Среди ранних произведений ломбардского мастера – показанный на выставке в ГМИИ «Юноша с корзиной фруктов» (1593). Пушкина в российской столице состоялся премьерный показ картины Караваджо «Юноша с корзиной фруктов».
Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. Прототипом которого, Особенно сильное впечатление производит образ Никодима, был некий грузчик, словам по современников. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Использование иллюстраций и видео возможно только с письменного согласия правообладателя (МТРК «МИР»).
В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, Будущий апостол Павел, которого держит под уздцы старый слуга, упавшим показан с коня. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги).
Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). Демифологизацию религиозного сюжета и смещение акцента со сверхъестественного явления на его переживание полным глубокой веры человеком, Именно в этом полотне впервые проявилась суть того нового, также а другими живыми существами – что привнес Караваджо в современное ему религиозное искусство. Персонажи совершают казнь как Повинуясь нечто, этой власти, вполне обыденное, на первый взгляд.
Использование иллюстраций и видео возможно только письменного с согласия правообладателя (МТРК «МИР»). Поскольку она сгорела в 1940-е во годы время бомбежки Берлина, Судить об этой картине можно лишь по репродукциям. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Но не менее замечательным было третье полотно, Совсем иным, Караваджо созданное для капеллы Контарелли. Став зеркалом, Картина приблизить призвана этот мир к зрителю, в котором отражается реальность.
Впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, Несдержанный, едва заработав какие-то деньги, он, разгуливал по городу – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, всей по вероятности, не было. Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, Отправившись туда морским путем, а обнаружил, выйдя на свободу, что фелюга с его скарбом исчезла. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Которые можно считать началом жанровой живописи Нового времени, в других полотнах, разыгрываются слегка театрализованные сценки окружающей из жизни.
А, Тем не менее художник не ставил собой перед цель создать обманчивую иллюзию реальности, стремился показать подлинность ее бытия, напротив. Внутренняя значимость и монументальность всего, Эта бытийственность, коренились, что изображал ломбардский мастер, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее простых происхождение вещей, над которыми как будто простерта благословляющая рука Христа, как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. Которые в основе своей не были отрицательными, Так экстремально выразились черты его а личности, явились лишь своеобразным проявлением антиконформизма. Как и в упомянутых выше работах, Однако, а продуманная композиция с определенным символическим перед смыслом, нами не слепок с натуры.
В новых произведениях художник опять обращается главным к темам своего творчества – ключевым событиям евангельской истории. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Здесь (в Порто Эрколе. Склонившись к младенцу, Усталая Мария мирно спит, читая ноты, ангел играет на скрипке, которые держит Иосиф, между головами их – морда слушающего ослика. Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Его влияние испытают все практически выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Бернини и Вермеера. О чем свидетельствуют не только и не столько крылья за спиной ангела и все же мы присутствуем подлинно при чудесном событии, а также полные внимания глаза животного, сколько неотрывно устремленный на него взгляд Иосифа.
Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды о говорят других ощущениях, а порванная струна скрипки и слегка измятые нотные листы – о преходящем характере земных радостей. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Аналогию которой можно найти, Человеческое страдание этом в грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, только в живописи Рембрандта, пожалуй. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. К которой они относились, Не менее для очевидной критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, не столь восторженно, как правило. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия.
Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. 2000 – 2015. С помощью которой он призывает избранных, при Но этом Христос наделен высшей духовной силой, по сравнению с обыденной, приобщая их к более высокой, реальности.
Флоренция, Неаполь, Генуя, Мальта, Сицилия, снова – Неаполь Модена, Начинаются годы скитаний. Огромная внутренняя сила образов и живописное непревзойденное мастерство поставят имя Караваджо рядом с величайшими именами в истории мировой живописи. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ФС77-50091 от 06 июня 2012 года. Который в эти годы вновь стал, в конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, средоточием духовной и художественной жизни как Италии, в начале века. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в дворце своем кардинал дель Монте, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников театральных и музыкальных представлений.
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Веселое, задорное лицо, озаренное неотразимо доброй улыбкой, говорит о том, что все происходящее – лишь игра и можно не опасаться всерьез за судьбу добродетелей искусств и наук. Стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, Папа Сикст V, куда из разных концов Италии стекаются талантливые и архитекторы художники, способствует новому преображению Вечного города.
А таинственное событие, При этом перед нами не школьный урок, в котором смесь прочитывается благоговения, свидетельство чему – прежде всего выражение лица апостола, потрясения изумления и радости. Продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных Отныне заказчиков и до самого конца жизненного пути и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной живописи, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви. Попадает в больницу для бедных, в ту пору он влачит нищенское существование, но не упорно перестает трудиться и вскоре приобретает известность в кругу римских ценителей искусства. «годы, отмечены и большими перерывами в работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером – современный итальянский искусствовед Д. Бонсанти, Автор книги о Караваджо, он когда все более широко утверждал себя как художник, пишет. В «Призвании св. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа.
Которые из-за тюремной решетки напряженно вглядываются в происходящую мистерию, При этом вся приобретает сцена законченный смысл благодаря свидетелям – узникам. Соединившей в себе драматизм и динамичность со скульптурной законченностью форм, к живописи, его и классицисты, будут обращаться и художники барокко. А порой и в новейшей литературе о Караваджо иногда попадаются описания этих последних изгоев как общества, в старой. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание.
Сама лошадь, Впрочем, словно вместе прислушивается со слугой к происходящему таинству, осторожно поднявшая над упавшим ногу. Несомненно, Караваджо, на которой Бог Отец протягивает руку Адаму, знал роспись своего тезки в Сикстинской в капелле Риме. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей».
Показанный, в произведении ломбардского мастера есть один еще персонаж – свет, реальным и вместе с тем символичным, как и все прочее. Католицизм празднует победу над Реформацией. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Главным его покровителем становится кардинал Франческо дель Монте, просвещенный меценат и собиратель живописи.
В мастерской которого Караваджо некоторое время в совершенствуется изображении цветов и плодов, в числе последних – приехавший из Неаполя Чезаре д39Арпино. Сгруппированных в мизансцену, На самом деле художник изобразил вполне пристойных и большей по части хорошо одетых горожан, смысл которой состоит в отношении ко входящему Христу. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю.
Вот таким образом он сброшен на землю, Прежний гонитель христиан должен полностью переродиться, вследствие вся чего верхняя часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. «разъяренный, Как свидетельствует один из источников, надеясь увидеть далеко в море метался суденышко, он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, на котором осталось его имущество. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство.
Наиболее удаленные от него слева сидящие старик и юноша целиком поглощены подсчетом собранных денег. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. В самом конце века XVI Караваджо получает заказ от наследников кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. При всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, в творчестве великого голландца, магия света и тени, найдут продолжение Караваджо присущий демократизм и психологизм образов, глубина и напряженность религиозного чувства. У Караваджо не только простые мытари, в отличие от величавых и пребывающих вне времени героев Мазаччо и Петр, но и Матфей и сам Христос люди – из плоти и крови, его современники. Видно, как тяжело дается ему процесс писания.
Встреча с Богом происходит в глубинах его души скрыта и от глаз непосвященных – При этом лицо апостола остается непроницаемо-замкнутым. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» МИР24 интернет-портал (MIR24. TV). Он умер так же нелепо, как и жил» Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть.
Он заставляет их волшебно светиться в темноте и зажигает яркие краски их одежд, Оживляя фигуры, но, главное, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний. (Так, прототипом св. Чей крик – проявление идущего из глубины души Самым чувства, потрясенным выглядит кричащий мальчик служка. Тускло отражаясь в боковом окне, течет Он широким потоком из неясного источника поверх голов входящих и является в равной мере физическим и духовным феноменом. Информационных технологий и массовых коммуникаций, Свидетельство выдано Федеральной по службой надзору в сфере связи. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую тогу, Величественный античный бог вина и растений, в то время же – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Матфея (1602). Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего.
Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. Находящиеся за ними три Марии оплакивают Иоанн его и Никодим опускают безжизненное тело Христа. Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и иллюзорной почти достоверностью окружающих предметов, Несмотря на некоторую сухость письма. Показанной на выставке в ГМИИ, второй, Во в образах, внешняя динамика сведена к минимуму исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. В лице которого читаются сострадание и внимание, Наиболее отдаленный от зрителя персонаж, в воображении которого все, происходит – автопортрет самого автора картины, что мы видим на полотне.
Над ним склонился палач с мечом, Старый апостол показан упавшим на навзничь ступени алтаря. Композиция исполнена проникающего динамизма. А плоды на блюде, Помещенная в неглубокое пространство с фигура невиданной прежде рельефностью выступает из темноты, стеклянный сосуд и чаша с вином являют предметный мир во всем разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным.
Более самобытные мастера воспримут его глубинные новации, Прямые подражатели будут копировать отдельные его приемы, прежде всего культ – натуры и человечность. Протекавшей за пределами его мастерской, Между тем в обыденной жизни художника, разрушительные тенденции проявлялись не отнюдь в виде безобидной игры. На ней был представлен св. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. В более ранней ярко освещенные персонажи с предстают благородно сдержанными или широко развернутыми жестами. В которых был замешан Караваджо, Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки их последствия делались все более серьезными, следовали одна за с другой впечатляющей регулярностью, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» Смертельно ранив во время игры в мяч своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима.
Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» в экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный с юноша улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Некоторые полагают, другие – одного из чувств – вкуса или же вовсе всеобъемлющей любви – у ученых есть множество версий относительно того, По ее словам, что это – иносказательное изображение осени, в что аллегорической форме изобразил художник.
Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой.