Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – «Геркулес» и «Андромеда», – заказанных Филиппом IV, а также – выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи». Однако до конца своей жизни художник создавал произведения самого высокого уровня. Музей изящных искусств), – тяжеловесны, а формы выпуклы, однако художник избегает грубой фактуры и резкого колорита, к которым в тот период он нередко прибегал.
С тех пор он никогда не попадался ему на глаза. В большой картине «Мученичество св. музей, другие версии находятся в музеях Гааги и Брауншвейга), – он достигает абсолютной зрелости.
Способ одновременно хитроумен и прост 8212 во корпоративов время верхи и низы меняются ролями. Зятем которого он станет в 1616 в 1615 он был принят в гильдию художников Антверпена как с художник, 1607 учился у Адама ван Норта, пишущий темперой. Рисунки и каргоны к шпалерам. Он отдал сына в ученики к Адаму ван Норту, рассчитывая, что тот будет заниматься изготовлением картонов для шпалер.
Отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались На ему, него надевали бумажную корону. По церковным праздникам и при мастера вступлении в цех, крестинах и похоронах, не говоря уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу. (1638 г. ) написан теплыми коричневыми и золотистыми красками, вот таким образом все его персонажи дышат здоровьем. В начале века правители и Альберт Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Впрочем, со временем художник избавился от этого недостатка.
Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе. Многочисленные этюды человеческого лица, выполненные цветными мелками, хранятся в Безансоне и Париже (Лувр, библиотека Школы изящных искусств). С 1650 и до конца жизни художник в равной степени увлечен изящными композициями, характерными для итальянской школы живописи («Сон Антиопы», 1650, Гренобль, Музей изящных искусств) и величавыми, монументальными фигурами («Нептун, похищающий Амфитриту», Антверпен, Дом Рубенса).
Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. (1620 г. ) написан по сюжету басни Эзопа. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. В некоторых произведениях он находит компромиссные решения («Мюнстерский мир», 1654, Осло, Нац.
Впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, в силу этого, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё ещё и раз. В 1622, когда Ван Дейк уехал в Италию, Иордане становится главным помощником Рубенса и, вероятно, участвует в работе над 21 картиной, заказанными для галереи Медичи в Париже, а в 1634-1635 над большими декоративными панно «Счастливое прибытие Кардинала-Инфанта Фердинанда в Антверпен», а также над мифологическими композициями, заказанными Филиппом IV Испанским для украшения «Тогте della Parada» («Гибель Титанов», ок. Аполлонии» (1628, Антверпен, ц. св. Произведения Иорданса пользовались большим успехом. Плафон «Знаки зодиака», написанный художником около 1640 для своего собственного дома (ныне – Париж, Люксембургский дворец), свидетельствует о его виртуозном мастерстве в использовании самых смелых эффектов перспективы, типичных для барокко. Где успех его произведений был столь велик, Творческая биография Йорданса связана с Антверпеном, что заказы на них со приходили всей Европы. Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты школы фламандской живописи, мощная лепка форм, оптимизм.
И пришедшие, Ребенок спит, поклониться ему пастухи благоговейно молчат, по евангельской легенде, но краски так ярки, а так формы подчеркнуто объемны, что зритель, стоя перед картиной, меньше всего думает о тишине и покое 8212 она поражает мощным прославлением физической силы и здоровья. Иордане был младшим современником Рубенса. Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров – все им понятно. Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», написанная для дворца Хёйс-тен-босх в Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», Амстердам, ц. св.
Праздник, Карнавал, выгороженная из общественных пространства установлений, застолье 8212 и есть территория игры и свободы. Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса. Сутолока людей и животных на картине «Изгнание торгующих из храма» (Париж, Лувр) говорит о живописной мощи художника и его ошеломляющей жизненной силе. Чем Рубене, Он остался в гораздо большей степени, по мнению Чарльза Стерлинга, приверженцем итальянского стиля и, показал себя как наиболее одаренный последователь во Караваджо фламандской живописи.
Он работал одновременно с Рубенсом, пережил его и после его смерти считался главой фламандской живописи. ) Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. В «Поклонении пастухов» труппа персонажей с центральной фигурой Богоматери исполненная в изящной, романтизированной манере и группа пастухов, написанная броско и реалистично, являют собой противопоставление двух живописных традиций итальянской и фламандской. Портреты Йорданса по своему изяществу и влиянию близки портретам Ван Дейка («Молодой человек с супругой», Бостон, Музей изящных искусств «Мужской портрет», Вашингтон, Нац. Дело в том, его отец – состоятельный и практичный мануфактурщик решил – использовать по-своему, с детства проявлявшего незаурядные способности к рисованию – что талант мальчика, Оригинальна его история.
Краски сдержанны и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий интимный характер. музей изящных искусств). Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. И даже героиней на первом плане завладело хмельное Каждый настроение из присутствующих уже развлекается самостоятельно, 8212 она совсем позабыла о своем разомлевшем младенце. Что разнообразные влияния, будут Интересно, сказываться и в последних произведениях художника, участвовавшие в формировании искусства Йорданса. Вот таким образом все его персонажи здоровьем, дышат (1638 г. ) написан теплыми коричневыми и золотистыми красками.
Портреты и бытовые сцены, Он писал мифологические и религиозные алтарные композиции, картины и картоны для ковров. Франциска). музей изящных искусств Будапешт, Музей изобразительных искусств Санкт-Петербург, Гос.
Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. – заказанных Филиппом IV, После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над двух завершением произведений – «Геркулес» и «Андромеда», предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи», а также – выполнение крупного заказа. художественное собрание), «Поклонение пастухов» (Стокгольм, Нац. Картины Иорданса помогают понять, каким образом мифологическая условная тематика барокко и его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями – ниже, Вот, плюс колоритная пожилая дама, например 8212 те же, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса. Но особенно шумны мужчины.
На которых он с домочадцами так зажигает и картины его молодости, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального жизни образа семьи художника. Благодаря покровительству Рубенса Йорданс сумел очень быстро проделать путь от безвестного «вольного художника» до одного из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. гал. ). Семейство», 1616, Нью-Йорк, музей Метрополитен «Поклонение пастухов», ок. Иордане пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. Дети одной природы и сатир и крестьянин и они, сгрудились тесно вокруг стола и бытовые предметы переданы с пластической осязательностью.
Сатир увидел, Придя нему к в гости, чтобы остудить ее, что хозяин дует на горячую похлебку. Однако он постоянно обращался к некоторым произведениям своих прославленных предшественников, Иордане довольно быстро обрел свой стиль индивидуальный в особенности Рубенса и Караваджо. 1638-1640, Париж, Лувр). Где организовал большую для мастерскую выполнения многочисленных заказов, Работал в Антверпене. «Воспитание Юпитера» (1635-1640, Париж, Лувр) – скорее, жанровая, нежели аллегорическая композиция изображенные здесь фигуры, как и на картине «Сусанна и старцы» (Брюссель, Кор.
Что мы тоже умеем веселиться, Иорданс как будто говорит, любить женщин наслаждаться и благами земли не хуже античных божеств. Грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, Яркие гротескные образы, блеск холодноватый стекла и металла, передающей теплоту человеческой плоти, мягкую прозрачность светотени. Написанная для дворца Хёйс-тен-босх в Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса характерным к для барокко художественным излишествам и бурной патетике, Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», Амстердам, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», ц. св. Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. 1622-1623) – шедевре барочного религиозного искусства противопоставлены – мистический идеализм и гуманистический реализм.
Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». В 35 лет он уже получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина, 8212 о таком Якоб и мечтать не мог, 8212 а после смерти своего наставника он организовал собственную мастерскую и именно ему передал английский король Карл I заказ на создание картин для замка в Гринвиче, ранее адресованный Рубенсу8230, 8212 одну из первых своих работ (1615 год, возможные более ранние картины Якоба не датированы, полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге), 8212 художник отнюдь не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Гал. ) и, особенно, «Аллегория Плодородия» (Брюссель, Кор.
И он не пытается уловить отвлеченный, в этом для Йорданса залог красоты ограничиваясь человека изображением чисто земного события, духовный смысл евангельского рассказа. (Jordaens), (1593-1678), фламандский художник. 1617, Антверпен, Гор. В «Четырех евангелистах» (Париж, Лувр, ок. Посещавший крестьянскую трапезу, Козлоногий сатир, который дует кашу, на удивлен двуличием людей поведением крестьянина, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть.
Работая в мастерской Рубенса, Иордане не забывает и о своей собственной карьере. Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. Ежегодный банкет гильдии св.
Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены и народ вернулся из церкви. Связанных с Рождеством Христовым, Одной из традиций, является запекание праздничный в пирог боба. Между прочим, картина эта вначале приписывалась Рубенсу. В холодный день он дул себе на руки, желая согреться.
Можно было обряжаться в их костюмы и потешаться над ними самими, Во время праздников народ примерял на себя своих роли правителей. Мы узнали о много японцах интересного, Когда в ХХ веке в Японии случился технологический бум. В праздники в пирог запекался боб и тот, кому он доставался. Светлые тона и однообразная, менее музей изящных искусств) – использованы более смягченные формы, фактура, чем в раннем творчестве. Несмотря на то, Как ни странно, такая игра в перевертыши оказывается фантастически эффективной для сплочения необъятных трудовых японских что коллективов, все всё прекрасно понимают. В следующих двух картинах – «Взятие под стражу» (Лондон, Нац.
Августина эскиз – Париж, Пти Пале) преобладает влияние Рубенса. Красных, Полотно отличают широкий плотный и мазок крупные красочные пятна синих, золотисто-коричневых тонов, желтых, насыщенных оттенками. Он также создавал религиозные и аллегорические композиции, Талантливый плодовитый и художник, писал портреты. Эрмитаж Мюнхен, Старая Пинакотека) и «Бобовый король» (ок.
Появлению которого явно поспособствовал Рубенс, Перед пышущее нами здоровьем семейство, впечатление от его шедевров, точнее. Когда король провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить кубки, На Иорданса картине изображен тот момент. На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ».
В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов и контрастной сказывается светотенью влияние караваджизма. Полотно пышет праздничной зрелищностью и чересчур прозаической обстоятельностью – в отличие от своего учителя, Однако, Йорданс умеренностью не обладает. Плотно заполняющих пространство картины, Почти ощущается реально массивность и грузность фигур. Где в наибольшей степени проявляется жанровое начало, Лучшая часть Иорданса наследия – это те его картины. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. Одетый в традиционный костюм, шутовской При этом один из них, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку.
Красивая молодая женщина уверенным, Богоматерь в представлении Йорданса здоровая, 8212 привычным жестом она поддерживает завернутого в одеяло ребенка. И хотя во время учебы он создал некоторое количество образцов для шпалерных мануфактур, Однако сам Якоб видел свой жизненный путь несколько по-иному, но останавливаться этом на не собирался. 1617, Гренобль, Музей изящных искусств «Аллегория Плодородия», Мюнхен, Старая пинокотека «Распятие», Ренн, Музей изящных искусств «Искушение Магдалины», Лилль, Музей изящных искусств). Чтобы во всём проиграть своим работникам, Руководство из кожи вон лезет, начальники с энтузиазмом занять пытаются самые последние места во всех конкурсах и соревнованиях.
Период зрелости (1630- 1635) и последние годы творчества Йорданса часто и несправедливо подвергались критике. За столом царит буйное веселье непринужденность грозит перейти всякие границы. Они оборачиваются к смотрящему, При этом художник как бы уничтожает грань, словно приглашая войти в свое шумное общество, к обращаются нему – отделяющую его героев от зрителя. Жена Йорданса Элизабет, Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, визави Бобового Короля на переднем плане 8212 художник, сам а самый активный мужчина. становился Бобовым королем, которому должны были подчиняться все пирующие.
Черная шаль оттеняет молочную белизну ее кожи и яркость румянца. Он быстро набрасывает крупные белые и черные пятна и затем тушью и кистью намечает толстые контуров, линии Далекий от технической и эстетической утонченности стиля Рубенса. Который не может понять человеческого сути характера, Они хохочут и хитровато посматривают на незадачливого Сатира. Моделями живописцу служили любимая жена и маленькая дочурка.
В таких произведениях, как «Сатир в гостях у крестьянина» (Кассель, Гос. На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. Йорданс изобразил момент пиршества, когда веселье достигло своего апогея. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив. Иногда грубоватый, в них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа – прямой и простой, неиссякаемой полный энергии, но всегда жизнерадостный.
Он часто использует размывку и предпочитает кисть, а не перо («Положение во гроб», ок. Где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, Однако искусство – это ещё одна территория и игры свободы, что угодно. О том, Например, с их иерархией жесткой и железной дисциплиной, как в крупных японских корпорациях, снимают социально-психологические напряжения по линии начальник-подчиненный. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери.
(1618 г. ) хранится в Национальном музее, в Стокгольме. Талантливый художник по праву считается самых одним из выдающихся представителей фламандского барокко. Картина «Псарь и его свора» (1635, Лилль, Музей изящных искусств) остается одним из замечательных по красоте пейзажей с чертами рубенсовского и итальянского стилей.
И мастер, Шпалеры пользовались в то время большой популярностью среди зажиточных бюргеров, мог не о беспокоиться хлебе насущном, посвятивший себя шпалерному производству. Эти «недостатки», в сочетании с реалистической брутальностью, более характерны для двух тем, особенно дорогих художнику, – «Сатир в гостях у крестьянина» (Брюссель, Кор. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». С этого момента и в продолжение целого десятилетия (1620-е) его стиль достигает своего наивысшего развития. По мнению историков, Всенародная игра в и короля его свиту была, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
И шелковистые завитки прически девочки и сверкающий металл кружек и лоснящаяся шерсть собаки и блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в от отличие других фламандских художников его времени, Иорданс никогда не был в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая деталь здесь предельно материальна. Йорданс-рисовальщик известен, скорее, благодаря своим копиям с картин или рисунков Рубенса (1630-е), чем собственными рисунками. Гал. ). Красновато-коричневые краски передают цвет почвы, Землистые, что в некотором отношении ученик превзошел своего учителя, Многие из его работ считались до определенного момента принадлежащими кисти самого Рубенса именитые исследователи творчества живописцев считали даже, 8212 именно в мастерской Рубенса оттачивал навыки свои юный Якоб. Какая разница, как это назвать – вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера. Абсолютно забыв о младенце на коленях, Молодая справа, женщина также поднимает свой бокал.
Составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века, в Бобовом короле Иорданса с большой силой проявляется мощное демократическое начало несокрушимый и оптимизм. Тот, кто обнаружит его в своем куске, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, на него возлагается корона, он выбирает себе королеву, остальные участвующие 8212 его придворные. Сотрудничал с Рубенсом. Короли скрывались под маской булочников, Карнавалы в Средневековой именно Европе эту функцию и выполняли – мясники наряжались баронами. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. Как правило, Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, запечатлен и в центральной фигуре Бобового короля.
Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Чрезвычайно впечатлившимся талантом Примерно юноши, в это время он познакомился с Рубенсом. В этих картинах заметно и влияние Рубенса, сюжеты и композиции работ которого вдохновляли Йорданса на протяжении долгого времени. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами. Прадо – это произведение, 1636-1638Мадрид, создано по эскизам Рубенса – подписанное Брюссель, Йордансом, Кор. Оно был чрезвычайно популярно как простого среди народа, Застолье с королем устраивалось повсеместно, так и у знатных бюргеров. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями. Ни молодая женщина, Ни мужчины, ни никто старуха не удивлен появлением козлоногого жителя лесов, держащая на руках здорового розовощекого ребенка.
В этот день из разных стран короли, пришли огласно евангельской легенде, чтобы поклониться младенцу Христу. В этот период Иордане выступает как «духовный наследник» Рубенса. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. гравюрный кабинет). После смерти Рубенса (1640) и Ван Дейка (1641) Иордане был признан лучшим художником своего родного города. Светский способ отпраздновать католическое Богоявление, с Застолье Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века.
Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. В начале века правители Альберт и пытались Изабелла бороться с излишествами фламандских горожан. Картина находится в Музее изобразительных искусств, в Москве. 1616, Мадрид, Прадо «Моисей источающий воду из скалы», ок. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов.
Но относился к нему как к товарищу, младшему Он не просто переманил Якоба к себе, а отнюдь не как к неопытному подмастерью.