Карнавал, праздник, застолье и есть территорияигры и свободы, выгороженная изпространства общественных установлений. Об этом – знаменитые «пьяные» картиныЯкоба Йорданса изображающие нехилыефламандские застолья во главе с такназываемым Бобовым королем. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане – сам художник.
Что, Из других обстоятельствжизни живописца заслуживает вниманиятот факт, Йорданспод старость перешел в будучи кальвинизм, католиком. Где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, Однако искусство – это ещё одна территория игры и что свободы, угодно. Улыбающейся молодой женщине, наблюдающей за игрой детей, фигура которой уже не уместилась в пределах картины, кажется, с трудом удалось «просунуть» голову, да и то сбоку. Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. ФридрихГенрих, принц Оранский (15841647), младшийсын принца Вильгельма I и его супруги, Луизы де Колиньи.
Светский способ отпраздновать католическое Богоявление, Застолье с королем Бобовым – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века. Который не может сути понять человеческого характера, Они хохочут и хитровато посматривают на незадачливого Сатира. Впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, в этого, силу Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Всилу этого, впервые отразив любимыйнародом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказына воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей– огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложныепо цвету и свету, с живыми многофигурнымикомпозициями. Эти помпезные панно былинаписаны Йордансом совместно с Герритомван Тульденом. В начале века правители Альберт и Изабелла бороться пытались с излишествами фламандских горожан.
(«Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегория плодородия», около 162528, Музей старинного искусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов» (Jordaens), (1593-1678), фламандский художник. Светскийспособ отпраздновать католическоеБогоявление, Бобовым Застольес королем – это общепринятыйобычай во Фландрии 17 века. Вечером, Стол накрывался 6 января и народ вернулся из когда церкви, все религиозные ритуалы уже соблюдены. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам».
«В ранних произведениях Йорданса («Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. И шелковистые завитки девочки, прически и сверкающий металл кружек и лоснящаяся шерсть собаки и блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в отличие от других фламандских художников его времени, Иорданс никогда не был в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая деталь здесь предельно материальна. Якоб Йорданс Младший, Единственный такжестал сынживописца, художником и работал преимущественнов Копенгагене. Пространство комнаты намечено условно и не имеет глубины. Суеты и даже шума, Это усиливает впечатление тесноты, а также раскрыть помогает композицию в сторону зрителя. Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». Где организовал большую для мастерскую выполнения многочисленных заказов, Работал в Антверпене. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямойслепок с реального образа жизни семьихудожника.
Чтобы во всём проиграть работникам, своим Руководство из кожи вон лезет, начальники с энтузиазмом пытаются занять самые последние места во всех конкурсах и соревнованиях. Что это семья Рубенса, в середине XVIII века полагали, позднее – самого Иорданса или его учителя и родственника Адама художника ван Норта. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. Работа привлекаеткрасочным богатством, широтой и свободойживописной манеры, выразительностьюярко индивидуальных образов, композиционнойизобретательностью. На рубеже годов 50-х 17 столетияпо заказу голландского штатгальтерафламандский художник создал две огромныхдекоративно-аллегорических композициидля летнего дворца Хёйс тен Бос в Гааге, в которых проявилась тенденция позднегоЙорданса к характерным для бароккохудожественным излишествам и бурнойпатетике.
Он избирал «свиту» и все пили за его здоровье. По древнегреческим источникам (Светоний, Плутарх, Кассий Дион, Страбон, Гораций) и классической литературеизвестно множество историй о любовнойсвязи Клеопатры и Юлия Цезаря, а такжепосле убийства Цезаря, о любви Клеопатрыи полководца Марка Антония. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью и предметов контрастной светотенью сказывается влияние караваджизма.
Интерес к передаче объемов, Однако утверждение в образах характерных фламандских народных черт, мягкость цвета – все черты, это решение бытовой семейной сцены в приемах большой масштабной композиции, присущие стилю самого Иорданса. Ежегодный банкет гильдии св. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Рыжие, Не только коричневатые, но даже черный цвет кафтана молодого человека, кирпичные тона, обернувшегося к зрителю, золотистый имеет оттенок, связанный с определенным освещением. Тщетнопризывающих язычников остановиться иувидеть в них таких же людей – проповедующиххристианство в языческом городе Листре, народ принимает за богов иМеркурия, Юпитера 7-17). Апостолов Павла и Варнаву, как самижители Листры ибо они совершили чудо. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство.
Где дажесамый строгий в жизни автор можетпозволить себе вообразить всё, Однако – искусство это ещёодна территория игры и свободы, чтоугодно. Вот, ниже, например 8212 те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса: Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. К которому он неоднократно обращался, Одним из сюжетов любимых Йорданса, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». Ни более прозаическомуЙордансу одинаково не хватало здоровойумеренности Рубенса, Однако утонченномуван ни Дейку. Фигурная группа на первом плане, в картине уже ясно различимы многие принципы, подчеркнутые объемы, заполняющая почти всю плоскость холста – получат которые развитие в последующих работах художника. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами.
Объединявшей живописцев, Луки, то в время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов, обходился в 1300 флоринов. В период позднего творчестваЙорданс продолжал работать, создаваякартины в различных жанрах, такие, например, как «Нептун, похищающийАмфитриту», «Бобовый король», «Изгнаниеторгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». Однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, в искусстве Йорданса всегда праздничнаязрелищность сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив.
Из которой вышли лучшиеполководцы 17 столетия, Фридрих Генрих былвесьма полководцем искусным его главныйштаб считался высшей школой военногоискусства. На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. Его искусству присуща редкостнаясила чувственного воздействия. Монументальные сцены поражают живописнымразмахом, величием образов. Отдавали всяческие почести и повиновались беспрекословно ему, На него надевали бумажную корону. «Вранних произведениях Йорданса («Семейныйпортрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонениепастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизмуплебейская характерность фигур, тесносгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень.
Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Размерпанно составляет более 10 квадратныхметров.
Конкретные, почерпнутые в жизни мотивы художник трактует обобщенно и приподнято. Впечатление создает уже не гармония различных цветов или аккорды красочных пятен. В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский стал штатгальтеромНидерландской республики. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем.
В холодный день он дул себе на руки, желая согреться. На которых он с домочадцами так зажигает и картины его молодости, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального жизни образа семьи художника. Оно былчрезвычайно популярно как среди простогонарода, Застолье с королемустраивалось повсеместно, по мнению историков и так у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свитубыла, неплохимпредохранительным клапаном для выходанедовольства существующим порядкомвещей. Хранящееся в Эрмитаже, – исполненная им в 1615 картина году с изображением семейной группы за пиршественным столом, Наиболее раннее датированное произведение Иорданса. Награнице с Фландрией, Фламандский художник ЯкобЙорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 1678 октября года и былпохоронен по протестантскому обряду внебольшом голландском городке Пута.
Сюжет взятиз Деяний Апостолов (14. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Объединявшей живописцев, Луки, в то время как весь доход составлял флоринов, 1800-2000 обходился в 1300 флоринов. Но боб, естественно, замешивалсяв тесто ещё накануне. Ни молодая женщина, Ни мужчины, ни никто старуха не удивлен появлением козлоногого жителя лесов, держащая на руках здорового розовощекого ребенка. Но, очевидно, двадцатидвухлетний художник, автопортрет которого мы видим в левой части композиции (в плаще и шляпе, с вдохновенно поднятой головой играющий на лютне), запечатлен в кругу семьи отца. В период позднего творчества Йорданспродолжал работать, создавая картиныв различных жанрах, такие, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры».
Избытком душевногоздоровья, ПроизведениеЙорданса седа окрашены черезкрай бьющей жизненной силой. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. По церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, крестинах и похоронах, не говоря уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана Соотечественники гильдии, Иорданса пировали по всякому поводу. Иякоб Йорданс на протяжении своеготворчества испытывали влияниемногогранного творчества великогоРубенса, Антонис и ван Дейк. Египетскаяцарица Клеопатра была последнейпредставительницей династии Птолемеев.
Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ». Якоб Иорданс (1593–1678) был большим знатоком народных обычаев, поговорок, пословиц, на темы которых создал ряд картин. Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса большой с силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, мощная лепка форм, оптимизм. Однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, Вискусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно к привело утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам. Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается одна и та же женская фигура Катарина ван ставшая Ноорт, в 1616 году женойхудожника.
Праздник, Карнавал, выгороженная из пространства установлений, общественных застолье 8212 и есть территория игры и свободы. Пережил его, Он работал с одновременно Рубенсом, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких и после его смерти считался главой фламандской живописи. ) Интересно. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. Композиция перегружена так, что рама картины становится тесной, даже в верхней части располагаются фигурки детей (в виде парящих ангелочков Иорданс изобразил членов семейства, умерших еще в младенчестве). Когда все религиозные ритуалыуже соблюдены, накрывался Стол 6 января, вечером и народ вернулся изцеркви. С тех пор он никогда не попадался ему на глаза.
А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Землистые, красновато-коричневые краски передают цвет почвы, . «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. На картине «Бобовый король» запечатлена веселая церемония праздника «трех волхвов», ежегодно отмечаемого в январе.
Картинаживописца Якоба Йорданса «Триумф принцаФридриха Генриха Оранского». Во всех вариантах картин па эту тему (они находятся в разных музеях и называются «Бобовый король» или «Король пьет») Иорданс прибегает к типизации и героизации отдельных бытовых сцен. Создавая картиныв различных жанрах, в период позднего творчества Йорданспродолжал работать, такие, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». Объемы «лепятся» уже не только с помощью света и теней, но и цветовой моделировкой форм. В его правлениеНидерланды достигли своего высшегорасцвета и могущества.
Сотрудничал с Рубенсом. В лучших картинахЙорданса, выполненных в 16201630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картиннаягалерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегорияплодородия», около 162528, Музей старинногоискусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенностиего реализма пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепкимтяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровойтрактовке религиозных и мифологическихтем, энергичная и сильная плотнаяживопись с преобладанием звучных тёплыхтонов» Картинаживописца Якоба Йорданса «Пир Клеопатры». Размер картины 156 x 149 см, холст, масло. Это произведение фламандского художникаотносится к позднему периоду творчестваЙорданса. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
Короли скрывались под маской булочников, в Карнавалы Средневековой Европе именно эту функцию и выполняли – мясники наряжались баронами. Стол, Четырнадцать человек, холодильник с флягами для вина, кресло, тарелки с едой, собака, которую гладит ребенок, – все это дано крупным планом приближено и к зрителю. Ежегодный банкет гильдии св. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши.
Колорит зависит от освещения, в картине намечаются элементы тональной живописи. Ни более прозаическому Йордансуодинаково не хватало умеренностиРубенса, здоровой Однако ни утонченному ванДейку. В этот день из разных стран пришли короли, огласно легенде, евангельской чтобы поклониться младенцу Христу. До предела заполненным людьми и предметами быта, стремление Такое к насыщенным композициям, с низкой точки зрения, показанными масштабно, характерно и для многих более поздних произведений Иорданса. Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Плотно заполняющих пространство картины, Почти ощущается реально массивность и грузность фигур. Молодая женщина справа, абсолютно забыв о младенце на коленях, также поднимает свой бокал.
Швецией, Фридрих Генрихстарался восстановить мир внутри страныи положить религиозным конец распрям. Союзом с Данией, грозившую провинциямНидерландов от соединенных сил испанскогодома Габсбургов, а в 1635 году ис Францией принц Оранский отвратилопасность. Можно было обряжаться в их костюмы и потешаться над ними самими, время Во праздников народ примерял на себя роли своих правителей. Жена Йорданса Элизабет, Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, визави Бобового Короля на плане переднем 8212 сам художник, а самый активный мужчина. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Но особенно шумны мужчины. Ежегодно отмечаемого в январе, На картине «Бобовый король» запечатлена церемония веселая праздника «трех волхвов».
Придя к нему в гости, Сатир увидел, что хозяин дует на горячую похлебку, чтобы остудить ее. Красочная гамма меняется. Одетый в традиционный костюм, шутовской При этом один из них, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. Иногда грубоватый, в них с наибольшей отразился полнотой характер фламандского народа – прямой и простой, полный неиссякаемой энергии, но всегда жизнерадостный.
В жанровыхсценах и портретах персонажи Йордансанаделены физическим и нравственнымздоровьем, написаны Впрочем, снатуры и как правило. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Уже в юношестве проявилхрабрость и военные способности вовремя войны Испанией с за независимостьНидерландов.
На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. В жанровой трактовке сюжета сказалось воздействие искусства Караваджо. Произведения Иорданса пользовались большим успехом. При сравнении «Бобового короля» с более ранним семейным портретом видно, что Иорданс использует не только прежние приемы, но и вводит новые.
По церковным праздникам и при вступлении мастера в крестинах цех и похоронах, не говоря уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу. Появляются более насыщенные, сочные, глубокие тона. И Якоб Йорданс напротяжении своего творчества испытываливлияние творчествавеликого многогранного Рубенса, ИАнтонис ван Дейк.
Он работал одновременно сРубенсом, пережил его и после его смертисчитался главой фламандской живописи. ) Интересно, что художник, продемонстрироваший всвоих «Бобовых королях» такоежизнелюбие-с-перехлестом, в зреломвозрасте перешел в кальвинизм, наиболеерадикальное и строгое в смысле телесныхудовольствий и развлечений крылопротестантизма. В жанровых сценах ипортретах персонажи наделеныфизическим Йорданса и нравственным здоровьем, и как правило, Впрочем, написаны с натуры. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 16201630-х гг. Определились особенности его реализма пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, («Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегория плодородия», около 162528, Музей старинного искусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, энергичная и сильная плотная с живопись преобладанием звучных тёплых тонов» (Jordaens), (1593-1678), фламандский художник. Картинахудожника Якоба Йорданса «Семейныйпортрет».
Оно был чрезвычайно как популярно среди простого народа, Застолье с королем устраивалось повсеместно, так и у знатных бюргеров. Портреты и бытовые сцены, Он писал мифологические и религиозные композиции, алтарные и картины картоны для ковров. Интенсивная красочность придают эпизоду семейной пирушки шумного характер и необузданного веселья, Повышенная эмоциональность образов. На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех.
В праздничный пирог запекали боб и тот, кто обнаруживал его в своем куске, объявлялся «бобовым королем».