голова кругом идет их от гаму и шуму еще задолго до Вашего письма я абсолютно нечаянно отвернул холст и не утерпел, Где тут писать, нельзя расстаться веселый народ Недаром про них Гоголь писал, взялся за палитру и вот недели две без отдыха живу с ними, все это правда. Покатываются от хохота, Казаки хватаются за ржут, бока, гогочут, хихикают, посмеиваются в усы.
В связи с идеей картины «Запорожцы» приведем эпизод, характеризующий мировоззрение Репина периода московской жизни. Репин даже вылепил из глины фигурки запорожцев и создавал из них целые сцены. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Хотя оно с детства было знакомо мне. Старинная одежда, вооружение, предметы быта – все достоверно и написано с натуры. «Я привел свою картину в полную гармонию. Репин «загорелся». Грабарь писал о «Запорожцах»: «Со стороны передачи всех возможных оттенков смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха». Якiй ти в х лицарь, коли голою ср жака не вб. В другом письме: «.
Выделились из этой забитой, вот и рутинной, серой, покорной, темной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. Репина. 95) средний размер: (36. Художник ответил довольно резко: «Я не понимаю смысла и значения этого сюжета теперь, да и, тогда он мне так же противен был и достоин только отрицательного отношения к нему. Героев становилось все больше. Удалял одни, Художник постоянно менял фигуры, работал над картиной целыми днями, вписывал другие, а иногда откладывал на ее долгий срок. Чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и жизнь удалую тех, Больше 12 лет потребовалось мастеру, невзирая ни на что, кто, оставался свободным. Твого вйська ми не бомося, Не будешь ти синв годен християнських пд собою мати, землею водою будем битися з тобою.
РАЗМЕРЫ ГОТОВОЙ КАРТИНЫ СЧИТАЮТСЯ ПО БАГЕТУ, А НЕ ПО ПОДРАМНИКУ. «Ну и народец же. 65) малый размер: (30. «оргией гомерического хохота» и, Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» рода своего «атласом смеха», полагали, говоря это, что делают комплимент автору.
Это товарищество и прославил художник. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту своих лучших принципов веры православной и личности человеческой. Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «лыцари». Голова кругом идет от их шуму и гаму.
Только «Явление Христа народу» Александра Иванова имело за собой подобные этюдные штудии. Репин открыл зрителю все ходы своих размышлений, поиски композиции и ее глубины, варианты цвета, характеров исторических деталей, предметов быта. 60) (85. Запорожцы, товарищи, тесная в своем единстве богатырская застава.
Большой его друг, человек, оказавший Репину огромные услуги: во время работы над «Запорожцами» (он доставал всякого рода материалы, требующиеся Репину), – Д. И. Яворницкий предложил как-то Репину написать картину, в которой бы фигурировал Мазепа. Текст письма запорожцев, переходивший из уст в уста имел сотни вариантов, большинство которых невозможно было публиковать – слишком солеными словами они были напичканы. Этюды. Султан Мохаммед IV прислал запорожцам грозное письмо, Разгневанный казаков на за истребление ими 15-тысячного войска, повелевая добровольно сдаться. «Тарас Бульба» Запорожец.
дея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году. Чтобы зарисовать старинные Совсем укрепления, скоро художник отправится на Украину и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи. Т. Е. А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Чего тут только не было.
А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею. Чорт вис, а тво вiйсько пожира. На зрителя смотрели напыщенные, не блещущие умом «герои» торжественного заседания, порой – надменные, Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты ему позировавших чиновников. Что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем поддержать вас в этой ошибочной, тенденции», Простите, на мой взгляд. На днепровские перевозы, Кончался поход воин уходил в луга и пашни, торговал, рыбу, ловил варил пиво и был вольный казак.
ОН ПОПАДЕТ В ДИАПАЗОН МАЛОГО РАЗМЕРА И БУДЕТ СТОИТЬ 2500 РУБЛЕЙ. К сечам собирались беглые крепостные, к засекам, в записывались казачество – в пограничное войско землепашцев. Репин вскипел и сказал: «Дмитрий Иванович. Н. Гоголь.
Заканчивая холст, Репин писал своей ученице Е. Н. Видно, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими пальцами ног и крепко держит веревку, что не уступит своему черному скакуну – чтобы сбить казака или оборвать повод, Конь делает самые дикие прыжки, обмотав ее дюжих у кулаков мускулистых рук. Чорт викида, а тво вйсько пожира. Македонский колесник, Вавилонский ты повар, Большого и Малого Египта свинопас, Иерусалимский пивовар, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук так Вот тебе запорожцы ответили, плюгавому. 1880-е Украинское казачество зародилось в степях южной Малороссии в XIV в. По одной из версий, слово «казак» означает «сторожевой». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Исторический сюжет Репин использует с целью показать все оттенки безудержного смеха это прямо-таки энциклопедия смеха. Я напишу гетмана Хмельницкого». Ему холодно, может из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день.
И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием. Ти шайтан турецький, проклятого чорта брат товариш, самого Люципера секретар. И Серов, Мы эпосом зачитывались Украины, уже прекрасно смаковал суть украинского языка, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет. Детство и юность художника прошли на Украине, казацкое письмо он знал с детства (списки его были широко распространены в Малороссии). И, как почти все репинские картины, «Запорожцы» вызвали самую различную оценку. Серов. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Полоска Днепра, Дым костров на заднем плане, но и группы увязывают на переднем и заднем плане в единое целое, движущиеся вдалеке фигурки казаков не только создают настроение общего воодушевления. Устав работать над одним, он переходил «отдыхать» на другое.
5 Репин хотел прежде всего воссоздать вольный дух казачества, описанный Гоголем в «Тарасе Бульбе»: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Когда она была показана на выставке, Теперь и к тому же он приуменьшал заслуги самих запорожцев, последователь Толстого художник Н. Н. Ге также недооценил полотно, репинское как защитников родины от посягательств турок и польского панства. А все они вместе олицетворяют силу и мощь, Каждый – персонаж тип, которые никто преодолеть не сможет. Пики и пистолеты, Здесь было и оружие ружья – и пушки, запорожские костюмы, а также утварь. Что вы, я вижу, ополячились, в поживши Варшаве, окатоличились, возлюбили польских панов, а вместе с ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека. Пришлось пожертвовать очень многим Конечно, я не тронул главного». Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. А атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, Иные серьезны или ироничны, будто видит перед картину собою грядущей битвы за Родину, острым взглядом. Чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании даже и получил разрешение на то, которой требовала композиция картины и именно в той позе. Яворницкий, однако, продолжал настаивать на своем сюжете и написал об этом Репину.
Панская Польша мне ненавистна, а Мазепа- это самый типичный пройдоха, пан поляк, готовый на все для своей наживы и своего. – Какой это труд. Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств – македонского, вавилонского иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. » и так далее. В один из таких вечеров читалась турецкого переписка султана с казаками предложение сдаться без сопротивления и едкий ответ запорожцев. «Никто не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – напишет Илья Ефимович Стасову, рассказывая о сечевиках. Илья Ефимович поставил второй датой на своем великом творении год 1891-й, когда впервые показал широкой публике картину.
Силу и мужество народа, в этих словах Репина заключена картины идея – показать героизм, спеть гимн во славу свободных людей. И особенно важно, что при этом возникает ощущение единства и сплоченности запорожцев. Все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение – оставшейся от этих эпох, в каждой чувствуется мелочи, необыкновенный подъем духа, виден, энергии. Это не просто «физиология смеха», не просто «бешеная веселость», о которой писал Гоголь, но сознательный художественный прием, помогающий создать впечатление сплоченности, отваги и уверенности в своих силах перед лицом общего врага, пусть даже этот враг могущественный повелитель целой империи. ».
Еще в 1880 году, в Москве, картина не понравилась Льву Николаевичу Толстому. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Историк Н. И. Костомаров опубликовал в журнале текст одного из вариантов письма запорожцев. «до сих пор не мог ответить Вам, ну и народец же – а всему Запорожцы, виноваты 1879 9 в 1880 году Репин писал Стасову.
Султан, Султан турецкий Мухаммед IV Казаки – султану Ты, проклятого черта брат и товарищ, черт турецкий, самого Люцифера секретарь не будешь ты сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не землею боимся и водою будем биться с тобою. Пiдписали: Кошовий атаман ван Срко зо всiм кошем Запоржськiм» Запорзьк козаки турецькому султану. Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским 4 Это не было строевое собранное войско но в случае войны и общего движения в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении и в две недели собиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы – поскольку числа не знаем и календаря не имеем, Этим кончаем, год в книге, месяц в небе, а день такой у нас и какой у вас Подписали. Потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, Но восстановление безмозглого панства, когда тони бы начиналось. Желая избавиться от столь грозного соседа, Турецкий султан Махмуд предлагающее IV им сдаться без сопротивления, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо.
Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины. Репина. 1880-е 11 Искусствовед И. Э. Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». Галерея типов, абсолютно оригинальных, неподражаемых, легендарных.
Я остался бы при своем я убежден, глубоко и теперь хотя бы 1 000 000 корреспондентов Times разносили меня в пух и прах, ни убавлять ни одного штриха», что теперь в этой картине не надо ни прибавлять. Так дело тянулось долго. 1884 Запорожцы.
– все не Была удовлетворяло» и лошадиная морда была и спина в рубахе был смеющийся – великолепная фигура. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. И, Летом 1878 года М. В. Прахов одновременно с Репиным гостил в Абрамцеве именно он тогда напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, очевидно, может быть, прочел художнику это письмо. Их ждет бой, зная, что мало кто вернется живым из битвы грядущей – а теперь только одна, Когда-то были у них разные дороги и смеются они сейчас, общая.
Бо календаря не мам, Числа не знам, рк у книз, мсяць у неб, а день такий у нас, як у поцлуй Вас за те оськуди нас. Где когда-то жили запорожские казаки, Он побывал во многих местах, зарисовал там различные предметы богатейшей из коллекции запорожской старины, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, собранной владельцем усадьбы. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Слушавшие ответ казаков, Гости Мамонтова, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в с нем озорством. Таким образом, внимание зрителя акцентируется на письме. Как только мы Но оправились, на другой день, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев, я увидел.
И это состояние восторга, преклонения и любви художника к своим героям мгновенно передается зрителям. О чем эта история. Летом этого года он гостил в Абрамцеве. " – писал Репин критику В. В. Стасову. Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее.
Ведь равенство и братство, Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, столь значимы для письмо пишущих турецкому султану людей, наряду со свободой. Практически сливающаяся с темнотой священника спина и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера, Шесть лет потратил Репин – чтобы композиционно выстроить сюжет. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Запорожцы ответили дерзким письмом, бросив султану открытый вызов.
Вряд ли кому-то удавалось прежде настолько живо и естественно написать смеющиеся лица. С ними нельзя расстаться. Портрет И. Е.
Герои картины хватаются за бока в приступе безудержного веселья, ухмыляются, хихикают, скалят зубы, гогочут Один казак («Остап») в порыве восторга опускает на спину соседа могучий кулак, другой («Андрий») смущенно улыбается, чуть сконфуженный грубостью товарищей, еще один суровый закаленный в боях воин прячет улыбку в усы Они такие разные, но в то же время все охвачены единым порывом. Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи. А представляется крепко спаянной и самое при удивительное таком обилии фигур композиция не распадается на куски. Гомерический смех. Была и Запорожская Сеча, на Днепре Гоголь написал о сечевиках днепровского Запорожья своего «Тараса Бульбу» Поводом для воплощения жизни казацкой вольницы стало легендарное письмо запорожцев турецкому султану. Цвет, Надо каждое пятно, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались и бы характеризовали бы всякого субъекта в картине.
Писать Мазепу я не буду. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Великолепную картину написал Репин. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова160 «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Чертовский народ. рассказывал Репин.
Чертовский народ. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». Засечной чертой, вырубкой лесной полосы, определялись когда-то границы России. Удалой танец, Веселый, которые старались показать секундное мгновение того, счастливые лица людей Эта была работа написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, что происходит здесь и сейчас. В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Но тогда, Теперь это покажется словами, устарелыми когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, в то время, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. Может Впрочем, А, в основу которого художник положил собирательный образ революционеров, русских у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета. чего только тут не было. Кошовий отаман ван Срко зо всм кошом запорзьким. Вокруг которого двумя кругами концентрическими размещены диктующие послание запорожцы, в итоге центральное место получила фигура писаря. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю.
45). Хотя эскиз был выполнен за два года до этого, в Абрамцеве, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова читала вслух аксаковскую «Семейную хронику». Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил «Крестный ход». Это чувство – любовь.
Что вы находите значительного в промахнувшихся предателях, я ума не приложу, вероломстве, в в измене. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. «Мне тогда, - писал Репин, – указал на это письмо Мстислав Прахов. По вечерам гости собирались вместе, спорили, декламировали стихи и рассказы. Нет, это не «оргия гомерического хохота».
Стасова. Которую они делают по привычке из сезона в сезон, Это работа изнурительная, чрезвычайно тяжелая, забирающая здоровье, порой, а и жизнь, но позволяющая прокормить семью. "Ну и народец же. Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Казак, Запорожец в высокой черной шапке с писался В. Тарновского, – с художника Я. Ционглинского, опустивший кулак на спину соседа. Особенно в устройстве городов, в И истории народов и в памятниках искусства, ассоциаций, архитектуры меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, более всего в республиканском строе, конечно. «Какой это труд.
По напряженным мускулам и по загорелому телу парубка восхитительную создавали картину, Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, которой позавидовал бы всякий баталист. Он почувствовал огромные возможности этом в сюжете для большого полотна на очень важную тему – тему жизни свободного народа. восклицал художник. Портрет И. Е. Если бы Репин ввел в картину всех, кого имел ввиду, портретируя прототипы для «Запорожцев», его произведение как исторический роман должно было бы иметь продолжение.
Эта картина гимн во славу свободных людей их героизма, мужества и юмора прославление «горсти удальцов», которая не только «защищает всю Европу от восточных хищников, грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Я люблю поляков за их культурность – теперь. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно.
У нас можно заказать картины трёх размеров: большой, средний и малый. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. писал Репин Стасову. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. Цвет, Надо каждое пятно, линия чтобы выражали вместе общее сюжета настроение и согласовывались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине». Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор и он оказался прав.
Куда подевался «их» Репин, Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно – же друзья живописца искренне недоумевали. Так и понял русский народ эту картину. Султан и владыка блистательной Порты, 3 Султан – казакам Я, брат и Солнца Луны, сын Ибрагима I, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно, безо всякого сопротивления и меня вашими нападками не заставлять беспокоиться.
Який ти в чорта лицар, коли голою сра жака не вбшь. А первой датой, знаком начала, поставил год 1880-й, когда, проехав Сечь вместе с юным Серовым, увидел эту жизнь своими глазами. Званцевой: «Все время работал над «Запорожцами». От каждого из холстов Репина восьмидесятых годов «шедевр шедевров» взял лучшее: прославленный свет страсти, кипящие в сердце титана скульптурность и объем в портретной живописи динамику и экспрессию человеческую массу в ее общем движении и жизнь личности рядом с другими а главное – возможность передать миг исторического времени, благородную, высокую идею. Он все забыл или ничего не знает из русской истории.
Бо числа не i знамо календаря не мамо, Тепер кончамо, рк у князя, мiсяць у небi, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцлуй в ср нас. Где 21 ноября 1891 года открылась персональная выставка двух прославленных выпускников, Картина впервые появилась перед публикой в залах художеств, Академии а ныне профессоров Академиb Ильи Ефимовича Репина и Ивана Ивановича Шишкина. Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Одного – прогрессивного, но не сломленного, почти растоптанного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего – истинность гонимого, о непримиримости двух мировоззрений. Су ти сину, Не будеш ти, твойого вiйска ми не боiмось, синiв христiянських пiд собой мати, землею i водою будем з биться тобою, распро твою мать. «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, – говорил Репин, – а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Равенства и братства. » Эти настроения равенства и братства людей, Никто на всем свете не чувствовал так глубоко как свободы, нельзя лучше проявились в окончательном варианте картины, сообща воюющих и веселящихся.
Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что «Крестный ход» не продвигается. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. «Запорожцев» Репин показал лишь в 1891 году на своей персональной выставке, где она была заглавным полотном. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах.
Приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей – молодец к молодцу, лежат Наконец, все на животах в ожидании найма. В. Поленов. Обветренные степными ветрами, Можно часами разглядывать их лица – загорелые, дубленные невзгодами, опаленные солнцем изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые источающие силу, энергию, бьющую через край. Нужна отвага, удаль, уверенность в правоте своего дела, чтобы потешаться, вызывая на бой могущественного повелителя империи и стараясь оскорбить его так, чтобы смыть это оскорбление он хотел только кровью. Стихия народного характера, рыцарства дух и товарищества, удаль и сила раскрыты художником в картине убедительно и ярко. Большой размер: (56. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. 26 июля 1878 г».
Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. гонора. Репин в одном из своих писем сообщил, как зародился у него замысел картины. «Все за одного – один за всех» – таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила.
Подбирая соленые словечки и в воображении Репина тут же возникла сцена сочиняют запорожцы послание султану, стараясь уколоть его посильнее. Эту группу я взял для этюдов. Горизонт то поднимался, то опускался, возникал лагерь запорожцев их боевой стан. Да что об этом. Тот, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину или те – кто идет во главе Крестного хода, Кто же из персонажей истинно картины верует. Голова идет кругом от их гаму и шуму Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Цвет, Надо каждое – пятно, чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали всякого субъекта в картине, линия.
Портрет критика В. В. И теперь, хотя бы сто тысяч корреспондентов «Times» разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». В образе писаря представлен историк Д. Эварницкий, Известны имена людей, есаула – Д. Стравинский артист в образе казака с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова, Тараса Бульбы – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, в образе Серко – генерала М. Драгомирова – черты которых увековечены на этом полотне. Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары. Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ.
Невгоден с матер врних християн. 45) (55. Чертовский народ. Работал над общей гармонией картины, какой это труд. 1873В.
В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV, одном На из вечеров было зачитано письмо XVII века. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Потому ЧТО ФАЙЛЫ ЗАЧАСТУЮ НЕСТАНДАРТНЫЕ, ТОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ОГОВАРИВАЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ЗАКАЗЕ, ПРИ с ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ ТИПОВЫХ РАЗМЕРОВ. Очень устаю». Работаю иногда просто до упаду. Который позже стал для основой знаменитой картины, Тут же Репин набросал карандашный эскиз. Этюд.
Репин никуда не делся. Так было и в Москве. Сидящие и стоящие кругом казаки диктуют ему, За столом писарь строчит письмо султану, подбирая едкие наиболее слова. Какое пиршество цвета, а какое разнообразие поз и жестов, богатство костюмов, аксессуаров, вооружения. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. На «Запорожцев» художник затратил огромное количество энергии, любви и забот. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
И совсем недавно, а ведь бой был, вот – задумчиво стоит во втором ряду казак с окровавленной повязкой на голове. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге – от турок. Турецкий султан привел в начале письма все звания, свои Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». «Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих веры принципов православной и личности человеческой.
ЕСЛИ ВАМ ОЗВУЧИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР КАРТИНЫ 3545 – ЭТО ОБЩИЙ РАЗМЕР КАРТИНЫ С БАГЕТОМ. И отсюда почерпнул немало типов для картины». Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», «оргией гомерического хохота» и, говоря это, полагали, что делают комплимент автору. Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими.
Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Свет чистый, – Климат здесь хороший, солнце яркое, ровный, внешний вид красивый, чего вы ничем не замените в вашем казарменном Питере, этом в болотном, темном прогнившем воздухе». И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читается вслух подгулявшей компании». 35) (36. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Отак тоб козаки вдказали плюгавче. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось. » И. Репин. Не раз громившие султанские орды, Запорожские казаки, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана лишь Сирко, рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, написали едкий ответ султану. В которой все было идеально и композиция, многих После лет мучительных сомнений наконец-то появилась на свет картина и выразительность образов и колористическое решение.
И игры, которыми всегда увлекались в семье Репина, подчинились теперь новому замыслу, – играли в запорожцев сам Илья Ефимович был Тарасом Бульбой, дочь Вера – Остапом, Надя – Андрием в другой игре Репин и его сынишка Юрий были запорожцами, а дочери – русалками, завлекавшими казаков в камыши: «камыши заменялись кучками сена, – писала В. И. Репина, - мы играли на бульваре Девичьего поля, бежали вперед и прятались за сугробы».