Смотреть клип Ренуар Портрет Жанны Самари и Николая Ярошенко Портрет Полины Стрепетовой.
В котором играла, Танеевым – директорами Московского Общедоступного театра, категорически любые отвергнув уступки и компромиссы. Коридоры судов, тюремные камеры, пересыльные пункты очень часто привлекали к себе внимание передвижников. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Это своеобразное выражение делало лицо Г. И-ча поразительно интересным именно таким, которое достаточно раз увидеть, чтобы затем не забыть никогда» (свидетельство друга писателя, литератора Якова Абрамова, сотрудника «Отечественных записок»). Стрепетова забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству. Писатели Глеб Успенский – Вл, в круг личных его знакомств входили выдающиеся представители русской народнической интеллигенции. Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет (1881-1890). Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Крылова) и Сарра (Иванов А. П.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Широко и размашисто прописан Ощущается фон, тот стремительный ритм, нервными белильными мазочками вылеплен воротник – в котором двигалась кисть художника. Где на угольных искал рудниках прототипы для задуманной картины из жизни рабочих, Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал. Чаша терпения переполнилась, Стрепетова написала письмо директору императорских театров Всеволжскому, в котором описывала ситуацию и выдвигала ряд условий. В эти трудные годы Стрепетова сближается с А. Н. Что только здесь, Чувствуя, ее настоящая жизнь, на сцене, актриса с уезжает труппой Медведева в Орел, забрав дочь и окончательно разорвав отношения со Стрельским. Но интересно, что в пылу полемики безвестный петербургский журналист указал на важную особенность полотна: художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Спектакли с ее участием превращались в крупнейшие события театральной жизни. Хотя, Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, делить им было нечего – они не почти пересекались в репертуаре, казалось бы. Едва закончив картину, Нестеров сразу же представил, как должен выглядеть Павлов на портрете. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Одна из первых подобных работ – портрет учителя Ярошенко, И. Н. Крамского (1876). Но все было тщетно – слава великой актрисы покинула ее.
Причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, в газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, тоже что выглядело странно, а сторонники впадали в безудержное восхваление. Он мог написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной (до фанатического религиозного самоуничижения), мог написать «нигилисткой», как называли ее ненавистники страстного демократизма, принесенного ею на русскую сцену, мог написать гонимой, усталой женщиной, какой приходила она на Сергиевскую отвести душу с Николаем Александровичем и угреться под крылом Марии Павловны. И кто знает, Судьбы героинь ее странным образом перекликались с ее собственной, какая из двух жизней была для нее реальней и желанней. Он мог написать ее красивой и привлекательной (как того хотелось Суворину) в жизни она никогда не была такой, но подчас становилась прекрасной на сцене, охваченная порывом вдохновения. Друзьями и поклонниками артистки становятся Островский и Писемский, Репин и Ярошенко. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности.
Художник убирает все, Чтобы направить внимание зрителя лицо на модели, лишние детали из композиции, по его мнению. Да еще покрикивает на нее. Внешняя похожесть в портрете Глеба Успенского, наверно, больше, чем в стрепетовском, тут, впрочем, задача художника легче: Глеб Успенский в жизни не такой «разный», как Стрепетова, в наружности, в поведении, в настроении более одинаков, целен. Еще не понимая значения пролетариата как революционной Но силы, Ярошенко, не выделял рабочих из общей массы угнетенных. К неуверенности в завтрашнем дне прибавляются участившиеся недомогания. Сжатые в кулаки руки говорят о решимости и Его целеустремленности, повернутое в профиль лицо и сильные. Публика почти забыла о той, которой недавно поклонялась. Во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать Москву, в Однажды после очередной ссоры, Александр Погодин застрелился на пороге ее спальни, куда мужа переводили на службу.
То ли будучи не в состоянии пережить смерть матери, То ли не оправившись от потери любимой, Виссарион покончил Писарев с собой. Организм Стрепетовой отвечает на страшные перегрузки тяжелыми желудочными болями. И снова ей приходилось существовать вопреки. Тот же мемуарист убежден, что «настоящее представление» об Успенском лучше всего дает портрет, «снятый» Ярошенко, но не живописный портрет, а фотографический: Ярошенко несколько раз фотографировал Глеба Ивановича. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Бренко. Бедная невеста, Спектакли с ее участием – Мария Стюарт, Коварство и любовь, Гроза, Горе от ума, Горькая судьбина – собирают неизменные на аншлаги, них почти невозможно попасть.
Она играла без отдыха и перерывов. И как все это искусно приведено к одному знаменателю и как это мастерски написано – верно ли это и так ли ее знали живые, Ему не будет возможности и знать, какой безысходный трагизм выражен в глазах, но всякий будет видеть, какое безысходное страдание было в жизни этого человека и будущего зритель скажет. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный, трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки, все это есть у Ярошенко, но сверх всего этого есть еще человек восьмидесятых годов, трагически воспринимающий мглу безвременья, напряженно ищущий выход и не видящий его и все же способный не покориться мгле, жить с горячим сердцем, выстоять. Но ощущение собственной неполноценности сопровождало Полину с детства, Удочерившие ее Стрепетовы были добры и что внимательны, она приемыш, она всегда помнила о том.
Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Стрепетова закончится как актриса – таким символическим пророчеством станет для Горькая нее судьбина, Исчерпав ее. В последний день вечером он меня предупреждал, что убьет себя, – я не поверила. Который уже был наслышан о ее успехах, в Казани Стрепетова попала в одну из лучших провинциальных трупп – Петра антрепризу Медведева. В нем отчетливее появляются ноты болезненной экзальтации.
Занималась танцами и драматическим искусством, упорно Она тренировалась, впитывала впечатления от игры гастролеров вроде московской знаменитости Л. Никулиной-Косицкой. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Многие перестали с ней здороваться, сплетники за ее спиной смаковали детали трагедии. Спокойном состоянии, Но Стрепетова не умеет в жить размеренном, так не совпадающем с ее трагическим искусством. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). И она снова рвалась из жизни реальной в жизнь вымышленную, сжигая за собой мосты.
Последним большим достижением Стрепетовой стала роль Матрены из Власти тьмы Л. Н. Стрепетову. Он мог написать Стрепетову «как в жизни» некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги («избави нас бог от горбатых чародеек», язвил директор императорских театров в тот самый сезон, когда был написан портрет Ярошенко это лучший сезон актрисы она сыграла великие свои роли: Степаниду в пьесе Потехина «Около денег» и Кручинину у Островского в «Без вины виноватых»). Ходили слухи, Впрочем, в служившей тот сезон в нижегородском театре, что Полина – плод любви актрисы Глазуновой и гвардейского офицера Балакирева. из ее коронных ролей осталась одна Гроза.
Породили искреннее преклонение одних и столь же искреннюю неприязнь других, Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах и Москвы Петербурга буквально ошеломили театральную публику. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Перед нами – арестантский вагон и в его окне за решеткой арестанты, кормящие крошками слетевшихся к вагону голубей. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
11 декабря 1881 года она дебютирует в Александринском театре, в символической Горькой судьбине. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату – 4 (17) октября 1850 года. Что его моделями всегда являлись люди, Для характерно, Ярошенко-портретиста духовно ему близкие. Жизнь выдающейся театральной актрисы Пелагеи Стрепетовой была полна загадок. Этому способствовали и ухудшавшиеся семейные дела. Еще А. Н.
Для Стрепетовой же инцидент закончился очередным нервным срывом. Актриса в итоге оказалась во враждебном окружении одна, абсолютно Противопоставив себя всем. Мне не привыкать. Из-за чего Стрепетова с иронией стала себя называть воскресной актрисой, Да и та шла в утренники. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
Использованную Мухиной в работе над памятником челюскинцам, Тогда художник ввел в композицию маленькую бога скульптуру северного ветра Борея. Перед нами человек не только мысли, но и дела. В 1876 году Стрепетова с большим успехом сыграла Лизавету на Александринского сцене театра в бенефисе актрисы Е. Левкеевой. Скажем, по которому очень скучала – втайне от матери она переписывалась с приемным отцом Модестом Писаревым, Но все-таки девушка оказалась на способной самостоятельные поступки. Большую роль в передаче авторского замысла играет колорит картины, основанный на противопоставлении темной фигуры Павлова, одетого в серый костюм, со светлым фоном (скатерть, цветы на столе, стена террасы).
Ее начали занимать в случайных ролях – часто комедийных, постоянно унижали. Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Он получил назначение и отбыл в Турцию. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе.
Они прожили вместе всего два года. Стрепетова, написанная Ярошенко, больше «в себе», ее портрет требует от зрителя более напряженной душевной работы: идея портрета, «мысль по поводу», «сумма признаков» и «общий характер» вбираются, осознаются зрителем, вызывают в нем определенные мысли, создают определенное настроение, с которыми он, как бы с более высокой духовной точки, продолжает постигать портрет. Которому подчинено все остальное, Крамской увидел главную мысль портрета ярошенковского в трагизме могущественного общего характера. В день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни прежних поклонников, снова вспомнивших о своем некогда чтимом божестве.
Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в такой-то момент, в такой-то роли «общий характер» не выявился бы в таком портрете. Он тут же издал приказ об увольнении Стрепетовой. Гаршин, Н. Михайловский. Стрепетовой» (1884).
Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Который вводит ее в круг талантливейших людей того времени, в это время же Стрепетова встречается с актером Модестом Писаревым. Островского), Степанида (Около денег В. А. Власти запретили официально объявлять о случившемся, Дело подогревалось тем – никто что ничего толком не знал. Которые продолжались и во время сеансов, к Ключ пониманию сложной натуры Павлова давали беседы. А когда ей пришлось в задержаться Ялте из-за приступа хронического катара, Запретили брать отпуск на лечение, несмотря на все врачебные поручительства оштрафовали.
Высокий открытый лоб глубокими с морщинами, белизна седых волос и бороды, умный взгляд сквозь очки – серьезный, Очень выразительно лицо Павлова. Идея портрета, больше «в себе», «мысль по поводу», «сумма признаков» и «общий характер» вбираются, осознаются зрителем, вызывают в нем определенные мысли, создают определенное настроение, с которыми он, как бы с более высокой духовной точки, продолжает постигать портрет – написанная Ярошенко, ее Стрепетова, портрет требует от зрителя более напряженной душевной работы. После страшных жизненных потрясений, По странному в совпадению, 1903 году, она умерла именно в этот день спустя 53 года, в Петербурге. Эти слова Кручининой можно было бы поставить эпиграфом к образу Пелагеи Стрепетовой. Особенно хороша изумрудная зелень травы и крыш за окном. Которые оказывала ей публика в Но молодости, ничто уже не напоминало о тех горячих приемах.
А пока по истечении контракта Стрепетова исчезает, скрывается от всех в Нижнем Новгороде. Но и это не была бы «вся Стрепетова». В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. В течение многих лет Стрепетова жила скромно – копила деньги на оплату учебы своего сына.
Островский возмущался: Потехин позволяет себе учить на репетиции – кого же. Но Стрельского так и не забудет, а несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого коллегу бывшего по антрепризе Рассказова – актера Модеста Писарева. Едва похоронив дочь, в 1873 году, снова ощутив любовь актриса зрителей, уже триумфально гастролирует в Москве. Заключенной в этих руках, Но впечатлению огромной силы, с вопросительным упреком устремленных на зрителя, странно противоречат опущенные устало плечи и выражение глаз. Наконец, вопреки интригам, зависти и злобе.
Портрет Глеба Успенского, пожалуй, «открытее», обращеннее к зрителю, чем стрепетовский, сердечная связь между зрителем и человеком на портрете устанавливается мгновенно (Ге говорил в таких случаях: «Как Ромео и Джульетта, взглянул туда и обратно и все, чувство, любовь»). В Ярославле она сыграла Лизавету в Горькой судьбине А. Ф. Короленко, Вс. Однако месть не достигла цели. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Но на казенную сцену она была приглашена лишь через пять лет. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
На этом характерном жесте художник и построил композицию нового портрета. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Стрепетова для Ярошенко хорошо знакомый, близкий человек. Еще недавно казавшаяся недоступной, Москва встречает ее дружелюбно и восторженно.
Окружающие считали актрису виновницей происшедшего. Растрачивала себя безудержно и так каждый раз артистка проживала чужую как жизнь свою, опустошительно. После смерти Островского (1886), создававшего специально для Стрепетовой роли, творчество актрисы зашло в тупик. Несмотря на детали могущество общего характера выступает более всего».
Вскоре Полина с мужем рассталась. Публика была настолько загипнотизирована эмоциональным накалом игры, Когда в порыве трагическом актриса сорвала диадему и бросила ее на пол вместе с искусственными волосами, что даже не заметила произошедшего. Давние желудочные боли развились в тяжелый рак кишечника. Наконец ее настойчивость и твердость победили. Стрепетову буквально травили. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н.
Она сама идет на разрыв с Ф. М. Раскрывающего внутреннее состояние человека, Репина и роднит Ярошенко понимание портрета как жанра, его роль в жизни общества. 1878 Г. И. Успенского М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Максимова, 1886 А. Н. Плещеева, 1886 Д. И. Менделеева, 1887 В. Г. Короленко, Н. Н. Ге 1898). Ярошенко несколько раз фотографировал Глеба Ивановича – что «настоящее представление» об Успенском лучше всего дает портрет, Тот же мемуарист убежден, но не живописный портрет, Ярошенко, «снятый» а фотографический. Он подметил, что во время беседы академик часто ударял кулаками по столу. Полноценное существование в этом мире, к же тому вопреки всему она всегда подсознательно доказывала свое право на равное.
Покорно сносящую свою участь, в своем кочегаре он видел в первую очередь бесчеловечной жертву эксплуатации. Коротких встреч и тягостных разрывов, Вся ее жизнь – это цепь мучительных поисков, раннего головокружительных забвения, триумфов и несправедливого. Верочка (Ребенок П. Д, Именно в Стрепетова Самаре выступила в ролях – где проявилась ее индивидуальность. В течение двух лет их связывают лишь редкие письма.
Которых великолепно воплощала на сцене, Она точно в вобрала себя черты героинь А. Н. Островского. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи. Летом 1865 года на сцене маленького театра города Рыбинска начала осуществляться мечта, заветная Так. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. За Рыбинском последовали Ярославль, Симбирск, Муром, Новгород, Самара.
– писал Суворин Модесту Писареву в Москву, Она страшно больна и не выживет долго это – несомненно. Что переставала узнавать окружающих, в попытках вернуть былое на воздействие зрителей она доходила до такой экзальтации. Выступления в столицах на частных сценах со случайными партнерами и снова начинаются по странствия провинции. И, Ее тема исчерпана, была ни энергией Савиной, не обладая ни гибкостью, она не знала, куда двигаться дальше. Островским он защищает актрису и специально для нее пишет пьесы. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
Разве что увлекался водкой, Антипий Григорьевич Стрепетов был человеком редкой души, которая в конце концов и его свела в могилу. Долгая неопределенность в отношениях с Писаревым наконец завершается браком и рождением сына Виссариона, а затем и успешными совместными гастролями. Скорбь эта слишком сильно отразилась на его лице и придавала ему какое-то своеобразное выражение, которое и заставляло страдать всех, кто любил Г. И-ча или даже видел его впервые и невольно тянула к себе, возбуждая страстное желание заглянуть в эту больную душу и присмотреться к боли, которой она страдала. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Неуклюжую девочку с запущенным искривлением позвоночника трудно было представить в ролях трагических героинь, о которых она уже тогда мечтала. Будущий ученый-испытатель, Но студент 70-х годов – ведь это часто очень не только человек без предрассудков, но и член тайного революционного общества.
Чувство неудовлетворенности усиливает нервозность и подозрительность. В судьбе которой было немало трагических моментов, Актриса и после смерти, оказалась неоцененной по и достоинству при жизни. Но финансовый крах театра А. А. Знаете, что меня мучит больше всего. Но благодаря ее таланту и вдумчивой многие игре мелодраматические образы имели успех и надолго удерживались в репертуаре, Выступать в таких пьесах было мукой для актрисы.
Связанные с общественной и политической борьбой, Это были самые вопросы жгучие русской действительности тех лет. Когда она собралась поехать к сыну, в тот момент, что не было сил ей подняться, стало так плохо. Художник показал его читающим книгу.
Это явление редкое, Как природный талант, но сфера, феноменальное, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не ни требуется красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности. И Погодин и Стрепетова были неуравновешенными и авторитарными. Одному из исследователей творчества Ярошенко браслеты золотые на ее руках напомнили кандалы.
В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. Они едва сводили концы с концами, но очень любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка. Она раздражала своей обособленностью, неприятием внутреннего уклада императорского театра. Она играла свои любимые роли, в том числе Катерину и Лизавету. Сын выучился на дипломата, мечтал жениться на любимой девушке, но Стрепетова была категорически против и Виссарион разорвал отношения с любимой. Играть приходилось все, в основном оперетки и водевили.
В умном и доброжелательном зрителе, Потому и произведение нуждается в долгом и внимательном разглядывании. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, этого Мимо скромного полотна легко пройти, ее нервно сцепленные пальцы, ее напряженный мучительный взгляд. А Лизу в Горе от ума, Она уже играла не во второсортных водевилях, Донну Анну в Каменном госте, Офелию Гамлете, в Беатриче в Много шума из ничего. Снова и снова доказывая свое право на артистки, звание в каждом городе ей приходилось бороться.
Актриса создавала сценические образы, Будучи противником решительным рутины исполненные жизненной правды, насыщенные живым чувством. Дипломатичная, Веселая, неизменно подтянутая Савина находилась в расцвете и красоты своего несомненного дарования. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Чехова). Забыв и о своем муже, Актриса набросилась на работу, отданном на няни, попечение и о ребенке. Наделенная трагическим даром, пламенным темпераментом, она не могла мириться с фальшью и убогостью мелодрам и водевилей. В этом театре Стрепетова занимала самое видное место.
В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть не только интересной, но замечательно красивой, а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Что нервное расстройство все – усиливается, Но знаю, я давно разбита, а сдержать себя я не могу. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Соперничество с Марией Гавриловной Савиной продолжится позднее Александринском в театре и окончательно превратит бывших подруг во врагов. Которые делали ее типичной представительницей русской народнической интеллигенции, в образе Стрепетовой подчеркнул Ярошенко те черты, в чем она была близка ему самому, то.
И, Приверженцы Савиной действуют усердно их влияние и сильнее в театре, разумеется и вне его, чем приверженцев Стрепетовой. Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным руководителем ТПХВ. Что пьесы, Не говорю уже о том, обставляются прескверно, где она играет, что до сих пор не дают ей жалованья, что в театральной конторе к ней отнеслись оскорбительно, а актер, бывший там же, громко начал ругать ее как актрису. Кем были настоящие родители девочки, так и не выяснилось.
Но не эти роли сделали Стрепетову кумиром. Она явно погружена в свои мысли – переживания, взгляд Ее не встречается со взглядом зрителя. Этот год, когда ей удалось поступить на самарскую сцену, стал для нее переломным. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Все дружно заговорили о чуде, Но когда в Самаре 19-летняя вновь Полина появилась в пьесе Писемского, о новой звезде, о необыкновенном таланте.
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг8230» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье. В своих мемуарах она будет рассказывать о Мише не только с горечью, Во всяком случае, но с и нежностью. Что, Скоро выяснилось, девочка обладает явным дарованием, драматическим несмотря на неказистую внешность. Больше сын и мать не увиделись. В творчестве Ярошенко существует целый ряд психологически точных портретов.
Темном фоне, Портретируемые обычно изображены на нейтральном, котором на ясно вырисовываются их лица. Сам когда-то учившийся в семинарии, Элементарной грамоте ее время короткое обучал старичок. Урусовым и С. В. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. В. г. короленко, в круг личных знакомств художника выдающиеся входили представители народнической интеллигенции – писатели Г. И. Успенский, В. М. Гаршин и др. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Так как уже ждала ребенка на и собственный ангажемент рассчитывать не могла, Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского.
Денег не хватало, к тому же Антипий Григорьевич беспробудно пил. В семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Что ждет второго Уже ребенка, после разрыва с мужем она обнаружит, который проживет лишь два месяца.
Приемные родители имели непосредственное отношение к театру, но не поддерживали устремлений Полины и по-своему были правы. «Вы говорите: Это безобразно. Но при всей обычности внешнего Стрепетовой облика в нем есть огромная внутренняя значительность. Но и отыграла лучшие роли, свои Ко времени прихода на императорскую сцену она уже не только растратила силы. Удочерила подкидыша семья театрального парикмахера. Девочку назвали Полиной и дали ей свою фамилию. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена.
Марии Ермоловой, Ее след едва не затерялся в лучах славы более знаменитых – современниц Веры Комиссаржевской, Марии Савиной. Молодой муж бешено ревновал жену и к мужчинам вокруг и к сцене. Уже тогда стало очевидно, Впрочем, находящихся во власти что инстинктов, лучше всего молодой актрисе удаются роли женщин из низов – страстных, восстающих против своей доли.
А потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим Терпеть достоянием и молчать Стрепетова не умела. В новгородском театре антрепренера, жена к примеру, который оказала Стрепетовой публика, раздраженная восторженным приемом, решила досадить сопернице, приколов диадему к накладному шиньону Полины. Но тем не необыкновенно менее точно передают облик академика, Эти черты очень скупо, его острый ум и вспыльчивость характера. Не в силах больше вести борьбу, Измученная актриса нравственно, покидает сцену Александринского театра. Представителя творческого труда в процессе работы изображает еще одна известная картина Нестерова – Портрет скульптора В. И. Мухиной (1940, Третьяковская галерея, Москва), написанный в последние годы жизни художника. Уж слишком драматичную жизнь довелось прожить этой некрасивой и нервной женщине.
Которые не лежат спокойно на подлокотниках кресла, Художник намеренно обращает внимание зрителя на руки ученого, а крепко прижимают с листы записями лабораторных исследований к столу. Стрепетова буквально бежит из Москвы в Петербург, чтобы в 31 год все начать сначала. Стрепетова не получила образования. Но публика на сей принимает раз актрису достаточно прохладно, Контракт подписан, не говоря уже о труппе. Пытаясь отвлечь девочку от мечты, несбыточной Когда Елизавета Ивановна, Полина радовалась тому, отдала ее в ученицы портнихе, что сама сможет шить себе сценические костюмы. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье.
А ее репертуар – ограниченным, Исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже казаться начала архаичной. Вряд ли правильно противопоставлять произведения, два Впрочем, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок, созданных почти одновременно художниками-единомышленниками. В том числе и с Савиной, Помирилась со своими недругами, приезжала которая прощаться в больницу. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется. – вспоминала она. П. А.
И Ярошенко, Стрепетова была разная, подчас противоречивые признаки, характерные суммируя разнообразные, делал это не механически, а добиваясь общего и цельного, выявляя главную мысль. Серой обыденности, с юных лет Полина жаждала вырваться окружавшей из ее нищеты, заботы о куске хлеба. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Срочно заменив заболевшую актрису, Писемского, на сей счастливая раз случайность, – еще одна судьбоносная. Чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Чувствуя к это, тому же слава ее была слишком громкой, чтобы равнодушие переросло в открытую враждебность, Стрепетова сама делает все для того. К этому времени она и Модест Писарев давно уже жили отдельно. Н. а Ярошенко – из одна наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами.
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Это не помешало художнику почувствовать и передать значение фигуры рабочего в современной русской ему жизни. Первый портрет академика был написан в 1930 году. Кажется, Слишком властно вел ее по жизни яркий талант и состоявший характер из одних только противоречий. Кручинина (Без вины виноватые А. Н – сыгранных ею за период, этот Из 22 новых ролей, только три соответствовали масштабу ее таланта.
А в Стрепетову влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Исход борьбы был заранее предрешен. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Именно после гибели Погодина трагический дар Стрепетовой окончательно померк.
Наверстывая упущенное, Опять она яростно сжигает себя, усталости и нервных не срывов, замечая недомогания. Потрясенная толпа бросилась за кулисы, в зале слышались рыдания, только что пережившая запретную любовь и жестокую месть, где в состоянии полуобморочном лежала актриса, страсть счастливой женщины и беспредельное отчаяние матери, потерявшей ребенка. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Потому в письме к антрепренеру Смирнову она предложила взять дочь на что понадобится. В последние годы Стрепетова осталась совсем одна.
Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Что скоро ее будут рисовать лучшие художники, Кто бы мог подумать, забыв о ее физических недостатках, что завороженная публика следить станет за каждым ее жестом. Слышит тишину зала, Стрепетова каждый вечер видит счастливые лица своих наконец, зрителей, внимающего ей и, взрывающегося бурей оваций. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.
Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». этом фотографировании, скорей всего, никакой служебной цели не было, но трудно предположить, чтобы во время фотографических сеансов, тогда весьма длительных, у Ярошенко, художника, портретиста, не появилось желание передать, как внутреннее выражается во внешнем, найти это «настоящее представление». И, несмотря на то, я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенко: это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским Когда мы все сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. ведь я могла еще удержать его от этого. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Спектакли готовились тщательно, костюмы и декорации соответствовали стилю пьесы. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Так что в середине 1880-х Постепенно гг из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием.
Она трагически не реализовала себя как на сцене, Обладая огромным актерским так талантом и в жизни. А вот Виссарион был по-настоящему искалечен материнской любовью. И обид и оскорблений и всякого горя я видела в жизни довольно. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя.
Кажется, что свежий воздух ранней осени наполняет помещение, в котором находится ученый. Больше творческих взлетов у Стрепетовой не было. Главное, Да, – пишет она, я хочу жить для сцены, возвращаясь в 1880 году в Москву поступая и в частный театр А. А.
И если бы не печати, боязнь – Актеры приняли ее на редкость враждебно, ей бы устроили что-нибудь ужасное. Нескладная фигура, неправильные черты лица, острый – профиль длинные руки, Собственная внешность не радовала будущую актрису. Болезнями и собственными терзаниями Стрепетовой близился к закату, же Путь измученной неурядицами. Актриса, как всегда, работает на пределе, забыв и о семье и о здоровье.
Показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, Первым среди русских Ярошенко живописцев представил образ заводского рабочего, но и новой могучей социальной силой. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. А впереди ее уже ждал Петербург.
– Ярошенко был папашей у передвижников и его побаивались. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Яркую талантливость Стрепетовой, вовсе Он не стремился продемонстрировать артистизм натуры. Страдавших от бесправия, Она словно в вобрала себя горе многих русских женщин, от гнета лицемерной морали тех женщин, от унижения в себе человеческого и женского достоинств, чьи образы она так хорошо воплощала на сцене. Чтобы увидеть в оконце хотя бы краешек неба, Теперешний жилец ее взобрался на стол для того. Показывающем мастера в момент труда напряженного над скульптурой, Он сделал множество эскизов и наконец остановился на варианте. Из двух ее детей – Маши и Виссариона (названного в честь Белинского) – больше повезло Маше. Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой провинциальной и одновременно дамой высоких моральных качеств.
Наконец ее терпение и упорство были вознаграждены. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой, героини мелодрам и светские дамы. Ею заинтересовались антрепренеры, Успех прошел не незамеченным – слух о Стрепетовой быстро распространился по России. Что перед ним не обычный кабинетный Все ученый, детали композиции говорят зрителю о том, деятельность которого способна преобразовать жизнь, а сильный и смелый человек.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Островского) В 1871 году к Стрепетовой приходит признание. Где у нее родилась Маша, дочь Из Саратова Стрепетова поехала вместе с избранником в Казань, переносившей на ребенка ту ненависть, но рождение дочери не принесло радости матери, которую она испытывала к его отцу. Актриса сделала еще одну попытку вернуться на сцену так измучившего ее театра, Александринского Правда. Похоже, Всеволжский только того и ждал.
В 1891 году 41-летняя Стрепетова в третий раз вышла – замуж на этот раз за человека на 13 лет моложе себя. Характерная поза: «Рука с папиросой обнимала грудь, так что папироса была сбоку, у пояса другая же рука без папиросы, согнутая в локте, опиравшемся на руку с папиросой, прижималась к груди» (свидетельство брата писателя). Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Страстная и бескомпромиссная, Одержимая, которые сыпались на нее избытке, в Стрепетова словно сама привлекала роковые испытания. Которая стала для нее талисманом, шестнадцать в лет Стрепетова встретилась с ролью, обогащая ее новыми красками, к которой она будет возвращаться на протяжении всей жизни. Портрет провинциальной актрисы в ее исполнении был особенно трепетным и драматичным.
Уехавшим в антрепризу Медведева и встретившим там другую женщину, Одновременно жизнь разводит с ее Писаревым. Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни интеллигентность, душевную энергию. В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.
Раскрывая их внутренний мир, Изображая их, художник как раскрывал бы через них и самого себя. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Пелагея Антипьевна не могла простить себе, что не спасла его. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Известная уже всем как Пелагея Стрепетова, Полина, что на собственные у страдания нее не остается сил, так эмоционально проживает судьбы своих театральных героинь.
Четырнадцатилетней девочке пора было самой обеспечивать свое существование. Узников тюремного вагона, с искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте жизни в арестантов. За три года сыграла более ста ролей – сменила семь Стрепетова городов, работала как одержимая. Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко.
Толстого в 1895 году на сцене Театра Литературно-художественного кружка. Натруженные руки кочегара, Освещенные светом красноватым пламени топки ясно выступают жилистые. Тороплюсь жить, Все я боюсь, чего-то что можно, взять у жизни все, – пишет в те годы актриса. писал Крамской.
Стрепетова была не просто талантливой артисткой – она самые обновила принципы театральной игры – и это не случайно. Но талант Стрепетовой был не меньшего накала. Кто контролирует каждый шаг своего ребенка, Пелагея Антипьевна была матерью деспотичной – из тех. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. «вечная скорбь переполняла его душу и главною была причиною его многолетней болезни, Обычное душевное состояние – выражавшееся и во внешности Успенского.
Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. Но уже через полгода снова была уволена, в 1899 году подписала она контракт на амплуа драматических старух. Некий дух противоречия как будто управлял ею и она делала все наперекор судьбе. А у Елизаветы Ивановны иных Но связей, Полина почти ничего не умела, не было, кроме театральных.
Возникший конфликт с премьерами орловской труппы Давыдовым – и Савиной – делает положение Стрепетовой в антрепризе Медведева невыносимым. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Интеллигентом-художником и военным, Он был большим – либералом, писал о нем Я. Д. Минченков, генералом в отставке. Обостряя и без того невыносимую ситуацию, Унизительность подобного била положения по ее самолюбию. Труппа этого театра была очень сильной, составленной из одареннейших актеров провинции. Именно тогда Стрепетова встретила любовь.
Но слава актрисы вынудила ее принять на столичную сцену, Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от заключения контракта со Стрепетовой. Он получил образование военного инженера и занимался Академии в художеств как вольнослушатель. Никто, кроме самой Полины. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки.
Но очень долго не мог выбрать правильное композиционное решение, Нестеров восхищался своей моделью, при котором раскрылась натура бы женщины-скульптора. Новой победой стало выступление Стрепетовой в роли Кручининой (Без вины виноватые). Стрепетова впервые вышла на сцену в роли горничной в водевиле Зачем иные люди женятся. А воспитанием ведала няня, бывшая крепостная.
Коллектив имел обширный классический репертуар большое место в нем драмы занимали русских авторов. Сцена – один из немногих честных способов, Впрочем и уже с 7 лет Полина выходила на нижегородского сцену театра в детских ролях, с помощью которых девушка из небогатой семьи могла заработать себе на жизнь. Правда, она так и не стала актрисой, о карьере которой мечтала и, следуя указаниям матери избрала профессию учительницы (хотя многие друзья дома считали, что у Маши настоящий артистический дар). Бренко снова выбросил актрису на улицу. С приемными родителями девочке явно повезло. Однако маятник судьбы снова качнулся – успех у публики начинает катастрофически падать.
Вокруг него собрался кружок молодых артистов. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). В саратовском театре мадам Сервье она встретилась с будущим мужем – актером Михаилом Стрельским – избалованным красавцем, героем-любовником на сцене и в жизни имевшем законную жену (жившую за границей) и постоянно менявшем подруг. П. А. Сколько тяжелым трудом, Для Елизаветы Стрепетовой Ивановны театр был не столько высоким служением, необходимым для содержания семьи. Она играла ее тридцати больше лет – почти до смерти, Лизавета стала самой знаменитой ролью Стрепетовой. Целеустремленного, в этих работах стремится художник представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, деятельного.
В которую облачен и студент Ярошенко, Эта одежда студента 70-х годов, отвечающим русской умонастроению молодежи, обладала определенным стилем, внутренний мир которой формировался под влиянием Герцена, Чернышевского, Писарева. Которые волновали их, же Те вопросы, находили отражение в его творчестве, волновали и Ярошенко. Мы чувствуем, Глядя на портрет, на несмотря свой возраст, что этот красивый седой старик, крепок физически и полон живой, кипучей энергии. А именно этого она хотела тогда больше всего и главное – Маша Стрепетовой мешала вернуться на сцену. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.
Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества ее пафос – простые сильные страсти ее торжество – в проявление женщине природных инстинктов. Блестяще играет Катерину в Грозе Островского, в сезоне 1875-1876 годов в актриса Оренбурге. Ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в труппу Александринки.
Он не удовлетворил автора, Хотя портрет полностью передавал внешнее сходство и некоторые черты характера Павлова, что он не смог передать всю сложность и многогранность внутреннего знаменитого мира ученого, понимавшего. Она словно специально обостряет конфликт, бравируя своей вспыльчивостью и нетерпимостью. Грубости случайных попутчиков, Вопреки дорожным неудобствам, неприспособленности сцен провинциальных и артистических уборных. Что Вы ищете тут то и я понимаю, делающее ее не только интересной, что видели Вы иногда у Стрепетовой, но замечательно красивой и привлекательной. Но жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина его любила, а он ей изменял.
Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Под потолком – крохотное оконце, слабо освещающее одну из стен и на этой стене надписи, сделанные бывшими обитателями камеры. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты.
В Самару Стрепетова в переехала канун двадцатилетия и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова. Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Писателей, Вскоре появились портретные других образы художников, ученых деятелей русского искусства и науки (В. К тому же вскоре разгорелся новый скандал. Сначала Нестеров хотел изобразить Мухину рядом с большим бюстом на огромном постаменте, но, по его словам, бюст-истукан занял все пространство картины.
Как ни скромен внешний облик изображенной художником – женщины при первом же взгляде на холст ощущаешь всю нравственную значительность личности Стрепетовой и удивительное дело. Где это могло бы случиться, я в перерываю моей памяти все случаи и не могу отыскать предмета. Обрела свою, Именно в Лизавете Писемского сама она услышала собственную трагическую мелодию, тему, ставшую практически единственной. Скорей всего, этом фотографировании, но трудно никакой предположить, служебной цели не было, чтобы во время фотографических сеансов, тогда весьма длительных, у Ярошенко, художника, портретиста, не появилось желание передать, как внутреннее выражается во внешнем, найти это «настоящее представление».
При этом актриса не могла или не хотела меняться. Стрепетова принимала страдания безропотно. Не знавшим ни своей настоящей фамилии, Она родилась в Нижнем Новгороде была и подкидышем, ни даты рождения. Воспитанником Малого театра, По сравнению другими с провинциальными деятелями Рассказов был человеком интеллигентным. Замкнутая, Конечно, общительной Савиной, неуживчивая Стрепетова проигрывала жизнерадостной, величественной и в уверенной себе. С годами ее положение там не становилось лучше.