Она написана в самом начале 70-х гг. По словам самого Леонардо, переход от света к тени «подобен дыму». Кузнечиков, Задавшись этой летучих целью, мышей, саранчу, змей, ящериц – он поселился в уединенном месте и стал собирать всякого рода чудовищных и странных животных. Умеющий установить равновесие между своей течением жизни и постоянным изменением природы, Идеалом для Верроккьо был человек. Это подобиегрота среди тёмных базальтовых скал спросветом в глубине типичный дляЛеонардо пейзаж: в целом фантастическитаинственный, но в частностях визображении каждого растения, каждогоцветка среди густой травы выполненныйс точным знанием природных форм. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Леонардопокинул город, переехал в Матую, а затемв Венецию в 1503 году он вернулся воФлоренцию, где наряду с Микеланджелополучил заказ на роспись Зала БольшогоСовята в Палаццо Синьории.
Почти все, чья слава теперь гремит, были обучены в школе Верроккьо». (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони 1435–1488 гг. ) – один из крупнейших художников Флоренции третьей четверти XV в., один из учителей Леонардо да Винчи. Склонность к изображению причудливого и эксцентричного, частью свойственная юношескому возрасту Леонардо, никогда не переходила в нем за должные пределы и, обладая богатой фантазией и живым юмором, он не стал ни автором мифологических сюжетов, ни карикатуристом.
Картины да Винчи, являясь источником мира познания исамопознания личности, Именно вот таким образом, заслуживаютвнимания молодого поколения. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Простое любопытство перерастает в глубокое научное исследование, независимое от предшествовавшего ему технического интереса». Такие модели он делал постоянно для того, Впрочем, чтобы вернее соблюсти освещения условия и перспективы.
Он, с его именемсвязан наиболее плодотворный периодразвития флорентийского Ренессанса. Далекий от героического стиля Мазаччои Донателло, такими, наряду с современнымиему художниками, например, какбратья достиг Поллалаоло, натуралистической трактовки образа. Так же как и фигур Христаи простершего над ним руку ИоаннаКрестителя, Написанные им детали заметноотличаются от остальной части картины. Жесткая трактовка пальмового дерева икак бы металлический характер пространствослева от него, чей нежный профильмоделирован мягкой светотенью, не имеют ничего общего нис фигурой ангела играющейна его длинных, струящихся нис волосах, тем пространством, которое открываетсянад головами ангелов. В 1466 году, Леонардо Винчи да поступил учеником в мастерскую Верроккьо в четырнадцатилетнем возрасте, когда Верроккьо был еще известен только как художник лишь позднее учитель Леонардо прославился как скульптор. По-видимому, Только фигура Иоанна Крестителя, без принадлежит сомнения исключительно Верроккьо и, составляет венец его художественного творчества.
К числу которых принадлежал и Джулиано, Между флорентийскими ювелирами XV столетия было настоящих немало художников. Пьеро поручил своему сыну нарисовать на ней что-нибудь особенное, Приехав Флоренцию во с этой доской, зачем и для кого, не сказав. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
Красоты и нежных, Из детских своих воспоминаний Леонардо вынес о первых двух приемных матерях впечатление юности, почти сестринских ласк. техническогомастерства (владением рисунком иколоритом), равно как и формальногоязыка. И самому Лоренцо приписывают мысль, Платон в то время почти неограниченно господствовал во Флорентийской академии, что платонизма без нельзя быть хорошим христианином. Из живописных работ художника наибольшей известностью пользуется картина «Крещение» (около 1476 г., Флоренция, Уффици), в которой фигурка одного из ангелов принадлежит кисти Леонардо да Винчи.
Тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения. Художники говорят языком аллегорий и нам остается только научиться их понимать. Страшное в фас, Лицо его, над горбатым носом, в профиль напоминает чудовищную птицу, похожим на клюв, над насупленными бровями выдающийся острый вперёд козырёк шлема ещё усиливает впечатление чего-то нечеловеческого.
Что дыхание этого чудовища и заражало воспламеняло воздух, Казалось, глаза метали искры, черный яд вытекал из его пасти, дым клубился, выходя из широко раскрытых ноздрей. Вплоть до мельчайших деталей, Статуя Верроккьо тщательно продумана, выполнена и с чрезвычайной тонкостью. Кроме Леонардо, в мастерской, Лоренцо ди Креди, обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные как мастера, Гирландайо и др. В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам.
Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли воли всадника. Но предатель сразуузнаётся среди участников трапезы по отпрянувшей назад фигуре, Леонардо отказался размещения оттрадиционного Иуды по другуюсторону стола, сжимающей кошель, судорожномужесту руки, зловещемузатенённому профилю. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Знать о великом художнике, который первый, Каждыйдолжен, кто вознес мировуюхудожественную культуру на никому новый неизвестный уровень.
Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Городе Флоренции, Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, а также приобрести технические некоторые навыки, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам. Рука аскета с ее жилами и сухожилиями, ясно видными сквозь кожу, почти прилегающую к скелету и со страшными искалеченными, ободранными пальцами написана, очевидно, по знаменитому рецепту Леона Баттиста Альберти: «Нарисуй скелет, покрой его мускулами и жилами и тогда только облеки кожей». Чтобыне создавать впечатления сутолоки, художник объединил в персонажи четырегруппы по три фигуры в каждой ирасположил их слева и справа отСпасителя.
Река, извивающаяся в долине со стилизованными очертаниями кипарисов и серебристыхтополей – чем схематичныепейзажи, Это видение природынесравненно более сложное, характерные для Раненного флорентийскойживописи Возрождения. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Анатомией и другими естественными науками, Его увлечение механикой, тяга к постоянным экспериментам не встречали у понимания заказчиков, медленная манера работы, которыми, как правило, становились городские власти или же богатые аристократы. Что составил из ужасное них чудовище, Он расположил все это таким странным и вместе остроумным образом, выползающее из мрачной расщепленной скалы. Где Леонардопрожил до самой смерти, он Здесь, занималсяоформлением празднеств и продолжалразработку гидравлических проектов, предусматривавших использование рекФранции. Именно здесь началосьформирование творческой индивидуальностиЛеонардо.
Во время религиозных войн вXVIвеке могила его осквернена, а остаткирассеяны. Достоверных сведений на этот счёт нет, Что же касается любовных поскольку отношений, Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. И выжидание, Здесь и ожидание и определенная в уверенность себе и несколько странное спокойствие. Леонардо маленько созорничал, может, а сымитировав признание в любви к самому себе со стороны собрата по цеху. Смешиваясь с толпой торгующего или гуляющего народа, Леонардо любил бродить по городским площадям, не найдется ли какой-нибудь странной головы, всюду и высматривал, с необычными чертами лица или редкой формой бороды. Ощущается уверенность Давида в себе через общее движение юноши, Даже рассматривать если скульптуру со спины, через жест левой руки. Но мастерски занимался организацией придворных празднеств, Во Франции почти Леонардо не рисовал, проектом канала между Луарой и Соной, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
Франческа Ланфредини, Вторая Леонардо, мачеха когда ей было 16, вышла за Пьеро, а Леонардо 13 лет, так что они оказались почти товарищами последняя же, Маргарита, как говорят, была даже моложе своего пасынка и все три мачехи умерли еще в весьма молодых летах. Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли, Андреа дель Верроккьо таких воспитал гениев Возрождения как Леонардо да Винчи. На самом деле, здесь чрезвычайно тонко уловлен символизм происходящего. Что она была поразительной красоты и что в ранней молодости сам Леонардо чрезвычайно походил на мать, Отец Леонардо еще в молодых летах влюбился в простую деревенскую Катарину девушку говорят.
Красота, все, ловкость в танцах, что нравилось и нравится женщинам, к тому же выдающиеся и привлекательные таланты – живопись, музыка, даже поэзия – сила, Все было стороне на юного художника. Оба поэта умственно созерцали бога: но Винчи лицезрел его очами и победил их обоих». Не было ни одной научной проблемы, на которую он не обратил бы внимания.
И его можно проследить во многих сочинениях и даже художественных последнего произведениях так, Влияние этого замечательного человека на умственное развитие юного Леонардо было весьма значительно, благодаря Тосканелли Леонардо живо заинтересовался особенностями тропической природы. Против этого своего рода конформизма в искусстве восстает Леонардо. Также отставившего назад ногу, левую Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой.
Учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками – Это была обычная практика художественных того мастерских времени. С которыми еще недавно играл Леонардо, Это сборный прекрасных тип 11-12-летних флорентийских девочек. Среди его ранних работ картина«Мадонна с цветком» (1472 г. ).
Концентрирующим и направляющим вперёд свою энергию, совместную Всадник и конь у Верроккьо являются одним организмом. Рассуждать о собственно живописи мне довольно затруднительно. Наконец, вопросы об основных принципах динамики которые и, еще никогда не ставились, вопросы, – о ветре, об облаках, о возрасте Земли, о размножении, о человеческом сердце. Андреа дель Верроккьо трактует её во вкусе своего времени. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны и перенесли свою материнскую любовь на незаконнорожденного.
Когда престарелый Козимо Медичи успел уже сделать многое для возрождения того истинно классического направления, Леонардо был еще ребенком, которое получило впоследствии название гуманизма и которое не имело ничего общего лжеклассицизмом с новейшего времени. Он кажется огромным и управляет конём не только волевым, Привстав в стременах и но физическим усилием. Дело в том, что в приписке «и его мастерской» содержится очень интересная информация, а именно: в работе над картиной участвовали еще как минимум три человека: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и кто-то неизвестный. Как ужеговорилось, Совсем иной характер написанные имеют Леонардо ангелы в левойчасти композиции и пейзаж.
В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Что отличает его самоуглублённого, от Эта откровенность главное, размышляющего Давида Донателло. Даже непринужденность позы по сравнению с деревянною позою первого указывает ангела на различие между свободным гением и талантливым техником. Сама процедура крещения, насколько мне известно, толкуется по-разному. Так как часто пользовался этого услугами крестьянина для своих надобностей во время рыбной ловли и на охоте, Отец Леонардо охотно согласился, так как этот человек был весьма искусным рыболовом и птицеловом.
Сюда он вносил заметки о виденном и слышанном, здесь же набрасывал первые грубые эскизы – и часто этот весельчак, Его знала вся Флоренция, задумчиво блуждал по улицам города, превращаясь в серьезного мечтателя, в мягкой суконной шляпе, темном плаще, модных кожаных или бархатных и башмаках всегда с записной книжкой за поясом. Отсюда тянутся нити к «Битве при Ангиари» прославленного ученика Верроккьо Леонардо да Винчи (вероятно, что он создал статую в соавторстве со своим гениальным учеником). Воспринятые от учителя, Эти практические навыки, в пригодились будущем и Леонардо да Винчи. Убежденный в том, что живопись – это «самая совершенная из наук», он считает, что не существует преград для человеческого разума в его познании и изображении вселенной со всем многообразием ее элементов – облаками, парами, окутанными дымкой пейзажами. Предугадал пути интеллектуальных поисков последующих поколений, Он множество совершил открытий.
Знаменитый флорентийский врач и философ, Паоло Тосканелли, был одновременно крупнейшим из местных математиков ему принадлежит знаменитое определение широты долготы и Флоренции он был также одним из первых географов своего времени. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. Время от времени, Леонардо да в Винчи ранней юности получил основательную математическую подготовку и до самой смерти продолжал, заниматься математикой. Ведущий от технологии и инженерного дела чистой к науке, Так запускался неизбежный процесс. После падения Сфорца Леонардо да Винчи надолго покинул Милан.
Синьор Пьеро был восхищен. Женственнаямария иколенопреклонённый ангел, благословляющиймаленького Крестителя, Иоанна словновыглядывающий из картины – Младенец Христос, в алтарнойкартине Леонардо мало фигур. Напротив, в эти годы Леонардо, погружается в исследование пространства бесконечного океанов и земли, со всей страстью отдается изучению мира природы. А еще естествоиспытатель, механик инженер, математик. Что поражает в памятнике Коллеони, Первое, совместное энергичное движение вперёд всадника его и коня. Он попросту необходим Иисусу в момент принятия им важнейшего решения.
Как известно, Христос был крещен в тридцатилетнем возрасте. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений. Ведь из этого источника многие художники почерпнули все свое уменье. В этой области сам Верроккьо знал больше, чем большинство его современников. Выразительна четкостьуравновешенной композиции с двумясимметрично окнами, между расположенными которыми вписан живой и гибкийсилуэт женской полуфигуры. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), Флоренции (1500 – 1502, 1503 – 1506, 1507), Мантуе (1500), Риме (1513 – 1516).
Она была написана по заказу одного монастыря – монахи в то время давали большой заработок художникам. Никогда не удовлетворявшийся достигнутым Настроенный результатом, глубоко критически, которое тратил на конкретную работу, Леонардо не заботился о времени. Чтобы, Вместо того, обрабатывать рисунок перекрестными штрихами, по тогдашнему обычаю, употребляет Леонардо тонкие параллельные штрихи. Задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе Традиции красоты, флорентийской культуры художник видит в натурализме.
Но и к точному наблюдению природы, Он приучил юного Леонардо не только добросовестному к труду, между прочим, указывая ему, на необходимость основательного изучения анатомии. Первый его опыт воплотился вотведенной ему для работы части композициикрещения. Леонардо имел, Будучи незаконнорожденным, последовательно трех мачех – законных жен Пьеро можно было бы вот таким образом предполагать, кроме того, что детство Леонардо прошло не особенно радостно но самом на деле вышло наоборот. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели.
И что получилось в результате. Когда он уже стал знаменитым архитектором, Позднее, так и в военных проектах, получил признание изобретательный его инженерный гений как в гражданских. Колористический, но и духовный центр одинок композиции. Учитель в своём мудром спокойствиии покорности судьбе, Образ Христа нетолько пространственный. Чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его», Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого или двора сада. Лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, Тело его напряжено, все в его говорит облике о неукротимой воле к победе. Вольно или невольно он был должен вступить в соревнование со своим предшественником, Верроккьо не мог не знать Давида Донателло.
Леонардо не делает из Христа мессию, за которым уже готовы идти миллионы. Получается – Леонардо. Мягковылепленное лицо с полуопущеннымвзором лёгкой и Холодныйясный свет озаряет её тонкое, придающейзвучность тонам голубого плаща и красногоплатья Марии, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой. Любивший физические опыты, Иногда Леонардо, также которые казались простыми клубками, брал препараты из птичьих внутренностей, затем наполнял их искусственно вгоняемым воздухом до такой степени, что, принимая чудовищные размеры, они, казалось, готовы были занять всю комнату. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо.
Вместе с тем были возведены на надлежащее место почти забытые в начале XV века итальянские гениальные поэты Данте и Петрарка, как бы вновь открытые с тех пор, как явилось (1481 год) первое флорентийское издание «Божественной Комедии», давшее новый неисчерпаемый запас сюжетов для живописи и скульптуры. Мне кажется, это лицо и взгляд художника, глядящего в раздумье на собственную картину. Об этой картине составилась целая легенда, впервые рассказанная старинным биографом Вазари. Его имя окутывает ореол таинственности.
Один из вариантовкоторой находился в Париже, Так Леонардо создал Мадонну в скалах, другой а –в Лондоне. И со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица, Мы обойти можем статую Верроккьо со всех сторон. Хотяочевидно, Но это новизна являетсяследствием мастерской Верроккьо наформирование молодого что живописца, достигнутые им художественныерезультаты носят глубоко личный иоригинальный характер. На всех концертах, Леонардо бывал на всех балах, участвовал во всех блестящих кавалькадах его прозвали волшебником за умение одушевлять очаровывать и общество.
Художник, скульптор, архитектор. Достигая замечательной тонкости языка Художники выражения, флорентийской школы следуют общим эстетическим представлениям изящной, декоративных эффектов, хотя и несколько поверхностной стилистики. Насколько великолепна светотеневая проработка тела Христа, я могу только представить, пластична насколько и жизненна его фигура. Вероятно, в том же годуон написал Джоконду. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Отвечавшие его творческимзадачам, Действительно, Леонардо смог найти здесь средствавыражения.
Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Леонардо рассказывал им уморительнейшие истории, Расположив их таким образом в свою пользу, что гости надрывали, доводя до того, как говорится, животики от смеха или же он старался вызвать в своих добровольных натурщиках чувство страха, внезапно вынимая из-под плаща фантастических животных, вылепленных из им воска и двигавшихся по столу вследствие движения наполнявшей их внутренность ртути. Изображающая крещение Христа, как Замечательна свидетельство реалистического направления таланта этого художника его картина, в которой стоит обратить внимание на левую руку Иоанна Крестителя.
Что практический опыт имеет гораздо большее значение в искусстве, На всю свою жизнь он сохранил уверенность в том, предпочитая теории метод поиска интуитивного чем наука. Что лишь благодаря карте, о значении флорентийской культуры судить можно по одному тому, стало возможным путешествие Христофора Колумба, составленной упомянутым Тосканелли. Великолепные офорты графа Кэлюса дают лишь слабое понятие о смеющихся лицах изображенных Леонардо: надо видеть хотя бы некоторые из них в оригинале, например, в Лувре или в Виндзоре, чтобы убедиться в том, как искусно умел Леонардо комбинировать разные естественные недостатки, стараясь при этом выразить какую-нибудь душевную страсть – скупость, ревность, зависть. В нем – и динамика и энергия и отточенная пластика. В общем, чем-то эта парочка напоминает сиамских близнецов.
И объяснимым и присутствие здесь Иоанна Крестителя с мощной его энергетикой и духовной определенностью становится и оправданным. Самая красивая версия – Сандро Боттичелли таким образом признает гений (и превосходство) Леонардо да Винчи и не боится в этом признаться. Он занимался не только скульптурой, Разносторонностью своих способностей несколько Верроккьо приближался к гениальному ученику подобно ему, но и музыкой, живописью и резьбою. Изучая эффекты света и теней, Наблюдая природу, что в природе почти нет резко ограниченных линий, Леонардо убедился и вместо них он переливами пользуется и полутенями. Написанные таким образом, на Обращают себя внимание глаза Крестителя, будто они смотрят вверх, что издали кажется. Написанные Леонардо и Верроккьо, Два ангела, недвусмысленно продемонстрировали превосходство над ученика учителем. Первой серьезной работой Леонардо да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей из картин его учителя Верроккьо, а именно «Крещение Христа».
И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Обучение стоило в те времена во Флоренции недорого, Впрочем, а главными наставниками Леонардо молодого были итальянская природа и красота окружавшего его романского типа. – утверждал он в тот период, «Я говорю живописцам, что никогда никто не должен подражать манере другого», например, когда, в мастерской Перуджино сложилась безусловного система подражания манере учителя, которой должны были следовать его ученики. Он вынужденбыл выполнить множество набросков, рисунков, Мучительной и неблагодарной Леонардо для стала в эти годы работанад бронзовым памятником ФранческоСфрорца подготавливая его, моделей и пробныхотливок, эскизов.
Леонардо отворил и просил подождать, Он постучал, так как надо поставить вывеску подставку на и осветить надлежащим образом. Что за этим кроется – можно только предполагать. Двадцати лет от роду, в 1472 году, Леонардо был провозглашен «мастером», но тем не менее, вследствие привязанности к учителю, оставался в его мастерской еще в течение пяти лет.
Более всего его имя прославила скульптура, однако и живописью он занимался до конца своих дней. Серьезный, Мечтательный, взор этого ангела вполне гармонирует с общей идеей картины, удивленный умно и понимающий всю важность и значение происходящего. На лице Давида (1476 г. Флоренция, Национальный музей) играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Но художник, сумевший выразить движение глаз – фигура поистине незаурядная. И он с трудом передвигался без посторонней помощи, два За года до смерти у мастера онемела правая рука. Что на решениеЛеонардо сменить обстановку повлияли тот факт, Не направленных исключено, в Рим дляросписи Сикстинской капеллы, что он не вошел в число четырехживописцев.
Кондотьер как бы осматривает поле боя, Привстав стременах, в увлекая за собой войска, готовый ринуться вперед. Молитвенно сложенные руки, потупленный взор В фигуре ощущается заметное напряжение. В юности Леонардо боготворил его выразил и свою признательность ему в чертежах некоторых его подъемных приспособлений и архитектурных планов. Увидев это чудовище и забыв о цели своего Отец, посещения, что видит только картину, не мог поверить тому и бросился бежать. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. Но в 1576 г. Лоренцо и Джулиано её передали во дворец Синьории во Флоренции, Она предназначалась для виллы Медичи. Леонардо, Воспользовавшись отсутствием учителя, взял кисть и нарисовал ангела, другого в то время еще мальчик.
По всей вероятности, Тропический ландшафт также и из-под скал и воды, принадлежит Леонардо, вдали, виднеющейся еще ясно заметны следы первоначального ландшафта, написанного Верроккьо. Родоначальник целой семьи художников, Один них из – Лука делла Роббиа, прославившихся прекрасными работами на фарфоре. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона.
В другом своем крупнейшем произведении – 4-метровой конной кондотьера статуе Бартоло Коллеони в Венеции (1479–1496 гг. Причем он наблюдал где мог и все, Преимущественное внимание юного Леонардо было обращено всегда на изучение человека и, что мог, не ограничиваясь наблюдениями, производил даже настоящие художественные опыты. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Но и научные познаниямира, Живопись да Винчи привлекаетинтерес многих ученых и как художников, так его картины сочетают в себе нетолько искусство.
А 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе, 23 апреля 1519 года оставил он завещание. 2 мая того же годажизнь Леонардо оборвалась. И сравнение оказывается безусловно в пользу гениального мальчика, Внимательное изучение их полную дает возможность сравнить учителя с учеником. А вот пейзаж за спиной Иоанна совсем другой. Когда без содействия меценатов даже величайший художник или скульптор рисковал умереть с голоду, При тогдашних условиях художественного творчества, потребовавшее соединенных работ всех тогдашних лучших флорентийских архитекторов, немаловажным делом было также сооружение на средства Козимо Медичи и его преемников многих великолепных зданий, живописцев и скульпторов так, над украшением палаццо Медичи, сооруженного архитектором Микелоццо, трудились такие крупные художники, как скульптор Донателло, в своих барельефах изумительно воспроизводивший античные камеи и создавший такие произведения, как бюст Мадонны Контессины, группа Юдифь над трупом Олоферна и победоносный Давид, – первая со времен античного мира статуя, которую художник осмелился изобразить без всякой одежды исключая, впрочем, шляпу и обувь, весьма мало гармонирующие с неприкрытою даже листком фиговым наготою.
Ибо «не оборачивается тот, кто не устремлен к звездам». Но и в чисто техническом отношении эти ранние рисунки Леонардо имеют важное значение. Картина находится в настоящее время во флорентийской Академии. Например, Столь же внимательно прослежена мастером и анатомия тела мальчика его Отметим, толстые и сильные ноги с характерными складками у коленок и щиколоток».
Лоренцо, Не менее чем Козимо сделал для развития наук и искусств другой Медичи, как нельзя более подходящее к его гордой, прозвание получивший Великолепного, надменной, но умной фигуре, о которой можно получить понятие по бюсту, выполненному Верроккьо или одним из его учеников. А год спустя французскийкороль Людовик XIIвторгся в Миланское герцогство. Есть в нем и вера и сомнение От Леонардо вполне можно было ожидать чего-нибудь этакого. Бывшего сверстником и соучеником Леонардо, Что касается знаменитого Перуджино и в первых его картинах нет и следа мечтательного пафоса, то в молодости он далеко от отставал да Винчи, которым он так прославился впоследствии. Он в молодости много физическими занимался упражнениями, Кроме наук и искусств, отлично косил и рубил дрова, превосходно ездил верхом.
В письме к которомуперечислил свои профессиональныеспособности, в 1482 годуон предстал перед герцогом МиланаЛодовико Сфорца, в числе том и как инженерагражданских сооружений и конструктора военных машин. Первоначальную художественную школу прошел Леонардо да Винчи под руководством одного из лучших тогдашних флорентийских скульпторов и живописцев, уже упомянутого выше как Верроккьо, – прозвище, под которым он известен настоящее имя этого главного из учителей Леонардо было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони прозвище свое он получил по преемству от ювелира Джулиано Веррокки. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Сыграло свою роль свойственноеЛеонардо беспокойство, а можетбыть, постояннопобуждавшее его искать все опыти новый менять творческие горизонты. Так, он любил писать на манер восточных народов, то есть справа – налево без сомнения, Было в его натуре, например, много эксцентричного.
Которой они и не замедлили воспользоваться. То благоговение, Почти каждая из таких головок какое-нибудь выражает чувство – то тихую грусть, то радостную надежду. У Леонардо было много друзей и учеников. А Пьеро взял маленького Леонардо в свой дом, Вскоре после того Катарина умерла, Альбиеры ди Джованни, где он воспитывался на попечении у первой мачехи и, главное, бабушки – матери отца – которая Лючии, в нем души не чаяла. Леонардо предупредил синьора Пьеро, что работа готова и что отец может прислать за нею.
Почему так происходит, догадаться нетрудно. Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным». Образы идеальнопрекрасны, естественно связаны сокружающей их средой. Брунеллески умер за шесть лет до рождения Леонардо. Даже когда отец принимает Леонардо его на работу в свою мастерскую, Впоследствии, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви.
Счеты с мифологией Леонардо покончил еще в первый, флорентийский период своей деятельности, когда он нарисовал, между прочим, Нептуна с головой Медузы во время бури, окруженного всеми атрибутами его власти, на колеснице, влекомой морскими конями и со свитою очаровательных нимф. Около 1470 года изменяется художественный вкус, появляется интерес к графической линейности контуров, элегантности композиций и изысканности движений и жестов. Леонардо стал обсуждать, Наведя затем на нее белила и приготовив по своему что вкусу, бы такое нарисовать. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми.
Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Несомненно, однако, что Леонардо имел известную склонность к юмору. Живописный язык Леонардозаключает в себе общий характер новизныпо сравнению с манерой его учителя илипомощников после, него, вместе с нимпринимавших участие в выполнениикартины. Его изобразительное творчествораскрывает многогранность мировогобытия. Что после первой женитьбы Пьеро, Известно только, родился когда Леонардо, состоявшейся в том самом 1452 году, Катарина прекратила почти всякие отношения с обольстившим ее синьором и даже вышла замуж за какого-то крестьянина. На которой было изображено сердце, Он потихоньку купил у одного лавочника другую и вывеску, подарил крестьянину, пронзенное стрелою, который на всю жизнь остался благодарным за этот дар. Сделанные с интеллектуальной целью – добавить к верному изображению вещей человеческого плод разума, Ему нравятся тончайшие украшения в натуралистическом вкусе. Кроме Леонардо да Винчи, у того же Тосканелли, лучший из комментаторов Эвклида, учились математике Лука Пачоли и самый тот Америго Веспуччи, который впервые описал Америку. Леонардо, Как только крестьяне уходили, позами и выражениями лиц, все время внимательно наблюдавший за их поспешно жестами, брал уголь, перо или кисть и набрасывал свои впечатления.
Но временами обращался и живописи, к Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре. Главный интерес картины сосредоточивается, Если говорить об истории развития Леонардо да Винчи, фигурах на обоих ангелов, без сомнения. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Нельзя сказать чтобы весьма удачно другой но положительно не удавался, После долгих неудачных попыток Верроккьо написал одного ангела и художник временно оставил картину неоконченною. Нарисованных Леонардо да Винчи в различные периоды его жизни, о карикатурах, где их не было, говорили очень много и еще старались более отыскать их даже там. Простоватые зрители, видя в этом демоническую силу, в ужасе прятались или принимали естественно-драматические позы.
В данной работе мы познакомимсяс художественным миром Леонардо даВинчи. Поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда не больше возвращался к живописи, Как пишет Вазари. Нельзя себе представить, чтоЛеонардо да Винчи мог жить и творитьв другую эпоху. Роль Иоанна получает логическое обоснование. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Грация, почти целиком поглотившейего внимание.
Отец, какого я возьмите ожидал же ее – эта картина производит как раз такое впечатление, Леонардо удержал его и сказал. О масштабе иуникальности его дарования позволяютсудить рисунки мастера, занимающиев истории мирового искусства одно изпочётных мест. В трактовке чуть асимметричного лица путто заметно стремление к скульптора выразительности.
Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо. Но Вазари, Все это вполне правдоподобно, добавил, для вящего восхваления что Леонардо, с этих пор Верроккьо будто бы не брал более в руки кисти и занялся исключительно ювелирным искусством и скульптурою. Наверно, это не случайно. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство. Статуя была закончена и установлена после смерти художника) он снова бы как вступает в соревнование с Донателло. У себя на родине он работал над самой известной своей картиной – портретом «Моны Лизы». Осветив свою картину яркими лучами света, сын попросил отца войти.
Не говоря ни слова, а добрый отец, эти же купцы вскоре за получили нее от миланского герцога втрое более», продал картину сына флорентийским купцам за сто дукатов. По его словам, дело было так. Которые отвлекаютвнимание зрителя, отличиеот в мастеров XV в. Леонардоотказывался от повествовательности, использования деталей, насыщенногоизображениями фона.
Подобное сочетание художника и в инженера одном лице – не редкость в эпоху Возрождения, Впрочем. Что по крайне мере к томувремени он уже не был учеником Верроккьои, в 1472 году Леонардо записалсяв качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми видамихудожественной возможно, деятельностью, всегдапроявляя безграничную любознательностьи умение связать искусство с научнымипознаниями, бывшим результатам пристального наблюдения и неустногоисследования явлений природы. Отметив только, в богословскую дискуссию по этому поводу мы вдаваться не что будем, у Верроккьо – обливание.
Что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя именно стала скульптура Давида, Предание гласит, для которой позировал молодой Леонардо. Маргарита, Третья жена Пьеро, когда ее знаменитому пасынку было уже двадцать четыре года, вступила в дом отца Леонардо и, хотя от нее отец Леонардо имел еще нескольких сыновей, великий художник был в таком возрасте, когда отношения с третьей мачехой не могли иметь в его жизни важного особо значения. Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ в неистового, отличие от сурового величия Гаттамелатты, охваченного пылом сражения военачальника. Что касается манеры живописи Верроккьо, его краски несколько резки и сухи ремесло ювелира наложило на них известный отпечаток многие из картин Верроккьо как будто вырезаны на серебре и золоте. В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма. Но мы этого делать не будем.
Чтобы найти множество живых, Её рассматривать нужно внимательно и любовно, жизненных наблюдений. Подобно многим художникам того времени, он начал с ювелирного дела, но больше всего прославился как скульптор. Впрочем и с нею он был в дружбе.
«Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Он остановился на мысли изобразить нечто ужасное, более чудовищное, чем Медуза древних. Эта статуя отличается также тщательностью отделки деталей. Леонардо да Винчи. Затрачивая нередко баснословные суммы на покупку драгоценных рукописей, Этот замечательный оказал человек огромную услугу развитию науки и искусства, французских и греческих монастырей, гнивших в архивах разных немецких.
Набросав несколько первых грубых эскизов, Изучив тот или иной человеческий тип, брал Леонардо глину или гипс и лепил модель. Картина эта погибла, но современники отзывались о ней восторженно. И тем не менее его личностьвыходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Но и интерес к психологической характеристике, в интерпретации такой сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, к передаче состояния воина в момент сражения. Выразительное лицо – несколько скорбное, но и красивое своей сдержанной мужественностью. Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. Как, Рельефы Луки делла Роббиа, его Платон, например, спорящий с Аристотелем, стали почти классическими и весьма многие из рисунков и даже картин Леонардо да Винчи нарисованы и написаны, очевидно, под работ впечатлением делла Роббиа.
И не зря боттичеллиевский ангел смотрит не на Христа, а именно на своего собрата. Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. Черты эти соотносятсяскорее скульптурой со Верроккьо, Несомненно, образцов техническимипознаниями юношу, чем сего живописью, проявившего выдающиесяспособности к искусству. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях.
Движение Предтечи легкое, раскованное, естественное. Приписываемых да Винчи положительно без всякого серьезного основания, Можно указать на ряд целый карикатур. Конечно, Есть, например, соблазн восхититься Леонардо, работой и скептически отнестись к работе Верроккьо. Как мне кажется, Присутствие здесь двух прелестных ангелов, оценивающие и сомневающиеся, символизирует человеческие души доверчивые – и восприимчивые. А некое длительное состояниеспокойной радости, Изображён определённыймомент, не кормящаягрудью ребёнка, в которое погруженамолодая прекрасная женщина. По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания.
И если леонардовский пейзаж романтичен, тонок и изыскан (как и человек на его фоне), то веррокьевский – мощен, несокрушим и тяжеловесен, как и вера того человека, что призван сподобить на великий подвиг самого Спасителя. Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Зарисовками, с рисунками Леонардода Винчи, посвященные наукам, но точным и работы по теории искусства, набросками, схемами неразрывно связаны не толькорукописи.
Похоже, у художников в этом вопросе просто не было выбора. Он вовсе не видит крещения и вопросительно-недоумевающе смотрит на другого ангела. Для ангела, Для ангела со сложенными руками существует вера, только обратившего лицо к Христу – еще и надежда.
Художник в нем постоянно призывал на помощь скульптора. Итальянцыэтот приём Леонардо называли сфумато. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Нельзя сказать, Этот юноша вел самую разнообразную жизнь, так как она была в вполне нравах того веселого времени, чтобы беспорядочную и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извлекать художественный материал.
Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. Для художников это было очень важно. «право, в шестидесятых годах XV века слава Верроккьо как учителя живописи была весьма велика, тебе не уступит тосканец Верроккьо, – Лиссипп и поэт Уголино Верино посвятил живописцу латинское четверостишие следующего содержания. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Картина воспринимаетсякак простая, безыскусная сценарадостного материнства юной Марии. Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей.
Христос написан гораздо мягче, хотя с анатомией здесь тоже полный порядок. Красавец-мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, стал всеобщим баловнем и любимцем. Таково мнение искусствоведов. В религиозныхкартинах которого преобладалаторжественная скованность, Художник отошёл традицийXV от столетия. Морской бог, казалось, дышал, море бурно волновалось, обрызгивая пеною дельфинов и акул.
Серьезный, добродушный, но энергичный старческий отсутствием профиль, растительности и круглой шапкой напоминающий старую женщину – вышедший из мастерской главного из учителей юного Леонардо, в Берлинском королевском музее хранится великолепный барельеф изображающий первого из славных флорентийских меценатов известного в то время скульптора и живописца Верроккьо, Козимо Медичи. Распространявшегося от всех этих мертвых но животных его рвение превозмогало всякие препятствия, Во время этой работы Леонардо много страдал от смрада. «Надо, если возможно, заставить смеяться даже мертвецов», – сказал он однажды. В начале семидесятых годов XV столетия, в самые первые годы его вполне самостоятельной деятельности, которых из особенно важны головки, Леонардо усиленно учился и нарисовал множество эскизов и этюдов, по преимуществу женские. Пройдя обучение в мастерской Андреа, художники продолжали ориентироватьсяна искусство, его Примечательно, что. Торжествуя победу, любуясь собою – его герой как бы позирует перед восторженными зрителями и всё же статуя Верроккьо производит другое совсем впечатление.
Но художественноеразвитие Леонардо было бы многогранного немыслимымбез наследия Верроккьо, Верроккьо далему возможность сделать первые шаги напути художественного самовыражения, где Леонардо оказался столь не похожимна других мастеров и столь более сложным. Непосредственной близости к манереучителя тут не видно. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV в., где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). К сожаленью, не известно о деятельности Леонардо вкругу его учителя.
На лице леонардовского ангела написаны куда более сложные чувства. Писал слова и составлял музыку для серенад, Он сочинял мелодии танцев, для из которых сохранился только один – элегического импровизировал сонеты, скорее философского, чем любовного характера. Художник-новатор, Леонардо ставил и решал задачи, считавшиеся невыполнимыми. В фигуре коня сказывается прекрасное знание анатомии лошади. Если пластическиеработы Верроккьо широко известны (бронзовый Давид в Барджелло, группыНеверие Фомы на фасаде церкви Ор СанМикеле и памятник Коллеони в Венеции), то с живописью Верроккьо много неясного. Единственная картина, замысел и исполнениекоторой, несомненно, принадлежитмастерской Верроккьо, Крещение Христа, по мнению исследователей, представляетсобой соединение различных живописныхстилей. Он первым из художников всего мира постиг в совершенстве искусство распределения света и Работая теней, таким образом. Ещёпри жизни мастера краски начали осыпаться. В XVII в. в стене трапезнойпробили дверь, уничтожившую частькомпозиции, а вXVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелыереставрации.
Ювелируи живописцу Андреа Верроккьо, Рано проявившаяся у мальчикахудожественная одаренность побудилаотца отдать его в обучение одному к изсамых разносторонних и известных воФлоренции мастеров – скульптору. Т. е. в конце периода Раннего в Возрождения Италии, кватроченто и в целом очень типична для этой эпохи. Иной, драматический настройотличает монументальную роспись Леонардо«Тайная вечеря» исполненную им в14951497 гг.
Кроме девяти сыновей, От третьей жены синьор Пьеро имел, но никто из его детей, еще двух дочерей исключая сына простой девушки, крестьянской не выказывал никаких особых талантов и способностей. Написанный юным Леонардо, Этот другой ангел и идеальнее своего в товарища, одно и то же время и реальнее. Титан Возрождения. кбольшей обобщённости и идеальностиобраза. Да Винчи оставил более семи тысяч рукописей.
Написав Иоанна Крестителя и Христа, Верроккьо хотел во что бы то ни стало изобразить двух ангелов, благоговейно созерцающих происходящее в их присутствии великое событие. Участников сцены крещения, в изображении чувствуется фигур, еще влияние традиций средневековой живописи. На мой взгляд, это более логичное действие ибо целиком в воду вновь обращаемый погружается сам (если он, конечно, не ребенок), а при обливании его крестит, посвящает в таинство другой человек. Не по-детски серьёзенего внимательный взгляд, Удивительно написаныпушистые тёмно-золотистые Младенца, вьющиесяволосы устремлённыйна зрителя. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок.
Во второй половине кватроченто среди юных помощников, подвизавшихся в мастерских Верроккьо и других мастеров, работавших в разных техниках, возникают новые имена: братья Поллайоло, юные Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо, Филиппино Липпи (сын Филиппо) и Сандро Боттичелли, которым впоследствии суждено было стать художниками из окружения Лоренцо Великолепного. Флорентийские банки процветали даже во Франции, Флорентийская торговля во второй половине XV века заняла в Италии первое в место, Армении, Фландрии и Англии здешние купцы торговали во всех тогда известных европейцам частях земного шара флорентийские колонии находились в Тунисе, в Крыму, в Северном Китае во Флоренцию притекали произведения всевозможных стран и народов, значительно расширяя кругозор ученого, вкус художника и воображение поэта. Делающие возможным появление таких творческих сил, До какой степени тесно связаны между собою различные общественные условия, Микеланджело и Рафаэля, какие мы наблюдаем у Леонардо да Винчи, видно из того, что Флоренция по характеру своих торговых и политических сношений то в время была более способна развить вкус и воображение художника, нежели даже Венеция. Благодаря которымиона получила множество заказов, авторитети Бесспорный слава мастерской, повлиялии на решение отца Леонардо отдать сюдасына обучаться живописи. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Встретил одного крестьянина, «Синьор Пьеро да Винчи, – повествует Вазари, – находясь в деревне, чтобы тот намалевал на ней вывеску, который попросил его отвезти во Флоренцию вырезанную им самим из дерева фигового круглую доску и отдать там какому-нибудь живописцу. Он слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств.
по заказу Лодовико Мородля трапезной церкви Санта-Мария деллаГрацие в Милане. Сохранилоськрайне мало образцов живописи самогоВерроккьо, По существу, хранящейся теперь вУффиции и из происходящей верроккьевскоймастерской, но традиция приписывает рукеЛеонардо ангела и пейзаж в картинекрещение Христа. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 гг. Творчество Леонардодо Винчи неисчерпаемо. Увенчанные, Роскошные локоны, тонким, как дымкою, прозрачным сиянием, очерченные, пластически резкие, но вполне естественные складки одежды – во всем видны уже признаки будущей манеры Леонардо.
Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Ангел Верроккьо – детская фигурка неопределенного пола с некрасивым толстым носиком, «калмыцкими» бровями, глуповатыми глазами, тарелкообразным грубым сиянием и в неуклюже намалеванном одеянии, вроде тех, какие носят мальчики на католических религиозных празднествах.
Леонардо имел многих друзей, Отличный товарищ в кругу молодых людей, которых у пользовался большим успехом, но также любил общество прекрасных флорентинок. Это сделал тот, кто писал последним. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Возвратившись и увидев работу ученика, Верроккьо был так изумлен, что воскликнул: «Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу». В изображении мускулатуры и в пластичности форм нельзя не видеть первого шага на пути, Каковы ни бы были недостатки этой статуи, которым шли впоследствии Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Взнаменитом «Трактате о живописи» (1498 г. ) и других его записях большоевнимание уделено изучению человеческоготела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикойи эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемамсветотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе. Искусство Леонардо да Винчи, его научныеи теоретические исследования, уникальность его личности прошли черезвсю историю мировой культуры, оказалина неё огромное влияние. Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. Но зато, Это очевидное преувеличение, новейшие исследования показали, другой с стороны, что, не ограничившись фигурою ангела, мальчик-художник переделал и усовершенствовал почти всю картину учителя, начиная с фигуры Христа и кончая руками первого, написанного учителем, ангела.
«вергилий и Гомер нарисовали Нептуна, Один из современных поэтов воспел картину стихами, латинскими направляющего бег своих коней по широкошумным волнам бурного моря – которые в переводе означают. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. изваял бронзовую статую Давида. Наверно, оттого, что положение Христа не очень-то и устойчивое. Видя, Леонардо взял доску и, выправил ее на огне и дал точильщику обточить и отполировать, что она весьма была грубо выстрогана и крива.
Вместе сживописцами братьями Де Предис он жилв квартале Порта Тичинезе и уже в 1483году был приглашен написать алтарныйобраз для Иммаколата капеллы в церквиСан Франческо Гранде. В сущности, эти два ангела изображены как единое целое. У Андреа Верроккьо была одна изсамых передовых мастерских Флоренции, где во создавались произведения различныхвидов искусств – от мраморной изделияиз бронзы до живописи. Но было бы ошибочно думать, в тогдашней школьной науке еще оставалось много схоластической гнили, что все флорентийские наставники и ученые того времени окончательно погрязли в этой школьной рутине.
Музыка, поэзия, народные песни и сказки, облеченные в более утонченную форму Лукой Пульчи и братьями Луиджи, влили в тогдашнее флорентийское искусство новую, свежую струю, которой не могло дать даже наиболее добросовестное изучение античного мира. Вполне неудавшегося Верроккьо ангела, Что касается второго, то Леонардо замазал попросту его краской – следы этой работы заметны до сих пор на картине – и сверху написал другого. Может быть, Между ни тем отец Леонардо, оба забыли о ней – ни крестьянин не требовали вывески.
Художник – он ведь тоже един в двух лицах (как и Христос). Что он нарочно отправлялся на площади, Страсть к наблюдению результатов сильных ощущений доходила у до Леонардо такой степени, где совершались казни, – присматриваться к выражению лиц преступников и зрителей. Использующее, Леонардодемонстрирует исключительные познанияв области человеческой владение анатомии, абсолютное передачей движения, замечательное мастерство моделировкиформ, в частности эффектыподвижной светотени и пристального наблюдения за проявлениями человеческихчувств. Инженера и архитектора Леонардо годовую получал ренту в тысячу экю, в официальном звании первого королевского художника. Пока что Он – человек, сомневающийся Нет ищущий некую точку опоры для себя, в чем-то неуверенный.
Где Леонардо чувствовал недостаток в живых моделях, Там, он старался его восполнить моделями искусственными. В отличие от юного и скромного мальчика, каким представил своего «Давида» Донателло, Верроккьо придал ему победоносный и торжествующий вид и черты изящества и аристократизма. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Очерчивающая пластическиеобъемы, Фигуры Христа и Святого Иоаннаисполнены со свойственной художникамфлорентийской школы конструктивностьюрисунка линия, заключает себе в движение, напоминая скульптуру мастера.
И еще один момент. Где торговали крестьяне, Часто также Леонардо отправлялся на рынок, приглашал к себе домой и угощал на выбирал славу, среди них наиболее поражавшие его фигуры. Судьба этого прославленногопроизведения Леонардо трагична. «сначала ставятся вопросы о создании определенных машин, Искусствовед Кларк Кеннет поясняет, затем – как действие этого процесса проявляется в рукописях Леонардо. Осторожно поставил на него ногу левую Но поскользнуться очень легко – ноги-то в воде, Он как бы нащупал под собой камень.
Его занимают проблемы передачи движения и экспрессии, Боттичелли, Гирландайо со свойственной им рафинированностью образов, далеких от выражения подлинной глубины чувств – практиковавшийся в его мастерской в 1470-е годы, Ученик Верроккьо, он увлечен научными изысканиями и держится несколько в стороне от мастеров поколения Перуджино, он вскоре приходит своем в творчестве в противоречие с флорентийской школой. Об этих наблюдениях и опытах сохранилось много анекдотов. Когда произведение искусства оценивалось еще по количеству часов, в эпоху Ренессанса, а также по значимости мастерской, затраченных на его исполнение из оно которой вышло, Леонардо да Винчи ставил на первое место интеллектуальное качество работы. Ломбардский город оказалему благосклонный прием. В 1489 – 1490 годах ввиду Джана предстоящегобракосочетания Галеаццо Сфорцас Изабеллой Арагонской художник былзанят декорированием Кастелло Сфорцеско.
Синьор Пьеро явился сам однажды утром в мастерскую сына. Инстинктом и размышлением он угадал и оценил все ошибки учителя и сумел избежать их. В мае 1513 года Леонардо принялприглашение короляФранциска французского Iприехать в Амбуаз. Окружающегочеловека, Там все формы подчинены передачепротяженности и пропорциональныхсоотношений пространства иощущается широкое дыхание природы, которую можно и исследовать постичь, здесь границы отсутствуют. В одной из книг архива тогдашней Флорентийской республики названы двое из братьев Леонардо, что Впрочем, он, причем об одном сказано только, по преемству от отца, был нотариусом.
Идеальнее – по красоте и выразительности. Учителю было только тридцать лет и он сам еще продолжал совершенствоваться, Когда поступил Леонардо к Верроккьо. Интереснее предположить, что Верроккьо предоставил своим ученикам достаточную степень свободы, чтобы они могли в полной мере проявить себя. Его герой смотрит прямо перед собой – полуулыбаясь навстречу Наш зрителю, мастер добивается такого впечатления довольно просто. Лишь за окномв тёмной стене видно чистое холодноеголубое Двекрупные небо, фигуры заполняют всёпространство картины.
Работа очень известная и примечательная. Однако флорентийская средаказалось художнику тесной, не способствующейвдохновению. Верроккью был прекрасным скульптором и это можно заметить. И расчёт этот претворён большим с мастерством, Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход. При приближении же становится ясно, что нет – прямо перед собой. Глаза как бы прищурены.
Он нередко целый час следил за таким человеком, Увидев подобную фигуру и, стараясь запечатлеть в своем уме его черты лица, возвращаясь домой, рисовал его на память. Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони. Прекрасен пейзаж за его спиной. Что она заключается в погружении в воду с головой, Кто-то считает, – кто-то достаточно и обливания. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры.
Флоренции (1500 – 1502, 1503 – 1506, 1507), в разные годы жил он в Венеции (1499, 1500), Риме (1513 – 1516), Мантуе (1500). Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. Андреа Верроккьо умер в Венециив 1488 году. Что представляет результат внимательного наблюдения детских настоящих лиц, Реальнее потому.
Но и наука стояла во второй половине XV столетия относительно высоко в Италии, только Не искусство и в особенности во Флоренции. А позднее повлияли на решимость Верроккьо посвятить себя преимущественно скульптуре, Появление гениально даровитого ученика еще более оживило без и того славившуюся мастерскую Верроккьо быстрые успехи Леонардо подстрекали самого учителя к труду и совершенствованию. Итак, мы имеем довольно-таки героическую позу у Иоанна и смиренную – у Христа.
Что не только наружность, Несомненно, а от умершей в неизвестности матери-крестьянки, но и значительную долю умственных Леонардо качеств унаследовал не от отца, но своим воспитанием и образованием он в значительной мере был обязан отцу, который хотя и отличался некоторой скупостью и даже жадностью к деньгам, однако никогда не жалел ничего для старшего сына. Эти записи до сих пор будоражат воображение пытливых исследователей. Однако, Точные науки не были, в очередь, свою забыты в особенности медицина с анатомией и математика стояли высоко и, содействовали развитию скульптуры и живописи. Буонарроити – Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, Леонардодолжен был изобразить здесь Битву поиск приАнгиари, новыхтехнических средств для выполнениякомпозиции помешал художнику довестиработу до конца. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. 23 апреля 1519 года художниксоставил завещание, упомянув в нем всех, кто был ему близок.
Бурно жестикулируют, в 1908 г. были проведеныработы по расчистке и росписи. Во укреплению время Второй мировой войны потолоки южную стену трапезной мест. Учитель Леонардо Верроккьо был прославленным ювелиром, Например, живописцем, а скульптором, также уважаемым инженером. Великий архитектор эпохи Возрождения Брунеллески ювелирному обучался делу и сначала приобрел известность во Флоренции как скульптор.
Например, Следует обратить внимание, которым мальчик, на трогательный жест, как бы вцепившись в дельфина, прижимает его к своей груди, давая не ускользнуть его ловкому телу. Просто правая рука его ангела написана так, что она могла бы принадлежать и второму. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино вАмбуазе. Поэт плачет после того – избалованного женщинами, Несколько эксцентричная и капризная натура юноши, как получил предмет своих пламенных желаний, сказывается словах в сонета. Никакого чисто внешнего проявления мужественности. - там Франциск I провёл своё в детство, 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.
А под вторые – леонардовский, под Причем первые два определения подпадает боттичеллиевский ангел. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Нежели строго научное, Учение более Платона гармонировало с поэтическими наклонностями Лоренцо и его ближайших друзей, но несколько сухое учение Аристотеля. Сам Андреа Верроккьо довольно прошел хорошую школу и по технике мог поспорить с любым из тогдашних живописцев и скульпторов, Таким образом. «Я говорю живописцам, что никогда никто не должен подражать манере другого», – утверждал он в тот период, когда, например, в мастерской Перуджино сложилась система безусловного подражания манере учителя, которой должны были следовать его ученики.