Произведениям Хеды (Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 Художественная энциклопедия Хеда, Виллем Клас «Натюрморт с крабом» (1648).
Горизонтальный формат полотна – нижний край стола с изображаемой натурой параллелен строго раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными. Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с точки высокой зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. писалась уже абсолютно смятой.
Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Представлен с таких точек зрения, Каждый из предметов расположен объем, так, что зритель может воспринять его фактуру, мельчайшие детали. Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. Кубки из венецианского стекла, Хеда любил писать чаши серебряные с мерцающими бликами, перламутровые раковины.
Тем самым он избегает монотонности фона. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (художник использовал в работе тончайшие кисти) – все это воспроизведено с несомненной любовью. Они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, Но произведения Хеды и мастеров его круга не впечатления создают старательных копий натуры, к повседневному обиходу. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Погасшая свеча символ окончившейся жизни серебряная посуда означает земное ветчина богатство чувственные радости лимон внешнюю красоту – внутри которой скрывается горечь, Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл. А как бы случайный, Расположение предметов стало носить празднично-торжественный, не естественный характер.
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Один изображал цветы, в XVII веке в Голландии многие очень художники создавали натюрморты, третий – музыкальные инструменты, другой – посуду – причем в их среде существовала специализация. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. То есть задней стене комнаты, Он также располагает строго стол параллельно плоскости картины. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся симметрию, нарушить в отличие от них, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии.
А как бы случайный, Расположение стало предметов носить не празднично-торжественный, естественный характер. Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с загадочная тем поэтичность. Горизонтальный формат полотна – нижний край стола изображаемой с натурой строго параллелен раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными.
Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Натюрморты с едой назывались «onbijtjes» (с голландского – «завтрак»). Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). Королевская галерея -х гг, уравновешенную Более композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня.
Бокал, Кубок, дамасский клинок, рюмка, карманные часы с крышкой открытой и поразительно точно выписанным механизмом (художник использовал в работе тончайшие кисти) – все это воспроизведено с несомненной любовью. Как видно на примере замечательного натюрморта, с исключительным мастерством он передавал и отражения блики на блестящих и гладких поверхностях, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам. Объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и гаммы серо-серебристой красок, Но они подчинены продуманной четкой композиции. Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя расстановку, представляющие взгляд новый на привычные предметы.
В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те мотивы, же он создавал оригинальные композиции, меняя расстановку, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Голландский натюрморт XVII века занял первое среди место живописи этого жанра в странах Европы. Брошена смятая салфетка, Предметы словно хранят прикосновения тепло человеческих рук, надрезан лимон, не допито вино в бокале, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо – следы его недавнего присутствия. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является из одним первых примеров нидерландского монохромного натюрморта.
В обеих картинах предметы расположены нейтральном на фоне и объединены чёткой диагональной композицией. писалась уже абсолютно смятой. Предназначенной лишь для обозрения любования и Еда ранее представлялась нетронутой, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы.
Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны удивительная точность передаче в предметов и вместе с тем загадочная поэтичность. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме.
Овощей, За столь длительное время работы в одном художники жанре достигали впечатляющего совершенства в технике передачи фруктов, предметов из металла и стекла, фактуры ткани, воды в бокалах. Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).
Чаша с тлеющими Перед угольками, нами рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. В начале 1630-х гг. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы.
Колорит выдержан в коричневато-зелёных и тонах является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Используя довольно консервативные своих каноны современников – Флориса Клес ван Дейка и Николаеса Гиллиса, в начале 1630-х Хеда стал писать их.
Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Спрос на подобные натюрморты был очень большой. Как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название, Натюрморты таких собрание живописцев, Брёдиуса). Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов искусность и в передаче формы, но и живое и искреннее наслаждение, фактуры каждой мелочи самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить симметрию, в отличие от них, располагая белую скатерть в правой или левой и части оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.