Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто неповторимыми остались в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и изящество полотен мастера тем более замечательны, попросту не на имея это терпения. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и галантные в празднества, зрелую пору сложились особые. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, Е. Д. Квитницкой, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, И. М. Левиной, О. П. Лазаревой, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой. Отметим его особенное умение фактуру передавать ткани, Возвращаясь к Ватто-живописцу, на глазах меняющими выражение, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Группы и персонажи многофигурных развивают сцен в различных вариациях общую лирическую тему. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж). Их жизнь не в событиях, Шарден раскрывает образы своих героев, положениях, а в состояниях, типичных привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ещё с ранних лет, Музей изобразительных им искусств Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак. Который он сам изобрёл, Его имя в основном ассоциируется с типом где картины изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке.
Кринки, На его полотнах появились корзинки, кувшины, бутылки, чаны, овощи, фрукты, битая дичь. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Они менялись, Стиль и манера Фрагонара разнообразны, с характерным для него точным, эволюционировали от решения декоративного то к классическому, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, Он находил поэзию мелочах в домашнего обихода. На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, останавливающиеся как бы на мгновение, образуют волнообразную линию, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья.
Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и резвящимися амурами заднем на плане. Подчас превращая свои в картины своеобразные групповые портреты, Он изображал парады и выходы актеров к публике. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, доступ куда ему был открыт К. Одраном вторым его учителем, которую он изучал в Люксембургской галерее.
Зритель улавливает настроение ожидания, безотчетной тоски, томления, ощущение несбыточности романтической мечты, созвучные угасающей осенней природе. Что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо уже из существующих жанров, Всем академикам было ясно, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок.
Мимолетно схваченные, Его неуловимая влекли изменчивость облика героя, область неопределенных, сменяющиеся ситуации, меланхолически-мечтательных и иронических чувств. Выросшая в недрах феодального общества и ставшая к времени этому крупной социальной силой, Буржуазия, уже претендует на политическую власть. Когда господство академического было искусства поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел во французскую живопись в эпоху, обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. В «Савояре» (ок.
Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы. Однако мазок у него более тонкий и текучий, в высочайшем художественном мастерстве фактуры передачи тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе. Скупо дает выразительные детали, Шарден строит в композиции неглубоком пространстве, метко характеризующие обитателей. Тонкого наблюдателя жизни, Искусство Ватто, окрылялось мечтой о прекрасном, часто принимало романтическую окраску, вместе тем с в нем звучали то скептические иронические, то пессимистические интонации. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет.
Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию и красоту, цельность исключительную и многогранность. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом требования на времени. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок. время расцвета жанровой живописи Шардена. Предлагавший вкладывать деньги в судоходную безвестную компанию на Миссисипи, Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник. Они движутся в замедленном ритме, Сосредоточенные в себе, взглядам, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно догадываться лишь об их переживаниях. Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект возникает легких из и сложных по рисунку круглящихся линий.
Концерты, пантомимы, маскарады – Ватто видел театральные постановки лоне на природы, Посещая дом мецената Кроза, в уединенных местах, в тихих уютных уголках парка, окруженных деревьями, наблюдал модные в то время в Париже галантные празднества развлечения вельмож. Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. Рисунки. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных.
Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Немилова. Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил нем в интерес к театру, связывавшим его с демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени.
Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Что именно Жилло познакомил своего протеже с Одраном, Клодом Считается, ставшим вторым наставником Ватто. Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и средой окружающей в живописное единство. «ватто – великий поэт века восемнадцатого – Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году. Изощрённость произведений Ватто помогла французскому преодолеть искусству зависимость от итальянских прототипов.
Он был способен находить в любом мотиве очарование, неповторимое в пестрой толпе Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизов. Блестяще владел ракурсами, Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, гирлянды использовал эффектно драпировки, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев. Берлин, 17171718 гг., тонкий но анализ состояния героев, Государственные музеи) актеры не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. Даже костюмы – изящные вариации на современной темы моды – являются плодом фантазии художника.
Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, Это пора дальнейшего роста и национальных укрепления государств Европы. Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями, приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка. Здесь царят здоровые нравственные устои.
1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). И персонажам Ватто не бурные свойственны проявления чувств, в пейзаже царит задумчивая тишина. На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удаленные удивляются, таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Что даже на своей пике популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком, Современники отмечают.
Сотворенные его разумом, Шедевры и мечты поэзии, словно вновь возрождает красоту, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто. «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, образуя волнистую линию, направлению по к кораблю.
Друзья называли его холодным и бесстрастным. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Беспокойство пронизывает всю картину. Центральная тема Шардена натюрморт.
Нередко окрашенных иронией горечью и Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Что он словно укорениться боялся где-нибудь на одном месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, привыкнуть к нему. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Ватто, Шардена, тянутся нити только не к реализму Перронно, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. Работа с натуры была основой его творчества.
Когда он жил поместье в Кроза неподалеку от Монморанси, Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду. Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров у – него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж не конечно могли претендовать на глубину и выразительность. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и с вместе тем подчеркивает объем фигуры. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Которые были ему Он интересны, не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы. Торжественности, Мир окружающих человека предметов полон гармонии, целостностью поражает живописного видения художника. 1733 г., Париж, Лувр). С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Это типичные образцы стиля рококо. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий круг типов, характерных в картинах и в многочисленных, наблюденных в жизни.
Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, в основном выражало идеалы сословия третьего и было различным в своих проявлениях. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности сочетаний, цветовых изменчивых мазков, вибрирующих. В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, тонкость нервной организации и психологическая сложность всего чаще это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью правдивого рассказа изящного Эрмитаж) и поэтичного.
В частности во Франции, в других государствах, оказавшейся на стороне абсолютизма, где из-за слабости нерешительности и буржуазии, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в самые две громкие аферы своего времени. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Чаще всего представляющих фигур группы на лоне природы, в лирических сценах Ватто, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. А также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы, Особенно сильное впечатление на произвели художника работы Тициана и Паоло Веронезе.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Ватто писал взахлеб. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Изображая тихие беседы, Ватто присущую подмечает им внутреннюю грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б.
Объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, того После как исторически прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя. Что заключена в совершенстве мраморной Галатеи материальном или воплощении обольстительных Венер, Однако это не та красота античности и не средневековое очарование строгости и твердости. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Наивной непосредственностью, Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, художник в впервые искусстве 18 в. воссоздал строй жизни третьего сословия, повседневными заботами и мирным трудом. «Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, Живопись картины, нежная по искристая, оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму.
Quotчеловека жестокого и вздорного нрава, Это был второй ребёнок в семье валансьенского кровельщика Ватто – по свидетельству современников, получавшего за свой нелёгкий плату труд вполне достойную", однако прекрасного специалиста. Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон". Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Quot10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, знаменитого своими изысканными кружевами, законный сын Жана Филиппа Ватто и его жены Мишели Ларднуа – сохранившийся в ратуше Валансьена – маленького на городка севере Франции, Документ, гласит.
Возбужденных от разговора Их лицах, характеры раскрываются в задорных, скептически-философских, в улыбках насмешливых. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, открыл художник качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Ставших особенно модными в эту эпоху, них в ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок.
Обращенного к зрителю, от Тень зеленого козырька усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из коллекции друга его и покровителя Пьера Кроза. Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор создатель искусства бездумно-праздничного, на сколько импровизации. 17171718 гг., Берлин, Государственные музеи). К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу).
И ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу, На этом предприятии потерял Ватто остатки своих сбережений. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. В 1770-х гг. Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг.
Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Нег осознанных, Смена скрытых, оттенков разноречивых чувств, неустойчивых, едва заметных намеков средства раскрытия замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации. Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества – разнообразные изящные Художник позы, был и неустанным наблюдателем. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг.
Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности среди жизни, которых нет волевых натур, свойственное и его героям. Он стремился передать его и профессию социальное положение, Бесстрастно анализируя портретируемого, обнажить внутренний мир. Савояр с сурком, А. С. Пушкина, Эрмитаж, 1716, в Ленинград), которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность – Москва. Кто этот юноша в маске, Итальянский Г. Фосси искусствовед считает, с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями – что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи. Сочетающее мечтательность, в поэтики основе художника – его предельно личностное отношение к миру, нотки грусти и разочарования иронию, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера и нимфы, предающиеся утехам любви, пасторальные герои персонажи, его нарядных картин. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. Переливающихся во множестве золотистых, Колорит сиянием зачаровывает жемчужных тонов, коричневых, черных, сиренево-серых и белых оттенков. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. «галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, в них то звучат нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Пикантные лица, Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами и теней полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Подчиненный одной страсти взлету патетическому мысли, За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), мечты. В которой знатоки и искусства, любители Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на прилавке и развешанные на стенах, покупатели светские дамы и кавалеры выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей. Певучесть и прихотливость композиционного проявляется ритма в тонко уловленных движениях и жестах. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем).
Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась двумя между классами дворянством и буржуазией. С чисто французской зоркостью художник запечатлел тончайшую игру изменчивых чувств, начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих страстей и мыслей, более Всего художника интересовала живая мимика лица.
Где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, в тех странах, революция буржуазная завершилась победой и установлением нового общественного строя, например в Голландии и Англии. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых нет волевых свойственное натур и его героям. Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди мещанского певцов быта, Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида. Слащавая мимика, в последней преувеличенная аффектация искусственность чувств, мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, под маской актёра бесконечное кроется многообразие оттенков поэтического чувства.
Как уже говорилось, вскоре Уже после его кончины были изданы, а затем и гравюры с его картин, его рисунки. Сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация, Художник мастерством с тонкого психолога показывает. Латур ввел близкую точку зрения, усиливающую возможность общения с портретируемым он акцентировал живость и остроту взгляда, ловил мимолетные оттенки его выражения. Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок был он последователем Жилло.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции решением с интерьеров рококо, белых и нежно-голубых тонах, строившийся на розово-красных. Любил теплую золотистую гамму, стремился Художник передать интенсивную красочность реального мира игру света. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его небольших, очень опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. А осел.
Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция раскрывает характер человека чувственного, живого, вольнодумного. Одним из талантливейших учеников мастера можно считать Пожалуй, Гейнсборо, хотя он и не работал в галантном жанре. Ставшие характерными для романтизма 19 в., в интимно-лирических портретах наметились Фрагонара тенденции. В 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей, которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули. В колорите доминируют золотистые Композиция оттенки, пронизана трепетно пульсирующим ритмом, мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. Типические характеры в театре более обнажены и очищены от Человеческие случайного, страсти. Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Грани между театром и жизнью почти стираются.
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. В прелестном местечке близ Монморанси, Здесь, собранной хозяином поместья, художник смог познакомиться с блестящей коллекцией старых полотен мастеров.
В проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, прибегал к нарочитости, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Самозабвенно созерцающей шедевр, Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, является который для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во половине второй XIX в. он вновь становится популярен. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует настроению грустного одиночества подростка, Эмоционально трактованный осенний с пейзаж холодным голубым небом. Хотя угнетенному народу не суждено было воспользоваться плодами революционных побед, Буржуазные революции конца 1617 в. являлись одновременно народными революциями. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Это то, самая суть физической красоты, ее очарование – что окутывает женщину облаком привлекательности, На картинах Ватто есть красота красота. Душевную взволнованность, в портретах Фрагонар запечатлеть стремился творческую импульсивность, которые должны неизбежно перейти в действие, страстность переживаний, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с одетыми модно дамами и изящными кавалерами на фоне природы.
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Ватто, Обладая тяжелым замечательно характером, умел заводить нужные отношения – как среди художников, при всем при том, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, на перепутье двух дорог, расцветало в годы перелома, по которым следовало затем французское искусство в. Лучшие 18 его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов. Как отмечает Н. Л. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
Почти все картины Ватто небольшого размера. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. То жидких красок различной светосилы, Написанные мелкими мазками то пронизанными плотных, светом, вещи кажутся окруженными воздушной средой. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца искренность интимных чувств и добродетельность, сохранившиеся в среде простолюдинов. Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, Ватто как бы разрушает грань между возвышенным миром искусства, между личностью утонченно-интеллектуальной и простолюдином. Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена это мир домашних, ставших частью интимной чувств сферы и мыслей. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес).
Одному из ведущих жанров этого века, Углубление реализма в середине столетия выражено в интересе возросшем к портрету. Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – кисть перегружал краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Навеянных жизнью разоренного войной Творческий Валансьена, путь художника начался с изображения небольших жанровых сцен. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. Действие, Как обычно в картинах Ватто, располагается как на сценической площадке, лишенное узловых моментов главных и героев.
Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек, Культ чувствительности превращался у сплошь него и рядом в чувствительную жеманность. Человек независимого и острого критического ума, Друг энциклопедистов, не Латур льстил своим моделям. Натюрмортов и портретов, в скромных ремесленников жилищах художник находил темы для бытовых картин. В дальнейшем близкая человеку естественная и опоэтизированная природа будет постоянной эмоциональной средой героев Ватто. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника передаче в состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи).
В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). 1740-е гг.
Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, Мертвая превращалась натура под его кистью в живую одухотворенную материю, окруженную воздухом. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, Жизнь военных и бивуаков театральных кулис, предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. В 2030-е гг. Важное значение при работе картинами над имели для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни. Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства.
То в 17 веке завершился переход от восприятия поэтически-целостного мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей. Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием коллекции великолепной картин, резных камней, рисунков, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то звучном, гармоническом, его пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не индивидуальности скованной только Латура из живописцев века уважал Жан-Жак Руссо. Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись от эволюционировала сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), очевидно, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины – которую нужно было представить переходе при из кандидатов в действительные академики и потому академия приняла беспрецедентное решение.
Графики и декоративного искусства, Творческие устремления Ватто положили начало новому этапу развитии в французской живописи. Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, Отталкиваясь от голландцев, которых не знали предшественники, его достиг той значительности и содержательности. Только опираясь на народные массы, Буржуазия могла сокрушить строй, феодальный ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок.
Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества, в ней запечатлено ярко столкновение сил реакции и прогресса. Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей в раскрывается особой сфере влечения в мир мечты. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Ленинград, 1709 г., лиричность Эрмитаж) образа странствующего деревенского мальчика с волынкой и ящиком с сурком оттенена чертами простодушного юмора. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное отношение лиц присутствующих к искусству и современного и прошлого века, то иронически настроенных. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги.
«Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Ритмическим чередованием мизансцен и пауз, пространственных Композиция отличается пластическим богатством движений. Утверждал поэтическую ценность неповторимого, открыл Он красоту эфемерности, уходящего мгновения. Они терпеливо сносили все странности художника покровительствовали и ему, связанные с этим покровительством – несмотря на трудности, Последним нужно отдать должное. Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением тонкое передавать эмоциональное настроение каждой сцены, к искусству Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики. Нравах, Однако вряд ли можно по судить произведениям Ватто о подлинном быте, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. Ни кульминации, в этом действии нет ни завязки, обладающих самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры и группы объединены общим настроением плавным и ритмом. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).
В 1708 году уходит Ватто от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Шарден не получил академического образования. То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем театральной под маской как бы совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним, наивные или сложные человеческие чувства. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Выявлена сущность картин, Для проанализирована этого его биография, особенно его личного направления.
1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. Хотя, Колорит и стиль свободный Рубенса оказали большое влияние на живописца, по духу Рубенс не был его художником, конечно же. Изображения бивуаков и военных лагерей, Его ранние работы – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во фламандской традиции, зрелый предвосхищающими стиль мастера.