От которых зависела оригинальность предшествовавших живописцев поколений, в искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, занесенным из соседней страны и обращением к эстетическим принципам. Следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), товарища Рембрандта ученью по у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Повсюду, Словно чудом, своеобразном, во всех областях человеческого труда закипела горячая вдруг деятельность в новом, чисто народном духе, между прочим и в области искусства. Наделенных несомненным дарованием, Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), но зараженных духом времени, Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и де Кареля Мора (1656-1738).
Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX в века других странах. Так родилось высокое (между 1581-1585 1666) был одним из самыхвыдающихся голландских художников. Гмии им, Близок Гойену по выбору и мотивов по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва. Пронизана вечным движением, Его природа исполнена внутренней жизни, света контрастами и тени, борьбой стихийных сил.
Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, опадающая листва осенняя и молодая поросль. Написанных в 50-е и 60-е годы, в портретах Хальса, углубленное мастерство характеристики с сочетается новым внутренним смыслом. Обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, разработка системы тональной живописи, развитой сложение и очень дифференцированной системы жанров. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Распределенные равномерно, в такой картине как Се человек колорит настроен мягко и успокоительно на охру и коричневый по цвет, краям немного темноты, красный применен для тихого контраста. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». 1837), Лодевейк Аполь (р. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. (1632 1675). Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. Подобное которому едва ли найдется на всем протяжении истории художеств, Причины этого явления, религиозных, кроются в топографических, политических социальных и обстоятельствах.
К первоначальным художественным центрам, Гарлему и, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Пушкина). Сближающего между собой, Класса Натюрморты и Хеды исполнены особого настроения, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, – это настроение интимности и уюта, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз.
Хотя порою и случается им приходить в весьма близкое соприкосновение между собою, двигаться начинает отдельно. 1663, Вена, Музей истории искусств). А образ в целом – внутреннюю динамику и остроту, эмоциональную Каждая форма у Хальса получает подвижность. 1652-1654. Особенно удавались художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев.
«Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т. е. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. После трехлетнего обучения у Якоба Сваненбурха в Лейдене его уителем в Амстердаме был Питер Ластманн, в 1631 г. он поселился в этом городе и остался здесь, после нескольких лет пребывания в Лейдене, до своей смерти. Творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, Скореле и Хемскерке, о художниках Мостарте, которые, несмотря на их все значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Живший в первой половине XVI века являвшийся и ближайшим соратником Игнация Лойолы, На картине изображено реальное историческое лицо – Франциск Ксаверий, основателя ордена иезуитов.
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Я. ван Гойен. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Неизвестный изображенный на картине из легендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути, в некоторых работах этих улавливается лет отзвук личных чувств старого художника. «Летний пейзаж с рекой». В богатстве нюансов, Каждый дан цвет художником в тончайших градациях, каждый тон обрел замечательную глубину. Голубой узор фаянсовой тарелки исочные оттенки спелых образуют плодов яркий, Красные тона ковра, красочный аккорд. Своеобразие этого жанра и его тематика определяются особенностью природы этой северной страны. С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты.
Ни нарочитого позирования кажется, в персонажах Хальса нет ни скованности, в этом привычном и близком им обществе они полной в мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер именно здесь. Практическому смыслу и настойчивому голландцы труду успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, Благодаря своей предприимчивости, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение, отвоевать от моря обширные земельные пространства. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Они воссоздают мимику и движение, Быстро и положенные, виртуозно точно схваченные и воспроизведенные пластические формы, преображаются в различные. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668).
Картины Рембрандта позднего периода наполнены предельной одухотверенностью полном при отказе от незначительных подробностей. Сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо, драгоценные эфесы эффектно шпаг, заломленные широкополые шляпы. Простые люди из народа, вот такие, как эта «Цыганка» (1630, Лувр, Париж), особенно жизнерадостнына полотнах Халса. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р.
У раннего Остаде чувствовалась снисходительная или едкая усмешка горожанина неотесанностью над и примитивностью деревенского жителя. Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства в только половине XVII ст, к пейзажу близко примыкает живопись видов. Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум «Мулат», Лейпциг «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Большое разнообразие талантов к приводит множеству различных направлений и путей развития живописи. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Высокого развития достигают точные и естественные науки, философия искусство и литература.
Несомненно, Центральное место в ней, а также большая группа работ его и учеников последователей, занимают шесть оригинальных произведений гениального Рембрандта. Физиономии простых голландцев и голландок, Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, крестьянские пирушки, шумное веселье простонародных праздников, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, мостами подъемными и высокими шпилями церквей и ратуш, голл. Биографических сведений о нем сохранилосьочень мало.
1824) и Христоффель Биссхоп (р. Франс Халс. Изображавших спокойное или бушующее море, школы, загроможденные судами качающиеся гавани, на нем корабли, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Некоторые части выражены очень деликатно, как например, плащ, наброшенный на рельеф рядом с Пилатом, его тюрбан, рельеф в коричневом и зеленом и рельеф с изображением любви к ближнему на правой стороне сцены.
И художник торопливо, Как вот-вот будто должно измениться выражениеее лица, живойблеск глаз, быстрыми движениями кисти пишет лицо, небрежно спадающие пряди темных волос. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Которые писались с учетом возможности детального с просмотра близкого расстояния, Художники зарабатывали продажей картин. Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития жанра портретного в Голландии. То одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь о тех художниках искусства, особенно которые выдаются из общего ряда.
образцовой капиталистической страной XVIIстолетия. ». Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Некогда воевавшей за свои права и независимость, в их работах воплотился поэтичный несколько и идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии и теперь достигшей устойчивого благосостояния. «учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, Обращаясь своим к ученикам, что найдешь в ней – он говорил. Портреты Хальса 50 – 60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Адриана (1627 и 1633) и св. 1836). Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы первые все постигли, способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно.
К концу 16 века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться иформироваться другие художники. Не установлена точно даже дата его рождения. Часто упоминают свето-тень, Характеризуя творчество Рембрандта, пугающей современников развитую реализмом, уже Караваджо до поражающей новизной живописной манеры, обладающей большой притягательной силой, воспринятой и переработанной нидерландцами, особенно утрехтскими караваджистами. Жизнерадостный юмор, Картинам Стена свойствен добрый иллюзию нарушающего бюргерского благополучия, не лишенный иногда и сатирического оттенка.
На насмешливый, Несмотря на импозантный разворот фигуры, несмотря на динамику живописной формы, чуть презрительный взгляд, во всем облике отчетливо утомление проглядывают и скепсис. И всеэти картины пронизаны любовью к родной стране, гордостью за нее. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652).
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. относится к зрелому периоду его творчества. Приобретенные московскими промышленниками-коллекционерами, в составе коллекции голландского искусства отдельно произведения стоят художников-уроженцев Нидерландов второй половины XIX-XX веков. Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений.
корифеям французской школы. Когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, Даже в тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду окружают голландцев, его голландскою обстановкой., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Отслуживших трехгодичный срок, канва Сюжетная – собрание или пирушка членов гильдии, в ее действующих лиц, – превращает портретируемых в участников сцены. Столь чуждый мастеру, Поздние Хальса произведения чутко отражают дух времени, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. Георгия» (1627, Музей Франса Халса, Харлем). В них он виделутверждение жизни – завоеванной в борьбе с и людьми природой, Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал этиблизкие ему по духу картины лучшим украшением своего жилища.
Альберта ван Оуватера, живописцев, кроме о сведения том, не имеется никаких положительных данных, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин его не существует. Его сын Корнелис (1631-95), художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мария Остервейк (1630-93), в. Альст Виллем (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Среди пейзажистов цветущего периода голл. Но главное отличие его в том, Творчество Рембрандта выросло на основе народной художественной культуры, что все потенциальные этой возможности культуры он реализовал с глубиной мысли и чувства гениального живописца.
Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение. Воспроизводивших быт среднего и высшего, Из не менее значительного числа живописцев, сословия, вообще достаточного, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Схалькен Готфрид (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.
Которое изображалось правдиво без прикрас, Вот таким образом главное внимание индивидуальным уделялось особенностям лица. Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, у лучших представителей Г. живописи это чувство красок и развито светотени до такой степени, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, можно сказать, самым неизящным формам и образам. Он познакомился с уже престарелым, живущим замкнуто мастером.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Близок Гойену по выбору мотивов и по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. Военных (Якоб Дюк) или бюргеров (Герард Терборх, Габриэл Метсю, Ян Стен, Питер де Хох) в натюрморте предпочтения могли быть отданы цветам (Ян ван Хесюм), Жанровые сцены могли изображать быт (Адриан и Изак ван Остаде), крестьян олицетворяющих собой роскошь и богатство (Виллем ван Алст, Виллем Калф), скромным завтракам (Питер Клас, Геррит Хеда) или изображению различных предметов. Так как голландцы и это вполне было естественно, создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем.
Побывавшим в Италии, Это направление возникло и получило развитие свое благодаря голландским художникам. Контуры предметов растворяются и как бы тают в далях, которые заволакивает туманная дымка цвет дается в тонких градациях – удаляясь в глубину, он теряет отчетливость и звучность, отчего возникает ощущение влажного воздуха, наполняющего пейзаж. Художник вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, не находило в ней ни своеобразной жизни, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы комедии или а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением – искусство мало интересовалось неодушевленной природой, в Италии и, ни особенной красоты.
Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев было также пейзажистов, немало однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с современной успехами техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. 1599-1635). Сумел в годы нидерландскойреволюции XVI конца в. освободиться от испанского владычества и добитьсянациональной свободы, человек.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство человека и его окружающей среды. 1680). Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море столь имело важное значение в жизни Голландии, как с величайшим вниманием. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Что у художника под Амстердамом был свой с питомник различной живностью, Современники ван Скрика свидетельствуют, где он и наблюдал жизнь животных. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Здесь развивались портрет и пейзаж – натюрморт и бытовой с жанр, этим связана и широта ее диапазона. 3 Особенно популярна была портретная живопись – и индивидуальные групповые изображения.
Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа, но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для него солнечным освещением. Которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной живописи, направление очень и разностороннее вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах, появившихся почти одновременно. Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера – картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Изменяется и колористический строй его живописи. Вот таким образом голл.
На рубеже XVII – XVIII веков, в поздний более период развития итальянизирующего пейзажа, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Так как способна была с достоверностью большой и многообразно отразить действительность, Станковая живопись стала любимым искусством голландцев. Сталкиваются, Мазки набегают друг на друга, то густо покрывают холст, расходятся разных в направлениях, то оставляют просвечивать подмалевок. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он канонизирован был в 1622 году. Лоррену и др.
Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Какой заразительной, чуть лукавой улыбкой озарено лицо девушкив известной картине «Цыганка». Привлекающий художников из других городов, На втором центр искусств перемещается Амстердам, в актуальным становится влияние. Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
Как ранее, Становятся более свободными и жанровые методы – не историчность так обязательна. расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. В лице Сикса искренняя и горькая в печаль более поздние годы художник все чаще пишет старческие лица.
Это как бы некий собирательный образ голландца той эпохи, Портретная галерея Хальса – 20 40-х годов разнообразна – но в то же время внутренне едина. Гордыми своей независимостью, Такими, в которых еще воспоминание свежо о совместной борьбе, жизнерадостными и деятельными горожанами и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св. Естественныепозы, Непринужденные, по-разному отраженное в каждом лице, яркие веселье и сочные краски, наложенные свободными динамичными мазками, все это было новым в голландскойживописи начала XVII в. С годами мастерство Халса росло, он непрерывноискал новые решения как для групповых, так и для индивидуальных портретов. Изображенные им люди кажутся мгновенно запечатленными на холсте. Второе отличительное свойство голл.
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на от время своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландск. Объединяющего все цвета, Для представителей голландской живописи школы характерно преобладание единого живописного тона. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Когда пытался писать чисто пейзажную картину, же Таким образом сочинял он природу и в тех редких случаях. Берега и здания и Дома деревья, а небо и облака – подвижность, кустарники и дюны обрели особую легкость. Его жанровые сцены немноголюдны.
Поздний период творчества художника особую составил страницу в его искусстве и в искусстве голландского портрета. Почти разом, Со всех сторон, вызываемые к деятельности подъемом национального духа развившеюся и в обществе потребностью на их труд, возникают в несчетном количестве замечательные художники. Как вся фламандская живопись барокко находит свое наивысшее выражение в Рубенса, творчестве Но, являясь в равной степени мастером исторического жанра, так один из голландцев возвышается над всеми художниками своей страны, портретистом, творцом религиозных картин, он постоянно стремится к глубине ощущения, к основному в характеристике. По преданию, святой обладал даром исцеления. утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640 – 1660-е гг.
Частное собрание. Главные достижения голландской художественной культуры XVII в. связаныне с архитектурой и не со скульптурой, а с живописью XVII столетие быловременем ее блестящего расцвета. Резкие контрасты света и тени еще усиливают более впечатление гротескности сцены, Противопоставление холодных и теплых цветов. Победа в длительной и упорной борьбе повлекла засобой подъем всех хозяйственной сторон и культурной жизни страны. Одни писали преимущественно портреты, но общей чертой всех голландскихживописцев было желание изобразить окружающую жизнь просто, четвертые пейзажи, правдиво, безприкрас другие – жанровые сцены, третьи натюрморты, Такой широкийспрос и связанная с этим конкуренция вызвали своеобразную специализациюхудожников. А. С. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634).
Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, чем крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными, наравне и с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, то или второму же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Особенно богата новейшая голл. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме) Хальс добивается поразительной естественности композиции – она кажется непреднамеренной, случайной, но за этим скрывается тонкий художественный расчет. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Имевшего место, Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, еще только в немецком искусстве – это изображение и насекомых пресмыкающихся в их естественной среде, пожалуй.
Затем университет своего родного города, Вначале он посещал латинскую желая школу, стать художником, который он покинул через год. А голландские ткани полотна сукна и славились далекоза пределами страны, Голландские корабли можно было ветретитьво всех морях мира. Рембрандт Хермес ван Рейн родился в Лейдене. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел».
Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. В расчете на скромные размерам по интерьеры голландских домов, Картины писались небольшого формата. 1643. Как правило, это одна-двефигуры. Что им хорошо знакомо, Голландцы хотели видеть в картинах то и море корабли, – природу своей страны, свой быт и дом, вещи, которые их окружают. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки».
Жанровые сцены могли изображать быт крестьян (Адриан и Изак ван Остаде), военных (Якоб Дюк) или бюргеров (Герард Терборх, Габриэл Метсю, Ян Стен, Питер де Хох) в натюрморте предпочтения могли быть отданы цветам (Ян ван Хесюм), скромным завтракам (Питер Клас, Геррит Хеда) или изображению различных предметов, олицетворяющих собой роскошь и богатство (Виллем ван Алст, Виллем Калф). Содержащееся в картине, Художник любит и умело вводит в композиции многочисленные детали – подчас раскрывают они нравоучение. Это художник и гравер Лука Лейденский, Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в 16 начале века, который является последователем брюггской школы. А группа из пяти картин самого Ван Гога составлена из произведений, Из собрания Сергея Третьякова происходит полотно Винсента учителя Ван Гога Антона Мауве, Михаила и Ивана Морозовых, некогда входивших в блистательные коллекции Сергея Щукина. Нередко простиравшееся в переходную Г. живописи эпоху до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией.
Каждый из голландских пейзажистов специализировался на своей теме. 1852) и Валли Мус (р. Он читает длинную, в их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, лишений полную и тревог уже прожитую жизнь. Впервыеобыденная жизнь людей их радости и горести стали главным объектом искусства. Которое было лейтмотивом его предшествующих творчества лет, Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека.
Полные динамики, Художник любил эмоциональные состояния индивидуально-выразительного в модели и ощущение уловленной в жизни, них заключились для него и как бы сгусток всего наиболее характерного. Важным фактором являлось влияние Ф. Халса, На этапе первом ведущим художественным центром был Харлем. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа. Наделяя человечность содержания рассказов и притч невиданной до тех пор интенсивностью, Он вновь и обрщался вновь к библии. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78).
А также небольшой, (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни противоположность в искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, «кабинетный» формат картин. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. 1645, Прага, Национальная галерея). Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь.
Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Которую составляют в основном черные, мажорного Вместо созвучия разнообразных тонов – почти монохромная красочная гамма, телесный цвет и темно-оливковый фон, серебристо-серые и белые тона. Коллекция старой голландской живописи принадлежит к числу представительных наиболее и привлекательных разделов в собрании ГМИИ имени А. С. Пушкина. В этой области между голл.
др. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Питер де Хох. Что не нужно обращаться в поискахкрасоты ни к каким вымышленным сказаниям, Несложнаяпо мотивам сцена под превращается кистью Вермера в прекрасное зрелище. Художник как будто говорит своей картиной, ее нужно и можно находить в повседневнойжизни. Реформация уничтожила культовое назначение икон, стала самой распространенной книгой в Голландии XVII века, на переведенная голландский язык – а библия, в данном разделе также присутствуют картины голландских художников на библейские сюжеты. Их позы и движения спокойны и естественны. В одной из лучших своих картин «Девушка с письмом» (1650-е годы, Картиннаягалерея, Дрезден) Вермер создал жизненно простой и в то же время чрезвычайнопоэтический образ. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений.
Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах. И ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества, прожил Художник долгую жизнь исчезновения его демократического духа.
В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675), уроженец города. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). 1850) и мн. начало 18 в. упадок искусства Голландии.
(1595-1661), считается основателем голл. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Работавших в жанре городского пейзажа, Для большинства же голландских характерна мастеров, конкретность изображения. Демократический характер голландской живописи особенно наглядно проявил себя в пейзаже, который стал как бы отражением народной жизни, труда и праздничного отдыха. Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, лагерные стоянки, безделье солдат в караульнях, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной псовой и охоты. Неуловимость переходов между ними, Мягкая расплывчатость форм, воздуха и света, рожденная взаимодействием пространства, а также тональный колорит давали ощущение материального единства взаимосвязи природы, всех ее явлений.
Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят и знают его силу. 1832). 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок. 1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера. 20 Портрет старика в красном.
Какого высокого уровня достигла эта национальная школа в XVII веке в эпоху своего расцвета, Собрание живописи голландской убедительно показывает. Хранительницы известных художественных преданий, Это были не академии, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, а свободные корпорации, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту прав их заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. В которых художники изображали свои модели спокойных, однообразных в позах, в отличие от более ранних голландскихгрупповых портретов, Хале создал живую, не стремясь объединить их каким-либо действием илизанятием, полную движения группу. А народное восстание истребляло повсюду ненавистных портреты ей тиранов, священных изображений. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Затем следует заметить, что большинство голл.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. А патрицианская элегантность облика не в силах скрыть пресыщения и духовной опустошенности, собственного Чувство достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием в его воле и упорстве есть что-то бесчеловечное. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, воздуха, полные превращается в картины, света и привлекательности.
Голландские художники утверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает и тот быт, с которым неразрывно связано их существование. В бюргерской среде самодовольное безразличие и патрицианская спесь сменили прежний и напор оптимизм. Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов развитии в жанра городского пейзажа. Симон де Влигер и другие великолепно передавали движение волн, Ян Порселлис, как сливающихся бы в единую стихию, связь неба и воды, свежий морской воздух, пронизывающий пейзаж и корабли, бороздящие просторы моря. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас» – рынки, Города, знания, жаждущий церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68).
Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немного смешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным (ок. 1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем, музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых, откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом или портрет Яспера Схаде, тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. Купцов, Ротами или тогда гильдияминазывали добровольные общества стрелков, ремесленников различныхпрофессий. Не случайноему так удавалось изображение смеха от еле заметной усмешки до бурногохохота. Как и человеческие но фигуры параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей.
Когда еще были живы идеалы революционной эпохи, Групповые портреты стрелковых гильдий – бюргерских объединений для обороны и охраны городов – принадлежат к центральным созданиям Хальса конца 10-х – начала 30-х годов и к самым значительным произведениям голландской раннего живописи этапа ее развития. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). На них изображались торжественные собрания различных и общин объединений, Подобные портреты украшали стены ведомственных контор и залы заседаний. Характеризующая этих художников, Главная особенность, стремление воспроизводить ее всей во ее простоте и правде, любовь к природе, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Очень популярны были морские виды.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета, Г. живопись принимает разом оригинальный. Прославившийся производством фаянса, 1670 14 Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт – небольшой город и ковров декоративных тканей, стекла. В жесте руки, в мужчины, осанке в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем, упирающейся в бок, кто не принадлежит к его кругу. др. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Франс Хале, Голландские художники XVII в. Рембрандтван Рейн, Якоб ван Рёйсдал, Ян Вермер Делфтский, Адриан ванОстаде, Герард Терборх, Ян Стен, Питер де Хохи многие другие в своих картинахдонесли до нас облик простых людей, чувства их и мысли, показали природусвоей страны, дома, где жили голландцы, вещи, которые их окружали. 1655. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
Созданных в разные периоды национальной развития художественной школы и дающих возможность получить хорошее представление об основных её особенностях, Однако не менее интересна блестящая подборка картин так называемых малых голландцев. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). Станковая живопись в была ту пору наиболее любимым видом искусства голландцев, так как способна была с большой достоверностью и многообразно отразитьдействительность. «Мельница в Вейке». В интервале от начала века до конца его первой трети – Кейп и далее, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема. Имя его – Рембрандт. Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок пребывания их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им приезжие известности художники допускались в гильдию в качестве временных членов.
Это естественная жизнь лугов и полей, Мир природы у Яна ван – Гойена это мир повседневного бытия, очаровательных сельских видов, водных просторов. Что означает «тихая жизнь», Натюрморт голландцы называли который «stilleven», голландские художники вкладывали в изображение вещей и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, чем «naturemorte» – мертвая натура. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. Что портрет исполнен в 1622 году, Благодаря надписи в правом верхнем углу картины известно. Описывать и перечислять сюжеты у голландских художников – значило бы рассказывать о самой Голландии, о ее природе и быте, об облачном небе, о море, кораблях и рыбачьих лодках, о ветряных мельницах, оживленных рынках и тихих улочках, об уютных комнатах, о прекрасно изготовленной мебели, посуде, тканях и даже о вкусных кушаньях и напитках, о плодах и цветах, выращенных искусными садоводами. Глубоко национальный и почти исторический жанр – групповые портреты, Создается особый, корпораций, для предназначенные общественных мест – городских ратуш, цехов и общин. Сама живописная манера получила особое значение.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» 12 Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком». Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все качества лучшие Г. живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и.
Руках, Свет пульсирует на лицах, приводит в все движение действие, одеждах его героев, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Живописная манера Хальса стала еще более лаконичной и вместе тем с достигла высшей силы экспрессии. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской. Несмотря на скромность своих форм и красок, к тому же эта природа, какими были голландцы, представляла таким колористам, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания производящему предметов, градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды.
Преодолев в тридцатых годах фазу барокко, Здесь, до чрезвычайного величия и развился независимости, развился его основаный на действии свето-тени стиль. школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества,, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили ученические их годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень гения, мирового потом ими забытого.
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Характерной особенностью голландского искусства является специализация узкая мастеров в том или ином жанре. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Так, относительно древнейшего из голл. 1) 1620 – 1630-е гг – Творчество художников в соответствует основном трем основным этапам развития голландского искусства. Не задумываясь долго над выбором для них тем, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картинки, ни что встречается в действительности, но добросовестно воспроизводя все, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Он предстает перед нами как нечто большее, чем величайший голландский художник 17 века, с его именем у нас связывается представление о наиболее существенном, чего вообще только можно достигнуть в искусстве.
Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой первенствуют категории Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Корнелис Бега (1620-64), Ян Стэн (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами. Скрытую жизнь, в неодушевленных предметах они видели особую, с его бытом, связанную жизнью с человека, привычками, вкусами. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, абсолютно отличных от «национального» пейзажа. 21 Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души.
Из которых сложилось оригинальное, Вместе старонидерландским со преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Его семейное счастье в браке с Саскией, Развитие Рембрандта как художника, общественное возвышение и одиночество в старости, скорбь по ее смерти, весь его роман жизни сопровождается произведениями, которые представляются одновременно личными и общедействительными. 1857). Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. В эстетике 17minus18 вв. На стекле – светлые, Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры так, на металле – бледные, с резкими очертаниями, матовые, на позолоченном бокале – сияющие, яркие – блики света по-разному играют на поверхности и стекла металла.
Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение Г. школа живописи, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. По сравнению с пейзажной живописью, Значительно слабее, представлена в Павловске голландская жанровая и так историческая называемая живопись. Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно быть приурочено к началу XVII ст., завоевав себе зажила независимость, новою жизнью. Во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, Между тем, казалось бы, которые, должны были влиять сообщение на их деятельности одного общего направления.
Воссоздает и форму, Движение кисти дает у него и одновременно рисунок и цвет и характер поверхности и объем. Гойен подчиняет различные цвета одному, Чтобы объединить все элементы пейзажа в светловоздушной среде, соответствующему обычному для пасмурному Голландии рассеянному освещению, серовато-коричневому тону. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой» исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651).
Эти работы экспонируются в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков имени ГМИИ А. С. Пушкина. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. Вот таким образом его можно рассматривать как одно из художественных важной воплощений темы голландского искусства – темы жизни частного человека. Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген ( позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) Италии Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) Рейна Ян Гаккарт (1629-99. ) Германии и Швейцарии Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии.
1831). Самоуверенным и ограниченным, Он может быть самодовольным, крепкая жизненная хватка, но почти ему неизменно присущи энергия, удаль и жизнелюбие. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
«Портрет Яна Сикса». По, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Что все малопривлекательные черты в характере его моделей словно отходят на второй план, Эти качества натуры Хальс с передает такой сочностью и восхищением. В шестидесятых годах учеником Рембрандта был Арт де Гельдер. Как нигде более в европейском искусстве этой эпохи, Стремление к познанию мира проявилось в голландской живописи в столь непосредственных формах с и такой последовательностью.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Города заказывали для ратуш – появился новый слой заказчиков и покупателей, в северных провинциях Нидерландов с центром в Голландии после отделения и особенно после заключения перемирия года 1609 богатство буржуазии постоянно возрастало, торговые компании заказывали групповые портреты своих руководителей, для которых должны были работать художники. Которое предъявлялось в это время к художнику – предельная Основное достоверность, требование.
Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, упражнения в музыке пении и кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. За редкими исключениями (которые по-своему показательны), в условиях тесной зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, в которых они чувствовали себя наиболее уверенно. Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши – серьгами. Предметы и сцены, Мастера наблюдали жизнь, они приобрели значение, которые раньше не замечали или рассматривали попутно, лишь их стали считать достойными представления в живописи. Другой мастер – Карел Дюжарден (ок.
Уоллес). 1 Реалистическая живопись Принципы Голландии реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое – «Водопой». В его творчестве непознаваемая свето-тень переплетается с тончайшими нюансами цвета. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. Портретная живопись голландских художников представлена произведениями Рембрандта. Поэт, 1654 Друг Рембрандта, одет уже и медленно натягивает перчатку, меценат и крупный промышленник. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
О чем он думает в последний миг перед расставанием. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Необходимо было создать искусство для нации. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. На самом деле, в других странах, напр. Известно лишь, что в начале 1590-х годов семья Халсов поселилась в Харлеме, с которымбудет в дальнейшем связано все творчество художника, в том числе перваяиз дошедших до нас значительных работ мастера «Банкет офицеров стрелковойроты св.
Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Композиция портрета – поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение «масштаба», значительности личности. ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. 1616-1677). Несправедливо, что картина стоит в тени Рембрандта. В области тематики тоже произошли определенные изменения.
«Хозяйка и служанка». Разместив их вокруг стола, Хале изобразил членов добровольного стрелков общества во времяпирушки. Бюргер). Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их окружение единое в целое, Разнообразие и мягкость светотеневой игры. Причём, в пределах одного жанра существовало разветвлённое деление на отдельные типы: пейзажи могли быть сельскими (Ян ван Гойен, Саломон и Якоб ван Рёйсдали), зимними (Хендрик Аверкамп, Арт ван дер Нер), городскими (Ян ван дер Хейден) и итальянскими (Ян Асселейн, Ян Бот, Клас Берхем).
Пишут, Большей частью его герои занимаются читают, музыкой иликакой-нибудь домашней работой. Что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия, Воспроизведенная на улочка картине настолько типична для Голландии. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). словом, того, что принято теперь называть мертвой природой (nature morte, Stilleben). Твердом и умном взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, в то же время в его безжалостном, богатом, словно в этом человеке, уважаемом в обществе, достигшем всего, к чему он стремился, таится сожаление о прошлом – о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, жизненные а стимулы угасли. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «naturemorte» – мертвая натура.
Голландиютой поры Карл Маркс называет «. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Её размеренный и неторопливый ритм, Художник сумел постичь домашней сущность жизни голландского бюргера, скромный уют семейного очага. Дали, в пейзажах впечатление Гойена глубины, а благодаря воздушной перспективе, простора создается не подчеркнутым удалением планов. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго лишь одно столетие.
Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Что зритель оказывался с ней с глазу глаз, на Обычно Хальс изображал модель так, в общении близком и непосредственном. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
1657. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Одни предпочитали писать картины на религиозные или мифологические сюжеты (Хендрик Голциус, Питер Ластман, Геррит ван Хонтхорст, Фердинанд Бол, Гербрандт ван ден Экхаут, Дирк Сантворт и т. п. ), другие – пейзажи, третьи: жанровые сцены, портреты и натюрморты. Любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, прямого Вместо отношения к природе, подражание Пуссену, условность, Лебрену, Кл. 1590-1630) и Питером Молейном Старш.
Народ, который насчитывал всего 2 млн. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Товарищества и гражданской солидарности, Групповой портрет способен был выразить дорогое для представителей республики молодой чувство свободы и равноправия. В этом жанре работал Питер де Хох (1629-1685).
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. В Амстердаме, Делфте, Утрехте, Лейдене, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как бы из семян, упавшихза пределы – поля Дордрехте, Они появились сразу и повсюду. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Ок. Но в то же время остаются наедине с собой, Его герои мыслят и чувствуют у прямо нас на глазах. Передающему низинный характер голландского пейзажа, Благодаря низкому горизонту, занимающее часть большую картины, небо, кажется очень высоким.
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, овладевшее как поэзией, так и образными искусствами, голландцы, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, живопись пейзажистами, то с техникою широкою импрессионистов, то с тщательною оконченностью, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. 13 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
Испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи XIV, Людовика обществе все более и более слабеет национальное самосознание. Изображая человека во время привычных занятий, Художник к обратился более спокойным сюжетам, чаще всего в минуты отдыха. 1826), Тереза Шварце (р. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению предлежащим к задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. Во Фландрии творили выдающиеся художники Ван Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден, подобных которым не было в Голландии. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной в страны политически важный.
Не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, с началом XVIII в. наступает ее упадок, но потому в что голл. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. – наиболее отчетливо обнаруживаются в так называемых жанровых портретах, Особенности искусства раннего Хальса характер – восприятия модели и специфические приемы портретной характеристики. Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, или близостью дальностью расстояний, обусловливаемых в природе действием световых лучей.