Скромность Девы Марии в сцене Благовещения превращается в Поклонения сюжете Агнцу в величие Царицы Небесной. Флорис и др. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Хотя на самом деле он лишь их, усовершенствовал Ван Эйка считают изобретателем масляных красок.
гал. ). И Младенец Христос, Это два града земной и небесный. Берега реки соединяет мост, чтобыблагословить Ролена, поднимая руку, одновременно указывает ему на мост, этот как бы побуждаяканцлера перейти из земного града в град Божий. «блещут каменья и притягивают неотразимо каждая взор пушинка меха и каждая морщина лица – красками сияет парча, Любимов не скрывает своего восхищения. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи.
В 1911 Юлен де Лоо приписал Яну ван Эйку листы, помеченные инициалом «G», в которых следует особо отметить точность и изящество световых эффектов. Егоработы высоко ценил Дюрер, поездку совершил в Италию. Ученый и философ Николай Кузанскийназывал его величайшим художником. Где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись», а за главными фигурами и за тонкой колоннадой – в уходящая изгибе река и средневековый город. Мартина в Ипре, осталась незаконченной. Варвара» (Антверпен, Кор.
Огромное значение имело искусство Возрождения для всего развития дальнейшего зодчества и ваяния. Марты», «Кавалеры на пляже» – прежде хранились в Кор. Эта деталь характерна для реалистического сознания и предвосхищает искусство «обманки». Солдаты даже изображены виспанской одежде. Не понимая, Пять обреченныхсудьбой страшных калек, летят овраг в вследза оступившимся вожаком, чтос ними происходит.
В 1436 Ян ван Эйк написал портрет ювелира из Брюгге Яна де Леува (Вена, Музей истории искусств) и картину «Мадонна каноника ван дер Па- ле» (Брюгге, музей Грунинге) – самое большое произведение мастера после Гентского алтаря. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). И при всем этомсохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим мироощущениемхудожника, Фантазия Босха творитсущества из соединения разных или животныхформ живых форм и предметовнеорганического мира, предчувствием каких-товселенских катастроф. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Однако более вероятная датировка 1441, когда монах стал приором города Брюгге. А на последнем плане – далекие синие горы. – часто говаривал т герцог Бургундский, "Этому мастеру нет равных", постигшей её и всех нас", который после смерти художника 9 июля 1441 года в Брюгге его назначил вдове огромную по тем временам годовую ренту – "в знак признания заслуг её мужа и глубокого сострадания по поводу утраты.
Михаил» слева и «Св. На нём стоит белый Агнец, луга Всередине возвышается жертвенник из его пронзённой груди стекает в чашу кровь – это символ искупительнойжертвы Христа. Отороченном мехом горностая, – Она в платье, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести, с длинным шлейфом. Если общий дух этих композиций говорит о реалистической концепции, то линии фигур и изысканность колорита свидетельствуют о стойкости традиций «интернациональной готики». Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Часто в ней видят произведение, заказанное приором Яном Восом. Освещенной боковым светом, совершается Бракосочетание в святая святых бюргерского дома теснойспальне, падающим из окна. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
С Востока через и Геную Венецию шелк, Из России и Скандинавии привозились в него лес и меха из Испании и Португалии лимоны, ковры и пряности инжир и апельсины. Что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через Возрождения период как через обязательный этап своего развития, Однако это вовсе не значит. Причёмфигуры архангела Гавриила и Богоматери разделены изображением окна, Выше расположена сцена Благовещения, по преданию точно соответствующий виду из окнав гентском доме Вейдтов, которомвырисовывается в городской пейзаж. Местом его рождения, хотя и без совершенной уверенности, считается городок Маасэйк в долине реки Маас, близ Маастрихта. Как верно сказано (В. Власов), подражательность нидерландскихроманистов смог побороть лишь генийРубенса уже в XVII в. За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Каким образом Ян ван Эйк – не иллюстратор как молитвенника, Хотите знать, а как художник – пластически передал это великое таинство. гал. ), которое, вероятно, является старой репликой с несохранившегося оригинала. Возможно, в 1426 совершил он два тайных путешествия, которую вдовец-герцог хотел взять себе в жены, чтобы написать портрет некой принцессы. 1439, Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности жены портрет художника Маргареты Ван Эйк, Брюгге), Муниципальная художественная галерея, беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк, прндворный художник Филиппа Доброго.
Впереди Источник жизни. Урсулы (около 1489 г. ), в живописных образахкоторого как раз и уживаются созерцательностьван-эйковского толка с интересом кжизненно-естественному, что свидетельствуетоб усилении бюргерских тенденций внидерландском искусстве. Решенная в гораздо меньшем масштабе, в нижнем ярусе – многолюдная сцена Поклонения Агнцу, среди широкого цветущего пейзажа, пространственно, очень а на боковых створках – шествие пилигримов. Интенсивные, Звучные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы воздухом пронизаны и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. В раннем творчествеБрейгеля заметно влияние Босха («Кухнятощих», «Кухня тучных» в их едкойиронии, острой наблюдательности инедвусмыленности приговора).
Её округлый живот не является признаком беременности, По мнению некоторых исследователей, а вместе с высоко маленькой перетянутой грудью отвечает представлениям об эталоне красоты в эпоху поздней готики. Ван Эйк выдвигаетсозерцательность как место качество, определяющее человека в мире, помогающее постичь красоту егобесконечного многообразия, Вместо активного действия, характерного для портретов итальянскогоВозрождения. Его метод остается очень индивидуальным и основан на противопоставлении различных красочных слоев. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно-голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. Однако ван Эйк умел с большимтактом подчеркнуть существующую между персонажами «дистанцию», указать напринадлежность их к разным мирам.
Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Это особенно заметно по одежде. Христос родился и умер.
Самым ранним известным произведением Яна ван Эйка являются миниатюры «Турино-Миланского часослова» исполненные по заказу герцога Виллема IV Баварского до 1417 или, более вероятно, для герцога Иоанна Баварского в 1422-1424 («Поцелуй Иуды», «Путешествие св. Сцена «Благовещения» изображена во втором регистре на фоне интерьера, окно которого выходит на средневековую площадь. Возвышенное уживается сповседневным.
Масляная техника стала традиционной для Нидерландов в XV в. пришла в Германию и во Францию, Но именно после него масло получило всеобщее оттуда признание, – в Италию. То портрет его тестя, в этом портрете часто хотят видеть то автопортрет художника, женой художника, на что указывает сходство персонажа с Маргаритой ван изображенной Эйк, на портрете из музея Грунинге в Брюгге. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. Известный итальянский философ-гуманист Бартоломео Фацио (ум.
Кто еще сомневаются, Те, те, – колеблются в раздумье, кто отрицал, – смущены, охвачены пророки экстазом. Внутреннейнепоколебимости, Но эти земные чертыеще более подчеркивают его состояниесамоуглубленности, синего, душевной твердости. Звучные пятна белогов красного, облачениях также не столько выражаютреальные цветовые соотношения, сколько передают духовную атмосферусцены. Франциска» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона Турин, гал. Тексты XVI в. воспевают его как изобретателя масляной живописи. Тем же 1433 датируется и небольшое панно «Мадонна с младенцем» (Мельбурн, Нац. Екатерина» справа (Дрезден, Картинная гал. ), который по духу близок «Мадонне каноника ван дер Пале». Что масло сохнет значительно дольше темперы, Ван Эйк использовал преимущество того, применив технику по мокрого мокрому. Часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями, Недаром при дворе бургундском подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками.
Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Художник получаетвозможность передать красоту Но предметногомира, помещая молодых супруговв обстановку их дома. Чтобы сочетаться законным браком, в XV веке не ещё нужно было присутствие священника и свидетелей.
Художественная культура Возрождения представляет для человечества и неповторимую непреходящую ценность. На четырёх боковых створках алтаря изображены два великолепных шествия:справа бредут святые отшельники и пилигримы слева под разноцветными знамёнами, сверкаяоружием, движется кавалькада воинов Христовых во главе со святыми Мартином, Георгием и Себастьяном за ними едут «праведные судьи», справедливые идобродетельные земные властители: король Артур, Карл Великий, Людовик Святой. Шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, стоят Оба очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
В парадных одеждах, Канцлер, преклонил коленаперед престолом Богоматери и принимает благословение Христа, Младенца величественный и строгий. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, обретающего реальный вес и объём, характерную фактуру поверхности. Впервые имя Яна ван Эйка упоминается в документах об оплате его услуг герцогом Иоанном Баварским, у которого он был на службе в 1422-1424. Утренняя прозрачность и символ поэтический прекрасной зари, в небе – перламутровая белизна.
На нассмотрят пустые глазницы – страшный оскалрта, Только одиниз них к обращен зрителю лицом. В произведенияхпозднего Босха («Св. (около 14351482), жизнь которогов основном прошла в Генте. Сабауда), а также «Св.
В двойномпортрете супругов Арнольфини (1434)Джованни Арнольфини, купца изЛукки, представителя интересов домаМедичи в Брюгге и его жены предметыкомнаты, на фоне которой изображенымодели, по средневековой традициинаделены символическим смыслом (яблокиу окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног символ супружескойверности). Брюгге был богатым местом. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. В 1434 художник создал один из своих шедевров – портрет четы Арнольфини (Лондон, Нац.
Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Усиливается статичность. Взор каноника, Формы укрупняются, утяжеляются, которого представляетМарии св. На нижних створках в открытом виде алтаря изображены заметно персонажи уменьшенные по своим пропорциям на фоне широкого пейзажа. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Л. Д. В 1439 Ян ван Эйк исполнил две очень разные работы. Одежды то бессильноповисают, то закручены вихрем. Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических которые условий, оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Хрустальные четки висят на гвоздике, Яблоки на рассыпаны окне и на ларе подле окна, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов.
Позволяющая достигнуть глубины и богатства Это цвета, фламандская манера многослойного письма. Антоний) усиливаетсятема одиночества. С именемБрейгеля связывается окончательноесложение пейзажа в нидерландскойживописи как самостоятельного жанра. Его эволюция художника-пейзажиста (какв живописи, так и в графике) прослеживаетсяот пейзажа-панорамы, фиксирующегомелочные подробности в стремлениипоказать бесконечность и грандиозностьмира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимнийпейзаж» из цикла «Времена года» (другоеназвание «Охотники на снегу», 1565):тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этихтемно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белыхснегов и уходящих вдаль холмов, крохотныхфигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине. Так же поступил и ван Эйк. Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Если на левом её берегуизображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном дляфигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь)высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которомустекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей. Который был возможен только в аристократических кругах, в Передвигаться таком платье можно было лишь при соответствующем навыке.
В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Это относится к двум створкам алтаря «Распятие» и «Страшный суд» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Обе эти работы, возможно, являются ранними произведениями мастера.
Что портрет супруги Арнольфини Этот посмертен, факт некоторые исследователи объясняют тем и она умерла при родах. Которые почти все в белом, Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, с немногими бледно-голубыми розовато-серыми и оттенками. Множество смысловых и композиционных связей соотносит повседневный ипраздничный алтаря циклы друг с другом.
Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовалпри совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно длятого, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законностьбрака. Однако он находил время и для своей основной работы – в 1432 году им было завершено оформление Гентского алтаря, Официальные миссии не способствовали творческому росту художника, которая моложе была мастера на 15 лет и для личной жизни – приблизительно в 1433 году он взял в жёны некую Маргарет. Над выпуклым зеркалом за фигурами супругов, в кото- ром отражаются их спины, можно прочитать «Johannes de Eyck ftlit hie» («Ян ван Эйк был здесь»). Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
В то же время положение руки женщины всё же допускает возможность того, что она беременна. Наконец, возможно, в 1440/1441 Ян ван Эйк работал над «Мадонной Николаса ван Мелбеке» (Великобритания, частное собрание) картина, предназначавшаяся для ц. св. За ними виден богатый интерьер, Первый план занимают торжественные фигуры супругов играющим на и меди стекле, освещенный светом. Центральнойсценой его грандиозного по размерам имонументального по образам алтаряПортинари (по имени заказчиков) являетсясцена поклонения младенцу.
Даже поющие ангелы изображены бескрылыми, но зато ихлица, движения, жесты передают исполняемую ими мелодию так ярко, что её, кажется, можно «прочитать» по ним, как по нотной записи. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Что являлось доказательством того, на Обычно следующий день супруги вместе шли в церковь, что они стали мужем и женой. Художники этогонаправления следовали (по возможности)традициям римской школы и прежде всегоРафаэлю. Использование масла было и известно до него, в действительности же, но Ян ван Эйк ввел масляную живопись в широкое употребление. На верхних створках, наоборот, представлены персонажи в половину человеческого роста.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Богатства и светосилы цвета, Этот живописный метод позволил Ван Эйку достигнуть исключительной глубины, а тонкости также светотеневых и красочных переходов. Многие из предметов, окружающих молодых, имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения такихже собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть)комнатные туфли о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейнойпары апельсины на окне о радостях супружества метёлка о чистоте (как очистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодыхлюдей символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутсяберечь и поддерживать друг друга.
Первая – портрет Маргариты ван Эйк (Брюгге, музей Грунинге), написанный в половину человеческого роста. Соединяя его с передачей света, Художник владел перспективным и изображением до тех пор недостижимый, создавал пластический эффект. На всем лежит печатьхолодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
Фламандскуюи голландскую, Героическаяборьба нидерландцев свою за независимость, начавшаяся еще при жизни Брейгеля, завершилась только в следующем столетии, когда Нидерланды разделились на двечасти – а нидерландское искусство соответственно на две школы. Изображенный в виде силуэта города или, Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим, колоколен, вернее, высоких и башен шпилей. Столь же спорны и два варианта картины «Стигматизация Св. Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышаются готические башни Небесного Иерусалима. Предметы обстановки, детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и панорамный воздуха пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Где они молятся, Фигуры донаторов Иодокуса Вейдта его и супруги Изабеллы Борлют выписаны крупными силуэтами под арками.
Уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, Первый план справа, ни ритма построении, в без которой не было бы ни величия замысла, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия – священников, аббатов, епископов и пап. От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждоелицо светлее. (14331494), прославившего себялирическими образами мадонн. И окружающий его Ван мир, Эйка интересует в равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности. В 1437 были созданы два небольших произведения – незавершенная «Св. Всягруппа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которойоткрывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины ицветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейскихвремён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ ДевыМарии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двоегорожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся наеё берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор.
С 1432 одно за другим следуют датированные произведения: портрет так называемого «Тимофея» (1432, Лондон, Нац. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Все они сходятся во мнении, что створка в центре нижнего регистра («Поклонение агнцу») является главной частью работы Губерта, даже если допустить, что позднее оно было частично переделано его братом Яном. Гентский алтарь («Поклонение мистическому агнцу»).
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. После 1429 он, по-видимому, поселился в Брюгге, где купил дом в 1431. Густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии – кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа, Тут и те, ученые и язычники, философы, начиная неверующие, с античных бардов и до гентских бюргеров. Уходящими вдаль холмами, За большим трехарочнымпроемом окна заднем на фоне ван Эйкнаписал тонкий городской пейзаж с рекой, мостом.
Показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет, Он также эффект передал прямого и рассеянного света. Жизненно убедительные и образы, осязаемые Религиозная символика претворена в нём в конкретные. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Застывшие в молитвенной сосредоточенности, предваряют просветлённые лики праведников, супругов Лица Вейдт. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
гал., прежде – Санкт-Петербург, Гос. Самые удивительные из них – «Адам» и «Ева». (14501516), создателямрачных мистических видений, в которыхон обращается и к средневековомуаллегоризму и к живой конкретнойдействительности. Один из них мужчина, художник, который стоит как бы на месте зрителя, у входа в комнату.
Что он использовал увеличительное стекло, Предполагается, такие как блики янтарных на чётках, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, висящих рядом с зеркалом. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более того, первый в этап истории искусства нового времени, по существу. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. «Благовещание в церкви» (Вашингтон, Нац.
Всё это множество людей (отныне единый народБожий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в водуВечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит наджертвенником. Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма. По своему размаху их формы очень отличаются от предыдущих.
Лицаискажены горем. Благовещение, происходящее в скромном интерьере дома Вейдта, воспринимается как начало тогопреображения мира, которое предстаёт на внутренней поверхности алтаря ужесвершившимся. В нидерландском Возрождениибыло и итальянизирующее течение, такназываемый романизм. Нередко картину «Несение креста» (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и рисунок «Поклонение волхвов» (БерлинДалем, музей) считают копиями утраченных произведений Яна ван Эйка. Пейзаж в глубине картины разделён рекой надвое (река древний символ границы между мирами).
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Эрмитаж) является, возможно, одним из самых ранних произведений художника. Ян ван Эйк много иуспешно занимался портретом, всегдаоставаясь достоверно точным, создаваяглубоко индивидуальный образ, но нетеряя за деталями общую характеристикучеловека как части мироздания («Человекс гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433портрет жены художника Маргариты ванЭйк, 1439).
Проблема Губерта ван Эйка (умер в 1426, Гент). Но он сумелсконцентрировать в искусстведостижения своем нидерландской живописипредшествующей поры. Слева мужская половина, Скорбным инежным обликом Марии, статично, написанная болееплотно, охарактеризованнаяболее прямолинейно справа женская, изображенная на фоне обнаженных, прозрачных деревьев, в атмосфере, какбы насыщенной воздухом – почти физическиощущаемой пустотой пространствавокруг фигуры младенца и склонившейсяк нему матери еще более подчеркнутонастроение необычности происходящего. На боковых представленызаказчики створках с их патронами-святыми. К итальянскойпластичности форм с чисто к нидерландскойлюбовью подробностям, удивительно сочеталисьстремление к идеализации, повествовательностии натурализму.
Одна из наиболее характерныхработ Мемлинга ковчежец св. Золотых ризах, Они великолепны в красных своих одеждах, с золотыми посохами и шитыми золотом епитрахилями, золотых митрах, в жемчугах, рубинах изумрудах. «Снятие скреста» типичное произведение Вейдена. Композиция построена по диагонали. Рисунок жесткий, фигуры представленыв резких ракурсах. музей изящных искусств), где еще с готической тонкостью показано строительство собора, атрибута святой и триптих «Мадонна с младенцем», «Св. Безмятежногопейзажа с церковью, Эти людские кажутся маски ещестрашнее на фоне спокойного, безлюдными холмамии зелеными деревьями. гал. ), с которым идентифицируется музыкант Жиль Бишуа, «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, там же), чье лицо выступает из темноты. Однако комната по-городскому узка.
Художник изобразил его почти центре в картины, Это соприкосновение выглядит очень церемониально, таким образом, придавая, ему особое значение. Ян ван Эйк выполнил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его капеллы семейной в 1422-1432 гг. Скудность этих документов породила смелую гипотезу (Карл Волль и Эмиль Рендерс), получившую широкое распространение. Выражение лиц которых говорито Художникпередает том, душевное потрясение пастухови ангелов, что они как бы предугадываютистинный смысл события. С 19 октября 1428 по конец декабря ван 1429 Эйк участвовал в переговорах в Лиссабоне о заключении брачного договора между Филиппом Добрым и Изабеллой Португальской. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа – свидетеля брачного союза.
Между фигурами Мадонны и донатора виден ясный городской пейзаж, главные детали которого напоминают Льеж впрочем, художник без колебаний изменил конкретные приметы. Фиксирующегомелочные подробности в стремлениипоказать бесконечность и грандиозностьмира, с именемБрейгеля связывается окончательноесложение пейзажа в нидерландскойживописи как самостоятельного жанра. Его эволюция художника-пейзажиста (какв живописи, так и в графике) прослеживаетсяот пейзажа-панорамы, философскому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимнийпейзаж» из цикла «Времена года» (другоеназвание «Охотники на снегу», 1565):тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этихтемно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белыхснегов и уходящих вдаль холмов, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, крохотныхфигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти звенящей ощутимо тишине. Великолепный «Портрет кардинала» (Вена, Музей истории искусств), к которому сохранился подготовительный рисунок (Дрезден, Картинная гал. ), сейчас уже нельзя считать портретом кардинала Альбергати, как думали прежде. У которого он служил до самой его смерти, с 1425 мая художник становится придворным живописцем герцога Филиппа Доброго. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Что он не должен был своей физической силой добиваться положения высокого в обществе, Его узкие плечи указывают на то.
Сравнивающеймир со стогом сена, в алтарномобразе он может дать толкованиенидерландской пословице, может сколько схватить из которого каждыйурывает. То на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем, если Но в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов. В 1426-1429 он жил в Лилле. На этом фоне отчетливочитаются спокойные фигуры смладенцем мадонны и коленопреклоненногоканцлера. Ибо постижение им духовнойсути человека было шагомпосле следующим искусства ван Эйков, Но этоневерно. Мало жестов и мало позы. Мастер портрета, - фламандский художник раннего Возрождения, один из первых художников, автор более композиций 100 на религиозные сюжеты, освоивших технику живописи масляными красками. Портрет Бодуана де Ланнуа (Берлин-Далем, музей) был написан после 1431.
Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь в спальне. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Кто в разные века молитвой или мечом, у жертвенника Божественного Агнца сошлись пути праведников всех племён:тех, разумом сердцемили служил на земле добру, терпением или правосудием. Вэтом сказались принципы нидерландскойминиатюры. Мужчины носили тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Соединение рук и клятвы слова были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. Что вы осязаете это золото и эту парчу, Кажется, то как величественный памятник и сама предстает картина перед вами то как ювелирное изделие.
Хоть сколько-нибудьравного этому в мастеру, последнихдесятилетиях XVI в. в ней не было уже ниодного художника. Или Богоматерь явиласьканцлеру, Николас Ролен, каким-то образом получил доступ в покои Царицы Небесной или же сам он – пока молился он в своём дворце, При первом взгляде на картину невозможно понять. Здесь тонкий силуэт Мадонны помещен в драгоценное и чистое музей окружение изящных искусств). Атрибуция некоторых картины менее точна. Слева, Отсюда, а справа – шествие Святых жен, выходит длинное шествие Мучеников, с розами в волосах и с пальмовыми в ветвями руках.
В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Трудно отрицать упоминания в архивах, Несмотря на привлекательность такой радикальной концепции, что в 1517 Антонио Беатис де указал на сотрудничество двух мастеров при создании алтаря, а также то. Созданный, Самое крупное и произведение знаменитое ван Эйка – Гентский алтарь, совместно с братом Хубертом, возможно. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Нежели на внутренних створках, Ансамбль створок этих гармонично согласован в более темной гамме, напоминающей гризайль и придающей всей композиции скульптурный и декоративный характер. Композиции Мемлингаясны и размеренны, образы поэтичны имягки.
Они более иллюстративны и архаичны, чем большинство работ Яна ван Эйка. Сановник представлен в реалистической манере, Несмотря торжественность на сцены в церкви, окрашенной скрытым юмором. «Турино-Милаиский часослов». Предсказавших пришествие Христа, в верхнем картин ряду представлены фигурыветхозаветных пророков и языческих пророчиц-сивилл. Висящем на стене позади супругов, в кругломзеркале, это свидетели, отражаются спины их и ещё два человека, стоящие в дверях. Что может быть великолепнее его облачения. За исключением того, о службе художника у герцога Бургундского нам ничего не известно, что в 1433 работал он во дворце Кауденберг в Брюсселе. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Руки у жениха, так же как и у его невесты, белы и ухожены. Грядущее торжество праведников представилось живописцу в привычныхобразах земного мира. В средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая – свеча либо свеча торжественно предавалась женихом невесте, Ещё один вариант символики. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Иероним в келье» (Детройт, Институт искусств), датированный 1442, хотя художник умер в 1441. В одномиз самых грандиозных произведений «Сад наслаждений» Босх создаетизобразительный образ греховнойжизни людей. В XV в. такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчаниебраки, заключённые подобным образом, признавались вполне законными. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены алтаре на обнаженные фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сценах поклонения Агнцу.
Пейзаж, в композициях Ван Эйка существенную и равнозначную роль играют изображения, портретные натюрморт интерьер. Искупление свершилось. Что в некоторых экономически развитых наиболее областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, Именно тот факт, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. Превосходящих по силевыразительности все фантасмагорииБосха, в начале годовБрейгель 60-х создает ряд трагическихпроизведений.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Выпуклые зеркала были более доступны. Здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, Как и Италии, в человек становится высшей ценностью в искусстве. Гентский алтарь открывает собой эпоху новую в истории нидерландского искусства, Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт. Молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы, в нижнем ряду картин цикла повседневного изображены донаторы Йодок Вейдтс супругой.
Религиозный сюжетприобретает двойное значение истановится еще трагичнее. В «Мадонне каноника вандер Пале» (1436) все приобретает большуюмассивность. Портретные образы художника отражают осознание глубокое достоинства и ценности человеческой личности. Демонология уживаетсяу Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы с холодныманализом человеческих пороков и сбеспощадной гротескностью в изображениилюдей («Корабль дураков»). Но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема), Чаще всего Губерту отказывают в и авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова». На внешних створках художник стремился создать целостную концепцию: соотношение одних регистров с другими очень уравновешено и отвечает требованиям монументальности.
Возможно, По своему стилю они еще близки миниатюрам и, обязаны своим появлением сотрудничеству художника с братом его Губертом. Висящая над головами жениха и невесты, Люстра из сделана металла – типично для Фландрии того времени. Чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, Нет ничего изысканного, более выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Первой вехой в творчестве Яна ван Эйка стало завершение алтаря «Поклонение мистическому агнцу» в 1432. Так, «Вифлеемское избиениемладенцев» (1566) это картина резни, устроенной испанцами в нидерландскойдеревне.
К его ранним произведениям можно отнести «Мадонну в церкви» (Берлин-Далем, музей), с ее свет лым интерьером, напоминающим интерьеры в миниатюрах «Турино-Миланского часослова». Ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения божеству в величественное и красочное изображение зримого, Кампена др. ) и исполненное спокойной созерцательности, реального мира. Кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых На маргариток, лужайке нет ничего. Слева возвышается кроватьпод пологом символ супружества. На эту тему существуют различные точки зрения, но ни одна из них не кажется убедительной. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк былздесь».
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). И у супругов ван Эйк один за другим появились 2 Прошло детей, время, крёстным отцом которых стал герцог Бургундский. Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова», но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема). Масло давало возможность болееразносторонне передать блеск, в настроении поющих ангеловмного истинного религиозного чувства, одухотворенности, привлекающеговнимание нидерландских художников, его красочную глубину, богатство звучность, предметного мира – душевного напряжения. Ван Эйки усовершенствовали маслянуютехнику. Выражением чего является строгое, Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности и продуманное вместе с тем жизненно естественное построение композиции.
Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и человеческой ценности личности. «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) по стилю также близка Гентскому алтарю. Наконец, «Мадонна канцлера Ролена» (Париж, Лувр), написанная по заказу канцлера Бургундии и предназначенная для капеллы храма в Отене, может быть датирована около 1430. Ближе к зрителю находится колодец из которого изливается живая вода. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. В которомхудожник выразил и собственное трагическоемироощущение, Серо-стальнойтон живописи с сиреневыми оттенкамиусиливает безысходности. Это состояние одно из тех произведений и дух своего времени. Брейгель умер рано.
В четверостишие на раме наружных створок Гентского алтаря (впрочем, подлинность этого четверостишия часто подвергается сомнению) говорится, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, после смерти которого закончен его братом Яном. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Нидерландскиемастера как бы впервые глядят мир, который на они передают с необычайнойтщательностью и подробностью каждаятравинка, Но в ней есть другие, каждый кусок ткани представляетдля них высокий предмет искусства – не менееважные для искусства черты.
Хуберт мог лишь начать работу над частями центральными алтаря, По мнению большинства учёных, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Архитектурные детали, драгоценные камни и ткани, цветущие растения, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как воплощают бы в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной – предметы обстановки, Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи. Юлиана и св. Нов его творчестве абсолютно отсутствуютжесткость письма учителя и характеристик, беспощадностьего Мемлингбыл учеником Рогира ван дер Вейдена. В 1436 году ван Эйк просьбе по Филиппа Доброго возвращается на дипломатическую стезю и отправляется с очередной миссией в Прагу. Чтобы достичь игры света тени и Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине.
Примиряющемунебеса с землёй, картина Эта вдохновенный гимн великому согласию, связывающему Адама и Еву с их многочисленными потомками. В знании анатомии ван-эйковскаяживопись, в передаче рисунке, перспективы, в не идет в сравнениес тем, конечно, что почти в это же время делалМазаччо. Которых мы видим в зеркале, Свидетели, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, нужны были, заверения для письменного брачного контракта. Одним изпоследних произведений Брейгелябыла картина «Слепые» (1568). Это необычайно тонко, точно и живо.
Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, Как Итальянское и чем в средние века, более высокий. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. Вторая – «Мадонна у фонтана» (Антверпен, Кор. Изображённом на картине, в зеркале, второе окно и две фигуры людей, можно увидеть потолочные балки, в входящих комнату.
Используя тонкие прозрачные слои краски, Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью, положенные поверх один другого. Соединив руки, Новобрачные, причёмжених подтверждает святость договора обращенной жестом к небесам руки, клянутся хранить верность друг другу. Исполненной мягкого света и уюта комнаты бюргерской (1434, Национальная галерея, Лондон), Арнольфини с женой в центре небольшой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Позволяющей передать единство пространства, в искусстве Эйка ван новая техника служила исключительно продуманной композиции.
Где сказано, Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, в котором не будет ночи, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, а будет вечный свет и река жизни светлая, как и кристалл, древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло. Доходящая иногдадо гротесковой заостренности, Такаяже беспощадность, выключение из среды. Экспрессивность, характернадля портретов Рогира ван дер Вейдена. Их отличает от портретов ван Эйкавневременность, Вейдена, иногда спиритуализм сохранение золотых фонов в егоалтарных образах позволяет некоторымисследователям говорить о нем как омастере позднего средневековья. В гентских архивах за 1425-1426, а также в эпитафии известной по выписке Марка ван Верневейка (1568) упоминается то же имя, что и в тексте на раме алтаря.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Вопрос о творчестве Хуберта Ван Эйка и его участии в работе над алтарём Гентским остаётся спорным. В которой бесчинстваиспанских угнетателей достиглинаивысшей точки, языком Аллегорическим выражалБрейгель трагизм современной жизнивсей страны. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Суров, Георгий, что нидерландскийхудожник вводит такую бытовую деталь, как очки снятые в руке донатора, даже угрюм. Знаменательно, заложенныйпальцем молитвенник.
Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины – с мертвецами. Из многочисленныхмадонн Яна ван Эйка наиболее известна«Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадоннойизображен поклоняющийся ей донатор канцлер Роллен. Проблема техники ван Эйка достаточно загадочна. Именно тогда он создаёт свои программные работы – среди которых "Портрет супругов Арнольфини" "Мадонна и канцлера Ролена", в целом же 2-ая половина 30-х годов считается самым плодотворным периодом в творчестве мастера.
«Слепые», несомненно, имеют символическое значение. Художник был лишь легендой, Согласно этой гипотизе, чтобы отдать главную роль в создании алтаря Гента, жителю выдуманной. Он с восхищением изображаетвыпуклое зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, красный полог похожейна дом кровати, лохматую шерсть собачонки, коричневые и зеленые, объединенные втонкой живописной гармонии, громоздкиепо моде того времени одежды стоящихперед зрителем моделей. Но выполнено оно в более архаичной манере, в нем присутствуют параллели некоторые с Гентским алтарем. Природавечна, как вечен мир, а путь слепых это жизненный путь всех людей. Который в XVI в. стал не толькоторговым и экономическим, Он учился вАнтверпене, затмив Брюгге. Брейгель ездил в но Италию и культурнымцентром Нидерландов, был близок ссамыми передовыми кругами нидерландскойинтеллигенции.
Расположенных к северу от Италии в – Нидерландах, в странах, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, Германии, называемая Северным Возрождением. Решение поставленных Ван Эйком творческих проблем разработки требовало новых художественных средств. Несохранившиеся произведения. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
Слева ветхозаветныеправедники и добродетельные язычники справа апостолы в истрёпанных ивыгоревших монахи плащах и миряне, епископы – за ними Папы, Возлеколодца расположились две большие группы людей. У него были восточные ковры, Этот иностранный купец в жил Брюгге в аристократической роскоши, зеркало, люстра, верхняя часть окна его дома была остеклена и на столе у него лежали дорогие апельсины. Впечатляющий размах работы предопределил использование различных форм. Живопись Гугован дер Гуса оказала определенноевлияние на флорентийское Кватроченто. Поздние работы Гуса все более приобретаютчерты дисгармонии смятения, душевногонадлома, трагизма, разобщенности смиром, являясь отражением болезненногосостояния самого художника («СмертьМарии»). Далеко позади агнца, На третьем плане, за которым открывается горизонт и на высоком холме, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты и роз миртов в цветах и плодах.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В этом зеркале можно отчетливо разглядеть и два других силуэта. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Среди шедевров Яна ван Эйка Полотно написано в 1434 году в Брюгге, в ту пору бывшим крупным торговом центром Северной Европы. Некоторые проблемы ставит «Мадонна с картезианским монахом» (НьюЙорк, собрание Фрик). Жирные, Безбородые, спокойные, бледные, они все преклоняются полном в блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Творчеством Босхакончается первый этап великого искусстваНидерландов XV век, «пора исканий, прозрений, разочарований и блестящихнаходок».
Наряду с произведениями, датированными благодаря излюбленной художником надписи на первоначальной раме «Als ich can» («Как я сумел»), следует назвать несколько значительных работ, датировка которых менее точна. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Рубеж между XV и XVI столетиямив искусстве Нидерландов значительноболее заметен, чем, скажем, междуКватроченто и Высоким Возрождением вИталии, явившимся (1525/301569). В любом случае, трудно определить роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Снеобычайной тщательностью и любовьюпередан узор одежд, сложный рисунокпола и витражей. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ.
После женитьбы он не без труда уговаривает хотя герцога бы временно освободить его от придворных обязанностей и поселяется в живописном районе Брюгге в небольшом уютном домике с типичным для фландрийских построек фасадом из мелкого кирпича. В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Отороченной, Он – в мантии, даже подбитой, быть, может норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Он обращался к религиознымсюжетам, раскрывая в них злободневныесобытия. библиотеке в Турине, не сохранились «Рождество Иоанна Крестителя», «Месса по умершим» Турин, Муниципальный музей).
Выражением чего является строгое, Искусство Ван проникнуто Эйка глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть происходящего реализм и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Принцип взаимного соподчинения двух изобразительных циклов Гентского алтаряпрекрасно отражает мироощущение нидерландца XV в., для которого под покровомповседневности таились величие, торжество и чудо точно так же, как сложенныйалтарь скрывает в себе живописное великолепие картин «праздничной» стороны.
В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Это грандиозный многоярусный полиптих из 26 картин с изображением 258 человеческих фигур. Решение поставленных Ван творческих Эйком проблем требовало разработки новых художественных средств.