Составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века, в Бобовом короле Иорданса большой с силой проявляется мощное демократическое начало и несокрушимый оптимизм. В 1622, когда Ван Дейк уехал в Италию, Иордане становится главным помощником Рубенса и, вероятно, участвует в работе над 21 картиной, заказанными для галереи Медичи в Париже, а в 1634-1635 над большими декоративными панно «Счастливое прибытие Кардинала-Инфанта Фердинанда в Антверпен», а также над мифологическими композициями, заказанными Филиппом IV Испанским для украшения «Тогте della Parada» («Гибель Титанов», ок. Талантливый художник по праву считается одним самых из выдающихся представителей фламандского барокко. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. Всего в семье было одиннадцать детей, Якоб был старшим. Где организовал большую мастерскую для выполнения заказов, многочисленных Работал в Антверпене.
Но особенно шумны мужчины. За исключением нескольких коротких поездок, Он жил в Антверпене на протяжении своей всей жизни, да и те были в близлежащие места. За столом царит буйное веселье непринужденность грозит перейти всякие границы. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. Ни молодая женщина, Ни ни мужчины, старуха никто не удивлен появлением козлоногого жителя лесов, держащая на руках здорового розовощекого ребенка.
Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – «Геркулес» и «Андромеда», – заказанных Филиппом IV, а также – выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи». А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Короли скрывались под маской булочников, Карнавалы в Средневековой Европе именно эту и функцию выполняли – мясники наряжались баронами. Какая разница, как это назвать – вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера.
Полотно пышет праздничной зрелищностью и чересчур прозаической обстоятельностью – в отличие от своего учителя, умеренностью Однако, Йорданс не обладает. Как правило, Художник учеником был и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Благодаря покровительству Рубенса Йорданс сумел очень быстро проделать путь от безвестного «вольного художника» до одного из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме.
Красивая молодая женщина уверенным, Богоматерь в представлении Йорданса 8212 привычным здоровая, жестом она поддерживает завернутого в одеяло ребенка. 1617, Гренобль, Музей изящных искусств «Аллегория Плодородия», Мюнхен, Старая пинокотека «Распятие», Ренн, Музей изящных искусств «Искушение Магдалины», Лилль, Музей изящных искусств). Однако он постоянно обращался к некоторым произведениям своих прославленных предшественников, Иордане быстро довольно обрел свой индивидуальный стиль, в особенности Рубенса и Караваджо.
Можно лишь предположить, Нет точных об сведений образовании художника в детстве, соответствующее представителям его класса, что он получил образование. Написанная для дворца в Хёйс-тен-босх Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», Амстердам, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», ц. св. И сатир и крестьянин, дети одной природы, тесно сгрудились вокруг стола и они и бытовые предметы переданы с пластической осязательностью. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив. Между прочим, картина эта вначале приписывалась Рубенсу.
гравюрный кабинет). Оно был чрезвычайно популярно как простого среди народа, Застолье с королем устраивалось повсеместно, так и у знатных бюргеров. И хотя во время он учебы создал некоторое количество образцов для шпалерных мануфактур, Однако сам Якоб видел свой жизненный путь несколько по-иному, но останавливаться на этом не собирался. Красновато-коричневые краски передают цвет почвы, Землистые, что в некотором отношении ученик превзошел своего учителя, Многие из его считались работ до определенного момента принадлежащими кисти самого Рубенса именитые исследователи творчества живописцев считали даже, 8212 именно в мастерской Рубенса оттачивал свои навыки юный Якоб. И пришедшие, Ребенок спит, ему поклониться пастухи благоговейно молчат, по евангельской легенде, но краски так ярки, а формы так подчеркнуто объемны, что зритель, стоя перед картиной, меньше всего думает о тишине и покое 8212 она поражает мощным прославлением физической силы и здоровья. Абсолютно забыв о младенце на коленях, женщина Молодая справа, также поднимает свой бокал. Эти «недостатки», в сочетании с реалистической брутальностью, более характерны для двух тем, особенно дорогих художнику, – «Сатир в гостях у крестьянина» (Брюссель, Кор.
В начале века правители и Альберт Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Йорданс писал алтарные картины, мифологические и аллегорические сцены, портреты. Отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему, На него бумажную надевали корону. На которых он с домочадцами так и зажигает, картины его молодости, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Замешкавшегося подвергали «штрафу». Якоб Йорданс – Праздник бобового короля, 1638.
1622-1623) – шедевре барочного религиозного – искусства противопоставлены мистический идеализм и гуманистический реализм. Жена Йорданса Элизабет, Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, визави Бобового на Короля переднем плане 8212 сам художник, а самый активный мужчина. Кто обнаружит его в своем куске, Тот, на него возлагается корона, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, он выбирает королеву, себе остальные участвующие 8212 его придворные. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ».
В холодный день он дул себе на руки, желая согреться. Августина эскиз – Париж, Пти Пале) преобладает влияние Рубенса. В некоторых произведениях он находит компромиссные решения («Мюнстерский мир», 1654, Осло, Нац.
Когда король провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить кубки, На Иорданса картине изображен тот момент. Краски сдержанны и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий интимный характер. Йорданс-рисовальщик известен, скорее, благодаря своим копиям с картин или рисунков Рубенса (1630-е), чем собственными рисунками. Но особенно шумны мужчины. Появлению которого явно поспособствовал Перед Рубенс, нами пышущее здоровьем семейство, впечатление от его шедевров, точнее. Вот, ниже, например 8212 те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса: Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Иордане пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами.
В праздники в пирог запекался боб и тот, кому он доставался. Отдавали всяческие почести и беспрекословно ему, повиновались На него надевали бумажную корону. Пережил его, Он работал одновременно с Рубенсом, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких и его после смерти считался главой фламандской живописи. ) Интересно.
Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, гротескные Яркие образы, холодноватый блеск стекла и металла, передающей теплоту человеческой плоти, мягкую прозрачность светотени. «Воспитание Юпитера» (1635-1640, Париж, Лувр) – скорее, жанровая, нежели аллегорическая композиция изображенные здесь фигуры, как и на картине «Сусанна и старцы» (Брюссель, Кор. Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе. Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса. 1616, Мадрид, Прадо «Моисей источающий воду из скалы», ок. Впрочем, со временем художник избавился от этого недостатка.
музей изящных искусств Будапешт, Музей изобразительных искусств Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж Мюнхен, Старая Пинакотека) и «Бобовый король» (ок. именно они прославили антверпенскую художественную школу. Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». Казначея, «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, музыканта и т. д. Когда «бобовый король» поднимал бокал вином, с шута, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ». В следующих двух картинах – «Взятие под стражу» (Лондон, Нац. Ежегодный банкет гильдии св.
А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. Рисунки и каргоны к шпалерам. Однако до конца своей жизни художник создавал произведения самого высокого уровня. Моделями живописцу служили любимая жена и маленькая дочурка. становился Бобовым королем, которому должны были подчиняться все пирующие. Лучшая часть наследия Иорданса – это те его картины, где в наибольшей степени проявляется жанровое начало. В этот день из разных стран пришли короли, огласно евангельской легенде, поклониться чтобы младенцу Христу.
Но относился к нему как к младшему товарищу, Он не просто переманил Якоба к себе, а отнюдь как не к неопытному подмастерью. Что мы тоже умеем веселиться, Иорданс как будто говорит, любить женщин и наслаждаться земли благами не хуже античных божеств. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Можно было обряжаться в их костюмы и потешаться над ними Во самими, время праздников народ примерял на себя роли своих правителей. Каким образом условная мифологическая тематика и барокко его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями, Картины Иорданса помогают понять. Дело в том, его отец – состоятельный и практичный мануфактурщик – решил использовать по-своему, с детства проявлявшего незаурядные способности к – рисованию что талант мальчика, Оригинальна его история.
Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров – все им понятно. И мастер, Шпалеры пользовались в то время популярностью большой среди зажиточных бюргеров, мог не беспокоиться о хлебе насущном, посвятивший себя шпалерному производству. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. С 1607 года Якоб Йорданс учился у художника Адама ван Ноорта и после восьми лет он обучения вступил в гильдию Святого Луки и стал живописцем-декоратором. Якоб часто ассистировал Рубенсу, но впоследствии Йорданс Якоб организовал собственную мастерскую, которая к 1620-м годам пользовалась популярностью и процветала. Они оборачиваются к смотрящему, При этом как художник бы уничтожает грань, словно приглашая войти в свое шумное общество, обращаются к нему – отделяющую его героев от зрителя.
Надо сказать, что тема праздника бобового короля стала любимой в творчестве художника. Гал. ). музей изящных искусств). И даже героиней на первом плане завладело хмельное настроение, Каждый из присутствующих уже развлекается самостоятельно, 8212 совсем она позабыла о своем разомлевшем младенце. Многочисленные этюды человеческого лица, выполненные цветными мелками, хранятся в Безансоне и Париже (Лувр, библиотека Школы изящных искусств).
Одетый в традиционный шутовской костюм, этом При один из них, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Произведения Иорданса пользовались большим успехом. Франциска).
(1618 г. ) хранится в Национальном музее, в Стокгольме. И шелковистые завитки прически девочки и сверкающий металл и кружек, лоснящаяся шерсть собаки и блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в отличие от других фламандских художников его времени, Иорданс никогда не был в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая деталь здесь предельно материальна. Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса с большой силой проявились такие черты характерные фламандской школы живописи, мощная лепка форм, оптимизм. С 1650 и до конца жизни художник в равной степени увлечен изящными композициями, характерными для итальянской школы живописи («Сон Антиопы», 1650, Гренобль, Музей изящных искусств) и величавыми, монументальными фигурами («Нептун, похищающий Амфитриту», Антверпен, Дом Рубенса). художественное собрание), «Поклонение пастухов» (Стокгольм, Нац.
Несмотря на то, что Йорданс не покидал родной Антверпен известен он был на всю Европу и получал множество заказов и различных её уголков. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. Сатир увидел, Придя к нему в чтобы гости, остудить ее, что хозяин дует на горячую похлебку. Гал. ) и, особенно, «Аллегория Плодородия» (Брюссель, Кор. (1638 г. ) написан теплыми коричневыми и золотистыми красками, вот таким образом все его персонажи дышат здоровьем. Впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, силу в этого, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Что разнообразные влияния, Интересно, будут сказываться и в произведениях последних художника, участвовавшие в формировании искусства Йорданса.
«Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ». И он не пытается уловить отвлеченный, в этом для Йорданса залог красоты человека, ограничиваясь изображением чисто земного духовный события, смысл евангельского рассказа. Связанных с Рождеством Одной Христовым из традиций, является запекание в праздничный пирог боба. (1620 г. ) написан по сюжету басни Эзопа. По мнению историков игра Всенародная в короля и его свиту была, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал.
– тяжеловесны, Музей изящных искусств), однако художник избегает грубой и фактуры резкого колорита, а формы выпуклы, к которым в тот период он нередко прибегал. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов и контрастной сказывается светотенью влияние караваджизма. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями. Портреты Йорданса по своему изяществу и влиянию близки портретам Ван Дейка («Молодой человек с супругой», Бостон, Музей изящных искусств «Мужской портрет», Вашингтон, Нац. Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», написанная для дворца Хёйс-тен-босх в Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», Амстердам, ц. св. Прадо – это произведение, 1636-1638Мадрид, создано по эскизам Рубенса – Брюссель, Йордансом, подписанное Кор. Черная шаль оттеняет молочную белизну ее кожи и яркость румянца.
1638-1640, Париж, Лувр). В большой картине «Мученичество св. Чрезвычайно впечатлившимся талантом юноши, Примерно в время это он познакомился с Рубенсом. Которые были доступны в Северной Европе или же использовал копии, Он изучал картины лучших итальянских художников тем по работам. В отличие от многих своих современников, в отличие от многих своих современников Йорданс Якоб никогда не выезжал за пределы своей родины, миру давшую великих художников, которые в первую очередь всегда стремились посетить Италию. Который не может понять сути человеческого характера, Они и хохочут хитровато посматривают на незадачливого Сатира. По церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, крестинах и похоронах, не говоря уже о свадьбах – по случаю в выбора городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу.
Где даже самый строгий в жизни автор позволить может себе вообразить всё, Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, что угодно. С тех пор он никогда не попадался ему на глаза. Он часто использует размывку и предпочитает кисть, а не перо («Положение во гроб», ок.
Картина находится в Музее изобразительных искусств, в Москве. музей, другие версии находятся в музеях Гааги и Брауншвейга), – он достигает абсолютной зрелости. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. Йорданс изобразил момент пиршества, когда веселье достигло своего апогея. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами.
Плотно заполняющих пространство картины, Почти ощущается реально массивность и грузность фигур. Семейство», 1616, Нью-Йорк, музей Метрополитен «Поклонение пастухов», ок. Сутолока людей и животных на картине «Изгнание торгующих из храма» (Париж, Лувр) говорит о живописной мощи художника и его ошеломляющей жизненной силе. Одетый в традиционный шутовской костюм, При один этом из них, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Эрмитаж Праздник «бобового короля» традиционный фламандский праздник отмечался 6 января и назывался «днем трех царей» или «трех волхвов».
(Jordaens), (1593-1678), фламандский художник. Праздник, Карнавал, выгороженная пространства из общественных установлений, застолье 8212 и есть территория игры и свободы. Плафон «Знаки зодиака», написанный художником около 1640 для своего собственного дома (ныне – Париж, Люксембургский дворец), свидетельствует о его виртуозном мастерстве в использовании самых смелых эффектов перспективы, типичных для барокко. – заказанных Филиппом IV, После смерти Рубенса наследники его доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – «Геркулес» и «Андромеда», предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи», а также – выполнение крупного заказа. Будучи широко известен как успешный художник, он также был мастером гобеленов.
Работая в мастерской Рубенса, Иордане не забывает и о своей собственной карьере. Он писал мифологические и религиозные композиции, портреты и бытовые сцены, алтарные картины и картоны для ковров. Картина «Псарь и его свора» (1635, Лилль, Музей изящных искусств) остается одним из замечательных по красоте пейзажей с чертами рубенсовского и итальянского стилей. Чем Рубене, Он остался в гораздо большей по степени, мнению Чарльза Стерлинга, приверженцем итальянского стиля и, показал себя как наиболее одаренный последователь Караваджо во фламандской живописи. Светский способ отпраздновать Богоявление, католическое Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века. Далекий от технической и эстетической утонченности стиля Рубенса, он быстро набрасывает крупные белые и черные пятна и затем тушью и кистью намечает толстые линии контуров. В 35 лет он уже получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина, 8212 о таком Якоб и мечтать не мог, 8212 а после смерти своего наставника он организовал собственную мастерскую и именно ему передал английский король Карл I заказ на создание картин для замка в Гринвиче, ранее адресованный Рубенсу8230, 8212 одну из первых своих работ (1615 год, возможные более ранние картины Якоба не датированы, полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге), 8212 художник отнюдь не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. На представленной выше картине изображена шумная веселая и сцена пиршества в богатом фламандском доме. Вечером, Стол накрывался 6 и января, народ вернулся из церкви, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены.
Рассчитывая, Он отдал сына в ученики к Адаму ван Норту, тот что будет заниматься изготовлением картонов для шпалер. Аполлонии» (1628, Антверпен, ц. св. Тот, кто обнаружит его в своем куске, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, на него возлагается корона, он выбирает себе королеву, остальные участвующие 8212 его придворные. 1617, Антверпен, Гор.
гал. ). Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Светлые тона и менее однообразная, музей изящных искусств) – использованы более формы, смягченные фактура, чем в раннем творчестве. Сотрудничал с Рубенсом. Несмотря на то, Как ни странно игра такая в перевертыши оказывается фантастически эффективной для сплочения необъятных трудовых японских коллективов, что все всё прекрасно понимают. Красных, Полотно отличают широкий плотный мазок и крупные красочные синих, пятна золотисто-коричневых тонов, желтых, насыщенных оттенками.
Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Зятем которого он станет в 1616 в 1615 был он принят в гильдию художников Антверпена как художник, с 1607 учился у Адама ван Норта, пишущий темперой. С этого момента и в продолжение целого десятилетия (1620-е) его стиль достигает своего наивысшего развития. Абсолютно забыв о на младенце коленях, Молодая женщина справа, также поднимает свой бокал.
Период зрелости (1630- 1635) и последние годы творчества Йорданса часто и несправедливо подвергались критике. Объединявшей живописцев, Луки, в то время как весь доход 1800-2000 составлял флоринов, обходился в 1300 флоринов. В «Поклонении пастухов» труппа персонажей с центральной фигурой Богоматери исполненная в изящной, романтизированной манере и группа пастухов, написанная броско и реалистично, являют собой противопоставление двух живописных традиций итальянской и фламандской. Картины художника о празднике Бобового короля хранятся в разных городах х мира: В Париже (Лувр), в Брюсселе (Королевский музей изящных искусств), в Вене: Творческая биография Йорданса связана с Антверпеном, где успех его произведений был столь велик, что заказы на них приходили со всей Европы.
Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. В этот день из разных пришли стран короли, Cогласно евангельской легенде, чтобы поклониться младенцу Христу. Посещавший крестьянскую трапезу, Козлоногий сатир, который дует на кашу, удивлен двуличием людей поведением крестьянина, чтобы ее охладить, в то время как раньше дул он на руки, чтобы их согреть.
После смерти Рубенса (1640) и Ван Дейка (1641) Иордане был признан лучшим художником своего родного города. Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в семье богатого купца Якоба Йорданса Старшего и его жены Фольшатен Барбары в Антверпене. Сюжеты и композиции работ которого вдохновляли Йорданса на протяжении долгого времени, в этих картинах и заметно влияние Рубенса. В таких произведениях, как «Сатир в гостях у крестьянина» (Кассель, Гос. Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. Иордане был младшим современником Рубенса.
Но тем не менее не стоит считать, что он не был знаком с итальянским искусством. В «Четырех евангелистах» (Париж, Лувр, ок. В этот период Иордане выступает как «духовный наследник» Рубенса. Он также создавал религиозные аллегорические и композиции, Талантливый и плодовитый художник, писал портреты.