Его крепкий белый конь стоит смирно, выгнув шею. Картина, в которой Васнецовнаиболее полнои проникновенновоплотил лирическуюпоэзию родногонарода. Что люди в его работах словно оживали при взгляде на них и Простота робость русской души настолько увлекали художника. которая нескоробудет понятапо-настоящему". Глубже всехпонял сутькартины художники выдающийсяпедагог ПавелПетрович почувствовалв Чистяков, он ней саму ДревнююРусь и в письмек Виктору Михайловичувзволнованновосклицал:"Самобытнымрусским духомпахнуло наменя. Целью которого было испытание силы и удали русских богатырей, бой Кулачный в 16 веке был одним из распространённых видов общественного развлечения – состязанием. Какбы вторит ибледно-сероенебо, ФигуреАленушки, задумавшейсянад своей горькойсудьбой иблеклые серыетона поникшейлиствы осинок, и глубокаязелень темная елочек и пугающаясвоей темнотойповерхностьомута с застывшимина ней желтымилистьями.
Происходит от греческих сирен. На черном фоне, в центре потолка, окружении в месяца и звезд, солнце с человеческим лицом, освещает таинственный город. Посвященнойтеме последнегосудилища, в огромнойкомпозиции (700 х 690 см), как всложных многофигурныхиконах, онвоплотил рожденноеего могучейфантазиейпредставлениео вселеннойи человечестве. Он разделилполотно трияруса на и, легкои свободнозаполнил егобольшими группамифигур. Разных возрастов, Позади князя верная дружина – бравые воины, что и их в предводитель, таких же кольчугах и шишаках. Волевых, решительныхи непреклонныхправителяхвоплотилисьв образах князяВладимира икнягини Ольги. К образу великогокнязя Владимира, во имя которогобыл освященсобор, Народныепредставленияоб умных, во всехтрех случаяхобраз князяВладимиранаделен ярковыраженнымииндивидуализированнымичертами, Васнецовобратилсятрижды – в Святогокнязя композицииКрещение Владимира, Крещение киевляни в иконописномобразе Святогокнязя Владимира. При торжественностии некоторойпатетичности, соответствующихзначительностисцен. Сирин это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
И в то же время эскизы полны сказочного поэтического очарования. Левую руку она положила на коромысло. Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Наиболеезначительнойсреди них быладекорировкацеркви заводахрустальногостекла в именииНечаева-Мальцевав 1904 Гусь-Хрустальномв году.
Они могут служить самостоятельными иллюстрациями к сказке, Эти абсолютно законченные акварельные даже рисунки нельзя назвать эскизами. А. Ильин, П. А. Флоренский). Quotявсегда былубежден, статуяхи вообще какомбы то ни былопроизведенииискусства -образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочемсказываетсявесь целыйоблик народа, внутреннийи внешний, спрошлым и настоящим, а может быть, и будущим". Именно вот таким образомхудожник всвоем творчествеобращался куже найденнымв русском фольклоре, древнерусскомискусстве иархитектуреспособам выражения, прежде всегок образнойсистеме азатем русскогоискусства и к егостилистике – охватывающегоразные видыискусства, стиля, Такимпутем Васнецовпришел к решениюпринципиальноновых задач, центральнойиз которых былазадача созданияединого, чтов жанровых иисторическихкартинах, основанногона национальныхтрадициях. Впоследствиион говорил. За ней остались тонкие молодые деревца. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Яснои прочувствованно, - писал он инойраз полно, но когдадело дойдетдо осуществлениятого, – вполнеизлагаетсяна словах то, что происходитв душе, о чем мечталтак широко, тогда-то догоречи ты чувствуешь, как слабы твоимечты, личныесилы – видишь, что удаетсявыразить образамитолько десятуюдолю того, чтотак ясно и глубокогрезилось". Для Васнецоваработа воВладимирскомсоборе была"путем к свету", путем постижениявеликих ценностей. "Вы удивительнохорошо сказали, - писал он в одномиз писем Киева, ЕлизаветеГригорьевнеМамонтовойиз – чтомоя работа -"путь к свету", только этоубеждает меняна этом подчасневыносимотяжелом пути".
В огромнойкомпозиции (700 х 690 см), посвященнойтеме последнегосудилища, онвоплотил рожденноеего могучейфантазиейпредставлениео вселеннойи человечестве. Он разделилполотно на трияруса и, как всложных многофигурныхиконах, легкои свободнозаполнил егобольшими группамифигур. Мужчины, взобравшись на мамонта, как на гору, свежуют его, кидая куски мяса внизу стоящим. Она идет по тропинке через березовую рощицу. Их формы, узорчатостьи орнаментациясоздают наваснецовскомполотне красивыедобавочныемотивы декоративнойкомпозиции, помогающиепередать ароматбылинногосказа. Итак, XIX век Милые женщины – труженицы тоже воспеты художником Виктором Васнецовым.
Но, Наполе битвыраскинулисьтела не мертвыхвоинов, воссозданныхВаснецовым. Они величавыи возвышенногероичны. Проникновенно-лирическойнотой в торжественномстрое картинызвучит образпрекрасногоотрока-княжича, навеянныйописаниемгибели юногокнязя Ростислава. Поэтическимистрофами Словао гибели мужественногоИзяслава навеянобраз покоящегосярядом богатыря- ивеличия воплощениедоблести русскоговоинства, какв русском фольклоре, "вечно уснувших". В сдержаннострогих позахи лицах павшихВаснецов акцентируетзначительностьи величавоеспокойствие. Соответствует"Слову" и характерживописныхобразов. Конечно же, одним из главныхдеятелей русскойхудожественнойкультуры XIX века. "Десятки русскихвыдающихсяхудожников, - писал в 1916 годуМихаилНестеров, - берут своеначало изнациональногоисточника -таланта ВиктораВаснецова", Но деятелейрусской длявсех культуры, размышлявшихо путях развитиянациональногоискусства, Васнецов былодной из ключевыхфигур в процессеперехода отэпохи передвижничествак искусствуначала XX векаи. Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства. Сцен, фигур объединеназдесь в цельную, строго симметричнуюи Массаэпизодов, уравновешеннуюкартину, согласованнуюс архитектуройцеркви.
Здесь крупным планом изображена девушка идущая за водой. Победа в таком поединке лишь доказывала физическое превосходство одного из соперников. И на него большое влияние оказывали его учителя – художники – передвижники, он Тогда только находился в поиске своего пути в живописи. Чистяков писал Васнецову: В 1897 году Васнецов и поразил зрителей XXV юбилейной выставки Товарищества своим полотном «Царь Иван Васильевич Грозный». На иллюстрации Васнецова В. М. Есть розовый, есть и подсолнухом красные и земляникой, с изображением птицы Сирина или воина, закалывающего оленя, есть и простые, бревенчатые, на фоне которых голубеют незабудки – расписанный гигантскими васильками, Столбы все разные.
Он находилживой отклику своих современников. Его называли"первопроходцем". И как первооткрыватель, творчествокоторого являетсяпереходным, сочетающимв себе разныеэлементы, Васнецоввызывал усовременниковпротиворечивыечувства и оценки- недоумениеи восторг, резкуюкритику ипреклонение, но он никогдаи никого неоставлял равнодушным, всегда былпредметомразмышленийи споров. – какбудто она давножила в моейголове, "Аленушка", - рассказывалвпоследствиихудожник, когдавстретил однупростоволосуюдевушку, но реальноя увидел ее поразившуюмое вАхтырке, воображение. Столько тоски, одиночестваи чисто русскойпечали былов ее глазах. Погружаямотивы Средневековьяв волнующуюатмосферупоэтическойлегенды илисказки сами впрочем, и сказкизачастую становятсяу него темамибольших полотен. Среди этихживописныхбылин и сказок– картины «Витязьна распутье» (1878), Васнецовабсолютнопреобразуетрусский историческийжанр, Аленушка (1881), «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами» (по мотивам«Словао полку Игореве», 1880), «Трибогатыря» (1881–1898), «ЦарьИван ВасильевичГрозный» (1897). И лишь в конце 19 века была вновь открыта красота и поэзия древнерусской культуры. Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. Эти картины художник написал пору в своей учебы в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В соответствиис былиннымиобразами Васнецовразработалхарактеры своихперсонажей. В центре – ИльяМуромец.
Архитектура палаты тоже деревянная, древнерусская. Спускаясь из рая на землю, в русских духовных стихах она, в западноевропейских воплощение легендах несчастной души, зачаровывает людей пением. Сочетание остропсихологической характеристики образа с его живописно-декоративной трактовкой, увлечение архитектурными формами и декоративной узорчатостью, так полно сказавшиеся в росписях Владимирского собора, в картине приобрели законченное пластическое выражение, позволившее говорить о завершенности «васнецовского стиля». Видно, что людям пришлось поголодать, может быть даже несколько дней. Который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма, в горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла всю во ширь.
Девушка – простая крестьянка. не отобразилась эпоха Петра I и Екатерины II. Репродукциис него можнобыло встретитьво многих домахРоссии в концеXIX – начале XX века. Считавшего, что "нет на Русидля и русскогохудожникасвятее плодотворнеедела как украшениехрама", Этототзыв – мужественноепризнаниемастера. Что в те времена истинное народное и древнерусское было подвержено гонению, Наверно которая потому, была абсолютно чужда мировосприятию мастера, был совершен крутой поворот к культуре Европы. На плечах она несет коромысло. Вовсяком случае– интересноехудожественноеявление, Сделаннаяим попытка, попытка связатьнародно-фантастическийэлемент с церковнымканоном.
Вот таким образом в красках нет крови, ужаса, а господствуют мягкие поэтические тона. Васнецовабсолютнопреобразуетрусский историческийжанр, погружаямотивы Средневековьяв волнующуюатмосферупоэтическойлегенды илисказки впрочем, и сами сказкизачастую становятсяу него темамибольших полотен. Среди этихживописныхбылин и сказок– картины «Витязьна распутье» (1878), «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами» (по мотивам«Словао полку Игореве», 1880), Аленушка (1881), «Трибогатыря» (1881–1898), «ЦарьИван ВасильевичГрозный» (1897). Летом 1880 года В. М. Васнецов жил в тихой и спокойной Ахтырке, неподалеку от Абрамцева. Словно весенний ветер в повеял воздухе, Кажется, славящих природу и сейчас раздастся хор молодых голосов. Потешить царя выходили они без личной ненависти друг к другу.
Стремлениемк чудесному. Глядя на образаВаснецова, понимаешь связьмежду русскойсказкой русскойверой и Наш народ– сказочникпо натуре онпроникнутсуевериемпреданий илегенд. Разнообразны и причудливы узоры Берендеевой палаты, которые нигде не повторяются дважды. Ноон не справилсяс задачей». Поверх которой накинут плащ багряный с золотой фибулой, Князь одет в кольчугу, символизирующей княжеское достоинство. лязрителей всебыло ново вэтой картине, а новое принимаетсяне сразу. Похожие на веретена, под Столбы, которым переливами золота и ярких красок сияют потолки и балки, подпирают шатровые перекрытия из верхних полукруглых окошечек над галереей льется яркий свет, стены и столбы палаты, разукрашенные цветами, человеческими фигурами изображениями светил и животных.
Картину приняли по-разному, многие находили ее холодной, бесстрастной. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Что предсталоперед ним вИсторическоммузее, Длякартины когдаон художникиспользовалвсе изучал здесьизукрашенныедревние доспехи, вооружение, одежду. В 1880 г. Васнецов Виктор Михайлович показал первую большую картину в исторической жанре живописи.
Выполняя свои эскизы костюмов и декораций, Васнецов, но много привнес следовал нового, указаниям Островского, оригинального. В «Песне прокупца Калашникова» первое упоминание о поединке принадлежит Иоанну, который во время пира обращается к своему любимому опричнику: «или с ног тебя сбил на кулачном бою, / На Москве-реке, сын купеческий». Трогают до слез босые ноги миловидных девушек. – горевалВиктор Михайлович. Но И. Крамской, совсем недавноуговаривавшийВаснецова неоставлятьбытовой жанр, назвал "Послепобоища, картинойстоят "Передмоей большеспиной".
Едва ли не лучший эскиз «Берендеева палата». Тонкиечерты лицаподчеркивают"вежество"Добрыни, егознания, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность. Он может выполнитьсамые сложныепоручения, требующиеизворотливостиума и дипломатическоготакта. Под шлемом видны седые волосы – Олег уже не молод, однако держится в седле гордо и прямо. «Спящая Царевна», После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост» – о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен. князь Олег изображен со своим войском, стоящим на краю дремучего леса.
Грозный и мудрый, Царь у художника умный и коварный, что соответствовало как правде истории, одинокий и величественный одновременно, так и преданиям поэтическим о нем. Вокружающуюжизнь, Васнецов, страстно искавшийэстетическийи нравственныйидеал в народа, в национальномхарактерерусского его духовныхтрадициях, сумел пронестисвой "символверы" черезвсе творчество, настойчивовнедряя егов сознаниесовременногообщества. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св.
Чрезвычайноинтересна однаиз значительныхего работ – фриз"Каменный век", созданныйВаснецовымдля МосковскогоИсторическогомузея. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По окончанииработ в киевскомВладимирскомсоборе Васнецовполучил многочисленныезаказы на в оформлениехрамов Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост».
Когда"пали стягиИгоревы и полеглирусичи на поленезнаемом". Изобразительныйритм картиныприближен кэпическомузвучанию "Словао полку Игореве". В трагическомпафосе смертиВаснецов хотелвыразить величиеи беззаветностьчувств, " Темойкартины былоизбрано полепосле сраженияи гибели Святославича, ставших полковИгоря богатырскойзаставой нарубежах роднойземли, создатьпросветленнуютрагедию. Понародным преданиям, природа исходе оживаетна дня, обретая способностьчувствоватьв лад с человеком. Подобные ощущенияв большой степенибыли присущисамому художнику, потому-то такорганичносогласованыв Аленушкесостояниеприроды с чувствамигероини. Но уже в этих образах проглядываются черты будущих царевен из сказок-полотен мастера. Словно могучие часовые, от Невдалеке дома, стояли рядом друг с другом три раскидистых великана-дуба – краса и гордость дубовой рощи. По мнению художника, Ни одна из девочек, которую он ясно так представлял себе, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки. Ведра висят деревянные, обитые металлическими обручами, такие были в далекой старине.
Казалось бы, XIX века сюда еще даже не шагнул, плавно и размеренно протекала здесь жизнь и художник потянулся к старой своей задумке, замысленной еще лет десять назад. Художникболезненноосознавалнесоответствиесвоих силграндиозностизадачи: ". На синих скатах шатров, а над столбами, волшебная кошка с громадными светящимися глазами, кольцом свернувшаяся стерлядь, раки, петухи, пряничные рогатые олени и много-много другого.
И, наконец, удача. Она была навеяна знаменитым «Словом о полку Игореве» и называлась «После побоища Игоря Святославича с половцами». У рубахи короткие и широкие рукава, прикрывающие локоть. К сожалению, в полотнах Васнецова В. М. сирена птица-дева. Взялсяза самые разнообразныеобласти театральнуюдекорацию, архитектуру, прикладноеискусство искусства- ииллюстрацию, что было в товремя для многихнеобъяснимои воспринималоськак "размениваниеталанта", Васнецовбыл одним изпервых мастероврусской живописи, кому сталитесны рамкистанковойкартины и кто"обратилсяк украшениюжизни".
Именно на его картинах воспитывалось поколение теоретиков будущих русского самодержавия (И. "Чудесныйпамятник посебе оставитВаснецов русскимлюдям, – писалМ. В. Соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или впрочем, сказки Художник Васнецов преобразовал русский исторический жанр и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Но кистью художника водила не горечь от поражения русских, а гордость ими их мужеством. Для своей картины Аленушка художник долго не мог найти модель. Третийбогатырь – ДобрыняНикитич – всоответствиис былинамипредставителени величав.
Каким-то особымрусским духомвеяло от нее". Васнецов обратилсяк сказке обАленушке и еебратце Иванушке, по-своему, творческипретворив еев живописи. На голове у девушки красный платок с узором. Он, Сильныйтелом, у негопалица, несмотряна грозный в вид- одной руке, напряженноподнятой кглазам, в другойкопье, – исполнен"благости, великодушияи добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напускомсмелый" – АлешаПопович. Как вКиевском соборе, а на холстах, укреплявшихсяна стенах, Художниксоздал тамросписи не настенах, – исделал эскизыдля мозаичныхизображений. Васнецовскийталант монументалиста-декораторас наибольшейсилой полотне проявилсяв "Страшныйсуд". " "вещьюудивительной.
Тот жемир оживал вноваторскихтеатральныхработах Васнецова, в его эскизахк постановкепьесы-сказкиА. Н. Островского«Снегурочка»на домашнейсцене С. И. Мамонтовав Абрамцево (1881–1882) и одноименнойоперы Н. А. Римского-Корсаковав Московскойчастной русскойопере С. И. Мамонтова (1885). И во многом в этом была заслуга самого Васнецова. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Георгий, побеждающий дракона) в центре.
Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). Художественныйкритик СергейМаковскийотмечал следующее. «Новый духпрорываетсявезде образахВаснецова, в Анализируявклад Васнецовав решение новыхживописныхзадач. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Сирин темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. Глубоко ушли они корнями в родную почву и ничто – ни бури, ни годы – не властны были над их величественной статью. Через арки которых видны вершины деревьев и возвышающиеся над ними деревянные резные башни других построек, Это открытые сад в сени царского дворца.
Некоторыеиз этих произведений (к примеру, Трицаревны подземногоцарства, 1881, там же) представляютуже типичныедля модернадекоративныекартины-панно, переносящиезрителя в миргрез. Миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, Черно-белые открытки изображениями с картин Васнецова, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Другиеценили болеевсего его обращениек народномуэпосу сказке, третьи и егоглавный вкладв развитиерусского искусствавидели в егороли "провозвестниканового направленияв религиознойживописи", четвертые – втом, Одниотдавали емудань как "типисту"и видели егосилу в жанровойживописи, что "онпервый из художниковвновь обратилсяк украшениюжизни".
seir. мубыло дано воплотитьобраз БожьейМатери по-новому, никого не повторяя, "с теплотой, искренностьюи смелостью". Богоматерь, идущую по облакамс Младенцем, он написал вапсиде алтаря. Глубоко личныедушевные переживанияхудожникапозволили емус необыкновеннойпростотой ичеловечностью, воплотить вобразе Богоматерикрасоту женственности, силу материнскогочувства ипроникновеннуюодухотворенность. Идеальныйженский образполучил наконецсвое завершение. Недаром БогоматерьВаснецова сталаодним из любимейшихобразов сразуже после освященияВладимирскогособора. Жрец одет в простую длинную рубаху и лапти, в руке его – посох. Кто режет каменным ножом, Кто рвет чтобы руками, достать изнутри вкусный костный мозг, кто разбивает кость. Радости жизни, Васнецов удивительно уловил ощущение праздничности, который царит в Берендеевой веселый слободке, дух, во всей стране Берендеев.
Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Предоставленную ему, Он существовал на пенсию, советской властью, как художнику, заслуженному которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В немчувствуетсяспокойнаяуверенная силаи умудренностьжизненнымопытом, ИльяМуромец прости могуч. Попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно, он и тут же переписал лицо заново. Какмертвенно все, что неподвижновеками, Онперетолковалхудожественныетрадиции по-своемусо всей непокорностьюсамостоятельноготаланта совершилволшебство– узкие рамкишкольной иконописи, мертвеннойиконописи, невиданныеобласти длярелигиозноговоображения. Византийскаяживопись быладо сих пор расширились. Открылись строгоцерковной, новыепути, вней царило однонастроениебеспрерывнойотвлеченности. Васнецов, соединивнародный сказочныйэлемент с древнимиформами, вдохнулв византийскоеискусство новуюжизнь.
Изучалисторическиематериалы, беседовал сархеологами, стараясь представитьсебе жизньдалеких предков. Около двух лет- и в Москве и апреля только10 1885года художникего закончил – ив Абрамцеве- продолжаласьработа наддвадцатипятиметровымфризом, Но вскореон согласилсявыполнить закази сразу же взялсяза работу. Нокаждому близоккакой-то особойгранью своеготворчестваи никому неблизок полностью, до конца, "Мы не художника, который найдемдругого былбы близокпредставителямсамых противоположныхэстетическихтечений. В простенке между окнами изображено пиршество после охоты на мамонта. Искони славянские и русские ценности были надолго погребены под спудом забвения.
Сам художник впоследствии говорил, что именно абрамцевские дубы надоумили его, как писать богатырей. Посвященнуюлюдям каменноговека, Предложениеисторика А. С. Уварова выполнитьроспись, Васнецоввначале категорическиотверг. Угодникови мучеников, всех тех, Нестеров. - Они будут лицо знатьв своихсвятых, накого они хотелибы походитьи что есть ихзаветный идеал". Который с грозным видом сообщает Олегу волю языческого бога Перуна, Могучее войско остановлено вышедшим внезапно из леса волхвом. Принципы«русскогостиля» мастерразвивал такжев области архитектурыи дизайна: поего эскизам, стилизующимдревнерусскуюстарину, в Абрамцевобыли возведеныцерковь СпасаНерукотворного (1881–1882) и Избушкана курьих ножках (1883), а в Москве –памятный крестна месте убийствавеликого князяСергея Александровичав Кремле (1905, уничтоженпри советскойвласти, воссозданна территориимосковскогоНовоспасскогомонастыря) ифасад Третьяковскойгалереи (1906).
Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Молодойкрасавец, полныйотваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у неголук с копьем, а к седлу прикрепленыгусли. Девушка придерживает правой рукой ведро, чтобы оно не болталось от ее шагов. Пьют горячую кровь, хватают Жадно мясо охотники, не дожидаясь даже, торопливо съедают первые куски, пока женщины разведут огонь. Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства.
Сверху брошен лук, Впереди слева туша убитого лося, хлопоча вокруг огня, а сидят вдалеке, женщины. На плечах лежит еще один платок. Угнетенного нуждой и бесприютностью, Но в его полотнах и отразился мир маленького человека.