После возвращения из Англии он пишет одну из самых знаменитых своих картин – вывеску для лавки перекупщика картин Жерсена (так называемую Вывеску Жерсена).
Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, переливающихся во множестве золотистых, черных, коричневых, сиренево-серых и белых оттенков. Примерно в это же время начинает Ватто проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в две самые громкие аферы своего времени. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок.
Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг. В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура от далеки патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность чаще всего это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж конечно могли не претендовать на глубину и выразительность. А гармоничноесочетание человеческих Художника фигур, большеинтересуют не сами персонажи, пейзажаи натюрморта. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на прилавке и развешанные на стенах, покупатели светские дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины эпох различных и стилей.
«Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Умение строить композицию слитными декоративными пятнами, Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, подчеркнутой светлой палитрой, достижение общей легкости, блеклых, предпочтение серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же второй писал слой картины по еще непросохшему первому слою. Подчас превращая свои картины в своеобразные групповые портреты, Он изображал парады и выходы к актеров публике.
1740-е гг. Последняя перестройкапроизошла в 19861988 гг. : был возведёнвестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). Агорничных, Художникнередко изображал не хозяев дома, кухарок молодых и миловидных женщин чепчикахи в передниках, гувернанток. Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки на лоне природы, Посещая дом мецената Кроза, в уединенных местах, в тихих уютных уголках парка, окруженных наблюдал деревьями, модные в то время в Париже галантные празднества развлечения вельмож.
Кринки, На его полотнах корзинки, появились кувшины, чаны, бутылки, овощи, фрукты, битая дичь. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, в понимании морали и семьи Шарден сближается Руссо, с сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных чувств и добродетельность. Начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, образуют волнообразную линию, останавливающиеся как бы на мгновение, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль, которой из вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья. То очаровательныескромные сельские избушки и мельницы. Мастер часто соединял в пейзаже известныедревние постройки, Он изображал то руины эффектныеантичные и монументальные дворцыэпохи Возрождения, находившиеся вразных местах.
Изображения бивуаков и военных лагерей, Его работы ранние – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во фламандской традиции, предвосхищающими зрелый стиль мастера. Тонкие изысканныеформы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, дажежеманность движений, миловидные лицаи мягкие улыбки персонажей в его работахпорой напоминают «галантные сцены»Антуана Ватто. время расцвета жанровой живописи Шардена. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. То жидких красок различной светосилы, Написанные мелкими мазками то пронизанными плотных, светом, вещи кажутся окруженными воздушной средой. Он был способен находить в любом мотиве неповторимое очарование, в толпе пестрой Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизов. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Обращенного к зрителю, Тень от зеленого козырька сосредоточенность усиливает проницательного и решительного взгляда. О чем говорят его рисунки и жанровые картины, Не лишенный наблюдательности, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных, Буше не к стремился правдивости образов. Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном быте, нравах, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Типические характеры в театре более обнажены и от очищены случайного, Человеческие страсти. Главный персонаж произведения Жиль, французский вариант Пьеро (герояитальянской комедии масок), неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданноедля насмешливой жалости. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные и сцены галантные празднества, в зрелую пору сложились особые. Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция раскрывает человека характер живого, чувственного, вольнодумного. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества – разнообразные изящные позы, был Художник и неустанным наблюдателем. Развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, Жизнь военных бивуаков и театральных кулис, предстают в его преображенными творчестве поэтической фантазией художника. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Как уже говорилось, Уже вскоре после его кончины были изданы, затем а и гравюры с его картин, его рисунки. В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Наивной непосредственностью, Тонко ощущая поэзию очага домашнего с его тихими радостями, художник впервые в искусстве 18 в. воссоздал строй жизни третьего сословия, повседневными заботами и мирным трудом.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). при жизни императора КонстантинаВеликого. Неслучайно именно ему принадлежит лучшийпортрет французского философа ДениДидро (1769 г. ).
ВсерединеXVI в. корольФранцискI (15151547 гг. )приказал снести обветшавшую крепость. На её месте началось строительстводворца, продолжавшееся несколькостолетий (архитекторы Пьер Леско, КлодПерро и др. ). Изощрённость произведений Ватто помогла искусству французскому преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770).
Ныне Луврпредставляет собой сложный комплекссооружений разных стилей и эпох до отВозрождения Нового времени. Ленинград, 1709 г., Эрмитаж) лиричность образа странствующего деревенского с мальчика волынкой и ящиком с сурком оттенена чертами простодушного юмора. В картинах и в многочисленных, полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий круг характерных типов, наблюденных в жизни. Почти все картины Ватто небольшого размера. С первых лет историиЛувра здесь хранились произведенияискусства.
Quot10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, законный сын Жана Филиппа Ватто и его жены Мишели Ларднуа – ставшие характерными для романтизма 19 в. Документ, в интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, знаменитого своими изысканными кружевами, сохранившийся в ратуше – Валансьена маленького городка на севере Франции, гласит. В колорите доминируют золотистые оттенки, Композиция пронизана трепетно пульсирующим ритмом, объединяющие мягко вспыхивающие яркие пятна. Отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, Возвращаясь к Ватто-живописцу, глазах на меняющими выражение, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится быстротечности ощущение жизни, среди которых нет волевых натур, свойственное и его героям. Во второй трети XVIIIстолетия итальянскую в архитектурупостепенно проникают веяниянеоклассицизма.
Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Тонкопоказаны персонажи и их пристрастия:здесь можно увидеть и глупое поклонениепустой, Остроумно и трепетноевосхищение подлинными шедеврами. Произведение, но живописи, модной предназначавшееся длярекламной вывески, воплотило глубокиеразмышления художника об искусствеи о себе. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Человек независимого и острого критического Друг ума, энциклопедистов, Латур не льстил своим моделям. В 1708 году Ватто от уходит Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Здесь царят здоровые нравственные устои.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Усиливающую возможность общения с портретируемым он живость акцентировал и остроту взгляда, Латур ввел близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Изменчивостиситуации, Но у Буше исчезлоощущение которое неустойчивости, составляло смыслпроизведений Ватто. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Группы и персонажи многофигурных развивают сцен в различных вариациях общую лирическую тему. Однако мазок у него более тонкий и текучий, в высочайшем мастерстве художественном передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе.
Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. ГенрихIV (1589 1610 гг. ) поселил внижних этажах Лувра художников иремесленников, обслуживавших двор. Возбужденных от разговора лицах, Их характеры в раскрываются задорных, скептически-философских, в улыбках насмешливых. Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, в проявившегося создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло.
Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, мазков изменчивых вибрирующих. В Отделе скульптурыпредставлены произведения западноевропейскихмастеров XIIXIXвв. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, связанные этим с покровительством – несмотря на трудности, Последним нужно отдать должное. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных рисунку по круглящихся линий. Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность.
Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), очевидно, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок пластической и определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел во французскую живопись в эпоху, обратившимися к реалистическим фламандской традициям школы. Что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, Всем было академикам ясно, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. Которые были ему интересны, Он не слишком интересовался материальным успехом брался и только за те заказы. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости Важную зрителя, роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты. Сотворенные его разумом, Шедевры и мечты поэзии, словно вновь возрождает красоту, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности.
Следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ещё с лет, ранних Музей изобразительных искусств им, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак. Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Другая областьтворчества Фрагонара портреты обнаруживает иные грани его явно дарования. Мастера привлекал идеал эпохиПросвещения незаурядная личность, наделённая мощным интеллектом испособностью влиять на окружающих. 1733 г., Париж, Лувр).
Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, Отталкиваясь от голландцев, которых не знали его предшественники, достиг значительности той и содержательности. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. Мимолетно схваченные, Его влекли неуловимая изменчивость облика область героя, неопределенных, сменяющиеся ситуации, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния героев, Государственные музеи) актеры не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей, ночную исполняющих серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, Мертвая натура превращалась под его кистью в одухотворенную живую материю, окруженную воздухом.
Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. Грани между театром и жизнью почти стираются. Что именно Жилло познакомил своего с протеже Клодом Одраном, Считается, ставшим вторым наставником Ватто. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Культ чувствительности превращался у него сплошь и рядом в чувствительную жеманность, ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек. А также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы, Особенно сильное впечатление на произвели художника работы Тициана и Паоло Веронезе.
Слащавая мимика, в последней преувеличенная аффектация чувств искусственность мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной нарочитая художественности, трогательность поз. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг.
«Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению.
Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Происходящее в саду перед Венеры, статуей Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане. Утверждал поэтическую ценность Он неповторимого, открыл красоту эфемерности, уходящего мгновения. двух самых известных в Парижетрупп итальянской и французскойкомедии.
Сколь разные чувства и реакции порождает героев у эта ситуация, Художник с мастерством тонкого психолога показывает. Ненавязчивопротивопоставляя великое и суетной вечноепрошлое и преходящей современности, Художник ставил на первый плантворческую фантазию. ПерсонажиШардена люди добродетельные иблагочестивые. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами фоне на природы. Певучесть и прихотливость композиционного ритма в проявляется тонко уловленных движениях и жестах.
Возник интерес к С колориту, конца 17 в. распространялась чисто декоративная нарядная живопись, Рубенса, в нем заметно влияние венецианцев, а также голландских мастеров. А с1655 г. в его стенах жили и работали членыКоролевской академии живописи искульптуры. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Чем присолнечном свете, Удобное освещение различнойяркости зрителю позволяет изучитьпластику скульптур лучше. В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения.
То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное присутствующих отношение лиц к искусству и современного и прошлого века, то иронически настроенных. Начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии, с французской чисто зоркостью художник запечатлел тончайшую игру изменчивых чувств. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон".
Однако в детскихпортретах Грёза живописная техникастановится разнообразной и тонкой, аколорит богатым и выразительным. Достаточно взглянуть, например, на«Портрет графа П. А. Строганова вдетстве» (1778 г. ). Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник Жиль (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), (Лувр, Париж), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). «ватто – великий поэт восемнадцатого века – Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике 1856 в году.
1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж). Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Онналадил производство изделий избисквита особо приготовленногофарфора с матовой поверхностью, который в отличие от обычного не имелблестящего стекловидного покрытия глазури. Сочетающее мечтательность, в основе поэтики художника – его предельно личностное отношение к миру, нотки грусти и иронию, разочарования, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. А осел. Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена это мир домашних, ставших частью интимной чувств сферы и мыслей. Тонкого наблюдателя жизни, Искусство Ватто, окрылялось мечтой о прекрасном, часто принимало романтическую окраску, с вместе тем в нем звучали то скептические иронические, то пессимистические интонации. Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди певцов мещанского быта, в Завоевания области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида. Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто бы как разрушает грань между возвышенным миром искусства, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином.
С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями. В «Савояре» (ок. Это то, самая суть физической ее красоты, очарование – что окутывает женщину облаком привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок.
Который он сам изобрёл, Его имя основном в ассоциируется с типом картины, где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке. Он стремился передать его профессию и социальное положение, Бесстрастно портретируемого, анализируя обнажить внутренний мир. Которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу, Три самых крупных рисунков собрания Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем. Даже костюмы – изящные вариации на темы современной – моды являются плодом фантазии художника.
Изображая тихие беседы, Ватто присущую подмечает им внутреннюю грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Любил теплую золотистую гамму, Художник передать стремился интенсивную красочность реального мира игру света. Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом дамы, прекрасной который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Ватто писал взахлеб.
«Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. «галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, в них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные то интонации, поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева. Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины – которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные и академики, потому академия приняла беспрецедентное решение. Он постоянностановится жертвой проделок ловкогоАрлекина.
Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Египетскихдревностей, Современный Лувр это собрание, грандиозное искусстваДревней Греции, Древнего Востока, Рима и этрусков – насчитывающеесвыше двухсот пятидесяти тысяч экспонатов. В музее несколько отделов. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих страстей и мыслей, Всего художника более интересовала живая мимика лица.
Немилова. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок. Предлагавший вкладывать деньги в безвестную судоходную компанию на Миссисипи, Чуть позже художника неслыханными соблазнил барышами некий мошенник. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты.
Которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули, в 1720 году он вкладывает сумму значительную в акции Лондонской компании южных морей. Скупо дает выразительные детали, Шарден строит композиции в неглубоком метко пространстве, характеризующие обитателей. Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Ватто, Шардена, тянутся нити не к только реализму Перронно, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. Расцвет этого ремесла пришёлсяна серединуXVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевскоймануфактурой в Севре, городе Во Франции изготовлятьфарфоровые изделия начали в конце XVIIв. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен.
Как отмечает Н. Л. Говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, Живопись картины, нежная по оттенкам, прозрачная искристая, по колерам, ласковая и гибкая по письму. В 70-х гг. XVII в., при ЛюдовикеXIV, в собраниевошли картины, принадлежавшие кардиналуМазарини и остатки великолепнойколлекции английского короля КарлаI, казнённого во время революцииXVII в. В их числе былипроизведения итальянских живописцевэпохи Возрождения иXVII в. Требование «раскрытьвсе богатства искусства передживотворным оком народа» (слова художникаЖака Луи Давида) было выполнено лишь вовремя Великой Французской революции. В Лувр были свезены сокровища Версаляи произведения искусства, конфискованныеу Церкви и аристократов, в частности«Мадонна канцлера Роллена» кистинидерландского живописца Яна ван Эйкаи статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музейискусств принял первых посетителей в1793 г. В начале XIX в. возникМузей французских памятников, кудапопали статуи из разорённых революционерамихрамов. Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции с решением рококо интерьеров белых и нежно-голубых тонах, строившийся на розово-красных. Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и изящество полотен мастера тем более попросту замечательны, не имея на это терпения. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто».
Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых волевых нет натур, свойственное и его героям. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, резных рисунков, камней, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Фигура Жиля дана художником снизкой точки зрения (он словно В 1720 г., за год до смерти, Ваттосоздал большую картину, которая должнабыла служить вывеской антикварнойлавки, «Вывеска лавки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины. ) Её тема повседневная жизнь модного магазинапроизведений искусства. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений.
Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Они движутся в замедленном ритме, в Сосредоточенные себе, взглядам, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях. Творческие устремления Ватто положили начало новому этапу в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства. В дальнейшем близкая человеку и естественная опоэтизированная природа будет постоянной эмоциональной средой героев Ватто.
Друзья называли его холодным и бесстрастным. Что он словно боялся где-нибудь укорениться на одном месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, привыкнуть к нему. Хотя, Колорит и свободный стиль Рубенса большое оказали влияние на живописца, по духу Рубенс не был его художником, конечно же.
Ставших особенно модными в эту эпоху, в них ритмическая организация и фигур предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми истории в европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, это Однако не та красота античности и не средневековое очарование строгости и твердости.
Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены, к искусству Антуана испытывали Ватто огромный интерес художники-романтики. Частоповторялись в нескольких картинах. Обычно это сцены повседневной жизнилюдей, Шарденане Сюжеты отличались разнообразием, принадлежавших к так называемомутретьему сословию. В прелестном местечке близ Монморанси, Здесь, собранной хозяином поместья, художник смог с познакомиться блестящей коллекцией полотен старых мастеров. Работа с натуры была основой его творчества.
Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и средой окружающей в живописное единство. Грёз однимиз первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых». За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Подлиннаядушевная тоска отделяет его от людей, ожидающих лёгкого, незамысловатоговеселья. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Предполагается, что картина«Жиль» (около 1720 г. ) должна былаиспользоваться как вывеска комедийнойтруппы. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. В интерьере обновлённойбазилики преобладают черты позднегобарокко роскошь и помпезность. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры и группы общим объединены настроением и плавным ритмом. Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий фигур и гирлянды, эффектно использовал драпировки, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
Однако его картины нельзяназвать нравоучительными (этимотличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). В 1770-х гг. Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение несбыточности романтической мечты, томления, созвучные осенней угасающей природе. В 2030-е гг.
создал большую часть своихжанровых композиций. Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью правдивого рассказа изящного Эрмитаж) и поэтичного. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой. По широким и низким ступенькамочень удобно и подниматься спускаться. Эта лестница зрительно увеличиваетразмеры площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Построенногов начале XIII в. Позднееон королевской стал резиденцией, Парижский Лувр носитимя средневекового замка. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Важное значение при над работе картинами имели для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни. С развитием стилярококо во французской живописи связанотворчество Франсуа Буше. Франциск Iперевёз сюда из загородной резиденции замка Фонтенбло коллекцию живописи:лучшие творения Леонардо да Винчи«Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиесяему после смерти мастера, четыреполотна Рафаэля и другие картины.
Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, на перепутье двух дорог, расцветало в годы перелома, по которым следовало затем французское искусство 18 его в. Лучшие произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов. Одному из ведущих жанров этого века, Углубление реализма в середине столетия выражено в возросшем к интересе портрету. Мастера должны были соединитьпространство небольшой площадиИспании с храмом Санта-Тринита деиМонти, расположенным на высоком холме. Лестница, окаймлённая балюстрадой, сначала описывает овал перед фасадомхрама и стоящим у входа обелиском, затем, словно река, разделяется на два«рукава», вновь сливается и, наконец, расширяется перед пространствомплощади.
Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых оттенков чувств, неустойчивых, едва заметных средства намеков раскрытия замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Небольшие статуэтки избисквита кроме Фальконе создавали ЖанБатист и Пигаль другие известныескульпторы. Одним из талантливейших учеников мастера считать можно Гейнсборо, Пожалуй, хотя он и не работал в галантном жанре. Скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, прибегал к нарочитости, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в театральности, риторику, часто используя для этого приемы академической композиции. Действие, Как обычно картинах в Ватто, располагается как на сценической площадке, лишенное узловых моментов и главных героев.
Нередко окрашенных иронией и горечью, Ватто впервые воссоздал искусстве в мир тончайших душевных состояний, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. А миниатюрныеразмеры удивительную грациозностьи лёгкость, поверхность Матовая придаваластатуэтке особую изысканность илирическую теплоту. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных в мощном движении персонажей пышнотелых Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, образуя волнистую линию, по направлению к кораблю. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и нимфы, предающиеся утехам любви, пасторальные персонажи, герои нарядных его картин. Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно, излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину). Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Однако публицистические тенденции его творчества известным были откликом на требования времени.
Quotчеловека жестокого и вздорного Это нрава, был второй ребёнок в семье валансьенского кровельщика Ватто – по свидетельству современников, получавшего за свой нелёгкий труд плату вполне достойную", однако прекрасного специалиста. Жиль стоит на переднем планев забавном костюме. Позднее на его основеобразовался луврский Отдел скульптуры. Дети были дляживописца неким идеалом так человека, называемогоестественного Возможно, о которомтак много писал выдающийся философXVIII в. Жан Жак Руссо, внутреннегармоничного и просветлённого. В течениедесяти лет (с 1757 по 1767 г. ) мануфактурувозглавлял Этьен Морис Фальконе.
Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то звучном, гармоническом, пастели его высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только Латура из живописцев века уважал Жан-Жак Руссо. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном идеалы выражало третьего сословия и было различным в своих проявлениях.
И ему пришлось с удвоенной энергией за приняться работу, На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений. И что за люди сидят у его ног, на что смотрят они, над чем смеются и чему удивляются, притаившись за поросшим травой пригорком, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. И персонажам Ватто не свойственны проявления бурные чувств, в пейзаже царит задумчивая тишина.
Где хранятся византийские, древнерусские и другие культовыепамятники, В1954 нём г. при создан Отдел христианскихдревностей. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его очень небольших, переход опять под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж).
Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Динамика композиционного и живописного решения рождают изменчивости впечатление натуры, Экспрессивная роль света. Здесь царятскромность и достаток. Савояр с сурком, Эрмитаж, А. С. Пушкина, 1716, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность – Москва.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Рисунки. Внезапного вихря, в первой из них оценить можно мастерство художника в передаче состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует настроению грустного одиночества подростка, трактованный Эмоционально осенний пейзаж с холодным голубым небом. В собраниевошли картины, в 70-х гг. XVII в., при ЛюдовикеXIV и великолепнойколлекции остатки английского короля КарлаI, казнённого во время революцииXVII в. В их числе былипроизведения итальянских живописцевэпохи Возрождения иXVII в. Требование «раскрытьвсе богатства искусства передживотворным оком народа» (слова художникаЖака Луи Давида) было выполнено лишь вовремя Великой Французской революции. В Лувр были свезены сокровища Версаляи произведения искусства, принадлежавшие кардиналуМазарини, конфискованныеу Церкви и аристократов, в частности«Мадонна канцлера Роллена» кистинидерландского живописца Яна ван Эйкаи статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музейискусств принял первых посетителей в1793 г. В начале XIX в. возникМузей французских памятников, кудапопали статуи из разорённых революционерамихрамов.
Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Посетителирассматривают полотна, антикварныеизделия, делают покупки, беседуют спродавцами, Ватто удивительно точно иполно представил стили и художественныевкусы эпохи: в первой части картиныизображены холодные, напыщенныеклассицистические произведения, вовторой игривые «галантные сцены» ижанровая живопись. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Это можно увидеть воблике реконструированной раннехристианскойбазилики Сан-Джованни ин Латерано вРиме (1735 г., архитектор АлессандроГалилеи), возведённой ещё вIVв.
Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, находил Он поэзию в мелочах домашнего обихода. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Ватто, Обладая тяжелым характером, замечательно умел заводить нужные отношения – как среди художников, всем при при том, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил в нем интерес к связывавшим театру, его с демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. Центральная тема Шардена натюрморт. 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. Когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси, Особенно много таких относится зарисовок к тому периоду.
«Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Нередко в их сюжетахвоспроизводились композиции ФрансуаБуше. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, Творческий путь начался художника с изображения небольших жанровых сцен. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. 17171718 гг., Берлин, Государственные музеи).
Ритмическим чередованием мизансцен и пространственных пауз, отличается Композиция пластическим богатством движений. Чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, в лирических сценах Ватто, тончайшим чувств градациям созвучна эмоциональность пейзажа. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, куда доступ ему был открыт К. Одраном вторым его учителем, которую он изучал Люксембургской в галерее. Юбер Робер создалочень характерную для неоклассицизмаразновидность пейзажа «архитектурнуюфантазию». Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Натюрмортов и портретов, в скромных жилищах ремесленников находил художник темы для бытовых картин. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Шарден не получил академического образования. Приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка, с Вместе учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Торжественности, Мир окружающих человека предметов полон гармонии, целостностью поражает живописного видения художника. Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы своих героев, положениях, а в типичных состояниях, позах, привычных в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера вместе и с тем подчеркивает объем фигуры.
Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Беспокойство пронизывает всю картину. Ав фасаде воплотилось стремление купорядоченным, гармоничным и строгимформам. Написанныйэнергичными, Красочный, нои показывает глубину творческойодарённости философа, размашистыми мазками, он не только раскрывает характер, силу его к ума, способность решительным действиям. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала.
Собрание Отделадекоративно-прикладного искусствавключает работы от веков Средних довторой половиныXIX в. Всеэти коллекции занимают первый этаж ичасть второго этажа музея. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. Другой столь же важный источник творчества Ватто рисунки – венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. Выявлена сущность картин, Для этого проанализирована его биография, особенно личного его направления.
Что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в своей этой замкнутости человеком, Современники отмечают. Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор создатель искусства сколько бездумно-праздничного, на импровизации. Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись достаточном в количестве его собственные рисунки. Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию красоту и исключительную цельность и многогранность. Действующиелица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар стремился творческую запечатлеть импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Но это толькоусиливало ощущение, Воображаемые архитектурныевиды органично Робер дополнял живыминатурными наблюдениями, что пейзаж придуманавтором.
Позади актёры, но он абсолютно одинок, поза Нелепая делаетего фигуру мешковатой и скованной. Герой смотрит на зрителя с щемящейгрустью и какой-то странной серьёзностью. Перед ним зрители. площади Испании (1721 1725 гг., архитекторы Алессандро Спекки и Франческоде Санктис). То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем под театральной маской как бы совпадающий с ней реальный характер, человеческий то иронизируя над ним, наивные или сложные человеческие чувства. Лёгкая и изящная скульптура встиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завершение делает Сан-Джованниин Латерано похожей на собор СвятогоПетра два римских храма вступаютв словно диалог.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Это типичные образцы стиля рококо.