Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Будь то дорога, Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы или склонённое сильного от морского ветра дерево, бегущая вверх, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Что несколько усложняет хронологию творчества Рёйсдала, После 1653 датированных произведений все становится меньше. Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы не видеть в этот страшный момент лица сына и, прикрыл своей его большой загорелой рукой. Эрмитажное собрание голландской живописи пользуется мировой известностью.
Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику. Большей частью погрудные, Ранние портреты кисти Миревельта и отличает Равестейна, тщательность исполнения лица и костюма. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. С яркой листвой, Ненавязчивые и тщательные по фактуре, первые произведения Рёйсдала исполнены почти в графической манере.
Флора, Даная, Жертвоприношение Авраама, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов – Снятие с креста, Этот период представлен Эрмитаже в выдающимися произведениями. Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся из глубины теплым потоком, а свет, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело бы как оживает от прикосновения волшебных лучей. Образное восприятие, Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм в увиденного пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание. Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Живописные достижения голландских жанристов второй XVII половины в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач). Мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её на порождений земле, Движение каждого мотива слагается в широкий.
гал. «Хлебное поле», Лилль, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Метрополитен: Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Первым образованием для Якоба стала медицина, Однако, что какое-то Рёйсдал время работал хирургом в Амстердаме историки располагают сведениями. Изорванная одежда напоминает о Юноша том, опустился перед отцом на колени, обращенная к зрителю спиной, что путь скитальца был долог и труден его фигура, передает смятенное состояние души. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656).
16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Сохранились сведения, что Рейсдаль практиковалхирургию. – Здесь царит задушевность, покой и уют. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Художник передает мельчайшие подробности листвы истволов, раскрывает глубину и характер каждого дерева.
Формы – массивнее, 1650 После еголандшафты становятся монументальнее, а предмет изображения более конкретным, цвета становятся болееживыми, что вполне очевидно в егознаменитой картине (ок. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Последние два десятилетия жизни Рембрандта пора наибольшей творческой зрелости представлены в Эрмитаже произведениями, вошедшими в золотой фонд мирового искусства. Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. Частное собрание), 1665-69 Франкфурт-на-Майне, живописуя то умиротворенный пейзаж («Морской вид», начало 1670-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем».
1665, Государственный музей, Амстердам), «Уитфилдс» (ок. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Вероятно, Вольфганг Гёте назвал его « Учился известного художника ван Саломона Рейсдала, у своего дяди. Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени.
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. 1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), отражают его одержимостьдеревьями. Ранние работы Рейсдаля, такие, как «Пейзаж возле дома вГрове» (ок. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Какой ослепительный праздник любви. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта.
Но Рейсдаль делает их предметом его и картин наделяетих особыми качествами, Ранее голландские художники использовали деревья просто как декоративныйкомпозиционный элемент. Оторвавшись от книги, Хозяин дома работает за мадонна, верстаком чтобы взглянуть на ребенка, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели. музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков. гал. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. вариант – Детройт, Институт искусства) – замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, который увлек Гёте, мыслителя и поэта, но также и художника и наблюдателя. Что после казни Христа близкие, в евангельском мифе рассказывается, ночью сняли с креста его тело и испросив захоронили, разрешения у иерусалимских властей. Воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, Эти мастера, которые часто повторялись и служили лишь поводом для великолепной предметов передачи обстановки, отводили незначительную роль самим сюжетам, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров.
Они почти монохромны тонкая градация серых и блекло-желтых тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, а по мере удаления от глаза очертания предметов все более стираются, смягчает которая контуры. Группа пейзажей «Болото» (Лондон, Нац. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. 16291630 гг. ). 1665-69 Франкфурт-на-Майне, частное собрание), то живописуя умиротворенный пейзаж («Морской вид», начало 1670-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Таковы Портрет старика в красном (ок.
Который, в последней использован сюжет притчи евангельской о легкомысленном юноше, предался разгулу и после тяжких испытаний, покинув отчий дом, раскаявшись, вернулся домой. В начале 1640-х гг. Художник, видимо, сделал блестящую карьеру, однако, мало что известно о его жизни. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг.
Мейндерт Хоббема былего самым знаменитым учеником и последователем. Облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, в поисках выразительности молодой художник здесь обращается к своеобразному антуражу и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый «Куст» (Париж, Лувр) и особенно «Болото» (Будапешт.
1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Которые являются лишь предлогом к передаче эффектов облачного неба, Появление и марин городских видов, граничит с переездом художника в Амстердам, вероятно.
Эрмитаж). Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Эгмонд ан Зее и к немецкой границе в Бентхейм, Различные произведения – рисунки и картины – свидетельствуют о многочисленных его поездках в Алкмар, Ренен. Напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях, в его картинах даёт знать себя чуткая.
Судя по городским записям, Однако, 1648 году Якоб Рёйсдал становится харлемской членом гильдии художников и живопись становится его основным видом деятельности. Он также выпустил несколько изящныхгравюр из которых наиболее известной является «Ниве» (Петит-Пале, Париж). Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника.
Его картины обычно имеют по вытянутую горизонтали форму две трети холста занимает небо с низкой линией горизонта. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). музей Гаага, Маурицхёйс Цюрих, Кунстхауз «Пляжи в Эгмонд ан Зее», Лондон, Нац.
Что изначально с живописью мальчика познакомил его дядя – профессиональный Саломон художник ван Рёйсдал, Считается. Конькобежцев, Фигурки рыбаков, занятых своими повседневными, будничными горожан, делами, неотъемлемая часть этих картин. Возможно, Вместе с тем Рёйсдал или болезненным, даже был хрупкого здоровья, о чем указано в первой редакции завещания 1667. Водопад в Норвегии, Крестьянские домики в дюнах, сумевшего отразить все многообразие природы, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой него до не знало голландское искусство. Изображая скромные виды окрестностей Харлема, он стремится придать им обобщающий, приподнятый над повседневностью характер («Домик в роще», 1646 «Крестьянские домики в дюнах», 1647, – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Деревенские музыканты, Его искусство представлено на выставке вещами характерными – Драка, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др.
Сильные водопады, Излюбленными сюжетами художника были топкие где болота, человеку явно не место, непроходимые чащи – места, а если на его полотнах изображена небольшая деревушка, то она кажется очень незначительной на фоне просторных равнин или бескрайнего неба. Рембрандт фан Рейн (16061669). Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. С образцами жанра 2030-х гг. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. Могучее дерево, Картины Якоба Исаакса заставляют прочувствовать своих зрителей самые разные эмоции, убегающая вверх, грозовые облака дорога или – отображенные через простые мотивы.
Известно, что Якоб Исаакс ван Рёйсдал родился в Харлеме, провел большую часть своей творческой жизни. Герои произведения простые люди Голландии. В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме). Которые сочетаются с тончайшей передачей света и тени, Живописную манеру Рейсдала отличает рисунок четкий и осязаемость форм. Как гибко это тело с нежными полными писал формами, о Данае бельгийский поэт Эмиль Верхарн, как загорается оно пылкой жизнью под ласками божественного металла, от которых веет радостной молодостью. Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок.
Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). И горячий багряно-красный колорит, Внутреннему строю произведения и отвечает широкая живописная манера. Берег в Схевенингене, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы, Зимний вид в окрестностях Гааги уже о свидетельствуют том – Река Маас близ Дордрехта, Сами названия работ. Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. Полуподвальном помещении, Действие разворачивается в темном, куда через запыленные окна проникает рембрандтовский чудесный свет. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. В которой писал художник – небольшие – мазки только усиливают чувственность образов, Особая манера.
Санкт-Петербург, Гос. Этот прием, получивший название воздушной перспективы, явился замечательным достижением голландских живописцев. Установившийся очень быстро, Но уже в них появляется репертуар характерный тем, лесная дорога, дюны с несколькими деревьями, болото в листве. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Например, Иногда маленькие фигурки в картинах мастера былидобавлены другими художниками и ФилипсомВоуверманом Класом Берхемом, Адрианом ванн де Вельдо.
В те же годы было исполнено и знаменитое «Еврейское кладбище» (Дрезден, Картинная гал. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта). Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора, подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Молодой Рембрандт открывает способность светотени эмоциональность усиливать образа Начало 1630-х гг. Однако уже в своих ранних произведениях 1640-х годов Я. ван Рейсдаль выступает как художник с определенными вполне взглядами и художественной манерой.
Первоначально испытал влияние таких пейзажистов, как П. Поттер, Я. ван Гойен, Х. Сегерс. Нужно также упомянуть и несколько эскизов зимних пейзажей, в основном поздних, с очень тонкой гармонией тонов, пронизанных чувством меланхолии. Кажется маловероятным, что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), нодругим талантливым голландским художникам, например Стину (который былуправляющим таверной), удалось сделать две карьеры.
В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Болота, Рёйсдал любил писать лесные чащи, где человек только водопады прохожий, места, маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Когда он становится известнейшим Амстердама, живописцем – пора жизненных успехов Рембрандта.
Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Одновременно жесткого и точного и в то же время робкого и Среди скрупулезного, лучших работ этого периода, можно назвать пейзажи, но еще не освободившегося от некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, созданные в 1646-1647 (Санкт-Петербург, Гос. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые изображали веселящееся пирушки общество, в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных.
Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Что создано великим мастером в этом жанре, Но лучшее, когда особое внимание художника привлекали старые лица, психологические портреты гг., 1650-х как бы хранящие печать жизненной мудрости. Сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ним старого ствол дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья. Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку и прощение, легким нежным касается движением его плеч лицо и руки отца выражают бесконечную любовь.
Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670). В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Характеризующих разные периоды его творчества, в Эрмитаже тринадцать кисти портретов Рембрандта. гал.
Всюду он находил любимые им мотивы. Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры и этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Все остальное детали одежды окружающая и обстановка растворяется в теплом полумраке, Светом выделены лицо и руки.
Питера Нольпе, Коллекция Эрмитажа позволяет эволюцию проследить голландского пейзажа на образцах искусства Арта фан дер Неера, Абрагама Виллартса и др, Яна Порселлиса. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей.
1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Пламенная вера в человека, Гуманизм Рембрандта, в великую силу облагораживающую любви получили свое наиболее цельное выражение. художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину.
1646), художественный музей, Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из Конде музея в Шантийи. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. 1670, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) иего многочисленные виды Харлема – это панорамы равнинной голландской сельскойместности. Колорит художника носит преимущественно тональный характер и строится на сопоставлении пепельно-серой и блекло-зеленой листвы с буро-коричневой почвой и голубым небом. Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный отца взгляд в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения, Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама.
Художник неоднократно обращается в своем творчестве к изображению моря, то передавая бушующую поверхность вод с идущими под сильным креном судами («Бурное море», ок. Горизонт неизменно низкий и далекий, над ним доминируетогромное облачное небо. Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс).
Примерно в 1655 он поселился в Амстердаме, где, спустя 4года, стал свободным гражданином. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Что он мог бы время найти для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), Кажется маловероятным, например Стину (который былуправляющим таверной), нодругим талантливым голландским художникам, удалось сделать две карьеры. В нем преобладают золотисто-красные тона, Колорит Рембрандта эти в годы становится более теплым. К которой он принадлежал, в 1681 меннонитов, община где он вскоре и умер, перевезла его в приют в Харлеме. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс).
Очень популярной в XIX в. В действительности же его картины ценились очень высоко, Его бедность и нищета в конце жизни являются легендой, составленное в 1667 в пользу своего отца – который, а его завещание, зная о постоянных финансовых трудностях и был как раз распространителем этих слухов, – свидетельствует обеспечекности об художника. Получившей в Голландии такое широкое развитие, богата Необычайно коллекция жанровой живописи, как ни в какой другой стране Европы. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо.