Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. В картинах Габриэля Метсю свет яркий и насыщенные цвета придают будничным сценам праздничный характер. Он еще в был молодости принят в лейденскую гильдию, Большой труженик, где его признали художником. Их интересуют более благородные занятия, требующие сосредоточенной вдумчивости. Сравнивая «героев» картин Стена и Вермеера между собой, прежде всего замечаешь, что количество действущих лиц в жанровых сценах художников отличается. Таким образом, его картины можно понимать и как ребусы с «говорящими» частями изображения.
Который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, 46 Ян Вермер Делфтский родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, а так торговлей же картинами. Которая впоследствии родила ему восемь детей, 3 октября Стен 1649 женился на дочери ван Гойена Маргрит. 46 Ян Вермер Делфтский родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. Художник писал исторические, натюрморты и пейзажи, портреты – мифологические и религиозные сцены, Ян Стен чурался не и других тем и жанров живописи. 5 Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало утверждение в Голландии демократического протестантского государства. В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами.
Что их отбор направлялся в немалой степени традицией, увидеть, Нетрудно существовавшей в прежней системе аллегорий. Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и свою тридцатидвухлетнюю жену Маргрит. Гротескностью изображаемых сцен (см, Зарождающаяся в трети первой семнадцатого века голландская жанровая живопись была отмечена крайне брутальным характером. Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра: его младший брат, талантливый, но рано умерший Изак ван Остаде, Иоханнес Ауденрогге, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, в чьем творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность.
Но большей частью он писал Ян картины, Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, фривольным юмором с элементами гротеска. Это помещения постоялого двора, Затемненность интерьерных картин Стена вполне соотствует реальной обстановке, где весело время проводили представители самых простых социальных слоев, питейного заведения – в которых происходили события. Умер Ян Стен в Лейдене в1679 году. Кстати именно к манере последнего больше всего и тяготел художник. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру.
Словно мясо лосося, Его плавная обработка красного, цвета по постепенному к переходу переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника. В естественном для окружении, персонажей Главное завоевание голландских художников заключалось в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой, в интерьере. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Кроза Л. А де Тьера в 1772 году.
Воздерживающихся от мелочной морали и ощутить дающих скрытуютеплоту жизни даже в тривиальном, Вподобных картинах, большая прелесть голландского искусства. Беседующих за кружкой пива в кабачке, в середине века он пишет крестьян, веселящихся на ярмарке, во время трапезы в кругу семьи, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими остановившимися музыкантами, возле дома. Незнание этих особенностей приводило к диаметрально противоположному толкованию и одних тех же произведений. Тем не менее, морализаторские «послания» Стена мне не кажутся столь убедительными, чтобы отвратить зрителей от подобных человеческих радостей. Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни зажиточного голландцев среднего класса 17 столетия.
Все предметывокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются: скатерть съехал, тарелка насамом краю – вот-вот упадет, одна туфля валяется на полу, кастрюли и кувшинчикина полках стоят вкривь и вкось, под стать легкому головокружению хозяина. Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Персонажи не сколько обращены к зрителю, чтобы поделиться с нами своими переживаниями, сколько погружены в себя и в свое занятия. Упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера, де Питер Хох проникновеннее других воплотил неторопливость. Художники другого направления поэтизировали повседневность. Вермеером и Халсом, в Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место с рядом Рембрандом. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине.
Стен вернулся в Лейден, После смерти жены Маргрит в 1669 кончины и отца в 1670, где и он прожил остальную часть своей жизни. Последнему доводилось становиться ее наблюдателем довольно часто, Судя по всему, так как одним источников из дохода его семьи было содержание постоялого двора. А друзья и родные собрались вокруг, Гордый отец держит на руках своего ребенка, новорожденного полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, чтобы посудачить, которое готовят три женщины справа у очага. Став основоположником голландского крестьянского Здесь жанра, его подхватил Адриан ван Остаде. 1660).
Очевидное отличие картин от Стена живописи Вермеера – в степени цвето- и световой насыщенности среды, Первое, в которую помещено действие. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а так же конъектурой рынка. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Намеки на непристойность происходящего на картинах Стена повсюду, о чем «говорят» нам не только взгляды персонажей их вальяжные, манеры, не совсем приличествующие благородным кругам, но и язык символов, к которым так часто прибегает Стен (таким, к примеру, как лютня, стакан лимонада, курительная трубка, говорящие о беспутстве персонажей, которое не знает границ). Предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, Станковая картина, в стала Голландии XVII века основной формой искусства, а также состоятельного деревенского жителя.
Когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено со- до вершенства, Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для ху- дожников его времени. Полных множества анекдотических подробностей, Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у уступили Остаде место картинам мирного труда и развлечений деревенских жителей. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов.
К какому жанру следует отнести живопись художника – к портрету или жанру, бытовому Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию святого живописцев Луки в Лейдене. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами прежде всего произведениями своих соотечественников. Он прибегал в своём творчестве и к острой сатире, социальной Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи. Богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Помимо своей разносторонности, замечателен Стен также как великолепный колорист. Работавший некоторое время в Харлеме, Крестьянский из жанр Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер.
Одлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в веке XVII в протестантских Северных Нидерландах. Как ни у кого другого, у Стена, отражающих темы пьянства – «Пьяницы», в архиве немало скопилось полотен, «Пьяница», «Семейство гуляк», «Кавардак». И художник вернулся в Лейден, 1669 в году умерла его жена, он много работал, где вновь женился и открыл таверну. Последние годы его жизни были наиболее продуктивными, сталпрезидентом гильдии Святого Луки, однако много пил. Немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации, Однако не исключено – что это лишь всего маска. Но даже в том случае, когда действие происходит на открытом воздухе, персонажи как будто «приносят» с собой ту атмосферу душных трактиров, которая присутствует и в интерьерных картинах.
Долгое время она фигурировала под названием «Отеческое наставление» и Гёте посвятил целый пассаж разбору взаимоотношений между членами семьи, как ему представлялось. В действительности присутствие в картине таких деталей, как бокал вина, которое пьет одна из женщин, кровать на заднем плане, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на любовное предложение и на место действия как на дом свиданий не исключено, что женщина с вином сводня. На этих картинах мы видим жителей бюргерской Голландии середины семнадцатого века, занятых привычными для них делами – будь то веселый отдых посетителей питейного заведения, визит врачом прихворавшей девушки, что так полюбилось изображать Стену или же чтение письма, принесенного служанкой, уроки музыки и другие ситуации, в которые попадают персонажи Вермеера. 30 Жизненность сцен тем убедительнее, что художник мог наблюдать их в непосредственной близости, в своем собственном доме: поскольку, как и большинство голландских художников, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме. 17 Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами.
Вместе с тем голландские картины XVII в. не являются простым слепком с окружающей действительности, как было принято считать до середины XX века. Открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека, жанр Бытовой самое яркое и самобытное явление голландской школы. Заливающим интерьер, Поэтическое настроение картин Хоха де граничит с рассеянным дневным светом, почерпнутая художником у Вермера Делфтского, живописная тема. В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т. д. Желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой реальности, ему На смену работе на заказ пришла работа на покупателя, как бы себя самого в окружающей его обстановке. В каждой из которых внимание привлечено одним чем-то – будь то наливание напитка под возгласы одобрения окружающих, Участники изображения разбиваются на небольшие группы или дружный смех, раскуривание трубки, вызванный веселой шуткой.
Проводящих время в том веселье, безудержном у Делфтского мастера мы не увидим людей, которому предаются веселые компании на стеновских картинах. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Но не исчезает вовсе и проявляется в картинах художников последующих поколений, течением с времени подобная откровенность жанровой живописи смягчается, но лишь с меньшей силой. Но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника, На многих из его картин представлены сцены тавернах в и праздничные застолья. Где, Типичный сюжет его картин семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, пьют, не зная меры, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь производимом о беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни.
А также литературных текстов, Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских и пословиц фламандских поговорок. И картина с подвыпившей парочкой, Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника, а веселый ее спутник посмеивается и курит трубку, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, на самом деле представляет автопортрет художника с женой. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер в них он следует Брауверу. Стен родился в городе Лейден, Сын пивовара, процветающего в1648 году он участвовал в основании Лейденской гильдии Святого Луки, поступилв Лейденский университет в 1646 году. Но не единственным центром становления новой голландской Харлем живописи, был самым ранним. Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой (картина «Гуляки», ок.
В которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название), 2 Малые голландцы (голландское барроко) – - группа голландских художников XVII века. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. 2 Малые голландцы (голландское барроко) – - группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц – общеизвестный символ бренности.
Сравнивая интерьеры типичных помещений, в которых происходят действия большинства жанровых картин Вермеера и Стена, замечаешь, что обстановка изображенная на картинах последнего значительно плотнее «заселена» различными предметами. Чья живопись отличается обилием и тонкостью деталей исполнения и гладкой эмалевой поверхностью, в соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Мириса Старшего, ученого за занятиями, мы встречаем изображения визита врача, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Эти аллегорическое «дополнение» смысла происходящего служит, безусловно, цели порицания подобного поведения людей. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, как и безудержное веселье, полное непристойных намеков, роднит «Гуляк на Масленицу» Халса и другие его работы 1620-х годов с произведениями утрехтских художников. В его произведениях световоздушная среда увязывает в целое единое пространство интерьера и фигуры.
работы А. Брауэра, А. ван Остаде). Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими общеизвестные картинами пословицы и аллегории. Картина как никакая другая отражает всю полноту беззаботности и простодушия обывателей.
Свойственным многим работам художника, Картина проникнута благодушным и настроением тонкой беззлобной иронией. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и светской превалирование реалистической живописи. Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, По сути, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из жизни, повседневной заинтересовывающее зрителя. Многие специалисты смело утверждают, что в «Гуляках» мастер изобразил сам себя и свою молодую супругу Маргарет.
Основное наследие произведений двух крупных художников семнадцатого века – Вермеера Делфтского (1632-1675) и Яна Стена (1626-1679), создавшего известнейшие из своих произведений в Харлеме, таким образом, мы без колебаний отнесем к жанровой живописи. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством его живописи становится мягкая золотистая светотень. Стен работал в различных городах – Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. О чем уже было сказано ранее, Интимности сцен большинства способствует не только ограниченное число участников, как будто отрешенное состояние, но и их особенное.
При рассматривании отдельных частей, «подсюжетов» картины, почти ощущается шумная атмосфера, порожденная хлопотливыми движениями персонажей их непосредственными выкриками. Возможно, ему помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных: в лицах многих персонажей его картин мы узнаем черты его сестры Гезины и брата Мозеса, как, например, в эрмитажной картине «Бокал лимонада» (1655–1660). Еще сильнее повествовательное начало с оттенком и дидактики гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у лейденца Яна Стена. Это всегда некое действие – взглядом остановленное художника, Жанровой живописью принято называть изображения с выраженным сюжетом.
Она приглашает зрителярассмеяться в ответ, чем морализирование придирчивое – и это будет лучше, Это картина-улыбка. Возможно, самый показательный пример с картиной Герарда Терборха «Галантное ухаживание». Эта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. К которому позднее, в Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов композиционных и приемов бытовой живописи, в период становления жанров живописи в других национальных школах, в XIX веке, обращались художники разных стран.
Что не смогла найти в себе силы подняться и выйти из-за стола, Она настолько пьяна, вторую ногу не видно, одна нога ее опирается на короб, деревянный но башмак слетел. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. Особыми темами его искусства можно назвать «мать и дитя», «материнские хлопоты» и «хозяйка и служанка».
Обращенный на нас, Мы в редких случаях заметим взгляд, они не включают в свой круг зрителей, взаимодействуя между предпочитая собой, либо расположиться в профиль, либо же вовсе повернуться к нам спиной. Мы вряд усомнимся в нравственной чистоте главных героев Вермеера, Не значений зная подобных знаков. Сюжет самый низменный: мужчина и женщиназа столом в простой комнате, оба пьяные. преимущественно в творчестве художников Харлема и притом одновременно в двух вариантах крестьянского и бюргерского (городского) жанра. Где присутсвует намек на неблагопристойность, Даже в тех сюжетах, герои сохраняют свое достоинство и аристократическими отличаются манерами. Которая родила художнику еще одного ребенка, в апреле 1673 года Стен на женился Марии ван Эгмонт. Женщина заснула, уронив голову настол, а мужчина еще пытается раскуривать трубку и смотрит на зрителя собезоруживающей улыбкой.
Возводя в общественный идеал сложившийся уклад здесь домашней жизни, к середине века бытовой жанр занимает господствующее положение в голландском искусстве. В свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую для иронию достижения назидательно-нравственной цели. Художники как будто «смакуют» ситуации, в которых человеческая природа выступает не в лучших своих проявлениях, если не сказать в отвратительных. Музицирование, Так, наслаждение вином, как дуэты так и концерты, устрицами, связаны с аллегориями чувств пирушки и застолья, карточные игры с показом беспутной жизни блудного сына хозяйка рукоделием, за семейство или отдельные фигуры за скромной трапезой представления о добродетели, крестьянские кермесы, уличные торговки перекочевали из аллегорий месяцев.
Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве несколько способствовало взаимосвязанных обстоятельств. Расточителем и мотом, Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, чтобы подтвердить такую репутацию, но нет никаких и известных достоверных фактов в городских архивах. Тепло, При этом все написано тонко, мягкомзеленовато-сером в тоне с золотистыми оттенками приятно поблескивает медная, стеклянная и поливная посуда. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами более тонкой характеров обрисовки персонажей. Но Стен не оставался безучастным к веселью своих постояльцев, а сам часто становился одним из самых безудержный балагуров и «гуляк». Вот какой мы ведем разгульный образ жизни – молодая женщина крепко спит хмельного после застолья прямо за столом, Дескать, склонившись на свою руку.
С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных в патронов лице церковников и аристократии. К северу от Лейдена, После Делфта Стен жил 1656 с по 1660 в Вармонде и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. Одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, Но у католика Стена и есть множество других положительных качеств. Работалхудожником в Гааге, Затем онмного путешествовал по стране, Харлеме, Делфте, Вермонде ВДелфте он арендовал пивоварню и женился на дочери ван Яна Гойена Маргарет, которая родила ему восьмерых детей. К сожалению, в этом городе он не добился особого успеха и переехал в Вермонт, азатем в Харлем. В одной руке мужчина держит трубку, в другой у него стакан, наполненный вином.
Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц. Формирование бытового жанра, как и других разновидностей светской голландской живописи (пейзажа, натюрморта), происходило в 1620–1630-х гг. Ян Стен написал довольно также много автопортретов, Помимо жанровых сцен, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию.
Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. Помимо картин мифологической и библейской тематики, Собственно изображающие представителей зажиточного среднего класса, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются грубоватым с народным юмором и фривольными элементами гротеска. Такие как свадьбы, Праздники семейные, крестины, рождение или народные Ян писал Стен, но это скорее исключение и в них он подчеркивал не индивидуальное и отличительное, а типическое. На анонимного покупателя, На смену работе на заказ пришла работа на рынок, как бы себя самого в окружающей его обстановке, желавшего видеть живописи в отражение близкой и знакомой ему реальности. Но появились и совсем новые сюжеты писание, получение, чтение письма, визит врача, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов: «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис). Тематика у полотен весьма поражает – полотен от на библейские и религиозные темы до придворных портретов, Причем, бытового жанра и жизни обывателей.
Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии открыл он таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, а также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями.
Что все эти моменты отражают не исключительные события, важно Принципиально то обстоятельство, а повседневное течение жизни. Совсем иных людей мы видим на картинах Вермеера. Поскольку, он не мог жить на доход от продажи картин, вынужден Стен был открыть трактир у себя в доме – что художник мог наблюдать их в непосредственной близости, Жизненность сцен тем убедительнее, как и большинство голландских художников, в своем собственном доме. В совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII в. крестьянский, бюргерский, патрицианский быт. Кроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Работавших в Утрехте, Начальное развитие бытовой картины Голландии в происходило в рамках творчества голландских последователей Караваджо.
Выразительность небольших деталей, Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, общее уюта, ощущение красота световых нюансов, близости и единения персонажей и интерьерной среды. Предостерегающих против опасных увлечений пороков и Они полны эмблематических намеков и аллегорических иносказаний, говорящих о бренности земных наслаждений. Изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, так что зритель оказывается положении в прохожего или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене – напоминающей оконный или дверной проем, Геррит Доу выработал определенный композиционный прием. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в доме его в Биеркаде в Гааге, Вскоре после этого. Так, чтобы понять, как на плече священника оказалась утка на известной картине Стена «Мир наизнанку», нужно быть знакомым с символическим языком голландской жанровой живописи, в которой утка часто выступала одним из мотивов «vanitas», напоминая о конце всего сущего. Свет идет снаружи от плоскости передней и заставляет сверкать шелк и атлас платьев второй план, оказывается погруженным в полумрак – глубина комнаты, Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита.
В этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Влияние караваджистов затронуло и Франса Халса. Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Он выпил, доволен и лучшего не желает. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло.
Стен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. У Вермеера мы не найдем той массовой праздности, которую так нравилось изображать Стену. Его владение ненавязчивым Композиции колоритом, вермеровских поло- тен, а главное – знаменитый вермеровский невесомый воздух, аналогов не имеет, тон- чайшее портретирование. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз.
Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис) – получение, Но появились и совсем новые писание, сюжеты визит врача, чтение письма, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Но не единственным центром становления новой голландской живописи, был Харлем самым ранним.
Ян Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Сам же Ян иронично улыбается. У Стена, как ни у кого другого, в архиве скопилось немало полотен, отражающих темы пьянства – «Пьяницы», «Пьяница», «Семейство гуляк», «Кавардак».
Галантного ухаживания у Герарда Терборха действие в замедлено, сценах музицирования, в комнатах царят тишина и покой, разговоры приглушены. Замечаешь общую рассредоточенность действия, Возвращаясь к персонажам сцен массовых картин Стена. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и светской превалирование реалистической живописи. В соседнем Лейдене мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. О пикантных коннотациях нам подсказывает лишь язык символов, таких как бокал лимонада в руках девушки, говорящий о далеко не благородных наклонностях стоящего рядом кавалера.
По сравнению с тем, Вермееровская живопись, более кажется целомудренной, что изображает Стен. Предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, Станковая стала картина, в Голландии XVII века основной формой искусства, а также состоятельного деревенского жителя. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта».
Такого разнообразия сюжетов и такого количества мастеров этого жанра не никакая знает другая школа. Помимо картин бытового жанра, он писал портреты исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. «Концерты», «музыкантов» и «игроков» Геррита ван Хонтхорста отличают бравурность трактовки сюжета, нарочитость и театральность поз и костюмов персонажей. Основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, в этого основе достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, что находило выражение в многочисленных подготовительных рисунках художников.
Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Не осуждающего забавы, Чувствуется мудрая позиция самого художника, но который прекрасно осознает все их пагубные последствия, о говорит чем его собственное в них участие. Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации.