Таковы Портрет старика в красном (ок. Пламенная вера в Гуманизм человека, Рембрандта, в великую облагораживающую силу любви получили свое наиболее цельное выражение. Мейндерт Хоббема былего самым знаменитым учеником и последователем. Подчеркивая в то же самое равнинный время характер голландского ландшафта, Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора.
«Хлебное поле», Лилль, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Метрополитен: Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. гал. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс).
Сохранились сведения, что Рейсдаль практиковалхирургию. Рембрандт фан Рейн (16061669). Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом.
художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. Одновременно жесткого и точного и в то же время робкого и скрупулезного, Среди лучших работ этого периода, можно назвать пейзажи, но еще не от освободившегося некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, созданные в 1646-1647 (Санкт-Петербург, Гос. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику.
Кажется маловероятным, что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), нодругим талантливым голландским художникам, например Стину (который былуправляющим таверной), удалось сделать две карьеры. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет), Метсю Габриеля (Завтрак, Больная и врач). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый «Куст» (Париж, Лувр) и особенно «Болото» (Будапешт. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку и прощение, легким нежным движением касается его плеч лицо и руки отца бесконечную выражают любовь.
В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет).
Получивший название воздушной Этот перспективы, прием, явился замечательным достижением голландских живописцев. Что после казни Христа близкие, в евангельском мифе рассказывается, ночью сняли с креста его тело и захоронили испросив разрешения иерусалимских у властей. И этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены, Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников из вырывает тьмы отдельные фигуры. 1665, Государственный музей, Амстердам), «Уитфилдс» (ок.
Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Напряжённо-страстная восприимчивость художника к природы жизни в её частных и общих проявлениях, в его картинах даёт себя знать чуткая. Получившей в Голландии такое широкое Необычайно развитие, богата коллекция жанровой живописи, как ни в какой другой стране Европы. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага).
В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, Чёткий рисунок, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы буро-коричневой с почвой и голубизной выдающегося между облаками неба, движений света и тени. Флора, Даная, Жертвоприношение Авраама, Притча о работниках на винограднике, портретов рядом – Снятие с креста, Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями. Молодой Рембрандт открывает способность светотени усиливать эмоциональность образа 1630-х Начало гг.
Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Его картины обычно имеют вытянутую по горизонтали форму две трети холста занимает небо низкой с линией горизонта. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера.
1646), художественный музей, (музей Фицуильям, 1647), Кембриджа Гааги (Маурицхёйс, 1648), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. Что несколько усложняет творчества хронологию Рёйсдала, После 1653 датированных произведений становится все меньше. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Герои произведения простые люди Голландии.
Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Которые являются лишь предлогом к передаче облачного эффектов неба, Появление марин и городских видов, граничит с переездом художника в Амстердам, вероятно. – Здесь царит задушевность, покой и уют. Известно, что Якоб Исаакс ван Рёйсдал родился в Харлеме, провел большую часть своей творческой жизни.
Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Роттердам, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Бёнингена: Бойманса-ван «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». В нем преобладают золотисто-красные тона, Рембрандта Колорит в эти годы становится более теплым. Что изначально с живописью мальчика познакомил дядя его – профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал, Считается.
Мощный процесс взаимосвязи взаимодействия и стихийных сил природы и всех её порождений на земле, Движение каждого мотива слагается в широкий. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. К которой он принадлежал, в 1681 община меннонитов, где он вскоре и умер, его перевезла в приют в Харлеме. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта).
Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Будь то дорога, Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы или склонённое от сильного морского дерево, ветра бегущая вверх, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. В которой писал художник – небольшие мазки – только усиливают чувственность Особая образов, манера. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой.
Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени. Юноша опустился перед отцом на колени изорванная одежда напоминает о том, что путь скитальца был долог и труден его фигура, обращенная к зрителю спиной, передает смятенное состояние души. Первым образованием для Якоба стала медицина, Однако, что Рёйсдал время какое-то работал хирургом в Амстердаме историки располагают сведениями. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, Эти мастера, которые часто повторялись и служили лишь поводом для великолепной передачи предметов обстановки, незначительную отводили роль самим сюжетам, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров. Все остальное детали и одежды окружающая обстановка растворяется в теплом полумраке, Светом выделены лицо и руки.
сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. После 1650 еголандшафты становятся монументальнее, формы – массивнее, цвета становятся болееживыми, а предмет изображения более конкретным, что вполне очевидно в егознаменитой картине (ок. Сами названия работ: Берег в Схевенингене, Река Маас близ Дордрехта, Зимний вид в окрестностях Гааги уже свидетельствуют о том, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), отражают его одержимостьдеревьями. Эгмонд ан Зее и к немецкой границе Бентхейм, в Различные произведения – рисунки и картины – свидетельствуют о его многочисленных поездках в Алкмар, Ренен. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. музей Гаага, Маурицхёйс Цюрих, Кунстхауз «Пляжи в Эгмонд ан Зее», Лондон, Нац.
16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Судя по городским записям, Однако, 1648 году Якоб Рёйсдал становится членом харлемской художников гильдии и живопись становится его основным видом деятельности. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Они почти монохромны тонкая градация серых и блекло-желтых передает тонов ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, а по мере удаления от глаза очертания предметов все более стираются, которая смягчает контуры. Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства Арта фан дер Неера, Питера Нольпе, Яна Порселлиса, Абрагама Виллартса и др. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград).
вариант – Детройт, Институт искусства) – замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, который увлек Гёте, мыслителя и поэта, но также и художника и наблюдателя. В начале 1640-х гг. Деревенские музыканты, Его искусство на представлено выставке характерными вещами – Драка, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др. Сухой дуб печально простирает к свои небу голые сучья, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ним ствол старого дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья. Большей частью погрудные, Ранние портреты кисти Миревельта и Равестейна, отличает тщательность исполнения и лица костюма.
Что создано великим мастером в этом жанре, Но когда лучшее, особое внимание художника привлекали старые лица, психологические портреты 1650-х гг., как бы хранящие печать жизненной мудрости. Ранние работы Рейсдаля, такие, как «Пейзаж возле дома вГрове» (ок. Вошедшими в золотой фонд мирового искусства, Последние два десятилетия Рембрандта жизни пора наибольшей творческой зрелости представлены в Эрмитаже произведениями.
Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных и бюргеров военных. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Группа пейзажей «Болото» (Лондон, Нац. гал. Раскрывает глубину и характер каждого дерева, передает Художник мельчайшие подробности листвы истволов.
Когда он становится известнейшим живописцем Амстердама, – жизненных пора успехов Рембрандта. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. 16291630 гг. ). Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына.
музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков. Который, в последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, предался и разгулу после тяжких испытаний, покинув отчий дом, раскаявшись, вернулся домой. Установившийся очень быстро, Но уже них в появляется характерный репертуар тем, лесная дорога, дюны с несколькими деревьями, болото в листве. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса.
Около 165055 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант в институте искусств, Детройт). С образцами жанра 2030-х гг. И горячий багряно-красный колорит, Внутреннему строю произведения отвечает широкая и живописная манера. Например, Иногда маленькие фигурки в картинах мастера былидобавлены художниками, другими ФилипсомВоуверманом и Класом Берхемом, Адрианом ванн де Вельдо. Какой ослепительный праздник любви.
Как гибко это тело с нежными полными формами, писал о Данае бельгийский поэт Эмиль Верхарн, как загорается оно пылкой жизнью ласками под божественного металла, от которых веет радостной молодостью. Характеризующих разные периоды его творчества, Эрмитаже в тринадцать портретов кисти Рембрандта. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Полуподвальном помещении, Действие разворачивается темном, в куда через запыленные окна проникает чудесный рембрандтовский свет. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов.
Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения, Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы широкое и движение сильной фигуры Авраама. Всюду он находил любимые им мотивы. В те же годы было исполнено и знаменитое «Еврейское кладбище» (Дрезден, Картинная гал. Примерно в 1655 он поселился в Амстердаме, где, спустя 4года, стал свободным гражданином. Фигурки рыбаков, конькобежцев, горожан, занятых своими повседневными, будничными делами, неотъемлемая часть этих картин. В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Крестьянские домики в дюнах, Водопад в Норвегии, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, сумевшего отразить все многообразие природы, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство.
Оторвавшись от книги, Хозяин дома за работает верстаком мадонна, чтобы взглянуть на ребенка, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели. 1670, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) иего многочисленные виды Харлема – это панорамы равнинной голландской сельскойместности. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы не видеть в этот страшный момент лица сына, прикрыл и, его своей большой загорелой рукой.
Образное восприятие, Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие увиденного форм в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание. Художник, видимо, сделал блестящую карьеру, однако, мало что известно о его жизни. Горизонт неизменно низкий и далекий, над ним доминируетогромное облачное небо. В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме).
Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Могучее дерево, Картины Якоба Исаакса заставляют прочувствовать своих зрителей самые разные эмоции, убегающая вверх, грозовые облака дорога или – отображенные через простые мотивы. Облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, в поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу, к и необычному освещению со светотеневыми контрастами. Сильные водопады, Излюбленными сюжетами художника были топкие болота, где человеку явно не место, непроходимые чащи – места, а если на его изображена полотнах небольшая деревушка, то она кажется очень незначительной на фоне просторных равнин или бескрайнего неба.
Но Рейсдаль делает их предметом его картин и наделяетих особыми качествами, Ранее голландские художники деревья использовали просто как декоративныйкомпозиционный элемент. Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. Мастер в Харлеме с 1648. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей. Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656). Санкт-Петербург, Гос. В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме). Эрмитаж).
гал. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. В основном поздних, Нужно также упомянуть и несколько эскизов зимних пейзажей, пронизанных чувством меланхолии, очень с тонкой гармонией тонов.
Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся глубины из теплым потоком, а свет, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей. С яркой листвой, Ненавязчивые и тщательные по фактуре, первые произведения Рёйсдала в исполнены почти графической манере.
На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Болота, Рёйсдал любил писать лесные чащи, где человек только прохожий, водопады места, маленькие нидерландские города или деревни, в теряющиеся пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670). Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей.
Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Возможно, Вместе с Рёйсдал, тем или даже болезненным, был хрупкого здоровья, о чем указано в первой редакции завещания 1667. Он также выпустил несколько изящныхгравюр из которых наиболее известной является «Ниве» (Петит-Пале, Париж). Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок.
Очень популярной в XIX в. В действительности же его картины ценились очень высоко, Его бедность и нищета в конце жизни легендой, являются составленное в 1667 в пользу своего отца – который, а его завещание, зная о постоянных финансовых трудностях и был как раз распространителем этих слухов, – свидетельствует об обеспечекности художника.