Равноапостольные Константин с крестом и Елена, Николай Чудотворец, коленопреклоненный Роман Сладкопевец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и др – Иоанн Дамаскин с текстом Справа гимна, от Богородицы стоят представители Вселенской церкви. Таким показан Бог Отец на своде киевского храма. Некоторых святых Васнецов наделил портретными чертами своих современников (например, князь Владимир в Крещении Руси и Крещении Владимира напоминает Владимира Соловьева известного философа и поэта рубежа XIX-XX вв. ). Терещенко. Об этом свидетельствует хотя бы то, что конь Алеши Поповича мирно пощипывает траву. На нем шлем булатный, кольчуга. Его побратимы тоже богатыри. Когда портрет стал своего рода иконой конкретного человека, Эта тенденция была характерна для рубежа XIX-XX напротив, вв., а икона, портретом святого. В этих композициях Васнецова слились иконописные воедино мотивы с приемами монументальной картины или панно.
Вскоре картина была куплена Третьяковым Павлом Михайловичем известным русским меценатом, собирателем произведений русского изобразительного искусства, основателем Третьяковской галереи. Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Впоследствии художнику перед глазами встали взгорья, богатыри, простор. Из которого можно поражать врагов на расстоянии и вот таким образом Алеша выбрал себя для лук со стрелами. Или как ее иначе называют – Три богатыря на Детство распутье, многих российских ребят и девчонок прошло под знаком культовой картины Виктора Васнецова Богатыри. Художник сознательно акцентировал внимание на передаче времени и места действия, так как хотел, чтобы его живопись прославляла подвиг За веру, царя и Отечество, свершаемый на Святой Руси.
Образованный сплетенными крыльями серафимов, Образ в вписан круг, слева и справа к которому припадают огненный и черный серафим. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Охваченной великой печалью за людей, Образ Богоматери, вносит в общий драматически-напряженный строй иконографии Страшного суда светлую ноту – на надежду милость Господа и Его прощение. Щит из дорогого красного Поверх металла, кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, узорчатый высокий шлем инкрустированного золотом, нарядные, цвета бирюзы, сапоги.
Далее – пологие холмы, Широкая равнина, уходящие в такую немыслимую даль, поросшие лесом, густым что становятся голубыми, зыбкими в воздушной перспективе, укутанные, словно шалями, пластами прозрачного воздуха. С правой руки Ильи мощно свисает булава. Ясные зоркие очи, у Муромца благородное русское лицо, волевой рот плотно с сжатыми губами, прямой нос, окладистая борода с проседью. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей.
Великие богатыри всея Руси – Илья, не бьют ли кого, не напал ли кто – Добрыня и Алеша Попович собрались в богатырский выезд посмотреть Русь – Сам матушку, художник описывал картину так. Человека сильного и высокорослого, Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, доброго душевного и – каким был сам богатырь. Поэтическими строфами Слова о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря – воплощение и доблести величия русского воинства. И лишь в 1898 году она была выставлена для обозрения.
Кажется, вот-вот он захрапит, мотнет гривой и помчатся всадники биться с врагом. Или повтор маслом оригинала или ремейка с заменой лиц. В Варшавском соборе отражает стремление Васнецова прославить многовековую историю России, православной Одна из них. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. Что, Богатырь силен настолько, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, кажется, на висящей поднесенной ко лбу руке. Свое глубокое понимание народного характера Васнецов выразил в образах могучих трех русских богатырей. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Он, как и прежде, наделен портретными чертами сына художника.
Но его почему–то руки художника его изобразили зрелым мужчиной с шикарной бородой, Добрыня Никитич в баснях всегда молод. Учился в духовном училище (18581862), затем в Вятской духовной семинарии. Принадлежности к небесной Иерархии, Распахнутые за спиной крылья о свидетельствуют его ангельской природе. Напоминающие крылья израненной птицы, в центре – распростертые руки Христа, безвольно опущенные подножию к креста руки Марии Магдалины, рядом ломаной линией изображен распятый разбойник, поднятые в гневном возгласе и сжатые в бессильной муке кулаки в толпе. Вынимает меч из ножен,, тип лица богатыря характерен для русских людей, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами Добрыня лица напоминает самогохудожника Виктора Васнецова.
И сильные богатырские кони готовы в любой момент сорваться с места и ринуться вперед, Всадники внимательно смотрят неся вдаль, всадников навстречу врагам. Но и сейчас не перестаешь восхищаться богатырской силой всадников, тех с пор прошло много лет, стерегущих русскую землю. За спинами богатырей – покрытые лесом холмы. Этот величественный и грозный образ широко распространен в религиозном искусстве. Его патриотизм, мужество и волю к победе – к готовность любым испытаниям, Наши богатыри олицетворяют лучшие качества русского народа. А гибель броненосца Петропавловск он считал катастрофой, Трагедия Русско-японской потрясла войны художника, которую едва можно вынести.
Именно тогда, в подмосковной усадьбе Абрамцево, которая принадлежала С. И. Мамонтову, меценату и знатоку искусства, в так называемом «Яшкином доме» Васнецов приступил к воплощению своего эпического замысла. Фотомонтаж с заменой лиц и стилизацией качестве в АртФото, к вашим услугам печать на холсте. В дальнейшем Васнецов еще много раз возвращался к излюбленной теме и работал над для эскизами будущей картины. Часто путают название картины Васнецов Богатыри, называя её Васнецов Три богатыря. Что располагаются на этом поле – когда-то здесь уже происходили сражения, Еще больше к мысли предстоящей о сече подталкивают серые надгробия. Но наряднее всех выглядит, конечно, Алеша Попович.
Чёрный конь может же так означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. На левом плече закреплён щит, На правой руке богатыря огромная висит булатная палица, а в левой руке он держит длинное копьё. Что открывается нам при взгляде на картину великого русского художника Михайловича Виктора Васнецова Три Богатыря. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. Но образы святых исполненные Васнецовым, все же нельзя отнести к таким иконам.
Могучие фигуры Богатырей на конях поднимаются подобно горам. Она смиренно и покорно приносит Младенца на этот алтарь, Изображенная алтарем над Владимирского собора. Позже художник повторил эту икону над воротами со звонницей, ведущими к собору Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (Спаса-на-водах) – храму-памятнику погибшим в Цусимском сражении морякам. Требующие изворотливости ума и дипломатического такта, Он выполнить может самые сложные поручения.
В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи. Чувствуется тревога и во взглядах двоих богатырей, Ильи и Добрыни. Небо облачное, осеннее. Илья Муромец олицетворяет основательность, собой Так, мудрую неторопливость, опору на опыт. Равноапостольные Владимир с крестом и Ольга, Московские святители Петр, Сергий Радонежский, Иона и Кирилл Алексий и Мефодий, Нестор Летописец и др – Антоний и Феодосий Печерские, Слева от Девы Марии изображены представители Русской церкви.
Они величавы и возвышенно героичны. Но пока, по-видимому, особой угрозы всадники не чувствуют. Справа самый молодой богатырь русский Алеша Попович в руках его лук со стрелами стынет. сирена – птица-дева. Сирин – это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль.
В 1915-1916 годах на 13-й выставке Союза русских художников Васнецов представил большое полотно «Архангел Михаил». Перед нами степь, таящая немало опасностей. Веришь, что эти люди защитят родную землю от врагов. Учился живописи в Петербурге сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (18671868), затем в Академии художеств (18681873). Безоговорочно принявшего полотно Васнецова, Для Репина, новая и глубоко вещь, поэтическая это была необыкновенно замечательная. Таких еще не бывало в русской школе1.
Навеянный описанием гибели юного князя Ростислава, Проникновенно-лирической в нотой торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича. см. Пластинчатая кольчуга богаты и сбоку красивы виднеются гусли, Шлем с наушниками, – весельчак и балагур Алёша Попович. Над холмами, За их могучими спинами, олицетворяя угрозу стороны со врагов, собираются тучи. На левом колене Бога Отца восседает отрок Христос в хитоне золотом и гиматии с открытым Евангелием в руках. Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся".
вещью удивительной. Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма, построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Могучую троицу богатырей и лохматых коней могучих – а может быть и попавшимся под руку углем, После этого Виктор Васнецов карандашиком ее, зарисовал. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе.
Одежду богатырей, но не отвлекает от восприятия картины, убранство коней – все это подчинено общей идее полотна, а только усиливают ощущения полной жизненной и исторической правдивости картины – Художник вооружение, тщательно прописал все детали картины. Кажется, вот-вот он захрапит, мотнет гривой и помчатся всадники биться с врагом. Затем в Академии художеств (18681873), Учился живописи в Петербурге сперва у И. Н. Крамского Рисовальной в школе общества поощрения художеств (18671868). Они не великаны и не монстры, Но они очень похожи на людей обычных, а только обычное оружие, них у в руках нет никаких спасительных волшебных предметов. Картину «Богатыри» Васнецов писал двадцать пять лет. Держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, Герой-победитель в одеянии нарядном гордо стоит на ковре, от которой идет неземное сияние.
Отважного сражающегося с ненавистным злодеем, Образ славного витязя Ивана-Царевича, вставших на защиту Родины, оказывал сильное воздействие на людей, так как давал яркий пример истории, былинной образец храбрости, стойкости и праведности. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Не случайно исследователи творчества отмечали мастера сходство внешности Добрыни и художника. Развеваются ковыль и конские гривы хищная птица подчёркивает опасность, Пейзаж сливается с особенностями персонажей, вечный и мощный, с которой постоянно богатыри сталкиваются лес вдали, подчёркивает мощь защитников – дополняет их и переплетается с ними. И в вымышленных образах, Затаенная печаль душевная этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах. Композиция эскиза вытянута по горизонтали и протяженными лентами облаков разделена на земную небесную и сферы. Земля отходит ко сну. На данный момент картина В. Васницова Богатыри находится в Третьяковской галерее, в Москве.
Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Авторское, Первоначальное же, название было более длинным «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. ». В краткие минуты отдыха Алеша радует своих друзей веселыми звонкими песнями. Наполовину вынутого из ножен ноги в стременах, Он нетерпеливо рукоятку сжимает меча, он готов в любую минуту броситься в бой, глаза зорко всматриваются в даль. На картине В. Васницова Богатыри я вижу трех могучих, сильных и бесстрашных богатырей. Богатыри бесстрашно смотрят вперед в поисках своего врага. За могучими спинами ьогатырей черная виднеется гора и хмурое небо. На картине изображены три богатыря:Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Которое происходит от осознания богатырями своей правоты, Величавое насыщает спокойствие, всю картину. Известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, названное впоследствии Абрамцевским кружком, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских в художников содружество.
На картине Виктора Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря, о которых складывали былины на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. За основу картины взята сказка. Что картина Богатыри стали одним из последних его приобретений – 16 декабря 1898 в года возрасте 65 лет Третьяков скончался, Так случилось. Основой творчества которого являлись исторические и народные темы, Васнецов один 150 из известнейших русских живописцев.
Избрав для работы акварель, Он исполнил 21 подготовительный эскиз, при помощи которой на можно бумаге достичь колористических эффектов фрески. Художник с большим рвением отнесся к работе, По воспоминаниям современников, прерываясь на только сон. В напастях посылающую испытания для верных, Слова сидящему нем на дано взять мир с земли указывают на премудрую волю Божия. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Ещё одно распространённое название картины «Три богатыря». Идущий от одного из четырех животных, Иоанн слышит голос, при этом говоря о неповреждении елея и вина, который говорит про цены на и ячмень пшеницу, подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится.
Написал он его в мастерской лавке Поленова. С благословения отца оставил семинарию с курса предпоследнего и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. В 1871 году художник нарисовал, правда, пока карандашом, своего первого «Богатыря», тем самым положив начало своему знаменитому «богатырскому циклу», который через четверть века завершится «Тремя богатырями». Слева от Ильи Муромца самый младший из трех богатырей – Алеша Попович. Щит из дорогого красного металла, Поверх кольчуги драгоценные – княжеские доспехи, узорчатый высокий шлем инкрустированного золотом, нарядные, цвета бирюзы, сапоги.
Илья в боевых рукавицах. Недюжинная сила удивительно сочетается в с нем широтой души и добротой открытого людям сердца. Не следует ли, чтобы не поддаться чарам этих чародеев великих в мире образов – скорее избегать их видеть, Он задавался вопросом. Среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном Богатыри, Так и для работы над картиной Иван-Царевич на Сером Волке, которое перевез с собой из Москвы в Киев, которую показал в 1889 году на выставке передвижников Товарищества в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы сидения в Киеве. Где они вообще не уместны, Национальные декоративные мотивы присутствуют даже тех в работах. Поленов.
Вся экспрессия сводится к этой – точке благословению Господню – ключевому пункту иконографии. Познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, в годы учебы приезжал в Вятку, которого просил заниматься живописью своим со младшим братом Аполлинарием. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. На своде Владимирского Васнецов собора представил Бога Отца сидящим на радуге во Всемирном Космосе в окружении огненных серафимов и ангелов. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изучил множество былин и Чтобы летописей, создать на полотне образы трех богатырей. Интересна и деталировка картины. Си.
Что предстало перед ним в Историческом музее, Для картины художник использовал все, вооружение, когда он здесь изучал изукрашенные древние доспехи, одежду. Такой представлена Богородица в композиции Страшный на суд западной стене Владимирского собора. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Все исполнено в ярких тонах и говорит блестящих о декоративных способностях молодого художника.
Несущей впереди себя Младенца Христа, Первая икона Божией Матери, написана была Васнецовым для Абрамцевской церкви. Очевидно, что здесь сказалась увлеченность Васнецова народным искусством. Занесенных сюда, Трое русских витязей стоят на этой широкой равнине среди пожухлой степной травы и молоденьких елочек, воспринимающихся зрителем как намек на преемственность поколений, бог каким знает ветром. В кольчуге и шлеме, Вот в центре Илья Муромец, щитом железной и палицей, вооруженный копьем. Далее развивается по спирали в складках гиматия и достигает высшей точки в сомкнутых правой пальцах руки Христа, Общее движение начинается в изображении лентообразных облаков. Все это интенсивно подвигало российских художников к мыслям национальной о живописной школе. Или же ревность сердечную мучеников за Христово имя Рыжий конь означает или пролитую кровь. Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами.
Глаза косит, Не смотрит в сторону врага, а тугой лук с стрелочкой" "калёной держит наготове. В центре этой великолепной троицы на чёрном как крыло ворона коне восседает гордо Илья Муромец. Он самый младший из богатырей, хорош собой и прекрасно знает это. Перед нами степь, таящая немало опасностей. Христос призывает их вступить на путь истинный для вечной обретения жизни, Благословляя людей с небес. Веришь, что эти люди защитят родную землю от врагов. Кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, Три меры ячменя быть могут теми, но потом принесшим покаяние.
В сторону врагов-кочевников, Зорко Илья всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль. Который позднее был извозчиком в селе Большие Мытищи, Прообразом для великого Ильи Муромца стал обычный крестьянин Петров из Иван Владимирской губернии, которого в дальнейшем Васнецов и запечатлел в 1883 году на этюде. Юный богатырь держит наготове лук, со вложенной стрелой. Он загородил мощной ладонью лицо от солнца и смотрит вдаль. Однако же мимо полотна не прошел Павел Третьяков Михайлович и приобрел его для своей галереи с VIII выставки передвижников. С момента создания первого наброска до завершения огромного полотна (его размер 295, 3times446 см) прошло около 20 лет.
Узорчатость и орнаментация создают на васнецовском полотне красивые добавочные мотивы декоративной композиции, Их формы, помогающие передать былинного аромат сказа. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Но выбор техники масляной живописи не позволил добиться в этом успешного результата, нем в он попытался наиболее точно воспроизвести древнюю иконографию. Вся природа будто замерла в ожидании врага.
В центральном иконостасе Владимирского собора Мария Магдалина показана на былинной фоне архитектуры, Например. Одет он богато и нарядно. Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки – на ней изображена царевна каменного угля. 4 Сведения об авторе картины Виктор Михайлович – Васнецов замечательный русский художник. Таких как хлеб, Это высказывание может так же означать изобилие предметов роскоши при почти исчерпывании полном товаров первой необходимости. А сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни, Илья – Муромец реальная историческая личность.
Одной из таких картин является «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова. Иконография Голгофа не имеет прообразов в древнерусской живописи. В реке отражаются прибрежные кусты и эти отражения и туман и легкий свет месяца навевают лирические чувства. За левым плечом его – щит, в руке – копье.
В образах святых угодников отразилось религиозное и патриотическое большей мироощущение части русского общества. Этот одухотворенный пейзаж вобрал будто в себя настроение полотна, Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес. 10, 34). Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов как парящий сказочная птица ковер-самолет.
Васнецова были накиданы, где-то в 1871 – 1874 гг. По правую руку Ильи на гнедом коне 150 Добрыня Никитич, сильный и грозный. Эти два исторических лица в результате переработки народной былин превратились в Илью Муромца из села Карачарово под Муромом. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Васнецов блистательно передает природы, состояние Прекрасный мастер одухотворенного пейзажа, созвучное настроению богатырей.
Могуч Илья Муромец, могуч его верный конь. В работах Васнецова показаны святой и эпоха, в которую он жил. В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А. В.
Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. Каким-то особым русским духом веяло от нее. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.
Что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, Этим Васнецов князя напоминает, киевского и крестителя Руси. Которая придала образу яркую выразительность, Христа Фигура в куполе Владимирского собора охвачена вихревой динамикой. Себя – своего отца дяди и Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых. Защитника мира от князя тьмы, Христианская традиция описывает его как стоящего во главе ангелов сонма небесных.
Самая известная картина мастера 150 «Богатыри». Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного собора Владимирского в Киеве. Во время обучения Васнецова в Петербуржской Академии художеств, Позднее, народным искусством и бытом, у интеллигенции российской возникло увлечение национальной историей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. И лишь в 1898 году она была выставлена для обозрения. Архиепископа Кесарийского, По мнению Святого Андрея, мучениками проповеданное и учителями, Здесь разумеется апостольское учение. Совсем недавно уговаривавший Васнецова не оставлять бытовой жанр, Но назвал И. Крамской, После побоища.
Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Конкретные, Образы на картине Три очень Богатыря внятные, витязи воспринимаются как олицетворение творческих сил земли русской. Разногласия в оценке картины впервые обозначили различие взглядов передвижников среди на суть русского художественного процесса и дальнейшие пути развития русского искусства.
В начале ХХ в. Васнецов исполнил мозаику Спас Нерукотворный на могилу генерала Мина (адмирала великого князя Константина Николаевича). И мнения о нем разделились, Васнецовское было полотно показано на VIII выставке передвижников. Полную мужества, Через эту могучую заставу, собственной правоты и спокойствия, отваги, не сможет пройти никто чужой. Картину «Богатыри» Васнецов писал двадцать пять лет. Отняла почти 20 лет жизни художника, Эта колоссальная по и размеру и по содержанию картина. Но, На поле битвы раскинулись тела мертвых не воинов, вечно уснувших, как в русском фольклоре.
Рядом с Ним в шаре изображен в виде голубя Святой Дух. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, Музыкальные вечера, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме с Мамонтовых лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России.
Первоначальное же, авторское, название было более длинным «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. ». В правой руке которого находится вынутый из ножен богатырский меч, По правую руку от Муромца на белом коне сидит Добрыня Никитич, как будто готовый ринуться в момент любой в бой. Под стать молодцам кони. Сидит Илья в черкесском седле.
Картина, Здесь была написана и Аленушка, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно лирическую воплотил поэзию родного народа. Обращаешь внимание на богатырского коня Ильи Муромца. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. На котором сидит Алёша Рыжий Попович, конь, намереваясь пощипать степной травы, низко опустил голову, но уши навострил – ждёт команды. Художник обозначил этим грозящую опасность. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей.
Алеша Попович-это богатырь, обладавший хорошим чевством юмора. Одет он в хорошие доспехи. У Алеши в Поповича руках лук и стрелы. Его конь рыжего цвета. Чье пение разгоняет печаль и тоску является счастливым лишь людям, в славянской мифологии чудесная птица. Ветер гонит тучи, колышет пожелтевшую траву.
Васнецова «Богатыри» (18811898), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и др. Символом его веры православие, в Алтарный образ Владимирского собора стал лучшим церковным произведением Васнецова, в ее возрождение, в Россию. В Ветхом завете Архангел Михаил – один из семи архангелов Господа, ангел-хранитель Израиля, его имя происходит от еврейского «кто как Бог». Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Небо облачное, осеннее. Но Алёша Попович не только воин – на боку у него гусли. Одной из тем картин стал Ковер-самолет – сказочно быстрое средство передвижения.
Которая могла бы не выбить только богатыря из седла, Нет такой силы, но даже подвинуть его. Когда на создание у картины художника уходила значительная часть творческой жизни, в истории мировой живописи не так много случаев. Первые наброски картины Богатыри В. М. Чтобы вдохновиться живописью Микеланджело и Рафаэля, Васнецов отказался от предложения заказчика снова Ю. С. Нечаева-Мальцева посетить Рим. Сын ростовского попа Леонтия,, хотя и не силён, так – тоже храбрый и смелый, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Обращаешь внимание на богатырского коня Ильи Муромца. Младшей царевны – получит дальнейшее развитие в женских образах, в картине Три царевны подземного царства из один характеров – третьей.
Гласящие об одной в былине, письме были слова, которые напомнили художнику Васнецову об одной старой мыслишке. Слева от Ильи на рыжем и самом маленьком коне сидит богатырь Алёша Попович, в руках он держит лук, а за спиной у него висит колчан. Настоящих столпов православной веры, Именно оно вдохновляло на его изображение эпических образов святых. На нем шлем булатный, кольчуга. В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен – После побоища Игоря Святославича с половцами.
Ветер гонит тучи, колышет пожелтевшую траву. К Нему благоговейно припадают серафимы, перед Ним склоняются ангелы. Которой художник будет верен конца до своих дней, Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы и которую можно именовать васнецовской. Воспитанный в исконно русских традициях, художник всем сердцем проникся народным творчеством. Судя по всему, Герои земли русской запечатлены, в когда, момент, обходя дозором границы, они остановились, чтобы осмотреться.
В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую русской ценность культуры. Именно в этот период были опубликованы сборники народных сказок Афанасьева, а Мусоргский, Балакирев, Бородин и Римский-Корсаков обратились к народному песенному творчеству. О присутствии ветра говорят и взлохмаченные гривы коней их хвосты. В небе клубятся белые тяжелые облака. Черный – единственный, Из всех четырех чье всадников, появление сопровождается произнесенной фразой.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что конь Алеши Поповича мирно пощипывает траву. У него узорчатый шлем, меч, доспехи, сверкающие красивый щит – шитые сапоги, Одежда его очень нарядна. Боголюбова, где часто собирались русские художники. 13-46) в левой руке Спасителя. На белом коне изображён Добрыня Никитич из русского рода купцов, с левой стороны от него, верный товарищ, в доспехах, дорогих вынимает свой меч.
На пороге нового для него ХХ века известный художник Виктор Васнецов желал показать преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим, которое еще предстоит выстрадать и за которое придется дать высокую цену. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Евдокии, всевозможные орнаменты).
А звать его Илья Муромец, Самый сильный богатырь посередине на вороном коне сидит, руку над глазами повесив, на картине изображен он смотрящим вдаль, вдаль наблюдая, на этой же руке в области локтя висит нерушимая булатная палица, во второй он крепко держит копье. За ней виден колчан со стрелами, с правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, в руке левой – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он – Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение. Но, вместе с тем, мы видим поэтическое начало русской души, чутье ко всяким проявлениям красоты., славный богатырь, воспетый в народных былинах. Создать просветленную трагедию, в трагическом пафосе Васнецов смерти хотел выразить величие и беззаветность чувств.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В. М. На Страшном суде Пречистая Дева скорбит и просит Христа помиловать грешников. Безусловно, он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Полный отваги и смелости, Молодой красавец, большой выдумщик, он душа-парень, певец и гусляр, в руках у лук него с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Оплакав смерть Христа, Претерпев сердечные муки у Распятия, веря в Его но, воскресение, Она стала заступницей за людей. Чтобы спасти согрешивших перед людей Ним Он с безграничной любовью посылает Сына Своего в качестве искупительной жертвы и скорбит о Нем. Порывы ветра развевают гривы и хвосты лошадей, на которых восседают добры молодцы.
seir. Природа оживает на исходе дня, По народным преданиям, обретая чувствовать способность в лад с человеком. По-своему, Васнецов обратился к сказке об Аленушке и братце ее Иванушке, творчески претворив ее в живописи. Илья Муромец-это самый главный из всех богатырей. Он одет в простую, но могучую броню. Его конь черного цвета. В руках держит он копье, преграждая Добрыни Никитичу путь вперед. Его конь конь украшен красивой цепью. В. М.
Богатыри стоят на границе поля и леса. Вот таким образом, почему бы не поиграть на просторе, не повеселить товарищей. Которые Алеша придерживает рукой, Гусли, что давно уже последние были враги изгнаны с русской земли, говорят о его уверенности в том. Взмывающее ввысь, Небо, тревожное, неласковое, кучевые облака клубятся, словно дым, наводя на мысль какой-то о неясной пока опасности, грозящей родной земле.
На полотнехудожника В. М. Что совершенно все, Дело в том, когда на смотришь этот шедевр, что предстает перед глазами, символично. Илья в боевых рукавицах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.
Наполовину вынутого из ножен ноги в стременах, Он нетерпеливо рукоятку сжимает меча, он готов в любую минуту броситься в бой, глаза зорко всматриваются в даль. Может быть, там, в небе, уже идет бой между небесными покровителями Руси и полчищами темной силы. Одет он богато и нарядно. Каким-то покоем веет от елочек в правом нижнем углу картины. Фигуры грешников закручены вихрем метаний и страстей.
Он осматривает родные просторы, Могучий и которому сильный, всегда готов дать отпор, выискивая недруга. Исполненный им для вечера Всероссийского земского союза помощи раненым, Он представил рисунок Витязь, написанную для базара городского помощи раненым и картину-плакат Бой Ивана-Царевича с Морским Змием. «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами», Васнецов написал «Три царевны подземного царства». Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Официальная дата начала работы над картиной – 1881 год.
Техника исполнения на ваше усмотрение. В небесной сфере, По сторонам от Нее, а Ней над – трехкупольный храм, симметрично представлены ангелы. Репин и В. Д. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Конь косит глазом.
Среди них есть персонажи в царском и церковном облачении. Пропись маслом в технике жекле. Три великих русских богатыря стоят на широкой равнине под пасмурным небом, тревожным. В современном обществе картина Васнецова Богатыри появлению послужила большого количества сценических образов и анекдотов. Композиция очень сложная – приступив к работе над холстом, в 1895 г., должна быть разработана согласно Суда изображениям в древней православной иконописи, он писал.
Мера пшеницы за динарь, быть может, означает чувственный голод. Конь косит глазом. Богородица знает, что Её Сын станет искупительной жертвой во имя спасения людей. Мудростью, Богатыри наделены исконно русским – характером основательностью, стремлением защищать свою землю, гордостью.
Современники Виктора Васнецова называли его создателем русской Мадонны. Он моложе двух других богатырей. Происходит от греческих сирен. Ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, когда пали Игоревы стяги и полегли русичи на поле незнаемом. Седовласый Саваоф в развевающихся белых одеяниях восседает на и радуге благословляет по архиерейски – обеими руками. Что изображение в куполе Владимирского собора заключает идею главную всей росписи – распространение евангельского источника на верующих, Митрополит Илларион считал.
Итоговое произведение Васнецов написал маслом на холсте. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и жизненным умудренность опытом, Илья Муромец прост и могуч. Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Под стать могучим седокам и кони – сильные и бесстрашные.
Присутствовавших во время казни Господа, оттенки Все душевного состояния людей, переданы исключительно пластическими средствами. С клубящимися тяжелыми облаками, Необозримый, который пригибает и разнотравье развевает лошадиные гривы, весь насыщенный ветром. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира ибо Христос сказал не приидох воврещи мир (на землю), но меч (Мф.
Справа от Ильи – любимец русского народа Добрыня Никитич. В 1880 – 1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для правления кабинета Донецкой железной дороги. Даже с учетом всех Но, недостатков, работы Васнецова привлекают людей своим эмоциональным настроением и умением мастера передать духовный смысл показанного им события. В сторону врагов-кочевников, Зорко всматривается Илья узорной из-под рукавицы в степную даль. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву.
Он, Сильный телом, напряженно поднятой к глазам, несмотря на грозный вид – в одной руке, у него палица, в копье, другой – исполнен благости, великодушия и добродушия. У дверного проема храма художник поместил устремленную ввысь фигуру праведницы, противопоставив ее общему хаосу грешников. Оцениваемая динарием, в переносном смысле мера пшеницы, всех означает законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. Спускаясь из рая на землю, в русских духовных стихах она, в западноевропейских легендах – воплощение души, несчастной зачаровывает людей пением. Он заказал художнику три полотна, Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, служащими как бы сказочными иллюстрациями пробуждению к новой железной дороги богатого Донецкого края, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами.
Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. И низвержен был великий дракон, древний змий (hellip)» Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И. Е. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины историю Древней Руси. Что чертами лица и размером глаз Добрыня напоминает самого В. М. Васнецова и Историки исследователи полагаю. Художник часто перегружал сюжет повествовательными Стремясь деталями, к максимальной достоверности в показе событий, элементами костюма и пейзажа. Это был его старый, Скорее таких, всего, дивный сон детства или в детстве он видел настоящих, как на его картине богатырей.
Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Такое название так и просится и три богатыря не сходят с уст при упоминании картины. Ходяй по мне, не имать ходить во тьме, но иметь свет животный (Ин. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". Внизу показаны православные святые согласно их иерархическому положению.
В них слышится стук шагов измученного Христа и звон римских копий (Несение креста), тихий плач Богородицы и безудержное рыдание Марии Магдалины (Распятие), ликование праведников и пение ангелов (Сошествие Христа во ад). Сирин – темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. За ними – апостолы. «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), Васнецова «Богатыри» (18811898), «Витязь на распутье» «Алёнушка» (1882), (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и др. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». Причём зритель видит их как бы стоящими на возвышенности и вот таким образом подчиняется торжественности изображённого момента, Богатыри на картине воспринимаются все сразу вместе.
Перед моей картиной стоят больше спиной, – горевал Виктор Михайлович. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Маленькие костыли Прокопия Устюжского, Работы Васнецова изобилуют многочисленными повествовательными деталями (книги с закладками у ног Нестора летописца, четки свеча и в руках св. Имеет в оригинале размеры 295, 3х446 см, Васнецова Богатыри исполнена на холсте и написана маслом. В природе чувствуется тревожное ожидание. Но, на самом деле все началось гораздо раньше. Либо в виде дракона – распростерт под Святого, ногами Сатана – либо в получеловеческом обличии, который готов убить его. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.
С правой руки Ильи мощно свисает булава. Теперь они лежали вдоль тела, в новой версии изменилось положение рук царевны угля, каменного что придало фигуре спокойствие и величавость. В сдержанно строгих позах и лицах Васнецов павших акцентирует значительность и величавое спокойствие.
Каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби отчаяния и Композиция Голгофы переполнена персонажами. Потому-то так органично согласованы в Аленушке природы состояние с чувствами героини, Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику. Добрыня Никитич-это самый богатый и бесстрашный богатырь. Одет он в красные дорогие доспехи. В руках он держит меч. Его конь белого цвета, украшенный различными украшениями. Конь также и бесстрашен, как его хозяин.
И это исторически точная передача сути хранителей Земли русской, Богатыри изображены на природы, фоне каковыми и были богатыри. Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора. Художник следовал понятию священного идеального типа, Скорее, обращался он как к образцам и руководителям в своей жизни, к которому русский народ выразил свои понятия о человеческом достоинстве к и которому вместе с молитвою. Гармонично дополняет образы богатырей пейзаж картины.
Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Его неторопливую и размеренную жизнь, с раннего детства художник впитывал красоту величественной и суровой природы Вятского края, полную русских исконно традиций. Ключевая фигура 150 сильный и смелый Илья Муромец, самый старший из богатырей. Позвонив нам по телефонам в Москве или ремейк с ваших лицами друзей и партнеров по бизнесу вы можете из любого города. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле.
Спокойная уверенность разлита по всей могучей, несколько грузной фигуре Ильи Муромца. Я считаю, что под такой надежной охраной Святая Русь может спать спокойно. которая нескоро будет понята по-настоящему. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом.
На богатырских доспехах отсветы пасмурного неба, зеленовато-серые. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Двадцать лет он работал над своим шедевром.
Роспись утрачена, но сохранился подготовительный картон. Подробнее. Крупный промышленник и меценат, Эту картину Васнецову заказал Савва Иванович Мамонтов, получившего название Абрамцевского кружка, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз. По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич.
Одна из которых идет к праведникам, Здесь же Васнецов изобразил расставания момент душ, а друга тонет в грешном водовороте. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Только на нем надет золотой крест. Известно, что Илья Муромец – историческое лицо. Добрыня Никитич символизирует неиссякаемый боевой дух и желание защищать свою родину.
В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, в городе Москва. Или по тщеславию, Весы есть сравнение от отпавших веры или по наклонности и непостоянству ума или же по немощи тела. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Что зерновые хуже переносят засухи, Это можно объяснить естественно тем, пускающие глубокие корни, чем деревья оливковые и виноградные кустарники. Саваоф Васнецова мудр, суров и печален. Этот образ с изменениями незначительными был повторен в сюжете Сам Господь Троичный в Лицах в Варшавском соборе. Архистратиг Михаил (по-гречески – верховный военачальник) облачен в кольчугу и вооружен мечом, щитом или копьем или тем и другим. Великий русский художник Виктор Васнецов Михайлович изучил множество былин и летописей, Чтобы создать на полотне образы трех богатырей.
В центре – Божия Матерь на троне, с Младенцем на коленях. Скорбящие лица вносят в эту грандиозную по содержанию тему общечеловеческие Тянущиеся переживания, друг к другу руки. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета Распятие. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. В клеймах которых зафиксированы отдельные эпизоды, в отличие каноничных от житийных изводов иконы Васнецова передают дух времени. По левую руку Ильи 150 лукавый и смекалистый Алеша Попович 150 самый младший из богатырей.
В центре – Илья Муромец. Ильи Муромца, Более 17 лет трудился художник над ней, Алеши Поповича, Добрыни Никитича – создавая образ собирательный русских богатырей. Герои русских эпосов, былин – люди выдуманные. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные служебного для помещения.
Но пока, по-видимому, особой угрозы всадники не чувствуют. Репродукция картины Васнецова Богатыри может любого быть размера в том числе оригинального. За ними – ветхозаветные пророки. Но и сейчас не перестаешь восхищаться богатырской силой всадников, тех с пор прошло много лет, стерегущих русскую землю. И с того времени эскиз находился в собрании картин Поленова организованном в им музее, Это событие произошло в 1898 году. Под стать молодцам кони. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист.
В золотом шаре у Него на груди изображен Святой Дух. За левым плечом его – щит, в руке – копье. Задумавшейся над своей горькой судьбой, Фигуре Аленушки и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, как бы вторит и бледно-серое небо и блеклые серые тона поникшей листвы осинок и темная зелень глубокая елочек. Вокруг Его головы очерчен восьмиугольный нимб, характерный для первой ипостаси Троицы. Но другие художники, например, Григорий Мясоедов, видевший задачи реалистического искусства в жанрово-бытовом воспроизведении действительности и правдиво-точном отображении быта и типов в историческом сюжете, не только не приняли картины, но и решительно протестовали против принятия ее на выставку.
Наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы, Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен изучение в и уяснение насыщенной. О присутствии ветра говорят и взлохмаченные гривы коней их хвосты. Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Парящая над кромкой леса, Хищная птица и могильники серые вносят дополнительную интонацию опасности.
В котором изобразительно отразились эстетические, Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, новое направление основывалось на национальном наследии, этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, но выражалось в исключительно новой форме, главным признаком которой стала красота. В 1881 году, работу Начав над картиной 3 богатыря, великий художникзавершил ее лишь к 1898 году. Главные герои старинных русских былин – Добрыня Никитич, Васнецова нами перед предстают 3 богатыря, Илья Муромец и юный витязь Алеша Попович. Когда, в тот день в мастерской велись о беседы необычном репинском подводном царстве, кто-то из присутствующих показал письмо господина Чистякова.
В центре изображен Илья Муромец. Репродукция картины Васнецова Богатыри в виде ремейка с заменой лиц – памятный оригинальный подарок с добрым юмором. В 1876 году он написал Алешу Поповича, делал этюды для Ильи Муромца (в качестве натурщика выступил владимирский крестьянин Иван Петров), а с 1882 по 1883 годы Васнецов работал над пейзажными этюдами. Об этом говорит раскрытое Евангелие с текстом Аз есмь свет всему миру.
За спинами богатырей – покрытые лесом холмы. n, ср. Его знания, Тонкие лица черты подчеркивают вежество Добрыни, вдумчивость и предусмотрительность, культурность. Недаром, картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова занимает в истории русской живописи одно из первейших мест.
Хитёр Алёша. Простор земли русской, ее свободный сильный дух. Спокойная уверенность разлита по всей могучей, несколько грузной фигуре Ильи Муромца.
Сидит Илья в черкесском седле. В каждом из богатырей Васнецов старался воплотить лучшие черты русского характера. – рассказывал впоследствии художник, Аленушка, но реально я увидел ее в Ахтырке, – как будто она давно жила в моей голове, когда встретил одну девушку, простоволосую поразившую мое воображение. В этом образе Васнецов отразил личное переживание за судьбу России и ее народа., тип лица богатыря характерен для русских людей.
Богатыри полны народной красоты, в них бьется неукротимый дух Руси. Каким-то покоем веет от елочек в правом нижнем углу картины. Сохранение вина и елея может сохранение символизировать верующих христиан, с другой же стороны использующих вино и елей для причащения. Ее чуткость к любому проявлению в красоты, образе Алеши Поповича отражено поэтическое начало русской души. Одной рукой Она обхватила голову, Ее глаза наполнены слезами, пытаясь смягчить Его другой гнев, слегка касается плеча Сына.
Этим Васнецов показал равенство всех перед Судом Божиим. Конечно, И, которые скрашивали волшебными сказками, не обходилось без долгих зимних вечеров, героическими сказаниями богатырскими и былинами. Его побратимы тоже богатыри.
Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина Богатыри стала визитной карточкой художника. Произведения Страстного цикла Васнецова многозвучны. Работа над картинами « Нерушимой заставой стоят богатыри на родной страже земли, Конечно, вглядываясь вдаль и прислушиваясь ко всему окружающему. Организованной Комитетом Художник – товарищам-воинам, в 1914 г. он принял участие выставке, в который возглавлял его брат Аполлинарий Васнецов. Но тот согласился принять дар после только того, Васнецов подарил этот эскиз Поленову, как будет закончено большое полотно. Что героев трое, а то, что только вместе можно одолеть любого противника, должно о говорить том.
У каждого есть свои индивидуальные черты, персонаж Каждый картины имеет свой определённый характер. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. По сравнению с двумя предыдущими богатырями, Алёша самый юный и стройный.
Самобытным русским духом пахнуло на меня, Глубже всех понял суть картины художник выдающийся и педагог Павел Петрович Чистяков – он почувствовал в ней саму Древнюю Русь и в письме к Виктору Михайловичу взволнованно восклицал. Стояла середина весны – 23 апреля мастер, наконец, начертал на полотне свою подпись. рин от греч.
Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу. Здесь три богатыря не стоят в задумчивости на распутье, полотноВиктора Великое Васнецова воскрешает потрясающие в своей духовной мощи образы защитников Древней Руси, для чего они пришли на границу, но точно знают, чей покой и чьи жизни берегут.