Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Виртуозно передана блестящая поверхность металлического блюда и изящной позолоченной статуэтки, стоящей в центре мраморного стола, покрытого темной салфеткой. Бочки, в этих композициях человеческие фигуры помещены в пространства, глубь сосуды, кастрюли – а на переднем плане показаны овощи и различные предметы крестьянского быта.
Китайского фарфора и фаянса, делфтского Со временем простые интерьеры крестьянского жилища в живописи Калфа были вытеснены полотнами с изображением великолепных ювелирных изделий. И в то же время все эти предметы можно увидеть в натюрмортах типа vanitas («суета сует»). В завершающий период своего творчества, в годах, 1640-х посуды, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, разнообразной снеди. Иногда в нише можно увидеть врача. Именно эти произведения мастера сыграли большую роль в развитии голландского натюрморта. По-видимому, полотна с изображением бедных крестьянских интерьеров «Уголок кухни» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Кухня» (Картинная галерея, Гетеборг), «Двор крестьянского дома» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны Калфом сразу же после поездки во Францию.
Значительная роль отводится свету, который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, перевернутую деревянную кадку на полу, огромную миску, лежащую на каких-то других предметах. 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эта картина являет, однако, чистое празднество чувств. Музей Бойманса ван Бёнингена, 1640 и но мастерски выписанные вещи сияющий медный кувшин в руках девушки, Роттердам) внимание зрителя привлекают не только человеческие фигуры, большой глиняный горшок с цветком, тарелки и сосуды, размещенные на полке на заднем плане. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Художник брал те же мотивы и пользовался всеми приемами великого живописца.
Напоминающее лучшие картины Рембрандта, Это великолепное полотно, создано было зрелым художником. Встречающийся и в живописи Рембрандта, в конце 1640-х в годов творчестве мастера появляется новый мотив мотив ниши. Разложенные на мраморной поверхности стола, Благодаря тщательной моделировке фрукты зрелые и ягоды, как будто только что собранными в саду, кажутся осязаемо реальными. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Центральной точкой композиции становится красный омар, заслоненный большими крабами. Несмотря на пышность и красочность, Но, натюрморты Хема говорят о том идущую от Фландрии искусства что голландский мастер не переставал внимательно всматриваться в натуру. Жесты и движения кажутся неестественными и абсолютно не общему соответствующими окружению, Их позы.
Воспринятый у других мастеров этого жанра, Необычный Хема для светлый фон, делает небольшую по размерам картину нарядной и праздничной. Об этом натюрморте один мой друг рассказал занятную историю. Рядом высится массивный деревянный стул. Де Хема многие признают величайшим мастером создавал картины первоначально в духе тщательно выписанных архаичных цветочных и фруктовых натюрмортов Б. ван дер Аста, затем в Лейдене обратился к жанру натюрмортов Vanitas (аллегория бренности) в манере группы художников, находившихся под влиянием Рембрандта. Изгибах виноградной лозы и закручивающихся усах омара, Стремление художника к декоративности орнаментальной отражено в причудливых контурах листьев.
К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). Так, на полотне «Служанка в окне» (ок. Зритель видит покрытый роскошным персидским ковром угол мраморного стола, Глядя на картины Калфа, как китайская чаша времен династии Мин, на котором расположены такие дорогие вещи, серебряный кубок, узорчатое блюдо бело-голубого делфтского фаянса, сверкающее венецианское стекло, кубок-наутилус искусно сделанный перламутровой из раковины.
С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. Типичное для голландских мастеров понимание натюрморта единства светотеневой и живописной среды (П. Картина оживлена световыми бликами, Написанная холодными играющими цветами, на стенках посуды и плодах. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта.
В их числе был его ученик В. Калф. Картины которого как будто спорят с натюрмортами тональными П. Класа и В. К. Хеды, Поражает богатство палитры Рейкхалса. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки». Художник разместил на столе желтовато-розовые персики, спелые груши и яблоки, виноградные гроздья.
Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. 1655–1660, ГМИИ, Москва «Натюрморт с кубком-наутилусом», 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Жившие в одно время с Доу, Критики, сравнивали его со знаменитыми греческими живописцами и Зевксисом Паррасием. Соединяющие в сложной, Сочетание декоративной пышности и суховатого рационализма отличает прославившие де Хема цветочные натюрморты, цветущие в разное время года искусно построенной композиции многочисленные растения, с тщательно изображенными мельчайшими деталями, в том числе всякого рода насекомыми мухами, бабочками, гусеницами, стрекозами и т. п. Наделенные тонким чувством колорита, роскошные букеты де Хема не только дарили эстетическое наслаждение, но и погружали современного ему зрителя в мир многозначных символических образов, связанный с бренности идеей скоротечности всего земного, цветения и увядания, жизни и смерти (Фрукты и ваза с цветами Memento Mori, Череп и букет цветов, обе Дрезден, Картинная галерея Плоды и ваза цветами, 1655, Цветы в вазе, обе Санкт-Петербург, Гос.
Среди других шедевров художественной коллекции Эрмитажа находится знаменитый «Натюрморт» Калфа. Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты: лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок. Цветы, Но также фрукты, рыба или какие-нибудь морские гады – могли обозначать времена года или космологические циклы стихий – огонь, мертвая птица, землю воду и воздух. Архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой Картины трапезы, де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов.
Особенно в сравнении с натюрмортами В. Калфа, Некоторые произведения кажутся мастера излишне декоративными. Завоевав широкую известность, в Антверпене, сблизился с фламандского традициями натюрморта Ф. Снейдерса и создателя цветочных гирлянд Даниэля Сегерса. Эрмитаж). С огромным мастерством убедительностью и мастер показывает многочисленные детали и аксессуары. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров.
Нежно-оранжевые абрикосы, с помощью тончайших цветовых нюансов написаны розовато-желтые и сине-лиловые сливы, блестящие и вишни почти прозрачные ягоды смородины. Интересно полотно «Больная в кабинете врача» (ок. Правда или байка, но занятно. Свет, отражающийся от блестящего кубка и стеклянного фужера, создает иллюзию реальности. На ней были представлены наиболее значительные работы Доу («Женщина, страдающая водянкой», «Трубач», обе в Лувре, Париж «Вечерняя школа», Государственный музей, Амстердам «Винный погреб», Картинная галерея, Дрезден).
Что, Кажется, можно дотронуться до гладкой поверхности металлического или кубка ощутить тепло созревших на солнце плодов, протянув руку. Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. Вроде капусты и тыквы, На картинах зрелого Рейкхалса зритель видит уже не обычные овощи изысканные а красочные десерты. Позади возвышается сверкающий позолоченный кубок. За ними выстроены в ряд сосуды из блестящего металла и фаянса.
К гармонии красок присоединяется мелодия ритмичных линий. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»). Картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), Так, «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок, «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон).
Будто бы однажды ночью охранник, проходя через зал, где находится эта картина (дело было в Лувре), увидел тень, которая проскользнула в полотно и услышал тихий стон задетой лютни8230 (все вспомнили фильм «Ночь в музее». ). Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно «Ферма» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы.
Малины, Тонко выписанные веточки со свежими ягодами земляники, высокими кубками из тонкого стекла и изысканной статуэткой, вишни кажутся слишком хрупкими рядом с массивной перламутровой раковиной, служащей для подставкой рюмки. Создать такое великолепное полотно Альсту помогли им разработанные приемы наложения друг на друга тончайших красочных слоев. Что Рейкхалс всецело отдался одному жанру натюрморту, Неспособность достаточно хорошо изображать фигуры человеческие привела к тому. Среди лучших работ художника «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора.
Уступив место нарядным блестящим сосудам, Постепенно предметы крестьянского быта исчезли полностью из композиций мастера, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям. Уже в начале 1640-х годов Доу становится необыкновенно популярным в Лейдене. В иной манере выполнен натюрморт «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этих произведениях ощущается влияние искусства Рембрандта.
Рассчитанным прежде всего на создание эффектного зрелища, Его произведениям, однако, не хватало, столь типичного для фламандской ощущения живописи стихийной полноты жизни. Отражаются на поверхности сияющих медных тазов и превращают обыденную сцену в сказочное Потоки зрелище, света выхватывают их из мрака. Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. С которой показаны росы капельки на ягодах винограда, Иллюзорность, делает изображение очень убедительным, желтовато-коричневая скорлупа грецких орехов и бархатистая поверхность спелых персиков. Живописуя широкое разнообразие предметов, Нидерландах в того времени художники демонстрировали свое мастерство, философских и метафизических идей, часто с многозначным подтекстом и скрытым символизмом христианских.
Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. Выполненным в темной цветовой гамме, Картинам, реалистичность свойственна в духе Рембрандта. На первом вещи, Фигуры врача и женщины больной Доу изобразил на втором плане, которые являются атрибутами профессии медика. Любовь к цветам, Высокая культура в цветоводства Голландии, его учеников и последователей их скрытый религиозный и светский язык иносказаний способствовали исключительному успеху этого жанра в разнообразных кругах общества произведения де Хема, писавших картины по эскизам мастера, широко распространялись в художественных центрах Голландии и Фландрии.
Которые, в творческом наследии живописца есть несколько картин, дают представление прекрасное о даровании художника, хотя и не принесли их автору славу, способного проявить себя с равным мастерством в различных жанрах. Усиленный вытянутым вверх сосудом, Вертикальный формат, делает торжественной композицию и нарядной. 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Тщательно подобранные изысканные предметы художник показывает обычно на темном фоне. Сорванные фрукты на Срезанные тарелке, цветы в вазе, созданный Богом, убитые звери – это мир, но измененный и преобразованный человеком.
Авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса Хема, де Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), а затем живописцу Верендалю. Высокую стеклянную рюмку с вином красиво обрамляют веточки лавровых листьев. Подобные приемы часто являются лишь предлогом для показа разнообразных натюрмортов.
Щедрыми, Это роскошное светится зрелище расточительными, в действительности скомпоновано с великим тщанием, чувственными красками и хотя и выглядит случайным. Нередко мастер помещает в нишу женскую фигуру. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру. Это может быть хозяйка, занятая вязанием, приготовлением обеда или мытьем посуды. Лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам ок «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», – оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты.
Художник детально точно изобразил переднем на плане множество массивных предметов домашнего обихода. Стоящее на смятой белой салфетке, фаянсовое Красивое блюдо со свежими плодами, нарочито небрежно сдвинуто вправо. На котором расставлена изящная посуда, Свет выхватывает темноты из покрытый узорным ковром столик. Поражающие зрителя своей с убедительностью, помощью теплых красочных оттенков и тончайших светотеневых переходов Калф виртуозно моделирует предметы. Оранжево-желтые оттенки нежных фруктов гармонично сочетаются с бокалом прозрачным и коричневым орнаментом бархатной скатерти. В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. В. хеда) соединилось здесь с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ (Натюрморт с Клас, десертом, Париж, 1640, Лувр Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами, ок. В 1641 году шведский дипломат Спиринг предложил мастеру значительную годовую пенсию, за которую приобретал право первоочередной покупки полотен Доу.
А с ней и цены на его картины, После экспозиции проведения популярность мастера необыкновенно возросла. А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. P. S.
Хранившихся в собрании современника мастера де Яна Бейе, в 1665 году в доме художника Ханнота проходила выставка картин Доу. Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса картина «Кухня» (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Что картина была выполнена именно Альстом, Тем не богатство менее колорита и изящество форм позволяют говорить. Гмии, 1655–1660, 1660, Москва Музей «Натюрморт с кубком-наутилусом», Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Книги, письма, пестик и ступка, глобус, череп, колбы и медная миска свидетельствуют о научных интересах хозяина кабинета.
Рейксмузеум, 1660, поражающие фламандской барочной роскошью, Амстердам), в то время же восхищают тщательностью передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых голландских мастеров, как П. Клас и В. К. Хеда. Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок. Домашней утвари, Именно в изображении предметов посуды, атрибутов более всего талант проявился живописца.