Проект собственного производства общественного телеканала ТБН-Россия о главном источнике вдохновения художников разных времен продолжится серией о полотне «Поклонение волхвов» кисти Паоло Веронезе.
Холмы, Этот пейзаж один из лучших у Босха включает комплекс целый природных мотивов долины, реки и озера, деревья, городские стены вдали, принадлежащие библейскому Иерусалиму. Оно запечатлелось в облике волхвов, сквозит в выражениях лиц Иосифа и Марии. Стремление к созданию яркого и захватывающего живописного зрелища главный «закон» творчества Веронезе именно такую цель преследует отбор изобразительных средств, продемонстрированный в этой картине.
Приведшую волхвов Спасителю, Иные же почитали или звезду, звездою в собственном смысле, небесным телом. Ибо так написано чрез пророка: и ты, Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, земля Вифлеем, Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля. У пророка Даниила слово, переведенное на славянский как «волхвы», означает мудрых наблюдателей природы и, еще вернее, астрономов. Он пользовался огромной популярностью в средневековом искусстве, но чаще всего к нему обращались мастера так называемой «интернациональной готики» художественного направления, зародившегося во второй половине XIV века во Франции и оттуда распространившегося на всю остальную территорию Европы. В изобразительном строе «Поклонения волхвов» Гирландайо, написанного по заказу настоятеля Воспитательного дома, почти непостижимым образом соединились все образные и стилистические признаки флорентийской живописи конца XV века.
Текст Евангелия от Матфея упоминает о трех дарах и на основании этих сведений уже в раннехристианскую эпоху было принято считать, что и волхвов тоже было трое (напомним о том, что «три» это священное число у многих народов древности). Символических подробностей в картине, как и всегда у нидерландцев, очень много, но мы выделим лишь одну из них. В котором ставились пьесы религиозного содержания, видим Мы нечто вроде старинного вертепа передвижного кукольного театра, чаще всего как раз на тему истории волхвов. И, получивши во сне откровение не возвращаться к ироду иным путем отошли в страну свою (Мф 2: 1--12). Узор грациозных линий, Калейдоскоп ослепительно-ярких красок, таково впечатление первое от этой удивительной картины, сплетающихся в подобие орнаментальной арабески, выполненной художником, чье эстетическое кредо целиком основывалось на стремлении к созданию завораживающего своей красотой и праздничного по духу зрелища. Если позы и жесты фигур еще сближают «Поклонение волхвов» с предшествующим этапом, то активная роль света и световоздушной среды в этой картине является тем новым, что вошло в живопись Голландии лишь сРембрандтом. Это и дало повод считать, что пришли они из Халдеи, Персии, Аравии и даже из Индии. он восхищался Джотто, его фресками во флорентийской церкви Санта-Кроче.
Однако Мазаччо не закончил весь цикл росписей: в 1428г. Так, с VIII века появляются упоминания о том, что они происходили из разных частей света и были разного возраста, а в следующем столетии уже упоминаются их имена Каспар (юный волхв), Бальтазар и Мельхиор (старец). Уже с III века евангельских волхвов считали царями. Колористический строй картины определяется эффектным противопоставлением яркого блеска золота (в костюмах персонажей, но особенно в резном обрамлении картины) и звучных пятен локального цвета (красный, синий, охристо-желтый), данных практически без нюансов и переходов, словно вне воздействия световоздушной среды, то есть в качестве чистых пигментов.
Картину созданного Богом мира прекрасного не омрачают даже проявления зла, которые порой встречаются в нем (языческий идол с полумесяцем на колонне вдали). Они словно у нас на глазах превращаются в участников какого-то кукольного спектакля на тему «Рождества». Но и позднее к нему время от времени обращаются такие мастера, в дальнейшем он постепенно уходит на художественного периферию процесса, как Рубенс и Рембрандт. По всей видимости, эта небольшая (7x76, 5) картина Мантеньи, которая в настоящее время образует центральную часть составленного уже в XIX веке триптиха изначально была написана для украшения небольшой капеллы в замке Сан-Джорджо в Мантуе, куда Мантенья прибыл по приглашению герцога Аодовико Гонзаги для службы при его дворе. Колумбы.
Вместо светского и даже несколько суетного духа, которым отмечено изложение истории волхвов у итальянцев, настроение молитвенной сосредоточенности и аскетической отрешенности. Подносящих дары, в сцене поклонения переднем на плане доминируют облаченные в драгоценные одежды фигуры волхвов. Ради чего Спаситель пришел в мир, Этот мотив в сцене Рождества Христова напомнить призван зрителю о том.
В нем характерное для Кватроченто стремление к одномоментному, синхронному показу множества явлений окружающего мира и несколько избыточная декоративность сочетаются с глубоким интересом к античному искусству, а ренессансные приемы построения пространства с типичной для нидерландских мастеров тщательностью в проработке подробностей. «Они называются волхвами, замечает святитель Димитрий, митрополит Ростовский, не потому, что занимались волхвованиями, а потому, что так назывались у персов, эфиопов и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звезд». Звезда и се, шла перед ними, которую видели они на востоке, как, наконец, пришла и остановилась над местом, был где Младенец. Если и восточные мудрецы, Не удивительно, поняли, видя окончание седмин Данииловых и появление необыкновенной звезды, она что знаменует рождение ожидаемого Спасителя мира. Такое мнение принимает с уважением и святитель Димитрий Ростовский. Но и в нынешнем состоянии она способна вызвать самое искреннее восхищение. То есть Богоявления, Тема Эпифании, она раскрывается с помощью всей совокупности примененных художником выразительных средств, трактуется в картине этой не только в содержательном плане, в первую очередь, колорита ослепительно яркие краски воссоздают образ дивного мира, волшебно преображенного Рождеством Спасителя.
Золото, ладан и смирну – они возрадовались весьма радостью -великою, Увидевши же звезду, увидели Младенца с Мариею и вошедши в дом, Матерью Его и падши поклонились Ему и, открывши сокровища свои, принесли ему дары. Из литературы именно такого рода можно было узнать о возрасте и облике волхвов. Так выразили они свое поклонение Младенцу как Богу, согласно с древнею заповедью Господнею: «да не явишися пред Господом Богом твоим тощ». Построенный на противопоставлении насыщенных локальных цветов переднего плана, Впечатление сценической зрелищности колорит усиливает картины, легким и воздушным тонам на заднем плане, где преобладают теплые тона.
Спокойной и возвышенной торжественностью повествовательной своей интонации картина нидерландского художника составляет разительный контраст произведениям итальянских мастеров на тот же сюжет. Агнессой) разительно отличается от большинства картин на тот сюжет же современных ему итальянских художников. Оставившего глубочайший след в душах всех присутствующих, Главное благоговейное и глубоко в личное своей основе переживание торжественного момента. В евангельском тексте отсутствуют конкретные указания на возраст волхвов и даже на их количество и художники обращались за сведениями к другим источникам (апокрифам, составленным «отцами церкви» толкованиям Евангелия, но главным образом к легендарным преданиям и популярным сочинениям наподобие «Золотой легенды»). Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и когда найдете известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему – тайно призвав волхвов, Тогда Ирод, послав их Вифлеем, в выведал от них время появления звезды и, сказал. Которые свидетельствуют об экзотическом происхождении героев длинные мантии, Внимание Веронезе привлекают подробности, такие чисто восточные типы лиц, высокие тюрбаны.
Это превращает позднее произведение художника в некое подобие настоящей «суммы суммарум» художественных достижений эпохи. Чуждой суеверия, Это проливает предание свет и на свойство мудрости волхвов, каким образом люди и на то, жившие среди тьмы язычества, могли знать о родившемся Сыне Божием. Которую они видели на востоке, Звезда, до тех пор, вновь заблистала и шла пред ними, пока не остановилась над где местом, был Младенец. Наподобие «Алтаря Св, Эта картина великого нидерландского художника Ван дер Гуса некогда представляла собой центральную большого часть живописного триптиха. Стилистика картины содержит в себе немало реминисценций позднеготического искусства: об излюбленных в готике изобразительных мотивах напоминают миловидные лики и ярко-красочные одеяния персонажей, хрупкая грация их невесомых и почти что кукольных фигур сохраняет отпечаток готической условности. Когда приблизилось окончание очередных седмин и вот, что Искупитель явился на земле, явление этот в момент необыкновенной звезды убедило мудрецов.
К истории волхвов обращались многие мастера «интернациональной готики», однако из них одному лишь Джентиле да Фабриано удалось создать произведение, в котором художественные идеалы эпохи выразились с такой исчерпывающей полнотой и силой. Это необыкновенное небесное явление составляло предмет разных предположений Отцов Святых и учителей церковных. Полный множества конкретных примет и благодаря этому оставляющий впечатление вполне реальной жизненной Мы среды, погружаемся в мир. В сцене избиения младенцев несколько неожиданно оживают реминисценции изобразительного языка, характерного для «интернациональной готики», например, типичное для готического искусства декоративное сочетание локальных цветов желтого, зеленого, светло-синего, красного и розового.
Этот тип картин продолжается и в амстердамский период. Мы зрительно прочитываем картину таким образом, что один эпизод плавно сменяется другим. Стремясь расширить рамки изобразительной тематики картины, Гирландайо использует найденный нидерландскими художниками прием «картины в картине», вводя два дополняющих ее содержание евангельских мотива избиение младенцев (слева) и благовещение пастухам (справа). Выбор сюжета легко объясним после перенесения в Кельн мощей трех волхвов в XII веке (в их подлинности тогда ни у кого сомнений не было) этот немецкий город стал настоящим центром посвященного им культа, художественные проявления которого и сегодня находишь в нем буквально на каждом шагу. Старый волхв опустился на колени и благоговейно склонился до земли перед новорожденным Христом – двое других держат наготове предназначенные ему драгоценные подарки, место Центральное занимает сцена поклонения. «да не явишися пред Господом Богом твоим тощ», Так выразили они свое поклонение Младенцу как Богу – согласно с заповедью древнею Господнею.
С наступлением пышного заката средневековья, с а XIV160в., одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках. Так что расстояние сильно размеры уменьшает и без того некрупных фигур персонажей, Венецианский художник показывает эпизод Священной истории с удаленной точки зрения, напоминающего движения марионеток, за счет чего пластика их почти невесомых тел получает несколько утрированный характер движения. Стоящая на земле золотая скульптура, Один из даров, намек на грядущую жертву искупительную Спасителя изображающая жертвоприношение Авраама. Они, выслушавши царя, пошли. Ведь это была сложная, но и противопоставление различных текстур160 шёлка, где были не только лошади и верблюды, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в многофигурная – сцена, с этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения возможности бравирования своими умениями.
Ливан, так как курение благовоний всегда употреблялось при службах и молитвах, знак священства как Богу, возносимых к Господу золото как Царю веков, обычаю по дани подданных царю своему и смирну знак жизни и смерти как искупительной Жертве крестною смертию за грехи всего мира – или ладан, Они поднесли Ему что было драгоценнейшего у них и что считалось достойным Поклоняемого. Открытый мастерами «интернациональной готики» мир светлого и радостного праздничного карнавала, в форму которого облекается содержание евангельской легенды о трех волхвах, вновь оживает в этой поздней картине Фра Анджелико, флорентийского художника того же поколения, что и Мазаччо, но в большей степени привязанного к традициям предшествующего искусства. В Евангелии от Матфея не сказано из каких стран пришли волхвы в Иерусалим, но говорится вообще: «волсви от восток приидоша». Петром и Св. Услышав это. Что волхвы, Весьма вероятно, принадлежали к числу наблюдателей неба, звездного пришедшие поклониться родившемуся Спасителю. Однако впоследствии она была отделена боковых от секций и обрезана сверху, Колумбы» Рогира, что в значительной мере исказило ее первоначальный облик.
Однако его «театр» совсем иного рода, чем у Джорджоне: мы видим нарядные декорации в виде классических зданий, пышные костюмы, драгоценные дары и диковинных животных. Серия фресок, созданных им совместно с Мазолино в капелле Бранкаччи (после 1425 г. ), оказала большое влияние на Леонардо да Винчи. По какому-то взаимному, Нередко великие события в нравственном мире предварялись сопровождались или знамениями в видимой природе, соотношению мира духовного с вещественным, хотя и не до конца ясному для человека.
Изображение собаки на переднем плане картины в зеркальном отражении повторяет аналогичный мотив в «Поклонении волхвов» Джентиле да Фабриано. Для которого экзотический облик волхвов и наряды их спутников не составляют предмета интереса, особого Евангельское событие как будто увидено глазами одного из его участников. На боковых створках которого показаны картины заказчики вместе с соименными им Св, Написанная Босхом сцена поклонения волхвов (она занимает центральную часть раскрытого трехстворчатого алтаря. Что в основании этого мира лежит внутренняя закономерность с присущими ей правилами строгого художественного порядка, Но в то же время нельзя не заметить, в соответствии с выстроена которыми вся композиция картины.
Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Написанное им по заказу флорентийского банкира и продавца тканей Палла Строцци «Поклонение волхвов» предназначалось для украшения алтаря семейной капеллы заказчика в церкви Санта-Тринита. Сопричастное всему, Благодаря этому евангельский сюжет предстает как событие вселенского что масштаба, происходит на земле. Театральные ассоциации оживают и в «Поклонении волхвов», принадлежащем кисти другого венецианского художника Паоло Веронезе. Подтверждаемое Василием Великим, Но древнее предание Церкви, Климентом Кириллом и Александрийскими, Иоанном Златоустом, Феодоритоми Львом Великим, называет отечеством волхвов именно Персию.
И новое свободное видение, Мазаччо поразительно быстро добился успеха, стало важной частью ветра перемен, отраженное работах, вего пронесшегося по Флоренции. Известно, что пророк Даниил жил долгое время в Персии и был там главою мудрых. Евангелие рассказывает о трех восточных мудрецах, волхвах, чудесным образом узнавших о предсказанном пророками рождестве Божественного Младенца и пришедших поклониться ему, словно царю и поднести драгоценные дары. Чем произведения северных художников, Впечатление совсем иное, центральная тема которой не столько поднесение волхвами даров, оставляет эта маленькая картина венецианца Джорджоне, сколько их акт поклонения Младенцу и Марии. Где умер в возрасте 27 лет так он внезапно, отправился в Рим, что ходили слухи о егоотравлении.
Волхвы «возрадовашася радостию велиею зело», Увидев звезду остановившеюся, был где Младенец, вошли в храмину, пали пред Ним и «поклонишася Ему и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну». Заметим, что здесь уже не один, но все три волхва стоят на коленях перед Младенцем, словно они готовы совершить обряд «проскинезы», распростершись перед ним, как перед восточным монархом. Увидев звезду остановившеюся, волхвы «возрадовашася радостию велиею зело», вошли в храмину, где был Младенец, пали пред Ним и «поклонишася Ему и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну».
Что именно у Джентиле евангельский сюжет получает вполне адекватное выражение, с Можно уверенностью сказать, которые в наибольшей степени соответствуют тому духу сказочности и одновременно величавой торжественности, облекаясь в изобразительные формы, которым овеяна легенда о волхвах в письменной традиции европейского Средневековья. Не упускающего, Вместо многоречивого и порой сбивчивого рассказа, одной, ни кажется, даже самой незначительной подробности евангельской легенды, скупое и немногословное повествование, выделяющее лишь самое существенное. Которую сулит языческой цивилизации Христа, рождение в первую очередь она призвана символизировать скорую гибель античного мира. Появляются перспективные ракурсы, Но уже значительно точнее выстраивается иллюзорное пространство, не утрачивая ореола волшебной сказочности и евангельское событие, обретает гораздо правдоподобие большее и естественность, как это было и у Мазаччо. Нидерландской и итальянской, в ее художественном строе стилистические соединились и образные свойства двух великих национальных школ XV века. Но в основном оно обязано своим самому происхождением способу изложения, Такое впечатление оставляет весь художественный ансамбль произведения Джентиле с его поистине сказочным богатством цвета и поразительным разнообразием выразительных средств, принятому художником.
В которых свет, в последние годы пребывания в Лейдене Рембрандт наряду с однофигурными пишет небольшие многофигурные композиции, можно уже сказать световоздушная среда, окружающее пространство, начинают играть большую все роль. Выражающаяся в способности улавливать тончайшие оттенки индивидуального и частного, Типичная для мастеров Северного Возрождения пристальность мира, наблюдения соперничает здесь с характерным для итальянских живописцев умением подчинять второстепенное и побочное главному. Что это была некая ангельская невидимая сила, Иоанн Златоуст замечает, в каком Ангел, явившаяся в виде звезды и названная в Священном Писании звездою в том смысле, предводивший Израиля ополчением в пустыне, называется столпом облачным и столпом огненным.
Еще одна важная по смыслу подробность изображение распятия, висящего на столбе за спиной Богоматери. Но этой функцией чисто внешнего обозначения ее смысловое значение не исчерпывается. В который превращены развалины античного сооружения, Убежищем для семейства Святого в картине Ван дер Вейдена служит полуразрушенное здание хлева. Сцена благовещения пастухам в правой части картины, напротив, вызывает в памяти образы искусства Северного Возрождения, в частности аналогичный мотив пейзажного фона знаменитого «Алтаря Портинари», написанного Гуго ван дер Гусом и доставленного во Флоренцию в 1478 году.
Выглядывающий из дверей хижины, Странный персонаж в восточной мантии и тюрбане, на смену которому придет иная, на первый взгляд может нам показаться одним из спутников волхвов на самом деле символизирует собой заблуждения иудаизма истинная вера. Он изменил живопись, отказавшись от элегантной готики и сосредоточившись на придании своим фигурам ощущения веса и объема в согласованном трехмерном пространстве. Небольшая гризайль «Поклонение волхвов» (1632) показывает, что в подобных картинах Рембрандт пытается превзойти учителей. Джорджоне в отличие от Ван дер Вейдена и тем более от Ван дер выявляет Гуса как раз легендарную подоснову евангельского сюжета, Иными словами, предстающего в виде сказочного зрелища. В картинах нидерландских художников не бывает «случайных» подробностей, вот таким образом присмотримся к изображенной Рогиром архитектуре. Где должно родиться Христу и всех собрав первосвященников и книжников народных – спрашивал у них.
Которых обычно изображали облаченными в туники и увенчанными царскими Примерно коронами, к этому времени складывается и иконография волхвов. Некогда находившегося в апсиде кельнской церкви Св, Это произведение Ван дер Вейдена собой представляет центральную часть триптиха. Способные принимать Божественные внушения и им Они повиноваться, были души чистые и благоговейные. Как Первосвященника, Эти дары волхвов соответствовали пророчески тройственному служению Мессии, Царя и Пророка. То в дальнейшем акценты смещаются, Если в ранних памятниках предпочтение отдавалось изображению шествия волхвов или же поднесения ими даров Младенцу и в качестве главной темы начинает изображение выступать собственно сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Блестящие образцы произведений на сюжет поклонения оставило волхвов итальянское искусство Раннего Возрождения.
Противопоставление двух разных по своему происхождению архитектурных мотивов, относящихся к «старой», романской и «новой», готической, традиции, в иносказательном виде указывает на триумф христианской церкви (олицетворяемой готическими формами) над иудейской синагогой. Поклоняющееся Христу и вступающее в лоно церкви, в догматическом истолковании в упомянутые Евангелии от Матфея волхвы символизируют все человечество. Впоследствии объединенными в триптих из Уффици, Вместе с другими картинами Мантеньи, на что указывает небольшая вогнутость ее поверхности, она могла в находиться нише крохотной апсиды капеллы, соответствующая изгибу стены апсиды. А потому «седмины» Данииловы могли быть у них, преемственно из рода в род, предметом особенного внимания и ожидания.
Этому духу волшебной сказочности удивительно соответствует колорит картины, в котором смело противопоставленные друг другу и оттого взаимно усиливающиеся дополнительные цвета желтый и синий, красный и зеленый предстают яркими локальными акцентами. Обратим внимание: нижний ярус античной постройки образует ряд полуциркульных арок, напоминающих аркаду в интерьере романского храма, а наверху, там, где соломенная крыша, можно усмотреть готический нервюр. Их исключительно декоративный по характеру своему аккорд выявляет чисто зрелищный аспект всей сцены у Джорджоне.
Сошедшие с кораблей на берег волхвы наблюдают Вифлеемскую звезду процессия волхвов с богатыми дарами приближается к Иерусалиму далее их путь лежит в Вифлеем. Что он передал своим подопечным утешительное откровение о пришествии Мессии и что его Книга пророчеств была известна халдейским и персидским мудрецам, с большою вероятностью можно думать. Этот сюжет пользовался огромной популярностью в изобразительном искусстве Средних веков и Возрождения, Хотя одно лишь из канонических Евангелий содержит достаточно беглое упоминание о пришедших с Востока мудрецах.
Перед нами не рассказ о событии и его внешних проявлениях, по сути, но попытка осмысления его глубоко сакральной сути, его мистического смысла – Рогир, Сокращая число повествовательных подробностей и сводя к минимуму количество участвующих в поклонении Младенцу переводит персонажей, все действие в психологическую плоскость. Первые изображения восточных мудрецов, появляются еще в датирующейся III веком декорации живописной раннехристианских катакомб – идущих поклониться божественному Спасителю, Сюжет поклонения волхвов принадлежит к числу древнейших в христианской иконографии. В величественных зданиях Иерусалима изображение которых служит фоном для этой сцены, опознаются вполне конкретные римские прототипы: пирамида Цестия, колонна Марка Аврелия, амфитеатр Флавиев (Колизей).