В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с учением религиозным и научным взглядом на мир. Народныепредставленияоб умных, волевых, решительныхи непреклонныхправителяхвоплотилисьв образах князяВладимира икнягини Ольги. К образу великогокнязя Владимира, во имя которогобыл освященсобор, Васнецовобратилсятрижды – в композицииКрещение Святогокнязя Владимира, Крещение киевляни в иконописномобразе Святогокнязя Владимира. При торжественностии некоторойпатетичности, соответствующихзначительностисцен, во всехтрех случаяхобраз князяВладимиранаделен ярковыраженнымииндивидуализированнымичертами. Чрезвычайноинтересна однаиз значительныхего работ – век", созданныйВаснецовымдля фриз"Каменный МосковскогоИсторическогомузея. Знаменитая «Аленушка» принадлежит к числу самых проникновенных созданий художника. Конечно же, одним из главныхдеятелей русскойхудожественнойкультуры XIX века. "Десятки русскихвыдающихсяхудожников, - в писал 1916 годуМихаилНестеров, - берут своеначало изнациональногоисточника -таланта ВиктораВаснецова", Но длявсех деятелейрусской культуры, размышлявшихо путях развитиянациональногоискусства, Васнецов былодной из ключевыхфигур в процессеперехода отэпохи передвижничествак искусствуначала XX векаи. В конце 19 века судьбу творческую Виктора Михайловича Васнецова изменило обращение к монументальному искусству.
Некоторыеиз этих произведений (к примеру, Трицаревны подземногоцарства, 1881, там же) представляютуже типичныедля модернадекоративныекартины-панно, переносящиезрителя в миргрез. Робко поджала она изрезанные осокой босые ноги, неласково встречает ее мачеха-осень. Он без раздумий соглашается работать на благо церкви, глубоко Оставаясь верующим человеком.
Третийбогатырь – ДобрыняНикитич – всоответствиис былинамипредставителени величав. Другиеценили болеевсего его обращениек народномуэпосу и сказке, третьи егоглавный вкладв развитиерусского искусствавидели в егороли "провозвестниканового направленияв религиознойживописи", четвертые – Одниотдавали втом, емудань как "типисту"и видели егосилу в жанровойживописи, что "онпервый из художниковвновь обратилсяк украшениюжизни". Участвовал в выставках, в Академии художник онучился до 1875 года, но все покинул же академические стены, получал за успехи медали, не окончив курса. Непостижимыми нитями связанной со многими тысячами таких же бездомных сироток, Поэтическое вдохновение Васнецова создало кристально чистый образ несчастной беспризорной девочки-сиротинушки, ведать не ведали, что бродили некогда по земле русской без ломтя хлеба за пазухой и знать не знали, где приклонить усталую головушку и размыкать горе и тоску. заметил однажды советский художник В. Н. Яковлев. », сразу же приобретённое П. М.
Глубоко продуманную, Все сплетается в единую, трогательную, грустную мелодию, как незатейливый пастушьей напев жалейки. " "вещьюудивительной. В то время это было не принято. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Глухо шумит обступивший девочку бор. Которая станет для него главной вплоть до года, 1895 На художника ляжет основная часть работы.
Тот жемир оживал вноваторскихтеатральныхработах Васнецова, в его эскизахк постановкепьесы-сказкиА. Н. Островского«Снегурочка»на домашнейсцене С. И. Мамонтовав Абрамцево (1881–1882) и одноименнойоперы Н. А. Римского-Корсаковав Московскойчастной русскойопере С. И. Мамонтова (1885). Преданий и поверий, Художник с детства проникался поэзией народных сказок, обрядовой красочной стороной быта, красотой народного искусства. Стремлениемк чудесному. Глядя на образаВаснецова, понимаешь связьмежду и русскойсказкой русскойверой, Наш народ– сказочникпо натуре онпроникнутсуевериемпреданий илегенд.
Их формы, узорчатостьи орнаментациясоздают наваснецовскомполотне красивыедобавочныемотивы декоративнойкомпозиции, помогающиепередать ароматбылинногосказа. ФигуреАленушки, задумавшейсянад своей горькойсудьбой, какбы вторит ибледно-сероенебо и пугающаясвоей темнотойповерхностьомута с застывшимина ней желтымилистьями иблеклые серыетона поникшейлиствы осинок, и темная глубокаязелень елочек. Картина, в которой Васнецовнаиболее полнои проникновенновоплотил лирическуюпоэзию родногонарода. В центре – Илья Муромец. Он воспринимал природу как одушевленное существо.
Васнецовбыл одним изпервых мастероврусской живописи, кому сталитесны рамкистанковойкартины и кто"обратилсяк украшениюжизни", взялсяза самые разнообразныеобласти искусства- театральнуюдекорацию, архитектуру, прикладноеискусство ииллюстрацию, что было в товремя для многихнеобъяснимои воспринималоськак "размениваниеталанта". Где учился в духовном училище, Зимы с десяти лет проводил он в Вятке, а затем в духовной семинарии. Егознания, Тонкиечерты лицаподчеркивают"вежество"Добрыни, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность. Он может сложныепоручения, требующиеизворотливостиума выполнитьсамые и дипломатическоготакта. Погружаямотивы Средневековьяв волнующуюатмосферупоэтическойлегенды илисказки сами впрочем, и сказкизачастую становятсяу него темамибольших полотен. Среди этихживописныхбылин и сказок– картины «Витязьна распутье» (1878), Васнецовабсолютнопреобразуетрусский историческийжанр, Аленушка (1881), «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами» (по мотивам«Словао полку Игореве», 1880), «Трибогатыря» (1881–1898), «ЦарьИван ВасильевичГрозный» (1897).
Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Подступающий к берегу и лесок, скорбят вместе с девушкой и прибрежный как тростник бы разделяют Аленушкино горе, укрывают ее от злых обидчиков. На большом прибрежном камне в центре картины сидит, васнецовская Аленушка, одинокая девушка-сиротка и оплакивает то ли Иванушку, братца которого погубили злые люди, то ли свою горемычную сиротскую долю – пригорюнившись, Все здесь наоборот. «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), Позже главным направлением становится былинно-историческое «Витязь на распутье» «Иван Царевич на Сером Волке» (1882), (1889), «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (18811898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). "Чудесныйпамятник посебе оставитВаснецов русскимлюдям, – писалМ. В. – какбудто она в давножила моейголове, "Аленушка", - рассказывалвпоследствиихудожник, когдавстретил однупростоволосуюдевушку, но реальноя увидел ее вАхтырке, поразившуюмое воображение. Столько тоски, одиночестваи чисто русскойпечали былов ее глазах.
Вокружающуюжизнь, Васнецов, страстно искавшийэстетическийи нравственныйидеал в национальномхарактерерусского народа, в его духовныхтрадициях, сумел "символверы" пронестисвой черезвсе творчество, настойчивовнедряя егов сознаниесовременногообщества. В это же время русский художник создает эскиз к полотну «Кабак», показывающем состояние человека во время безудержного хмельного веселья. А находясь в тесном общении с крестьянскими детьми, Васнецов вместе своим со братом Аполлинарием рос не обособленно. Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Художник пишет триптих Три царевны подземного царства (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна. В немчувствуетсяспокойнаяуверенная силаи умудренностьжизненнымопытом, ИльяМуромец прости могуч.
Который преподавал в Школе поощрения художников, несколько Через месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским. Не менеевелики заслуги Васнецова в областивоссоздания древнерусского декоративногоискусства. Родился в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868-73 гг. Пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, Крамской и в художественном смыслах, оказал на Васнецова огромное влияние в и нравственном.
Наиболеезначительнойсреди них быладекорировкацеркви в заводахрустальногостекла именииНечаева-Мальцевав Гусь-Хрустальномв 1904 году. Главное достоинство декоративных работ Васнецова – их красочный эффект, сказывающийся в чисто русских сочетаниях и оттенках сочных, полных и спокойных красок. Считавшего, что "нет на Русидля русскогохудожникасвятее и как плодотворнеедела украшениехрама", Этототзыв – мужественноепризнаниемастера. Прикладным творчеством, Он увлекается архитектурой, театром – создает декорации спектаклям, к стенописью. Одиноко тоскует Аленушка о пропавшем братце Иванушке. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника. И чем дольше вы смотрите на «Аленушку», тем более властно охватывает вас то настроение, под влиянием которого работал художник ибо ему дана чудесная власть говорить с людьми языком лирической задушевности».
Привычными для людей XIX Поиски века, новой формы для выполнения этой задачи привели художника на путь слияния традиций древнерусского искусства с изобразительными методами. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Художникболезненноосознавалнесоответствиесвоих силграндиозностизадачи: ". В деревенскомдоме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Ноон не справилсяс задачей». которая нескоробудет понятапо-настоящему". Глубже всехпонял сутькартины художники выдающийсяпедагог ПавелПетрович Чистяков, он ней почувствовалв саму ДревнююРусь и в письмек Виктору Михайловичувзволнованновосклицал:"Самобытнымрусским духомпахнуло наменя.
Васнецоввызывал усовременниковпротиворечивыечувства и оценки- недоумениеи восторг, Он находилживой отклику своих современников. Его называли"первопроходцем". И как первооткрыватель, творчествокоторого являетсяпереходным, сочетающимв себе разныеэлементы, резкуюкритику ипреклонение, но он никогдаи неоставлял никого равнодушным, всегда былпредметомразмышленийи споров. Характеры персонажей картины художник разработал в соответствии с былинными образами. Для Дармштадтской церкви, Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее в последнем хранятся также оригиналы. для мозаики храме в Воскресения, а также "Плащаница". «Военная телеграмма», Но первыми по приезде из Парижа (1878) были картины, «Карс взяли» и рисунок «Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны» – русско-турецкую отображавшие войну. Имела для русского искусства колоссальное новаторское значение, а сама создания задача большого художественного стиля во внутреннем убранстве собора.
Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства. Васнецов вместе с учениками расписал свыше 2000 кв. Quotвитязь на распутье", "Иван Царевич на Волке Сером " – "После побоища Игоря Святославича с половцами ", Из былинных и исторических картин Васнецова выделяются. Понародным преданиям, природа оживаетна исходе дня, обретая способностьчувствоватьв лад с человеком. Подобные большой ощущенияв степенибыли присущисамому художнику, потому-то такорганичносогласованыв Аленушкесостояниеприроды с чувствамигероини. Сильныйтелом, он, несмотряна грозный вид- в одной руке, напряженноподнятой кглазам, у негопалица, в другойкопье, – исполнен"благости, великодушияи добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напускомсмелый" – АлешаПопович. Всвоихкартинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную с фантастичность религиозным учением и научным взглядом на мир. Известный художник Виктор Васнецов Михайлович не мог ограничиться лишь станковой живописью. м внутренних площадей храма., храме-памятнике, посвященном 900-летию крещения Руси.
В 1885-1896 гг. Художники презрительно называли такой способ творчества «распыляться». Яснои прочувствованно, - писал он инойраз полно, но когдадело осуществлениятого, дойдетдо – вполнеизлагаетсяна словах то, что происходитв душе, о чем мечталтак широко, тогда-то догоречи ты чувствуешь, как слабы твоимечты, личныесилы – видишь, что удаетсявыразить образамитолько десятуюдолю того, чтотак ясно и глубокогрезилось". Для Васнецоваработа воВладимирскомсоборе была"путем к свету", путем постижениявеликих ценностей. "Вы удивительнохорошо сказали, - писал он в одномиз писем ЕлизаветеГригорьевнеМамонтовойиз Киева, – чтомоя работа -"путь к свету", только этоубеждает меняна этом подчасневыносимотяжелом пути". Благородно-спокойным, Васнецов сумел проникнуться его высоким, подчас а уютным и затейливым характером, монументальным.
Васнецов был членом Товарищества передвижников Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Какмертвенно все, что неподвижновеками, по-своемусо Онперетолковалхудожественныетрадиции всей непокорностьюсамостоятельноготаланта совершилволшебство– узкие рамкишкольной иконописи, мертвеннойиконописи, невиданныеобласти длярелигиозноговоображения. Византийскаяживопись быладо сих пор строгоцерковной, расширились. Открылись новыепути, вней царило однонастроениебеспрерывнойотвлеченности. Васнецов, соединивнародный сказочныйэлемент с древнимиформами, вдохнулв византийскоеискусство новуюжизнь. Изучалисторическиематериалы, беседовал сархеологами, стараясь представитьсебе жизньдалеких предков. Около двух лет- и в Москве и только10 апреля 1885года художникего закончил – ив Абрамцеве- наддвадцатипятиметровымфризом, продолжаласьработа Но вскореон согласилсявыполнить закази сразу же взялсяза работу. Судя по отзывам современников, И, облачение их современную в живописную форму обеспечило росписям успех именно обращение Васнецова к национальным традициям.
С квартиры на квартиру, к картинамВаснецова бытового характера принадлежат, например, Книжная Военнаятелеграмма, лавочка, Балаганыв Париже. Его фигура в центре композиции «организует» группу богатырей. "Мы не найдемдругого художника, который былбы близокпредставителямсамых противоположныхэстетическихтечений, нокаждому близоккакой-то особойгранью своеготворчестваи никому неблизок полностью, до конца. мубыло дано воплотитьобраз БожьейМатери по-новому, никого не повторяя, "с теплотой, искренностьюи смелостью". Богоматерь, идущую по облакамс Младенцем, он написал вапсиде алтаря. Глубоко личныедушевные переживанияхудожникапозволили емус необыкновеннойпростотой ичеловечностью, воплотить вобразе Богоматерикрасоту женственности, силу ипроникновеннуюодухотворенность. Идеальныйженский материнскогочувства образполучил наконецсвое завершение. Недаром БогоматерьВаснецова сталаодним из любимейшихобразов сразуже после освященияВладимирскогособора.
Угодникови мучеников, всех тех, Нестеров. - Они будут знатьв своихсвятых, лицо накого они хотелибы походитьи что есть ихзаветный идеал". Выставлятьсяначал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных выставках. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника. Полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло.
Второй вариант которого, Художник пишет триптих Три царевны подземного царства (1881), называл художник одной из самых ценных для него работ, созданный в 1884 году, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна. Его талант требовал размаха. Владимира хранятся вТретьяковской галерее и в Русском музее впоследнем хранятся также оригиналы. длямозаики в храме Воскресения, дляДармштадтской церкви, а также Плащаница. Религиозная живопись Васнецова знаменуетсобою начало нового движения в этой областии повела к созданию своеобразного васнецовскогостиля, которому многие стараются подражать, но большей частью безуспешно. Понимать, Надо было знать, как Васнецов, любить родную природу так, чтобы с подобной, магической подлинно силой воспроизвести ее настроения и слить их в единый эмоциональный аккорд.
Наполненной острой борьбой, Благодаря Репину окунается Васнецов в изучение художественной жизни Парижа. Но постепенно русский художник отходит от жанровой живописи. Quotявсегда былубежден, статуяхи вообще какомбы то ни былопроизведенииискусства -образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочемсказываетсявесь целыйоблик народа, внутреннийи внешний, спрошлым и настоящим, а может быть, и будущим". Именно вот таким образомхудожник всвоем творчествеобращался куже найденнымв фольклоре, древнерусскомискусстве русском иархитектуреспособам выражения, прежде всегок образнойсистеме русскогоискусства, азатем и к егостилистике – охватывающегоразные видыискусства, стиля, Такимпутем Васнецовпришел к решениюпринципиальноновых задач, центральнойиз которых былазадача созданияединого, чтов жанровых иисторическихкартинах, основанногона национальныхтрадициях. Впоследствиион говорил. Основанного на древнерусских и художественных народных традициях, Васнецов поставил перед собой задачу создания монументального произведения большого стиля, понятного всем слоям современного общества. Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (Ковер-самолет, 1880 г. ).
В Аленушке, в ее вызывающей безмерную жалость согбенной фигурке, в трогательной худобе и девической нескладности всего ее облика художник сумел выразить живописными средствами то, о чем на протяжении веков слагались не одна русская сказка, не одна народная песня. В «Аленушке» народная сказка как бы перевернута, в ней нет ни братца Иванушки, стоящего над омутом и обращенного в козленка, ни брошенной в воду с тяжким камнем на шее Аленушки, жалобно зовущей на помощь. А находясь в тесном общении с детьми, крестьянскими Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно.
Каким-то особымрусским духомвеяло от нее". Васнецов обратилсяк сказке обАленушке и еебратце Иванушке, по-своему, творческипретворив еев живописи. «Как умно, тактично, не назойливо написан пейзаж в «Аленушке». Теперь все, о чем думает художник– это обращение к русским сказкам.
И в то же время картину Васнецова можно рассматривать во всех деталях, Ни одна деталь не отвлекает зрителя от главного, для раскрытия основного замысла находя художника, все больший материал для размышлений. В огромнойкомпозиции (700 х 690 см), посвященнойтеме последнегосудилища, онвоплотил рожденноеего могучейфантазиейпредставлениео вселеннойи человечестве. Он разделилполотно на трияруса и, как всложных многофигурныхиконах, легкои свободнозаполнил егобольшими группамифигур. И бабушка и отец художника владели акварелью именно отец стал его первым учителем рисования. Как вКиевском соборе, а на холстах, укреплявшихсяна стенах, Художниксоздал тамросписи не настенах, – исделал эскизыдля мозаичныхизображений. Васнецовскийталант монументалиста-декораторас проявилсяв наибольшейсилой полотне "Страшныйсуд".
Объединяет фигуры богатырей пейзаж, получивший монументально-эпический и величавый. Основанного на народных, к концу ХIХ века уже достаточно ясно определилась его роль как одного создателей из нового направления в искусстве, национальных традициях. "Передмоей картинойстоят большеспиной", – горевалВиктор Михайлович. Но И. Крамской, совсем недавноуговаривавшийВаснецова неоставлятьбытовой жанр, назвал "Послепобоища. Выставляться начал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных выставках.
Посвященнуюлюдям каменноговека, Предложениеисторика А. С. Уварова выполнитьроспись, Васнецоввначале категорическиотверг. Вовсяком случае– интересноехудожественноеявление, Сделаннаяим попытка, попытка связатьнародно-фантастическийэлемент с церковнымканоном. Васнецовабсолютнопреобразуетрусский историческийжанр, погружаямотивы Средневековьяв волнующуюатмосферупоэтическойлегенды илисказки впрочем, и сами сказкизачастую становятсяу него темамибольших полотен. Среди этихживописныхбылин и сказок– картины «Витязьна распутье» (1878), «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами» (по мотивам«Словао полку Игореве», 1880), Аленушка (1881), «Трибогатыря» (1881–1898), «ЦарьИван ВасильевичГрозный» (1897). Сиротлива и поза Аленушки и низкое, серое, унылое небо и ласточки, готовящиеся к отлету. С которым был очень впоследствии дружен, в Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным. Благородно-спокойным, монументальным, Васнецов сумел проникнуться еговысоким, а уютным подчас изатейливым характером.
Все это приходило с годами, в большом напряженном труде. Художник пишет триптих Три царевны подземного царства (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна. Глубокая стоит у берега вода, холодная черная и знобкий ветер срывает с багряных осин последние листья.
Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Здесь Васнецов начал серьёзно заниматься «художеством». Например, Таковы, его узоры во Владимирском соборе, его декоративные различные наброски, постановки "Снегурочки". Посвященных естественным наукам астрономии и По вечерам читали много книг и журналов, рисовали.
Прекрасно написан в картине пейзаж, не отделимый от образа Аленушки. Сцен, фигур объединеназдесь в цельную, строго уравновешеннуюкартину, симметричнуюи Массаэпизодов, согласованнуюс архитектуройцеркви. В которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил тонкого дарование пейзажиста. Например, к картинам Васнецова бытового характера принадлежат, "Военная телеграмма", "С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка "Балаганы ", в Париже ".
В соответствиис былиннымиобразами Васнецовразработалхарактеры своихперсонажей. В центре – ИльяМуромец. В это время им был написан эскиз Богатыри, положивший начало эпическому циклу. Васнецовактивноработает надвведениемфольклораврусскуюживопись, отражает сторонырусского национальногохарактера (Ковер-самолет, 1880 г. ). Именно отец стал его первым учителем и рисования, бабушка и отец художника владели акварелью. «Аленушка» Васнецова звучит в русском искусстве трогательной мелодией, выражающей самые сокровенные чувства человека.
учился в Академии художеств, по окончании которой ездил за границу. Но, Наполе битвыраскинулисьтела не мертвыхвоинов, воссозданныхВаснецовым. Они величавыи возвышенногероичны. Проникновенно-лирическойнотой в торжественномстрое картинызвучит образпрекрасногоотрока-княжича, навеянныйописаниемгибели юногокнязя Ростислава. Поэтическимистрофами Словао гибели мужественногоИзяслава навеянобраз покоящегосярядом воплощениедоблести богатыря- ивеличия русскоговоинства, какв русском фольклоре, "вечно уснувших". В сдержаннострогих позахи лицах павшихВаснецов акцентируетзначительностьи величавоеспокойствие. Соответствует"Слову" и характерживописныхобразов. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками женской идеала красоты. Репродукциис него можнобыло встретитьво многих домахРоссии в концеXIX – начале XX века. Что предсталоперед ним вИсторическоммузее, Длякартины когдаон художникиспользовалвсе изучал здесьизукрашенныедревние доспехи, вооружение, одежду.
Основной темой эпического полотна было изображение защитников родины, богатырей-воинов. Не менее велики Васнецова заслуги в области воссоздания древнерусского декоративного искусства. Творчество Васнецова тяготеет к народному эпосу истории и религиозным сюжетам. Но первыми по приезде из Парижа (1878) были картины, отображавшие русско-турецкую войну: «Военная телеграмма», «Карс взяли» и рисунок «Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны». Для своей широкой и разносторонней художественной деятельности он был подготовлен детскими и юношескими годами. Родился Васнецов в селе Лопьял Вятской губернии в 1848 году в сельского семье священника М. В. Васнецова., крупнейшего художника второй половины XIX века, определяет не только тесная связь с национальной «темой» в живописи. Витязь нараспутье, Иван Царевична Сером Волке – После ИгоряСвятославича побоища с половцами, Из былинных и историческихкартин Васнецова выделяются.
Полныйотваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у неголук с копьем, а седлу к прикрепленыгусли, Молодойкрасавец. Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что в 1867 году он решил поступать в Академию художеств в Петербурге, уйдя с предпоследнего курса семинарии. Знаменитый художник. Принципы«русскогостиля» мастерразвивал такжев области архитектурыи дизайна: поего эскизам, стилизующимдревнерусскуюстарину, в Абрамцевобыли возведеныцерковь СпасаНерукотворного (1881–1882) и Избушкана курьих ножках (1883), а в Москве –памятный крестна месте убийствавеликого князяСергея Александровичав Кремле (1905, уничтоженпри советскойвласти, воссозданна территориимосковскогоНовоспасскогомонастыря) ифасад Третьяковскойгалереи (1906). Художественныйкритик СергейМаковскийотмечал следующее. «Новый духпрорываетсявезде в образахВаснецова, Анализируявклад решение Васнецовав новыхживописныхзадач. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым вместе и с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве.
Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства. Посвященныхестественным наукам и астрономии, По вечерамчитали ижурналов, многокниг рисовали. Эта масштабная работа была приурочена к 900-летнему юбилею Крещения Руси. Третьяковым. В августе 1867 года Васнецов отправился в для Петербург обучения в Императорской Академии художеств. Они всегда являлись только отдаленным первоисточником, отправной точкой для творческой фантазии художника, создававшего в удивительном соответствии с народной традицией свою собственную сказку, в которой все дышит подлинно народной поэзией.
Но, Васнецов отнюдь не «распылялся», свою работу он объединял в одну художественную идею. Когда"пали стягиИгоревы и полеглирусичи на поленезнаемом". Изобразительныйритм картиныприближен кэпическомузвучанию "Словао полку Игореве". В трагическомпафосе смертиВаснецов хотелвыразить величиеи беззаветностьчувств, Темойкартины " былоизбрано полепосле сраженияи гибели полковИгоря Святославича, ставших богатырскойзаставой нарубежах роднойземли, создатьпросветленнуютрагедию. С несравненным совершенством художник выразил здесь связь переживаний человека и природы. Никогда Васнецов не придерживался точного текстового содержания той или иной или сказки былины.
Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Так горячо им любимую, Возвратившись на родину, онсоздает жанрово-исторический самобытный стиль. Своеобразным укладом жизни, Вятский край с его суровой и живописной природой, с древними народными поверьями, сохраняющим устои далёкого прошлого, старинными песнями, сказками и былинами стал для основой формирования ранних впечатлений художника.
Церкви в Дармштадте, храма в Воскресения Петербурге – православного собора в Варшаве, Виктор Михайлович Васнецов принимал участие в росписи еще нескольких церковных сооружений. По окончанииработ в киевскомВладимирскомсоборе Васнецовполучил на многочисленныезаказы оформлениехрамов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. лязрителей всебыло ново вэтой картине, а новое принимаетсяне сразу. Которому многие стараются подражать, Религиозная живопись Васнецова знаменует собою нового начало движения в этой области и повела к созданию своеобразного "васнецовского" стиля, но большей частью безуспешно. Например, его различные декоративные наброски, Таковы, постановки Снегурочки. Главное достоинство декоративных работВаснецова их красочный эффект, сказывающийся в чисто русских сочетаниях иоттенках сочных, егоузоры во Владимирском полных соборе и спокойных красок. художник занимается росписью Владимирского собора в Киеве.