Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище, русских былин и народных сказок, принёсшие ему широкую популярность (После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880, Алёнушка, 1881, Иван-царевич на сером волке, 1889, Богатыри, 1881-98, Царь Иван Васильевич Грозный, 1897, – все в ГТГ).
Решительный, Это твердый волей, суровый, очень человек, умный замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу вверх. Чего боится царь. Будучи Великим князем, Когда Грозный, взял он герб Византийской империи, венчался на царство, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия.
Лица, мимики, позы, жестов, – одежды фигуры, 3 ПОРТРЕТ Литературный Изображение наружности человека с помощью слов. Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. Каким он запечатлен былинах, в На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников, песнях и сказках. Художник остановился на идее создания портрета, Представляя грозного царя в различных вариантах композиционных описания.
Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. В одной руке правитель крепко сжимает посох. Скорее всего, Через образ самого царя художник, каким было именно то далекое время, хотел показать то и понять, какое было содержание той эпохи. Что делает царь. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный. Не раз гулял он по спинам неугодных бояр, посох Именно проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, Глядя на картину, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов, увидеть небольшое окошко с полукруглым – завершением отличительные черты старинных древнерусских строений.
Пусть и страшной кроваво-красной ценой. Царю тесно в лестничном пространстве. Которых любит, Но он может быть щедрым к людям, готов помочь чужому горю проявить и милосердие. 4.
Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда. То есть герб у ног царя – это символ неограниченной власти над всем государством, над всеми людьми. Золотистый парчовый наряд темным с восточным орнаментом, На нем – истинно царское одеяние инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор – тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью. Такой образ появился в воображении автора именно Вероятно, потому, что он очень тесно связан с народным творчеством. Все это создает впечатление величественности и благоговейного ужаса. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Главное – лицо самодержца. Их декоративность, в колорите портрета – отголоски древних фресок, а в самой трактовке образа нечто от народных сказаний о грозном жестоком и царе.
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). Будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, Но было можно ли стать иным интриг и убийств близких измен. Решительный, непреклонный в достижении своих целей. А пальцы левой руки перебирают четки. Особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, Волею судьбы, скрытным, подозрительным и, как следствие, одиноким.
Даже рисунка ткани, Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, говорит о внимательном Васнецовым изучении историко-художественных материалов. Идея написания портрета царя IV Ивана пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Опишите место, где находится царь. Противоречивый характер царя Ивана Васильевича Грозного привлекал многих художников, 14 ИСКУССТВОВЕД Г. В. КУСКОВА Сложный. Казнить и миловать по распоряжению свыше собственному и усмотрению – а раз так – ему все можно. И это совсем не опора. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда.
Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. Выражение лица, Поза, тяжелый посох, жест рук, вонзенный в пол, каждая вводит деталь в мир душевного смятения человека. Открывающий взгляду части современных архитектурных царю построек, Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна. 2. Какие прилагательные использует Кускова и сколько их в тексте.
Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Все перекрывает фигура царя. Он надменно смотрит на своих подданных. Он кажется величественным по контрасту с крохотными домишками древней столицы, видной сквозь оконце. Он мучитель, но и мученик». 3. В каком предложении заключена основная мысль текста.
При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать полноту всю своеобразия старинного русского зодчества. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. И фигура царя занимает значительную полотна, часть Картина Васнецова вытянута по вертикали. Его значительность чувствуется во всем облике царя, Своеобразие Грозного, личности в его лице. Окружавших царя, От одного его имени пробирала дрожь и панический появлялся страх у большей части бояр и других людей.
Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Тверд и суров ее правитель. Двуглавый орел – герб государства Российского – который появился Иване при Грозном, Справка. У Лермонтова царь показан жестоким, гневливым, подозрительным, мстительным.
Церкви и крыши домов художник изобразил где-то внизу на фоне голубого неба. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота. В его руках – единоличная власть над всеми. Полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, Но и впечатления, особенно от собора Василия Блаженного, поразивших его в Москве, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника над задуматься содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника. Что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, Несмотря на то, ее узость, чувствуются ее крутые повороты, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу шатровую стоящую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого.
Так как практически весь народ знал, Это и помогло показать царя таких в правдоподобных красках, но при всем при этом в нем чувствуется невероятная мудрость и сила духа, что он грозный. Большое внимание уделил художник написанию фона картины. Он активный борец против самовластия бояр, за создание сильного централизованного государства, человек одаренный, новыражение лица, глаза говорят о напряженной настороженности состояния. Но не только страшные муки совести испытывает он. Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. 13 ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ КАРТИНЫ Иван Грозный предстает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный.
Он, как черная сила насилия, стоит выше даже церковных куполов. Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории. В котором запечатлен внешний облик конкретного лица с помощью красок, Произведение Живописный изобразительного искусства. Что очень большое влияние на художника те оказали исторические постройки, Также можно предположить, которые были воздвигнуты во времена правления этого человека. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. Действие происходит во дворце.
1. Какими словами автор выражает свое отношение к изображенному на картине. После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) «Кащей Бессмертный» (19171926). Исторические народные песни Иване об IV показывают его как царя грозного, в самом деле, но мудрого. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века.
Что изображено в левом нижнем углу. Когда-либо властвовавших на русской земле правителей, в глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не яркой самой и одиозной фигурой из всех. Подчинить себе государство, осовременив его и сделав максимально – управляемым сломать его устройство и установить свой порядок, Так и в реальной жизни. Его властность, Вертикальный формат холста позволяет показать величественность государя, в нем чувствуется исторический масштаб личности в господствует композиции неподвижность головы и фигуры, образ исполнен значительности. Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. 5. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Государева рука держит настоящее оружие.
Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера, отличие в от монаршего одеяния. В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает тема религиозная (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). Устланной красной ковровой дорожкой с черными двуглавыми орлами, медленно Царь спускается по крутой потаённой лестнице. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.
Государственный деятель, Но вместе с тем перед нами большого человек ума, полный силы и величия. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. Кажется, он придавлен гнётом своих злодеяний. Позже главным направлением становится былинно-историческое «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (18811898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Этим он и страшен.
Но обратим внимание на лицо его. Царь осторожно, крадучись, спускается по узкой лестнице, словно прислушивается. Одно из мнений искусствоведов: «Царь погружен в мучительные раздумья. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. Лицо царя хмурое, сосредоточенное.
Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Ведь он – царь, наместник Бога на земле. 8 ОПИСАНИЕ МЕСТА И ПОЗЫ ЦАРЯ 3.
Еще мгновение и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. 12 ДЕТАЛИ ФОНА 10. «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), Позже главным направлением становится былинно-историческое «Витязь на распутье» (1882), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), (1881), «Алёнушка» «Богатыри» (18811898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).