Первой вехой в творчестве Яна ван Эйка стало завершение алтаря «Поклонение мистическому агнцу» в 1432. В 1437 были созданы два небольших произведения – незавершенная «Св. Мало жестов и мало позы. Фабрициус находит живописную красоту в неровной серой штукатурке и делает ее своеобразным эстетическим лейтмотивом картины. Проблема техники ван Эйка достаточно загадочна.
Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись», а за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река средневековый и город. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. На эту тему существуют различные точки зрения, но ни одна из них не кажется убедительной.
Здесь тонкий силуэт Мадонны помещен в драгоценное чистое и окружение, музей изящных искусств). Красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения Блещут каменья и притягивают неотразимо взор каждая пушинка и меха каждая морщина лица. Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке.
Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто уверовал заранее и возвестил Христа, пришествие Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров. Это очень необычные, полуфантастические, полуреальные пейзажи. У которого он служил до самой смерти, его с мая 1425 художник становится придворным живописцем герцога Филиппа Доброго.
Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род. Самые удивительные из них – «Адам» и «Ева». Поэтичная картина в собрании Кука в Ричмонде – Три Марии у гроба Господня – большинством историков приписывается старшему брату. гал. ), которое, вероятно, является старой репликой с несохранившегося оригинала. Оно поднялось уже выше облаков.
Так же поступил и ван Эйк. В которой проходит его жизнь, Эта и стена небрежная дешевая одежда много говорят о той обстановке. Однако в живописи XVII века редко можно встретить явную связь с наследием Брейгеля.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Единственное находящееся в Голландии произведение этого мастера, Эта картина, некогда было из одной частей фризообразной композиции. Что может быть великолепнее его облачения.
Но и дома их все еще остается великое множество, Эта маленькая страна выплеснула на мировой художественный рынок тысяч десятки картин. С 1432 одно за другим следуют датированные произведения: портрет так называемого «Тимофея» (1432, Лондон, Нац. 1877) из Музея Бойманса ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М. Недаром мы привыкли название этой провинции распространять на всю страну, употребляя его наравне с современным официальным названием «Королевство Нидерланды». На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Национальные требования восставших переплетались с социально-экономическими и религиозными. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются в блаженстве, полном даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, выходит шествие длинное Мучеников, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, Тут и философы, те, ученые, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Что может быть великолепнее его облачения. Если в других европейских странах картины были прежде всего принадлежностью королевского или княжеского дворца, то в Голландии XVII века тончайшие, высоко профессиональные живописные произведения находили себе дорогу в дома не только богатых бюргеров, но и ремесленников и даже крестьян.
Завершенная не позднее 1420 г., Однако эта композиция, уже в виде самостоятельного произведения, в скором времени была разъята отдельные на картины таким образом к концу XV в. это полотно, оказалось во владении королевского советника Филиппа де Коммина, герб которого был дописан в правом нижнем углу картины. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Нежный округлый лик в обрамлении мягких золотистых кудрей, непринужденность позы – который характерен и для многих других произведений Яна ван Эйка, Ангел того изящные типа, руки имеет традиционный ренессансный облик. Завершенная не позднее 1420 Однако г., эта композиция, уже в виде самостоятельного произведения, в скором времени была разъята на отдельные картины таким образом к концу XV в. это полотно, оказалось во владении королевского советника Филиппа де Коммина, герб которого был дописан в правом нижнем углу картины. В 1426-1429 он жил в Лилле. Картина выдержана в коричневато-серых тонах, близких к гризайли. Нежный округлый лик в обрамлении мягких золотистых кудрей, непринужденность позы – который и характерен для многих других произведений Яна ван Эйка, Ангел того типа изящные руки имеет традиционный ренессансный облик.
Что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки, Но ван Эйк так подыскивает место им в этой комнате. На нижних створках в открытом виде алтаря изображены персонажи уменьшенные заметно по своим пропорциям на фоне широкого пейзажа. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Бродяга прощается с этими местами, Сняв шляпу изобилия и покоя, но вряд ли странствие приведет его страну в добра.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Так, один из источников нач. Проблема Губерта ван Эйка (умер в 1426, Гент). Кроме темной зелени густой с травы тысячами белых звезд полевых маргариток, На лужайке нет ничего.
И одновременно складывается характерная для него система работы отчетливыми, Его становится палитра все более светлой, параллельно идущими мазками. XV в., Турин, Гор. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Изображенный в виде силуэта города или, Еще дальше – более темная полоса и холмов затем – Иерусалим, колоколен, вернее, высоких башен и шпилей. Эта деталь характерна для реалистического сознания и предвосхищает искусство «обманки».
Открывают живописную экспозицию произведения нидерландских художников XV – XVI вв., центральное место среди которых занимает полотно Яна ван Эйка «Явление ангела женам-мироносицам». Выстроенное в середине XVII столетия знаменитым архитектором ван Кампеном, Амстердамский королевский дворец для торжественных приемов это городской здание ратуши. Не признанный современниками одиночка, Странный чудак им самим придуманной технике цветного Сегерс офорта, работал большей частью в свое образной. Это относится к двум створкам алтаря «Распятие» и «Страшный суд» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Несмотря на привлекательность такой радикальной концепции, трудно отрицать упоминания в архивах, а также то, что в 1517 Антонио де Беатис указал на сотрудничество двух мастеров при создании алтаря.
Поворотным пунктом в истории страны является нидерландская революция конца XVI века. Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто уверовал и заранее возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни. По мнению реставраторов, к тому же, а именно рукой Эйка, Я. ван вся живопись алтаря исполнена одной рукой. Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова», но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема). Находящуюся в ее имении в местечке Оттерло, Госпожа Крёллер-Мюллер в 1938 году государству передала коллекцию. С 19 октября 1428 по конец декабря 1429 ван Эйк участвовал переговорах в в Лиссабоне о заключении брачного договора между Филиппом Добрым и Изабеллой Португальской.
Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Это необычайно тонко, точно и живо.
В 1439 Ян ван Эйк исполнил две очень разные работы. Нежели на внутренних створках, Ансамбль этих створок гармонично согласован в более темной напоминающей гамме, гризайль и придающей всей композиции скульптурный и декоративный характер. А на последнем плане – далекие синие горы. Как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, Библии есть рассказ о том, но бог сделал так, чтобы добраться до неба, что они заговорили на различных языках, перестали друг понимать друга и башня осталась недостроенной. А историческими судьбами страны, Ведь собирательства характер определяется не просто вкусами коллекционеров.
Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать ее. Франциска» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона Турин, гал. Соединяя его с передачей света создавал пластический эффект, Художник владел перспективным изображением и, тех до пор недостижимый. На основании этого указания ранее его считали одним из миниатюр авторов Турино-миланского часослова (нач. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с немногими и бледно8209голубыми розовато8209серыми оттенками.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Пространство фона, Стенка пюпитра, одежда все это написано оттенками различными коричневого и зеленоватого. Характерным жестом подперев рукой подбородок, он прервал свою работу и задумался. «Благовещание в церкви» (Вашингтон, Нац.
И наследники распродавали их, Они служили частью повседневного быта и способом капитала помещения умирал владелец. гал. ), с которым идентифицируется музыкант Жиль Бишуа, «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, там же), чье лицо выступает из темноты. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Эта серебристая поверхность красиво сочетается с черной и одеждой измятой грубой белой рубашкой. Резко выступающие скулы, Контрасты света и тени, большой толстогубый рот, впалые щеки – широкие сильные мазки подчеркивают характерное строение головы. Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения. По своему размаху их формы очень отличаются от предыдущих. Известно, что его офорты ценил и покупал Рембрандт.
Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых На маргариток, лужайке нет ничего. Музей старого искусства манускрипт сохранился лишь частично) большинством сейчас ученых это предположение оспаривается. Ян ван Эйк, прндворный художник Филиппа Доброго. Их берегут, ценят, поддерживают и продолжают в них жить. То радостное волнение, Живописный почерк ван Гога помогает ему собственное выразить настроение, то неудержимое беспокойство.
В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. Над выпуклым зеркалом за фигурами супругов, в кото- ром отражаются их спины, можно прочитать «Johannes de Eyck ftlit hie» («Ян ван Эйк был здесь»). Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Л. Д.
Роттердаме находится его «Вавилонская башня» (другой, больший по размерам вариант картины на ту же тему принадлежит Художественноисторическому музею в Вене). Однако более вероятная датировка 1441, когда монах стал приором города Брюгге. Но стоит ли, Мы могли в бы связи с этим отметить национальную ограниченность художественных вкусов. Церкви были превращены в протестантские храмы. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей.
1525–1569). Он даже прислонился спиной к Человек стене, на картине стоит совсем близко к ней может быть. Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии. Призывающая к объединению всех сил страны перед лицом общего врага Это Испании, сложная аллегория.
К его ранним произведениям можно отнести «Мадонну в церкви» (Берлин-Далем, музей), с ее свет лым интерьером, напоминающим интерьеры в миниатюрах «Турино-Миланского часослова». Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Им не нужен экскурсовод. Утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари, небе в – перламутровая белизна.
Две из них находятся в Роттердаме. Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов и епископов пап. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Собственной личности и судьбы, ней есть ироническая своих оценка собственных надежд и иллюзий. Написанные в Голландии, Коричневатые картины, куда художник переехал 1886 в году, сменяются видами Парижа.
Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд маргариток, полевых На лужайке нет ничего. Марты», «Кавалеры на пляже» – прежде хранились в Кор. Значительно раньше Рембрандт написал гризайль «Единение страны» (1641). К числу шедевров роттердамского музея относится автопортрет Кареля Фабрициуса. Основное место занимали картины голландских художников XVII в., До приобретения музеем Бойманса художественного собрания ван Бенингена экспозиция его выглядела приблизительно так же, составленный главным образом полотнами французских мастеров XIX – XX вв, некоторым дополнением отдел служил зарубежного искусства – как и в большинстве подобных музеев по всей территории Нидерландов. Революция на Севере привела к созданию нового самостоятельного государства Республики семи соединенных Жестоко провинций, подавленная в Южных Нидерландах.
одеты в нежные цвета в бледно8209голубые, синие, розовые и лиловые. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, Недаром при бургундском дворе картины подобные хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками. Мощные восстания против экономических и политических притеснений предшествуют в вспыхнувшей 1566 году национально-освободительной войне. Екатерина» справа (Дрезден, Картинная гал. ), который по духу близок «Мадонне каноника ван дер Пале». В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. «блещут каменья и притягивают неотразимо взор каждая пушинка и меха каждая морщина лица – красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения.
А главное именно шедевры национальной школы живописи и составляют вклад голландских музеев в сокровищницу мирового художественного наследия. В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Эрмитаж) является, возможно, одним из самых ранних произведений художника. Как и подобает такой в момент, Небо непорочно чистое, слегка подцвечено ультрамарином в зените, бледно-голубое.
Атрибуция некоторых картины менее точна. Борьба против испанского господства вскоре перешла в первую в мировой истории буржуазную революцию. В 1434 художник создал один из своих шедевров – портрет четы Арнольфини (Лондон, Нац. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Жены-мироносицы одеты наподобие почтенных горожанок современниц художника, частности, в доспехи и вооружение стражников представляют собой причудливую комбинацию из предметов снаряжения реальных воинов начала XV в. и фантастических элементов.
Среди основной гаммы красок мягко выделяются темно-красные манжеты и берет. «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) по стилю также близка Гентскому алтарю. Единственное находящееся в Голландии произведение этого мастера, Эта картина, некогда одной было из частей фризообразной композиции. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. библиотеке в Турине, не сохранились «Рождество Иоанна Крестителя», «Месса по умершим» Турин, Муниципальный музей). Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Правительственные учреждения страны располагаются в переделанной для этой цели триста лет тому назад резиденции средневековой графов голландских в Гааге. Однако около половины населения оставалось католической, в борьбе с оплотом католицизма Испанией провозгласили голландцы государственной религией протестантизм. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов (Отпевание и Взятие Христа под стражу, 1415–1417), так называемого Туринско8209Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. В гентских архивах за 1425-1426, а также в эпитафии известной по выписке Марка ван Верневейка (1568) упоминается то же имя, что и в тексте на раме алтаря. Но неосновательность этой легенды теперь доказана, Когда-то их считали даже масляной изобретателями живописи. Светотеневых соотношениях, Если в ранних произведениях колорит строился главным образом на тональных, то в работах французского периода ван Гог к стремится декоративному равновесию ярких пятен чистых красок. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском.
Где они молятся, Фигуры донаторов Иодокуса Вейдта и его супруги Борлют Изабеллы выписаны крупными силуэтами под арками. Хрупкий ангел возвещает воскресение Христа, присев на сдвинутую крышку саркофага, к которому привалились охваченные сном стражники. Ее богатство и могущество строились на жестокой эксплуатации народных масс, а между тем именно патриотизм народа не раз спасал независимость страны во время бесконечных войн с Испанией, а позже с Англией. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Хотя и без совершенной уверенности, Местом рождения, его близ Маастрихта, считается городок Маасэйк в долине реки Маас. Но и захватывали колонии в Азии, Голландские купцы мощным располагали морским флотом они не только вели широкую международную торговлю, Южной Америке, Африке, грабя и уничтожая местное население. Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно.
Верный традициям, в которых был воспитан, Ян ван Эйк вносит в картину немало черт, которые позволительно назвать «приметами времени». Крупные черты как бы вылеплены широкими густыми мазками. Проходя по залам музеев и все же, что во многих произведениях выработанное живет веками эстетическое восприятие, замечаешь. Среди его немногочисленных дошедших до нас произведений есть и несколько небольших картин.
В любом случае, трудно определить роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря. Тексты XVI в. воспевают его как изобретателя масляной живописи. Картина датирована 1655 годом, когда Титусу было лет тринадцать. Но усталое и невеселое лицо говорит о нелегких заботах, Молодое, сильных страстях напряженной и работе мысли. Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как художник – пластически это передал великое таинство. Наконец, возможно, в 1440/1441 Ян ван Эйк работал над «Мадонной Николаса ван Мелбеке» (Великобритания, частное собрание) картина, предназначавшаяся для ц. св. За исключением того, о службе художника у герцога Бургундского нам ничего не известно, в что 1433 он работал во дворце Кауденберг в Брюсселе.
Что вы осязаете это золото и эту парчу, Кажется, то как величественный памятник и сама картина предстает вами перед то как ювелирное изделие. То мы найдем в нем все дальнейшие мотивы, Если от Гентского алтаря обратиться теперь к остальному творчеству братьев ван отсутствие Эйк, которых делает энциклопедию Гентского алтаря не вполне исчерпывающей. Михаил» слева и «Св. Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия).
Такой страны для Босха не существует. Которая простирается бесконечно вдаль где-то и на горизонте соединяется с небом, Причудливые холмы и скалы обрамляют долину, скрываясь в туманной полосе облаков. гал. ). Золотых ризах, великолепны в своих красных одеждах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, митрах, золотых в жемчугах, рубинах изумрудах. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с бледно-голубыми немногими и розовато-серыми оттенками.
Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. Картина гордо прославляет величие их труда, Пусть сами люди рядом кажутся с ним еле заметными темными точками. В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов. Как и подобает в такой момент, Небо непорочно слегка чистое, подцвечено ультрамарином в зените, бледноголубое. Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная».
Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров. Утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари, небе в – перламутровая белизна. Но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема), «Благовещание» Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова».
XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. Обе эти работы, возможно, являются ранними произведениями мастера. Верный традициям, в которых был воспитан, Ян ван Эйк вносит в картину немало черт, которые позволительно назвать «приметами времени». Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего более изысканного, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на фоне строгом священного леса. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, Недаром при бургундском подобные дворе картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками.
Несохранившиеся произведения. Искупление свершилось. То портрет его тестя, в этом портрете часто хотят то видеть автопортрет художника, женой художника, на что указывает сходство персонажа с Маргаритой ван Эйк изображенной на портрете из музея Грунинге в Брюгге. Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор Хотите молитвенника, знать, а как художник – пластически передал это великое таинство.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами внушительной и группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. Подлежавшего распродаже в 1656 году, Под таким названием она была внесена инвентарь в имущества, чтобы удовлетворить его кредиторов. Один из них мужчина, художник, который стоит как бы на месте зрителя, у входа в комнату. Крупные коллекции искусства XX века принадлежат также Городским музеям Амстердама Гааги и Как уже говорилось. 239).
Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога». Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Среди государств абсолютистской Европы того времени буржуазная Республика соединенных провинций выделялась сравнительным демократизмом своей общественно-политической жизни и культуры. Великолепный «Портрет кардинала» (Вена, Музей истории искусств), к которому сохранился подготовительный рисунок (Дрезден, Картинная гал. ), сейчас уже нельзя считать портретом кардинала Альбергати, как думали прежде.
И сила, в крепко вылепленном лице и есть мягкость, безрадостная жизнь которого проходит в неустанной борьбе за хлеб и горечь человека. Некоторые города (например, Гарлем, Лейден, Дельфт) можно было бы превратить в музеи старой архитектуры, однако этого не происходит. К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). «Турино-Милаиский часослов». Которые почти все в белом, Вокруг маленьких гирлянда крылатых ангелов, с немногими бледноголубыми и розоватосерыми оттенками. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего более изысканного, выделяющихся пятнами светлой или темной на лазури строгом фоне священного леса. А на последнем плане – далекие синие горы.
Смело набросанный эскиз полон динамики, энергии, мужественной силы. Мало жестов и мало позы. Что Губерт – целиком мифологическая из Некоторые исследователей ныне полагают, другие это оспаривают, никогда не существовавшая фигура.
Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя агнца, на уверенные в чуде. Далеко позади агнца, третьем На плане, за которым открывается горизонт и на высоком холме, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Но выполнено оно в более архаичной манере, в нем присутствуют некоторые с параллели Гентским алтарем. Искупление свершилось. Это творение человеческого разума, человеческих рук. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Принадлежавшие к младшей ветви французского королевского дома Валуа, Примерно за полтора столетия до нее бургундские герцоги, объединили под своим владычеством феодальные на княжества территории современных Голландии и Бельгии.
Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Это необычайно тонко, точно и живо.
Вторая – «Мадонна у фонтана» (Антверпен, Кор. Торговая буржуазия Голландии стала играть ведущую роль в новом государстве. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
эти годы наследием Босха увлекается гениальный Питер Брейгель Старший (ок. Причем ведущей и в экономическом и культурном в отношении является южная часть страны, После объединения здесь начинают складываться черты национальной культуры. Они более иллюстративны и архаичны, чем большинство работ Яна ван Эйка. Мельницы превратились в живописную деталь равнинного по пейзажа бокам современной автострады.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. С нач. Вся эта территория была известна под названием «Низкие земли» (Нидерланды). Среди этих провинций (Северный Брабант, Утрехт, Гронинген и др. ) Голландия выделяется по своему экономическому развитию, своей военно-морской мощи, а следовательно и своему политическому значению. Соединяя его с передачей света, Художник владел перспективным изображением и, до тех недостижимый, пор создавал пластический эффект. Наконец, «Мадонна канцлера Ролена» (Париж, Лувр), написанная по заказу канцлера Бургундии и предназначенная для капеллы храма в Отене, может быть датирована около 1430.
Более единодушно к творчеству Г. ван Эйка относят Явление картину ангела женам-мироносицам (ок. Нередко картину «Несение креста» (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и рисунок «Поклонение волхвов» (БерлинДалем, музей) считают копиями утраченных произведений Яна ван Эйка. Золотых ризах, Они великолепны в своих красных одеждах, с золотыми посохами и шитыми епитрахилями, золотом золотых митрах, в жемчугах, рубинах изумрудах. Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись, а за главными фигурами и за тонкой колоннужной – уходящая в река изгибе и средневековый город. Столь же спорны и два варианта картины «Стигматизация Св.
Нигде и никогда живопись не получала такого распространения, Пожалуй, как в XVII Голландии века. Скудность этих документов породила смелую гипотезу (Карл Волль и Эмиль Рендерс), получившую широкое распространение. Тем же 1433 датируется и небольшое панно «Мадонна с младенцем» (Мельбурн, Нац. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Сановник представлен в манере, реалистической Несмотря на торжественность сцены в церкви, окрашенной скрытым юмором.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире должна быть мягче их. Часто в ней видят произведение, заказанное приором Яном Восом.
Утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной в зари, небе – перламутровая белизна. Восприятие художника отличается удивительной конкретностью. Сцена «Благовещения» изображена во втором регистре на фоне интерьера, окно которого выходит на средневековую площадь.
Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Несущие священное миро, Три женщины, почти скользят вдоль скал одна из них уже в упала волнении на колени перед разверстой гробницей. Все они сходятся во мнении, что створка в центре нижнего регистра («Поклонение агнцу») является главной частью работы Губерта, даже если допустить, что позднее оно было частично переделано его братом Яном. Но раньше ни один художник умел не с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка. Л. Д. Впереди 8220Источник жизни8221. Восходящей к надписи на Гентского раме алтаря (полиптих Поклонение агнцу в соборе Св, Согласно давней традиции.
«Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. Веротерпимость не означала равноправия: католикам было запрещено устраивать публичные богослужения. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Главные детали которого напоминают Льеж впрочем, фигурами Между Мадонны и донатора виден ясный городской пейзаж, художник без колебаний изменил конкретные приметы. Эйк, Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370 – 1390, Маасэйк, близ Маастрихта – 1426, Гент. Позволяющей передать единство пространства, в искусстве ван новая Эйка техника служила исключительно продуманной композиции. Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике.
Что вы осязаете это золото эту и парчу, Кажется, то как величественный памятник и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие. Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия священников, – аббатов, епископов и пап. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. 1921). В канун нидерландской революции, Своего апогея она достигает в 1550-1560-е годы, когда владеет умами глубокая неудовлетворенность и тревожное ожидание приближающегося гигантского переворота.
Во многом противостоящее потоку произведений его голландских современников, Творчество явление Рембрандта исключительное. Его метод остается очень индивидуальным основан и на противопоставлении различных красочных слоев. музей изящных искусств), где еще с готической тонкостью показано строительство собора, атрибута святой и триптих «Мадонна с младенцем», «Св. Искупление свершилось.
В четверостишие на раме наружных створок Гентского алтаря (впрочем, подлинность этого четверостишия часто подвергается сомнению) говорится, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, после смерти которого закончен его братом Яном. Однако крестьянские образы, Ван Гог восхищался Франсуа творчеством Милле, отличаются особым внутренним горением и напряженной выразительностью, созданные им самим, неведомой знаменитому французскому мастеру. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Мальчик сидит за высоким пюпитром и не то пишет, не то рисует что-то. Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного.
Самым ранним известным произведением Яна ван Эйка являются миниатюры «Турино-Миланского часослова» исполненные по заказу герцога Виллема IV Баварского до 1417 или, более вероятно, для герцога Иоанна Баварского в 1422-1424 («Поцелуй Иуды», «Путешествие св. Все более прямой, непосредственный взгляд на живую действительность, все более эмоциональное, субъективное восприятие ее художником – как и все его творчество, Произведение Брейгеля многозначно и сложно, созданной ван Эйком, которое завершает развитие полуторавековое нидерландской живописи и предвосхищает некоторые черты искусства следующей эпохи XVII столетия. Три женщины, несущие священное миро, почти скользят вдоль скал одна из них уже в волнении упала на колени перед разверстой гробницей. Это необычайно тонко, точно и живо. Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись», а за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река средневековый и город. «Едоки картофеля» крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы.
Роттердам, 1420, не исключая при этом участия в ее создании младшего брата, Музей – Бойманса ван Бёнингена). Что должна быть великолепнее его облачения. Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись.
Возможно, в 1426 он совершил два тайных путешествия, которую вдовец-герцог хотел себе взять в жены, чтобы написать портрет некой принцессы. Где дорога кажется залитой светом, Это южнофранцузский выжженный пейзаж, но вместо солнца на ярко-синем небе сияет гигантская звезда. «блещут каменья и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина – лица красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения. А на последнем плане – далекие синие горы. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Что вы осязаете это золото эту и парчу, Кажется, то как величественный памятник и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие. Пожалуй, наиболее очевидно она выступает в некоторых пейзажах голландца Геркулеса Сегерса (1589/90- 1633/38). Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Поскольку полагают, в настоящее это время свидетельство подвергается сомнению, что надпись сделана позднее. Юлиана и св. В представлении иностранцев Голландия страна каналов, тюльпанов и Рембрандта. Впереди "Источник жизни". Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74, 5см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Гентский алтарь («Поклонение мистическому агнцу»). Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, к примеру, Распятие. Художник был лишь легендой, Согласно этой чтобы гипотизе, отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента, выдуманной. Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем.
Впереди "Источник жизни". Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. На верхних створках, наоборот, представлены персонажи в половину человеческого роста. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Наряду с произведениями, датированными благодаря излюбленной художником надписи на первоначальной раме «Als ich can» («Как я сумел»), следует назвать несколько значительных работ, датировка которых менее точна. Их поля, Ван Гог изображает труд крестьян, бесконечные делает зарисовки их жилища, пишет этюды отдельных фигур и голов. Но живой национальной культуры, Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна (1881–1957) Слёйтерса слышится отзвук старой. А главным образом как портретист, Однако Роттердаме в Рембрандт представлен не как пейзажист.
Мартина в Ипре, осталась незаконченной. Тревоги и печали кажется, Это смесь иронии, сколько к самому себе, что его горькая усмешка адресована столько не к окружающему миру. Варвара» (Антверпен, Кор. Впрочем, Некоторые искусствоведы, склонны считать это полотно совместной работой братьев Яна и ван Губерта Эйков. Здесь с замечательной полнотой все представлены периоды его творчества, Это самое крупное в мире собрание произведений ван Гога. Есть немало общего между его собственными пейзажами полными и романтического величия произведениями Сегерса. Война эта получила у голландских историков название «восьмидесятилетней», так как мир с Испанией окончательно был заключен только в 1648 году, однако основные ее итоги были ясны уже к началу XVII столетия. 1420-х жил в Генте.
Расположенные на перекрестке торговых путей Европы, Нидерландские княжества и до того между имели собой много общего. Здесь оно составляет черту культуры, связанную с особенностями национального характера. Некоторые проблемы ставит «Мадонна с картезианским монахом» (НьюЙорк, собрание Фрик). Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Возможно, По своему стилю они близки еще миниатюрам и, обязаны своим появлением сотрудничеству художника с его братом Губертом. Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов. Посвященных западноевропейскому искусству, всех Во музеях мира, голландский раздел один из самых богатых. гал., прежде – Санкт-Петербург, Гос.
Христос родился и умер. Открывают живописную экспозицию произведения нидерландских художников XVXVI вв., центральное место среди которых занимает полотно Яна ван Эйка «Явление ангела женам-мироносицам». Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Ни золотистый свет могут не оживить землистое, Но ни эти окружающие его теплые пятна, печальное лицо. Большое место здесь занимают работы голландских художников. Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, выходит длинное шествие Мучеников, розами с в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Но ван Эйк, Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, создал новую красок, смесь по всей вероятности, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск.
Впечатляющий размах работы предопределил использование различных форм. Молодой художник необычно низко «опустил» фигуру по отношению к полю доски, на которой он работал, так что много места занял фон грязно-серая, выщербленная штукатурка. Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр. Далеко позади агнца, На третьем плане, за которым открывается горизонт, – зеленый лес и на высоком холме, апельсиновая роща, кусты роз и миртов цветах в и плодах. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Ведя за руку мальчика лет десяти они долго молча стоят перед серебристым натюрмортом Виллема Хеды и потом тихо а уходят, вот к картине подходит голландец. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Те, кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, те, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом. Кто еще сомневаются, Те, – те, колеблются в раздумье, кто отрицал, – смущены, пророки охвачены экстазом.
Если общий дух этих композиций говорит о реалистической концепции, то линии фигур и изысканность колорита свидетельствуют о стойкости традиций «интернациональной готики». Здесь, в частности, находится один из портретов его сына Титуса ван Рейна. Далеко позади агнца, третьем На плане, за которым открывается горизонт и на высоком холме, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. В 1911 Юлен де Лоо приписал Яну ван Эйку листы, помеченные инициалом «G», в которых следует особо отметить точность и изящество световых эффектов. В этом образе с необычайной силой выражены многие черты характерные миропонимания Босха, Во всяком случае.
Рембрандт хотел в дальнейшем использовать ее как для эскиз офорта, Вероятно, но так и не выполнил своего намерения. Здесь умеют устроиться с современным комфортом в доме XVII века, а их немало. Изображенный в виде силуэта города или, Еще дальше – темная более полоса холмов и затем – Иерусалим, колоколен, вернее, высоких башен и шпилей. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» – (1435) одно из лучших произведений мастера. А служит частью практической современной жизни, Прошлое не теряется в призрачной дали столетий. В 1436 Ян ван Эйк написал портрет ювелира из Брюгге Яна де Леува (Вена, Музей истории искусств) и картину «Мадонна каноника ван дер Па- ле» (Брюгге, музей Грунинге) – самое большое произведение мастера после Гентского алтаря.
Портрет Бодуана де Ланнуа (Берлин-Далем, музей) был написан после 1431. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Соотношение одних регистров с другими очень уравновешено и отвечает требованиям монументальности – внешних На створках художник стремился создать целостную концепцию. В этом зеркале можно отчетливо разглядеть и два других силуэта. В холодноватой чистоте линий натюрмортов, в серьезности и честности портретов например, в портрете Шарля Раппопорта работы К. ван Донгена (род. Присев на сдвинутую крышку саркофага, Хрупкий ангел возвещает воскресение к Христа, которому привалились охваченные сном стражники. Созданных природой, отличие от гор, правильностью геометрической объема, оно обладает стройной закономерностью.
За Титусом встает сам Рембрандт, зритель отчетливо читает в изображении сына боль и тревогу отца. Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, выходит длинное шествие Мучеников, с в розами волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Ряд произведений ван Эйков способствует и выяснению дальнейшему отношения их к пейзажу в тесном смысле, в частности. Полотна французских, с коллекцией ван Бенингена в пришли музей произведения нидерландских мастеров эпохи Возрождения, фламандских и итальянских художников. Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего более изысканного, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом священного фоне леса.
Протестантизм запрещает молиться религиозным изображениям, вот таким образом росписи на стенах были покрыты побелкой, картины и скульптуры либо удалены из церкви, либо уничтожены. У которого он был на службе в 1422-1424 имя Впервые Яна ван Эйка упоминается в документах об оплате его услуг герцогом Иоанном Баварским. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах. Иероним в келье» (Детройт, Институт искусств), датированный 1442, хотя художник умер в 1441. Подчеркнутый ритм мазков передает напряженное движение, Настойчивый, дорога что движется вперед, царящее в природе кажется, что кипарисы, как черные факелы, устремляются вверх и в небе вокруг светил кружатся сияющие вихри.
Впрочем, Некоторые искусствоведы, склонны считать это полотно совместной братьев работой – Яна и Губерта ван Эйков. Л. Д. Старший брат Яна ван Эйка. Но раньше ни один художник не с умел таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка. Хрустальные четки висят на гвоздике, Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, а символ – верности собачка таращит пуговичные глаза, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. И даже в Италии возможность пользоваться маслом была известна еще XIV до века, Маслом писали все художники при французском дворе.
Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а художник как – пластически передал это великое таинство. Как и подобает в момент, такой Небо непорочно чистое, слегка подцвечено ультрамарином в зените, бледно8209голубое. Первая – портрет Маргариты ван Эйк (Брюгге, музей Грунинге), написанный в половину человеческого роста. Нидерландский художник. Жены-мироносицы одеты наподобие почтенных горожанок – современниц художника, в частности и доспехи вооружение стражников представляют собой причудливую комбинацию из предметов снаряжения реальных воинов начала XV в. и фантастических элементов. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. За ними виден богатый интерьер, Первый занимают план торжественные фигуры супругов играющим на меди и стекле, освещенный светом. Христос родился и умер.
Нидерландах эпохи Брейгеля «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится. Приехавшие из самых разных Люди, стран, чтобы увидеть картины Рембрандта и Вермеера, приходят в их залы для того, Франса Хальса и ван Гога. Серьезные молодые немцы-студенты заранее изучили научную и литературу теперь ищут иллюстрации к своим познаниям. Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск.
Куда бы ни шел бродяга своем в жизненном странствии – он повсюду найдет все то же царство нищеты и греха, Его картина воспринимается как аллегория человеческой жизни. В конце XV начале XVI века в результате династических браков Нидерланды переходят под власть испанских Габсбургов. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Полотна французских, с коллекцией ван Бенингена в музей пришли произведения нидерландских мастеров эпохи Возрождения, фламандских итальянских и художников. После 1429 он, по-видимому, поселился в Брюгге, где купил дом в 1431. Следующая Мадонна – Мадонна канцлера Ролена (1435) – одно из лучших произведений мастера. Основное место занимали картины голландских художников XVII в., До приобретения музеем Бойманса художественного собрания ван Бенингена экспозиция его выглядела приблизительно так же, составленный главным образом полотнами французских мастеров XIXXX вв, некоторым дополнением служил отдел зарубежного искусства – как и в большинстве подобных музеев всей по территории Нидерландов. Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957) слышится отзвук старой, но живой национальной культуры.
Очень сложно выражение лица «блудного сына». Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения. Величайшее сокровище его культуры, Именно эти составляют картины гордость голландского народа. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. На протяжении трех с половиной столетий здесь проходили распродажи огромных художественных ценностей, создавались и вновь распадались великолепные коллекции.
Вот-вот развалится нищенский грязный домишко, Бесприютны серые голые который холмы, не может укрыть от непогоды неряшливых и бесцеремонных обитателей. Не случайно в «Блудном сыне» пытались видеть автопортрет художника. Золотых ризах, Они великолепны в своих красных одеждах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, золотых в митрах, жемчугах, рубинах изумрудах. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Мало жестов и мало позы.
Причины этому следует искать в истории страны и в своеобразном «бытовом» отношении к старине и к искусству. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом золотыми с шкатулками. Известная архаичность образов сочетается с здесь новаторскими решениями отдельных фигур и в особенности пейзажа. В их борьбе за существование под палящим солнцем и яростными ветрами Прованса он видел подобие своей собственной жестокой судьбы, в этих деревьях Гогу ван чудилось что-то близкое его душе, своего стремления к счастью. В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке». И все же оно составляет вершину, гребень необычайно широкой волны.
Сабауда), а также «Св. Позволяющей передать единство пространства, в искусстве ван Эйка новая служила техника исключительно продуманной композиции. Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям. На протяжении XVI века слава Босха непрерывно растет.
Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти). Использование масла было известно и до него, в действительности но же, Ян ван Эйк ввел масляную живопись в широкое употребление. Вскоре замечаешь, Наблюдая посетителей музея в Гааге или Роттердаме, бросая вокруг рассеянные взгляды, что группа ярко одетых пожилых американок обязательно слушает экскурсовода французы или итальянцы, в душе убеждены, глубоко что нет на свете ничего лучше их собственного французского или итальянского искусства.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта перевозящие Христа через реку.