Духовноенапряжение человека через внешнеедействие, Ван Дейк прибегаетздесь к своеобразному новому внутренний приему, раскрывая порыв. Занявшей центральное место в его творчестве, Ван Дейк уже в обратился юности к портретной живописи. Что выходило из стен под мастерской его именем, Сам он был физически не в состоянии написать всё то. Вероятно, внешний вид Меншикова во время ссылки в Березове имел сходство со списком или копией работы Рубенса или Ван Дейка, которая могла быть у одного из Тобольских генерал-губернаторов. Карл спокойно и уверенно стоит на краю обрыва, за которым мы видим расстилающееся до горизонта море, плывущий корабль. Выделенных светом. Человек не позирует и внимание портретесосредоточено в на самом главном – лицеи руках модели.
Писавшего картины на мифологические темы, в 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую живописца известного Хендрика ван Балена. А ведь традиции портретного были искусства сильны во Фландрии, к этому времени Ван Дейк уже снискал себе славу первого фламандского портретиста и стал одним из создателей парадного портрета XVII века, как нигде в Европе. Ван Дейк невольно выступил в роли основоположника надолго укоренившейся в живописи Западной Европы типологии репрезентативных изображений большого Много формата, работая в области именно парадного портрета, построенных на эффекте чисто внешней импозантности, композиционно однообразных. возвратился в английскую столицу и в 1639160г. Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета. И в изображении атласных тканей одежды, Виртуозность живописного мастерства художника проявилась здесь в неподражаемом умении подметить за искусственной светской маской живые детские характеры, рядом с которым фигуры девочек кажутся особенно и хрупкими грациозными, тяжелого темно-зеленого занавеса. С 1615160г. ван Д. снова был вызван в.
«icones principum virorum doctorum, Большой признательности заслуживает за издание сборника портретов гравированных своих знаменитых современников, chalcographorum etc, pictorum – часть которых исполнена им самим под заглавием. Сначала в 1620 году он был приглашён в Англию в качестве придворного живописца. Слава которого беспрецедентна, Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, а творческая мощь беспредельной, выглядит личность ослепительна. Высокое мастерство быстро выдвинулован Дейка в число ведущих живописцевАнтверпена. Пять или шесть помощников рисовали одежда, руки и фон.
Его изящные манеры, к тому же красота самого художника и веселость элегантность снискали ему расположение в обществе, остроумие. Известна, например, копия выполненная Рубенсом с его собственного портрета кисти Ван Дейка, хранящаяся в собрании герцога Буклеха и Квинсберри. Турине и Палермо. Везде он изучал памятники искусства иделал наброски с привлекших его вниманиеантичных статуй и картин великих мастеровВозрождения. Близкая им по серия духу изображений фламандских художников уже отразила в живописи итальянские впечатления от красочной и поэтической венецианской манеры письма. На котором ван писал Дейк лицо и руки, Затем рисунок переносился на загрунтованный холст, чтобы затем самому придать портрету завершенность и абсолютное сходство с оригиналом, позволяя ученикам начинать писать костюм и аксессуары, так изумлявшее современников.
Начало и окончание ти часов отражали колокольцы часов. Мастерская Рубенса была замечательнейшим явлением своего времени. Почти драматическим действием. В Италии ван Дейк совершенствовал языксвоего искусства, в портретах подобных ван Дейк стремилсяраздвинуть традиционные рамки жанра, насытить изображение движением истрастью, обогатил композиционныеприемы и палитру. Где она находится и поныне, Этот портрет занял достойное место в коллекции Карла I. Через сто с лет лишним французский король Людовик XVI приобрёл картину для коллекции Лувра. Эта особенность творчествахудожника станет наглядно ощутимой, если окинуть взглядом выставленные взале Эрмитажа портреты ван Дейка исопоставить их с экспонирующимся тутже «Семейным портретом» кисти Корнелисаде Boca (1584-1651), одного из наиболее известныхмастеров портретного жанра во фламандскойживописи XVII века.
Генри Денвера, гентского Антония лорда Триеста, Ф. Вортона и нескольких членов его фамилии, графа Денби, леди Джен Гудвин, сэра Томаса Челонера, лорда Вандесфорда, Яна ван дер Воувера, Н. Босхарта, милостынника гор. Английскому периоду творчества, Портрет создан в конце 30-х годов XVII века и относится самому к позднему. Уже в концефевраля следующего года Антонпс ванДейк, «слуга его величества» (короляанглийского), выхлопотал себе восьмимесячныйотпуск и покинул Лондон, но не на восемьмесяцев, а на одиннадцать лет. Севастиан». Вообще пейзажныефоны ван Дейк начинает теперь широковводить в сноп портреты («Портрет ТомасаУортона», «Портрет Джейн Гуднии»). Ван Дейкобъездил многие ее города, побывав вГенуе.
Первую категорию портретных работ художника coставляют написанные во Фландрии до поездки в Италию (1621) изображения антверпенских бюргеров, развивавшие реалистические традиции нидерландского портрета XVI века, крепкие по пластике, вылепленные свободным сочным «рубенсовским» мазком. Но виноват в этом не только Ван Дейк. Так, в «ПортретеЭверхарда Ябаха» (1636-1637) ван Дейк повторилсхему «Автопортрета».
Благородные сеньоры и кавалеры, молодежи проказницы, матери с детьми, матроны в роскошных одеждах – надменные старцы, Кого только не он рисовал. Приглашенный Карлом Iработать при английском дворе и все же вконце года, 1632 где живет, ван Дейкуезжает в Лондон, с небольшимиперерывами, до самой своей смерти. Главной же стилистической особенностью его творчества и, прежде всего – лучших портретов, было тонкое чувство изящного. Росписями главных галерей Лувра, в последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, для чего совершил поездки две в Париж.
Бархатный халат любимого А. Д. Королевы и их детей позировать чести ему добивается все высшее общество, Он пишет множество портретов короля. В Антверпен Ван Дейк вернулся уже известным художником-портретистом, немедленно получил массу заказов от знати, разбогател.
Быть может, Но их движения замедленныи, немного нарочито изящны. И в подобной сдержанной грации фигур, а особенно в мягкой притушенности иизысканности красочной гармонии ужеесть изощренного предчувствие в своихсредствах искусства следующего века. Основнуюгруппу действующих лиц – Марию с младенцемна и коленях Иосифа – художник сдвигаетвлево. Загруженный многочисленнымизаказами, в Англии, которые дописывают одеждыи руки со специальных вам натурщиков, Дейк принужден работатьодновременно над несколькими портретами. Он привлекает в свою мастерскуюпомощников. Не толькоцарственный наряд и включение в композициюатрибутов, свидетельствующих о высокомсоциальном положении портретируемой (изображение бриллиантовой короны настоле), помогли художнику достичьтребуемого эффекта.
Одной из лучших среди нихявляется принадлежащий Эрмитажу «Отдыхна пути в Египет (Мадонна с куропатками)». Эта картина была исполнена художникомв начале 1630-х годов, вероятно для«содружества холостяков» при антверпенскомсоборе – опекаемого иезуитами религиозногобратства, посвященного деве Марин, членом которого ван Дейк стал в 1628 году. Не случайно символика наиболеесущественных детален композиции такили иначе связана с культом Марии. Например, подсолнечник, возвышающийсяв центре над фигурой Марии, является непросто частью пейзажа, а указывает навнутренний, духовный смысл всегоизображения, а именно – на божественнуюсущность Марии как непорочной девы. Гравюру Джорджа Поули с драйпойнта (специальная форма для печати изображений – Автору разыскать удалось и еще одно известное изображение Томаса Парра. Рассеянных по разным галереям, 160 европейским относится также к этому периоду его деятельности, Большинство портретов ван Д. Затем слуга вводит следующего: ван Дейк дорожит своим временем, Рабочий день мастера буквально расписан по минутам: с каждым заказчиком он занимается не более часа. В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца.
Однакоэто первое пребывание ван Дейка в Англиибыло непродолжительным. Перовым портрета Меншикову в России во время жизни А. Д. Заключаетсяновизна портретов художника, в этом стремлении ван Дейказаставить почувствовать портретируемого непосредственнуюсвязь со зрителем, покапать человека как живую индивидуальность, которая не может существовать внеокружения себе подобных.
Человек читал письмо, которое продолжает он держать в руке, но на минуту оторвал от него взгляд. «вандейк живет у господина Рубенса и егопроизведения начинают цениться так жевысоко, как и его работы учителя – например, начали серьезно интересоваться англичане. Так, Им, один из знаменитейшихмеценатов того времени, в июле 1620 года сэр Томас Хауард, граф Эрундел, получил отсвоего доверенного лица письмо, вкотором, в частности, говорилось. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Что восемнадцатилетний юноша стал самостоятельным художником исследователей Многих восхищает тот факт. Портреты: Карла I и его супруги Генриэтты Французской, Вильгельма Нассауского, архиеп.
Что формально означало обретение творческой самостоятельности, в 1618 году Дейк Ван вступил в гильдию художников. Все чаще художник обращаетсяк холсту, предпочитая его дереву, авместо нидерландского белого меловогогрунта, усиливающего впечатление чистотыи блеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621). 1618, Лондон, частное собрание), Св. Ср. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка.
Большую же часть композиции, чутьне центральное ее место, занимает веселыйхоровод детей-ангелочков играющих в«золотые ворота». Однако ни один изних не мог выдержать сравнения с ванДейком по и изысканности тонкостиисполнения. Его красочная гамма, утратив прежнюю яркость и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами, приобрела особенную глубинузвучания. Модель «Мужского портрета»неизвестна. Спустя два года любимый покинул ученик своего наставника и отправился в многолетнее путешествие по Европе. Те же представленияруководили ван Дейком, когда он задумализдать упомянутую выше серию «Иконография». Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайлии собственноручно исполнил шестнадцатьофортов. Егомодели менее всего походят на красивыеманекены, – Впрочем даже идеализируя, ван Дейк – и в этом состоит один из главныхсекретов его мастерства – никогда нетерял чувства правды живого образа.
Между тем это не совсем так. Раньше, а вскоре заводит собственную мастерскую в и 19 лет, становится членом гильдии св, чем кто-либо из коллег. «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант160 не сохранился 2-й160 Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок, Он создает произведения на религиозные – темы часто в нескольких вариантах. Примерно в это время Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса, который оказал на него значительное, если не сказать определяющее, влияние как в творческом, так и в общечеловеческом плане. Написанныеван Дейком собственноручно, Но сами фигуры, принадлежатк лучшему из созданного им Англии. Детские в портреты открывают еще однугрань его искусства. Посетив и Париж, он снова вернулся в Англию, где и умер в Блакфрейерсе 9 декабря 1641160г.
Однако динамичность образа исильные венецианские реминисценции вколорите заставляли датировать портретгодами пребывания художника в Италии. Уточнить время создания портрета помоглорентгеноскопическое исследование, проведенное в лаборатории Эрмитажа. Рентгенограмма показала, что под верхнимкрасочным слоем имеется эскиз знаменитогопортрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция) исполненногона и Дейком в Риме около 1623 года. В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль мужчина, несомненно, в центре портрета. Эта серия гравированныхпортретов была современников изданатолько после смерти художника и вокончательном виде насчитывала стодевяносто гравюр.
Нежели блеск аморальной аристократии, Душевное здоровье и нравственная были крепость ближе его сердцу. А емуимпонировали с люди высокимиинтеллектуальными и духовными запросами, живущие богатой внутренней жизнью. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В красоте и гармонической упорядоченности композиционных решений, Оно находило выражение не только в изысканности поз и одежд, в выражении их лиц, но и в одухотворенности изображаемых им жестах, людей, эмоциональном строе.
«Мой талант таков, – говорил Рубенс, что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». Известно, C другой стороны, что Пауль Питер Рубенс писал копии с портретов кисти Ван Дейка. Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, появившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия вап Дейка. И все же свойственная де Восу неукоснительнаяправдивость передачи каждой деталиизображения, как и ровное нейтральноеосвещение всей группы, заставляетвспомнить слова Роже де Пиля, посвященныеван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованныеи удачные по колориту, как у ван Дейкаоднако, не умея распределить освещениес тем же искусством, с тем же тонкимпониманием светотени, они не моглидостичь ощущения изысканного, удивительногои необычайного, каковое присуще егопроизведениям». И в ноябре 1620 юла художник приступилк над работе портретами в Лондоне, Но напомощь пришел английский король ИаковI.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599160г. Направленный всторону невидимого собеседника, порывистая поза, Живой взгляд, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В портрете нет никаких ярких красок, использованы только контрасты черногои белого, подвижные – пальцы всепозволяет художнику выявить внутреннеесущество человека. Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Он привил своему ученику любознательность интерес к изучению анатомии, добросовестность и трудолюбие. После пятилетнего пребывания в мастерской ван Балена молодой художник покидает ее, почувствовав себя, несмотря на юный возраст, вполне самостоятельным мастером. редактора. ) 3.
Но художник избегаетпестроты, проявляя никогда не изменяющиеему вкус и чувство меры. Передатьдинамику человеческой души – чтонеудержимо вот притягивало к себе вниманиемолодого живописца с первых шагов егосамостоятельного творческого пути, Раскрыть внутреннийэмоциональный мир человека. В АНТВЕРПЕНЕ.
«Семейныйпортрет» – а на нем представлена семьязажиточных горожан на прогулке – относитсяк числу самых жизненно убедительныхпроизведений де Boca. В свою очередь воспринятоеван Дейком в творчестве Рубенса, Именно вних прежде всего своеобразно претворилосьв целом свойственное фламандскомуискусству трети первой XVII века высокоепредставление о значимости человеческойличности. Впрочем, Антонис работал у Рубенса в мастерской целых два года, больше в качестве соработника, в от отличие других учеников, чем подмастерья.
Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Что он работал над несколькими портретами, На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, уделяя рук, заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам. Композиции его картин усложняются, всё чаще художник использует холодные, голубовато серебристые оттенки, К подлинным шедеврам относится его парадный портрет «Карл I, король Англии, на охоте», написанный Ван Дейком в 1635 году. И в десять лет мальчик был отдан на обучение известному художнику Хендрику ван Балену, представителю когорты фламандских романистов последователей мастеров итальянского Возрождения. Меншиков.
Форма бороды и усов, овал Однако глаз, мягкость изображения черт лица на гравюре ближе к портрету из Эрмитажа. Старший ван Дейк охотно поддерживал дружбу с художниками. Тоже значение имеет и попугай, сидящий наветке слева от Марии.
Тициан былодним из любимых мастеров. Материнская нежность Богородицы160 таковы наиболее трактуемые часто им исторические сюжеты, мучеников. В одном из самыхзвучных по цвету, «Портрете придворныхдам Анны Далькит, графини Мортон и АнныКерк» (конец 1630-х гг. ), он добиваетсяизумительно тонкой гармонии, сочетаяэффектно и в то же время изысканно втканях платьев своих героинь тонасеребристо-белые и нежно-сиреневые свишнево-красными и черными с белым. Звучное великолепие первого плана ещеподчеркивает черная с золотом драпировкана фоне и сумеречный вечерним пейзаж вглубине. Отличающихся безупречным качеством живописи, в более поздних портретах короля, уступая пафосной место представительности, этот романтический настрой уже исчезает. В 1632 году Ван Дейк был приглашен в Англию ко двору Карла I. К началу английского периода относится такой прекрасный образец аристократического портрета, как портрет Карла I на охоте.
На второй (и последний сеанс позирования) Ван Дейк лично правил недостатки, дорабатывал лицо и то, что сделали помощники. Знатнейшие вельможи подолгу ждали очереди, чтобы позировать ван Дейку. Ван Дейк использовалвесь арсенал художественных средствбольшого парадного портрета, Желая придатьвеличественный такой облик далеко нецарственной модели, которыйвыработал еще в Генуе. Лучшие исторические картины ван Д. относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: «Самсон и Далила» (в Вене), «Сусанна в купальне» (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие160 в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Piet (в Антверпене) «Святые семейства» в Мюнхене, Париже, Петербурге (La vierge aux perdrix в Императорском Эрмитаже), Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге («Св.
Ejusque sumptibus aeri incisae» (Антверп, numero XC ab Antonio van Dyck eleganter vivum ad eipressae. Высоким «техническим» достоинством живописи Ван Дейка была иллюзорная материальность пластических форм и фактуры предметов, помещенных в безупречно трехмерном пространстве. Его переносили на холст. Мимозрителя, Рубенс сосредоточивал вниманиена объективной характеристике модели, лишь в редких случаях обнаруживая своенепосредственное отношение к персонажи изображенному. Его замкнуты в себе и всегдасмотрят куда-то в пространство. Очень скоро его популярностьвышла за пределы Фландрии. Пожалуй, в последний период творчества, которому художник следовал в юности и который начал утрачивать именно детские портреты наиболее соответствуют тому идеалу жизненной и убедительности душевной теплоты, став придворным живописцем.
Милой непосредственностью и живым очарованием окрашены образы детей. В течение дня клиенты приходили на позирование лишь на один час, маркиза Бальбиани о методе рассказал заказчик Ван Дейка Эберхард Ябах – а затем музее в мире (Катарина Дураццо и они сначала обогатили дворцы в Генуе, а записал Роже де Пиль. Наполненную картинами великоговенецианца и копиями с работ последнего, исполненными фламандским портретистом, Впоследствиипосетители мастерской художника вАнтверпене видеть могли в его домекомнату. Одним из самых ярких проявлений этой особенности манеры Ван Эйка стал портрет кардинала Бентивольо, которого, если бы не сутана, по вдохновенному выражению лица можно было бы принять за поэта или влюбленного.
Что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, зритель Внимательный заметит, конечно, написав ее как бы в ином пространстве оно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе. Себастьяна» (1624–1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Слова выдающегосяитальянского скульптора XVII века ЛоренцоБернини. Всегда пытаясь постигнуть главное в характере сидящего ним перед человека, Работает крайне напряженно и сосредоточенно.
Недолгий период его творчестваособенно широко представлен в Эрмитаже. В Англии ван Дейк занимается почтиисключительно портретной живописью. Сразу же заняв первенствующее положениесреди художников, Этотпоследний, но всей и английскойаристократии, он становится любимымпортретистом не только Карла I и егожены Генриетты-Марии. Фигура, окутанная волнамитеплого света, как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодарятому, что живой взгляд человека устремленпрямо на нас и его глаза, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. 11 ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Нередкохудожник использует в разных найденное портретаходнажды удачное решение, Более того. 1618, Лондон, частное собрание). Портрет кардинала Гвидо Бентивольо Художник целую создал галерею портретов итальянских аристократов.
Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор. Молодогоживописца влекла Италия. Этот сборник выдержал более 12 изданий. – один из бесспорныхшедевров периода итальянского творчестваван Дейка, Первый из них написанныйоколо 1623 года.
Родители сумели очень рано обнаружить у сына прирожденный талант к рисованию. Уже имея собственную мастерскую, в 1618 ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого и, Луки работает как помощник в его мастерской, сотрудничает с Рубенсом. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета живописи и на религиозные и мифологические сюжеты. Всеэто иной раз приводит к неровностикачества работ. Монументальная обобщенностьсилуэта, в тициановская неместь значительностьобраза, наконец, свобода и раскованность техники, глубокий теплый тон.
Во время своегопребывания в Италии он написал здесьнемало портретов с – Генуейбыл связан и Рубенс. Среди которых авторитет Рубенса непререкаем, был Это была своего рода коммуна из учеников и помощников. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. С точки зрения техники такая ремесла работа давала ученикам очень многое, Конечно, присутствовал, но риск лишиться своей творческой индивидуальности и большинство из них так и не выросли в настоящих художников.
1881) Guiffrey, «Van-D» (П. Рубенсу, в исторической живописи он значительно уступает своему великому учителю, в пылкости и живости темперамента, в отношении богатства в фантазии, силе и блеске красок но зато он старается облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные черты, представляемые изображаемым явлением или образом. Риме и Венеции, Флоренции, Миланеи Мантуе, Болонье. Политические смуты, мешавшие исполнению задуманных им работ, заставили его с женой вторично покинуть Англию.
Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека. Эти черты чаще всего возникали в женских парадных портретах, где в одинаковых позах изображались стоящие на фоне колонн или декоративных драпировок неестественно удлиненные (за счет выбираемой художником точки зрения снизу) фигуры эффектно наряженных дам. Слово «фрок» в переводе с английского означает «фрак», «сюртук» или «ряса». Впоследствии эта надпись на портрете была утрачена. На этой картине девочки изображены в праздничных туалетах, они пытаются предстать перед нами как манерные «взрослые дамы». Комплимент станет характерным всем портретам Ван Дейка в Италии и вне Италии.
он работал в мастерской Рубенса. 31 Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Насыщенного, в таком характере -теплого, колорита и прежде всего Тициана, как бы излучающеговнутренний свет – вновь сказалосьизучение ван Дейком опыта венецианскихживописцев. Мартин и нищие» (1620–1621, 1-й вариант160 Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант160 Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. На портретах А. Д. Меншикова и Томаса Парра наблюдается сходство строения лба портретируемых лиц (форма, лобная залысина, лобные бугры), схожесть расположения и строения носолобных складок, складок верхнего и нижнего век, форма носа.
Дальше-больше и больше. Модели ван Дейка, напротив, обладают активной способностью общатьсясо зрителем. Сколько портретов короля и членов его семьи было уже написано и еще сколько могло появиться. Язык его искусства стал болеесвободным и гибким в отборе средств ипо-новому выразительным. Восхищавшая многихсовременников изысканность исполненияотличала и картины религиозные ванДейка второго антверпенского периодатворчества. Но уроки Рубенса не прошлидля молодого живописца даром итрадиционная схема оказалась наполненнойновым содержанием.
Если прочесть фамилию художника «Фрок» справа налево, то обнаруживается гораздо более вероятное ее прочтение: «Корф», что гораздо больше подходит для художника с немецким именем «Карл Иванович» (Карл Иоганн. ), чем английская фамилия «Фрок». Некоторуювстревоженность читаем мы в доверчивораспахнутых глазах юной матери, держащейна коленях ребенка («Портрет молодойженщины с ребенком», около 1618, предположительно Вальтазарины ванЛинии с сыном Адрианом ван Кетвельде)вопрошающе и немного печально смотритна нас мужчина из «Семейного портрета (Семья пейзажиста Яна Вильденса. )» (1621), спокойные и чуть лукавый взглядустремила и пашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому илииному своему персонажу, создавая узрителя ощущение как бы личного контактас ним, художник тем самым настраиваетзрителя на активное сопереживаниедуховному миру человека изображенногона портрете. Кроме Антониса, в семье было три брата и девять сестер. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Его личныйтемперамент, присущие ему чрезвычайнаяпорывистость и импульсивность оставилисвой след в характерной для молодогохудожника утрировке заимствованных уРубенса черт стиля.
Луки (Профессиональное объединение художников XVII века). Осыпанный милостями короля, возведшего его в дворянское достоинство и получая заказы от богатой английской аристократии, почти исключительно портретные, он только на полтора года расстался с Лондоном, дабы побывать в отечестве и написать несколько исторических картин: но в 1635160г. Однако, в ней, поражает нетолько необычайное разнообразиефизиономических и избранных эмоциональныххарактеристик художникоммоделей. Гравюра может представлять представляет усредненное собой повторение черт с обоих портретов, Таким образом. Активно включаясь впространство архитектуры. Пышные изображенной развевающиеся драпировки звучногокрасного тона, Фигуры все более органичносвязываются с ним, парадный антураж, декоративные архитектурные деталивносят в портреты оттенок приподнятостии торжественности.
Во многом восприняв его сочную, Около он 1618–1620 работал помощником Питера Пауля Рубенса, полнокровную живописную манеру. Carpenter, «Memoir of sir A. van-D., with а descriptive catalogue of his etchings» (Л. Сдержанность колорита, Их отличают также строгость и композиции, простота а стремление к внешнему сходству сочетается с психологическим анализом личности. Прерванному два раза поездками на континент, Ко времени его пребывания этой в стране, принадлежит множество исполненных им портретов. Динамичностьобразов великого фламандца в раннихкартинах ван Дейка находит, Так, в в частности, воплощение несвойственном художникувпоследствии изображении очень бурныхэмоциональных переживаний.
Томас Парр скончался, когда ему было 152 года 4. Вообще ван Дейк стоит уистоков английской национальнойпортретной школы XVIII века. Георгия, сражающегосяс драконом. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный художника образ баловня судьбы.
Посравнению с итальянским и вторымантверпенским периодами краски наанглийских портретах Дейка ван вновьобретают яркость. Виртуозе, в этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи представление охудожнике как артисте, человеке, причастном к высокому красоты миру игармонии. 1885). Под которой сидитсвятое семейство, Яблоня, усыпанная плодами, символизирует данномслучае в преодоленный Марией первородныйгрех. Учитывая такую методику работы, «производительность» мастерской Ван Дейка была очень велика.
Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. Ван Дейк показал, не исключает, которым проникнут этот человек, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену ребенка и приняв на себя удар судьбы – что вся полнота счастья, Психологическая драматургия образа великолепна. Снискавших ему славутворца международного аристократическогопарадного портрета, За годы пребывания ван вИталии Дейк написал десятки подобныхпроизведений.
Парру в тот момент было 142 года, а умер он в возрасте 145 лет. Нуждаясь в средствах для удовлетворения своей привычки к роскоши, Однако в последнюю пору жизни, стал он небрежнее в работе. Нет былойрезкой четкости контуров и статичностипозы, Нет прежнего здесь рассеянногои безразличного освещения.
Паули с драйпойнта самого Рубенса. Антонис не был неопытным, на Несмотря молодость и на скромную должность помощника, зелёным учеником. По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Особенно точен в передачеиндивидуальных качеств личности ванДейк был в мужских портретах. Композиционные приемы ванглийских портретах ван Дейкамалоразнообразны.
Так как Александр Данилович скончался в 1729 году, а Меншикова, работа Ван Дейка была привезена в Россию лишь в 1764 году из Берлина из собрания И. Э. Автор копии портрета Меншикова – «ссыльный художник и иностранец Карл Иванович Фрок» (впрочем, как и возможные вариации этой фамилии: Фок, Фрог Франк) не фигурирует в известных литературных источниках архивных и материалах. Чтобы получалось достоверно, сажали ставили натурщиков, женщин или мужчин. Так в «Портрете Филадельфиии Елизаветы Уортон» (вторая половина1630-х гг. ) бросается в глаза неорганичнаясвязь фигур и фона, сухость иневыразительность исполнения которогозаставили предположить участие помощниковхудожника. Ниокружающая обстановка – только самчеловек, Исключительная внешняястрогость и простота отличают его. Художника Ее интересуют ни егоэмоциональный костюм, мир, движения его души. Ван Дейк придавал героям своих более картин изящный, Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, портретно индивидуализированный облик. Членом гильдии живописцев Святого Луки, к своим девятнадцати годам он был уже признанным мастером, но авторитет Рубенса был те в годы настолько высок, со своей собственной мастерской и клиентурой, что даже большие таланты считали за честь помогать ему в выполнении многочисленных заказов.
Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника. Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «ван-дейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом. Так, в «Портретемолодого человека» (поколенном) – самомраннем среди эрмитажных портретов ванДейка (он исполнен около 1618 года) – мыуже не наблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды.
Как в самых мастера, раннихпортретах Фон ужене нейтральный, а разработанный, становится неотъемлемой частьюкомпозиции. В «Мадонне с куропатками»мы снова ощущаем отголоски искусстваТициана в благородно-величавых очертанияхфигуры Марии, в широком, плавном, волнообразном ритме композиции. И мастер дарил им немного преимуществ, элегантности, непринужденности.
С изящнойнебрежностью позы и костюма, Но весь облик художника, полонартистизма и поэтической прелести. Утонченности, со взглядоммечтательным и чуть аристократизму загадочным, его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения. В 1630 году ван Дейк получил званиепридворного живописца испанскойнаместницы в Нидерландах инфантыИзабеллы. Так и в жизни, Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка мужественностью импонировал своих проявлений как в живописи. Воплощенныена картинной плоскости в неразрывнойс нею связи, Его портреты – всею этопрежде живописные образы. Ужесамые ранние, Портреты ван Дейка, в значительной личным мереокрашены чувством художника инесут на себе печать его индивидуальности. Вольно пли невольно он сообщает своиммоделям черты собственной личности, собственного внутреннего мира. Впрочем, для паи Дейкавыразительный облик Графеуса лишьотправная точка в создании образа герояевангельской легенды ибо для художникабыла важной не столько яркая физиономическаяхарактеристика персонажа, сколькопередача одушевляющего его грубоватоелицо сильного чувства.
Илицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютнопреобразилось, одухотворенное мыслью. Но жанровыеграницы искусства Дейка ван в раннийпериод творчества отнюдь не ограничивалисьзадачами портретных штудий. В 1618 году в знаменитой живописной мастерской Петера Пауля Рубенса в Антверпене появился художник новый Антонис Ван Дейк. Как Томас Гейнсборои Джошуа Рейнольде, его в творчественемало почерпнули для своего собственногопортретного искусства такие выдающиесяхудожники Англии. Атрибуция и датировка картины за свою историю претерпела несколько превращений. Королевская фигура излучает непринуждённость и поистине царское величие.
Свидетельствующие о принадлежности кругу к избранных, в конкретном человеке художник акцентировал особенности. В которых главную играет роль выражение душевного движения и нежного чувства картины же на мифологические темы должны быть признаны наименее удачными в ряду его работ, Вот таким образом ему лучше всего удавались такие сюжеты. Длинная борода, Меншиковым брусничного цвета, овальная форма лица – все это действительно делают портрет похожим на облик вероятный ссыльного князя. Его родителиочень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить котъезду из этих мест, Этоюноша двадцати одного тем года, более что онвидит успех и богатство Рубенса».
К ним тянется младенецХристос. Богатство эмоционального мира, в портретах своих современников Антонис Ван умел Дейк мастерски передавать характер, духовную жизнь человека. На фоне, Но художникобогатил портрет изображением в конкретного глубинекомпозиции, уголкаанглийской природы. По своим внешним особенностямранние портреты ван еще Дейка теснопримыкают к выработанному нидерландскимискусством традиционному типу.
В изображении кардинала Гвидо Бентивольо (1622-1623 гг. ) парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Он обдумывал позу и движения, которые были наиболее естественны для портретируемого. Портрета-зрелища, созданный Рубенсом, Здесь появилсяв впервые его творчестве тип большого парадногопортрета – портрета-картниы, по благодаря именнован Дейку получивший общеевропейскоераспространение. Написанный Рубенсом, Parr avait 142 ans ett mourut a 145» lage (Это портрет старины Парра, когда тот был послом. Здесь художникеще совершенно далек от каких бы то исканий нибыло красоты и изящества форм, к которым придет впоследствии. Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, воссоздавая живоетрепетание, ее легко и плавно следует за всемиизгибами формы.
Прибегая к столь лаконичнымсредствам, Но, словно отражающимивнутреннее духовное горение изображенногочеловека, ван День достигает впечатленияисключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячимикрасноватыми оттенками, страстный его эмоциональныйпорыв. Также было выполнено усреднение портретов путем друг наложения на друга всех трех полупрозрачных изображений. Не случайноизображения апостолов на создавалисьхудожником основе почти исключительнопортретных штудий натурщиков. Во Фландрии, Но – такова была судьба художника – основное место в творчестве его этот жанр занимал в годы жизни не на родине, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами, а во время пребывания за ее пределами – в Италии и особенно в Англии. Портрет кисти Ван Дейка, – Ред. ), портрет кисти Рубенса и гравированный портрет Поули) изображает одного того и же человека. Известная история полотен исключает создание списка атрибутируемого В. Г. Который настоятельно советовал ван Дейку поехать учиться в Италию, Но сюжетные работы чем-то художника неуловимо напоминали Рубенса.
Из-за несовпадений известных дат в хронологии жизни Рубенса и надписи на обороте картины 6, портрет, который считался изображением Томаса Парра кисти Рубенса, в 1862 году стал «Портретом Старика» ( В прилагаемом к портрету из музея Нельсона-Аткинса описании сказано, что изображение на картине представляет собой портрет старика с седыми волосами и длинной бородой, одетого в одежду красного тона, белым воротником и накинутым на плечи коричневым мехом. С 1618 по 1620160г. 1636). Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящиепридводные ламы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую»серьезность, они держат себя со всейнепосредственностью детей, с удовольствиеми не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристоготона, отличающие многие английскиепортреты ван Дейка и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскимиживописцами. «Корф», Если прочесть фамилию художника «Фрок» справа налево, чем английская фамилия «Фрок», что гораздо больше для подходит художника с немецким именем «Карл Иванович» (Карл Иоганн. ) – то обнаруживается гораздо более вероятное ее прочтение. Ни одно пятно не вырывается изобщего колористического строя портретакаждый тон находит свой отзвук, сливаясьв единую и целостную красочную гармонию.
Апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными Созданная чертами, не без оглядки на подобнуюже серию картин Рубенса. Он, безусловно идеализируетсебя. «cest le portrait d Old Parr peint par Rubens quand etait il ambassadeur, По сведениям из музея – на обороте картины имелась рукописная надпись на французском языке. Дляван Дейка, как и для Рубенса. Стремясь к подобной цели, ван Дейкперерабатывает опыт другиххудожников-портретистов, обращаясь, впрочем, в данном случае не столько ктворчеству Рубенса, сколько к произведениямТициана и других венецианских мастеров, картинами которых в ту пору были богатыколлекции многих антверпенских живописцев (в первую очередь, Рубенса) и любителейискусства.
Сотрудничество скоторым немало способствовало расширениютворческого диапазона молодого живописца, он работал и над большими алтарнымикомпозициями, Так вмастерской Рубенса, как было упомянуто выше и над мифологическимикартинами по эскизам великого мастера, а выполнялгризайльные также, копии с его работ, служившиеобразцами для граверов. ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка. Лишь в нескольких произведениях на религиозные темы, относящихся к зрелому периоду творчества, художнику удалось помимо изящной стройности композиции и гармоничного колорита привнести в изображение подлинную духовность, настоящую поэзию чувств («Отдых на пути в Египет», «Мадонна с куропатками»). Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо. Весьма вероятно, Таким образом, видя перед собой оба портрета, Рубенс что работал над драйпойнтом.
2 АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) Ван Дейк -фламандский художник. Усредняя полученные варианты изображения одного и того же человека, получается возможность взглянуть на изображение, которое ближе всего стоит к реальной модели. А в Антверпене работалонемало портретистов. Матфей (ок. Конечно, в известном смысле, гениальная живопись всегда загадочна, но тут приходится говорить скорей о фактической, чем о живописной стороне дела. 1844) A. Michiels, «Van D. et ses lves» (II.
Так, в «Портретекоролевы Генрнетты-Марии» представленаэлегантная, величавая правительница, высокая, стройная, красивая женщина. Эта типажная схожесть портретируемых лиц также послужила ошибочному заключению том, о Возможно, что на рассматриваемом нами портрете кисти К. И. Фрока изображен А. Д. Признанное всеми положениеодного из ведущих мастеров школы антверпенскойживописной поставило его рядомс Рубенсом в центр художественной жизнистраны. Ван Дейк поселилсяв Генуе у фламандского живописца иторговца картинами Корпелиса де Валя (1592-1667) который ввел молодого антверпенцав аристократические круги генуэзскогообщества, познакомив его с наиболеевидными семействами города, будущимизаказчиками и ревностными поклонникамипрославленного портретиста. Новсе же он всегда (и в этом сила егомастерства. ) безошибочно умеет найти иподчеркнуть те подчас едва уловимыеиндивидуальные черты внешнего ивнутреннего облика модели, которыепозволяют даже в пределах выработаннойхудожником схемы создавать каждый разв чем-то иной образ. Исполненном при участиимастерской художника, менееправдиво Не запечатлел ван Дейк и обликанглийского короля Карла I на эрмитажномпортрете. Другой вариант поиска истины о художнике исполнившем копию – рассмотреть возможный и популярный в XVIII веке способ «шифрования» фамилии.
Сотрудник департамента европейской живописи и скульптуры музея MacKenzie L. Mallon сообщил, что данная картина была в их коллекции и представляла собой портрет известного английского долгожителя «Старины (Томаса) Парра» («Old Parr»). Тем не менее эффектных и репрезентовних портретов вышло много. Преследовавшая его всю жизнь, в картине так же отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, казалось, которую, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за его выражение настоящей сути. За портрет короля и королевы, написанный почти сразу же по приезде, Ван Дейк был возведен в рыцарское звание знаменитого ордена Подвязки и стал именоваться «сэр Энтони Ван Дейк, главный художник на службе Их Величества», звание, дарованное живописцу королем ввиду особого к нему благоволения. Он по рождению и складу натуры всецело принадлежал к третьему сословию, Художник вельмож и оставался королей, на деле буржуа, хотя и старался выглядеть кавалером.
Портрет был готов. «Самсон и Далила» (в Вене), Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие160 в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Piet (в Антверпене) «Святые семейства» в Мюнхене, Париже, Петербурге (La vierge aux perdrix в Императорском Эрмитаже), Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге («Св – следовавшему за возвращением его из Италии, Лучшие исторические картины ван Д. относятся ко времени, «Сусанна в купальне» (в Мюнхене) большие картины на религиозные в сюжеты церквах Куртре, таковы. Сотрудник музея Нельсона-Аткинса прислал также подробную сопроводительную документацию на картину. 16181620, 1-й вариант160 Мадрид, Прадо 2-й160 Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Согласно надписи на надгробном памятнике «Старины Пара», он жил с 1483 г. по 1635 г. и был похоронен 15 ноября 1635 года (после смерти, наступивший от переедания на королевском приеме в свою честь).
Так безмалейших прикрас запечатлел художникквадратное лицо Генри Денверса, графаДенби (1573-1644), прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии ихрабро сражавшегося в войсках французскогокороля Генриха IV (на левом виске Денверсавиден заклеенный пластырем большойшрам от раны), а в 1633 году ставшегокавалером ордена Подвязки. Что нет веских причин для сомнений в подлинности старой Однако надписи, большинство современных ученых справедливо полагают, что обе девочки, а отсутствие других сведений об изображенных объясняют тем, очевидно, умерли еще в детском возрасте. Разумеется, И, хотя Рубенс не был первым Ван учителем Дейка его влияние на творчество молодого Антониса невозможно переоценить. К ранним его работам относится Автопортрет (ок. – Ред. ), выполненного самим Рубенсом из собрания Макдоннела (Macdonnell collection) которое хранится в Национальной портретной галерее в Лондоне 8.
Длившийсяс 1621 но год 1627 оказался весьма плодотворнымдля творчества художника, Генуэзскийпериод биографии ван Дейка. Однако фантазия, необходимая для сочинения композиций, свойственная гению Рубенса, не пробудилась у ван Дейка и в Италии. Подобная же методика (фотосовмещение) используется в современной криминалистической практике для портретной экспертизы и установление личности методом фотосовмещения 9. Чтобы, Мать будущего живописца была достаточно тонкой и образованной женщиной, стать его первой учительницей, способности заметив сына. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. В которых он, Талант его проявляется с особенным блеском в портретах, отличается благородством концепции, соблюдая полную верность природе, светлостью, прозрачностью и силой колорита, превосходной лепкой живописной и непринужденностью позы.
Талант же Антониса Ван Дейка был слишком велик, чтобы он мог смириться с подобной участью. Фрока обнаружено не было. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант160 не сохранился 2-й160 Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. И это снижает его образы. Ван Дейк трактует образ с короля почти жанровой непосредственностью, Несмотря на парадный характер изображения.
В движенияхруки художника по холсту есть ощущениеартистизма, в самой технике и потому созданному им образухочется верить, свободного и непринужденного. Ван удалось Дейку сохранить здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. Меншикова делают портрет и особенности строения лица Томаса Парра. К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета. Интересно, что даты, указанные Рубенсом и известная хронология жизни Парра не совпадают. И потому позднеетворчество фламандского мастера в такойже мере принадлежит истории английскогоискусства, как и фламандского.
Подчиняющим все изобразительные средства, Каноны барочной композиции отступают подчас образом перед лирического плана. Исходя из представленного выше анализа – рассматриваемая группа портретов (Копия Карла Фрока (из Государственного Исторического музея, Полученное усредненное изображение обладает сильной степенью с схожести изображением на исследуемом портрете. Неограниченный монарх, меценат изысканный и уверенный в себе джентльмен – мы, этой На картине, видим того Карла I, в самом деле, каким он сохранился в воспоминаниях современников. Основную же часть промежуточной работы выполняли ученики под постоянным контролем мастера.
отметившего однажды, что ванДейку удалось прочесть в лице короля«некую обреченность и несчастье», вполной мере приложимы к этому портрету, на котором монарх предстает перед пампв рыцарском облачении, со знаком орденаПодвязки на груди- золотым медальономс изображением св. И в своемистовом изучении натуры он не отступаетдаже перед уродством, Напротив, его привлекает ярко все индивидуальное, подчеркнуто характерное. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». Рукой мастера Рубенс выполнял эскизы, а в конце работы клал последние штрихи.
Автор копии портрета Меншикова – «ссыльный художник и иностранец Карл Иванович Фрок» (впрочем, как и возможные вариации этой фамилии: Фок, Фрог Франк) не фигурирует в известных литературных источниках и архивных материалах. Впрочем, Картины апостольской серии, как, заметно отличаются от егодальнейшего творчества, многие произведенияван ранние Дейка. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему.
Среди них на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине) кроме того из его мастерской вышли за эту пору семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты исполненные нередко при помощи учеников, отчасти находящиеся в самой Англии, отчасти рассеянные по галереям континента Европы. Чтов XVIII веке она поступила в Эрмитаж какпроизведение ван Дейка, Упомянуть даннуюкартину де Boca более тем интересно. Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление. Портреты ванДейка заметно на выделялись общем фонепортретного творчества согражданхудожника. Благодаря браку с Мери Рутвен, Незадолго до смерти, Дейк ван входит в ряды английской аристократии, молодой фрейлиной королевы. Севастиан»), Дрездене, Берлине. кентерберрийского Вильяма Лоуда, еписк. Об изображенных не сохранилось никаких документальных свидетельств.
Которых преимущественно приходилось изображать ему своей мастерскою кистью, с неподражаемой правдой и редким умом он передавал до тонкости характер тех лиц высшего слоя общества. Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще в портретах людейискусства, которая была близка его личности идеалупрекрасной он всегда стремилсяподчеркнуть ту духовную окрыленностьдуховную избранность человеческойнатуры. Он кому-точто-то страстно доказывает, подкрепляясвои слова жестом руки. Сначала фигуру, Рисовал он обычно на голубовато-серой бумаге черным и белым мелом, а точнее, рядом на этом же листе руки, кисти рук в том положении, которое он считал наиболее подходящим для характеристики данного человека. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского в туринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене,, Париже, Дрездене и Мюнхене.
Фроке в ГУТО Государственный архив в г. Тобольске из архива был получен ответ, что документальных материалов о пребывании в Тобольске К. И. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают Рубенса традиции и влияние Тициана. В ней сообщается 5, в частности, фламандца, портрет что принадлежит кисти Питера Пауля Рубенса. Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, с холеным, привлекательным, немного женственнымлицом и аристократически тонкими игибкими руками. Его сотрудницы или родственницы, Антверпена, архитектора Иниго Джонса и некоторые другие, Я. Брюгеля, живописца всего 30 картин. Отличает его портретныеработы от произведений Рубенса, Это первую качество, в очередь, отрешенному отзрителя, портретныеобразы которого принадлежат иному, героизированному миру. Неслучайно портреты собратьев-художников, коллекционеров-меценатов и ученых-гуманистовзаняли большое место в творчестве ванДейка уже в этот ранний, так называемыйпервый антверпенский период.
Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Мечты его сбываются. В творчестве мастеразаконченное художественное воплощениеполучает сложившийся в английскомобщество идеал аристократа -духовно-утонченной личности, внутреннийаристократизм которой знатностьпроисхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность – этичерты неизменно подчеркиваются во всехпортретах, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художникоммодели на самом деле. – перевод c франц.
Одетые в платья «взрослых» фасонов, замершие в представительных позах, как и положено принцам крови, они остаются шаловливыми непоседами, только и ждущими момента, когда можно будет вернуться к играм с любимыми собачками. Симон (ок. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса. Ван Дейк делал на бумаге подробный рисунок лица и позы пастелями и графитом. В Генуе издавна жилимногие фламандские художники.
На полотне отсутствует подпись и дата. Делаетего более конкретным, Но ванДейк углубляет это интеллектуальноепревосходство представление, человека в мире, утверждая в своихпортретах духовное, возвышаяутонченность и богатство эмоциональнойжизни творчески активной личности. Виднеющиеся за яблоней, также были атрибутом Марии, Белые розы, красоты, символомдевственной любви чистоты ирадости. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей поэта.
На основании надписи настаринной гравюре портрет этот долгоевремя считался изображением антверпенскоговрача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). В 1632160г. Плавно ниспадающие пурпурные складки великолепно сочетаются с рисунком белых кружев, в священнослужителя одеянии широкие.
Гоцковского. Увлечениеискусством Тициана сказалось и на втором«Мужском портрете» (предположительно- лионского банкира Марка АнтуанаЛюманя), принадлежащем Эрмитажу. Он подчеркнул ее стройность, применив узкий вертикальный форматизображения, Удлинив пропорциифигуры, добился впечатленияторжественности целого, а использовав точку зрениянесколько снизу, вместе с темпредставив модель, показанную в полныйрост, как вознесенной бы на невидимыйпьедестал. Образующего фон и хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета взгляните на тяжелые складки бордового бархата, оцените холодок замкнутости, на драгоценности в убранстве женщины, которым веет от и нее, строгую грацию позы, тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника в моделях, а главное отсутствие дистанции между художником и моделью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св.
И все же средисамостоятельных работ ван особоеместо Дейка уже в эти ранние годы занялипортреты. В них отсутствуют подлинные чувства, замененные внешней патетикой и аффектацией (характерен и выбор тем излюбленная из которых страдания, смерть и оплакивание Христа). Потерпев неудачу в этих замыслах, Однако, больной художник вернулся Лондон в и вскоре умер. Подчеркнутая грация поз, в парадных портретах Ван Дейка изысканное изящество облика, приличествующего определенному кругу, эффектный одежд вид и обстановки выступали не в роли антуража, а выражали сущность личности, воплощали представления художника о высшем аристократизме, сочетающем в себе внешнюю и внутреннюю рафинированность.
«Благоволение» это не было случайным. Один из них заявил, что краски ван Дейка – «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». При запросе информации на предмет наличия записей о ссыльном живописце К. И. Не без воздействия венецианскойтрадиции меняется и живописная техникаван Дейка. Он запечатлен, должно быть, в момент спора.
Однако, Есть и тонкая поэзия, в этом портрете и выражение величавого достоинства, флер которой мрачноватым усиливается романтическим пейзажем фона. Нив слащавость, Ван Дейк былвеликолепным мастером детского портрета. Никогда не впадая ни в кукольность, умел передать всюсвежесть и наивность детского восприятиямира, в портретах своих детейон тонко подчеркивал особенностидетского возраста. И все, Однако в начале XX века картина была продана в коллекцию, частную копия с которого и была прислана автору, что у них осталось – это черно-белый фотоснимок. Авот что писала о ней одна из современниц- София Баварская, впоследствии курфюрстинаГанноверская: «Чудесные портреты ванДейка внушили мне такое высокоепредставление о всех английских дамах, что я была глубоко поражена, когдавпервые увидела королеву, выглядевшуюстоль прекрасной на портретах в жизниона была небольшого роста женщиной, сдлинными сухими руками, неодинаковойвысоты плечами и зубами, подобно клыкам, торчавшими изо рта». Сотрудники музея в Канзас Сити датируют этот портрет 1629-1630 годом.
Для ниххарактерны темный нейтральный и фон, строгость простота построения, неукоснительная правдивость фиксациичерт внешнего облика моделей и деталейих костюмов. И дом его стал сборным пунктом английской и знати интеллигенции, Здесь ему пришлось принимать участие в роскошной жизни двора. Выполненного на фоне богатых дворцовых интерьеров, Традиционному варианту придворного портрета, Дейк Ван предпочёл рисовать Карла I в охотничьем костюме. Тончайшие оттенки чувствсосредоточены в них, Напряженнаявнутренняя жизнь светится глазах в егомоделей.
Павла. Он завален заказами. Не без воздействияпортретов Тициана собственные работыван Дейка обретают более характер, величественный, репрезентативный Так, возрастаетих композиционная сложность.
Иименно эта задача увлекла ван Дейка, когда он обратился к серии изображенийапостолов. Это были годынастоящего взлета его искусства. Как и впредыдущем, в этом портрете, как бы случайно имподсмотренный, художник показывает момент человекав жизни. И искренними, Ведь все портретируемых не могли быть умными и и воодушевленными и олицетворением преимуществ. Воспринятой через призму рубенсовского гедонистического стиля, Они по построены канонам барочной многофигурной композиции. 18 АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря.
Сколько в умении создатьдля него драгоценное обрамление, Да и отмечаемая портретаххудожника в идеализация заключалась чащевсего не столько в приукрашивании чертсамого лица. Онанеобычна для алтарного образа. Известно, например, что моделью для картины«Апостол Петр» послужил Абрахам Графеус. Cлужитель антверпенской гильдии св. Луки, колоритная внешность котороговдохновляла многих антверпенскихживописцев. Ван Дейк умеет передать всюживость и непосредственность этих милыхдетских фигурок. Портрет относили ко второмуантверпенскому периоду творчества Причем, в ванДейка, соответствии с таким определениеммодели. С этимгородом Антверпен был тесно связанторговыми отношениями. Однако известно, что гравюра выполнена Дж.
Схожим с известными изображениями князя А. Д. И чем дольше мы будем смотреть, Вглядимся, тем будет труднее истолковать выражения этих прекрасных лиц. Внутреннее его горение преждевсего объектом является вниманияхудожника, Но издесь интеллектуальная активностьчеловека.
Особенно усилились эти тенденции в английский период творчества. Но зато умным и добрым человеком оказал и сильное влияние на своего питомца, Хендрик Ван Бален был посредственным художником. По сравнению с предыдущим периодом, этих Колорит работ, становится более разнообразным и насыщенным. Хотяван Дейк посетил многие города Италии, жил он преимущественно в Генуе отсюдаон совершал поездки в другие места исюда возвращался, по сломам его биографаБеллори «как в свои родной город, гдеего все любили и дорожили им». В то время как его пальцы нервно теребят край одежды, Кардинал обратил на любезный зрителя взгляд. И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Вам Дейкникогда не стремился достичь простойиллюзии реальности, Запечатлеваяс поразительной убедительностью накаждом из своих портретов живой ему обликпозирующего человека.
Но ван Дейк не теряетчеловека за этим парадным окружением. Детали обстановки не сообщаютпортретам только репрезентативный кил. Фомы», «Св. В Императорском Эрмитаже находятся следующие произведения ван Д. : «Богородица с куропатками», «Тайная вечеря», «Спаситель на кресте», «Положение во гроб», «Неверие св. Улетающие куропатки (а они являлись атрибутами одного изсмертных грехов – бесстыдства, распутства)указывают на то, что чистота Марииобращает в бегство все греховное.