Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Пламенная вера в человека, Гуманизм Рембрандта, в великую силу облагораживающую любви получили свое наиболее цельное выражение. В начале 1640-х гг.
Хозяин дома работает за верстаком мадонна, оторвавшись от книги, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели, чтобы взглянуть на ребенка. Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы видеть не в этот страшный момент лица сына и, прикрыл его своей большой загорелой рукой. Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Живописные достижения голландских жанристов второй XVII половины в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач). Будь то дорога, Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив сложном в хоре образа природы или склонённое от сильного морского ветра дерево, бегущая вверх, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Герои произведения простые люди Голландии. Воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, мастера, Эти которые часто повторялись и служили лишь поводом для великолепной передачи предметов обстановки, отводили незначительную роль самим сюжетам, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Конькобежцев, Фигурки рыбаков, занятых своими повседневными, горожан, будничными делами, неотъемлемая этих часть картин. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер ("Горы в Норвегии", Эрмитаж, Ленинград).
И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Рембрандт фан Рейн (16061669). Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656).
последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Сельские, в зрелый период творчества Рейсдал городские, создавал речные пейзажи (ldquoВид деревни Эгмондrdquo, ГМИИ, Москва ldquoПейзаж с водяной мельницейrdquo, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), морские, отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (ldquoБолотоrdquo, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый «Куст» (Париж, Лувр) и особенно «Болото» (Будапешт. Изорванная одежда напоминает о том, Юноша опустился перед отцом на обращенная колени, к зрителю спиной, что путь скитальца был долог и труден его фигура, передает смятенное состояние души. Получивший название воздушной перспективы, Этот явился прием, замечательным достижением голландских живописцев. В них тонко охарактеризован внутренний мир человека.
Таковы Портрет старика в красном (ок. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Облачая модель в старинный берет рыцарский и нагрудник, в поисках выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. Он также выпустил несколько изящныхгравюр из которых наиболее известной является «Ниве» (Петит-Пале, Париж).
К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград). гал.
И этот контраст света и тени доводит до предела изображенной трагизм сцены, Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры. Которые являются лишь предлогом передаче к эффектов облачного неба, Появление марин и городских видов, граничит с переездом художника в Амстердам, вероятно. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг.
Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Вошедшими в золотой фонд мирового искусства, Последние два десятилетия жизни Рембрандта пора наибольшей творческой зрелости представлены Эрмитаже в произведениями. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении трети первой 17 столетия. Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Светом выделены лицо и руки, все остальное детали одежды и окружающая обстановка растворяется в теплом полумраке.
Подчинению всех компонентов единому картины тону, Это способствовало развитию тональной живописи. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Молодой Рембрандт открывает способность светотени усиливать эмоциональность образа 1630-х Начало гг. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала.
Всюду он находил любимые им мотивы. Мейндерт Хоббема былего самым знаменитым учеником и последователем. Водопад в Норвегии, Крестьянские домики в дюнах, отразить сумевшего все многообразие природы, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени. Характеризующих разные периоды его творчества, Эрмитаже в тринадцать портретов кисти Рембрандта. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Музей Метрополитен, 1670, многочисленные иего виды Харлема – это панорамы равнинной голландской сельскойместности, Нью-Йорк). На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов.
Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца в этих контрастах лежит ключ к раскрытию содержания эмоционально-психологического произведения, Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама. Мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных природы сил и всех её порождений на земле, Движение каждого мотива слагается в широкий.
В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, Чёткий рисунок, а оттенками богатый колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба, движений света и тени. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально.
Учился, вероятно, у своего дяди известного художника Саломона ван Рейсдала. Изображая скромные виды окрестностей Харлема, он стремится придать им обобщающий, приподнятый над повседневностью характер («Домик в роще», 1646 «Крестьянские домики в дюнах», 1647, – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Образное восприятие, Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с эмоциональное тем их переживание. Напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях, его в картинах даёт себя знать чуткая. Когда он становится живописцем известнейшим Амстердама, – пора жизненных успехов Рембрандта.
В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. Художник, видимо, сделал блестящую карьеру, однако, мало что известно о его жизни. Художник неоднократно обращается в своем творчестве к изображению моря, то передавая бушующую поверхность вод с идущими под сильным креном судами («Бурное море», ок. Однако уже в своих произведениях ранних 1640-х годов Я. ван Рейсдаль выступает как художник с вполне определенными взглядами и художественной манерой. Они почти монохромны тонкая градация серых и блекло-желтых тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, по а мере удаления от глаза очертания предметов все более стираются, которая смягчает контуры. В те же годы было исполнено и знаменитое «Еврейское кладбище» (Дрезден, Картинная гал.
Институт искусства) – замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, вариант – Детройт, мыслителя и поэта, который увлек Гёте, но также и и художника наблюдателя. Колорит художника носит преимущественно тональный характер и строится на сопоставлении пепельно-серой и блекло-зеленой листвы с буро-коричневой почвой и голубым небом. В нем преобладают золотисто-красные тона, Колорит Рембрандта в эти годы более становится теплым.
1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Полуподвальном помещении, Действие разворачивается в темном, куда через запыленные окна проникает рембрандтовский чудесный свет. Группа пейзажей «Болото» (Лондон, Нац. Его картины обычно имеют вытянутую по горизонтали форму две трети холста занимает небо с линией низкой горизонта.
Санкт-Петербург, Гос. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде.
Около 165055 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант в институте искусств, Детройт). Отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Свои творения, наделил Рейсдал чувством драматического величия. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). гал. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос.
Вероятно, Учился, Саломона ван Рёйсдала, у своего дяди испытал влияние Яна ван Гойена, Сегерса Херкюлеса работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. В основном поздних, Нужно также упомянуть и несколько эскизов зимних пейзажей, чувством пронизанных меланхолии, с очень тонкой гармонией тонов. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (ldquoДомик в рощеrdquo, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1665, Государственный музей, Амстердам), «Уитфилдс» (ок. Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые изображали веселящееся общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из зажиточных жизни бюргеров и военных. Формы – массивнее, После 1650 еголандшафты становятся монументальнее, предмет а изображения более конкретным, цвета становятся болееживыми, что вполне очевидно в егознаменитой картине (ок.
Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). 16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Большей частью погрудные, портреты Ранние кисти Миревельта и Равестейна, отличает тщательность исполнения лица и костюма.
16291630 гг. ). С яркой листвой, Ненавязчивые и тщательные по фактуре, первые произведения Рёйсдала исполнены почти в графической манере. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (ldquoВид деревни Эгмондrdquo, ГМИИ, Москва ldquoПейзаж с водяной мельницейrdquo, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (ldquoБолотоrdquo, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Установившийся очень быстро, Но в уже них появляется характерный репертуар тем, лесная дорога, дюны с несколькими деревьями, болото в листве. Его искусство представлено на выставке характерными вещами – Драка, Деревенские музыканты, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др.
К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). Кажется маловероятным, что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), нодругим талантливым голландским художникам, например Стину (который былуправляющим таверной), удалось сделать две карьеры. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Возможно, Вместе с тем Рёйсдал или болезненным, даже был хрупкого здоровья, о чем указано в первой редакции завещания 1667.
Создавая типические мотивы национального пейзанка, Они не только запечатлели местности характер со всеми приметами, влажный воздух и пространство, но стремились передать атмосферу времени года. Примерно в 1655 он поселился в Амстердаме, где, спустя 4года, стал свободным гражданином. Например, Иногда маленькие фигурки в картинах мастера былидобавлены другими ФилипсомВоуверманом художниками и Класом Берхемом, Адрианом ванн де Вельдо. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (ldquoЕврейское кладбищеrdquo, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой.
Очень популярной в XIX в. В действительности же его картины ценились очень высоко, Его бедность и нищета в конце жизни являются легендой, составленное в 1667 в пользу своего отца – который, а его завещание, зная о постоянных финансовых трудностях и был как раз распространителем этих – слухов, свидетельствует об обеспечекности художника. 1646), художественный музей, (музей Фицуильям, 1647), Кембриджа Гааги (Маурицхёйс, 1648), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. С образцами жанра 2030-х гг. Какой ослепительный праздник любви.
1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. 1665-69 Франкфурт-на-Майне, частное собрание), то живописуя умиротворенный пейзаж («Морской вид», начало 1670-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Болота, Рёйсдал любил писать лесные чащи, где только человек прохожий, водопады места, маленькие нидерландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств. гал. музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника.
Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку и прощение, нежным легким движением касается его плеч лицо и руки отца выражают бесконечную любовь. Подчеркивая в то же время самое равнинный характер голландского ландшафта, Такой прием обуславливает ощущение необычайного простора. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля.
«Хлебное поле», Лилль, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Метрополитен: Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Эгмонд ан Зее и немецкой к границе в Бентхейм, Различные произведения – рисунки и картины – свидетельствуют о его многочисленных поездках в Алкмар, Ренен. Мастер в Харлеме с 1648.
1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), отражают его одержимостьдеревьями. Ранние работы Рейсдаля, такие, как «Пейзаж возле дома вГрове» (ок. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (ldquoГоры Норвегииrdquo, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику.
Который, в последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, предался разгулу и тяжких после испытаний, покинув отчий дом, раскаявшись, вернулся домой. Которые сочетаются с передачей тончайшей света и тени, Живописную манеру Рейсдала отличает четкий рисунок и осязаемость форм. Сельские, в зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), речные и морские виды ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), а (по примеру А. Эвердингена) также горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага). художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта).
Первоначально испытал влияние таких пейзажистов, как П. Поттер, Я. ван Гойен, Х. Сегерс. Что создано великим мастером в этом жанре, лучшее, Но когда особое внимание художника привлекали старые лица, психологические портреты 1650-х гг., как бы хранящие печать жизненной мудрости. Горизонт неизменно низкий и далекий, над ним доминируетогромное облачное небо. Придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к действительной изображению природы Голландии с ее дюнами и каналами, Вместо условных канонов и идеализированной, домиками и селениями. Одновременно жесткого и точного и в то же время робкого и скрупулезного, Среди лучших работ периода, этого можно назвать пейзажи, но еще не освободившегося от некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, созданные в 1646-1647 (Санкт-Петербург, Гос. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге.
Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба.
Эрмитаж). Но Рейсдаль делает их предметом его картин и наделяетих особыми качествами, голландские Ранее художники использовали деревья просто как декоративныйкомпозиционный элемент. Как гибко это тело с нежными полными формами, писал о Данае бельгийский поэт Эмиль Верхарн, как загорается оно пылкой жизнью под ласками металла, божественного от которых веет радостной молодостью. – Здесь царит задушевность, покой и уют. То передавая бушующую поверхность вод идущими с под сильным креном судами («Бурное море», Художник неоднократно обращается в своем творчестве к изображению моря, ок.
К которой он принадлежал, 1681 в община меннонитов, где он вскоре и умер, перевезла его в приют в Харлеме. Он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, Так же как другие и крупнейшие художники Голландии, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага).
Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся из глубины теплым потоком, а свет, к устремляется Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей.
Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства Арта фан дер Неера, Питера Нольпе, Яна Порселлиса, Абрагама Виллартса и др. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Что несколько усложняет хронологию творчества Рёйсдала, После 1653 произведений датированных становится все меньше. Раскрывает глубину и каждого характер дерева, Художник передает мельчайшие подробности листвы истволов. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде.
В евангельском мифе рассказывается, что после казни Христа близкие испросив разрешения у иерусалимских властей, ночью сняли с креста его тело и захоронили. С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. музей Гаага, Маурицхёйс Цюрих, Кунстхауз «Пляжи в Эгмонд ан Зее», Лондон, Нац. Сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ним ствол старого дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото развесистые окружают могучие деревья. Сами названия работ: Берег в Схевенингене, Река Маас близ Дордрехта, Зимний вид в окрестностях Гааги уже свидетельствуют о том, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы.
За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670). Равнины и дюны, Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк – это виды деревень изображенные в самую различную погоду разные и времена года, лесные болота и море. Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями: Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Даная, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов.
Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Сохранились сведения, что Рейсдаль практиковалхирургию. Получившей в Голландии такое широкое развитие, Необычайно богата коллекция жанровой живописи, как ни какой в другой стране Европы. В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме). И горячий багряно-красный колорит, Внутреннему строю произведения отвечает и живописная широкая манера. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс).