Атрибутировать портрет В. Дарагана помогает, как уже говорилось, его необычайная близость портрету Сарры Фермор, который в литературе всегда связывался с именем Вишнякова, хотя и не является подписным.
Владимира изображают пользу для Отечества. Глаза круглые, как вишни, карие. С 1765 – замужем за графом Стенбоком. Сжигая на алтаре маковые цветы, она жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя.
Напряженность позы не мешают живого, созданию Некоторая неловкость и скованность движений, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. В живописном же и образном строе портрета В. Дарагана много с общего портретом Сарры Фермор. Кожа у Сарры бледная, напудренная.
Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Вишняков знает об анатомии, но спокойно идет на нарушение ее правил, как в знаменитом Портрете СаррыЭлеоноры Фермор (ок. Что узоры на одежде должны следовать за ее складками, Он знает и растительный узор и на цветы костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, но тяга к декоративности побеждает, не желают полностью подчиняться их изгибам (портреты С. С. и М. С. Яковлевых, ок. Что в Новгороде, Интересно, это влияние прослеживается порой с гораздо большей отчетливостью, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, чем в искусстве столиц больших княжеств. Д. Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия» «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ее Императорское Величество.
Но и костюмы, в которые они облачены, этиизумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложныйи изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Умерла в 1840 году, ей было восемьдесят пять лет. Сопоставление открытых звучных цветов (красный, бронза, зелень, белый, золотисто-жёлтый).
(1699 – 1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Один из самых ярких представителей русского портрета первой половины XVIII века. Художник все же сумел передать застенчивость подростка и сочетание ломкой с грации несколько забавной выспренностью, Однако. Поэт Струйский издал целый сборник стихов, состоящий лишь из признаний в любви жене. Рождающихся обычно в переходные эпохи, Он относится к техредких, числу в искусстве которыхутонченное мастерство соединяется с наивностью, художников, а изысканность – снепосредственностью восприятия.
Вишняковзнает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, носкрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность (Портрет Сарры Элеоноры Фермор Портрет императрицы ЕлизаветыПетровны, 1743 Портрет Вильгельма Георга Фермора, втораяполовина 1750-х). Однако имеются и значительные различия. На заднем плане изображено окно с колонной и драпировка. Ф. Рокотов «Портрет А. П. Струйской» Александра Петровна – вторая жена пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского. Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста, Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Она позировала иностранным мастерам. В типичных парадных портретах XVIII века все компоненты определяли положение социальное модели.
Родственно раннему портрету и ощущение безмятеж- ной тишины, высокого целомудрия образа. Где молодоженами был выстроен роскошный новый особняк, Струйская стала радушной и гостеприимной хозяйкой усадьбы в Рузаевке. Взгляд у девочки добрый, детский, но немного уставший. Ориентация на рокайльную стилистику (Л. Каравак). Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза, Когда потемки и наступают приближается гроза.
Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность (Портрет Сарры Элеоноры Фермор Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743 Портрет Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х). Нос маленький, аккуратный. Тщательно выписанные на нем узоры, Платье из переливающейся ткани, пышные рукава соответствует все традициям парадного портрета. Портрет Е. А. Лицо мальчика бедней красочными оттенками и тончайшими нюансами света. Таким образом, Особый декоративизм портрета В. Дарагана не является, аргументом авторства против Вишнякова. Обрюзгшая старуха, Художник изобразил статс-даму прямо и просто, насурьмленными бровями и чуть-чуть слезящимися с глазами, нарочитым искусственным румянцем – с предельной честностью.
Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во взрослое платье очаровательной девочки с непомерно руками длинными – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Замысел портрета принадлежит, вероятно, самому Демидову. В глазах ее гордость и душевная чистота. Рисунок нанесен на ткань плоско, без учета моделировки тела. Резче прочерчены брови и не столь мягки переходы в рельефе лица. Прокофий Акинфиевич Демидов – владелец крупнейших горнопромышленных предприятий.
Что Матвеев написал вскоре «Автопортрет» после женитьбы, А. Матвеев «Автопортрет с женой» Предполагают. Подмечая малейшие особенности внешности и характера, вглядывается Художник в лица пристально и заинтересованно, прежде всего внутренней иногда откровенно любуясь их красотой. Вместо этого появились тяжелые и широкие темные тени. На десятилетней Сарре надето огромное платье, соответствующее ее эпохе.
Драпирующим колонны, Так контрастно же противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом. Позы изображенных статичны и монументальны за счет роскошных костюмов. Однако образы сближает их трактовка как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром, На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов. Сверканьем дорогого шитья платья, переливами на эфесе шпаги, золотого тиснения переплетов кожаных – шелка скатерти, Зритель оказывается захваченным открытой праздничностью изображения.
Вильгельм Георг Фермор был почти на десять моложе лет своей сестры Сарры-Элеоноры, Сын непосредственного начальника Ивана Яковлевича Вишнякова по Канцелярии от строений. Фигура всегда размещена на грани темного и светлого. Вместо официального мундира на Демидове домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак и шарф. Работа незавершена.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной традицией. Фон придает портрету репрезентативную пышность. В это время ему было около тридцати лет, а его супруге – четырнадцать. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом – увлечением Научным Демидова было собирание гербария.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века, производимого в Англии по французским рисункам И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» Аргунов тщательно выписывает фактуры, любуясь переливами тканей, сверканием драгоценностей, каскадами воздушного кружева. Из искусства парсуны заимствован принцип объемной моделировки головы и тщательного изображения лица при плоскостном изображении фигуры. Возможно, такой же срок разделяет вншняковские портреты этих детей. Столь значимые для большинства портретистов, Даже руки, подчиняются общему ритму, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, в прячутся складки. Может быть, Есть, не столь свойственная Вишнякову, лишь одна черта этом в произведении и она касается не технологии, а построения формы, ощущения пространства, свидетельствующих о богатейших декоративных возможностях художника, которые заставляют пожалеть об его утраченных монументально-декоративных работах.
Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных предметов поверхностей открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры, Вместе тем с нет никаких письменных свидетельств о том. Во всяком случае, на изображении мальчику трудно дать более десяти лет. Порой чуть подцвеченной краски, Лицо его на первый взгляд кажется схожим по живописи с лицом сестры незаметные в своей легкости мазки белой, создают впечатление бесплотности, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей холста, текстурой воздушного сияния. Из-за этого она выглядит намного старше своих лет. Главным образом занимался декоративной живописью. Само лицо в форме сердца излучающее детскую доброту.
Д. Левицкий «Портрет П. А. Демидова» Картину можно расценить как пародию на парадный портрет. Фермера чрезмерно длинными руками. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами исполненное живости и эмоциональности. А также в Москве и вельможных Киеве и царских дворцов, Под его руководством осуществлялся огромный объем работ по украшению возводимых в столице, строившихся по случаю официальных торжеств, церквей и многочисленных триумфальных арок. Левицкий «Собеседник любителей российского слова». Однако рококо Вишнякова имеет национальное своеобразие. Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве.
Левая рука опирается на садовую лейку, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами – как и положено, Контрастом к сугубо этому нестандартному одеянию служит поза портретируемого – одновременно, а жест правой указывает не на Воспитательный дом, величественная и вместе с тем непринужденная. Губы тонкие, она как бы улыбается. Знаки ордена Св. Нанесение краски большими локальными плоскостями.
Вспомним, однако, что портрет Василия Дарагана написан в 1745 году, в период расцвета декоративной живописи, когда Вишняков с командой исполнял бесчисленные декоративные панно над дверьми, так называемые десюдепорты для императорских дворцов, оформлял театральные представления и прочее. Но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с творчеством, крестьянским Большую роль в истории Древней Руси сыграли города. Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, вот таким образом традиции русского искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами.
При очевидном мастерстве живописца эти изображения представляют ряд собой типичных парадных портретов царицы. С 1727 – ученик и подмастерье в Канцелярии от строений, с 1739 – преемник А. М. Сарра изображена как взрослая девушка, Согласно обычаям того времени, соответственно высокому положению ее в семьи, торжественной позе и наряде придворной дамы. А на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю», дали в видно открытое море.
Лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину закона. Брат Сарры-Элеоноры Фермор. Образованность и щедрость мецената, Вместе нелепыми с прихотями богатого человека в нем уживались любознательность. Первый из них был неоднократно повторен художником. Процесс развития реализма в 1907-1917 годы осложнялся кризисом буржуазной культуры, говорилось Как выше. Рождающихся обычно в переходные эпохи, Он относится к числу тех редких, в искусстве которых мастерство утонченное соединяется с наивностью, художников, а изысканность – с непосредственностью восприятия. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка.
В камерных портретах кисти Аргунова психологическая характеристика выходит на первый план. Само платье очень пышное, нежно-голубого цвета, украшенное цветами. Этот интерес к фактуре предметов внешнего мира появится в русском искусстве позднее, во второй половине века, найдет блестящее воплощение в портрете архитектора Ко-коринова работы Левицкого (никоим образом не заслонив всей сложной психологической характеристики модели со следами грусти, разочарования, усталости, душевного раскола на этом удивительном лице).
Поясное изображение фигуры, как правило, непременно с чем-нибудь в руке фон, природный – опирающейся на тумбу или дерево, Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде канона иконографического женских портретов. 1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ). Лоб достаточно большой. Он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Даже руки, Изображаяих, зачастую становятся унего как бы элементами костюма, столь для значимые большинства портретистов, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. Чем в других произведениях Вишнякова, Здесь более, светотеневой моделировке, уделено объемности внимание фигуры, трехмерности пространства, лепке складок по форме тела.
Левой рукой она немного неестественно придерживает платье, а в правой держит веер. Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. На портрете ей восемнадцать лет. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас. Ни после этого произведения никогда не выходил за рамки установленные парадного изображения, Левицкий ни до. Наименее устойчивая часть художественной интеллигенции, (hellip) поддалась упадочным настроениям, уходила в сторону от современности и общественной жизни, (hellip).
1 2 Парадные и камерные портреты Григорьевича Дмитрия Левицкого выразили дух Екатерининской эпохи. Каждая деталь – от гербария и лейки на столе до здания фасада – свидетельствует о его увлечениях и характере. Сочетание темного ровного фона объемной с трактовкой образа Измайловой способствует достоверности. Восхищение красотой материального мира свойственна всей живописи 18в.
И. Коцарева, до 1759 и др. ). Возникает эффект выталкивания изображения из плоскости холста на зрителя. Подвижности, Вишняков не мог абсолютно остаться чуждым этой иллюзорной пространственности, трехмерности. И эти качества сохранятся в детских портретах его работы.
Колонной и балюстрадой типичен для официального парадного Фон портрета, с тяжелой драпировкой. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Что узоры на одежде должны следовать еескладками, за Он знает и растительный узор и цветы накостюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, но тяга к декоративности побеждает, не желаютполностью подчиняться их изгибам (портреты С. С. и М. С. Яковлевых, ок. Круглый вырез обрамляет мелкое кружево.
Вплоть до внезапной кончины Николая Струйского в 1796 году, супружеская Благополучная жизнь длилась двадцать четыре года. Он внимательно изучает и тонкопередает лица своих персонажей. Которая изображена по правую руку мужа, от На портрете художник обнимает свою юную супругу, что является нарушением общепринятого этикета. Глаза стареющего мастера уже не были, Возможно, чуткими к неуловимым нюансам света и тени но возможно также и как то, прежде, что живопись лица была повреждена другим художником, перепнсавшим портрет еще при жизни Вишнякова в связи с произведением Вильгельма в сержантский чин и необходимостью нарядить его в соответствующий мундир. А. Матвеев «Автопортрет с женой» Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
Ф. Рокотов «Портрет А. П. Струйской» На полотне обаятельная юная женщина. Супруги одеты в изысканные платья, сшитые по придворной моде. Брови очень тонкие, почти не заметные на фоне бледного лица. Привезшие с собой принципы иллюзионистической плафонной барочной живописи, с Рядом ним работали итальянские декораторы. Левицкий – один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Во второй половине века, Этот интерес к фактуре предметов внешнего мира появится в искусстве русском позднее, найдет блестящее воплощение в портрете архитектора Ко-коринова работы Левицкого (никоим образом не заслонив всей сложной психологической характеристики модели со следами грусти, разочарования, усталости, душевного раскола на этом удивительном лице).
Есть в этом портрете несомненная близость к европейским образцам. Вокруг располагался парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Этосочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративнотрактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темногофона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Во времена Вишнякова такой интерес проявился лишь в натюрмортах, но там это было вызвано причинами учебного характера. Вишняков – мастер психологической характеристики.
С ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету, Традиция иконописи, заметна также в портретах Сарры Фермор и ее брата Вильгельма. Ее глаза как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза как два обмана, Покрытых мглою неудач. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не было отделено от него глухой стеной. Вишняков, безусловно, знал и Г. Гроота и П. Ротари. В портрете Демидова они имеют другое значение. Стянутые кверху веревкой с кисточкой, Драпировка темно – – синие шторы с золотистой каймой.
Писалъ самъ художникъ» А. Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был для А. П. Антропова экзаменом на звание портретиста после окончания учебы. Полувосторг, Соединенье двух загадок, Безумной припадок, нежности полуиспуг, Предвосхищенье смертных мук. Нарышкиной Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». Струйская пережила мужа на сорок четыре года. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без интереса. С этого произведения начинается период наивысшего расцвета его творчества. Уходили в мир призрачных мистических фантазий, Участники этой недолго просуществовавшей группировки утверждали господство интуитивизма в художественном творчестве. Девочка в пудреной, по-взрослому, прическе.
Учился у Л. Каравака. Это не исключает ведущей в роли формировании древнерусского искусства крупнейших городов – центров феодальной культуры, Разумеется. Д. Левицкий 1. Портрет дочери художника. Изображение Сарры Элеоноры Фермор – свидетельство несомненной талантливости и высочайшего уровня художественного его автора. Не погружался в иную художественную среду, Сары Портрет Фермор – Вишняковникогда не выезжал из России, вот таким образом традиции русскогоискусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи сновыми для России западноевропейскими принципами, какего современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев. Расписывавшей дворцы и соборы Петербурга и его пригородов, Матвеева на посту живописной главы команды. Что девочка еще умеет не позировать, Чувствуется, хотя и пытается подражать взрослой женщине.
Таким образом художник хотел подчеркнуть значимость своей избранницы, Возможно, приближая к зрителю, он как выдвигает бы ее на первый план. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. Их объединяют высокое поэтическое чувство, восхищенно-уважительное отношение мастера к модели, серьезность и душевная теплота. И. Вишняков «Портрет Сарры Фермор» Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор -одетой во взрослое платье очаровательной девочки с руками непомернодлинными – стал своеобразным символом всего русского искусства серединыXVIII столетия. Вишняков- мастер психологической характеристики. 1750) ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от В. Фермера строений чрезмерно длинными руками. Победоносный орел заботится о соблюдении правосудия. Неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, Это сказалось плоскостном в изображении фигур, в которой не чувствуется объема тела, а также в написании одежды.
За окном открывается грустный пейзаж – два дерева и одинокое белое облако в небе. Да и сами десюдепорты, которые он исполнял десятками, были порождением рокайльного искусства. 2. Портрет вице-канцлера князя А. М. Голицина. 1756И. За это время Александра Петровна родила ему восемнадцать детей.
Появляется неприсущая Вишнякову передача материальности. Показанных на выставке "Голубая роза", Ранее всего отрицательные эти явления сказались в работах, организованной в 1907 году и объединившей художников символистской направленности. Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. СПб., 1783г. «матвеевъ, первый Русскiй художникъ и его супруга – На Андрей, обороте портрета имеется надпись. Парик белый, волосы подобранны вверх. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей.
В которой сочетаются мягкие, Это нарядная портрет картина, теплые прозрачно-голубыми, коричневые тона с нежными. Что в 1770-х годах им исполнено было семь больших портретов императрицы, Установлено, в 1780-х пятнадцать. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе. Но спокойно идет на нарушение ее правил, Вишняков знает анатомии, об как в знаменитом Портрете Сарры Элеоноры Фермор (ок. Елизавета приглашала иностранных портретистов, работавших, в основном, в стиле рококо. Вишняков Иван Яковлевич (1699, Москва –1761, Санкт-Петербург) Художник-портретист. 1750) ради изысканной красоты текучих линий ицельности силуэта наделяет фигуры юную дочь начальника Канцелярии от строенийВ.
Рукава до локтя, а дальше продолжаются из полупрозрачного кружева. Перед нами девочка подросток в красивом, пышном, взрослом платье, на фоне колонн и парка. Вместо обыкновенной императорской короны она увенчана лавровым венцом. В целом живопись стала плотней и суше, отчего пострадали живость и свежесть образа.
Много работал как иконописец. Наивная чистота и свежесть отношения художника к недавно освоенным приемам писания маслом на холсте, Вместе с в тем нем еще сохраняется некая неуклюжесть.