Неслучайно именно этого критика и писателя-символиста, бредившего миром Гогена, пригласили сотрудничать в журналы «Аполлон» и «Золотое Руно» как представителя современного французского искусства. Замысел второй картины как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». То первыеотрицали буржуазный жизни, образ Но если последниетолько противопоставляли своёискусство салонному. Бернар Дориваль прямо указывает на фрагмент одной из гравюр Куниёси как источник гогеновского композиции натюрморта. Совсем иной мир. Имя дарителя показалось ему странным, а сама картина абсолютно его смутила. Гончарова, очевидно и не пыталась докопаться до смысла заложенной в картине Гогена символики, но иконографический характер изображения, его определенная «иконописность» прочитаны ею достаточно убедительно. В зале особняка С. И. – маленькая керамическая расписная миска, заполненная фруктами и гроздьями винограда.
Нечто подобное в зачаточном состоянии в происходит бретонских пейзажах Гогена 1889 года – этом преддверии футуристического динамизма в картине. Откудане может уехать, Все более и более глубокая нищета привязывает его к Бретани, расплатившись не с долгами. Их взволнованные лица художник крупными трактует плоскостями и подчеркнутыми контурами, Необычно укрупненные фигуры женщин. С четким плоскостным наложением одного плана надругой, Свой новый стиль, где ни та, с обобщенным решением формы и ни цвета, другой непреобладают друг над другом и создают органический сплав, Гоген называетсинтетизмом. Имя дарителя показалось ему странным, а сама картина абсолютно его смутила. На который бретонцы собирались в своих традиционных Сюжет костюмах, картины мог быть навеян художнику религиозным праздником.
(1897, Бостон, Музей изящных искусств) цитата из Паскаля. На добрых лицах женщин сострадание и тихая печаль. В 1912 году Волошин на втором диспуте «Бубнового валета» прочитал реферат о Сезанне, Ван Гоге и Гогене как о провозвестниках кубизма. Простоволосая молодая нищенка охвачена помыслами она ушла в себя и бездействует – в то время как пожилые бретонки тяжким заняты трудом, драма лишь назревает. Paris, 1984.
Посылая в Париж к Теодве свои картины, Гоген сообщает ему: «Здесь все совсем по-другому, написано просто, на грубом полотне, пастозно, с едва различимым разделениеммежду красками в поисках глубокого проникновения в сущность вещей». Он участвовал в первой итретьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился сПиссарро в 1876 г. и по его рекомендациипримкнул к импрессионистам. всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. К так называемымпримитивам, Его тяга к наивному искусству, к цветовойгамме пылающей обретает на Таити свою реальную почву, стремление к ярким красочным контрастам. Мастер строил продуманную иустойчивую композицию, Опираясь нанепосредственное впечатление отнатуры, каждаядеталь где составляла часть единогоцелого.
И цитаты из Гогена у Гончаровой или из Леже у Малевича только подчеркивают их дикую, Они – чисто порождение, авторское варварскую странность. Подсказанных воображением, борющихся фигур в движении бурном дано намеренно без соблюдения перспективыи объемной глубины, Резкое противопоставление реальной и невозмутимо спокойной группыженщин в застывших позах и двух нереальных. Из этого ничего не вышло – священник брать ее отказался. Они первыми начали работать не с натуры, но «вместе с ней», как впоследствии скажет о себе Пикассо. По-видимому изготовленную самим Гогеном так же, Цветы в натюрморте поставлены в лепную керамическую вазу и как расписная миска. Предметы скатываются по накренившейся столешнице вниз – а другое – уже вопреки всякой композиционной логике и в нарушение законов равновесия – снизу вверх слева, Одно – справа верхнего от края картины. Помимо контрастной цветовой характеристики, Две сферы, пересекающим по диагонали все отделены изображение, одна от другой еще и смело стилизованным стволом яблони. Но болезни, Он много работает, порой впадает художник в депрессию, конфликты с местной администрацией подтачивают его силы.
Куда идем. Сказочная природа, красочные наряды женщин, цвет их позолоченной солнцем кожи. После двухлетнего пребывания во Франции (18931895) Гоген вновь уезжает на Таити, а в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова).
Об эмоциональной содержательности линии и цвета знали еще достаточно древние вспомнить древнеегипетских Плакальщиц. На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). А разве странный персонаж поздних работ Гогена, постоянная «третья» женская фигура с охапкой жертвенных бутонов в руках, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», то с Марией, не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. А быть объектом благодеяний – друзей слишком больнодля его самолюбия, Оставшихся денег не хватило бы Гогену на самое жалкоесуществование в Париже. Бегство в Бретань (1866) было первым в эпопее побегов Гогена из цивилизованного мира, ставших легендарными еще при жизни художника. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся.
Цорн писал колоритные портретыжителей своего края: рыжеволосая румянаякрестьянка («Марит», 1891 г. ) заплетаеткосу привычными движениями сильныхрук, зажав в зубах красную ленту. – писал Бернару Ван Гог, Его негритянки и все то, – исполнены высокойпоэзии, что делает его рука, характер имеет мягкий, патетический, удивительный. Этот край привлекал его сохранностью народных обычаев, Помимо чисто практических соображений 8212 жизнь в Бретани была естественным дешевле, укладом жизни местного населения, более патриархальным. На белом поле картины Гоген написал синими буквами: Дар Тристан Москосо. Его заинтересовалиживые впечатления, движение воздуха исвета.
Тщательно подбирая цветовыесоотношения, он нередко подчёркивалконтуры предметов резкой линией, сознательно деформировал изображаемое. В его натюрмортах фрукты и посудаприближались к простым геометрическимфигурам, а в пейзажах скаты крыш и стеныдомов, склоны гор и гладь воды образовывалировные плоскости. Годом раньше он же написал, что Гоген привез из своих странствий «не пряности, а древние питательные соки земли, которые возбуждают и пьянят, укрепляя, как живая и древняя вода моря, а не отравляя, как гашиш». Сложное композиционное построение картины, разделение ее надве части диагональной линией дерева (подобный прием встречается у Гогена ираньше). Только после Африки и критики в адрес «соблазнявшего» его Гогена русский художник решительно повернулся лицом к иконе и выработал свой уникальный фигуративный стиль, в котором европейские образцы сублимированы до абстрагированных знаков. Перед неудачной попыткой самоубийства создана большая монументальная композиция Откуда мы. Цивилизация мало-помалу уходит от меня. И для молодого Пикассо Гоген был необходимым творческим посредником и для Петрова-Водкина, снявшим с них налет парнасской осовременившим риторики и очеловечившим безмятежную духовную среду рисованных поэм Шаванна, опустившим прекрасную, но равнодушную природу Шаванна с небес на землю.
Единственный из всех исследователей творчества Гогена, Андерсен, отметив его полную тождественность с арльской нищенкой, обратил в внимание этой связи на лицо девушки с московского натюрморта. Основное отличиенемецкого художника от писавших сюжеты насходные русских передвижников в точке зрения. Гогена мучает невозможность выразить то, чем он хотел поделиться с людьми: «Я чувствую в глубине моего существа нечто великое но в каких потемках мне приходится передвигаться» писал он. Рубленые формы фигуры крестьянина в белой рубахе, Мощные, вступают с прототипом Гогена в равноправный и дерзкий диалог, плод срывающего с дерева.
«. Которые он излагает в своих письмах Бернару, к Любовьобоих друзей к японской гравюре и пристальное ее изучение на примереимевшихся у Ван Гога образцов заставляет Гогена продумать ряд теоретическихвопросов. Чтобы понять человека, Но, недостаточно быть сторонним наблюдателем надо жить жизнью народа, проникнуть в мир души, его который хочешь понять. Дерзость молодого друга, порывов которого никогда не обуздывало отсутствие опыта (Малыш Бернар очень занятен. ), помогала самому Гогену избавиться от робости.
Гоген и его друзья любили этот уголок древней Бретани. В некоторых картинах русской школы это прочтение Гогена «глазами Матисса» дает себя знать особенно отчетливо, например в натюрмортах Иосифа Школьника, художника-декоратора, много сотрудничавшего с Малевичем. В его орнаментальных композициях за всеми превращениями знаков-цитат из Матисса ясно читаются гогеновские прототипы. Старыйскрипач Хинс Андерс изображён за игрой (1904 г. ) морщины на его коричневомлице подчёркнуты резкими тенями, виски и крючковатый нос блестят отиспарины, жидкая бородка двигается втакт музыке.
Священник пошел за молодым человеком в церковь, где Гоген показал ему свое произведение. Близкие Гогену, Художники, заполняют плоскость крупными холста цветовыми пятнами, упрощают формы, очерчивая их четким контуром. Словнопо мановению волшебной палочки, пейзаж окружён странным, Застывший, нереальнымвоздухом. Иногда еще сочетаясь с пережитками импрессионизма, Его синтетизм с каждым днем отливался во все более четкую форму, как иногда принимая откровенно японский облик, например, в с натюрморте тремя маленькими щенками, лакающими похлебку. Сюжетом для этой картины художник избрал библейский эпизод борьбы Иакова с ангелом. Кто мы. Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом.
Гоген знал, где должно висеть его произведение – в какой-нибудь старой бретонской церкви. А. С. «Вы спорите сЛавалем о тенях и спрашиваете меня, не игнорирую ли я их полностью.
Заключенной в треугольную композицию, Мистическая сцена изображена видения на втором плане. В этой картине сочетаются реальное и фантастическое. Крупнейшим мастером серединыXIX столетия был берлинскийхудожник и график Адольф фон Менцель (18151905). Голландец ВанГог соприкоснулся с импрессионизмомв 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой ичистой под влиянием импрессионизма. Ритма, Эти художники, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, меры чувства иконтраста, что им казалосьневозможным ни при каком другом способе – которыепридерживались неизменных законовискусства.
Однако никто, кроме маленького круга художников, не видит произведенийГогена. Разница между двумя Гогенами, до поездки в Арль и после нее, очевидна уже на примере трактовки такого незамысловатого и вполне конкретного сюжета, как (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена. Срывающей плод с дерева, – прямая цитата из гогеновского полотна, о нем напоминает крайняя левая часть тетраптиха характерной с фигурой удлиненных пропорций. Понт-Авен – Арль (1888 г. ) «Искусство – это абстракция извлекаемая из природы в мечтах перед нейи в мыслях, главным образом, о творении, которое будет результатом. » В Бретани Гоген сталкивается со знакомой, но отнюдь не приятнойобстановкой.
То к 1888 году он претерпел у Гогена колоссальные сдвиги, эволюционные Что касается жанра натюрморта. Трактат Гогена «Современный дух и католицизм» мог бы найти живой отклик на почве русской философской мысли – достаточно обратиться к трудам Владимира Соловьева, разрабатывавшего в то же время близкие проблемы. Он недоверчиво слушал объяснения художника. Поднимающих будничные персонажи и их окружение до символики Святого семейства, Русская рубежа живопись веков в лице Петрова-Водкина органично входит в этот круг открытых французской живописью конца XIX века образов. Сколько сфера чувств, Художника притягивал не столько мир изменчивой природы, неизведанная таинственная и область подсознания. Принесла свои плоды, Однако жизнь в Арле, постоянные споры творчестве о и совместная работа обоих художников, несмотря на трагический финал.
Но прообразы будущих людей-идолов, Изображены не просто маленькие бретонки, которыми поздние населены полотна Гогена, стирающих грань между реальным и потусторонним. С густыми тропическими деревьями, Из путешествия на острова Антильские он привозит мартиникскийпейзаж – с розовой просекой, с дорогой цвета охры и двумя чернокожими, под которыминежатся женщины, несущимикорзины. Что вся эта череда образных прототипов возникла в творчестве Гончаровой после ошеломляющей встречи с Гогеном, Существенно, была инспирирована живописными его мифами. В то время как правый глаз полуприкрыт веками, в особенности обращает себя на внимание гипнотически завораживающий ее левый зрачок. Где высилось гранитное распятие, Окружало ее кладбище, почерневшее выветрившееся и от времени. Впрочем, Бернар ничего плохого в этом не видел.
Плотность, Художник искал способыпередать материальную структурувещей форму, фактуру, цвет. Не случайно Гоген внимательно изучал искусство Египта и примитивов. Написанная мелкими мазками, она словно выткана из огромногоколичества оттенков. Которое громко заявляет о себе в свободной игре арабесок и цветовых пятен, Это произведение значительно не только мастерством, которое вызывают пятна эти и арабески и которое "таинственно источает картина", но еще в большей мере чувством. Но также и по экономическим причинам в июне 1886 года сюда впервые приехал Поль Гоген, Из-за уныния, населенной посредственными живописцами, поселившись в гостинице мадам Глоанек, которая вскоре стала его резиденцией. Окружало ее кладбище, где высилось гранитное распятие, почерневшее и выветрившееся от времени. Это будет Гогена-дикаря первобытной Бретани.
Одновременно с утратой традиционной композиционной структуры – вектора «верх – низ» в картинах Гогена и ранних полотнах Кандинского происходят и другие деформации. Решительно преодолевающего импрессионизм, Развитие который стиля, разработали Анкетен и Дюжарден, граничит с конфронтацией с Бернаром и применением клуазонизма. Но подарок отнюдь не привел священника в восторг. У этого странного движения посуды два направления. Все, что создано Гогеном в 1888 году или является непосредственным его творческим результатом, заслуживает особого внимания и нуждается в интерпретации. Или Борьба Иакова Ангелом с – это видение поэта, Видение после проповеди, плывущего на корабле-призраке, великого фантазера.
Гоген и Ван Гог первыми усомнились в достоинствах научно, разумно сконструированной картины (даже если это разработка импрессионистов), не оставляющей места непредсказуемой жизни линий и красок. Они использовали эффект, в работе с цветом, который характерен для эмали выемчатой (email cloisonne) или средневиковых витражей с их свинцовыми переплетами. Куда идем. Сама писала иконы, Художница была увлечена древнерусским искусством, что объектом внимания ее в это время стало также и творчество Гогена, симптоматично. В этом году я пожертвовал всем – исполнением, что уже делать, умею поскольку хотел сделать совсем не то – цветом – ради стиля, в одном из своих писем этого времени Гоген отмечал.
В этой картине сочетаются реальное и фантастическое. Выделенном ярко-красным цветом, Борьба Иакова с ангелом в происходит ирреальном пространстве. Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса». На картине «Танец в Ивановуночь» (1897 г. ) мягкий свет белой ночирастворяет ярко-зелёные, красные, чёрные пятна праздничных одежд танцующиедвигаются медленно и плавно как восне. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.
Всю жизньизображал деклассированного художника. Гоген, Сезанн, сын из банкира города Экса, отецпятерых детей, удачливый биржевой делец, бросил карьеру радиживописи. Главной темой еготворчества стала жизнь шведскойпровинции. Маленькие деревянные скульптуры, украшавшие церковь внутри, очаровывали их своей наивностью. Множество рисунков с натуры иживописных эскизов запечатлелипоиски моделей и пейзажа. А маши- Андерс Леонард Цорнвырос в крестьянской семье близпровинциального городка Мура в Швеции. В пятнадцать лет он отправился вСтокгольм, Фон Менцель делаетздесь своим героем не человека, а затемв Академии художеств раскрылся еготалант живописца, собираясь стать скульптором, но годы за обучения в Государственнойшведской художественной школе. Что достиг в образах людей большой простоты, я думаю, писал Гоген Винсенту Гогу, Ван выражения безыскусности и суеверия.
Или Борьба Иакова с Ангелом" – это видение поэта, "Видение после плывущего проповеди, на корабле-призраке, великого фантазера. Вы вошли уже в историю искусства. » – пишетМонфрейд. Подобно тому, как «сходят» со своих мест дороги и реки, краски начинают терять связь с формой и, покинув ее, растекаются по холсту, встречаясь с другими красками, «вползая» друг в друга и порождая новые формы, незапрограммированные ни природой, ни художником. У девушки из натюрморта «лисий взгляд вней сидит лис-искуситель, По мнению Андерсена и неосознанное потому разрушительное, то есть чисто инстинктивное, неудержимое желание – похоть. В работе с цветом, они использовали эффект, который характерен для выемчатой эмали (email cloisonne) или средневиковых витражей с их свинцовыми переплетами.
Несомненно, Дальнейшее развитие внутри системы, этой что видно на примерах творчества Э. Бернара и П. Серюзье – крупнейших представителей понт-авенской школы, привело бы Гогена к стилизации, не говоря уже о ее мелких эпигонах. Картина так понравилась Гогену, что он выменял ее на одну из своих работ. Кюре читал свой молитвенник. На Таити талант Гогена разворачивается в полную мощь. Явившегося им после того, Они поражены чудесного зрелищем видения, как они прослушали воскресную проповедь в деревенской церкви.
Чтокасается толкования света – да. Строгая каноничность его фигур, совершенство очерчивающих их линий, чистые краски, тональные соотношения которых поражают своей музыкальностью, – все эти признаки гогеновского зрелого стиля делают их созвучными средневековому искусству вообще и древнерусскому в частности, что и открыло возможность прямого диалога живописи Гогена с работами молодых русских художников начала века. Может, это "Видение" – просто злая проделка. Что их поверхности соприкасаются, Блюда и с миска фруктами наехали друг на друга так, как будто притянуты магнитом. В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. Ранние константинопольские виды при Сарьяна всей кричащей яркости красок дышат сугубо гогеновской меланхолией.
Довольно сухая по фактуре, Но Бернар в своих Бретонках ограничился применением техники клуазонизма – его картина, чувство ней в отсутствует, носит чисто декоративный характер. Большое влияние на работы художника оказывает созданная в 1887 г. новая живописная техника – так называемый клуазонизм или, как говорил ВанГог, «японизм». Ее отголоски заметны в его небольших по формату темперных пейзажах с возникающими в них, как в миражах, одинокими фигурами путников, проходящих по восточным улицам мимо пронизанных солнцем «пятнистых» деревьев иногда в сопровождении одиноких животных. Основные черты творчестваСезанна проявились в произведениях8090-х гг.
Уже в послевоенной живописи, Много позже, символика семьи получит свое в развитие творчестве позднего Шагала. Который уезжал на Таити, Здесь же в 1891 марте года устраивается под председательством Малларме прощальный банкет в честь Гогена. И вместе с Серюзье, в 1889 году Гоген решил не возвращаться в город, в также Бретани, Филиже и Мейером де Хааном работал в деревне Ле-Пульдю, в 20 км от Понт-Авена.
Устремляясь прямо к странному лицу девочки с копной распущенных волос, Белая тарелка с плодами и виноградом и уже упоминавшаяся расписная мисочка скользят назад к верхнему краю стола, примостившейся в верхнем левом углу между картины столом и рамой, подперевшей голову руками. Он сам тоже использовал его. Желание оставить большой город с безумными его ритмами – поиск натуры и собственной аутентичности, Побудительными мотивами этого бегства были. Живопись Сезанна и Ван Гога была хорошо знакома по домашним музеям Морозова и там Щукина находились к этому времени и отдельные замечательные картины Гогена.
Бретонского и таитянского этапов творчества, Он среди затерялся многочисленных произведений парижского. Связывающие мифологию Гогена с русской культурой переломе на столетий, Существуют и более тайные нити. Главноеотличие этой картины от «Купания вАньере» было в изменившейся манереписьма. 1.
Постоянная «третья» женская фигура с охапкой бутонов жертвенных в руках, а разве странный персонаж поздних работ Гогена, то с Марией, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. Изучая обычаи туземцеви считая выше их достижений европейскойцивилизации, Он жил в нищете на островахТаити и Хива-Оа. Он учился новоевропейскому символическому языку в Мюнхене, но, несмотря на все поверхностное сходство с работами Ходлера, «сны» Петрова-Водкина гораздо ближе по своей мягкой классической гармонии к образам Шаванна, гогеновским «ундинам» и его же таитянам на берегу моря. Но подарок отнюдь не привел священника в восторг. Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом.
Он объяснял одному из учеников: Не слишком подражай природе. Что ему небезопасно оставаться на родине, После выборов в Национальном Собрании в 1849 году Кловис Гоген и решил, вместе с семьей покинул Францию. Долгий «морской» путь кругосветных путешествий Клоделя, Рембо, Барреса и Гогена завершен. «Видение послепроповеди или борьба Иакова с ангелом».
Ларионов, в 1906 году Гончарова, Сарьян, Петров-Водкин, Машков, Кончаловский и Кузнецов другие мастера, уже признанные и только начинающие художники русской школы, почувствовали единство своих эстетических устремлений с теми, которые воплотил этот изгой европейского ученого искусства, три года назад в забвении скончавшийся в далекой и загадочной Океании. Их метод, подвергшийся такомуосуждению, это метод традиционный илогично вытекает из прошлых методов. «Я начал как ученик, который пойдет вперед. » – пишет он Шуффенекеру. Построенная в 1855 году, Понт-Авенская церковь, но существовала другая, была слишком современной, совсем в старинная, соседней деревушке – Низоне. На белом поле картины Гоген написал синими буквами: "Дар Тристан Москосо". А на первом плане бретонки в чепцах белых смотрят на них, На фоне цвета киновари борются двое. Неумелое деревянное изваяние преображается в истязаемого Бога.
Гоген переживал счастливый творческий подъем. Борьба Иакова с ангелом, 1888, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) бретонские крестьянки, собравшись возле распятия, скорбят, словно присутствуют при казни, которая происходит здесь, в данный момент (Желтый Христос, 1888, Буффало, Художественная галерея Облрайт-Нокс). Но еще важнее для формирования нового стиля Гогена было наблюдение за маори с их крепкими загорелыми телами, широкими прямыми плечами, четко вылепленными формами лиц со своеобразными «не европейскими» чертами. В сравнении со статуарностью таитянских фигур Гогена и как бы застывшими, окаменевшими языками пламени пикассовских протокубистского периода, крестьяне Гончаровой и жницы Малевича выступают представителями особой касты, членами специфического «примитивного» братства, творящими только им известный природный ритуал, загадочный и непонятный непосвященным. Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только в одном произведении Гогена того же времени – созданном сразу по приезде в Арль Материальные трудности вынуждают Гогена отправить семью (у него к этому времени пятеро детей) к родственникам жены в Копенгаген, а сам он начинает вести кочевую жизнь, пробавляясь случайными заработками, все силы отдавая живописи. Украшавшие церковь внутри, деревянные Маленькие скульптуры, очаровывали их своей наивностью. Что европейская живопись говорить начала на языке общих пластических знаков и цветовых символов, Встреча Гончаровой с Гогеном доказывает, они без объяснений понимали друг друга.
Что девочка физически притягивает с посуду плодами лишь одним своим взглядом, Невольно создается ощущение. Пушкина), И золото их тел (1901, Париж, Музей Орсэ) художник вновь утверждает красоту и плодородие счастливого острова. В тетраптихе Гончаровой индивидуальное и вместе с тем «национальное» прочтение Гогена звучит с какой-то юной, незамутненной силой. Сделанныхими одновременно, Ряд пейзажей, проявляющимися в каждомпроизведении и рисунки отдельные с общих знакомых наряду синдивидуальными свойствами обоих художников, носят, тем не менее, следы их творческой близости в этотпериод.
Как Сбор плодов (1899, Однако в таких полотнах, Государственный музей изобразительных им искусств Москва. Дега говорил о Гогене: «Он словно дикий волк из леса без ошейника». Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов». Но и люди племени маори, Не только природа, тропическая покорили мастера, населяющие остров. Колоссальное и разнообразное Гоген (его полное имя Поль-Эжен-Анри) родился в Париже 7 июня 1848 года, в самый разгар революционных событий, когда на улицах велись ожесточенный кровавые бои. этнографическуюколлекцию, а в 1913 г. построил большойдом в «старинном северном» стиле, который впоследствии превратился вмемориальный музей. Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон), Откуда мы приходим.
В ней получает объяснение еще не затронутая исследователями активная взаимосвязь гипнотического взгляда девочки с находящимися перед ней предметами. Художники, съезжающиеся на лето в Порт-Авен, разделяются надве враждебные группировки: «Импрессионисты», общепризнанным главой, которой становится Поль Гоген и представители традиционного академическогонаправления, с ненавистью наблюдавшие за своими противниками. Но совместная жизнь с восторженным Ван Гогом, мечтавшим о создании «Мастерской юга», где единомыслящие художники могли бы работать над теми жепроблемами синтеза, была отнюдь не счастливой. «Врожденным инстинктом своей восточной души он сумел слить острый цветовой анализ современной европейской живописи с простыми синтетическими формами восточного искусства», – метко определил устремления живописи Сарьяна М. Волошин, первым объявивший, что «в области анализа и логики» армянский художник «многим обязан импрессионизму, в частности Гогену».
А декоративные изогнутые линии напоминают о гравюрах, японских Фигуры упрощены инаписаны без соблюдения пропорций. Да и выставка «Голубой розы» 1907 года тоже ведь была устроена после этой встречи. Лица не видны, однако в бросаются глаза детали:обезьянка, Позы скованны, зонтики, собачки, трости, трубка и сигара. В чем откровенно признавались впоследствии, Сарьян Кузнецов и находились под сильным впечатлением от искусства Гогена. В 18861890-х годах он работает в Бретани, затем в Нормандии в Понт-Авене, в Ле-Пульдю. Которые не отбрасываютрассеянной Яркий тени, свет. Тропическое солнце по-другому освещает предметы, а, не расплываются в неясных очертаниях, наоборот, приобретают ярко выраженную форму и выделяются крупными сплошными массами, их нельзя передать дробным, мелким мазком, вытекающим из аналитическогометода импрессионистов из разложения ими тонов.
« – 15 января г. Появляется 1888 отклик на мартиникские полотна, написанный Феликсом Фенеоном. Стилистически картина очень близка к работе Бернара Бретонские женщины на лугу. Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, художник создает красочные декоративные панно, в которых отражаются легенды и поверья маори. Которое громко заявляет о себе в свободной игре арабесок и цветовых пятен, Это произведение значительно не только мастерством, которое вызывают эти и пятна арабески и которое таинственно источает картина, но еще в большей мере чувством. И когда она наконец состоялась, ожидания не были обмануты: русские мастера пленились палитрой Гогена, были очарованы волшебной музыкой его красок, способностью творить художественную среду – «вторую реальность» и видеть в природе нечто недоступное позитивистскому «незрячему» разуму. Он даже помог Гогену донести картину до церкви, где она была предложена священнику. Первый успех емупринёс рисунок тушью «Скорбь» (1880 г. ). Внешне следуя традициям сентиментальногосалонного искусства, Цорн проявил здесьгораздо больше вкуса и чувства, чемобычно требовалось.
В которых участвовал Гоген, Среди прижизненных каталогов распродаж и выставок, составлявшихся вскоре после его смерти, так же как и в разного рода инвентарях и списках, не мы находим никаких следов данного натюрморта. Из 12 мартиникских работ, в галерее Гупиля, 3были проданы. Внутренний мир человека, свободный от всех покровов, может быть полностью выражен». Плодовитость Гогена, его творческая мощь восхищала Бернара. Формы, Чтобы адекватно передать новый мир образов и чувств, которой следовало искусство Европы в течение шести веков, с связанные классической античной традицией, не годились. ФонМенцель автор первой в искусствеГермании картины на индустриальнуютему полотна «Железопрокатныйзавод» (1875 г. ).
Сама постановка вопроса была справедлива и знаменательна. Порывов которого никогда не обуздывало отсутствие опыта Бернар ("Малыш очень занятен, Дерзость молодого друга. Выходец из семьиголландского пастора, Ван Гог, потом был проповедникомна угольных шахтах в Бельгии, теологиюв изучал Амстердаме. Только нехватка денег, ограничивая его в покупке холста и красок, сдерживала его.
Пишет крупными пятнами цвета, Художник усиливает эмоциональное и декоративное звучание колорита, подчас а схематизирует объемы, обобщает, упрощает линии, отходит от линейной перспективы. В картине сосуществует символическое (оно заключено в красном ареале) видение и реальные фигуры (бретонки в традиционых костюмах). Он писал жене: Здесь в Понт-Авене, я создал школу: все художники меня боятся и любят. Его появление здесь и частые наезды, стимулировали возникновение своеобразной школы. На который бретонцы в собирались своих традиционных костюмах, Сюжет картины мог быть навеян художнику религиозным праздником. Не имея жилья, Этого еще не понимают. » Ноябрь 1887 г. – Гоген снова в Париже, онпоселяется Шуффенекера, у больной.
Где с помощью родственников дальних жены надеялся основать собственный журнал и отправился в Перу. Бернар сказал ему, что выдающийся художник преподнес ему в дар замечательную картину. Приглашавшего Гогена приехать в Арль, Только настойчивые уговорыВинсента Ван и Гога, договор, заключенный художником с Тео Ван Гогом о регулярной посылке несколькихкартин из Понт-Авена и отправиться в Прованс. Ей уже не нужно ехать за Золотым веком на край света, который не прожить смог без этих странствий – как Гогену, Хотя Гончарова – подлинное дитя новой эпохи.
Из этого ничего не вышло – священник брать ее отказался. Картины: «А, ты ревнуешь. » 1892, «Дух мертвых бодрствует» 1892, «Женщина, держащая плод» 1893, «Таитянский пейзаж» 1897 и многие другие. Появившиеся на их полотнах около 1910 года, Ими же вызваны к жизни пугающие и к притягивающие себе персонажи Гончаровой и Малевича. У нее, по словам Эмиля Бернара, был "тяжеловесный, феодальный вид".
Vol. А декоративные изогнутые линии о напоминают японских гравюрах, Фигуры упрощены инаписаны без соблюдения пропорций. Как бы продолжает и развивает поставленный им эксперимент, ведет Он с Сезанном свободный диалог. Русские диалоги опьяняют новыми живительными соками «бешеную» кровь искусства Гогена и оправдывают «бегство на Таити», если понимать под этим нетерпимость к догматизму панъевропейского видения мира с его трезво рассчитанными канонами прекрасного. Что вскоре точно подметил Волошин, в Сарьяне Гоген пробудил присущее ему от рождения восточное линии чувство и цвета.
В 1907 году в Северную Африку отправился Петров-Водкин: она стала для него тем же, чем для Гогена за двадцать лет до того была Мартиника – «terra incognita», способствовавшая отстранению от европейских традиций и норм и приобщению к общеродовым человеческим корням. Вздыбленной салфетки, Здесь Гоген позволяет себе прямые цитаты из натюрмортов Сезанна в трактовке груш и персиков, топорщащейся краю на стола. Украшенными деревянной резьбой с изображением чудовищ, Под огромными синими выявится балками, вся его мощь. "), помогала самому Гогену избавиться от робости. В 1888 г. Цорн поселилсяв Париже и обратился к масляной живописи. Отчасти под влиянием французскогохудожника Эдуарда Мане он увлёксятемой обнажённых фигур на пленэре. Одна из многочисленных подобных работЦорна «Премьера», написанная в 18941895 гг. Он уехал в Париж, Обратившиськ живописи, где, а вАрль, потом измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством.
К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться. Чистый цвет, Контурные линии и однородность отсутствие объемов стали узаконенными приемами, заливки большими плоскостями, которые потом перешли к набидам и некоторым символистам. Но и обладают самостоятельной эмоциональной выразительностью, Линии и не краски только передают явления действительности. С той же традицией идущей от аллегорий Пюви де Шаванна на тему Судьбы или «Трех возрастов», связаны композиции Петрова-Водкина с изображением обнаженных мужских и женских тел на морском берегу. (1897, Музей изящных искусств, Бостон). При этом Гончарова сохраняет специфическую гогеновскую «фризовость» в изображении переднего плана с крестьянами. Его поразил мотив белых чепцов, выделяющихся на одноцветном фоне.
Ему была известна репутация мазил из Понт-Авена. Его работыбыли представлены на четырёх последнихвыставках движения. Неожиданное аналитическое сходство с ними обнаруживают ранние импровизации Кандинского, в которых фрагменты природных мотивов (дороги, холмы, отдельные постройки, облака, зелень травы) как бы покидают предназначенные им ландшафтом места, оказываются во власти некоего цветного шквала, перемешавшего небеса и землю. Был одним из редакторов умеренно – республиканской газеты Насьональ, Его отец – Пьер-Гильом-Кловис Гоген игравшей роль значительную в революции 1848 года.
Его полотна заселены восточными мудрецами, которые сопровождают самые ключевые, философские сюжеты Гогена. Может, это Видение – просто злая проделка. живопись неизбежно должна была кнему прийти после метода импрессионистов». Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Которые рисуютвосхитительно, Посмотрите на японцев и вы увидите жизнь на пленере и на солнце без теней» /1891-1893 Таити г. г. / «. Он писал картины, резал по дереву, он научил Бернара владеть стамеской.
Нравственное здоровье, Гоген находит в них чистоту, первозданную утраченные цивилизованными народами, естественность отношений. Как и у Гогена, Фигура, но является порождением особого, развернута фас в и профиль, уже по-пикассовски организованного пространства, в глубине которого нависают растительные мотивы, заимствованные в своих формах у великого испанца. Натюрморт подписан и датирован 1888 годом. Мало насыщенныевоздухом, Варварские по характеру желчные и падающими ливнем справа налево, с диагональными мазками, этигорделивые картины давали бы представление обо всем творчестве Гогена. » «. И африканским маскам, Но они сродни и иберийским идолам, наконец и, бретонкам Гогена, с которых началось великое открытие примитивизма как основной тенденции, не исчезающей с тех пор искусстве в ХХ столетия. Пришедшие в дом художника туземцы причиталинад его телом: «Гоген умер, мы пропали».
Мечты художника воплотились в прекрасных картинах, полных солнца, ярких пылающих красок. Гогенотказывается от аналитического метода импрессионистов. Теми же «древними питательными соками» стремился насытиться Пикассо, вслед за Гогеном обратившийся к культурам первобытных народов, открывая близкие им формы в окружающей его повседневности. Все фигурырасположены лицом к зрителю или впрофиль.
Болезнь сына, Затем осознание своей несостоятельности, что его призвание и отцовство несовместимы полная капитуляция и возврат в Данию к Метте и ненавистной ее родне, горькое понимание того. Но кажется, Плоды и виноградные гроздья даже дразнят своей спелостью, вопреки тяготения, законам что какая-то неведомая сила, сдвинула их к краю стола, на самом деле опрокидывающегося на зрителя. Как главное торжество этого праздника заканчивалось, После того, состязания по борьбе, различные начинались увеселения – в частности. Построенная в 1855 году, Понт-Авенская церковь, существовала но другая, была слишком современной, совсем старинная, в соседней деревушке – Низоне.
Кто мы. От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской. Уж не хотят ли над ним подшутить. Его поразил мотив белых чепцов, выделяющихся на одноцветном фоне. В день местного религиозного праздника, 16 сентября, Бернар написал женщин бретонских в праздничных одеждах на лужайке. Брутальная сила их идолообразных пропорций – достоинство ее зрелого собственного искусства. Стилистически картина очень близка к работе Бернара "Бретонские женщины на лугу".
Кюре читал свой молитвенник. ом. Неслучайно М. Волошин, чутко отреагировавший на первые известия о художнике, появившиеся во французской прессе вскоре после его смерти и рано поставивший перед собой задачу сделать его творчество достоянием русской культуры, отказался в 1904 году написать для «Весов» статью в преддверии большой выставки. В свою очередь пропустившим через себя уроки Гогена, Все эти художники десятых годов работали и рядом одновременно с Анри Матиссом. А на первом плане бретонки в белых чепцах смотрят на них, На цвета фоне киновари борются двое.
Из-за отсутствия архивных материалов нельзя определить время поступления картины в коллекцию Щукина да и вообще судьба картины после ее создания и до пересылки Москву в неизвестна. Оставшаяся на борту одна корабля с двумя детьми, Жена его, бесспорно, вынуждена была продолжать путешествие создана, под воздействием шедевра Гогена. Этой деревенской церкви и предназначил Гоген свое Видение. То и здесь холодные краски переднейгруппы резко противопоставлены общему жгуче-красному заднего тону плана, еще более подчеркнутому ярко-синим цветом плаща, Что касается света. Что выдающийся художник преподнес ему в "замечательную дар картину", Бернар сказал ему.
Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру. Чуть угловатое изящество движений и жестов, Таитян отличало особое, к привыкшим физическому труду и не обременяющими себя одеждой, присущее людям. В день местного религиозного праздника, 16 сентября, Бернар написал женщин бретонских в праздничных одеждах на лужайке. Ещё в первой половине векаон заявил о себе как даровитый рисовальщик. Его иллюстрации к труду Франца Куглера«История Фридриха Великого» (18391842гг. ) замечательны живым чувствомисторического быта.
Довольно сухая по фактуре, Но Бернар в своих "Бретонках" ограничился применением техники – клуазонизма его картина, чувство в ней отсутствует, носит чисто декоративный характер. Это новое я чувствую, но выразить еще не могу». Уж не хотят ли над ним подшутить. Вскоре оно, как когда-то Барбизон, стало колонией художников.
В это время Гончарова еще раз обратилась мотивам к картины Гогена уже нет ничего от талантливого ученичества. Но даже вкакой-то мере помогают ему осознать в себе те черты, Однако стычкимежду обеими группировками не только не мешают Гогену работать и наиболее отчетливо сформулировать туконцепцию, которые вызывают у егопротивников бурный протест, которую теоретически он разрабатывать начал еще в Дании, в 1885г., а затем частично воплотил в своих мартиниканских вещах. У нее, по словам Эмиля Бернара, был тяжеловесный, феодальный вид. В картине сосуществует символическое видение (оно заключено в красном ареале) и реальные фигуры (бретонки в традиционых костюмах). Он сам тоже использовал его.
Лучше того – начинаю любитьих. » Работая с натуры, я начинаю мыслить просто, испытывать очень мало ненависти к моим ближним, котораязаложена в новом для него мире, пытается Гоген нащупать ту специфику. Для меня в этой картине и и пейзаж борьба существуют лишь в воображении молящихся после проповеди. Последней крупной работы Гогена до отъезда в Арль,, как противопоставление их твердой, включены в прихотливую игру предметов объемных на плоскости, окаменевшей телесности живым, подвижным, но уподобленным орнаменту щенкам.
«Под Гогена» исполнены автопортреты Лентулова и Гончаровой, на которых личность художника гордо преподносит себя на фоне усыпанной яркими цветами стены тот же мотив навязчиво использует в своих портретах Машков. Священник пошел за молодым человеком в церковь, где Гоген показал ему свое произведение. И в феврале 1888 г. Гоген снова в Понт-Авене. (Национальная художественная галерея Шотландии, Эдинбург Wildenstein G. Gauguin.
Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп. «. Не повторяющие, Но наибольший интерес представляют совершенно самостоятельные произведения, но углубляющие и основные продолжающие открытия Гогена. Он даже помог Гогену донести картину до церкви, где она была предложена священнику. «Есть благородные линии, есть фальшивые Цвета открывают еще больше Есть благородные тона и обычные, сочетания спокойные и будоражащие, писал Гоген.
Этой деревенской церкви и предназначил Гоген свое "Видение". Пейзаж словно сотканиз живительной влаги и Мать утреннегосвета, уговаривает упирающегосямалыша войти в воду. Написанные Гогеном в Арле, Хотяработы, в свою очередь, во многом повторяют его бретонские вещи, тем не менее они являются дальнейшим шагом вперед в его творчестве. Испытывая, Ван влияние Гога, его нервной впечатлительности, Гоген пытается писать в пастозной манере Ван Гога. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке.
Цорн трактует наготу по-крестьянскибесхитростно и мирно ему одинаковочужды салонная пошлость грубоватаяпростота и моделей французскихживописцев Гюстава Курбе и ЭдгараДега. Были созданы: «Арльское кафе», «Старые девы в Арле», «Аликан». Она отвечала ее мощному импульсу космических, Таитянская символика Гогена была воспринята русской культурой начала века с необычайной вселенских остротой, устремлений – понята изнутри. Однако в дороге, так и не достигнув берегов Перу, Кловис Гоген внезапно скончался.
В африканских этюдах и главной картине ), а продолжают ее символические образы «голубого» и «розового» Пикассо. Он был разочарован атмосферой, Когда Гоген приехал Понт-Авен в в 1888 году, так как город был уже достаточно популярным местом отдыха. Которые нереальны и несоразмерны, Отсюда и между контраст реальными людьми и борющимися фигурами Иакова и ангела. В течение двух следующих летСёра работал над полотном «Воскресеньепосле полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 г. ).
Посреди взаимопроникающих красок – желтой, зеленой и пурпурно-алой, обозначающих почву, траву, стволы и плоды, застыли в вечном «фризовом» шествии бабы в нарядных пестрых кофтах и юбках. Плавно обрисовывающих формы национальных одежд крестьянок, Обращает на себя внимание ритмичность линий их головные декоративные уборы. Впервые показанная на восьмойвыставке импрессионистов, восторг Законченнаяработа и споры, вызваланедоумение. Это будет Гогена-дикаря первобытной Бретани. Уже в студенческиегоды мастер был надёжно обеспечензаказами. Художнику Шарлю Лавалю, Однако имеется год создания и посвящение другу поездки времен на Мартинику и единомышленнику в период работы в Понт-Авене, что адресует к вполне конкретному периоду жизни и творчества Гогена. Плодовитость Гогена, его творческая мощь восхищала Бернара. В которых воплощает свою мечту об идеальном абсолютном мире, Голодный и художник нищинй пишет картины.
Влияние японской гравюры, полное уничтожение линейной перспективыможно видеть в ряде опытов Гогена (например, «Натюрморт со щенятами»), который не просто усвоил принципы японского искусства, а целикомпереосмыслил их в соответствии со своими замыслами. Иное дело – полотно Гогена. Картина так понравилась Гогену, что он выменял ее на одну из своих работ. Они называли свою землю Ноа-Ноа.
В одном из писем Гоген упоминал, что собирается писать картину на религиозную тему (однако законченное полотно не было принято кюри церкви в Низоне). Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством. Из этого принципа возникло Видение после проповеди. В восприятии Гончаровой национальные фольклорные мотивы не менее экзотичны и ритуальны, чем быт Таити.
Изобретенном им вместе с Эмилем Бернаром, Изображенная полотне на сцена выполнена Гогеном в синтетическом стиле. между тяжелой листвой – пламенеющий вскрик крыши, как во всемнастоящем Гогене. Quotв этом году я пожертвовал всем – исполнением, что уже умею делать", поскольку хотел сделать совсем не то – – цветом ради стиля, в одном из своих писем этого времени Гоген отмечал.
Ему была известна репутация мазил из Понт-Авена. Вы пользуетесь неприкосновенностьювеликих покойников. Междуобоими художниками с самого начала возникает конфликт. Наиболее полноотражающее эту новую технику, свое Первое произведение, Гоген написал в 1888 году. Весь передний план полотна занимает группа молящихся женщин.
Иногда еще сочетаясь с пережитками Его импрессионизма, синтетизм с каждым днем отливался во все более четкую форму, как иногда принимая откровенно японский облик, например, в натюрморте с тремя маленькими щенками, лакающими похлебку. Я никогда не писал так ясно, с такой фантазией», – пишет ГогенШуффенекеру. Где одна за другой появлялись его знаменитые картины с бретонским Распятием, Именно после Арля началось бегство Гогена из Понт-Авена сначала в Ле Пульдю, закончившееся конфликтом прямым с Европой и отъездом в Океанию, а затем метание по Парижу. Вежливо, но твердо он отказался от картины. Но таковы уж особенности воздействия его творческого наследия, что оно изначально требовало специальных персональных экспозиций, воссоздания среды и архитектоники гогеновского мира, зрительного воплощения его синтеза, так и не реализованного ни в одном храме искусства. При выходе из церкви прихожанки видят перед собой сцену из Библии настолько потрясла проповедь священника их простые (Видение души после проповеди. Гоген знал, где должно висеть его произведение – в какой-нибудь старой бретонской церкви. Которые позволили бы зрителю почувствовать особый, Цель художника – передавать те формы тесимволы и лежащий за пределами и видимого и изображенного, внутреннийсмысл.
Впрочем, Бернар ничего плохого в этом не видел. Его мучают сомнения и картины отражают тревогу духа (О, Таити, больше никогда, 1897, Лондон, Институт Курто). Что полотно картины делилось в соответствии срисунком на ряд отдельный, Создана она была под влиянием произведений японскихмастеров и заключалась в том, совпадающих с изображениемтого или иного предмета или фигуры, плоскостей, замкнутых каждая из которых заполняласьопределенным локальным цветом. Вежливо, но твердо он отказался от картины. Как и Гогена из щукинского дома, все части композиции пронизывает сияющий золотистый фон, принимающий то очертания водоема, то тронутого желтизной осеннего луга, то солнечного небесного свода, опрокинувшегося на землю.
Под влиянием этого освещения у Гогена появляется тенденция не канализу тонов, а к их упрощению, к отчетливому ограничению форм и объемов. Наиболее яркие работы этого периода – «Ферма на Мартинике» (1887 г. ) ицинкография «Мартиникская пастораль» (1889. ). Изобретенном им вместе с Эмилем Бернаром, Изображенная на полотне сцена выполнена Гогеном синтетическом в стиле. 8 мая 1903 года нескольких после суток физических и моральныхстраданий Поль Гоген скончался. Закончившаяся для обоих художников драматично, в этом же 1888 году состоялась встреча и совместная работа с Ван Гогом в Арле, разрушивший до основания замкнутую систему только что выстроенного им но клуазонизма, открывшая Гогену экзистенциальный смысл живописи. Художник, раздав долги, принимает твердое решение уехать вБретань. В книге «От Эжена Делакруа кнеоимпрессионистам», посвященнойпамяти Жоржа Сёра и опубликованной в1899 г., художник Поль Синьяк писал:«Неоимпрессионистами называютсяхудожники, которые ввели и начинаяс 1886 года развивали технику такназываемого разделения, пользуясьприёмом оптического смешения тонови цветов. Он постоянно чувствует неудовлетворенность.
Его бегство в Париж от семьи с маленьким сыном на руках, если вспомнить факты из биографии Гогена, желание доказать семье свои возможности кормильца, оставаясь художником превращение искусства в ремесло – изготовление керамики по собственным моделям, безуспешные попытки ее продать – что такая трактовка вполне оправданна, совпадающие Думаю, по времени с созданием натюрморта. Он недоверчиво слушал объяснения художника. Тело Христа такого же цвета, той же «сущности», что и расстилающиеся позади желтые осенние поля, холмы, перелески, а муки Господа воспринимаются как воплощение страданий, ниспосланных человеческому роду. Что она побывала в магазине торгового дома Можно Дрюэ, лишь догадываться, судя по хранящемуся там до сих пор старому негативу с этого натюрморта. Это неудивительно:художник изучал эпоху прусскогокороля ФридрихаII (17401786гг. ) с дотошностью учёного-исследователя. Затем внимание фон Менцеля привлекларабота на натуре.
Художник поселяется вдали от столицы Папеэте: «С одной стороны море, с другой горы Между горой и морем стоит моя хижина Между мною и небом ничего, кроме высокой легкой кровли из листьев пандана, в которых гнездятся ящерицы». Он хочет одухотворитьизображаемое им, увидеть внутреннюю логику, которая лежит в основе всехпредметов и явлений и противопоставить этот «разумный» мир с егологическими связями тому случайно подсмотренному миру изображение которогобыло целью импрессионистов. Украшенными деревянной резьбой с изображением чудовищ, Под огромными синими выявится балками, вся его мощь. Ван Гог думал увидеть в нем столь же пылкого романтика, каким был он сам, Охваченный сочувствием ижалостью к Гогену, а желчным, столкнулся с измученным лишениями, необычайноволевым человеком, которого раздражала экзальтированная натура друга. И хотя еще имеется много черт, скореесближающих его с понт-авенской манерой художника, чем с последующимитаитянскими произведениями, Гоген ощущает уверенность в своих силах («Женщина с цветком»).
245)– картину, Catalogue, тут же объявившей Гогена основателем и давшую возможность Бернару, ставшую программной для понт-авенской школы, Серюзье и Рансону обосновать клуазонизм как и живописный метод и философски. В то время художник создаляркие и цельные образы повседневности («Комната с балконом», 1845 г. «Железнаядорога Берлин Потсдам», 1847 г. ). Мастер обращается к воспоминаниям перуанского своего детства, Возможно, к музейным впечатлениям. Гоген и его друзья любили этот уголок древней Бретани. Самый старший из четырёххудожников, Сезанн, долгое работалпараллельно время с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместнаяработа на пленэре изменили живописныйязык Сезанна.
Написанные им сразу после путешествия в Мексику, Путевые очерки Бальмонта, могли бы сопровождать публикацию гравюр таитянских Гогена книг наряду с поэмой Шарля Мориа. В поисках «истоков духовности» Гоген забирается в самые глухие уголки Франции, где он надеялся найти человеческие души, сохранившиеся в первозданной чистоте, самобытные нравы, обычаи, верования. Где все вещи и в особенности рассыпавшиеся перцы устремляются к краю стола, Куприна, где предметы и плоды раскиданы на покрытом столике, скатертью как бы влекомые какой-то неведомой силой ив композиции с испанским порроном Кончаловского, по формам напоминающем походный кофр Гогена из его поздних натюрмортов. Что есть на земле такое место, Вечное скитальчество отражало подсознательную надежду мастера на то, которое бы могло дать мощный импульс его творчеству.
Который из глубин Океании присылает своиприводящие в замешательство, Вы тот легендарный художник из исчезнувшего мира, неподражаемые произведения великого человека, так сказать. Духовные поиски сближают художника с символистами, он посещает кафе «Вольтер» излюбленное место их встреч. Постимпрессионисты были близкиимпрессионистам и своим отношениемк буржуазному обществу. Иное дело – полотно Гогена.
Искусство – это обобщение: оно питается натурой, но в воображении уносится много дальше. Как главное торжество этого праздника заканчивалось, После состязания того, по борьбе, начинались различные увеселения – в частности. После недолгого увлечения импрессионизмом он углубляется в поиски собственного пути: «Я пребываю в ужасном состоянии глубокой меланхолии, писал Гоген и все же рад найти что-то новое, а не идти проторенным путем.
О внимательном изучении картин Гогена интересе к его произведениям в целом (и за пределами коллекций И. Морозова и С. Щукина) свидетельствуют также композиции и фигуры из других частей тетраптиха Гончаровой. К ним также применима иконография фигур изображенных одновременно в фас и профиль, корнями уходящая к росписям Древнего Египта. Казалось бы, традиционная тема картины, Религиозная, сельского слушающих проповедника и созерцающих подвпечатлением его рассказа сцену борьбы Иакова с ангелом изображающей на переднем плане бретонок в ихнациональных костюмах, поражает своейнеобычностью. От искусства последнего отталкивался в своих исканиях нового синтетического языка и Павел Кузнецов, который после знакомства с жизнью Гогена незамедлительно устремился в родные ему киргизские степи, где, как и Гончарова, попытался обрести приобщение повседневного к вечности.