Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Занятых привычными для них делами – будь то веселый отдых посетителей питейного заведения, На этих картинах мы видим жителей Голландии бюргерской середины семнадцатого века, что так полюбилось изображать Стену, визит врачом прихворавшей девушки или же чтение письма, принесенного служанкой, уроки музыки и другие ситуации, в которые попадают персонажи Вермеера. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. Ремесленников или зажиточных крестьян, Предназначенные для украшения интерьеров домов купцов, голландских картины художников были невелики по размерам. Основное наследие произведений двух крупных художников семнадцатого века – Вермеера Делфтского (1632-1675) и Яна Стена (1626-1679), создавшего известнейшие из своих произведений в Харлеме, таким образом, мы без колебаний отнесем к жанровой живописи. Своеобразными эмоциональными средствами, в этой картине традиционный для голландского бытового жанра раскрыт сюжет художником достаточно оригинально.
Которое началось еще в эпоху Возрождения, Вголландскомискусстве этого времени формирование завершилось целой системы жанров. Он писал портреты, Помимо картин бытового жанра, мифологические и библейские картины исторические, работал анималистическом в жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами прежде всего произведениями своих соотечественников. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет.
Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Но Стен не оставался безучастным к веселью своих постояльцев, а сам часто становился одним из самых безудержный балагуров и «гуляк». Но даже в том случае, когда действие происходит на открытом воздухе, персонажи как будто «приносят» с собой ту атмосферу душных трактиров, которая присутствует и в интерьерных картинах.
Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Затемненность интерьерных картин Стена вполне соотствует реальной обстановке, в которых происходили события: это помещения постоялого двора, питейного заведения, где весело проводили время представители самых простых социальных слоев. Гротескностью изображаемых сцен (см, Зарождающаяся в первой трети семнадцатого века голландская жанровая живопись была отмечена брутальным крайне характером. Ян Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора.
Изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью, в ранний период творчества, доходящей иногда до карикатуры. В их работах воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии, некогда воевавшей за свои права и независимость и теперь достигшей устойчивого благосостояния. У Вермеера мы не найдем той массовой праздности, которую так нравилось изображать Стену. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Мы вряд усомнимся в нравственной главных чистоте героев Вермеера, Не зная значений подобных знаков. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. При рассматривании отдельных частей, «подсюжетов» картины, почти ощущается шумная атмосфера, порожденная хлопотливыми движениями персонажей их непосредственными выкриками.
Изображая человека во привычных время занятий, Художник обратился к более спокойным сюжетам, чаще всего в минуты отдыха. Одного из самых плодовитых и разносторонних художников, голландских Но у католика Стена, есть и множество других положительных качеств. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л. А Кроза де Тьера 1772 в году. Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их окружение в единое целое, Разнообразие мягкость и светотеневой игры. Это всегда некое действие – остановленное взглядом художника, Жанровой живописью называть принято изображения с выраженным сюжетом.
По сути, Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, заинтересовывающее зрителя, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из повседневной жизни. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.
В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Картина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта».
К северу от Лейдена, После Делфта Стен жил с по 1656 1660 в Вармонде и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был земле предан в семейной могиле на окраине Лейдена. Тем не менее, морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь убедительными, чтобы отвратить зрителей от подобных человеческих радостей. работы А. Брауэра, А. ван Остаде). Дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена, в этой беззаботной привлекательной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев Луки святого в Лейдене. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Впервые в истории мирового искусства, здесь, Именно и художественного замысла, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения. Чтобы понять, Так, нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», в которой утка выступала часто одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника.
Которая родила художнику еще одного ребенка, в апреле года 1673 Стен женился на Марии ван Эгмонт. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь Тем убедительными, не менее, чтобы отвратить зрителей от подобных человеческих радостей. Намеки на непристойность происходящего на картинах Стена повсюду, о чем «говорят» нам не только взгляды персонажей их вальяжные, манеры, не совсем приличествующие благородным кругам, но и язык символов, к которым так часто прибегает Стен (таким, к примеру, как лютня, стакан лимонада, курительная трубка, говорящие о беспутстве персонажей, которое не знает границ). Такие тонкие намеки картинах в Стена говорят о том, Собственно, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей, что художник лишь хотел предупредить зрителя. Словно мясо лосося, Его плавная обработка красного, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому сине-зеленому и цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.
Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Замечаешь общую рассредоточенность Возвращаясь действия, к персонажам массовых сцен картин Стена. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Так, чтобы понять, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, в которой утка часто выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего.
Стен вернулся в Лейден, После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, где он и прожил остальную часть своей жизни. Помимо картин мифологической и библейской тематики, Собственно изображающие представителей зажиточного среднего класса, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, а нижних также слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска. Где присутсвует намек на Даже неблагопристойность, в тех сюжетах, герои сохраняют свое достоинство и отличаются аристократическими манерами. Пейзажи, Стен писал портреты, но предпочтением главным художника был бытовой жанр, ветхозаветные композиции.
Кроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) названия различные «Ссора карточных игроков», Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», «Спор за карточным столом» и т. п. Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену домашней из жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия.
В каждой из которых внимание привлечено чем-то одним – будь то наливание напитка под возгласы одобрения окружающих, Участники изображения разбиваются на небольшие или группы, дружный смех, раскуривание трубки, вызванный веселой шуткой. Совсем иных людей мы видим на картинах Вермеера. Эта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. Очевидное отличие картин Стена от живописи Вермеера – в степени цвето- и световой насыщенности Первое, среды, в которую помещено действие. В свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и уловимую едва иронию для достижения назидательно-нравственной цели. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами тонкой более обрисовки характеров персонажей.
Их интересуют более благородные занятия, требующие сосредоточенной вдумчивости. По сравнению с тем, Вермееровская кажется живопись, более целомудренной, что изображает Стен. У Делфтского мастера мы не увидим людей, проводящих время в том безудержном веселье, которому предаются веселые компании на стеновских картинах. Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор».
А также литературных текстов из Многие картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок. Эти аллегорическое «дополнение» смысла происходящего служит, безусловно, цели порицания подобного поведения людей. Богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Помимо своей разносторонности, Стен замечателен как также великолепный колорист. Бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей и природы незатейливого быта, в портретах.
Однако, На первом плане, художник изобразил от скорлупу разбитых яиц – общеизвестный символ бренности. Стен работал в различных городах – Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Но не исчезает вовсе и проявляется в картинах художников последующих поколений, с течением времени подобная откровенность жанровой живописи но смягчается, лишь с меньшей силой. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает человека единство и окружающей его среды., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. О чем уже было сказано ранее, Интимности большинства сцен не способствует только ограниченное число участников, как будто отрешенное состояние, но и их особенное.
Таких как бокал лимонада в руках девушки, о пикантных коннотациях нам подсказывает лишь язык символов, говорящий далеко о не благородных наклонностях стоящего рядом кавалера. Последнему доводилось становиться ее наблюдателем довольно часто, Судя по всему, так как одним из дохода источников его семьи было содержание постоялого двора. Которые писались с учетом детального возможности просмотра с близкого расстояния, Художники зарабатывали продажей картин.
В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и свою тридцатидвухлетнюю жену Маргрит. Таким образом, его картины можно понимать и как ребусы с «говорящими» частями изображения. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
Резкие контрасты света и тени более еще усиливают впечатление гротескности сцены, Противопоставление холодных и теплых цветов. Расточителем и мотом, Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен пьяницей, был чтобы подтвердить такую репутацию, но нет никаких известных и достоверных фактов в городских архивах. А друзья и родные собрались вокруг, Гордый отец держит на руках своего ребенка, новорожденного полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, чтобы посудачить, которое готовят три женщины справа у очага.
Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. К какому жанру следует отнести живопись художника к – портрету или бытовому жанру, Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности. Чтобы поделиться с нами своими переживаниями, Персонажи не сколько обращены к зрителю, погружены сколько в себя и в свое занятия. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз.
Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в доме его в Биеркаде в Гааге, Вскоре после этого. Но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника, На многих из его картин представлены в сцены тавернах и праздничные застолья. Сравнивая интерьеры типичных помещений, в которых происходят действия большинства жанровых картин Вермеера и Стена, замечаешь, что обстановка изображенная на картинах последнего значительно плотнее «заселена» различными предметами.
В 1672 году в связи с кризисом рынка художественного в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Сравнивая «героев» картин Стена и Вермеера между собой, прежде всего замечаешь, что количество действущих лиц в жанровых сценах художников отличается. Художники как будто «смакуют» ситуации, в которых человеческая природа выступает не в лучших своих проявлениях, если не сказать в отвратительных. Свойственным многим работам художника, Картина проникнута благодушным и настроением тонкой беззлобной иронией. А зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, в жанровых сценах художника острая ироническая, характерных жестов фигур, проявляющимся в тщательном мимики исполнении лиц героев, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т. д.
Затем он переехал в Делфт, Стен работал со своим тестем до года, 1654 впрочем без большого успеха, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам. Ян Стен написал также довольно много автопортретов, жанровых Помимо сцен, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Которая впоследствии родила ему восемь детей, 3 октября 1649 Стен женился дочери на ван Гойена Маргрит.
Не осуждающего забавы, Чувствуется мудрая позиция художника, самого но который прекрасно осознает все их пагубные последствия, о чем говорит его собственное в них участие. Обращенный на нас, Мы в редких случаях заметим взгляд, они не включают в свой круг зрителей, взаимодействуя между собой, предпочитая либо расположиться в профиль, либо же повернуться вовсе к нам спиной.