Михаил Врубель (любая понравившаяся вам картина) Я выбрала картину «Демон сидящий», т. к. «демон сидящий» самый известный из Демонов Врубеля. Так же ругали и«Демона сидящего» иврубелевские иллюстрации кпоэме Лермонтова. То, что делал Врубель в первый год пребывания в Москве (1890), – полотно «Демон сидящий» и иллюстрации к Лермонтову 150 было осуществлением и продолжением начатого в Киеве.
И уже не по заказу, вМорозовском особняке, на Садово-Спасской, Врубель рисует «Демона сидящего». 10 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Контрасты цветы руки тело неподвижность Лермонтова и Врубеля.
Зависимость цвета опять-таки от планов формы, От уроков Чистякова берет свое начало у Врубеля и цвета подчинение рисунку. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Выбрал сюжет «Гамлет и Офелия, потом 150 «Пирующие римляне» – нет, не пошло, не вышло. В конце их 150 лихорадочная работа над «Демоном поверженным» и разразившийся, как удар грома, приступ безумия.
Он не следовал анатомической правильности. 039она весь мир отдаст на разрушенье – которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, в упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, Она / поглотит мир одним своим зевком039, олицетворяющих зло и порок. Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера.
От прозы будней, а вместе с тем мысль и фантазия его всегда устремлялись прочь от сегодняшнего дня, демонов и ангелов, в нездешний поэтический тысячи мир и одной ночи, русалок и эльфов. Мучаются от одиночества, даже воцерковленные и в каждом свет, рождается а потом находят друг друга. И это не лучшая из его картин. Он обращался в своем творчестве и к античной мифологии и к мотивам русских народных сказок и к сюжетам романтических произведений писателей и поэтов различных эпох. Как можно догадаться, Божественна что она, в ней тонет, потому, забывается, теряется само зло – 039и зло наскучило ему039. Именно в этом мелькании, Может быть, чередовании обликов и вихре, выражений, в этой многоликости и бесконечной превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим.
Вне всякой связи обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными им овладевало мрачное лихорадочное возбуждение, появлялись первые симптомы надвигавшейся душевной болезни и в этом состоянии, поначалу связанном не с упадком, а с подъемом творческой энергии, Врубель возвращается к Демону, на этот раз отдавшись ему всецело. Он сродни и байроновским титанам и герою Лермонтова. Лучшие же не имеют ни специфической плоскостной орнаментальности модерна, ни его прихотливой изысканности, а главное 150 в них есть то качество, которое сам художник определял как «культ глубокой натуры», модерну не только несвойственное, но даже как бы противопоказанное, так что есть реальные основания у авторов, полагавших, что модерн лишь влиял на Врубеля и влиял не в лучшую сторону. Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в особняке Саввы Мамонтова, где была мастерская, которую хозяин дома предоставил художнику для работы.
Образ пророка теперь открыто автобиографичен рисунок «Голова пророка» (1905) почти автопортрет. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный» 3 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Врубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. У Врубеля был свой Демон, в чем-то близкий лермонтовскому, а в чем-то другой. Сильная напряженность и трагизм в целом характерны очень для работ М. А. Врубеля, Подобная эмоциональность. Напротив, мыслил миссию своего искусства как преодоление ущербности.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Кажется, у Врубеля никогда не было такого чувства, что вот это «трогать больше нельзя». Гомер, Гете, Данте, Лермонтов, русский сказочный и былинный эпос, – Библия Шекспир, Это чувствуется и по его литературным вкусам. А формы, Чистяков учил передавать не внешние контуры и не пятна, выступы и уклонения форм и формы формы 150 «самые малейшие изгибы.
И «Микула Селянинович» сила земли русской. «Нарисуй эту коробку спичек 150 не можешь и не нарисуешь. В Москве, Позже, он стал ревностно заботиться об убранстве квартиры, материальные когда дела поправились, обтягивая некрашеную кухонную мебель плюшем самых нежных оттенков. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. преданность реальному останется до конца дней символом его веры. Никогда нельзя было по этим пятнам угадать, Видя начало его работы и только рисунок потом поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, что именно он хочет изобразить, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой»8.
Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент её создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Здесь использована уникальная врубелевская палитра, которую он создавал всю свою жизнь. Композиция сплошь да не рядом умещалась во взятый лист или холст 150 приходилось надставлять – подклеивать и ещё характерная особенность. Суша и вода, Как противопоставлены небо и земля, так же контрастны и цвета картины и ангелы демоны. Демон.
Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне 150 теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. В поединке с ним изнемог и художник. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве.
вестник того превращения, которого жаждал больной художник: «Восстань, пророк и виждь и внемли»16. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Эти сеансы были сплошным издевательством идразнением. – свидетельствует другой мемуарист, 039Он утверждал, тогда черт как по-гречески значит просто 039рогатый039, – что вообще 039Демона039 не понимают – путают с чертом и дьяволом, дьявол – 039клеветник039, а 039Демон039 значит 039душа039039. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.
Показательнее в стилевом отношении, Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, чем выдающиеся явления (не отсюда ли и само определение 150 «выдающийся», «выходящий из ряда»). С французской ветвью модерна у Врубеля меньше близости, чем с мюнхенским, австрийским или скандинавским вариантами «современного стиля». Происходит это благодаря индивидуальной манере художника – эффект кристаллических граней.
В Киеве, хотя он был тогда очень беден и обстановкой своего жилья пренебрегал, он тем не менее носил бархатный костюм «венецианца эпохи Возрождения», чем весьма шокировал жителей города. Декоративно-прикладному творчеству он отдавал львиную долю своих сил. И рисунок приближался к привычному виду предмета, На заключительной рисунка стадии углы и плоскости смягчались. Злобен и обессилен в киевском рисунке 150 внутренней исполнен силы и думы, Здесь он опустошен. Как Демон он всемогущ. Художник берет прямой перевод слова «демон» с греческого, а именно – душа и интерпретирует человеческую природу, как двойственную.
Серов шел к новой стилистике, не поступаясь ни своими стремлениями, ни сильнейшими сторонами своего дара. Но ещё не конец: художник выздоравливает в клинике доктора Усольцева, работает много и прекрасно, к «Демону» больше не возвращаясь. Хотя и не вполне ещё зрелое, Здесь впервые он выполнил нечто законченное и монументальное, – самостоятельную роспись в Кирилловской церкви. Одновременно он прорисовал на стенах храма до ста фигур пятидесяти для реставрационных подмалёвков и реставрировал фигуры ангелов в куполе Софийского собора. Вего лице то одиночество итоска и каждый раз на холсте являлся другой, то отчаяние – не на похожий предыдущего.
«Были дни, что «Демон» был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». 15 Но никто не знает, какой вариант стал бы окончательным и мог удовлетворить его творца, если бы приступ безумия не вырвал кисть из его рук. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
Как-то летом они сВрубелем пошли купаться, как шрамы – иКоровин уприятеля увидел на груди большие белые полосы, Константин Коровин рассказывал. Написанные в духе модерна, Даже Серов 150 его поздние вещи, означают не снижения или какой-либо утраты по сравнению с ранними. Исполненного уже в Москве, Этот первый дошедший до нас Демон 150 одно из сильнейших выражений представляющегося художнику образа он несомненно лучше другого варианта той же композиции, как изображение лермонтовского героя побежденным» и проклял демон побежденный мечты безумные свои», который как мыслился концовка. Вошедшая в его в искусство 1899 году, Тема, – тема Пророка, а в последние годы настойчиво им овладевшая, почерпнутая в знаменитом стихотворении Пушкина. И все же никуда не уйти от несомненного факта 150 те произведения Врубеля, о которых можно без колебаний сказать: «Вот настоящий модерн», – это не лучшие, а, как правило, второстепенные, тривиальные его работы. Эти картины, заслуженно считающиеся врубелевской «классикой»: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902). Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве.
При этом не помышлял о стилизации. «Верится, что Князь мира позировал ему, говорил Александр Бенуа. Но не объединяет их, Художник переплетает эти цвета, словно показывая к стремление гармонии и невозможность ее достижения. Ну и так далее – а любил, Врубель никогда не следовал правилу работать 150 над всеми частями целого одновременно, начинать с какого-нибудь уголка, как дети, кусочка, разрабатывать его детально, прежде чем переходить к следующему, а следующее часто так и оставлял еле тронутым, как бы говоря. Разносторонность поисков автора, мечта о соединении искусства с жизнью, величественные монументальные замыслы выразились во многих его произведениях. Что его оскорбляло, ще чаще 150 декадентом, по прямому смыслу, так декаданс, как означает падение, он же мечтал о широких горизонтах и высоком полете искусства. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо.
Третий лик Демона 150 лик отверженного и ожесточенного, проклинающего и проклятого. Если оно справедливо, образ художника четко локализируется во времени, занимает, так сказать, законное историческое место, зато отходит в область легенды романтическое представление о «единственном», об одиноком гениальном пришельце то ли из эпохи Возрождения, толи из средних веков, созданное и прижизненными биографами Врубеля и поэтами 150 Блоком, Брюсовым, – и стоустой молвой. «Принцесса Грёза» вечная мечта художников опрекрасном.
Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Прежде всего 150 глубиной. Та характерная двойственность модерна 150 программное внедрение в повседневность одновременно и тяга к запредельному, Наконец, – была и у Врубеля, неповседневному. Внушителен и основателен, в этой Врубель картине как всегда убедителен, следовательно, а, классичен. «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Восточной сказкой» (1886), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» «Девочкой на фоне персидского ковра» (1889), (1886), «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна. Его известное кредо 150 «иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавыми образами», образами народного эпоса, Библии, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьёзностью. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Глубже коренится в и прошлом дальше заглядывает в будущее, Искусство великого художника захватывает более обширную территорию. Переоценка стиля модерн побудила пересмотреть вопрос о причастности к нему Врубеля. Чем в произведениях монументально-декоративного рода, Как ни странно в них больше истинной монументальности и работах театра, для то есть в панно для особняков С. Т. и А. В. Морозовых и других. Он набрасывал на бумагу или на отдельные холст мозаичные клочки тени, Рисуя, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Просто высшие искания Врубеля лежали вне его рамок, не и потому – что модерн 150 декадентский стиль. Которые содержат элементы таинственности, Эти противоречия отразились в картинах, его загадочности и зачастую носят мистический характер.
Можно рисовать сатиров, эльфов, кентавров, подводное царство 150 будет фантастика, но нарисовать один цветок или даже самый обыкновенный стул, кровать, скомканную ткань так, чтобы и эти заурядные предметы выглядели чем-то волшебным, это, кажется, дано только Врубелю. Кризис эстетического мироощущения вместе с подсознательным, Кризис индивидуализма идущих на землю грозовых событий, поистине пророческим чувством надвигающихся, – все это было глубочайше Врубелем, пережито гениальным и чутким художником, даже если не осознавалось или осознавалось превратно Врубелем-человеком, слабым человеком, которому миссия Пророка была не под силу. Руки его сомкнуты «в замок» 8212 психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Колорита, Акварельные эскизы для росписи Владимирского собора 150 подлинные шедевры композиции, непринятыми оставшиеся и почти незамеченными, экспрессии. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют.
Дух изгнанья парит на тускло-серебряных над крыльях пропастями и кручами земли, Закрывая небосвод. Эту странность Н. М. Тарабукин объяснял тем, что «композиция картины возникала в представлении живописца раньше, чем он брал в руки карандаш и бумагу» и потому «не художник приспособлялся к плоскости, а эту последнюю приспособлял он к своим намерениям»10. «Рисовать 150 все время рисуй», – твердит он Коровину. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Вообще его не манило легкое, грациозное, «скурильное» – только возвышенное и серьезное.
А вместе с тем, в течение нескольких месяцев художник был психически здоров, абсолютно отчетлива осознавал близость конца, кажется. «самая техника рисования М. А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные рисования учителя – так как тени или полутоны не суть бессмысленные пятна, При этом тушевка от рисунка не отделяется, следовательно, а формы имеют перспективу, рисунок». 6 Вот еще свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. Мамонтова. В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Это дьявол делает смоими картинами. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Бенуа помнил Врубеля «дикого», эпатирующего, ворвавшегося, «как беззаконная комета», в русскую живопись, когда и «Мир искусства» тоже был в какой-то степени эпатирующим. Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения.
Девушка, с которой написана Офелия, была, по-видимому, последней киевской пассией художника о ней он потом писал сестре, что её нравственный облик «манит тихим пристанищем». Что соединение чувственной красоты с настроениями тоски и тревоги 150 не редкость в искусстве и свойственно только не модерну, Этим путем и высказывался весь чрезвычайно типичный для модерна эмоциональный диапазон 150 от чувствительного зрительного или тактильного наслаждения до душевной тревоги и тоски. 2 Можно было бы заметить. Закончил Петербургский университет, Михаил Александрович был прекрасно образован, причем оба сзолотой два медалью, факультета юридический иисторико-филологический, говорил на восьми языках. Примирить добро и зло, Но даже он не в силах преодолеть несправедливость, правду и ложь, любовь ненависть и свет и тьму. Он родился с уродливой заячьей губой. Московский рисунок с головой Демона на фоне скал и несколько позже сделанная скульптурная голова Демона 150 новые вариации этого побежденного титана, а окончательный его облик 150 «Демон поверженный».
«серафим стал теперь для Врубеля тоскующего антиподом Демона,, призванного «жечь сердца людей – это образ-надежда высшего прозрения художника-пророка, Прав П. К. Суздалев. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал не то. За его спиной по небу разливаются умирающие лучи заходящего солнца и хотя окружают демона собой цветение и жизнь. Воспринимался им как оскорбительная нелепость и однажды он с вызовом в публичной речи сказал, что «так называемый декаданс» скоро будет признан возрождением.
В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» внем уже лишь злоба ихолод. П. К. Суздалев в исследовании «Врубель и Лермонтов» справедливо замечает, что, выступая как иллюстратор, Врубель не считал себя вправе импровизировать и свободно интерпретировать, «хотел быть только иллюстратором, следовать строго за Лермонтовым. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Вот уже несколько часов врачи немогут сбить, ее Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Толстовской проповеди простого, Бросая вызов толстовству, он сознательно создать хотел нечто патетическое и грандиозное, смиренного искусства, способное потрясать.
Демон – как бы муза, с одной стороны, а с другой стороны может быть разрушительной силой, которая дает жизненную и энергию силу для творчества, сжигающей изнутри и творец не может найти средства для борьбы с ним. Оно выведено как имя собственное, таким образом, отсылая, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю – и к тому взято же в кавычки, в этой фразе Блока слово 039Скука039 – с прописной буквы. Получая лишь спорадические Может импульсы, быть Врубель не стоял от него в стороне, у истоков этого течения, а находился внутри.
Он в равной мере владел всеми графическими приемами и материалами. И он, как два первых, восходит к киевскому периоду. Врубель делает двойное открытие : в природе открывает никем ещё не замеченные фантастические аспекты, а в старинном «условном» искусстве 150 жизненность и реализм.
И даже: «Нарисуйте, попробуйте, просветы воздуха в ветвях 150 не нарисуете. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. а там про демона прочитай 8212 чистый врубель. Чем порождение мрака и ада, Лермонтовский герой – скорее стремящееся бунтарь, уничтожить все живое на своем пути. Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся Переселившись картиной, в Москву.
А главным образом сами произведения художника свидетельствуют, Отчасти современников, воспоминания Древней Руси, что настоящая его любовь неизменно отдавалась великому прошлому 150 Византии итальянскому кватроченто. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Здесь изображенный, Персонаж, сидит на оттоманке, прохожий лицом на самого художника, среди восточных ковров, в полумраке, зажженных при свечах, – должно быть, ночь перед дуэлью. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Он ещё в годы ученичества делал попытки создать «опус» – то есть взяться, по совету Репина, за солидную картину. Ещё он любил Ибсена и Чехова, но у этих современных авторов не черпал мотивов, хотя, может быть, «Ночное» навеяно чеховской «Степью».
В доме Саввы Ивановича Мамонтова, Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, которую хозяин уступил для Врубелю работы, где была студия. Руки демона, внушительные, сильные, опущены и сцеплены в замок не то в заграждающем, не то в скорбящем жесте. Насыщенные, Яркие, сочетания цветов, словно пылающие краски, наполненные богатой эмоциональностью, еще подчеркивают больше драматизм сюжета.
Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах 150 таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900). Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. С юных лет он питал страсть ко всяческой маскарадности не всегда хорошего вкуса. И, стало быть, как образ – знак колористической тональности, врубелевский Демон – тот, кто призван и послан 039заклинать ночь039 (039синий сумрак ночи, -пишет Блок, – медлит затоплять золото и перламутр039).
В ней сочетаются цвета русской фрески, солнечных итальянцев и византийской мозаики. Злобу на человечество и а Бога, там по демона прочитай 8212 чистый Врубель. выразить эту надмирную тоску по тому что никогда уже не будет твоим. Добавляйте знания и делитесь ими. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Сложно было бы догадаться, Если бы не название, что на изображено полотне демоническое существо.
Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Не врага человека и человечества, Здесь видим мы не злого возмутителя спокойствия и порядка на земле, несущего разлад и бедствия людям. Как известно, художник в Киеве начал работу над «Демоном» и в живописи и в скульптуре эти ранние варианты не сохранились. Не говоря уже о постоянной работе для театра, он и в сотрудничестве с архитектором Шехтелем и сам делал архитектурные проекты он украшал богатые особняки, проектировал печи, скамьи, расписывал балалайки, не только не брезгуя «прикладной» деятельностью, но отдаваясь ей со страстью (отец Врубеля, человек другого поколения, в одном из писем неодобрительно называл его художником по печатной части).
Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Может быть, он сам и был создателем русского модерна. Ну где же нарисовать глаз женщины. Как уже сказано, у Врубеля, проецируемого плоскость, на орнаментальность возникает из рельефа, то есть определяется характером природной формы. Он всегда был готов трогать, переделывать, начинать другое. Но и последние, кажется, не увлекали его. Другие художники эволюционировали к этому стилю более органично себя для и достигали лучшего. Он одинок.
Поздние 150 начиная с 1904 года 150 версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904) и последнее произведение Врубеля – «Видение пророка Иезекииля» (1906) 150 очень отличаются от ранних. Сохраняющего и в поражении гордое в величие, отличие от лермонтовского побежденного Демона, у врубелевского намечается иная черта 150 он все-таки несколько жалок. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Фигура сидящего нарисована в состоянии напряженной собранности, скрытой решимости и как бы заряжена электричеством 150 «коснись 150 и посыплются искры».
Что Врубель был творцом активным русского модерна, Нужно очень серьёзно отнестись к предположению. Вероятно неосознанном, в стремлении, как реставрация старинных росписей в киевском храме XII века, его преодолеть и продолжить путь к монументальному Врубель оставил раньше срока Академию и отправился на такое не сулившее славы и вовсе ему незнакомое дело. Над его могилой Блок говорил: «Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, – судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света». 17 Возвращаясь к поставленному вначале вопросу: был ли Врубель художником модерна, можно ответить, что он совпадал с модерном по касательной, в целом же его творчество этим понятием не покрывается. Немой вопрос 150 безответный вопрос живых перед ликом смерти 150 доминирующая нота во всех вариантах «Надгробного плача» (1887). Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Мучаются от одиночества, даже воцерковленные и каждом в рождается свет, а потом находят друг друга. В различных вариантах темы Пророка Врубель 150 и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой 150 повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Спрашивается, Но, почему же он сразу не брал лист нужного формата, композиция если с самого начала была художнику ясно видима, квадратного или удлиненного, вытянутого по вертикали или по горизонтали.
Врубель изображает демона одного, сидящего, сцепив руки в момент сомнений и внутренней борьбы. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Металл он мог наблюдать где угодно, а драгоценные камни 150 в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело.
Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Отказавшись от монументальных замыслов и примирившись с «простыми этюдами», Можно «в одном мгновенье видеть вечность и небо в чашке цветка»11 – это понял Ван Гог, классики поклонник и Рафаэля, но Врубель, не мог расстаться с идеалом величавого, цельного, эпического, хотя оно и ускользало от него, художника, рожденного в эпоху «зыбкого, проблематичного, дисгармонического общественного состояния». Портрет Н. И. Забелы» (1905) много раз переделывались панно с изображением времени дня (1897-1898), переписывался «Демон поверженный» (1902).
Цвета стихийного, вырвавшегося из-под власти формы у Врубеля не было никогда. Не находящим себе места этом в мире, Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком. К XVIII веку, Но не тем художественным эпохам, к рококо, русскому западному или фижмам, арлекинам и коломбинам Врубель оставался, по-видимому, вполне равнодушен – которые преимущественно питали пассеизм мирискусников. Например, к нему приходит, Г. Ю. Стернин в результате исследования художественной России жизни на рубеже веков. Первый 150 обуреваемый сомнениями и жаждой познания гордая воля познать «необходимость» бытия, а не пробавляться суррогатами в виде бесчисленных «возможностей». Он больше любил фантазировать с карандашом или кистью в руке, будучи Не связан заданием, так что композиция вольно разрасталась и ветвилась по прихоти мечты или воспоминания.
Что заполнили всю правую часть Невиданные картины, цветы, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Врубеля тоже не раз называли в печати импрессионистом. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни. Все это было, но пока не влияло на характер самой художественной работы, не мельчило её.
Часто её нельзя всегда объяснить тем, Незаконченность настолько часто встречается у него или охладел, что или художник не успел или был отвлечен другим. Врубель говорил, Показывая отцу осенью 1886 года первые сколько наброски, страдающий и скорбный, что Демон – дух 039не столько злобный, но при всем том дух властный. По-видимому, в Киеве же был сделан рисунок к поэме Лермонтова 150 голова Демона на фоне гор (1891), Ж с которого и началась вся лермонтовская сюита: позже, в Москве, П. Кончаловский, редактировавший юбилейное издание сочинений поэта, увидев этот рисунок, решил заказать иллюстрации тогда еще совсем неизвестному художнику. Его вывернутое изломанное тело метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
К моменту написания картины, Врубель довел до совершенства свою манеру. Вот таким образом немного можно узнать о его впечатлениях от заграничных выставок, Врубель был не большим очень охотником до писем, если он их вообще посещал в Москве и в xml:langru-RU langru-RU Петербурге он почти не ходил на выставки. «Юношей в забытье «Скуки»» виделся ему врубелевкий герой.
Не все из них согласились. Смысл человеческого бытия, место и роль человека в окружающем мире – противоборство и добра зла, часто обращался к глубоким философским проблемам. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. Для Врубеля тема была демона актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался их быть достойным. Словно обессилевший от каких-то мировых объятий039, в поэта представлении врубелевский Демон – 039Юноша в забытьи 039Скуки039. Пристрастие к пряному Ориентализм востоку, Врубеля, театральность 150 и это все модерну не чуждо, любовь к театру.
В них нет ни огня, Сидящая на земле фигура погружена в глубокие раздумья демона глаза заволочены и печальны, ни насмешки, ни злобы. Конечно, И, в которой Врубель пытался запечатлеть Демона, сущность изматывающая творческая борьба. Он все мои картины исказил».
Что он любил в искусстве. По крайней мере, Но как у раз Врубеля ничего этого не было, субъективно он нисколько не разделял настроений лирического заката и меланхолии ущерба. Что параллельно и одновременно с темой у Христа Врубеля возникал образ его антагониста, Удивительно ли, олицетворяющий сомнения и душевную муку разлада. Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим. Культура и искусство, география и астрономия история и приключения, рассказы о знаменитых людях наука – и религия, в нем собраны интересные статьи из разных областей жизни.
Фоном демону служит алый закат в горной местности, его окружают фантастические цветы. Но больше в плане житейском 150 начал, Подобные свойства давали себя знать в и киевском периоде, недокончил, бросил, куда-то скрылся, написал цирковую наездницу поверх изображения богоматери, потом уничтожил и наездницу. Не говоря уже о многочисленных набросках, вариантах, зарисовках, где при тщательном изображении костюма нет лица или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» (1900), «После концерта. Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила». Но, в сущности, в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций немаловажных тенденцийсовременной живописи – её обращение к литературе и, таким образом, её своеобразную «интерпритационность» «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый» М. А.
Перенесенные на стены импозантного, Трудно вообразить композиции Врубеля, крикливого несколько Владимирского собора, пестрого. Чтобы быть певцами заката, Иным звание декадентов даже импонировало 150 есть своя прелесть в сумерках осенних и своя гордость в том. То есть опять персонификация, Он – 039ангел ясного но вечера039, не преходяще-земного, аллегория, а бесконечно длящегося вселенского Вечера. Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. Художник всю жизнь смотрел в глаза демону своему и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.
Сурикову, Расписывать Владимирский собор церковь иКирилловскую предложили многим художникам Васнецову, Репину, Поленову. Отголоски которого доходили до русской публики, Так как выставки импрессионистов в свое время скандального наделали шуму, то для неё все шокирующее ассоциировалось с импрессионизмом. Зачем нужны были надставки и подклеивания уже в процессе работы. это как два человека, обычные современные.
И невольно влекло к чему-то более непосредственному первозданному, в действительности Врубеля уже тяготила роскошных идея законченных и замкнутых в себе опусов. Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями. Два более ранних (относящихся к годам ученичества в Академии) эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной 150 ни по живописи, ни по внутренней концепции в первых вариантах она просто не найдена.
Конец последнего акта драмы наступает тоже как бы внезапно: художник ослеп, рисуя портрет В. Брюсова (1906). Стиль живет настоящим он 150 художественный язык настоящего времени, равнодействующая его интересов и вкусов, притяжений и отталкиваний. Реализм был не важен для него. Важно подчеркнуть, что Чистяков учил не «срисовыванию», а именно сознательному рисованию, сознательному структурному анализу формы.
Общение с искусством киевских мастеров облагородило присущую экспрессию, Врубелю величавой – сделало её сдержанной, Что ещё очень важно для характеристики киевских работ. На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, сложная, часто напряженная и противоречивая 2 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Ломающиеся линии, Резкие, напоминающий мозаику фон все это передает напряженность и тревожность, расчленение изображения на множество пересекающихся граней и с плоскостей, которой художник воспринимает действительность. Демон – не черт и не дьявол, в понимании Врубеля, «дьявол» – «клеветник», что потому «черт» по-гречески значит просто «рогатый», а «Демон» означает «душа». Он был прежде всего Мастер, посвященный в таинства высокого ремесла, такой из которого в другую эпоху «мог бы выйти Рафаэль», как заметил однажды Н. Н. Ге по поводу одного его рисунка. Вживописи, в рисунке, демоническая нескончаемая сюита, вглине развертывается целая галерея демонов.
Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Еще тогда, вКиеве, в1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. С буфами в виде гигантских роз, Это были сказочно красивые платья из нескольких прозрачных чехлов разной окраски, но неудобные совсем для ношения. Его взгляд, Четко художник прописывает развитую мускулатуру молодого человека, развевающиеся черные волосы. Знобит от его взгляда.
Они как бы удерживают персонажа этой на бренной земле, Устилая землю и прижимаясь к ногам демона. Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. Композиционное воображение работало не столько предварительно, Не вернее ли предположить, сколько именно в процессе рисования один образ, до начала, появившись на бумаге, влек за собой другой, лился – поток импровизации – что дело обстояло как раз наоборот.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Что его фантастика вытекала из пристальнейшего наблюдения натуры и единственного том в смысле. Считая, Он не признавал общего контура предмета изображаемого что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику.
Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Так было и с Врубелем. И неизбежный спутник его 150 «дух отрицанья, дух сомненья». Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». выразить эту тоску по тому, что никогда уже не будет твоим, злобу на человечество и Бога. Он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, у поэта демон – зло не в чистом виде, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Так у природы похищал свои необычайные красочные феерические Так каскады, же как свои граненые кристаллические формы он находил в структуре природных вещей. Сами мазки у него имеют графическую и определенность являются также элементами – рисует переход одного тона в другой, он рисует и красками, строящими форму, твердо устанавливая границы. Стиснута границами картинной плоскости, Его фигура очень укрупнена, обладающую огромной силой, что делает ее похожей на пружину, сжатую не находящей выхода. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Незаконченность преследовала Врубеля как рок, Все обрывалось где-то или вначале посередине – композиции и даже портреты. Что благодаря Чистякову вспоминает годы учения как самые светлые своей художественной жизни4, 1901 в году в автобиографии Врубель написал. Рисунок Врубеля «Пирующие римляне» не закончен, но много ли вообще у художника законченных работ, тем более рисунков. А и концертные, Туалеты своей жены певицы Надежды Ивановны Врубель Забелы всегда сочинял сам 150 не только театральные костюмы, строго следя, вечерние и домашние платья, чтобы они шились точно по его эскизам. Очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. А Врубелю становилось все хуже и хуже бездна уважения к творцу и Вашему человеку. Врубель, к сведению, был человек академически образованый, всю жизнь изучал крупнейших философов и сам был философом-кантианцем, и потому оценка его творчества в категориях детсадовских крошек-свидетельство глубины познаний и научности подхода автора. Вам, Татьяна, надо много читать и изучить, прежде, чем радовать такими публикациями, которые не могут не вызвать мучительного стыда за автора и боли за Врубеля, Уже во-первых строках Вашего замечательного опуса, -С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице. Врубель оставил Академию, вошедшего как в раз эту минуту в кабинет, где ему так нравилось и оказался в Киеве на целых шесть лет – разыскивая помощника для реставрации старинной Кирилловской церкви профессор П. Чистяков указал ему на молодого студента, Из Киева в петербургскую Академию художеств явился А. Прахов, – и решилась его судьба.
Готовый «опус» его не интересовал 150 важно было творить импровизировать. Занимающие справа всю плоскость полотна, Мощный торс отделяет Демона равновеликие части – огромные неземные цветы, открывающееся слева и небесное пространство. Он был счастлив в браке и Если переменилось и его собственная репутация 150 по крайней мере в художественных кругах 150 неуклонно росла, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы – то к лучшему. Тот Демон, Как бы ни было, с деформированным телом, томящийся в ущелье, мучительно искривленным ртом, дикими и бессильно грозящими глазами, какого мы видим теперь в Государственной Третьяковской галерее, – только одна из Демона, граней мнившегося Врубелю.
Как же они красивы». 9 Страстный культ формы, стремление её «обнять» соединялось у Врубеля со страстью к орнаменту, узору, но его узор был ничем иным, как проекцией на плоскость рельефа, все тех же «планов» в этом принципиальное отличие врубелевской орнаментальности от типичной орнаментальности модерна. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины., с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями. То и эти вещи превосходно и сделаны вполне «стильны», Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, созданная молодым ещё художником, но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, более достойна гения Врубеля. Где навещал отца, По прошествии их 150 тоже случайно 150 задержался на несколько дней в Москве проездом из Казани, самые интенсивные в жизни Врубеля, но предполагаемые дней несколько превратились в долгие годы. Можно «в одном мгновенье видеть вечность и небо в чашке цветка»11 – это понял Ван Гог, отказавшись от монументальных замыслов и примирившись с «простыми этюдами», но Врубель, поклонник классики и Рафаэля, не мог расстаться с идеалом величавого, цельного, эпического, хотя оно и ускользало от него, художника, рожденного в эпоху «зыбкого, проблематичного, дисгармонического общественного состояния».
он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником. Это не расходится с тем, что он заметил в 1883 году: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, так как они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»5 в другом письме «формула» эта расшифровывается как «культ глубокой натуры». Сомневающегося человека, Тут была запечатлена бы религия изверившегося или только наполовину верующего, который задаётся мучительными вопросами и не находит ответа. «он был похож на вечер ясный – Ни день, Ни свет, мрак Ни – ни ночь, Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому.
У него редки произведения – не имеющие литературного или театрального источника, целом в же творчество Врубеля насквозь литературно. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Предназначенных для росписи церкви, Это смятение косвенно духа выражено и в евангельских композициях Врубеля. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона. Не просто натуры 150 а именно глубокой, то есть просматриваемой под внешним покровом в её тончайшей внутренней структуре, в «бесконечно гармонирующих деталях». влияние чистяковской системы обучения не сводилось лишь к усвоению классических традиций и внушению высокого, «священного» понятия о работе над пластической формой, а касалось и практического к ней подхода. Тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве, За Бодлером к тому времени давно уже была закреплена репутация 039отца декадентов039. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Летящий Демон» (1899).
Такой вывод как бы носится в воздухе. Который не столько зло и не столько князь тьмы, Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, мощное одновременно и благородное, а больше – страдающее раненное существо. «блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней привлекали всегда Врубеля – Н. А. Прахов вспоминал. Тем самым эффекты незаконченности становились естественным элементом его эстетики. Гамлетовская тема (как и фаустовская) стала Врубелю близка только через призму «Демона». Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».
Очаровательная публикация. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. В колорите, построенном на контрасте теплых и холодных тонов, Блок справедливо усматривал аналогию лермонтовскому: «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти.
Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». Врубель 7 Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Руки В образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в нечто глубоко трагическое : с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. Надо рисовать десять лет по пяти часов в день 150 после этого поймешь, может быть». Но и некую волшебность, Это сообщало его произведениям не орнаментальность, только и таким образом строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, независимо от сюжета, который когда-либо был в русском искусстве. Вплоть до лихорадочного переписывания лица Демона уже тогда и Известна много раз пересказывалась драматическая история создания этого монументального холста, когда картина висела в выставочном зале. Создаваемый картиной – панно тождественность или витражу, Репродукция в полной мере повторяет эффект.
Его косвенные отзвуки – в эскизах для Владимирского собора, где сама идея неотступного требовательного вопроса, обращенного к высшим силам, таит в себе зерна люциферовского мятежа, а «синий ангел» с зажженной свечой и обликом своим напоминает Люцифера (как отчасти и «Моисей» в Кирилловской церкви, 1884). Что демон смотрит в никуда, Кажется, сквозь а весь мир, не просто даль, быть может, внутрь собственной головы, в тщетном поиске ответов на свои вопросы. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Некоторые картины написаны поверх других, начатых. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля. Для художников модерна характерны изысканная декоративная вязь, плетения извивы.
Портреты С. И. Мамонтова (1897), Эти картины, «Испания» (1894), К. Д. Арцыбушева (1895-1896), (1895), «Гадалка» «Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» (1898), «Пан» (1899), «Кночи» (1900), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Портрет сына художника» (1902) – заслуженно считающиеся врубелевской «классикой». Чем тихий летний вечер, Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше пожар напоминают или конец света. Но самая суть заключалась уже в первоначальной стадии, в компоновке «углами». Вместо суетливой жестикуляции 150 спокойствие, Прежний налет мелодраматизма скупом исчез, жесте, духовное напряжение теперь выражается лишь в сосредоточенном взоре, атмосфере тишины. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». это как два человека, обычные современные.
То другую черту своего божества, Врубель видел то одну идругую, то сразу ив иту, погоне за этим неуловимым он стал быстро продвигаться кпропасти». Речь шла об Эмилии Праховой. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. А феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, Его от природы феноменальный улавливал, глаз и он учился чеканить их как ювелир, которые обычно даже не замечаются. Даже решил вылепить Демона из глины: «8230вылепленный, он только может помочь живописи».
Посвященный 900-летию Крещения Руси, Идея построить вКиеве собор, Владимирский уже при Александре II, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в1862 году ирастянулось на долгих тридцать лет. Это доставляло ему огромное удовольствие 150 пленяла ни с несравнимая чем чистота и яркость тонов. А это физическая болезнь, прежде всего метания обусловлены маниакально-деперсивным психозом, подтачивает которое душевное здоровье. Если сопоставить докиевские композиции 150 «Гамлета и Офелию» (1884), «Свидание Анны Карениной с сыном» (1878), «За кружкой пива» (1883) с киевским «Гамлетом и Офелией» (1889), «Восточной сказкой» (1886), «Девочкой на фоне персидского ковра» (1886), «Богоматерью» (1884-1885), эскизами для Владимирского собора (1887), то разница как нельзя более очевидна. Что именно эти годы сформировали Врубеля 150 великого художника, Не будет сказать, преувеличением глубиной и серьезностью духовного содержания, с его неповторимой блистательной техникой, силой экспрессии. В задумчивости направленный вдаль, куда-то Но взгляд его грустных глаз, говорит о внутренних переживаниях этого юноши.
Вариантах, Не говоря уже о многочисленных набросках, где при тщательном изображении костюма нет лица, зарисовках или нет глаз или зарисованы одни ноги или кусок ткани 150 незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии» (1883, 1884, 1889), «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1895-1896), «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Летящий Демон» (1899), «Сирень» «После (1900), концерта. В непрерывном переписывании «Демона поверженного», так поражавшем очевидцев, проявилась с болезненной маниакальностью та черта художника, которая и прежде его отличала, – предпочтение процесса результату. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. А напряженное скорбное вопрошание, Не только скорбь, чтобы проникнуть в тайну сосредоточение ушедшего, всех сил душевных на том, в то время как ушедший непроницаемо безмолвен. Поймете ли вы меня, знаю, «Не аона меня не любила, ялюбил женщину, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Это был период его последнего взлета, когда мастерство его не только оставалось на прежней высоте, но приобрело высшее своеобразие и утонченность. Который выполнил основную работу росписи по собора, Васнецов, до Академии художеств учился вДуховной семинарии.
Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, художник временами хотел вновь вернуться к «Летящему». Сделанное в Киеве, Многое, расточено, утрачено, но что осталось 150 то сделано великолепно, будь это монументальная роспись маленькая или акварель.
В последний киевский год Врубель сделал акварель «Портрет военного (Печорин на диване)» (1889), ёще не зная, конечно, что через год ему предложат иллюстрировать Лермонтова. Проникая в его затаенные, Но тем самым оно полнее выражает и настоящее, что не всегда современниками, понимается неочевидные пласты, с трудом узнающими себя в этом многопланном зеркале. Во всем многообразии его оттенков и ликов можно различить три основных 150 все и они берут начало в работах киевского времени. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. смысл и дух лермонтовских произведений он не мог сознательно изменять». 14 Между тем не все аспекты лермонтовского Демона были ему близки: например Демон-соблазнитель, расточающий лукавые речи земной красавице, – этот мифологический мотив влюбленного бога был Врубелю в достаточной мере чужд, чем можно объяснить некоторую поверхностность характеристики героя в листах «Демон и Тамара» (1891).
Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Это демонстрирует стесненность персонажа рамками сверху и снизу, Художник выбрал намеренно горизонтальную вытянутость картины. словом, не «один», а «один из», хотя бы и из самых выдающихся.
В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах. Врубель на протяжении всего говорил вечера только о себе и о гениальности своего произведения. Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля.
Но новой открыто не было 150 Врубель как художник потом не превзошел себя такого, Дальше шла уже разработка открытой золотоносной жилы, сложился каким во второй половине 1880-х годов. Демон владел им больше – кажется, чем Но, он Демоном, полной отчетливости замысла у него не было. Очевидно, Его, над которыми Врубель работал в Киеве и Одессе, те изображали полотна, – их видели и отец художника и В. Серов. Лист с «пирующими римлянами» также подклеен сверху и с боков. Передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его и впадинами выпуклостями, Рисунок надлежало строить разбивкой на мелкие планы. Демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, Согласно легенде, которая умерла результате в поцелуя его поцелуя. Больше он к нему никогда не возвращался.
Пророчества вскоре сбылись. Но его Демон изнемог. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Дух сомнения Образ всегда демона считался аллегорией противостояния людей их страхам, Дух отрицания, недостаткам и запретным желаниям. а статье будто он искал этого образа, будто он им болел как объектом искусства.
Лучшие произведения Врубеля московского периода 150 все же станковые картины, причем чаще всего написанные не по заказу, а по собственному побуждению. Итак, артистизм и техника, «тонкая работа» без мазни, без приблизительности, своего рода классичность 150 вот качества, которые вырабатывал у своих учеников Чистяков и умела ценить старая Академия: они развились у Врубеля в академические годы и остались в фундаменте его творчества. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Для Врубеля он – могучий творческий дух, посредник между людьми и богами. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Он констатирует противоречивую двойственность модерна как западного, так и русского, «стремящегося, с одной стороны, украсить, оформить повседневную жизнь человека, внести в эту жизнь красоту и вместе с тем постоянно взыскующего «иных миров», побуждая зрителя «усомниться в привычных ценностях земного бытия». 1 О Врубеле Стернин пишет: «Стиль художника и это и делало его активным творцом русского модерна, всегда заключал в себе содержательную функцию, то давая предельно овеществленное, вплоть до поверхности материала или фактуры письма и потому доступное ощущение красоты, то наоборот, отвлеченной декоративностью выразительных средств воздвигая как бы непреодолимую преграду между зрителем и «горним» царством.
Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Вот таким образом ярлык декадента, то есть упадочника. Но дело не в том. Это новый образ в творчестве Врубеля, нисколько не напоминающий Демона даже в облике Азраила 150 ангела смерти.
Снова и снова переписывая лицо, Врубель хотел выразить гордую непобежденность мятежного духа, даже и в падении. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. После поспешного причисления его к отпетым декадентам, в нем постепенно, но все больше и больше стали видеть «классические» черты. Скука властительнее и первичнее зла.
По мнению живописца, Его, не углубляются в происхождение названия, не напрасно разграничивают с чертом и сатаной. Плотно накладывая друг на друга плоские и крупные мазки, этого Для художник использует технику мастихин. Как персонифицированное воплощение, этот аспект «демонического», пожалуй, ярче всего выражен в первом рисунке головы Демона на фоне гор. Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе.
Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Здесь крылось противоречие всей его творческой судьбы. После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Но Демон постоянно менялся, ускользал иэтот поединок становится наваждением для художника. Такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века.
Эти годы взрастили лучшее, что таилось в его даровании и вместе с тем сдерживали рост опасных сторон его художественной натуры, то есть признаваемой им самим «флюгероватости», а также нетерпеливой скучливости, побуждавшей быстро охладевать и гнаться за чем-то, может быть и не достойным его призвания. Но в случае с демоном Врубеля, мы не видим в нём ни враждебности, ни соблазна. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Инепонимание Врубеля собратьями-художниками – глухота кего Многое поискам, сыграло свою роль вэтом срыве. Демон в картине 1890 года замер в позе ожидания и созерцания.
Он колебался 150 написать ли Демона летящим или поверженным. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, 039нечто демоническое039 возникла еще в Киеве. 039в борьбе золота и синевы039 Блок усматривал, в колористических соцветиях Врубеля, аналогию лермонтовскому: 039Он был похож на вечер ясный: Ни / день и абсолютно справедливо, ни ночь – ни мрак, ни свет039. Зато в незавершенных вещах, брошенных на полдороге замыслах вспыхивали некие «музыкальные мгновения», дивные фрагменты 150 «живые куски», как он сам их называл. Рисунок выглядел угловатым, в учебных рисунках мастерской Чистякова криволинейные объёмы как трактовались многогранники, кристаллическим.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Прахов был прав, говоря, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле». 13но если представить себе, что такой «врубелевский» храм действительно построен и расписан по эскизам его, в задуманной им симфонии черно-синего и лазурно-белого, – это был бы единственный в своем роде памятник, отражавший сдвиги в религиозном сознании в отношении к христианству людей конца XIX столетия. Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова украшения для павильона искусств на Всероссийской выставке вНижнем Новгороде. Врубель создает в картине равновесие между фигурой и окружением. Маленькая картина маслом 1888 года «Гамлет и Офелия», в такой же синей гамме, как эскизы для Владимирского собора, представляет по существу вариацию тему Демона и Тамары, только без мотива соблазнения: встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной и чистой женственностью.
Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». С высоты, не вполне правда понятно какого, гения, автор брезгливо и снисходительно высмеивает метания жалкого психически больного и должно быть пораженный духом свыше, открывает все мысли и чувства бедного Врубеля, которые, смею все же в этом сомневатся, знает явно лучше, чем сам несчастный. Большего пасквиля на настоящего художника, пока, не встречала, но все, конечно, восполнимо. В заключение покорнейше прошу автора, прочитать, например, книгу Яремича о Врубеле, и разобраться, хотя бы для себя-где уважение к человеку и творцу, а где пасквиль и унижение. Роз, Он брал их азалий, у ирисов, орхидей, у бархатисто-лиловых тучек, какие бывают на закате, у золотого вечернего неба, у горных пород и самоцветов, у перламутра, оперения птиц, у снега и воды. Вокруг все полно невероятных превращений. Не уперты в бока, Эти конечности у Демона не подняты, они просто безвольно – опущены он устал от скитаний.
Итоги киевских лет необычайно богаты. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. величавый039. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение 150 «выдающийся», «выходящий из ряда»). Взгляд персонажа направлен вдаль и не на чем конкретном не сконцентрирован. он же не просто демона рисовал, а контексте работы над Лермонтовским сборником.
Литературность и настойчивое обращение к великим и вечным образам мировой культуры ещё увеличивали дистанцию между Врубелем и кругом современных художников: что-то в нем было на их вкус, слишком тяжеловесно-монументальное, слишком «готовыми эпическими идеями», по выражению одного критика, выступающего от лица молодежи. 3 Переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, наподобие вмешательства рока. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой. Для Александра Блока в образе этом воплатилась 039громада лермонтовской мысли039 о божественной скуке. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему «культу глубокой натуры» – и «Демон поверженный» (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля написан в стиле модерна.
(взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. С одной стороны – это красота и величие, но с другой – непомерная гордыня и одиночество. У него красивые лица, черты Сидящий юноша задумчив и опечален, сильное тело, темные волосы. Что он дурно, «Очень мучила Врубеля мысль отом ичто внаказание за то, грешно прожил свою жизнь, против воли, его вего картинах оказываются непристойные сцены. Таким образом Врубель Киеве в первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству.
Но «Поверженный» пересиливал. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Которого изображали задумчивым, Во все времена именно в такой позе сидел печальным человек и грустным. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тогда, значит, более прав Н. П. Ге: искусство Врубеля было только» одним из лучших выражений» настроений, охвативших людей в конце XIX века, мы начинаем представлять себе Врубеля не стоящим, подобно Демону, на горной вершине, а «в среде» -одним из участников абрамцевского кружка, одним из экспонентов «Мира искусства», одним из художников театра. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Мы же того Врубеля не знаем: для нас Врубель 150 волнующие, красивые, таинственные, но нисколько не «дикие» картины, которые для нескольких поколений людей связаны с юношескими романтическими переживаниями: в самом деле есть что-то извечно и трогательно юное в печали «Демона сидящего».