Подчеркнуто камерных картинах видим мы переход войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Изображения бивуаков и военных лагерей, Его ранние работы – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во фламандской предвосхищающими традиции, зрелый стиль мастера. Говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, Живопись картины, нежная по оттенкам искристая, прозрачная колерам, по ласковая и гибкая по письму. Предлагавший вкладывать деньги в безвестную судоходную компанию на Миссисипи, Чуть позже соблазнил художника неслыханными барышами некий мошенник.
Отметим его особенное умение передавать фактуру Возвращаясь ткани, к Ватто-живописцу, на глазах меняющими выражение, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми. Друзья называли его холодным и бесстрастным. Савояр с сурком, А. С. Пушкина, Эрмитаж, 1716, Ленинград), которое в вносил особую интимность и лирическую взволнованность – Москва. Что именно Жилло познакомил своего протеже с Клодом Одраном, ставшим Считается, вторым наставником Ватто. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Радости жизни и "Отдых на охоте" (все Лондон собрание Уоллес), Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант "Паломничества на остров Цитеру" (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, радости Сельские (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал.
В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которойвосхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохиЛюдовика XIV и приемы венецианской живописи. Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и "Сельское общество" колледжа) (Дрезден Картинная гал. ), Безмятежная любовь. По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки и легко грациозно возникают очаровательные, наделенные то изысканной миловидностью, образы современных франтов, то характерностью. Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос.
Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала, видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного. Столь ценимое веком, Именно воображение, синтезируя новое, ему позволило видеть и разлагать реальность. В каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в котором царит дух комедии дель арте. Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные северным реализмом ("Савояр с сурком" 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос.
1715 Париж частное собрание). Кажется что в течение всего этого периода Ватто не столько ищет больших совершенствует заказовсколько свой стиль. Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров у – него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес деньгам к и оказывается втянутым в две самые громкие аферы своего времени. 1715) из которых сохранилось лишь "Лето" (Вашингтон Нац. «ватто – великий восемнадцатого поэт века – Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году. Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Жиль (Лувр, Париж), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Мецетен Вывеска (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, тонко и виртуозно:таинственные фигуры, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все этобыло отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругуКроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовскойтрадиций.
В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темыитальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведенийнидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикараи Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образжизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первымиисточниками его вдохновения. Хотя, Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, по Рубенс духу не был его художником, конечно же. Семейство ("Отдых на пути в Египет")" Санкт-Петербург Гос.
А осел. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV и приемы венецианской живописи. Ф. менье Ватто оттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в творчестве его ("Бобр в Жантийи" ок. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто.
Нравах, Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном быте, повседневности и праздниках общества французского начала XVIII века. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне ценившей времени, морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. В рисунках он уточнял все нюансы будущих картин: композицию, позы, жесты, детали костюмов изломы складок шелковых тканей.
Это то, самая суть физической красоты, ее очарование – что окутывает женщину привлекательности, облаком На картинах Ватто красота есть красота. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных общую вариациях лирическую тему. Документ, сохранившийся в ратуше Валансьена – маленького городка на севере Франции, знаменитого своими изысканными кружевами, гласит : "10 октября 1684 года крещён Жан Антуан, законный сын Жана Филиппа Ватто и его жены Мишели Ларднуа. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Искусство Ватто чутко отразило нового наступление века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.
1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Ваттооттачивает технику пейзажа который становится жанром самостоятельным в еготворчестве (Бобр в Жантийи ок. Приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и рисунка, точность Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.
Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Наряду сизображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей МетрополитенБезразличный и Финетта обе Париж ЛуврВзволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурныекомпозиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующиеперсонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Вместе с тем "Вывеска Жерсена" (1720) шедевр несомненный Ватто показывает насколько художник.
Эрмитаж) имифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. За исключениемкартины Истинное веселье (1702-1703 Валансьенн музей), произведенияэтого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающиепроизведения Тенирса). Ла Рока, Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в Жерсена, окружении Патера. Объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного оказались дворянства пресеченными, После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя.
По заказу Кроза он пишет Временагода (ок. Как отмечает Н. Л. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 между в. велась двумя классами дворянством и буржуазией. Вместе с тем "Вывеска Жерсена" (1720) несомненный шедевр Ватто показывает насколько художник. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частноесобрание). Таинственные фигуры, Сам жанр пленэрных "галантных праздников" появился еще в конце XVII в в. но творчестве Ватто он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все это было отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругу Кроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовской традиций – тонко и виртуозно. Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одноСатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы. ) (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. Как уже говорилось, Уже вскоре после его были кончины изданы, а затем и гравюры с его картин, его рисунки.
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. То в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был уже нанесен в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (ВашингтонНац.
Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картину Вывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древних и новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Украшавшего дворцы в Марли и Полезной Медоне, оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана.
Рисунки. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. Почти все картины Ватто небольшого размера. Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной цветовых нежности сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих.
Этот синтез выражается в нежномколорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичностиатмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и АнтиопаПариж Лувр). Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Эрмитаж) он находит свои модели и свое поэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура "Жиля" (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся образуя вглубь, волнистую линию, по направлению к кораблю.
Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Стиль Ватто. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Летом 1720 он возвращаетсяв Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картинуВывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древнихи новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окруженииЖерсена, Ла Рока, Патера.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Последниепять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известнылишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные севернымреализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы ("Нимфа напуганная сатиром" или "Юпитер и Антиопа" Париж Лувр). Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. У художника не было учеников – ибо они знали его работали с ним и Патер Ланкре не были простопродолжателями искусства Ватто, не будучиоднако его учениками.
– Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Ватто писал взахлеб. Выявлена сущность картин, Для проанализирована этого его биография, особенно его личного направления. Подписано : восприемник Жан Антуан Беш, восприемница Анна Майон".
Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие с картины изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Одним из талантливейших учеников мастера можно считать Пожалуй, Гейнсборо, хотя он и не работал в галантном жанре. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане в париках аристократических и корсетах. Однако мазок у него более и тонкий текучий, в высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе.
Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных и движениях жестах. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в среди пейзаже мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Само его искусство опровергает эту мысль. Он пишет несколько портретов: "Антуан Патер" (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью и портрет "Дворянина" (ошибочно называвшийся "Жюльеном" Париж Лувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные ("Св.
В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в итальянском обеБерлин-Далем театре музей Актеры французского театра Нью-Йорк музейМетрополитен и Санкт-Петербург Гос. Даже костюмы – изящные вариации на темы современной – моды являются плодом фантазии художника. Все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического Резко строя, обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Кто этот юноша в маске, Итальянский искусствовед считает, Г. Фосси с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями – что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи. Он пишет несколько портретов: АнтуанПатер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью ипортрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном ПарижЛувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. В прелестном местечке Монморанси, близ Здесь, собранной хозяином поместья, художник смог познакомиться с блестящей коллекцией полотен старых мастеров.
К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и изящество полотен мастера более тем замечательны, попросту не имея на это терпения. Вконце 1719 Ватто приезжает в Лондон где встречает французских художников иполучает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье.
Который он сам изобрёл, Его имя в основном ассоциируется с картины, типом где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке. Когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел во французскую живопись в эпоху, к обратившимися реалистическим традициям фламандской школы. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. По заказу Кроза он пишет "Времена года" (ок. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и празднества, галантные в зрелую пору сложились особые. Это был второй ребёнок в семье валансьенского кровельщика Ватто – по свидетельству современников, "человека жестокого и вздорного нрава, однако прекрасного специалиста, получавшего за свой нелёгкий труд плату вполне достойную". Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и амурами резвящимися на заднем плане.
Ватто позволили самостоятельно сюжет выбрать для картины – которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики и потому академия приняла беспрецедентное решение. Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики последователи и Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в реалистичного сторонуболее изображения комедии человеческой жизни в чем можно видетьсвоеобразное возвращение к реализму северной живописи. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, военных Жизнь бивуаков и театральных кулис, предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника.
Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Принятый в этикете столетия, Жест руки с открытой ладонью, которому он предается на лоне указывает природы, на размышление. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Французский художник (рис. 1), Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ) из один крупнейших художников рококо.
Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно частью привлекательной его творчества – разнообразные изящные позы, Художник был и неустанным наблюдателем. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). И ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу, На этом предприятии Ватто потерял своих остатки сбережений. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а словно вдали, за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон где французских встречает художников и получает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье.
Кроме тогохудожник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло впроизведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколькото, с каким вниманием Жилло изображает сцены, заимствованные из народной итеатральной жизни. Где развитая промышленность и торговля играли в экономике роль важную и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, в тех странах, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя, например в Голландии и Англии. Важное значение при работе над имели картинами для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак, Музей изобразительных искусств им. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель офортов его Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далеммузей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVIIв.
Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Вместе с темВывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показываетнасколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которогоего отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли этопризнаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном заполвека до того. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал. Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и суровой в обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса. За фигурками развлекающихся дам и их спутников, в глубине аллеи, выстроенный для Бракосочетание спектакля Фемиды, виден театральный павильон. Эрмитаж) инесколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частноесобрание и Лондон собрание Уоллес). Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто.
В частности во Франции, в других государствах, оказавшейся на стороне абсолютизма, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, движение народное не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Только опираясь на народные массы, Буржуазия могла сокрушить строй, феодальный ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. В котором прекрасно чувствовал себя художник, Это был круг просвещенных людей, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. гал. ).
Графики и декоративного искусства, Творческие устремления Ватто начало положили новому этапу в развитии французской живописи. Установившегося в форме централизованной монархии во и Франции Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах, Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии. Жилло и Одрана, Работы парижских учителей проявившегося Ватто, в создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены, к искусству Антуана Ватто огромный испытывали интерес художники-романтики. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Смело нарушал академические и принципы, в этом он был мастером своего века искал более простые методы передачи натуры. Которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули, в 1720 году он вкладывает значительную сумму в Лондонской акции компании южных морей.
Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто – постоянно типы, повторяющиеся под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. Что он словно боялся укорениться где-нибудь одном на месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, привыкнуть к нему. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Эрмитаж) и мифологические ("Суд Париса" Париж Лувр) сюжеты.
Перед смертью он раздает им свои рисунки. Умершего в тридцатисемилетнем Недолгая возрасте, жизнь этого художника и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком, пришлась на рубежный период. Развлечения, Но самые известные его произведения изображают встречи, словом все то, моменты, музыкальные что можно отнести к "галантному жанру". Немилова. Хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед, революции Буржуазные конца 1617 в. являлись одновременно народными революциями. Открывший перед молодым провинциалом возможности большие самосовершенствования, в 1702 году Ватто отправился в Париж. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество».
Они суховаты и по живописному исполнению. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. гал. ). Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Однако его творчество оченьрано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Наряду с изображениями отдельных фигур ("Мецетен" Нью-Йорк музей Метрополитен "Безразличный" и "Финетта" обе Париж Лувр "Взволнованная любовница" Шантийи музей Конде) он пишет многофигурные композиции, на которых музицирующие, поющие или "галантно" беседующие персонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа.
Из-за своей торопливости часто он совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Почитаемый прижизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто былпрактически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекалхудожника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражалбатальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Бушеперенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации егогалантных празднеств, а молодой Ж. -Б. На севере Франции, Ватто родился Валансьенне, в где сильно было влияние искусства Фландрии. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными на кавалерами фоне природы. В 1717 он представляет в Академию где его считаютхудожником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодостии Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и "Сельское общество" (Дрезден Картинная гал. ).
Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – называет Ватто свои полотна Праздник любви или Шарм жизни. Причудливо переплетающегося с к обращением лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.
Ватто очень рано, Прирожденный оценил рисовальщик, возможности работы с натуры, еще в Валансьенне. Когда он жил в поместье Кроза от неподалеку Монморанси, Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду. Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж конечно не претендовать могли на глубину и выразительность. Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, Это дальнейшего пора роста и укрепления национальных государств Европы.
1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Вероятно сэтого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто. На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над смеются чем и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Выросшая в недрах феодального общества и ставшая этому к времени крупной социальной силой, Буржуазия, уже претендует на политическую власть.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Сочетающее мечтательность, в основе поэтики художника – его предельно личностное отношение к миру, нотки грусти и разочарования, сплавленные иронию, воедино светлым поэтическим чувством. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником "галантного жанра" картину "Паломничество на остров Цитеру" (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю.
В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает к помощником художнику-декоратору Клоду Одрану. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой. Внезапного вихря, в первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, деревья сгибающего и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков. Которые были ему интересны, Он не слишком интересовался материальным успехом и брался за только те заказы. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторону более реалистичного изображения комедии человеческой жизни в можно чем видеть своеобразное возвращение к реализму северной живописи. Они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, связанные с этим покровительством несмотря – на трудности, Последним нужно отдать должное.
Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Сируа, в эти годы постоянно Ватто меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Флейгельса и Эдма Жора. Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить нужные отношения – как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Однако уже с 1810 к интерес Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен. Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных по круглящихся рисунку линий.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Эрмитаж) он находит свои модели и своепоэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.
Ставших особенно модными в эту эпоху, в них организация ритмическая фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов когда прекрасного, в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из коллекции друга его и покровителя Пьера Кроза. В эти годыВатто постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и загадочным несколько в этой своей замкнутости человеком, Современники отмечают. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур. А также пейзажные Доменико рисунки Кампаньолы, Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе. Чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, в лирических сценах Ватто, тончайшим градациям созвучна чувств эмоциональность пейзажа. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». В театральном мире ("Любовь во французском театре" Любовь в итальянском театре обе Берлин-Далем музей "Актеры французского театра" Нью-Йорк музей и Метрополитен Санкт-Петербург Гос.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Движения народного протеста затронули в или той иной степени и остальные страны Европы, Помимо революционных выступлений в названных странах. А. с. пушкина) являетсясатирой схожей с Господином Пурсоньяком другое авторство котороголишь приписывается Ватто Маленькие комедианты (17061708 Париж ныне музейКарнавале Дублин Нац. Это типичные образцы стиля рококо. Как никто другой в его эпоху, обладавший и огромным даром воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза.
Развлечения, Но самые известныеего произведения изображают встречи, словомвсе музыкальные то, моменты, что можно отнести к галантному жанру. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Кажется что в течение всего этого периода Ватто не столько ищет больших заказов сколько свой совершенствует стиль. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант "Паломничества на остров Цитеру" (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Радости жизни и "Отдых на охоте" (все Лондон собрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. 1715 Париж частное собрание).
Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и ощущениями глубокими новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию и красоту исключительную цельность и многогранность. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, Е. Д. Квитницкой, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, И. М. Левиной, О. П. Лазаревой, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.
Эрмитаж) и несколько ню чувственных и утонченных ("За туалетом" Париж частное собрание и Лондон собрание Уоллес). Сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация, Художник с тонкого мастерством психолога показывает. Нередко окрашенных иронией и горечью, Ватто впервые воссоздал в мир искусстве тончайших душевных состояний, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности.
Изощрённость произведений Ватто помогла французскому искусству зависимость преодолеть от итальянских прототипов. «галантные празднества Ватто проникнуты в скрытым, них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева. Беспокойство пронизывает всю картину.
Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, резных камней, рисунков, там работать, мог не думая о хлебе насущном.