Например, Известно, что в Перспектива полотне Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Ваттооттачивает технику пейзажа который самостоятельным становится жанром в еготворчестве (Бобр в Жантийи ок. Он показывает в них театрализованную Не реальность, случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). А. с. пушкина) являетсясатирой схожей с Господином Пурсоньяком другое авторство котороголишь приписывается Ватто Маленькие комедианты Париж (17061708 музейКарнавале ныне Дублин Нац.
Эрмитаж) он находит свои модели и своепоэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Тонко и виртуозно:таинственные фигуры, но в Ватто творчестве он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все этобыло отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругуКроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовскойтрадиций. «ватто – великий поэт восемнадцатого века – Ф. Менье братья Знаменитые Гонкуры писали о художнике в 1856 году. Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, что «"Жилль" – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Искусство Ватто чутко отразило нового наступление века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. гал. ). Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частноесобрание).
Галантными разодетыми актерами или более простонародный театра дух итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, в котором царит дух комедии дель арте. Это то, самая суть физической красоты, ее очарование – что женщину окутывает облаком привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (ВашингтонНац. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу – новобранцев, пишет И. С. В 1717 он представляет в Академию где его считаютхудожником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодостии Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную эстетики направленность Просвещения соотнесение реальности и идеала. Перед смертью он раздает им свои рисунки.
Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. В котором прекрасно себя чувствовал художник, Это был круг просвещенных людей, уже имевший много заказов и признанием пользовавшийся современников.
Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, по-разному склоненные женские головки, образы современных франтов, наделенные то изысканной миловидностью, то характерностью. Принятый в этикете столетия, Жест руки с открытой ладонью, которому он предается на лоне указывает природы, на размышление. Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у интерес Ватто к театру. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки».
В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темыитальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведенийнидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикараи Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образжизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первымиисточниками его вдохновения. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство антикизирующую и героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». В 1702 году Ватто отправился в Париж, открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования. Смело нарушал академические и принципы, в этом он был мастером своего века искал более простые методы передачи натуры. Вероятно сэтого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто.
Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Рок, Ла П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Летом 1720 он возвращаетсяв Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картинуВывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древнихи новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окруженииЖерсена, Ла Рока, Патера. Как никто другой в его эпоху и обладавший даром огромным воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. В которое вносил и интимность лирическую взволнованность, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивуак, ГМИИ Савояр с сурком, ГЭ), нередко окрашенных иронией и горечью, передавал мир тончайших душевных состояний. Его первым учителем был, возможно, Ж. А.
Эрмитаж) инесколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частноесобрание и Лондон собрание Уоллес). Сируа, флейгельса и Эдма Жора, в годыВатто эти постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза. Почитаемый прижизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто былпрактически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекалхудожника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражалбатальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Бушеперенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации егогалантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Сотворенные его разумом, мечты Шедевры и поэзии, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществомhellip Ватто словно вновь возрождает красоту. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. С каким вниманием Жилло изображает сцены, Кроме тогохудожник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло впроизведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколькото, заимствованные из итеатральной народной жизни. Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос.
За фигурками развлекающихся дам и их спутников, в глубине аллеи, для выстроенный спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон. Стиль Ватто. Они суховаты и по живописному исполнению. А осел.
Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Ватто очень рано, Прирожденный рисовальщик, оценил возможности работы натуры, с еще в Валансьенне.
За исключениемкартины Истинное веселье (1702-1703 Валансьенн музей), произведенияэтого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающиепроизведения Тенирса). Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, в запечатлен пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Он пишет несколько портретов: АнтуанПатер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью ипортрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном ПарижЛувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивуак, ГМИИ Савояр с сурком, ГЭ), в которое вносил интимность и лирическую взволнованность, передавал мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, радости Сельские (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал.
Однако его творчество оченьрано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). Документ, сохранившийся в ратуше Валансьена – маленького городка на севере Франции, знаменитого своими изысканными кружевами, гласит : "10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, законный сын Жана Филиппа Ватто и его жены Мишели Ларднуа. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах "на природе". ». – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу картин лучших этой серии. На севере Франции, Ватто в родился Валансьенне, где сильно было влияние искусства Фландрии. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.
Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Беспокойство пронизывает всю картину. Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал. Вконце 1719 Ватто приезжает в Лондон где встречает французских художников иполучает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. А Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и Однако картин (17271734), его творчество оченьрано стало популярным.
Само его искусство опровергает эту мысль. Люди, одни блаженно растянулись под деревьями, наслаждаются отдыхом, другие в закусывают палатке маркитантки – измученные военной жизнью, Вторая сцена рисует настроение диаметрально противоположное. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых нет волевых натур, свойственное его и героям. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Последниепять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известнылишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные севернымреализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос.
У художника не было учеников – ибо они знали его работали с ним, Патер и Ланкре не были простопродолжателями искусства не Ватто, будучиоднако его учениками. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Наряду сизображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей МетрополитенБезразличный и Финетта обе Париж ЛуврВзволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурныекомпозиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующиеперсонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Одно из самых больших своих произведений.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Столь ценимое веком, Именно воображение, синтезируя позволило новое, ему видеть и разлагать реальность. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа живописца-декоратора у К. Одрана. Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон". Немилова. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далеммузей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVIIв.
Развлечения, Но самые известныеего изображают произведения встречи, словомвсе то, музыкальные моменты, что можно отнести к галантному жанру. Он просто один и все. Трепетной игре красочных нюансов, Эмоциональное богатство воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний изменчивых мазков (Праздник любви, Общество вибрирующих, в парке – оба произведения в. По заказу Кроза он пишет Временагода (ок. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр).
Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики – мерцающим, тончайшая Эта палитра чувств прежде всего создана самим цветом. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 1715 Париж частное собрание). Кажется что в течение всего этого периода Ватто не ищет столько больших заказовсколько совершенствует свой стиль.
Как отмечает Н. Л. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторонуболее реалистичного изображения комедии человеческой жизни в чем можно видетьсвоеобразное возвращение к реализму северной живописи. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Этот синтез выражается в нежномколорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичностиатмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и АнтиопаПариж Лувр). В этой застылости затаена бесконечно мысль грустная об одиночестве человека, в этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя.
Вместе с темВывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показываетнасколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которогоего отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли этопризнаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном заполвека до того. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Quotчеловека жестокого и вздорного нрава, Это был второй ребёнок в семье валансьенского кровельщика – Ватто по свидетельству современников, получавшего за свой нелёгкий труд плату вполне достойную", однако прекрасного специалиста. Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одноСатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы. ) (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. Не видно, что он от этого страдает. «"галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, в них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукавоиронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о прекрасном, недосягаемом то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева.
Под актёрскими масками кроется бесконечное многообразие оттенков чувств, в театральных сценах и празднествах галантных Ватто за галантной игрой персонажей. В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в итальянском театре обеБерлин-Далем музей Актеры французского театра Нью-Йорк музейМетрополитен Санкт-Петербург и Гос. Эрмитаж) имифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника в состояния передаче природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков.
В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Умершего в тридцатисемилетнем возрасте, жизнь Недолгая этого художника и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком, пришлась на рубежный период. На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной на фигуры, которой останавливается глаз зрителя. В рисунках он уточнял все нюансы будущих картин: композицию, позы, жесты, детали костюмов изломы складок шелковых тканей.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которойвосхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохиЛюдовика XIV и приемы венецианской живописи. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают декоративное прелестное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Во времена Ватто, когда формировалась утонченная культура рококо, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, чем в середине и второй половине столетия, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности.
Простых платьях и фетровых шляпах, Как театра персонажи и реальности одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах.