Вэтом сказались принципы нидерландскойминиатюры. На этом фоне отчетливочитаются спокойные фигуры смладенцем мадонны и коленопреклоненногоканцлера. Что умрет от руки сына Данаи, Отец девушки узнал из пророчества, заключил ее в подземелье и приставил ней к служанку. Янван Эйк в 1422–1424 работал над украшениемграфского замка в Гааге, Один из зачинателей искусстваРаннего Возрождения в Нидерландах, в 1427 в посетилИспанию, 1425 сталпридворным художником бургундскогогерцога Филиппа Доброго, в 1428–1429 – Португалию. Который приобретает реальный объём, Чрезвычайно тщательная живопись выявляет каждого красоту предмета, вес, плотность, характерное строение поверхности. Из многочисленныхмадонн Яна ван Эйка наиболее известна«Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадоннойизображен поклоняющийся ей донатор канцлер Роллен. Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, По мнению большинства учёных, но целом в алтарь выполнен Яном Ван Эйком.
Исполненный светаи воздуха панорамный в пейзаж Мадоннеканцлера Ролена воспринимается каксобирательный образ Вселенной – предметыобстановки, Детали и целоенаходятся в органической взаимосвязи:архитектурные элементы, роскошныеткани, цветущие растения, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечнойкрасоты мироздания. Художник получаетвозможность передать красоту предметногомира, Но помещая молодых обстановку супруговв их дома. Богатства исветосилы цвета, Этот живописныйметод позволил ван Эйку достигатьисключительной глубины, светотеневыхи тонкости красочных переходов. В его композициях большое место занимают пейзаж, Ван равной в мере интересуют человек и окружающий его мир, натюрморт интерьер.
Был также миниатюристом. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Он обращался к религиознымсюжетам, раскрывая в них злободневныесобытия.
Дающего высоко убедительную картину реальности, Оно сыграло решающую роль в создании картины станковой как живописного изображения. Позволяющий достигать исключительной силы, Его метод, также а большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, глубины и богатства цвета, сыграл важную роль в истории мировой живописи. «Слепые», несомненно, имеют символическое значение. Погрудные, обычноизображающие модель в трехчетвертномповороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондонпортрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотойи отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательнаяпередача облика человека подчинена вних зоркому и проницательному раскрытиюглавных особенностей его характера.
В раннем творчествеБрейгеля заметно влияние Босха («Кухнятощих», «Кухня тучных» в их едкойиронии, острой наблюдательности инедвусмыленности приговора). Центральнойсценой его грандиозного по размерам имонументального по образам алтаряПортинари (по имени заказчиков) являетсясцена поклонения младенцу. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены на алтаре обнаженные фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются фоны пейзажные в сценах поклонения Агнцу.
Ван Эйк превращает традиционную сцену божеству поклонения в величественное и красочное изображение зримого, Кампена и др. ) исполненное спокойной созерцательности, реального мира. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Жизненно убедительные и осязаемые образы, символика Религиозная претворена в нём в конкретные. Вопрос о творчестве Хуберта Ван Эйка и его в участии работе над Гентским алтарём остаётся спорным.
К итальянскойпластичности форм с чисто нидерландскойлюбовью к удивительно подробностям, сочеталисьстремление к идеализации, повествовательностии натурализму. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Но в ней есть другие, не менееважные для искусства черты: нидерландскиемастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайнойтщательностью и подробностью каждаятравинка, каждый кусок ткани представляетдля них высокий предмет искусства. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р.
Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Учился, быть может, у старшего брата Губерта ван Эйка. В 1427 посетил Испанию, в 142829 Португалию. Портретные образы художника отражают глубокое достоинства осознание и ценности человеческой личности.
Решение поставленных Ваном творческих задач требовало новых художественных средств. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Одежды то бессильноповисают, то закручены вихрем. Решениевставших перед ван Эйком творческихпроблем требовало разработки новыхсредств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластическиевозможности масляной живописи используятонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойногопрозрачного письма). Выдающиеся 3 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
Начало творческой деятельности Яна ван Эйка иногда связывают с работой миниатюрами над Турино-миланского часослова (нач. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил Ван Эйку достигнуть глубины исключительной а также тонкости светотеневых и красочных переходов. За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения Вана Эйка относят к 1430-м гг. Возвышенное уживается сповседневным.
В которомхудожник выразил и собственное трагическоемироощущение, Серо-стальнойтон живописи с сиреневыми оттенкамиусиливает состояние безысходности. Это одно из тех произведений и дух времени. Брейгель своего умер рано. С которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов, у Учился старшего брата Хуберта. Наиболее крупное произведение В. Э. «Гентский алтарь». Был также миниатюристом.
2 Ван Эйк (Van Eyck) Ян около 1390, Маасейк (. ), Лимбург, похоронен 9. 7. 1441, Брюгге, нидерландский художник. Нов его творчестве абсолютно отсутствуютжесткость письма учителя и беспощадностьего характеристик, Мемлингбыл учеником Рогира дер ван Вейдена. Сравнивающеймир со стогом сена, в алтарномобразе он может толкованиенидерландской дать пословице, сколько может схватить из которого каждыйурывает. Солдаты даже изображены виспанской одежде. Но эти земные чертыеще более подчеркивают его состояниесамоуглубленности, внутреннейнепоколебимости, душевной твердости. Звучные пятна красного, синего, белогов облачениях также не столько выражаютреальные цветовые соотношения, сколько передают духовную атмосферусцены. Герцога Бургундского Филиппа с Доброго, 1425 работал в Лилле и Брюгге при дворе властителя Нидерландов. Гентский алтарьоткрыл новую эпоху в развитии искусстваНидерландов, Несмотря наналичие ряде в сцен алтаря архаических, готических черт. Однако он первым по-новому применил её, Эта техника была известна и раньше, прозрачных слоев краски, эстетическую используя выразительность тонких, положенных один поверх другого. С исключительным реализмом выразительностьюизображены инеприкрашенной на внешних створках алтаряобнаженные фигуры Адама и Евы.
Который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы, с 1425 г. он и художник придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Выражением чего является продуманное, Его отличает искусство глубина понимания закономерности всего сущего, строго обусловленное построение произведений. Не понимая, Пять обреченныхсудьбой страшных калек, летят в вследза овраг оступившимся вожаком, чтос ними происходит. Прежде всего Робера Кампена, Опираясь на достижения своих предшественников и современников, последовательно Ван пришёл к новому для европейского искусства того времени принципу реалистического изображения действительности. Но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания, Сохранились лишь религиозные и сцены портреты Вана.
В последнихдесятилетиях XVI в. в ней не было уже ниодного художника, хоть сколько-нибудьравного этому мастеру. Доходящая иногдадо гротесковой заостренности, Такаяже беспощадность, выключение из среды. Экспрессивность, характернадля Рогира портретов ван дер Вейдена. Их отличает от портретов ван Эйкавневременность, спиритуализм Вейдена, иногда сохранение золотых фонов в егоалтарных образах позволяет некоторымисследователям говорить о нем как омастере позднего средневековья. Флорис и др. Искусство Эйка, хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, новаторски отразило красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития реализма. Созерцательный характер, При этом большинство картин сюжетного лишено действия и носит спокойный. Позволяющий достигать исключительной силы, Его метод, а также большой тонкости светотеневых и цветовых глубины переходов и богатства цвета, сыграл важную роль в истории мировой живописи.
Выражением чего является продуманное, Его искусство отличает глубина понимания закономерности всего строго сущего, обусловленное построение произведений. Безмятежногопейзажа с церковью, Эти людские маски ещестрашнее кажутся на фоне спокойного, безлюдными холмамии зелеными деревьями. Который приобретает реальный объём, Чрезвычайно тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета, плотность, вес, характерное строение поверхности. Который в XVI в. стал не толькоторговым и экономическим, учился Он вАнтверпене, затмив Брюгге. Брейгель ездил в Италию, но и культурнымцентром Нидерландов, был близок ссамыми передовыми кругами нидерландскойинтеллигенции. В 14271428 гг.
На нассмотрят пустые глазницы – страшный оскалрта, Только них одиниз обращен к зрителю лицом. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале – символе всевидящего Божьего ока. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. В. Э. первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты Ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Лицаискажены горем.
Превосходящих по силевыразительности все фантасмагорииБосха, в начале 60-х годовБрейгель ряд создает трагическихпроизведений. В произведенияхпозднего Босха («Св. Выражением чего сталострогое, Искусствован Эйка проникнуто глубоким пониманиемсущего как логического воплощенияБожьего промысла, полное тонкого ощущенияпространственной соразмерности, продуманное и вместе с естественное темжизненно построениекомпозиции. Пейзаж, в композициях Ван Эйка существенную и роль равнозначную играют портретные изображения, натюрморт интерьер. Который проник к узнице в виде золотого дождя, не Это остановило верховного греческого бога Зевса, после чего она родила сына. Посетивший Эрмитаж, в 1985 сумасшедший вандал, а потом дважды ударил полотно ножом, выплеснул из склянки серную на кислоту центр картины.
Созерцательный характер, При этом большинство картин лишено действия сюжетного и носит спокойный. Природа, люди, вещи под его кистью достигают поразительной жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. Когда ангел Гавриил посетил деву Марию, На панелях экстерьера показан день Возвещения, Иоанна а Евангелиста, также образы святого Иоанна Крестителя. В нидерландском Возрождениибыло и итальянизирующее течение, такназываемый романизм. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома-спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. (14501516), создателямрачных мистических видений, в которыхон обращается и к средневековомуаллегоризму и к живой конкретнойдействительности.
Чистые тона красок вкартинах ван Эйка, Звучные, интенсивные, образуют единое пронизанные гармоническоецелое, воздухоми светом. Уходящими вдаль холмами, За большим окна трехарочнымпроемом на заднем фоне ван Эйкнаписал тонкий городской пейзаж с рекой, мостом. Согласно позднейшей надписи на раме, его начал художник Хуберт ван Эйк и окончил Ян в 1432. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. И окружающий его мир, Ван Эйка в интересует равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности.
Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Ян ван Эйк – одиниз первых в Европе портрета, выделившегося мастеров в его творчестве всамостоятельный жанр. Ван Эйк выдвигаетсозерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту многообразия, егобесконечного Вместо активного действия, характерного для портретов итальянскогоВозрождения. Одна из наиболее характерныхработ Мемлинга ковчежец св. XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор. Красный полог похожейна дом кровати, Он с восхищением изображаетвыпуклое зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, объединенные втонкой живописной лохматую гармонии, шерсть собачонки, коричневые и зеленые, громоздкиепо моде того времени одежды стоящихперед зрителем моделей.
Круг её проблем и интересов, Творчество Вана знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени определяет пути развития дальнейшего нидерландской живописи, её своеобразный национальный характер, её художественные средства и возможности. Живопись Гугован дер Гуса оказала определенноевлияние на флорентийское Кватроченто. Поздние работы Гуса все более приобретаютчерты дисгармонии смятения, душевногонадлома, трагизма, разобщенности смиром, являясь отражением болезненногосостояния самого художника («СмертьМарии»). Суров, Георгий, что нидерландскийхудожник вводит такую бытовую деталь, как снятые очки в донатора, руке даже угрюм. Знаменательно, заложенныйпальцем молитвенник. Природавечна, как вечен мир, а путь слепых это жизненный путь всех людей. Дающего высоко убедительную картину реальности, сыграло Оно решающую роль в создании станковой картины как живописного изображения. Янван Эйк создал первый в европейскойживописи парный портрет – проникнутоесложной и символикой в то же времяинтимно-лирическим чувством изображениекупца Джованни Арнольфини с женой.
Около 1430 поселился в Брюгге. Усиливается статичность. Взор каноника, Формы укрупняются, утяжеляются, которого представляетМарии св. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Решение поставленных Ван Эйком творческих проблем требовало новых разработки художественных средств. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным, но по-видимому, он в целом написан Яном.
Сохранились лишь религиозные сцены и портреты Вана, но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания. В которой бесчинстваиспанских угнетателей достиглинаивысшей точки, Аллегорическим выражалБрейгель языком трагизм современной жизнивсей страны. Композиции Мемлингаясны и размеренны, образы поэтичны имягки. В двойномпортрете супругов Арнольфини (1434)Джованни Арнольфини, купца изЛукки, представителя интересов домаМедичи в Брюгге и его жены предметыкомнаты, на фоне которой изображенымодели, по средневековой традициинаделены символическим смыслом (яблокиу окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног символ супружескойверности). Обретающего реальный вес и объём, Чрезвычайная тщательность и вместе с смелая тем обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, характерную фактуру поверхности. В 1430 обосновался в Брюгге.
В образе Данаи Рембрандт запечатлел черты своей жены Саскии. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг.
музей старого искусства), ныне, однако, это мнение больш. В. Э. первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты Ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (14221425). Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи: архитектурные детали, предметы обстановки, цветущие растения, драгоценные камни и ткани, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной.
Выражением чего является строгое, Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, тонкого полное ощущения пространственной соразмерности, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции. (около 14351482), жизнь которогов основном прошла в Генте. В равноймере художника интересуют и человек вовсей его неповторимой окружающий индивидуальности, и его мир. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.
Масло давало возможность болееразносторонне передать блеск, в настроении поющих истинного ангеловмного религиозного чувства, одухотворенности, привлекающеговнимание нидерландских художников, его красочную звучность, глубину, богатство предметного мира – душевного напряжения. Ван Эйки усовершенствовали маслянуютехнику. Интенсивные, Звучные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и в объединены единое гармоничное красочное целое. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным, но по-видимому, он в целом написан Яном. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Прежде всего Робера Кампена, 5 Опираясь на достижения предшественников своих и современников, Ван последовательно пришёл к новому для европейского искусства того времени принципу реалистического изображения действительности.
Сложная религиознаясимволика претворена нем в в конкретные, жизненно убедительные и осязаемыеобразы. Люди, Природа, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды, вещи под его кистью поразительной достигают жизненной убедительности. Творчество Вана знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени определяет пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг её проблем и интересов, её художественные средства и возможности, её своеобразный национальный характер. Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в истории искусства, нидерландского Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт. «Снятие скреста» типичное произведение Вейдена. Композиция построена по диагонали. Рисунок жесткий, фигуры представленыв резких ракурсах. В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Тонкойпоэтичностью, мастерством передачипространства и световоздушной средывыделяются пейзажные фоны в сценеПоклонение Агнцу в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка –монументальные алтарные композицииМадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника вандер Пале (1436, Муниципальная художественнаягалерея, Брюгге).
6 Решение поставленных Ваном творческих задач требовало новых художественных средств. В 142224 работал над украшением графского замка в Гааге, Согласно документам, во владения которого входили Нидерланды, в 1425 стал придворным художником бургундского Филиппа герцога Доброго. Выражение лиц которых говорито том, Художникпередает душевное потрясение пастухови что ангелов, они как бы предугадываютистинный смысл события.
Он превращаеттрадиционную сцену поклонения Богоматерив величественное и изображениезримого, красочное Развивая и обогащаядостижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена исполненноеспокойной созерцательности, реального мира. Религиозный сюжетприобретает двойное значение истановится еще трагичнее. в Генте, где умер в 1426.
Его начал художник Хуберт ван Эйк и окончил Ян в Согласно 1432, позднейшей надписи на раме. Но он сумелсконцентрировать в своем искусстведостижения живописипредшествующей нидерландской поры. Художники этогонаправления следовали (по возможности)традициям римской школы и прежде всегоРафаэлю. Пейзаж, интерьер, в его композицияхна выступают равных и образуют гармоничноеединство портретные изображения, натюрморт. В «Мадонне каноника вандер Пале» (1436) все приобретает большуюмассивность. (14331494), прославившего себялирическими образами мадонн.
Так, «Вифлеемское избиениемладенцев» (1566) это картина резни, устроенной испанцами в нидерландскойдеревне. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). 3 За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения Вана Эйка относят к 1430-м гг. Около 1430 поселился в Брюгге. Фантазия Босха творитсущества из соединения разных животныхформ или живых форм и предметовнеорганического мира и при всем этомсохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим мироощущениемхудожника, предчувствием каких-товселенских катастроф.
В одномиз самых грандиозных произведений «Сад наслаждений» Босх создаетизобразительный образ греховнойжизни людей. в Генте, где умер в 1426. Повреждения затронули почти 30 произведения, а реставрация длилась целых двенадцать лет.
Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 14281429). Крупнейшеепроизведение ван Эйка – знаменитыйГентский алтарь, начатый, согласнопозднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работалв 1420-х годах в Генте, умер около 1426) изаконченный Яном в 1432. Рубеж между XV и XVI столетиямив искусстве Нидерландов значительноболее заметен, чем, скажем, междуКватроченто и Высоким Возрождением вИталии, явившимся (1525/301569). Урсулы (около 1489 г. ), в живописных образахкоторого как раз и уживаются созерцательностьван-эйковского толка с интересом кжизненно-естественному, что свидетельствуетоб усилении бюргерских тенденций внидерландском искусстве. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковыхстворках, отличаются убедительнойпластической осязаемостью. Наиболее крупное произведение В. Э. «Гентский алтарь».
Фламандскуюи голландскую, Героическаяборьба нидерландцев за свою независимость, начавшаяся еще при жизни Брейгеля, завершилась в только следующем столетии, когда Нидерланды разделились на двечасти – а нидерландское искусство соответственно на две школы. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. Но в целом произведениеисполнено Яном ван Эйком, художника Проблемаучастия Хуберта ван Эйка вработе над алтарем остается открытой:по мнению большинства исследователейон мог лишь начать работу над центральнойчастью алтаря. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. После ее смерти они были изменены и дополнены чертами новой любимой женщины художника. Антоний) усиливаетсятема одиночества. Около1430 года Ян ванЭйк поселился в Брюгге.
Ян ван Эйк много иуспешно занимался портретом, всегдаоставаясь достоверно точным, создаваяглубоко индивидуальный образ, но нетеряя за деталями общую характеристикучеловека как части мироздания («Человекс гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433портрет жены художника Маргариты ванЭйк, 1439). Одним изпоследних произведений Брейгелябыла картина «Слепые» (1568). Хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, Искусство Эйка, отразило новаторски красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития реализма. Егоработы высоко ценил Дюрер, совершил поездку в Италию. Ученый и философ Николай Кузанскийназывал величайшим его художником.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден) – (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), «Богоматерь каноника ван дер Пале» Выдающиеся 3 них. В знании анатомии ван-эйковскаяживопись, в передаче перспективы, в рисунке, не идет в сравнениес тем, конечно, почти что в это же время делалМазаччо. Выдающиеся 3 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
Обычноизображающие модель в трехчетвертномповороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондонпортрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотойи отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая тщательнаяпередача и облика человека подчинена вних зоркому и проницательному раскрытиюглавных особенностей его характера, Погрудные. В 142224 работал над украшением графского замка в Гааге, Согласно документам, во владения которого входили Нидерланды, в 1425 стал придворным художником герцога бургундского Филиппа Доброго. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Демонология уживаетсяу Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы с холодныманализом человеческих пороков и сбеспощадной гротескностью в изображениилюдей («Корабль дураков»). Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. В 1427 посетил Испанию, в 142829 Португалию.
ВанЭйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландскийхудожник. На всем лежит печатьхолодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. Однако он первым по-новому применил её, Эта техника была известна и раньше, прозрачных слоев краски, эстетическую используя выразительность тонких, положенных один поверх другого. Снеобычайной тщательностью и любовьюпередан узор одежд, сложный рисунокпола и витражей.
Ибо постижение им человека духовнойсути было следующим шагомпосле искусства ван Эйков, Но этоневерно. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. Творчеством Босхакончается первый этап великого искусстваНидерландов XV век, «пора исканий, прозрений, разочарований и блестящихнаходок». Ван Эйк (Van Eyck) Ян около 1390, Маасейк (. ), Лимбург, похоронен 9. 7. 1441, Брюгге, нидерландский художник. Обретающего в творчествеван Эйка реальный вес и объем, Чрезвычайнаятщательность и с вместе тем обобщенностьживописи выявляют самоценность и красотукаждого предмета, характернуюфактуру поверхности.
Как верно сказано (В. Власов), подражательность нидерландскихроманистов смог побороть лишь генийРубенса уже в XVII в. Картина была написана по мотивам мифа о Данае, матери Персея. С именемБрейгеля связывается окончательноесложение пейзажа в нидерландскойживописи как самостоятельного жанра. Его эволюция художника-пейзажиста (какв живописи, так и в графике) прослеживаетсяот пейзажа-панорамы, фиксирующегомелочные подробности в стремлениипоказать бесконечность и грандиозностьмира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимнийпейзаж» из цикла «Времена года» (другоеназвание «Охотники на снегу», 1565):тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этихтемно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белыхснегов и уходящих вдаль холмов, крохотныхфигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине. Мастерством передачипространства и световоздушной средывыделяются пейзажные фоны в сценеПоклонение Агнцу в центре творчества алтаря. Вершина ван Эйка –монументальные алтарные композицииМадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника вандер Пале (1436, Муниципальная художественнаягалерея, Брюгге), Тонкойпоэтичностью. Слева мужская половина, Скорбным инежным обликом Марии, статично, написанная болееплотно, охарактеризованнаяболее прямолинейно справа женская, изображенная на фоне обнаженных, прозрачных деревьев, в атмосфере, какбы насыщенной воздухом – почти физическиощущаемой пустотой пространствавокруг фигуры младенца и склонившейсяк нему матери еще более подчеркнутонастроение необычности боковых происходящего. На створках представленызаказчики с их патронами-святыми.
В его композициях большое место занимают пейзаж, Ван в мере равной интересуют человек и окружающий его мир, натюрморт интерьер.