Кто еще сомневаются, – колеблются в раздумье, Те, кто отрицал, – смущены, те, охвачены пророки экстазом. Круг её проблем и интересов, Творчество Вана знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени пути определяет дальнейшего развития нидерландской живописи, её своеобразный национальный характер, её художественные средства и возможности. На люстре горитединственная свеча – символ всевидящего ока Господня. В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. Дающего высоко убедительную картину реальности, Оно сыграло решающую роль в создании картины станковой как живописного изображения. Бочки, топоры, лопаты – будничными делами, Они привычными, заняты чаны и вот таким образом рядом с ними предметы повседневного быта.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. То на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем, Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов отрицания и средневековых взглядов. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Тщательная, Произведения Я. Ван Эйка отличает колористическая насыщенность, уверенная организация цельной композиции, ювелирная почти выписанность деталей.
Кажется, что вы осязаете это золото и эту парчу и сама картина предстает перед вами то как ювелирное изделие, то как величественный памятник. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». 1439, Ван Эйк одним из первых пластические освоил и выразительные возможности портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, Брюгге), Муниципальная художественная галерея, беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Вопрос о творчестве Хуберта Ван Эйка и его участии в работе Гентским над алтарём остаётся спорным. В его композициях большое место занимают пейзаж, Ван в равной мере интересуют человек и окружающий его натюрморт, мир интерьер.
Не зная античного наследия, Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, этот художник в отличие от итальянских мастеров больше опирался собственный на опыт. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Далеко позади агнца, На третьем плане, за которым открывается горизонт, – зеленый лес и на высоком холме, апельсиновая роща, кусты роз миртов и в цветах и плодах. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом.
Созерцательный характер, При этом большинство картин лишено сюжетного и действия носит спокойный. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Улавливая особенности каждого предмета, Пристально изучал он структуру предметного пейзажной мира или интерьерной среды. Стремился передать неповторимый облик каждого из персонажей картин, своих Особое значение придавал художник изображению человека. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
«перед нами красочная картина – фантастический пейзаж художник наделяет самыми различными и реальными воображаемыми видами животных и растений, о каком произведении идёт речь. Позволяющий достигать исключительной силы, Его метод, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, глубины и богатства сыграл цвета, важную роль в истории мировой живописи. Выдающиеся 3 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Л. Д.
Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Маргарита, покровительницарожениц. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Его начал художник Хуберт ван Эйк окончил и Ян в 1432, Согласно позднейшей надписи на раме. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Позволяющей передать единство пространства, в искусстве Эйка ван новая техника служила исключительно продуманной композиции. Картина полна символических деталей. Большой живот может объясняться плотной складкой платья – которое женщина приподняла к груди, Беременна она или нет точно – не известно. Женщина (если она принадлежала нижестоящему социальному слою) в таком случае отказывалась от прав на наследство для себя и своих детей, но после смерти мужа получала определенную сумму. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, в странах, Франции – в XV – XVI веках культура, развивается Германии, называемая Северным Возрождением.
Чем эффект двух отчетливо видимых вдали процессий, торжественных Нет ничего более изысканного, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Богатства и светосилы Этот цвета, живописный метод позволил Ван Эйку достигнуть исключительной глубины, а также тонкости светотеневых и красочных переходов. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Как и подобает в такой момент, Небо непорочно чистое, слегка ультрамарином подцвечено в зените, бледно-голубое.
Искупление свершилось. Его начал художник Хуберт ван Эйк и окончил Ян в Согласно 1432, позднейшей надписи на раме. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Хрустальные четки висят на гвоздике, Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, а верности символ – собачка таращит пуговичные глаза, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов.
Искупление свершилось. Хуберт мог лишь начать работу над центральными алтаря, частями По мнению большинства учёных, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. В 142224 работал над украшением графского замка в Гааге, Согласно документам, во владения которого входили Нидерланды, в 1425 стал придворным художником герцога бургундского Филиппа Доброго.
Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый. Как и в портретах других Яна ван Эйка, в этом, о его месте в мире, воплотилось новое представление о человеке. Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, выходит длинное шествие Мучеников, с в розами волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Выражением чего является строгое, Искусство Эйка Ван проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции. Мягкий свет наполняет интерьер. Полные воздуха и света, в миниатюрах часослова Туринско-миланского художник мастерски пишет пейзажи.
Золотых ризах, Они великолепны в своих красных одеждах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, митрах, золотых в жемчугах, рубинах изумрудах. Где в каждой подробности сверкает изумительная ванэйковская живопись», а за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город. Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто заранее уверовал и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Где сказано, Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, в котором не будет ночи, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, а будет вечный свет и река светлая, жизни как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло. Хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, Искусство Эйка, новаторски отразило красоту и многообразие действительности и послужило важным развития источником реализма. Строгую торжественность картины нарушает веселаясобачка олицетворение – преданности и любви. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, Недаром при бургундском дворе подобные хранились картины в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками.
Ван Эйк (Van Eyck) Ян около 1390, Маасейк (. ), Лимбург, похоронен 9. 7. 1441, Брюгге, нидерландский художник. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, Искусство Эйка, новаторски отразило красоту и многообразие и действительности послужило важным источником развития реализма.
Цветущее растение или драгоценный камень, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной, как бы преломляют в красоту себе мироздания – украшающий одежду богоматери, Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи. Подтверждая близость этой породы к королевскомудвору, конечно, Недаром, художник Жакобо де Эмполи написал портрет монарха Генриха IIIВалуа с собакой, породы гриффон. Где онаукрашала комнату для утреннего туалета короля, картина Позднее очутилась в Испаниии в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены на алтаре обнаженные фигуры Адама и Евы фигуры поющих музицирующих и ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сценах поклонения Агнцу.
Портретные образы художника глубокое отражают осознание достоинства и ценности человеческой личности. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». 3 За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения Вана Эйка относят к 1430-м гг.
В. Э. первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты Ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Творчество Вана знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени определяет пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг её проблем и интересов, её художественные средства и возможности, её своеобразный национальный характер. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.
В начале XVI века Портрет Арнольфини четы принадлежал наместницеНидерландов Маргарите Австрийской. Здесь происходит открытие мира и человека искусстве, в Как и в Италии, человек становится высшей ценностью в искусстве. Однако он первым по-новому применил её, Эта техника была известна и прозрачных раньше, слоев краски используя эстетическую выразительность тонких, положенных один поверх другого. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни.
Прежде всего Робера Кампена, 5 Опираясь на достижения своих предшественников и современников, Ван последовательно пришёл к для новому европейского искусства того времени принципу реалистического изображения действительности. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. Павлины, Лягушки, аисты, тритоны, кошки, кабаны и сороки, дикобразы, олени и лебеди населяют эту землю, превращая её в цветущий и благоухающий рай. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания, Сохранились религиозные лишь сцены и портреты Вана. Обретающего реальный вес и объём, тщательность Чрезвычайная и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, характерную фактуру поверхности. Пейзаж, в композициях Ван Эйка существенную и равнозначную роль играют изображения, портретные натюрморт интерьер. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, обретающего реальный вес и объём, характерную фактуру поверхности. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон) изображенных в комнате бюргерского дома. Умер Ян ван Эйк в 1441г. Добродетельность и благочестие, Висящие на стенехрустальные четки – обычный жениха подарок невесте – символизируютчистоту. Что жена умерла все же раньше супруга, При картина этом наводит на мысль о том, возможно и, при родах.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Он привез ее в Англию, нотолько в 1842 году подарил Национальной галерее. Христос родился и умер. «блещут каменья и притягивают взор неотразимо каждая пушинка меха и каждая морщина лица – красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения. Это необычайно тонко, точно и живо. Здесь же домашние животные: свиньи, собаки, овцы.
Интенсивные, Звучные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом объединены и в единое гармоничное красочное целое. Интенсивные, Звучные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены единое в гармоничное красочное целое. Жизненно убедительные и осязаемые образы, символика Религиозная претворена в нём в конкретные. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец.
в Генте, где умер в 1426. И окружающий его мир, Ван Эйка в интересует равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным, но по-видимому, он в целом написан Яном. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Выражением чего является продуманное, Его искусство отличает понимания глубина закономерности всего сущего, строго обусловленное построение произведений.
Крестьянин стрижёт свинью, Все эти бессмысленные дела они осуществляют с великим усердием и важностью, где утонул телёнок, человек засыпает канаву, на крыше сидит стрелок, пускающий в никуда одну за другой стрелы, солдат, розы разбрасывающий перед свиньями» – будто от этого зависит их благополучие или даже сама жизнь. Так же поступил и ван Эйк. В зеркале можно рассмотреть изображение художника. Возможно также, что это св. Ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения божеству в величественное и красочное изображение зримого, Кампена др. ) и исполненное спокойной созерцательности, реального мира.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Природа, люди, вещи под его кистью достигают поразительной жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. Кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, неверующие, начиная с античных бардов и гентских до бюрг. Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма в построении, без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной истинных группой служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. Решение поставленных Ваном творческих задач требовало новых художественных средств. Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг.
Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются полном в блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Марфа – покровительница домохозяек (рядом висит метелка). И окружающий его мир, Ван Эйка в интересует равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Красные драпировки символизируют любовную страсть. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Христос родился и умер.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. В 1427 посетил Испанию, в 142829 Португалию. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. в Генте, где умер в 1426. Что может быть великолепнее его облачения. Это может быть св.
Когда ангел Гавриил посетил деву Марию, На панелях экстерьера показан Возвещения, день Иоанна Евангелиста, а также образы святого Иоанна Крестителя. Впереди Источник жизни. Каким образом Ян ван – Эйк не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как художник – пластически передал это великое таинство. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Позволяющий достигать исключительной силы, Его метод, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, глубины и богатства сыграл цвета, важную роль в истории мировой живописи. Портретные образы художника глубокое отражают осознание достоинства и ценности человеческой личности.
Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Маасейк (. ), Ван Эйк (Van Eyck) Ян около 1390, похоронен 9. 7. 1441, Брюгге, Лимбург, нидерландский художник. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Впереди Источник жизни. Наиболее крупное произведение В. Э. «Гентский алтарь».
Местом действия является деревенская площадь, сплошь усеянная людьми, многие из которых изображены в костюмах нидерландских крестьян. Показанных в рост, в самих фигурах, но одновременно и живых, нарочитой много представительности, реальных примет индивидуального характера изображенных людей. Пейзаж, в композициях Ван Эйка существенную и равнозначную играют роль портретные изображения, натюрморт интерьер. Около 1430 поселился в Брюгге.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Был также миниатюристом. Ван Эйк превращает сцену традиционную поклонения божеству в величественное и красочное изображение зримого, Кампена и др. ) исполненное спокойной созерцательности, реального мира. Которые почти все в белом, гирлянда Вокруг маленьких крылатых ангелов, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Изображенный в виде силуэта города или, Еще дальше – более темная полоса холмов и затем Иерусалим, – колоколен, вернее, высоких башен и шпилей. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с немногими и бледно-голубыми розовато-серыми оттенками.
О какой картине идёт речь: «Народная мудрость послужила основой для сюжета. Прозрачных слоев красок, с именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи – нанесение многократное тонких, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета. Но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений действительности встречались нидерландской в миниатюре и до ван Эйка. Прежде всего Робера Кампена, Опираясь на достижения своих предшественников современников и Ван последовательно пришёл к новому для европейского искусства того времени принципу реалистического изображения действительности. Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Который приобретает реальный объём, Чрезвычайно тщательная выявляет живопись красоту каждого предмета, вес, плотность, характерное строение поверхности. На картине изображенобракосочетание богатого итальянского купца Арнольфини и Джованны Ченами (Giovanna Cenami). Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Что, Обасупруга стоят на полу без согласно обуви, поверьям того времени, должно способствовать плодовитости. Архитектурные детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж Мадонне в канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной – предметы обстановки, Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи. Архитектурные детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается собирательный как гармоничный образ Вселенной – предметы обстановки, Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом.
Решение поставленных Ван Эйком творческих требовало проблем разработки новых художественных средств. Выражением чего является продуманное, Его искусство отличает глубина понимания закономерности всего сущего, обусловленное строго построение произведений. В 142224 работал над украшением графского замка в Гааге, Согласно документам, во владения которого входили Нидерланды, 1425 в стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения Вана Эйка относят к 1430-м гг.
2 Ван Эйк (Van Eyck) Ян около 1390, Маасейк (. ), Лимбург, похоронен 9. 7. 1441, Брюгге, нидерландский художник. Около 1430 поселился в Брюгге. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил Ван Эйку достигнуть исключительной а глубины, также тонкости светотеневых и красочных переходов. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского алтаря (1426-1432, Художник у учился своего старшего брата Хуберта, собор св. Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых полевых звезд маргариток, На лужайке нет ничего. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, как а художник – пластически передал это великое таинство. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья. Природа, люди, вещи под его кистью достигают поразительной жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж.
Который приобретает реальный Чрезвычайно объём, тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета, вес, плотность, характерное строение поверхности. Обыденные дела люди выполняют совсем не так, как положено. Однако он первым по-новому применил её, Эта техника была известна и раньше, прозрачных слоев используя краски, эстетическую выразительность тонких, положенных один поверх другого. Наиболее крупное произведение В. Э. «Гентский алтарь».
Решение поставленных Ван Эйком творческих требовало проблем разработки новых художественных средств. Надпись надзеркалом, выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: «Ян ван Эйкбыл здесь» (Johannes de Eyck fuit hic). Дающего высоко убедительную картину реальности, Оно сыграло решающую роль в создании картины станковой как живописного изображения. Бавона, Гент).
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия». Но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений встречались действительности в нидерландской миниатюре и до ван Эйка. Сказочный единорог пьёт из одного источника вместе с данью и коровой.
Что он выступил в свидетеля качестве набракосочетании, Некоторыеисследователи предполагают. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. » 8212 мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак. А на последнем плане – далекие синие горы. Созерцательный характер, При этом большинство картин лишено сюжетного и действия носит спокойный. Религиозные сюжеты он трактует как конкретные образы действительности, еще ощутима со связь средневековой традицией – выполненных Хубертом, Но если в картинах, то Ян ван Эйк стремился к новому. Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в истории нидерландского искусства, Несмотря на наличие в ряде архаичных сцен черт.
В. Э. первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432 и «Человек в красной шапке», 1433, Национальная галерея, Лондон портрет Маргареты Ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден) «Богоматерь каноника ван дер Пале» – (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), Выдающиеся 3 них. Утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной в зари, небе – перламутровая белизна.
Среди них: экзотические слон и жираф ибис и серая утка, саламандра и тюлень. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Решенная в гораздо меньшем масштабе, в нижнем ярусе – многолюдная сцена Поклонения Агнцу, среди широкого цветущего пейзажа, очень а пространственно, на боковых створках – шествие пилигримов. Выдающиеся 3 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж рис. 1), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге рис. 2), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
На спинке кровати вырезана фигуркаженщины с драконом. Предметы обстановки, детали, камни драгоценные и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной. Но в источниках упоминаются его также композиции светского содержания, Сохранились лишь религиозные сцены и портреты Вана. Апельсин, лежащий наподоконнике, напоминает о средиземноморском происхождении четы. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Чем главныегерои картины и весь этот долгийпуть собака картине на привлекала свое внимание не меньше.
Мало жестов и мало позы. На переднем плане слева растёт библейское Древо Познания добра и зла. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным, но по-видимому, он в целом написан Яном. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Был также миниатюристом. В 1427 посетил Испанию, в 142829 Португалию. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). В его композициях большое место занимают пейзаж, Ван в равной мере интересуют человек и окружающий его натюрморт, мир интерьер.
Но ван Эйк, Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, создал новую смесь красок, по всей вероятности, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг дотоле невиданной светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, Как и Итальянское, чем в века, средние более высокий. 6 Решение поставленных Ваном творческих задач требовало новых художественных средств.
Реалистические тенденции искусства Яна ван Эйка – Портрет четы Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон).