Пейзаж в глубине картины разделён рекой надвое (река древний символ границы между мирами). Мне же лично еще бросается в глаза удивительная утонченность черт лиц – возможно, ван Эйк хотел подчеркнуть мистический, божественный характер сцены и ее участников. Это относится к двум створкам алтаря «Распятие» и «Страшный суд» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Здесь же Бог прощения. У художников Северного Возрождения не было возможности в любой момент посмотреть на древнегреческие и скульптуры, древнеримские Конечно, в которых коренится традиция идеализировать человеческое тело и изображать его совершенным.
Сцена «Благовещения» изображена во втором регистре на фоне интерьера, окно которого выходит на средневековую площадь. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). У которого он был на службе в 1422-1424, Впервые имя Яна ван Эйка упоминается документах в об оплате его услуг герцогом Иоанном Баварским. Люди, разделённые на эти четыре большие группы, тоже пришли поклониться Агнцу.
Это и есть Симонетта Веспуччи идеал красоты Сандро Боттичелли. Ян ван Эйк, прндворный художник Филиппа Доброго. Круг её проблем и интересов, Творчество Вай Эйка в степени значительной определило пути дальнейшего развития нидерландской школы живописи. Писателей и художников, Ее грация и моментально красота сделали Симонетту объектом воздыхания поэтов.
Взгляд моментально приковывает фигура Весны или Флоры. Пока храм не посетил путешествующий австрийский император Второй, Иосиф Двести лет он простоял спокойно. Когда он получил заказ от Лоренцо Великолепного на создание картины, Вот таким образом, Боттичелли решил, которая бы украшала их дворец, что действующим главным лицом на картине станет Симонетта Веспуччи. Братьями Вай Эйка были художники Ламберт (Ламбрехт) работал в Брюгге при дворе Филиппа Доброго с 1431 года последнее упоминание в 1442 году возможно, участвовал в завершении «Мадонны с Младенцем, святыми Варварой и Елизаветой Венгерской и донатором (приором Брюгге Яном Восом)» – последней работы Вай Эйка, 1441, собрание Фрик, Нью-Йорк и, вероятно, Хуберт (Губерт или Хубрехт) (между 1385 и 1390-1426 работал в Генте с 1420 года). (дата похорон 9 июля 1441).
Марты», «Кавалеры на пляже» – прежде хранились в Кор. Поющих в Небесах, Слева мы видим играющих ангелов, на музыкальных инструментах, а справа ангелов. Варвара» (Антверпен, Кор. Как человек нового времени Ян ван Эйк сосредоточивается исключительно на втором моменте. Трудно отрицать упоминания в Несмотря архивах, на привлекательность такой радикальной концепции, что в 1517 Антонио де Беатис указал на сотрудничество двух мастеров при создании алтаря, а также то. Так или иначе, но даже косматый Адам, хоть и первый грешник, на пару с Евой ввергнувший человечество в большие неприятности, но и его интеллигентное лицо написано с большой нежностью, как на мой взгляд. Очень ощутимое, Это невероятное красоты, проявление очевидное сразу как только алтарь открывается для зрителя.
Хотя и без совершенной уверенности, Местом его рождения, близ Маастрихта, считается Маасэйк городок в долине реки Маас. Вся эта картина исполнена величия. Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова», но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) и «Благовещание» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема). В том числе и Сандро Боттичелли, Ее неожиданная в смерть двадцать три года потрясла многих. Совершаемый в присутствии свидетелей, в в. такой XV обряд, заключённые подобным образом, мог заменить церковное венчаниебраки, признавались вполне законными.
Любовное, отцовское отношение Бога к нам. Они равны по высоте стоящим фигурам святых, Немаловажным является и вопрос о масштабе фигур донаторов коленопреклоненные, является что еще одним маркером присутствия ренессансного гуманистического мировоззрения. Над ними в центре – сцена Благовещения. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
С помощью которого мы рассматриваем эту роспись, Это признание человеческого ограниченности зрения и полноты Божественного зрения. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Не смотря на огромные размеры, к счастью, алтарю удалось избежать разрушения – вовремя его разобрали и спрятали в башне собора. Что именно благодаря Медичи во Флоренции начался расцвет искусства эпохи, Так что можно сказать, мы которую называем Возрождением. А также правдоподобными и в некотором смысле очень ощутимыми.
На четыре группы людей, которые движутся к сцене, написанной в центре, к алтарю с Агнцем. Возвещающие о грядущем спасении, меньших На досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со свитками. Здесь практически отсутствуют глубина, перспектива. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Обе эти работы, возможно, являются ранними произведениями мастера.
Которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, Однако есть вещи, перечитывать и возвращаться к моментам, чтобы люди могли время от просматривать, времени приносящим истинное удовольствие. Важную роль в сложении реалистической манеры живописи братьев Ван Эйк сыграло использование в масла качестве связующего материала для красок. О ван Эйке, Между часто прочим, говорят, как художнике, что его глаза были подобны микроскопу и телескопу. Происходящее в скромном интерьере дома Вейдта, Благовещение, которое предстаёт на внутренней алтаря поверхности ужесвершившимся, воспринимается как начало тогопреображения мира. Вероятно, встречался с Робертом Кампеном, либо видел его работы. Состоящийиз двадцати шести картин, Алтарь собой представляет грандиозный многоярусный полиптих, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур. Мартина в Ипре, осталась незаконченной.
Чего не знала живопись позднего Средневековья, этом в произведении мир показан во всем его многообразии. Как точно художник передал то, что он сделан из горного хрусталя. Которое ювелир раскладывает на бархатной подкладке, Но каждое лицо действующее подобно некоему драгоценному изделию, чтобы было лучше видно. Наконец, «Мадонна канцлера Ролена» (Париж, Лувр), написанная по заказу канцлера Бургундии и предназначенная для капеллы храма в Отене, может быть датирована около 1430. Согласно этой гипотизе, художник был лишь легендой, выдуманной, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента.
До начала 1470-х годов им написаны «Мадонна Евхаристии» (Музей Гарднер, Бостон), «Аллегория Силы», а также две композиции иллюстрирующие ветхозаветную книгу Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна» (все – Уффици, Флоренция). От Страшного суда остался масштабный деисус с ангелами и прародителями, а вместо геенны огненной во всю ширь вселенской бесконечности раскинулись благодатные «новые земли» под «новыми небесами». Которое является одним из ранних примеров, Этот мотив играет важную роль в произведении, как изображение Бога изменилось в Возрождения эпоху по сравнению с его исполнением в средневековье, показывающих, когда он был полон гнева и устрашения. Молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Богослова, покровителей Иоанна церкви и капеллы, в нижнем ряду картин повседневного цикла изображены донаторы Йодок Вейдтс супругой.
Божественного пейзажа, Всё это происходит на фоне великолепного, прописанного такой с конкретностью, напоминающего драгоценные камни, что глаза разбегаются. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Впечатляющий размах работы предопределил использование различных форм. Здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, Как и в Италии, человек высшей становится ценностью в искусстве.
Что до сих пор ведутся споры о роли и Губерта Яна в создании алтаря, Несмотря на то, он обладает единством стиля. Что лучшие мыслители и философы эпохи не только возрождали идеалы Античности, Это время блистательное интересно нам еще и потому, но и старались соединить их с христианством. Одновременно, Художник создал первый в живописи европейской двойной портрет – проникнутое сложной символикой и интимно-лирическим чувством изображение купца Дж. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). При первом взгляде на картину невозможно понять: или Богоматерь явиласьканцлеру, пока он молился в своём дворце или же сам он, Николас Ролен, каким-то образом получил доступ в покои Царицы Небесной. " ("Песнь песней" Соломона).
Даже поющие ангелы изображены бескрылыми, но зато ихлица, движения, жесты передают исполняемую ими мелодию так ярко, что её, кажется, можно «прочитать» по ним, как по нотной записи. В четверостишие на раме наружных створок Гентского алтаря (впрочем, подлинность этого четверостишия часто подвергается сомнению) говорится, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, после смерти которого закончен его братом Яном. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
По своему размаху их формы очень отличаются от предыдущих. Вывозились, Разные части алтаря похищались, экспроприировались, выкупались, дарились им огонь угрожал и взрыв и т. п. Гентский алтарьГентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта своей для семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе Святого Бавона.
В 1911 Юлен де Лоо приписал Яну ван Эйку листы, помеченные инициалом «G», в которых следует особо отметить точность и изящество световых эффектов. Все они сходятся во мнении, что створка в центре нижнего регистра («Поклонение агнцу») является главной частью работы Губерта, даже если допустить, что позднее оно было частично переделано его братом Яном. Наряду с произведениями, датированными благодаря излюбленной художником надписи на первоначальной раме «Als ich can» («Как я сумел»), следует назвать несколько значительных работ, датировка которых менее точна. Агнец это символ Христа и Жертвы Христовой. С 1431 года художник поселился в Брюгге. Орнамент на ткани. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) пяти метров.
Так не соответствуют всему остальному. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Над выпуклым зеркалом за фигурами супругов, в кото- ром отражаются их спины, можно прочитать «Johannes de Eyck ftlit hie» («Ян ван Эйк был здесь»).
Она напоминает театральные подмостки, где действие разворачивается на авансцене и каждый персонаж изображен отдельно. И тогда зрителей ослепляло буквально пиршество красок, Раскрывали алтарь во время праздничных месс. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Принцип взаимного соподчинения двух изобразительных циклов Гентского алтаряпрекрасно отражает мироощущение нидерландца XV в., для которого под покровомповседневности таились величие, торжество и чудо точно так же, как сложенныйалтарь скрывает в себе живописное великолепие картин «праздничной» стороны. Однако ван Эйк умел с большимтактом подчеркнуть существующую между персонажами «дистанцию», указать напринадлежность их к разным мирам. Выражением чего является строгое, Искусство Вай Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности, продуманное вместе и с тем естественное построение композиции. Как известно, в короне я еще рассмотрела розы и синие последние, аквилегии символ слез и скорби Богоматери.
У этого есть и другое следствие. В 1434 художник создал один из своих шедевров – портрет четы Арнольфини (Лондон, Нац. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. После 1429 он, по-видимому, поселился в Брюгге, где купил дом в 1431. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк былздесь». На четырёх боковых створках алтаря изображены два великолепных шествия:справа бредут святые отшельники и пилигримы слева под разноцветными знамёнами, сверкаяоружием, движется кавалькада воинов Христовых во главе со святыми Мартином, Георгием и Себастьяном за ними едут «праведные судьи», справедливые идобродетельные земные властители: король Артур, Карл Великий, Людовик Святой.
Эта деталь характерна для реалистического сознания и предвосхищает искусство «обманки». Изображённый слева и на пюпитр, Взгляните на хор и расположенный справа орган, украшенный богато резьбой. Он как бы. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Скромность Девы Марии в сцене Благовещения превращается в Поклонения сюжете Агнцу в величие Царицы Небесной.
Согласно позднейшей надписи на внешних створках, что «Гентский алтарь» исполнен целиком Яном ван Эйком – алтарь был начат им около 1423 года (частично исполнена центральная створка нижнего регистра – «Поклонение мистическому Агнцу») и закончен Яном ряд полагает исследователей Спорной остаётся проблема участия Хуберта в работе над «Гентским алтарём». Мы увидим на её внутренней стороне отпечатки ковавшего молота, её Заглянув за переднюю часть короны. Часто в ней видят произведение, заказанное приором Яном Восом. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). А корона у Его ног поразительный пример ювелирного искусства. Дистанция, разделяющая нас и отношения, существующие между нами, несмотря на нее. Сразу же бросается в глаза настоящий взрыв красок. В 1439 Ян ван Эйк исполнил две очень разные работы. Этот образ отчётливо передаёт идею о жертве, принесённой Господом.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Которую Вы держите в руках, в книге, поданные с таким тонким пониманием, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся зарубежных художников, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не и многие, которые в полной мере присущи моей маме. Участвовал в завершении – «Мадонны с Младенцем, святыми Варварой и Елизаветой Венгерской и донатором =[[1]]» последней работы Вай Эйка, Братьями Вай Эйка были художники Ламберт (Ламбрехт) работал в Брюгге при дворе Филиппа Доброго с 1431 года последнее упоминание в 1442 году возможно, собрание Фрик, 1441, Нью-Йорк и, вероятно, Хуберт (Губерт или Хубрехт) (между 1385 и 1390-1426 работал в Генте с 1420 года). В этом зеркале можно отчетливо разглядеть и два других силуэта.
Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. «Благовещание в церкви» (Вашингтон, Нац. Портретные образы, в равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности интерьер, пейзаж, натюрморт в композициях его образуют гармоничное единство – и окружающая его среда. В 1436 Ян ван Эйк написал портрет ювелира из Брюгге Яна де Леува (Вена, Музей истории искусств) и картину «Мадонна каноника ван дер Па- ле» (Брюгге, музей Грунинге) – самое большое произведение мастера после Гентского алтаря. Что это даёт некоторое представление о том, Мне кажется, как могла выглядеть рама первоначальная этой картины. С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Нежели на внутренних створках, Ансамбль этих створок гармонично согласован в более темной гамме, гризайль напоминающей и придающей всей композиции скульптурный и декоративный характер. То портрет его тестя, в этом портрете часто хотят видеть то автопортрет художника, художника, женой на что указывает сходство персонажа с Маргаритой ван Эйк изображенной на портрете из музея Грунинге в Брюгге. Грядущее торжество праведников представилось живописцу в привычныхобразах земного мира. Столь же спорны и два варианта картины «Стигматизация Св.
Я хочу вернуться к моменту, которого мы уже коснулись. Крест, Алтарь окружают ангелы, столб, Терновый Венец, к которому он привязан был когда его избивали – которые держат орудия Страстей Христовых. Сторонники кальвинизма поднимали бунты иконоборческие в 1460-х гадах Фландрию захлестнули анти-испанские волнения, громя католические соборы и уничтожая картины и скульптуры. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441г.
Но зато считают автором картин «Явление ангела женам-мироносицам» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бенингена) «Благовещание» и (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Фридсема), Чаще всего Губерту отказывают и в авторстве некоторых миниатюр «Турино-Миланского часослова». Согласно «Откровению Иоанна Богослова», литературного источника композиции алтаря, тема рая ассоциируется прежде всего со Страшным судом и уже только затем с последующим преображением земного бытия в рай. У жертвенника Божественного Агнца сошлись пути праведников всех племён:тех, кто в разные века молитвой или мечом, терпением или правосудием, сердцемили разумом служил на земле добру.
Служит связующим звеном между нами и духовным. Множество смысловых и композиционных соотносит связей повседневный ипраздничный циклы алтаря друг с другом. Этот взгляд напоминает «Джоконду» Леонардо да Винчи, но Джоконда смотрит на нас с легким презрением, а боттичеллиевская Флора взирает на зрителя с любовью и пониманием. Именно они первыми обнаружили в полной мере ту свободу и гибкость, Хотя братья и не были изобретателями техники масляной живописи, она которую предоставляет художнику. Освящён 6 мая 1432. Если на левом её берегуизображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном дляфигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь)высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которомустекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей.
Возможно, По своему стилю они еще близки миниатюрам и, обязаны своим сотрудничеству появлением художника с его братом Губертом. Это особенность Северного Ренессанса: художники уделяют огромное внимание вещам, которые кажутся незначительными. Со скипетром в руках символом власти. С 19 октября 1428 по конец декабря 1429 ван Эйк в участвовал переговорах в Лиссабоне о заключении брачного договора между Филиппом Добрым и Изабеллой Португальской. Трава и кустарники изображены с точностью ботанического атласа, а Цветы, готические постройки стоят на фоне неба с правильно переданными атмосферными эффектами. "Я – роза Шарона, я – лилия долины.
Картина передает не только богатую обстановку изобилующую золотом и драгоценными камнями, но и небесные звуки. Михаил» слева и «Св. гал. ), которое, вероятно, является старой репликой с несохранившегося оригинала. Посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Проблема техники ван Эйка достаточно загадочна. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовалпри совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно длятого, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законностьбрака. Обратите внимание на сцену изображённую внизу.
Меня поражает также золотое шитьё на одеянии ангела играющего на органе. Примиряющемунебеса с землёй, картина Эта вдохновенный гимн великому согласию, связывающему Адама и Еву с их многочисленными потомками. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В пространственно-временной структуре вселенной алтаря закрытого события Благовещения уравниваются с событиями реальной жизни моления и приобщения через молитву отдельных людей к божественной мудрости. Застывшие в молитвенной сосредоточенности, предваряют просветлённые лики праведников, супругов Лица Вейдт.
И Младенец Христос, два Это града земной и небесный. Берега реки соединяет мост, чтобыблагословить Ролена, поднимая руку, одновременно указывает ему на этот мост, как бы побуждаяканцлера перейти из земного града в град Божий. В 1426-1429 он жил в Лилле. Всё это множество людей (отныне единый народБожий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в водуВечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит наджертвенником. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году.
Выражение ее лица возвышенно, а взгляд полон мудрости и благородства. Здесь тонкий силуэт Мадонны в помещен драгоценное и чистое окружение, музей изящных искусств). С 1432 одно за другим следуют датированные произведения: портрет так называемого «Тимофея» (1432, Лондон, Нац. С 1425г. То главными персонажами, Если следовать логике цветовой символики, становятся донаторы, причастными божественной всеприсутствию воли, чьи одежды красного цвета багряным отблеском вторят одеждам Вседержителя на внутренних створках. Слева возвышается кроватьпод пологом символ супружества. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. В любом случае, трудно определить роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря.
Соединив руки, Новобрачные, подтверждает причёмжених святость договора жестом обращенной к небесам руки, клянутся хранить верность друг другу. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Признаться их присутствие кажется здесь неуместным. Его метод остается очень индивидуальным и основан на противопоставлении красочных различных слоев.
Решение вставших перед Вай Эйком творческих проблем требовало разработки новых художественной средств выразительности. Портрет Бодуана де Ланнуа (Берлин-Далем, музей) был написан после 1431. Пребывающие в подчеркнуто будничном земном мире с обозначением современных художнику реалий, в этом смысле крупнейшее и сложнейшее произведение ван Эйка Гентский алтарь значение имеет новой эстетической программы и одновременно новой всеобъемлющей картины мира» ( Все персонажи священной истории, выделены сакральностью белого цвета. И всё же здесь мы видим Агнца, преодолевшего земную боль, земное страдание.
Английский философ Бертран Рассел писал, что «если бы не было помощи Медичи, Возрождение не могло бы достигнуть таких значительных успехов». Такой взгляд возможен только для Бога. С мая 1425 художник становится придворным живописцем герцога Филиппа Доброго, у которого он служил до самой его смерти. Она наводит на мысль о зрении, которое превосходит человеческое о Божественном зрении. Освещенной боковым светом, Бракосочетание совершается в святая святых бюргерского дома теснойспальне из падающим окна.
Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» 1422-24 (. ), Муниципальный музей, Турин исполненные в традициях интернациональной готики. Эрмитаж) является, возможно, одним из самых ранних произведений художника. Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла:повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренниестороны его боковых створок). Всередине луга возвышается жертвенник, на нём стоит белый Агнец из его пронзённой груди стекает в чашу кровь – это символ искупительнойжертвы Христа.
Здесь просто слишком много всего. Самые удивительные из них – «Адам» и «Ева». 1385, Маасейк (. ), близ Маастрихта – 22 или 23. 6. 1441, Брюгге, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. Не абстрактный Логос со знаком Слова, с новых позиций переосмыслена сама суть божества это не карающий судия, в раскрытой книге, начала и конца, а Творец, благословляющий все многообразие созданного им мира и это не бесплотный дух, а явление божества плоти во пластической и цветовой энергетики. В нее была влюблена вся Флоренция.
Особенно тех, Такие цвета возможны благодаря светоотражающей высокой способности масляных красок, которые создавали северяне. Спорной остаётся проблема участия Хуберта в работе над «Гентским алтарём» : согласно позднейшей надписи на внешних створках, алтарь был начат им около 1423 года (частично исполнена центральная створка нижнего регистра – «Поклонение мистическому Агнцу») и закончен Яном ряд исследователей полагает, что «Гентский алтарь» исполнен целиком Яном ван Эйком. Названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», к лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) (около 1436, Лувр, Париж) «Мадонна канцлера Никола Ролена» и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Где сказано, Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, в котором не будет ночи, что после конца греховного мира на снизойдет землю град божий, а будет вечный свет и река жизни светлая, как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло.
И то, с какой тщательностью прописаны даже узоры на плитках пола, трубы органа. Это проявление гуманистической традиции, развивавшейся в Европе в тот период. Великолепный «Портрет кардинала» (Вена, Музей истории искусств), к которому сохранился подготовительный рисунок (Дрезден, Картинная гал. ), сейчас уже нельзя считать портретом кардинала Альбергати, как думали прежде.
Давайте откроем его и заглянем внутрь. Скудность этих документов породила смелую гипотезу (Карл Волль и Эмиль Рендерс), получившую широкое распространение. Прописана каждая оконная рама в городе изображённом на заднем плане. Очень отдалённые предметы он изображал словно увиденными в микроскоп. Джулиано Медичи боготворил эту женщину и она стала его возлюбленной.
Совершенно ординарной наружности, Это пара пожилых людей, всеми со бородавками и морщинами, в довольно скромных как для их статуса одеяниях изображены они без всяких прикрас. Флоренция с восхищением наблюдала их роман и приветствовала его. На его лицевой стороне в нижней части расположены изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, Когда алтарь закрыт, а по сторонам от них – фигуры коленопреклоненных заказчиков, выполненные в технике гризайль и имитирующие статуи, Вейда Йоса и его жены.
Образы Адама и Евы написаны очень тщательно, часто прибегавшего к приемам идеализации, что было характерно для итальянского искусства – без каких-либо попыток придать изящество их фигурам и элегантность позам, Идеалом искусства этого является достоверность. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Что если птенцы пеликана голодают, в средневековой традиции считалось, чтобы их накормить, взрослая птица выклёвывает собственной куски плоти.
«Турино-Милаиский часослов». Гентский алтарь («Поклонение мистическому агнцу»). Наконец, возможно, в 1440/1441 Ян ван Эйк работал над «Мадонной Николаса ван Мелбеке» (Великобритания, частное собрание) картина, предназначавшаяся для ц. св. Где они молятся, Фигуры донаторов Вейдта Иодокуса и его супруги Изабеллы Борлют выписаны крупными силуэтами под арками.
Учился у Фра Филиппо Липпи и Андреа Верроккьо испытал влияние Антонио дель Поллайоло. В царских одеждах по сторонам от него – Богоматерь и Иоанн Креститель, в центре изображен на Христос престоле, на двух крайних досках – обнаженные Адам и Ева, музицирующие ангелы. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах Вай Эйка пронизаны воздухом и светом, объединены в Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Тем же 1433 датируется и небольшое панно «Мадонна с младенцем» (Мельбурн, Нац.
Выше расположена сцена Благовещения, причёмфигуры архангела Гавриила и Богоматери разделены изображением окна, в которомвырисовывается городской пейзаж, по преданию точно соответствующий виду из окнав гентском доме Вейдтов. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Погруженной в чтение, Столь же цвета символичны одеяний Богоматери, указующего на Бога и Иоанна Крестителя. Возвращаясь к теме Божьего искупления и прощения, в этом золотом шитье, украшающем драпировку позади Бога-Отца, можно различить пеликана. Если общий дух этих композиций говорит о реалистической концепции, то линии фигур и изысканность колорита свидетельствуют о стойкости традиций «интернациональной готики». Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
В настоящее время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати картин. И эти отношения между людьми со всеми их недостатками несовершенствами и Творцом. Во многом под воздействием проповедей доминиканского монаха к Савонаролы, концу 1480-х годов, целиком посвятив себя религиозной живописи, Боттичелли отошел от мифологических тем. Как два натурщика, Здесь Адам Ева и выглядят, портреты которых ван Эйк писал у себя в студии. От картины исходит еле уловимое мерцание.
На верхних створках, наоборот, представлены персонажи в половину человеческого роста. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Святые, Перед нами пророки и все они движутся к Папы Христу, Римские и ветхозаветные герои. В гентских архивах за 1425-1426, а также в эпитафии известной по выписке Марка ван Верневейка (1568) упоминается то же имя, что и в тексте на раме алтаря. Нет самого суда, взвешивания грехов, наказания.
гал. ), с которым идентифицируется музыкант Жиль Бишуа, «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, там же), чье лицо выступает из темноты. «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна» (все – Уффици, Флоренция), а также две композиции – «Аллегория Силы», До начала 1470-х годов им написаны «Мадонна Евхаристии» иллюстрирующие (Музей Гарднер, Бостон), ветхозаветную книгу Юдифи. Они более иллюстративны и архаичны, чем большинство работ Яна ван Эйка. Решенная в гораздо меньшем масштабе, в нижнем – ярусе многолюдная сцена Поклонения Агнцу, среди широкого цветущего пейзажа, очень пространственно, а на боковых створках – шествие пилигримов. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Соотношение одних регистров с другими очень уравновешено и отвечает требованиям монументальности – На внешних створках стремился художник создать целостную концепцию.
Какие жертвы принесены во имя искупления человечества, грехов Это даёт нам представление о том. «Торжество Бога утверждается через материальную роскошь, превосходящую возможное на земле, но реальную материальная красота обретает такую эстетическую ценность, что становится несомненной, первостепенной носительницей наивысшей мысли, божественного разума» ( Излюбленная в нидерландском искусстве триада красного, зеленого и насыщенного синего организована на основе доминирования красного одеяния Вседержителя, что соответствует идее всевластия Бога, его роли причины и источника жизни во вселенной. Екатерина» справа (Дрезден, Картинная гал. ), который по духу близок «Мадонне каноника ван дер Пале».
Он присутствует на росписи исключительно в качестве символа. Мне особенно нравится то, что на всех ангелах разные короны. Синий соответствует определению Марии как божественной мудрости «она есть отблеск вечного света и чистое зерцало величия Божия», а зеленый позиционированию Иоанна как «наилучшее поле жатвы закона Евангелия». Первой вехой в творчестве Яна ван Эйка стало завершение алтаря «Поклонение мистическому агнцу» в 1432. В 1426 он совершил два тайных путешествия, возможно, чтобы написать портрет некой принцессы, которую вдовец-герцог хотел взять себе в жены.
библиотеке в Турине, не сохранились «Рождество Иоанна Крестителя», «Месса по умершим» Турин, Муниципальный музей). Напомнить, а именно, что на самом деле эта роспись о стремлении Бога снизойти к человеку всём во его несовершенстве. К его ранним произведениям можно отнести «Мадонну в церкви» (Берлин-Далем, музей), с ее свет лым интерьером, напоминающим интерьеры в миниатюрах «Турино-Миланского часослова». Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Юлиана и св. Но мы знаем, что художники Северного Ренессанса были предельно внимательны и тщательны при воспроизведении деталей и стремились как можно яснее изображать различные предметы, так как они представляют небесное и духовное. Когда он был на службе у правителя Иоанна Нидерландов Баварского и работал над украшением графского замка в Гааге, Его имя впервые упоминается в 1422-24 годах. Первая картина, которая называется «Весна», была написана художником в тридцать лет и имела очень интересную историю.
С которыми он сблизился в 1470-х годах, Последующее творчество Боттичелли было тесно граничит с семейством правителей Флоренции и Медичи, с идеями философов-гуманистов. Для того чтобы выйти замуж за флорентийца, Симонетта – Веспуччи из Генуи во Флоренцию приехала невероятно красивая женщина, История такова. Их тела выглядят человеческими, Они изображены реалистично, очень как у Мазаччо или художников итальянского Возрождения, так как совсем не идеализированы так. представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы.
За исключением того, о службе художника у герцога Бургундского нам ничего не известно, что 1433 в он работал во дворце Кауденберг в Брюсселе. Высота алтаря в центральной его части достигает трех с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) пятиметров. То на Севере культура XV -XVI веков еще тесно очень связана со средневековьем, Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов. Небеса становятся определенными, понятными. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
Висящем на стене позади супругов, в кругломзеркале, свидетели, это отражаются их спины и ещё два человека, стоящие в дверях. Обнажённые, такие уязвимые. В их произведениях мифологические образы и сюжеты становятся «орудиями» христианского переосмысления античного искусства. Но выполнено оно в более архаичной манере, нем в присутствуют некоторые параллели с Гентским алтарем.
В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Чем в нижней Верхний зоне, ярус алтаря состоит из семи досок с бoacuteльшими по масштабу фигурами. Нередко картину «Несение креста» (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и рисунок «Поклонение волхвов» (БерлинДалем, музей) считают копиями утраченных произведений Яна ван Эйка.
Слева ветхозаветныеправедники и добродетельные язычники справа апостолы в истрёпанных ивыгоревших плащах, монахи и миряне, епископы – за ними Возлеколодца Папы, расположились две большие группы людей. Первая – портрет Маргариты ван Эйк (Брюгге, музей Грунинге), написанный в половину человеческого роста. Её нужно рассматривать порциями, Эта роспись почти кинематографична, чтобы все увидеть полностью.
С которой написаны драгоценные Стремление камни, братьев Ван Эйк к точной передаче особенностей фактуры предметов лучше всего проявилась в той почти физической осязаемости, вышивки и роскошные ткани. Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышаются готические башни Небесного Иерусалима. Атрибуция некоторых картины менее точна. Роскошные одежды и драгоценности художник изображал с – легкостью ведь он был придворным живописцем и имел возможность ежедневно любоваться богатым убранством окружавших его вельмож. У Агнцав боку рана, кровь из которой стекает в чашу. Тексты XVI в. воспевают его как изобретателя масляной живописи.
Иероним в келье» (Детройт, Институт искусств), датированный 1442, хотя художник умер в 1441. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Использование масла было известно и до него, в действительности же, но Ян ван Эйк ввел масляную в живопись широкое употребление. В 1480 году Боттичелли создал монументальную фреску «Святой Августин» для церкви Всех Святых (Оньисанти) во Флоренции.
На многих картинах Леонардо и Боттичелли видна эта связь. гал., прежде – Санкт-Петербург, Гос. Франциска» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона Турин, гал. Изабелла Борлют, Сам и Йос его жена, створки с их портретами видны изображены на алтаре, когда алтарь находится в закрытом состоянии. На эту тему существуют различные точки зрения, но ни одна из них не кажется убедительной.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. За ними виден богатый интерьер, Первый план занимают фигуры торжественные супругов играющим на меди и стекле, освещенный светом. В 1480–1482 годах вместе с другими мастерами Боттичелли работал в Сикстинской капелле (фрески «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа»). Один из них мужчина, художник, который стоит как бы на месте зрителя, у входа в комнату. В какое время суток происходит действие на картине, понять, Сложно но ощущения ночи нет, фон достаточно темный.
С изысканным скипетром. И через мгновение они уже становятся достоянием истории, Все программы существуют лишь здесь и сейчас. Суд свершился, греховный опыт человечества не забыт, о чем свидетельствуют надписи под ногами прародителей («Адам низвергает нас в смерть», «Ева падением навредила»), однако благодаря искупительной жертве Христа/Агнца грехи преодолены, Адам и Ева вознесены на небо, страдания избыты, преображенное человечество торжественно шествует к престолу приобщиться божественной мудрости.
Вторая – «Мадонна у фонтана» (Антверпен, Кор. Ближе к зрителю находится колодец из которого изливается живая вода. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Главные детали которого напоминают Льеж Между впрочем, фигурами Мадонны и донатора виден ясный городской пейзаж, художник без колебаний изменил конкретные приметы. В 1437 были созданы два небольших произведения – незавершенная «Св.
Всягруппа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которойоткрывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины ицветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейскихвремён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ ДевыМарии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двоегорожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся наеё берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор. По ним словно можно угадать, у поющих немного выражения различаются лиц, что они очень похожи друг на друга лицом мне кажется, какую ноту каждый поёт Несмотря на то, это потому, что все написаны в соответствии с представлением ван Эйка об идеале красоты. Проблема Губерта ван Эйка (умер в 1426, Гент). Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк.
Они смотрятся так, как будто оказались совсем не на своём месте. Прописан каждый листок. Теперь продвинемся чуть дальше к внешней и стороне рассмотрим панели с изображением Адама и Евы.
Самым ранним известным произведением Яна ван Эйка являются миниатюры «Турино-Миланского часослова» исполненные по заказу герцога Виллема IV Баварского до 1417 или, более вероятно, для герцога Иоанна Баварского в 1422-1424 («Поцелуй Иуды», «Путешествие св. Симонетта Веспуччи была Прекрасной Дамой этого города, вдохновлявшей всех своей необыкновенной красотой. А затем мы видим эти две фигуры. Который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы, он художник и придворный Бургундского герцога Филиппа III Доброго.
Она находится лицом к зрителю, в изумительном платье, вытканном живыми цветами. Божией силы, Здесь красной нитью проходит тема спасительной Божией милости, прощения и рода спасения человеческого. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику.
В парадных одеждах, Канцлер, преклонил коленаперед престолом Богоматери и благословение принимает Младенца Христа, величественный и строгий. Что художник постепенно разворачивает перед действие, нами Создается ощущение, чтобы мы смогли полюбоваться каждым персонажем отдельно. музей изящных искусств), где еще с готической тонкостью показано строительство собора, атрибута святой и триптих «Мадонна с младенцем», «Св. На нижних створках в открытом виде алтаря изображены персонажи заметно уменьшенные своим по пропорциям на фоне широкого пейзажа. Слева Дева Мария, украшенном лилиями и розами а справа Иоанн Креститель, в венце – тоже подобная По царице, обе стороны от Бога изображены.
Предсказавших пришествие Христа, верхнем в ряду картин представлены фигурыветхозаветных пророков и языческих пророчиц-сивилл. Когда священное начинает существовать через Этот эстетическое, момент, является уже чисто ренессансным феноменом. Картина «Весна» необычна. От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждоелицо светлее. Сановник представлен в реалистической Несмотря манере, на торжественность сцены в церкви, окрашенной скрытым юмором. Мотивы античной мифологии у Боттичелли перекликаются образами с средневековой религиозной живописи. Там он стоит и сейчас.
Расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, в странах, Франции – в XV – XVI веках культура, развивается Германии, называемая Северным Возрождением. У нее миндалевидные глаза, чуть припухший рот, немного неправильные черты лица, но весь облик проникнут невероятной гармонией и красотой. – исследователи насчитали связанных 13 с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Что оно сиюминутно, Радио – это уникальное средство информации массовой прежде всего потому. Некоторые проблемы ставит «Мадонна с картезианским монахом» (НьюЙорк, собрание Фрик).
Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. (Botticelli) Сандро, Алессандро ди Мариано Филипепи – итальянский художник эпохи Раннего Возрождения родился в 1445 году, Флоренция, умер 17. 05. 1510 там же. В 14271428гг. Однако более вероятная датировка 1441, когда монах стал приором города Брюгге. Сабауда), а также «Св. гал. ).
Многие из предметов, окружающих молодых, имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения такихже собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть)комнатные туфли о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейнойпары апельсины на окне о радостях супружества метёлка о чистоте (как очистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодыхлюдей символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутсяберечь и поддерживать друг друга. Одетого в царские Поражает одежды, эта большая фигура в центре изображение Бога-Отца, обозначающей, с папской короной на голове и короной у ног, что Он Царь царей. Невозможно не рассказать о двух его главных шедеврах, Говоря о творчестве Боттичелли, сегодня которые находятся в галерее Уффици. Когда картина закрыта, ее основной сюжет противостояние между Адамом и Евой и Богом. Пророки, мученики и святые стекаются к алтарю, апостолы, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа – праотцы, в нижнем на ярусе пяти досках на фоне пейзажа представлена большая композиция. Несохранившиеся произведения.
В 1427г. «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) по стилю также близка Гентскому алтарю.