Даже если вы не знаете, кто такой Ян Ван Эйк и вообще не особо разбираетесь в искусстве, вы совершенно точно видели эти картины и не смогли их забыть. Картина написана в 1434 г. по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, по одной из версий и является первым парным портретом в европейском искусстве. Накартине нидерландского живописца Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»изображен человек, поразительно похожий на президента России.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Проблема Губерта ван Эйка (умер в 1426, Гент). Что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, Долгое время считалось, что они брак заключили в1447 году, но в1997 годубыло установлено, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Добродетельность и благочестие, на Висящие стенехрустальные четки – обычный подарок жениха невесте – символизируютчистоту. Не зная античного наследия, Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, этот художник в отличие итальянских от мастеров больше опирался на собственный опыт. Атрибуция некоторых картины менее точна.
Что он выступил в качестве свидетеля Некоторыеисследователи набракосочетании, предполагают. Впереди Источник жизни. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Перед жертвенником расположен фонтан символ христианства. Стоит сказать несколько слов об истории самой формы алтаря, живописного Прежде чем перейти к рассказу об этом уникальном творении.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Оно создает ощущение особой устойчивости сидящей Рядом фигуры, с другим пластическим акцентом светящимся объемом крупной головы. За ними виден богатый интерьер, Первый занимают план торжественные фигуры супругов играющим на меди и стекле, освещенный светом. Первой вехой в творчестве Яна ван Эйка стало завершение алтаря «Поклонение мистическому агнцу» в 1432. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Но если в картинах, выполненных Хубертом, еще ощутима связь со средневековой традицией, то Ян ван Эйк стремился к новому: религиозные сюжеты он трактует как конкретные образы действительности. Удивительна наблюдательность художника, умение передать интимные душевные переживания изображенных, будто стоящих не перед художником, а перед алтарем. Живопись наружных створок почти монохромна. Необычайна сложность построения алтаря.
Его метод остается очень индивидуальным и на основан противопоставлении различных красочных слоев. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Самым ранним известным произведением Яна ван Эйка являются миниатюры «Турино-Миланского часослова» исполненные по заказу герцога Виллема IV Баварского до 1417 или, более вероятно, для герцога Иоанна Баварского в 1422-1424 («Поцелуй Иуды», «Путешествие св. Тем же 1433 датируется и небольшое панно «Мадонна с младенцем» (Мельбурн, Нац.
Облик каждого глубоко индивидуален. Апельсин, лежащий наподоконнике, напоминает о средиземноморском происхождении четы. Как и в Гентском алтаре и хотя, в целом преобладает восторг художника, отдельные детали имеют символический смысл, а с ним и зрителя, перед величием и красотой разнообразием земного мира. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой круглой или рельефной. Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова», но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема).
Первыми уроками мастерства, предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Верхний ярус почти целиком занимает сцена Благовещения, решенная весьма нетрадиционно. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Проблема техники ван Эйка достаточно загадочна. В зеркале можно рассмотреть изображение художника.
Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. Великолепный «Портрет кардинала» (Вена, Музей истории искусств), к которому сохранился подготовительный рисунок (Дрезден, Картинная гал. ), сейчас уже нельзя считать портретом кардинала Альбергати, как думали прежде. С 19 октября 1428 по конец декабря 1429 ван Эйк участвовал в переговорах в Лиссабоне о заключении брачного договора между Филиппом Добрым Изабеллой и Португальской. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Вторая – «Мадонна у фонтана» (Антверпен, Кор. Который высоко ценил его как и художника щедро оплачивал его работы, с 1425 г. он художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Joos Vijdt) для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. С которым работал до1426 г. Начал свою деятельность вГаагепри дворе нидерландских графов, Учился у старшего братаХуберта, впервые между1422и1426 упомянут годамикак «мастер Ян» в рангекамер-юнкерау графаИоганна III. Который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы, художник С1425г. он151 и придворный герцога БургундскогоФилиппа III Доброго. 1439, Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, Брюгге), Муниципальная художественная галерея, беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому проницательному и раскрытию главных особенностей его характера. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
Реалистические тенденции искусства Яна ван Эйка – Портрет четы Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон). Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя. В четверостишие на раме наружных створок Гентского алтаря (впрочем, подлинность этого четверостишия часто подвергается сомнению) говорится, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, после смерти которого закончен его братом Яном. «Благовещание в церкви» (Вашингтон, Нац.
Но он стар и Это болен, тоже человек крепкий духом, на виске склеротические жилки, его лицо и изборождено морщинами, но в глазах читается упрямство и твердость воли. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В1427г. посетилТурне, где был принят с почётом местной гильдией художников. У которого он был на службе в 1422-1424, Впервые имя ван Яна Эйка упоминается в документах об оплате его услуг герцогом Иоанном Баварским. Изображенных художником с невиданным прежде правдоподобием, Несмотря красоту на их тел, контраст натуралистической наготы и пышных царственных одежд усиливает ощущение незащищенности людей перед грехом.
Надпись надзеркалом, выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: «Ян ван Эйкбыл здесь» (Johannes de Eyck fuit hic). Вопрос о творчестве Хуберта Ван Эйка и его участии в работе над Гентским остаётся алтарём спорным. В 14271428 гг. Насыщенные сверкающие краски художнику помогли подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Гентский алтарьГентский алтарь создан по Йоса заказу Вейдта для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона. 7 В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза.
В действительности же использование масла было известно и до него, но Ян ван Эйк ввел масляную живопись в широкое употребление. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Умер Ян ван Эйк в 1441г. Известный итальянский художник и историк искусства XVI века Джорджо даже Вазари считал нидерландского мастера изобретателем масляных красок.
В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. В 14271428гг. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения, 2 ван Ян Эйк – выдающийся нидерландский художник. Полные воздуха и света, в миниатюрах Туринско-миланского часослова мастерски художник пишет пейзажи. Искупление свершилось.
Ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения божеству в величественное и красочное изображение Кампена зримого и др. ) исполненное спокойной созерцательности, реального мира. Несохранившиеся произведения. После 1429 он, по-видимому, поселился в Брюгге, где купил дом в 1431. На картине изображенобракосочетание богатого итальянского купца Арнольфини и Джованны Ченами (Giovanna Cenami). Впечатляющий размах работы предопределил использование различных форм.
Произведения Я. Ван Эйка отличает колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Который ценил его как художника и оплачивал щедро его работы, он художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). Чтобы достичь игрысвета и тени, Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую создающейиллюзиютрехмерного поверхность, пространства на картине. (дата похорон 9 июля 1441).
На люстре горитединственная свеча – символ всевидящего ока Господня. В 1911 Юлен де Лоо приписал Яну ван Эйку листы, помеченные инициалом «G», в которых следует особо отметить точность и изящество световых эффектов. В гентских архивах за 1425-1426, а также в эпитафии известной по выписке Марка ван Верневейка (1568) упоминается то же имя, что и в тексте на раме алтаря. Бавона, Гент). Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или вносилках.
Что только к нему одному сохранился рисунок подготовительный художника, Он интересен еще и тем, с подробнейшими пометками мастера, явно исполненный с натуры, определяющими цветовое решение портрета. Чем главныегерои картины и этот весь долгийпуть собака на картине привлекала свое внимание не меньше. Дальнейший процесс развития алтарной композиции привел в XV начале века к созданию чисто живописного алтаря.
Большой живот может объясняться плотной складкой платья – которое женщина к приподняла груди, Беременна она или нет – точно не известно. Освящён 6 мая 1432 года. Марфа – покровительница домохозяек (рядом висит метелка). Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены чистоту невесты, собачка у ног изображенных аллегория верности и т. д. ).
Где они молятся, Фигуры донаторов Иодокуса Вейдта и его супруги Борлют Изабеллы выписаны крупными силуэтами под арками. Наряду с произведениями, датированными благодаря излюбленной художником надписи на первоначальной раме «Als ich can» («Как я сумел»), следует назвать несколько значительных работ, датировка которых менее точна. Эта деталь характерна для реалистического сознания и предвосхищает искусство «обманки». В любом случае, трудно определить роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Сабауда), а также «Св. Прозрачных слоев красок, с именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи – многократное нанесение тонких, что добиваться позволяет большой интенсивности каждого цвета.
Некоторые проблемы ставит «Мадонна с картезианским монахом» (НьюЙорк, собрание Фрик). Это особенно заметно по одежде. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с бледно-голубыми немногими и розовато-серыми оттенками. Женщина (если она принадлежала нижестоящему социальному слою) в таком случае отказывалась от прав на наследство для себя и своих детей, но после смерти мужа получала определенную сумму. Варвара» (Антверпен, Кор. К его ранним произведениям можно отнести «Мадонну в церкви» (Берлин-Далем, музей), с ее свет лым интерьером, напоминающим интерьеры в миниатюрах «Турино-Миланского часослова». Мягкий свет наполняет интерьер.
С 1432 одно за другим следуют датированные произведения: портрет так называемого «Тимофея» (1432, Лондон, Нац. Их славят музицирующие и поющие ангелы. В начале XVI века Портрет Арнольфини четы принадлежал наместницеНидерландов Маргарите Австрийской.
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Столь же спорны и два варианта картины «Стигматизация Св. Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (14311432, Вена, Музей истории искусства).
Наконец, возможно, в 1440/1441 Ян ван Эйк работал над «Мадонной Николаса ван Мелбеке» (Великобритания, частное собрание) картина, предназначавшаяся для ц. св. В 1436 Ян ван Эйк написал портрет ювелира из Брюгге Яна де Леува (Вена, Музей истории искусств) и картину «Мадонна каноника ван дер Па- ле» (Брюгге, музей Грунинге) – самое большое произведение мастера после Гентского алтаря. Сцена «Благовещения» изображена во втором регистре на фоне интерьера, окно которого выходит на средневековую площадь. «Турино-Милаиский часослов».
Один из них мужчина, художник, который стоит как бы на месте зрителя, у входа в комнату. гал. ), с которым идентифицируется музыкант Жиль Бишуа, «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, там же), чье лицо выступает из темноты. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Обе эти работы, возможно, являются ранними произведениями мастера. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Екатерина» справа (Дрезден, Картинная гал. ), который по духу близок «Мадонне каноника ван дер Пале». На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Соотношение одних регистров с другими очень уравновешено отвечает и требованиям монументальности – На внешних створках художник стремился создать целостную концепцию. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Михаил» слева и «Св. Над выпуклым зеркалом за фигурами супругов, в кото- ром отражаются их спины, можно прочитать «Johannes de Eyck ftlit hie» («Ян ван Эйк был здесь»). Позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета, манерамногослойного Этофламандская письма.
Учился у старшего братаХуберта, с которым работал до1426 г. Начал свою деятельность вГаагепри дворе нидерландских графов, впервые упомянут между1422и1426 годамикак «мастер Ян» в рангекамер-юнкерау графаИоганна III. Известная в Нидерландах и ранее, Техника масляной живописи, необычайно была усовершенствована ван Эйком. Стремился передать неповторимый каждого облик из персонажей своих картин, Особое значение придавал художник изображению человека. Что он использовал увеличительное стекло, Предполагается, такие блики как на янтарныхчётках, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, висящих рядом с зеркалом. Надпись наалтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». За узкой полосной окна, круглое а выпуклое зеркало в центре задней стены увеличивает глубину комнаты, виднеется кусочек города, отражая людей, входящих в двери – данного в сильном ракурсе, Пространство комнаты не замкнуто.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Решение поставленных Ван Эйком творческих проблем требовало новых разработки художественных средств. Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Хотя и без совершенной уверенности, Местом его рождения, близ Маастрихта, считается Маасэйк городок в долине реки Маас. В 14271511428гг. Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля жертвоприношение и Каина и Авеля.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. гал. ). А природа и люди переданы с такой жизненностью и характерностью, представления Но эти основаны на таком глубоком знании и любви к реальной земной действительности, к каждому цветочку, с таким пристальным любовным вниманием к каждому лицу, каких до Яна ван Эйка в искусстве Северной Европы не было. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р.
Архитектурные детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в канцлера Мадонне Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной – предметы обстановки, Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи. Символизирующему Христа (об иконографии см, в середине нижнего сцена яруса поклонения жертвенному агнцу. Строгую торжественность картины нарушает веселаясобачка – олицетворение и преданности любви. По сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель предтеча Христа, центре в торжественно величавый образ Бога-Отца. Жизненно убедительные и осязаемые образы, Религиозная символика претворена нём в в конкретные. Отороченном мехомгорностая, Она151 в платье, который при ходьбе должен кто-нибудь был нести, с длиннымшлейфом.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Самые удивительные из них – «Адам» и «Ева». Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер.
Когда он работал в Гааге по заказам правителя Голландии Иоанна Баварского, Первые документированные сведения Яне о ван Эйке относятся к началу 1420-х годов. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Хотя и не столь грандиозных и монументальных, в последующие Ян годы ван Эйк не раз обращался к созданию религиозных картин, как Гентский алтарь. Юлиана и св. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Сановник представлен в реалистической манере, Несмотря на торжественность сцены церкви, в окрашенной скрытым юмором.
То на живописном произведении он предстает сдержанным, Если на рисунке зритель воспринимает героя как пожилого мужчину, добродушного погруженным в свои мысли, замкнутым человеком. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Пейзаж, в композициях Эйка Ван существенную и равнозначную роль играют портретные изображения, натюрморт интерьер. Возможно также, что это св. Марты», «Кавалеры на пляже» – прежде хранились в Кор. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Все они сходятся во мнении, что створка в центре нижнего регистра («Поклонение агнцу») является главной частью работы Губерта, даже если допустить, что позднее оно было частично переделано его братом Яном.
Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Мартина в Ипре, осталась незаконченной. Ян ван Эйк, прндворный художник Филиппа Доброго.
Маргарита, покровительницарожениц. Как всегда у Убеждающая, Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа. И окружающий его мир, Эйка Ван интересует в равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности. Улавливая особенности каждого Пристально предмета изучал он структуру предметного мира, пейзажной или интерьерной среды. Помещая прародителей в одном ряду творцом с всего сущего и в то же время, мастер возвеличивает все человечество. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени.
Когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, к 1422 г., состоящий на службе у Баварского, Иоанна это был уже известный художник, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. Ангелы без крыльев. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Это Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж это воплощение представлений о рае. Роднящей картину с жанровой Новым живописью, словом в портретном искусстве является показ портретируемых в домашней обстановке. У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями.
Тексты XVI в. воспевают его как изобретателя масляной живописи. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. В середине образы двух Иоаннов Крестителя и Евангелиста – исполненные гризайлью в статуй, виде в нижнем ярусе представлены отдельные фигуры. В будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи – приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, Прихожане собора могли видеть в алтарь двух состояниях. Наконец, «Мадонна канцлера Ролена» (Париж, Лувр), написанная по заказу канцлера Бургундии и предназначенная для капеллы храма в Отене, может быть датирована около 1430.
Сидящей на троне в замкнутом пространстве, тесном Каноник ван дер Пале предстает перед Мадонной. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Портреты эти до нас не дошли, к сожалению, что художник еще в 1420-е годы зарекомендовал себя как искусный портретист, но сам факт подобного задания о свидетельствует том.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». В 1437 были созданы два небольших произведения – незавершенная «Св. Как и в других портретах Яна ван Эйка, в этом, о его в месте мире, воплотилось новое представление о человеке. Отороченной, Он151 в мантии, даже подбитой, норкойилисоболем, может быть, по бокам с разрезом, что ему позволяло свободно двигаться, действовать.
Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Подобный прием пространственной игры будет вскоре у перенят ван Эйка многими последователями. На фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских и башен церквей, Дали тонут в голубой дымке. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. гал. ), которое, вероятно, является старой репликой с несохранившегося оригинала. Скудность этих документов породила смелую гипотезу (Карл Волль и Эмиль Рендерс), получившую широкое распространение. То портрет его тестя, в этом часто портрете хотят видеть то автопортрет художника, женой художника, на что указывает сходство персонажа с Маргаритой ван Эйк изображенной на портрете из музея Грунинге в Брюгге.
Но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема), Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве миниатюр некоторых «Турино-Миланского часослова». Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Это относится к двум створкам алтаря «Распятие» и «Страшный суд» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Что он был начат ван Хубертом Эйком, Надпись наалтаре сообщает и закончен его братом Яном, «величайшим из всех», «вторым в искусстве».
Что, Обасупруга стоят на полу без обуви, согласно того поверьям времени, должно способствовать плодовитости. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Гентский алтарь («Поклонение мистическому агнцу»).
Который был возможен только в аристократических кругах, Передвигаться в платье таком можно было лишь при соответствующем навыке. Портрет Бодуана де Ланнуа (Берлин-Далем, музей) был написан после 1431. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Спокойной и уверенной позой, Тот же всем своим обликом, поднятой в клятве, жестом другой руки, внушает в веру прочность и надежность заключаемого союза.
Обретающего реальный вес объём и Чрезвычайная тщательность и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, характерную фактуру поверхности. В 1434 художник создал один из своих шедевров – портрет четы Арнольфини (Лондон, Нац. Вероятно, встречался сРобером Кампеном, либо видел его работы. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Между фигурами Мадонны и донатора виден ясный городской пейзаж, главные детали которого напоминают Льеж впрочем, художник без колебаний изменил конкретные приметы.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Если нижний ярус при всей основной мистической идее по существу прославляет красоту земного бытия со всем его разнообразием и изменчивостью, то в главных образах верхнего представлено вечное и неизменное совершенство небожителей. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Уходящая в глубину картинного пространства полноводная река, фигурки людей – задняя стена которого прорезана аркадой, Полный сил и энергии канцлер изображен в помещении, город на берегах, ее за нею открывается вид на далевой пейзаж. Художник был лишь легендой, этой Согласно гипотизе, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента, выдуманной. Белое подвенечное платье вошло в моду только с серединыXIX века. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж.
В 1427г. Демонстративный жест соприкасающихся рук мужчины и женщины свидетельствуют, Величавое спокойствие поз, что представлен заключения момент брачного договора. Которые могли закрывать для лучшего сохранения центральной части, складывается Постепенно тип алтаря из нескольких расписных деревянных створок, оставшейся скульптурной.
Картина полна символических деталей. На левых створках шествие воинства Христова и Праведных Судей. Её округлый живот не является признаком беременности, По некоторых мнению исследователей, а вместе с высоко перетянутой маленькой грудью отвечает представлениям об эталоне красоты в эпоху позднейготики3. Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, По мнению большинства учёных, в но целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. Принявшего смерть на кресте во искупление грехов человечества, показана Здесь сцена поклонения жертвенному Агнцу символу Христа.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены на алтаре обнаженные фигуры Адама и Евы фигуры и поющих музицирующих ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сценах поклонения Агнцу. Нейтральный, Фон портрета обычно темный, в котором характерные черты облика модели получают необыкновенную жизненную реальность, фигура и же особенно лицо освещены мягким рассеянным светом.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. По краям коленопреклоненные фигуры портреты заказчика алтаря и его супруги.
За исключением того, о службе художника у герцога Бургундского нам ничего не известно, в что 1433 он работал во дворце Кауденберг в Брюсселе. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет, также Он передал эффект прямого ирассеянногосвета. В средних же господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, Фигуры Марии и помещены Архангела в крайние створки, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. Сейчас считается, что на картине изображены или Джованни ди Арриджо со своей предыдущей женой1или двоюродный брат Джованни ди Арриджо151 Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно2.
Он привез ее в Англию, нотолько в 1842 году подарил Национальной галерее. Посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Возможно, в 1426 он совершил два тайных путешествия, которую вдовец-герцог хотел взять себе в жены, написать чтобы портрет некой принцессы. Они более иллюстративны и архаичны, чем большинство работ Яна ван Эйка.
Но выполнено оно в более архаичной манере, нем в присутствуют некоторые параллели с Гентским алтарем. Где должен был написать портреты тамошних принцесс, По его поручению он посещает в 14271429 годах Испанию и Португалию, невест возможных герцога. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Что художник, Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, в то же время желает выявить более черты глубокие характера модели, стремясь точно следовать натуре. Работу над ним начал примерно в 1420-х середине годов старший брат Яна Хуберт ван Эйк, Согласно надписи на раме гентского полиптиха.
музей изящных искусств), где еще с готической тонкостью показано строительство собора, атрибута святой и триптих «Мадонна с младенцем», «Св. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. По своему размаху их формы очень отличаются от предыдущих. На нижних створках в виде открытом алтаря изображены персонажи заметно уменьшенные по своим пропорциям на фоне широкого пейзажа. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
Выражением чего является строгое, Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное и с вместе тем жизненно естественное построение композиции. Работал вЛиллеиГенте, в1431г. приобрёл дом вБрюггеи прожил там до самой смерти. Усыпанных драгоценными камнями, Звучные цветовые пятна красочных одеяний, узоры бархата создают ослепительную картину, сияние золота парчи и внезапно замыкающуюся по краям обнаженными фигурами прародителей человечества Адама и Евы. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. На спинке кровати вырезана фигуркаженщины с драконом. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) пяти метров. Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в нидерландского истории искусства, Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
В 1439 Ян ван Эйк исполнил две очень разные работы. Здесь тонкий силуэт Мадонны помещен в драгоценное и чистое окружение изящных музей искусств). Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. На верхних створках, наоборот, представлены персонажи в половину человеческого роста. Это может быть св. Франциска» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона Турин, гал. 3 Создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл.
библиотеке в Турине, не сохранились «Рождество Иоанна Крестителя», «Месса по умершим» Турин, Муниципальный музей). Сложности композиции, в этих краях не создавалось ранее ничего по подобного своей величине, не говоря уже о пленительном совершенстве живописного мастерства, охвату изображаемого. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Первая – портрет Маргариты ван Эйк (Брюгге, музей Грунинге), написанный в половину человеческого роста.
Но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ, Правдивые изображения различных явлений встречались действительности в нидерландской миниатюре и до ван Эйка. Что жена умерла все же супруга, раньше При этом картина наводит на мысль о том, возможно и, при родах. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) пяти метров. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил Эйку Ван достигнуть исключительной глубины, а также тонкости светотеневых и красочных переходов. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. Справа апостолы, Слева от фонтана группа ветхозаветных праведников, монахи и миряне, ними за папы и епископы.
Он ведет с ней сосредоточенный внутренний диалог и полностью отрешен от интересов и соблазнов окружающей его действительности. Подобный прием сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). У которого он служил до самой его смерти, с 1425 мая художник становится придворным живописцем герцога Филиппа Доброго. Каким образом Ян ван – Эйк не как иллюстратор молитвенника, Хотите знать, а как художник – пластически передал это великое таинство. Часто в ней видят произведение, заказанное приором Яном Восом.
На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. Чтомаслосохнет значительно дольшетемперы, Ван Эйк использовал того, преимущество применив техникумокрого по мокрому. Освящён 6 мая 1432. Он в то же время дает целостную картину мироздания, Составленный из множества отдельных створок с сценами разнообразными из небесной и земной жизни, каким оно представлялось человеку того времени. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Стрельчатые своды готического храма не слишком благоприятствовали внутреннего росписи пространства.
Нередко картину «Несение креста» (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и рисунок «Поклонение волхвов» (БерлинДалем, музей) считают копиями утраченных произведений Яна ван Эйка. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Показывая его в трехчетвертном спокойном повороте, в большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого. Однако более вероятная датировка 1441, когда монах стал приором города Брюгге. Возможно, По своему стилю они еще близки и, миниатюрам обязаны своим появлением сотрудничеству художника с его братом Губертом. Один из ангелов (св.
Эрмитаж) является, возможно, одним из самых ранних произведений художника. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441г. Христос родился и умер. Вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского (1426-1432, алтаря Художник учился у своего старшего брата Хуберта, собор св. В 1426-1429 он жил в Лилле. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.
Где онаукрашала комнату для утреннего туалета короля, Позднее картина очутилась в Испаниии в конце XVIII века в находилась королевском дворце в Мадриде. Используя тонкие прозрачные слоикраски, Ян ван Эйк своё создал полотно с почти рефлектирующей поверхностью, положенные один поверх другого. Это не более чем ритуальный жест, По мнению исследователей, предназначавшийся для обозначения плодовитости, в соответствии с отношениями современными к семье и браку, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары4. Что, По-разному решены в этих двух картинах пространственные задачи, связано также с разницей в положении и статусе заказчиков, возможно.
С 1425г. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк.
Они позволяют считать его самым значительным мастером портретной живописи Северной в Европе той поры. Подтверждая близость этой породы к королевскомудвору, Недаром, конечно, художник Жакобо де Эмполи написал портрет монарха Генриха IIIВалуа собакой, с породы гриффон. Красные драпировки символизируют любовную страсть. Трудно отрицать упоминания в архивах, Несмотря на привлекательность такой радикальной концепции, что в 1517 Антонио де Беатис на указал сотрудничество двух мастеров при создании алтаря, а также то. Праведные мужи и девы, Вокруг жертвенника святые и апостолы, праведные судьи и пилигримы, боковых в створках воины Христовы и отшельники. » 8212 мужчина держит кисть женщины левой рукой (вместо традиционно – правой), что означало неравный по социальному положению брак.
Весь основной труд по величественного созданию алтаря пришелся на долю младшего брата, Таким образом, который и закончил его в 1432 году. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Вероятно, встречался с Робертом Кампеном, либо видел его работы. Позволяющий предположить, Существует его портрет работы ван Эйка, он что являлся другом художника. Портретные образы художника отражают глубокое осознание и достоинства ценности человеческой личности.
Дату рождения художника следует относить к первой половине 1390-х гг. Если общий дух этих композиций говорит о реалистической концепции, то линии фигур и изысканность колорита свидетельствуют о стойкости традиций «интернациональной готики». Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Создавая эффект поразительной чистоты и светозарности колористической гаммы, Тонкие прозрачные красочные слои на накладывались светлый подмалевок. На эту тему существуют различные точки зрения, но ни одна из них не кажется убедительной. Интенсивные, Звучные, чистые тона красок в Ван картинах Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое.
Собор всех святых). Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом изЛукки, жившим вБрюггес1419 года. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. гал., прежде – Санкт-Петербург, Гос. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился вИспанию, затем вПортугалию. Иероним в келье» (Детройт, Институт искусств), датированный 1442, хотя художник умер в 1441.
На прекрасном зеленом лугу, Все это в происходит солнечном пейзаже, окаймленном рощами, усеянном цветами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Нежели на внутренних створках, Ансамбль этих створок гармонично согласован более в темной гамме, напоминающей гризайль и придающей всей композиции скульптурный и декоративный характер. Показанных в рост, самих в фигурах, но одновременно и живых, много нарочитой представительности, реальных примет индивидуального характера изображенных людей. В этом зеркале можно отчетливо разглядеть и два других силуэта. И внешняя части полиптиха делятся по горизонтали на два яруса, внутренняя и в свою очередь, каждый из которых, состоит из нескольких самостоятельных изображений.
«Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) по стилю также близка Гентскому алтарю. Кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, начиная неверующие, с античных бардов и до гентских бюрг. Предметы обстановки, детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света воздуха и панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной.